1 псалом

Изъяснение псалма 1-го.

Пс.1:1. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.

У Евреев не надписан.

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».

Из сего не трудно усмотреть, что переводившие божественныя Писания, какия в древности нашли у Евреев надписания, те и преложили на еллинский язык. Ибо сей и следующий за ним псалом, нашедши ненадписанным, оставили без надписания, не осмелившись к словам Духа приложить что-либо от себя. Некоторые из описывавших содержание псалмов утверждали, что сей псалом содержит в себе учение нравственное. А мне кажется он не менее догматическим, сколько и нравственным. Ибо содержит в себе обвинение не только грешных, но и нечестивых, и советует непрестанно внимать Божественным словесам, из которых извлекаем не нравственную только, но и догматическую пользу. Весьма прилично великий Давид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение, преподанное священным ученикам, начал ублажениями, сказав: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф.5:3). Владыка же Христос, как человек, есть сын Давидов, по изречению священнаго Евангелия: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» (Мф.1:1); а как Бог, есть Господь и Творец его; вот о сем изречение самого Давида: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» (Пс.109:1). Посему Давид ублажает того, кто не пошел общим путем с нечестивыми, не принял непременнаго совета грешных (ибо сие назвал он стоянием), и избегает постояннаго развращения губителей. Хотя название блаженным есть наименование божественное (свидетель сему божественный Апостол, когда взывает: «блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим.6:15), однако же Владыка Бог имя сие, как и другия имена, сообщил и людям. Ибо, именуясь верным (сказано: «верен Бог, имже звани бысте во общение Сына Его» (1Кор.1:9); и блаженный Моисей говорит: «Бог верен, и несть неправды в Нем» (Втор. 32, 4), и людей, приемлющих несомненно словеса Его, наименовал верными. Подобно сему, будучи и именуясь Богом, сие название сообщил Великодаровитый и людям, и говорит: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» (Пс.81:6–7). И так, имя: «блаженный» есть плод усовершения в добродетели. Ибо, как и каждое занятие в жизни имеет свою цель, и упражнение в борьбе – оливковые венцы, военное дело – победы и победные памятники, врачевство – здравие и избавление от болезней, купечество – собрание денег и приумножение богатства; так и наука добродетели имеет плодом и целию Божественное ублажение. Но усматривая, что ублажается здесь только муж, никто да не подумает, будто бы женский пол лишен ублажения; потому что Владыка Христос, представив ублажения мужей, не воспретил и женам приобретение добродетели. Слово Божие вместе с мужами разумеет и жен; потому что «глава жены муж», как говорит божественный Апостол (1Кор.11:3).

С главою же сочетаваются члены тела и радуются, когда увенчавается глава. Так и мы, обращая к кому-либо речь и именуя его любезною главою, не разделяем телесных членов, но под именем части приветствуем целое. Не просто же Давид упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом установляется, и после сего принимает некое не поколебимое постоянство. Посему Пророк советует не допускать в ум какой-либо злочестивой мысли и не приступать к делу беззаконному. Нечестивыми же божественному Писанию обычно называть преданных безбожию или многобожию, и грешными – вознамерившихся жить в беззаконии и возлюбивших жизнь развратную, а губителями – не себя только доводящих до погибели, но сообщающих пагубу и другим, подобно болезни, поражающей людей и скотов, которою заражаются приближающиеся к ним. Посему слово повелевает бегать их сонмищ. Но для усовершения в добродетели недостаточно избегнуть только порока; сказано: «уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33:15); и блаженный Исаия говорит: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» (Ис.1:16–17). Посему блаженный Давид весьма справедливо присовокупил:

Пс.1:2. Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

«Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь». Надобно не только гнушаться сказанным выше, но день и ночь внимать Божию закону, того желать, что внушает божественный закон, и согласно с ним располагать собственную свою жизнь. Ибо так законоположил и Бог всяческих, чрез Моисея говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, «седяй и востая, и лежа, и идый путем. И навяжеши я на руку твою, и да будут непоколеблема пред очима твоима» (Втор. 6, 7–8). Потом Пророк показывает произрастающий из сего плод. Ибо говорит:

Пс.1:3. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

«И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет»; потому что потоки Божественнаго Духа действуют подобно водному орошению. Как воды цветущими делают насажденныя при них дерева; так Дух сообшает силу приносить божественные плоды. Посему-то Владыка Христос учение Свое наименовал водою. Ибо говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37); «вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живой текущия в живот вечный» (Ин.4:14); и еще: «веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38). А также говорит и жене самарянской: «пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин.4:13–14). Так и чрез Пророка Исаию говорит: «Я дам в жажде ходящим в безводней; отверзу на горах источники, и на холмах реки напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех» (Ис.41:18, Ис.43:20–21). Поэтому и блаженный Давид обучающагося Божественным словесам справедливо уподобил деревам, насажденным на берегах при воде, у которых всегда зелены листья, и которыя благовременно приносят плоды, потому что подвижники добродетели, хотя плоды трудов собирают в будущей жизни, однако же и здесь, как бы некия листья, постоянно нося в себе благую надежду, зеленеют и радуются, и в услаждении духа переносят тяжесть трудов. И великодаровитый Владыка всегда содействует усердию их, потому что «любящим Бога, – как говорит божественный Апостол, – вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). Посему-то и блаженный Давид сказал: «и вся, елика аще творит, успеет». Ибо «от Господа, – говорит он, – стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» (Пс.36:23). Но не просто, а с великою точностию, сказано у него: «вся». Ибо, запретив сперва все виды порока, и показав совершенство Божественных законов, потом уже присовокупил: «вся, елика аще творит, успеет», зная, что таковый, соглашая волю свою с Божественым законом, не захочет сделать что-либо вопреки закону, так как сказано: «в законе Господни воля его». Таким образом, возбудив чрез сие к добродетели и обучив совершенному любомудрию, Пророк подкрепляет подвижников и представлением противнаго, и говорит:

Пс.1:4. Не так – нечестивые, : но они – как прах, возметаемый ветром .

«Не тако нечестивии, не тако». Усугублением отрицания яснее показывает противоположность. «Но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли». Подвижники добродетели, орошаемые Божественными словесами, вечно зеленеют и приносят благовременный плод, а нечестивые, попираемые неприязненными духами, уподобляются праху, который удобно туда и сюда носится противными ветрами.

Пс.1:5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

«Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы на совет праведных». С великою точностию все изложил Всесвятый Дух. Не сказал: «не воскреснут нечестивии», но «на суд не воскреснут», то есть, воскреснут, но не на суд, а на осуждение; потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как приводят в судилище не для того, чтобы обличить, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор: так проведшие жизнь в нечестии немедленно по воскресении понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни. И те, которые отступили от злочестивых учений, но вели беззаконную жизнь, поставлены будут вдали от сонма праведных. Ибо слово: «совет» Акила и Феодотион перевели: «собрание», а Симмах: «стечение».

Пс.1:6. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

«Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет», то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцов, а других пошлет на вечное мучение.

Псалом 1 «Блажен муж»

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Перевод

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе» (Пс. 1:1).

Блажен. Как не вспомнить евангельские заповеди блаженства? Мы часто слышим их за Божественной литургией, но редко переносим их в свою повседневную жизнь. Часто эти заповеди кажутся нам недостижимыми, а значит и трудиться ради приобретения этих добродетелей не стоит. А может быть мы просто не знаем с чего начать?

Обратимся к книге Псалмов. С первых же строк нам даются подробные указания от чего нужно отстраниться прежде всего, чтобы положить доброе начало своему духовному возрастанию: от влияния нечестивых, грешных и губителей. Но что это значит? Разберем каждый из этих типов подробнее и, если будем с собой честны, узнаем каждого в себе самих.

Нечестивые. Это люди, которые не воздают честь Богу. Они устанавливают свои законы и стараются вовлечь в царство собственного своевластия как можно больше других людей. Но как? Раздавая лукавые советы, показывая «обходные пути» и лазейки в законах и устоях общества, продавая «волшебные таблетки», проповедуя различные «супер эффективные методики» и т. д. Эти люди всегда «себе на уме», поэтому как бы хороши ни были их бесценные рекомендации на первый взгляд, конечная цель — увлечь людей в сферу своего влияния.

Корень всего этого — неприятие воли Божией, нежелание смириться перед Богом и исполнять Его заповеди. Плоды — от личного стремления найти оправдание для «небольших послаблений» до тоталитарных сект и различных бунтов против «режима», «отсталых общественных норм» и всего, что лично нам не нравится или некомфортно исполнять.

«На совет» в данном случае можно рассматривать не только как непосредственное участие в нечестивых собраниях, но и внутреннее согласие с «решениями» этого совета, их воплощение в своей жизни. Скорость передачи информации в современном мире делает физическое присутствие на «совете нечестивых» совершенно необязательным. Ведь главное не провести собрание, а склонить сердце человека к нечестию.

Грешные. Каждый из нас имеет личный самый любимый грех. Если бы мы не любили этот грех, то быстро бы от него избавились. Поэтому и речь идет о глубокой эмоциональной привязанности к тому или иному образу действия, устроения мыслей и чувств. Перефразируя классика, можно сказать: «меня грехом пленять не надо — я сам грехом пленен быть рад». Склонность сердца (на языке святых отцов «страсть»), являющаяся корнем греха, убаюкивает постепенно: сначала одно маленькое послабление, потом другое — и человек останавливается, теряет энергию устремления, перестает двигаться по пути духовного совершенствования и встает на путь греха.

У нас нет другого выбора: если мы не идем узким и тернистым путем, ведущим ко спасению, обнаруживаем себя на широкой дороге духовного падения. И хотя «уклон» нам кажется незначительным, эта дорога ведет вниз. Приведем современную аналогию: человеку, спускающемуся в метро на эскалаторе, совсем не обязательно идти — можно просто стоять. Так и человек, «ставший на путь грешных» будет неизбежно скатываться вниз, утешая себя мыслью, что он же ничего не делает, движение идет без его участия. Вопрос только один: «а зачем ты туда встал?»

Губители. Воображение рисует нам убийц и разбойников. Но давайте вспомним слова Евангелия: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Так в чем же заключается это духовное губительство? Снова обратимся к словам Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31-32).

Но что такое хула на Духа Святого? Если нечестивый и грешный прекрасно понимают, что идут против закона Божия или, по крайней мере, голос их совести еще не окончательно заглушен, губители стараются окончательно истребить из своей жизни любые напоминания о долге перед Творцом. Это крайняя форма бунта против Бога.

Каким же образом можно бороться против абсолютной истины? Через насмешничество и сарказм. Приводить логичные, выверенные аргументы бессмысленно — закон Творца лишен недостатков земного законодательства. Остается только одно: без всяких доказательств и аргументов объявить все глупостью и высмеять. «Да это все уже себя изжило», «да это давно уже устарело», «в наше прогрессивное время, когда…», «разумный современный человек разве может верить тому, что…», «да это только для шибко праведных, а мы то что…», «да это мракобесы какие-то понапридумывали, а нам что — мучиться?» и т. п. — этим «современным» аргументам против благочестия уже тысячи лет.

В наших мыслях и чувствах тоже все начинается с малого: сначала мы рассуждаем, к примеру, о личных достоинствах духовника и задаемся вопросом «а кто он, собственно, такой, чтобы мне указывать?», затем нам не дает покоя вопрос «с какой это стати Церковь за меня решает что и когда мне нужно делать?», а заканчивается все высмеиванием любого человека, свидетельствующего о существовании Бога и нашем истинном призвании в этом мире.

Обратим внимание еще на один момент: нечестие, грех и губительство — это разные этапы уклонения от воли Божией. Человека, идущего, движущегося, стремящегося ко спасению стараются отвлечь различными ложными целями — «советами», чтобы он изменил направление своего движения. Затем увязание в грехе замедляет и останавливает движение. А если идти никуда не нужно — то можно усесться комфортом в удобном кресле в компании с прочими, «понявшими жизнь», и, быть может, окончательно лишить себя надежды на спасение.

Трудно бороться с грехом. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». И нет у нас никаких шансов выиграть самим в этой борьбе. Нет у нас возможности своими силами освободиться от страстей и греха. Только благодать Божия, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая, может вырвать нас из гибельного плена.

Грех многолик и разнообразен, но он лишь тусклая пародия на то завещанное нам от Бога состояние, которое Священное Писание называет «блаженством». И дай нам Бог — и мужам и женам — прийти в меру того блаженного мужа, которого благодать Божия хранит от всякого зла. Аминь.