15 611 626

Ответы на тесты по философии: Философия Возрождения и Нового времени

Ответы:
Скачать: filosofiya-vozrozhdeniya-i-novogo-vremeni.rar (cкачиваний: 1642)
filosofiya-vozrozhdeniya-i-novogo-vremeni.docx (cкачиваний: 788)
Просмотр(открыть спойлер):
Просмотр:
Философия Возрождения и Нового времени
1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»;
б) «О достоинстве и приращении наук»;
*в) «Об ученом незнании»;
г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
д) «О величии души».
2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) конвенциональной истины;
*д) двойственной истины.
3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) эмпиризма и материализма;
г) рационализма;
д) панматематизма.
4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
*г) индукция;
д) диалектика.
5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
а) рода;
б) пещеры;
в) рынка;
*г) театра.
6. Исходный принцип философствования Декарта:
*а) сомнение;
б) диалектика;
в) интуиция;
г) озарение;
д) логика.
7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
г) «знание — сила»;
д) «познай самого себя».
8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
*б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.
9. Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
*г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость;
*б) протяженность (распространенность);
в) вечность;
г) изменчивость;
д) энергия.
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
*а) картезианством;
б) сенсуализмом;
в) реализмом;
г) деизмом;
д) прагматизмом.
13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический;
б) эмпирический;
*в) геометрический;
г) семантический;
д) диалектический.
14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
а) внешняя причина;
б) множество конечных вещей;
*в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и информация.
15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
16. Философия природы Дж. Бруно— это:
а) деизм;
б) креационизм;
*в) пантеизм;
г) дуализм;
д) материализм.
17. В виде Левиафана рассматривал государство:
а) Спиноза;
*б) Гоббс;
в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
18. Согласно Локку, основой всякого познания является:
*а) ощущение;
б) идея;
в) мысль;
г) слово;
д) интуиция.
19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):
а) Спиноза;
*б) Локк;
в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
20. Философии Просвещения в целом присуще:
*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;
б) исключительная религиозность;
в) теоцентризм;
г) исключительный интерес к проблемам познания.
21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:
а) Спиноза;
б) Локк;
*в) Ламетри;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
а) человек и бог;
б) бог и дьявол;
в) бог и пророк;
*г) мошенник и глупец.
23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
а) Спиноза;
*б) Дидро;
в) Ламетри;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
а) естественные;
*б) искусственные;
в) материальные;
г) духовные;
д) социальные.
25. Установите соответствие философа философскому направлению:
а в г1. эмпиризм; а) Бэкон;
б д2. рационализм; б) Декарт;
в) Локк;
г) Гоббс;
д) Спиноза.
26. Установите последовательность возникновения философских трудов:
1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;
5б) «Об общественном договоре» Руссо;
2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;
4г) «Этика» Спиноза;
3д) «Новая Атлантида» Бэкон.
27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
в1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;
д2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;
б3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;
г4. «Левиафан»; г) Гоббс;
а5. «Новая Атлантида»; д) Руссо.

Укажите события и время распада русских Творческое заданиесловесный портрет космических животных.​ Охарактеризовать С.Ю. Витте, ответив на вопросы: кем был? (5 ответов) каким был? (5 ответов) значение его деятельности для России? (3 ответа) Помогит е пожалуйста даю 20 баллов Составьте схему получение шахматной доски способом блочной смазки Верны ли следующие суждения? А. Международным гуманитарным правом запрещается ведение военных действий на территории противника. Б. Международным гума нитарным правом запрещено использование в вооруженных конфликтах химического и биологического оружия. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны Верны ли следующие суждения? А. Согласно нормам международного гуманитарного права военнопленных запрещено подвергать унизительному и жестокому обраще нию. Б. Нормы международного гуманитарного права не запрещают использование бактериологического оружия. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 1. Нормы международного гуманитарного права НЕ распространяются на 1)раненых 2)военнопленных 3)гражданское население 4)военачальников, командующих арм иями Как ты понимаешь выражение «вторая природа»? ( ответ должен содержать не менее 10 предложений) Помогите пожалуйста буду очень благодарен заранее спасибо.​ Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба :,,распространяются ли законы морали на отношение человека к природе?’’. Выскажите свое мнение по данному вопросу: сформулируйте 2 аргумента ,,за’’ и 2 аргумента ,,против’’

Хронологически Новое время начинается с XVII в., когда вполне зримыми становятся черты нарождающегося буржуазного общества. Особенность капиталистического строя заключается в том, что его основой является деловая предприимчивость. Для успешного развития необходимы были новые знания. XVII век – это время становления и оформления многих наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика и другие дисциплины превращаются в самостоятельные научные отрасли. Эпоха выдвигает новые задачи и обусловливает новые приоритеты философского поиска.

Главным вопросом философии Нового времени стал вопрос о том, как возможно надёжное, достоверное знание? На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм и рационализм.Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон(1561–1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Ф. Бэкон родился в Лондоне. Он происходил из знатного рода, учился в Кембриджском университете, достиг высоких государственных чинов. В 1618 г. Бэкон занял высший административный пост, став лордом-канцлером Англии и получив титул барона Веруламского. Однако в 1621 г. он был привлечён к суду за взятки, осужден, лишён всех званий и должностей. Вскоре Бэкон был помилован королём, но на государственную службу не вернулся, а занялся научной деятельностью, поставив перед собой гигантскую задачу «великого восстановления наук». Принимаясь за это дело, Бэкон начал с наведения порядка в той области, в которой собирается работать – с классификации наук. Свою классификацию он осуществляет на психологической основе, в соответствии с основными свойствами души: памятью, воображением (фантазией) и разумом.

Соответственно выделяются три рода наук:

1) исторические науки, опирающиеся на память и дающие описание единичных фактов;

2) науки, опирающиеся на воображение, это прежде всего поэзия;

3) философские науки, опирающиеся на разум и дающие познание всеобщего в природе, человеке и Боге. Наука, познающая Бога, – теология – выходит за пределы собственно философии. Оставшееся подразделяется на философию природы и философию человека, подразделяющуюся на антропологию как учение об отдельном человеке, и политику как учение о человеческом обществе.

Ф. Бэкон известен как пропагандист науки, однако сам он учёным не был. Его заслуга состоит в том, что он с яростью и убедительностью возвестил о возможностях новой науки. «Знание – сила» – его лозунг. Наука должна служить могуществу человека. В ту пору ещё господствовала старая наука, которая решала все вопросы словесным путём, со ссылкой на авторитеты. Такую науку Бэкон считал пустой и бесполезной. Новая наука должна быть эмпирической и основываться на фактах.

Задача и цель человеческой науки заключается в открытии новых форм природы:

§ создать металлические сплавы для различных целей;

§ получить более прозрачное и небьющееся стекло;

§ найти способ хранения в течение всего года лимонов, апельсинов, других цитрусовых;

§ достигнуть более быстрого созревания зелёного горошка, клубники и черешни;

§ получение из железа в соединении с кремнем или каким-нибудь другим камнем металла, более лёгкого, чем железо, и не подверженного коррозии;

Бэкон предвидел широкое применение этого сплава (сталь). «Прежде всего, для кухонных приборов – вертелы, печи, сковороды и т.д. Во-вторых, для военных целей – артиллерийские орудия, заслонки, решетки, цепи и т.д.».

Научное исследование – это разумная деятельность. Разум должен контролировать сам себя. Ошибки разума Ф.Бэкон называл идолами. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

«Идолы рода» – это ошибки разума, которые присущи многим людям и выражают нашу склонность приписывать вещам то, чего в них нет. Например, небесные тела должны двигаться по кругу, так как круговое движение совершенно. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно.

«Идолы пещеры». Каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, т.е. имеет свои специфические предрассудки. Идолы пещеры вытекают из прирождённых свойств индивида, его образования, воспитания и т.п.

«Идолы рынка» связаны с неточностью языка и некритичностью использования слов, ставящей перед людьми мнимые проблемы. В качестве примера идолов рынка Ф. Бэкон приводит понятия «судьба» и «перводвигатель», которых в реальности, с его точки зрения, нет.

«Идолы театра» представляют собой философские категории, которым приписывается самостоятельная реальность и которые выступают как значимые персонажи. Это слепая вера в авторитеты.

Очистив разум от идолов, следует выбрать метод познания. Ф.Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведёт к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд. Метод пчелы позволяет, по Ф.Бэкону, прийти к познанию природы вещей.

Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция (термин «индукция» означает наведение), т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф.Бэкону, – компас корабля науки.

Определяя индукцию как истинный метод, Ф.Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф.Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф.Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе её познания.

Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания: природу надо не созерцать, а задавать ей вопросы, то есть ставить эксперименты с изучаемыми объектами, активно вмешиваться в природные процессы, вплоть до их разрушения, если это необходимо. Ф. Бэкон сравнивает природу со строптивой узницей Инквизиции, которую необходимо вогнать в «испанский сапог» (то есть пытать), чтобы она выдала свои тайны.

Влияние Ф.Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

Пионера философии нового времени, английского ученого Фрэнсиса Бэкона современники знают прежде всего как разработчика научных методов изучения природы – индукции и эксперимента, автора книг «Новая Атлантида», «Новый Оргагон» и «Опыты, или Наставления нравственные и политические».

Детство и юность

Основоположник эмпиризма родился 22 января 1561 года, в особняке Йоркхаус, на центральной лондонской улице Стрэнд. Отец ученого, Николас, был политическим деятелем, а мать Анна (в девичестве Кук) была дочерью Энтони Кука — гуманиста, воспитавшего короля Англии и Ирландии Эдуарда VI.

Портрет Фрэнсиса Бэкона

Мать с юных лет прививала сыну любовь к знаниям, и у нее, девушки, знающей древнегреческий язык и латынь, это с легкостью получалось. К тому же мальчик и сам с нежного возраста проявлял интерес к знаниям. В течение двух лет Фрэнсис учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, затем три года провел во Франции, в свите английского посла сэра Эмиаса Паулета.

После смерти главы семейства в 1579-м Бэкон остался без средств к существованию и поступил для изучения права в школу барристеров. В 1582-м Фрэнсис стал адвокатом, а в 1584-м — членом парламента, и вплоть до 1614-го играл видную роль в дебатах на сессиях Палаты общин. Время от времени Бэкон составлял послания королеве Елизавете I, в которых стремился беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам.

Сейчас биографы сходятся во мнении, что если бы королева последовала его советам, пары конфликтов между короной и парламентом можно было бы избежать. В 1591-м он стал советником фаворита королевы — графа Эссекса. Бэкон сразу дал понять патрону, что предан стране, и когда в 1601 Эссекс попытался организовать переворот, Бэкон, будучи адвокатом, участвовал в его осуждении как государственного изменника.

Из-за того, что люди, стоящие выше Фрэнсиса по званию, видели в нем соперника, и потому, что он часто в эпистолярной форме выказывал свое недовольство относительно политики Елизаветы I, Бэкон вскоре потерял расположение королевы и не мог рассчитывать на продвижение по службе. При Елизавете I адвокат так и не достиг высоких постов, однако после того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт, карьера Фрэнсиса пошла в гору.

Статуя Фрэнсиса Бэкона

В 1603 Бэкону было пожаловано звание рыцаря, он был возведен в титул барона Веруламского в 1618-ом и виконта Сент-Олбанского — в 1621-ом. В том же 1621 году философ был обвинен в получении взяток. Он признал, что люди, дела которых разбирались в суде, неоднократно дарили ему подарки. Правда, то, что это влияло на его решение, адвокат отрицал. В итоге Фрэнсиса лишили всех постов и запретили появляться при дворе.

Философия и учение

Главным литературным творением Бэкона считается работа «Опыты» («Essayes»), над которой он непрерывно трудился в течение 28 лет. Десять эссе были опубликованы в 1597, а к 1625-му в книге «Опыты» было собрано уже 58 текстов, часть которых вышла в третьем, переработанном издании под названием «Опыты, или Наставления нравственные и политические».

Философ Фрэнсис Бэкон

В этих трудах Бэкон размышлял о честолюбии, о друзьях, о любви, о занятиях наукой, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. Произведения изобиловали учеными примерами и блестящими метафорами. Люди, стремящиеся к карьерным высотам, найдут в текстах советы, построенные исключительно на холодном расчете. Встречаются, например, в работах такие высказывания:

«Все, кто поднимается высоко, проходят по зигзагам винтовой лестницы» и «Жена и дети – заложники судьбы, ибо семья является помехой на пути свершения великих дел, как добрых, так и злых».

Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным делом его жизни были философия и наука. Аристотелевскую дедукцию, в то время занимавшую главенствующие позиции, он отвергал как неудовлетворительный способ философствования и предложил новый инструмент мышления.

Фрэнсис Бэкон

Набросок «великого плана восстановления наук» был сделан Бэконом в 1620-м, в предисловии к труду «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования». Известно, что в этой работе предусматривалось шесть частей (обзор современного состояния наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и сама философия).

Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Первая была названа «О пользе и успехе знания», латинский вариант которой «О достоинстве и приумножении наук» вышел с исправлениями.

Книга Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования»

Так как основу критической части философии Фрэнсиса составляет учение о так называемых «идолах», искажающих познания людей, во второй части проекта он описывал принципы индуктивного метода, с помощью которого предлагал свергнуть всех идолов разума. По Бэкону, существует четыре вида идолов, которые осаждают умы всего человечества:

  1. Первый вид – идолы рода (ошибки, которые человек делает в силу самой своей природы).
  2. Второй вид – идолы пещеры (ошибки, обусловленные предрассудками).
  3. Третий вид – идолы площади (ошибки, порождаемые неточностями в использовании языка).
  4. Четвертый вид – идолы театра (ошибки, совершаемые по причине приверженности к авторитетам, системам и доктринам).

Описывая предрассудки, мешающие развитию науки, ученый предлагал трехчастное разделение знания, произведенное согласно психическим функциям. Историю он относил к памяти, поэзию — к воображению и философию (в которую включались и науки) — к разуму. В основе научного познания, согласно Бэкону, лежат индукция и эксперимент. Индукция может быть полной и неполной.

Фрэнсис Бэкон в Парламенте

Полная индукция означает регулярную повторяемость свойства предмета в рассматриваемом классе. Обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования — перечислением и исключением. Причем главное значение имели исключения. С помощью этого метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Памятник Фрэнсису Бэкону

В своей теории познания Бэкон придерживается мысли, что истинное знание вытекает из чувственного опыта (такая философская позиция называется эмпирической). Он также давал обзор границ и природы человеческого познания в каждой из этих категорий и указывал на важные области исследования, на которые до него никто не обращал внимания. Стержень бэконовской методологии — постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте.

Однако философ был далек от упрощенного понимания этого обобщения и подчеркивал необходимость опоры на разум в анализе фактов. В 1620 году Бэкон написал утопию «Новая Атлантида» (опубликована после смерти автора, в 1627 году), которая по размаху замысла не должна была уступать труду «Утопия» великого Томаса Мора, друга и наставника Генриха VIII, которого он же впоследствии и обезглавил, из-за интриг второй супруги Анны Болейн.

Книга Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида»

За этот «новый светильник во мраке философии прошлого» король Яков пожаловал Фрэнсису пенсию размером 1200 фунтов. В незаконченной работе «Новая Атлантида» философ рассказывал о загадочной стране Бенсалем, которой руководил «Соломонов дом», или «Общество для познания истинной природы всех вещей», объединяющее главных мудрецов страны.

От коммунистических и социалистических произведений творение Френсиса отличалось ярко выраженным технократическим характером. Открытие Фрэнсисом нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинаться с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли нового времени.

Книга Фрэнсиса Бэкона

Стоит отметить и то, что учение Бэкона о законе и в целом -идеи экспериментальной науки и опытно-эмпирического метода исследований внесли неоценимый вклад в сокровищницу человеческой мысли. Впрочем, при жизни ученый не получил значительных результатов ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения экспериментальная наука отвергла.

Бэкон был женат единожды. Известно, что супруга философа была в три раза младше его самого. Избранницей великого ученого стала Алиса Бэрнем, дочь вдовы лондонского старейшины Бенедикта Бэрнема.

Фрэнсис Бэкон и его жена Алиса Бэрнем

Свадьба 45-летнего Фрэнсиса и 14-летней Алисы состоялась 10 мая 1606 года. Детей у пары не было.

Смерть

Умер Бэкон 9 апреля 1626, в 66-летнем возрасте, по нелепой случайности. Фрэнсис всю жизнь увлекался изучением всевозможных природных явлений, и однажды зимой, катаясь с королевским медиком в экипаже, ученому пришла в голову мысль провести эксперимент, в котором он намеревался проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения.

Памятник на могиле Фрэнсиса Бэкона

Философ купил на рынке тушку курицы и собственноручно закопал ее в снег, от чего простудился, заболел и скончался на пятый день своего научного опыта. Могила адвоката находится на территории церкви Святого Михаила в Сент-Олбанс (Великобритания). Известно, что на месте захоронения, после смерти автора книги «Новая Атлантида», установили монумент.

Открытия

Фрэнсис Бэкон разработал новые научные методы — индукцию и эксперимент:

  • Индукция – это широко используемый в науке термин, обозначающий метод рассуждения от частного к общему.
  • Эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Библиография

  • 1957 — «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1-е издание)
  • 1605 – «О пользе и успехе знания»
  • 1609 – «О мудрости древних»
  • 1612 — «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (2-е издание)
  • 1620 — «Великое восстановление наук, или Новый Органон»
  • 1620 — «Новая Атлантида»
  • 1625 — «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (3-е издание)
  • 1623 — «О достоинстве и приумножении наук»
  • «Самое страшное одиночество — не иметь истинных друзей»
  • «Чрезмерная откровенность столько же неблагоприлична, как совершенная нагота»
  • «Я много думал о смерти и нахожу, что это — наименьшее из зол»
  • «Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других»

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон ( англ. Francis Bacon ) (* 22 января 1561, Лондон — ? 9 апреля 1626) — английский политик, философ и эссеист. Один из создателей эмпиризма — философского направления, который утверждает, что главное — собственный опыт.

Стал лордом-канцлером в 1618 году в том же году, будучи уличенным во взяточничестве, был оштрафован на 40000 фунтов (впоследствии сумма была уменьшена королем). Провел 4 дня в лондонской тюрьме.

Его работы: «Эссе» ( 1597), который характеризуется особой краткостью, «Успех обучения» ( 1605), который рассматривает научный подход в образовании, «Новый Органон» ( 1620), в которой он перевизначив задача естественной науки, видя в ней средство для экспериментального открытия и метод усиления власти человека над природой, «Новая Атлантида» ( 1626), описывающий тот утопический состояние, в котором обычно происходит поиск и использование научной истины.

Бэкон разработал новый, антисхоластической метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Материализм Бэкона — непоследователен. Признавая объективность и познаваемость материального мира, активность материи и ее движение, веря в силу разума и науки, Бэкон делал уступки теологии и следовал учению о т. н. двойственную истину. Важнейшие философские произведения Б.: «Новый Органон», «О принципах и начала».


1. Философия Френсиса Бэкона

Философия Френсиса Бэкона (1561-1626) посвящена сознательной попытке формирования науки и научного познания. Трактат в виде проекта (не был завершен полностью) «Великого возрождения наук», дополненный 1620 p. трактатом «Новый Органон», является самым популярным в философии прошлого и настоящего.

Бэкон последовательно подвергает критике философию как форму созерцания и пропагандирует философию как науку о реальном мире, которая базируется на опытном познании. Такой позицией он, собственно, выражает новую фундаментальную идею, что ложится в фундамент современного естествознания, объективного познания действительности. Его творчество во многих местах пронизана компромиссности концепции «двойственной истины», то есть истины «откровения», истины о Боге (теологической истины) и истины философской, есть истины, открытой в научном познании.

Место науки Бэкон видел в решении общественных проблем и противоречий современного ему общества. Определяя место науки, Бэкон определяет цели научного познания «истинные цели науки, чтобы не занимались ею ни ради своего духа, ни ради ученых дискуссий, ни для унижения других, ни ради корысти и славы, ни для власти, а ради того, чтобы от нее пользу и успех самой жизни общества «. Этому направлению науки подчиняет Бэкон и научные методы, задача которых он видит в познании объективного, реально существующего мира. Независимым от субъективных устремлений человека орудием такого познания он признает эксперимент и его последствия. Идеалом научного знания признается отсутствие различия между мыслями и вещами. Именно для преодоления такого расхождения Бэкон формулирует принципы научного метода в «Новом Органоне».


1.1. Теоретическое обоснование эмпиризма

Согласно теории двойственной истины Бэкон осуществляет различения чувственной и разумной души человека. Разумная душа входит в человека с божественным провидением, она является предметом теологии, а чувственная душа имеет все характеристики телесности, она является предметом философских исследований. Таким разделением он создает для науки концепцию, которая позволяет изучать человека, его поступки. Исходным моментом познавательной деятельности он признает чувственность. Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма — философского направления, которое строит свою гносеологию, анализируя чувственное познание и опыт. Главный тезис эмпиризма состоит в такой трактовке:

«Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства».

Теоретическое обоснование эмпиризма, данное Бэконом, признается самым совершенным среди различных направлений философии и среди естествоиспытателей.

Эмпирия — опыт, опора на экспериментальное исследование (а не на изолированное чувственное восприятие) — является для него исходным пунктом нового научного метода, который дополняется систематической логической работой. Саму логику он понимает как орудие познания — органон. Однако предложенная и детально проработана Бэконом логика кардинально отличается от аристотелевской, опирающейся на теорию силлогизму. Критика Бэконом силлогистикы основан на выявлении того факта, что дедуктивная логика не способна отойти от знаков, слов к понятиям. Ни образованный человек не может сомневаться в том, что два термитов, которые совпадают в среднем термине, совпадают взаимно. Однако, считал при этом Бэкон, силлогизмы строятся из суждений, суждения — из слов, а слова являются лишь знаками понятий. Для истинного познания важно иметь дело с самими понятиями и их источником.


1.2. Четыре идолы

Создание новой науки и философии, считал Бэкон, возможно только после осознания причину ведут к ошибкам. Главный недостаток он видит в применении традиционных форм мышления, основанные на логической науке Аристотеля, распространенном среди европейцев христианством. Такая логика создает своих идолов (распространенные ошибки). Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра.

Идолов рода и пещеры он признает врожденными, такими, вытекающие из естественных свойств души, тогда как идолы рынка и театра являются приобретенными в интеллектуальном развитии человека. Идолы рода кроются в самих чувствах человека. Все чувственные восприятия, мысли относятся к свойствам человека, а не в действительности. Человек как кривое зеркало смешивает свою природу и природу вещей, не выделяя их четко. Преодоление недостатков человеческой природы заключается в последовательном соблюдении правил новой индуктивной логики, которую предложил Ф. Бэкон. Главное из этих правил заключается в постоянном эмпирической проверке представлений человека: отвечают наши представления действительности или нет. Идолы пещеры — это личные недостатки конкретного человека, причина которых может быть различной: плохое воспитание, психическая неуравновешенность, собственные вкусы, свои предубеждения и т.д.. Если идолы рода является обусловленными общей для всех людей с природой — создавать суждение по аналогии с собственными способностями, то идолы пещеры обусловлены индивидуальной природой человека, присущие только соответствующим группам, индивидам. Идолы площади — препятствия, которые возникают вследствие общения между людьми посредством слов.

Во многих случаях значения слов были установлены, не выходя из сущности вещей, а на основе случайного впечатления от встречи с предметом. Идолы театра — препятствия, которые рождаются среди ученых по причине некритического усвоения ошибочного мнения. Идолы театра не присущи человеку от рождения, они возникают вследствие подчинения ума заблуждению.


1.3. Истинный метод познания Бэконом

Использование дедуктивного метода (дедуктивной формы построения мысли) часто приводит к случаям, когда незначительная ошибка в общем суждении, при создании определения свойств единичного, становится решающим в представлении человека. Поэтому мышление от общего к частному и единичного, согласно заключению Ф.Бэкона, нельзя признать четким в научном познании. Знание различных препятствий, возникающих при исследовании природы, предотвращает возникновение некоторых ошибок. Однако это знание лишь негативное, а не положительное, так, что направляет познания. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что существует два пути исследования: метод догматический (дедуктивный) и метод эмпирический (индуктивный). Именно эмпиризм позволяет освободить познание от субъективизма догматики, делает познание положительным, независимым от воображения. Ученый, который руководствуется индукцией, подчиняет свою субъективность свойствам действительности, поэтому имеет знания, которые не зависят от личных предпочтений, авторитета и других идолов познания. Объективное знание природы провозглашается идеалом науки. Однако и чистый эмпиризм не позволяет пойти дальше фактов, явления к познанию сущности. Поэтому нужна интеллектуальная переработка эмпирического материала. Истинный метод познания состоит из интеллектуальных действий по переработке материала, полученного через опыт. Ученый, который руководствуется таким методом, похож на пчелу, которая собирает нектар, и не оставляет его в первоначальном виде, а перерабатывает нектар в мед.


1.4. Основные достижения

Фрэнсис Бэкон определил содержание и смысл научного метода познания, выделив в нем значение эксперимента и указал на индукцию как главный путь к гипотезе.

Он определил цель науки как способ принести пользу человечеству. Большинство законов природы, которые кажутся универсальными, как выяснилось справедливы лишь при определенных условиях, пока нет причин подозревать ограниченность или недостаточность самого научного подхода к изучению природы. Фрэнсис Бэкон утверждал, что «истина — дочь времени, а не авторитета».

Бэкону удалось точно определить не столько цель Знание, сколько его роль в будущем мире технологий и, прежде всего, в капиталистической Англии.


2. Последователи

Самые последователи эмпирической линии в философии Нового времени Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции.

Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Фрэнсис Бэкон