1589 год

События последнего времени опять возвращают меня к теме которую я пытался осветить примерно полтора года назад «История и матрица Русской цивилизации.» и «История и матрица Русской цивилизации. (Сталин)» В более ранних статьях я может быть не совсем верно привязался к конкретным датам и не совсем точно вычислил период в 93 года. Однако события такого рода в точности к датам не привязываются, поскольку роль сильной (концептуально-властной) личности в истории никто не отменял. Этот процесс подобен глобализации её ни одна личность отменить не в силах, однако в её силах ускорить либо замедлить этот процесс. Поэтому разница в 10-25 лет (жизнь поколения) считается вполне приемлемой.

Многие знают, что история развивается по спирали, но на мой взгляд есть не одна, а несколько взаимосвязанных и взаимовложенных периодичных процессов. Весь ход Глобального Исторического Процесса говорит об этом.

Есть, скажем, периоды глобального исторического масштаба, периоды смены цивилизаций, численные значение этих периодов мне не известны, но ориентируясь на более высокочастотные периоды и руководствуясь законами подобия существование их для меня безспорно. Для понимания сути скажем это периоды в 10000 лет. Есть периоды более высокочастотные, которые принципиально проанализировать, понять и оценить можно уже на примере общедоступных источников. Это уже периоды в 1000 лет. Один из примеров таких периодов крещение Руси. Первые христиане появились на Руси (Андрей Первозванный) уже в первом веке, но Русь христианство не приняла. Русь крестили только в 10 веке (В 988 году произошло крещение Руси.), т.е. 1000 годами позже. По прошествии 1000 лет христианство на Руси себя исчерпало и после революции 1917 года от неё попытались отказаться совсем. Однако после, в 2000-е годы наблюдается небольшой ренессанс, но это принципиально ситуацию не меняет, поскольку: во первых кризис тысячелетней идеологии никуда не делся; во вторых, процесс смены идеологий происходит не единомоментно, а растянуто во времени, к тому же совмещаясь с взаимовложенными более высокочастотными процессами. Именно поэтому более низкочастотный процесс, остаётся многими незаметным. Русь ведь тоже крестили не за один день, а процесс растянулся на десятилетия и проходил не менее кроваво, чем революционные изменения 1917 года (они правда в силу удаленности от современности просто гораздо хуже освещены).

Есть ещё более высокочастотные процессы скажем в 200 лет они в прошедшем тысячелетии тоже просматриваются весьма не плохо. ( «История России»)

1012 год – процесс крещения Руси. (Христианство к нам, как прямая иностранная агрессия по отношению к существующей на тот момент дохристианской религии и культуры)

1212 год – Владимирский великий князь стал назначаться ханом Монгольской империи, затем Золотой Орды по ярлыку, борьбу за него ханы использовали для сохранения зависимости Руси. Русь выплачивала монголам ежегодную дань. Одновременно Русь смогла отстоять свою независимость от северо-западных соседей: шведов (Невская битва 1240), ливонских рыцарей (Ледовое побоище 1242, Раковорская битва 1268) и литовцев (битвы под Усвятом 1225, 1245).

1412 год — В 1439—1461 годах произошло разделение общерусской митрополии на московскую и киевскую. /По сути разделение Руси, было следствием событий 1410-1412 годов/

1612 год – Смутное время и Семибоярщина.

«В сентябре 1609, воспользовавшись предложением некоторых бояр поставить на царство в Москве польского королевича Владислава, польский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Вышедшее весной 1610 года на выручку Смоленска войско, которым командовал князь Дмитрий Шуйский, было на пути атаковано и разбито под Клушиным (24 июня/4 июля 1610 года) польскими войсками гетмана Жолкевского. Поражение войск Василия Шуйского от поляков окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошёл переворот. Семибоярщина (боярская дума) вступила в переговоры с королем, соглашаясь признать своим царем Владислава, на условиях сохранения самостоятельности московского престола и принятия Владиславом православия — присяга московского правительства и людей (27 августа/6 сентября 1610 года). После этого Жолкевский двинулся к Москве, и в ночь с 20 на 21 сентября занял Москву. Смоленск также был взят поляками, после полуторагодичной осады (3 июня 1611 года).

В 1611 году донские казаки под предводительством князя Трубецкого двинулись к Москве и оттеснили поляков в Кремль, а в августе 1612 года появилось у Москвы нижегородское ополчение под начальством Пожарского; 22 и 24 августа были разбиты польско-литовские подкрепления, шедшие к Москве под начальством великого гетмана Ходкевича, который вынужден был отступить по смоленской дороге. 22 октября (4 ноября по Новому стилю) приступом был взят Китай-город, но поляки ещё удерживали Кремль. 26 октября после двухмесячной осады интервенты сдались окончательно.»

1812 год – Некоторые события того времени: (1806—1812) годы: третья русско-турецкая война. (1804—1813) Русско-персидская война. И конечно самое известное событие этого года: “Россия отразила французское вторжение в Отечественной войне 1812 года. Великая Армия Наполеона, численностью в 620 тысяч человек, была разгромлена. В ходе военных действий западные регионы России подверглись значительному опустошению.»

2012 год – Попытка оппозиции совершить государственный переворот теми средствами которые созвучны современности, и в идеале втянуть Россию в гражданскую войну.

Т.е. мы видим, что на эти годы (в районе 1012, 1212, 1412, 1612, 1812, 2012) Россия всегда подвергалась агрессии, причем всегда под непосредственным влиянием, участием и поддержкой антирусских сил из-за рубежей нашей Родины. Так произошло и в наши дни. Матрица просматривается вполне очевидно. Тов. Удальцов и Ко яркие тому примеры. (Заметка по «ЧП. Расследование»: «Анатомия протеста 2» )

Можно заметить, что события этого периода были в разной мере катастрофичны для России, но всегда она эти угрозы преодолевала, (хотя видимо выводов из этого не делала, раз повторялись они с завидной регулярностью). Эти события являлись предвестниками будущих побед и достижений России, правда цена всех этих и побед и поражений были сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч загубленных человеческих жизней.
Продолжение тут: http://eujine-alfa.livejournal.com/38681.html

Исторически сложившееся христианство объективно исчерпало себя, хотя попы в большинстве своем этого пока не поняли. Однако умные люди есть и в РПЦ и процессы реформирования идут. И будут ускоряться если РПЦ захочет освободиться от мусора, пересмотреть библию, выйти на учение Христа отказавшись от некоторых догматов, а может даже найти консенсус с другими религиями, и сохранить своё влияние на следующие 1000 лет. В общем процесс этот объективный. Даже хилиазм, милленаризм (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E8%EB%E8%E0%E7%EC) воспринимаются в свете анализа ГИП несколько по иному, а не как очередной библейский пассаж мало относящийся к реальности. ВП СССР в 2009 году сделали хорошую записку на эту тему (О текущем моменте №3(87), 2009г «Два способа борьбы с «великодержавным пессимизмом»» http://dotu.ru/category/analytics/2009/ ).

«Пуси Райт» которые говорят о гражданской войне не так уж и не правы, хотя исходят из абсолютно ложных предпосылок, но верно говорят по сути. Нужно понимать, что они сами бойцы вражеской армии, пусть даже не осознают этого. (Не нужно забывать, что Храм Христа Спасителя еще является памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Этот момент все как то упустили. Для полноты «эгрегориально»-матричной картины, это является не менее значимым, чем их песня наезд на РПЦ Путина и пр. выкрутасы …)

ИОАКИМ (САВЕЛОВ)

Патриарх Всероссийский Иоаким. Неизв. худ. XVII в., Россия

Иоаким (Савелов-Первый) (1621 — 1690), патриарх Московский и всея Руси.

Родился 6 января 1621 года в семье царского кречетника – можайского помещика Петра Иванова сына Савелова и Евфимии Реткиной (в иночестве Евпраксии), получив в крещении имя Иоанна. У него было три брата: Павел, Тимофей и Иван Меньшой, а также две сестры, одну из которых, подобно матери, звали Евфимия . Он принадлежал к можайской ветви служилого рода Савеловых – потомственных мастеров соколиной охоты.

По исполнении 15 лет, т. е. в 1636 году, Иван Большой Петрович Савелов, как дворянин, был обязан поступить в службу. Документальные свидетельства о его карьере сохранились с 1644 года. В 1649 или 1650 году он поступил в рейтарскую службу в полк И. Фанбуковена (ван Бокховена), который представлял собой учебный центр, готовивший из русских служилых людей офицеров для армии «нового строя». Одновременно сохранял положение при дворе и, согласно грамоте от 2 сентября 1652 года, числился стряпчим Кормового Дворца. Осенью 1653 года получил чин рейтарского порутчика и полностью вошел в ведение Иноземного приказа, как офицер полков «нового строя.» В ноябре прибыл в полк Ю. Гутцова (Гутцина), который 23 февраля 1654 года торжественно вступил в Киев и остался там, составив основу городского гарнизона. 3 марта того же года был произведен в капитаны.

Таким образом, будущий первоиерарх быстро добился положения старшего офицера в полках «нового строя.» Однако, он тяготился этой службой и общением с коллегами-иностранцами, не скрывавшими пренебрежения к русским. Поэтому, получив известие о скоропостижной кончине всех своих домочадцев — жены и четырех детей, видимо от чумы, он решил оставить мир и постричься в монахи в Киевском Спасо-Преображенском Межигорском монастыре, находившимся близ его расположения его воинской части. Постриг, вероятно, произошел зимой-весной 1655 года .

От инока до митрополита

В 1657 году по его прошению патриарх Никон перевел его в свой Валдайский Иверский монастырь, населяемый нарочито разноплемённым братством по образу Святой Афонской горы. Только в это время Иоаким начал учиться грамоте и сколько-нибудь широкого образования так и не приобрел, почему враги впоследствии постоянно укоряли его в невежестве и необразованности . После ухода патриарха Никона от правления Церковью старец Иоаким стал на сторону противников патриарха.

Вскоре, по ходатайству боярина Фед. Ртищева, был переведен в Москву, где подвизался сначала строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского.

В 1664 году был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, и в этом положении приобрел дружбу придворных бояр и расположение самого царя Алексея Михайловича.

22 декабря 1672 года был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. Первые его распоряжения касались внешней обрядности и отчетности, на которую он вообще обращал большое внимание и впоследствии. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать.» Митрополит Иоаким ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. Он ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов.

В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на безуспешное увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.

В том же году, ввиду смертельной болезни патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам патриаршего управления.

Патриаршество

Вопрос легитимности и отношения с патриархом Никоном

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси

26 июля 1674 года был избран патриархом Московским и всея Руси. Положение патриарха Иоаким относительно низложенного с патриаршего престола и заточенного Никона было шатким, так как многие не признавали низложения последнего, а Иоакима считали незаконным патриархом. Сам Никон также не оставался безгласным и продолжал считать себя подлинным первосвятителем.

В ответ, Иоаким преследовал Никона с настойчивостью. После смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким поднял против Никона целое дело и в 1676 году без суда перевел его в Кириллов монастырь под строжайший надзор. Позже, несмотря на многократное ходатайство царя Феодора Алексеевича, патриарх Иоаким упорно не соглашался перевести Никона в его любимый Воскресенский монастырь и уступил уже в то время, когда Никон был при смерти. Иоаким не согласился хоронить Никона как патриарха и не присутствовал на его погребении в 1681 году, хотя на них явилась вся царская фамилия. Вместо себя патриарх благословил митрополита Новгородского Корнилия совершить заупокойные богослужения как будет угодно государю. Патриарх отказался и от драгоценной митры покойного, которую прислал ему царь Феодор, и вместо патриарха митра досталась святителю Смоленскому Симеону, которого патриарх вскоре по кончине царя Феодора лишил белого клобука и сослал на покаяние в Троице-Сергиев монастырь.

Борьба с инославным влиянием

Основные усилия патриарха Иоакима были направлены на борьбу против инославного, особенно римо-католического, влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу — либо напрямую через польских иезуитов, либо через выходцев из Южной России, которых стало в столице особенно много после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии — одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах Сильвестр (Медведев), другая — ревнителей Православия, возглавляемая патриархом. Их противостояние вскрылось в волнениях из-за вопроса о времени пресуществления Святых Даров в таинстве Евхаристии. Латинствующая партия, к которой примыкала царевна Софья и ее двор, князь В. В. Голицын и в особенности Ф. Л. Шакловитый, многие лица из духовенства включая некоторых иерархов, подняла этот вопрос. Патриарх Иоаким предпринял опровержение учения «папежников», обратясь к Восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в 1685 году у Восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, посланных Иерусалимским патриархом Досифеем. Патриарх Иоаким поставил Лихудов во главе «греческого» училища (затем Славяно-греко-латинской академии), основанного при Заиконоспасском монастыре в 1679 году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Другим помощником патриарха в полемике против латинствующих, а также вообще во всех книжных делах, был известный справщик, монах Евфимий.

В 1686 году, благодаря стараниям патриарха Иоакима, к Московскому Патриархату была окончательно присоединена Киевская митрополия, находившаяся ранее под властью Константинопольского патриарха и служившая проводником римо-католических веяний в Россию. Посвящая в Москве в Киевские митрополиты Гедеона (князя Четвертинского) патриарх Иоаким подтвердил права и привилегии малорусского духовенства, обеспечивавшие ему некоторую автономность. Но немедленно вслед за этим патриарх стал постепенно урезать эти привилегии с целью сравнять мало-помалу Киевскую митрополию с прочими русскими епархиями и искоренить в ней латинствующий уклон. Патриарх, сам послуживший на Киевщине, действовал последовательно и настойчиво. Он обращался с запросами к малорусским иерархам, спрашивал их мнения относительно времени пресуществления Святых Даров, требовал сведений и мнений о Флорентинском соборе, предлагал и другие тому подобные вопросы, чтобы заставить малороссов принять сторону. Малороссы медлили и давали уклончивые ответы, но патриарх настаивал и грозил. Для рассеяния недоразумений в начале 1689 года в Москву были посланы будущие святители Батуринский игумен Димитрий (Туптало) и Елецкий архимандрит Феодосий (Полоницкий-Углицкий). Их разъяснения и переданное ими послание от архиепископа Лазаря убедили патриарха в согласии малороссиян с учением Православной Церкви. Недоразумения, вызвавшие патриаршие подозрения по поводу следов римо-католического учения о непорочном зачатии Богоматери в Минеях игумена Димитрия, также были устранены.

Во время крымских походов 1687 и 1689 года патриарх «молил и доносил начальствующим, еже бы еретикам иноверцам над христианы в полках начальниками не быти,» бил челом, «да не попустят цари православным христианом с еретиками и иноверцами… общение в содружество творити» и да повелевают указом не строить «сборищ еретических,» а строенные уже — разорить.

В общем патриарх всячески старался отгородиться от иноверцев: не хотел обедать за одним столом с ними; запрещал обращаться к немецким докторам; польских послов, пожелавших присутствовать на патриаршей службе, не допустил, несмотря на просьбу царей; громил «эллинский, блуднический, гнусный обычай» брить бороду и постригать волосы. Патриарх Иоаким сумел добиться принятия указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев.

Борьба латинствующих с ревнителями получила развязку после мятежа 1689 года, в котором Сильвестр (Медведев), опираясь на Шакловитого, замышлял убийство Иоакима. Патриарх в январе 1690 созвал на Собор архиереев и все московское духовенство и провел ряд решительных мер против «папежников.» Собор торжественно осудил «хлебопоклоннеческую ересь» латинствующих, Медведев был осужден и приговорен к строгому заключению, после чего предан гражданской власти, пытаем и казнен. Тогда же патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов. В опровержение римо-католического учения патриарх Иоаким также собирался издать сборник «Остень,» но его кончина помешала этому.

Борьба с расколом

Большую суровость патриарх Иоаким проявлял к старообрядческому расколу. Раскольнический писатель, дьякон Феодор, жалуется, что, будучи еще архимандритом Чудова монастыря, Иоаким «паче всех архиереев похвалялся на нашу кровь.»

В 1677 году Собор, по предложению патриарха, принял беспрецедентную в истории Русской Православной Церкви меру — отменил канонизацию святой, Анны Кашинской, имя которой использовалась раскольниками в своих целях.

На Соборе 1681 года патриарх провел постановления, призванные парализовать старообрядческое движение — например, об отсылке упорных раскольников к градскому суду, о строгом контроле за продажей хулящих церковные книги раскольнических «тетрадей» у Спасских ворот, о бесплатной выдаче новоисправленных богослужебных книг.

Решения эти вызвали обострение борьбы с расколом, ожесточение обеих сторон. В бытность Иоакима патриархом и с его ведома светские власти раскольников преследовали, пытали, сжигали в срубах. На споре раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 года, в присутствии патриарха, раскольники покусились избить главного опровержителя старообрядчества, архиепископа Холмогорского Афанасия. После этого расколоучителю Никите Пустосвяту отрубили голову, а прочих вожаков раскола, монаха Сергия, Никиту Борисова и др., сослали в дальнюю ссылку.

Патриарх заботился о том, чтобы противодействие расколу сопровождалось подлинной проповедью Православия и опровержением заблуждений. Ради этого было умножено число архиерейских кафедр — учреждены Устюжская, Холмогорская, Тамбовская, Воронежская, — и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве, с целью исправления раскольников «молением и учением». Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений.

Забота о возвышении Церкви

Патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве, стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.

На созванном им Соборе 1675 года, по его инициативе был упразднен Монастырский приказ и строго подтверждена подсудность лиц духовного чина только духовному суду. Сбор церковной дани был также закреплен за духовенством. Был, наконец, отменен обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к Патриаршей области.

В 1677 году Монастырский приказ был окончательно распущен.

В 1681 году патриарх, заботясь об экономическом благосостоянии духовенства, настоял на отмене закона 1676 года, запрещавшего приписывать церквям земельные наделы. По ходатайству патриарха, вопреки желанию правительства было установлено в 1681 году для всех храмов, не имевших земельного надела, отмерять участки из помещичьих и вотчинных земель.

О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям патриарх Иоаким исходатайствовал и царскую грамоту в 1686 году.

Дела государственные

В политической жизни своего времени патриарх Иоаким принимал довольно видное участие. Неоднократная смена царствующих особ после смерти царя Алексея Михайловича подняла значение патриарха, который выступал в качестве высшего лица в государстве, обеспечивавшего стабильность власти.

Он способствовал уничтожению местничества при царе Феодоре и энергично противостал проектированному около этого же времени разделению России на наместничества с учреждением наследственных наместников из знатных боярских фамилий, «всеконечно возбранив» это делать.

После смерти царя Феодора Алексеевича в 1682 году в условиях возникшей смуты в вопросе о престолонаследии между партией царевны Софьи и Петра I, патриарх, активно поддерживая последнего, выступал посредником между противоборствующими сторонами и применял меры для прекращения стрелецкого восстания. Во время стрелецкого бунта в мае того года стрельцы врывались к патриарху, ища врагов. Есть известие, что патриарх не хотел венчать на царство Иоанна Алексеевича, когда после того, как царем был уже объявлен Петр, стрелецкий бунт заставил признать двух царей, говоря, что «многоначалие есть зло.»

Борьба «латинствующих» с «ревнителями» шла в параллель с политической борьбой царевны Софьи со сторонниками Петра I. Насколько мог, патриарх противодействовал замыслам правительницы-царевны Софьи, в особенности относительно намерения ее венчаться на царство; однажды он даже отлучил Софью от Церкви за заступничество «о некоих противящихся царству.» Со влиянием князя Голицына он постоянно боролся. Когда, во время нового стрелецкого бунта 1689 года, возгорелась решительная борьба между правительницей Софьей и Петром, патриарх, не колеблясь, стал на сторону Петра и явился из Москвы в Троицкую Лавру. Падение Софьи в том году стало также и триумфом патриарха.

Межцерковные отношения

Патриарх Иоаким надеялся объединить под властью патриаршего престола всея Руси всех православных негреческого происхождения на юге Европы, добившись на то согласия Константинопольской Церкви. Эту мысль подтвердил сербский митрополит Савва II (Бранкович), приезжавший в Россию для сбора в пользу своей угнетенной епархии. Выехавший из Болгарии в Москву князь Ростислав Страшимирович еще более утвердил Иоакима в его намерениях: обласканный патриархом, он обещал склонить к церковному соединению не только своих земляков, но даже и сербов с черногорцами и молдаван с волохами. Патриарх находился в близких отношениях с русофилом Молдавским святителем Досифеем, которого снабжал типографскими принадлежностями и помогал с другими церковными нуждами.

Патриарх Иоаким преуспел, действуя совместно с мирскими властями, заручиться согласием Константинопольского престола на вхождение Киевской митрополии в состав Всероссийской Церкви. Для дальнейших переговоров патриарх послал в Константинополь своего племянника Дубровского. Однако, на этот раз русские светские власти не были заинтересованны предприятием и не поддержали патриарха. Против его воли, а также против моления Царьградского патриарха и против настояния гетмана Самойловича, по внушению князя В. В. Голицына, 26 апреля 1686 года в Москве был подписан наступательный и оборонительный союз России с Польшей против Крыма и Турции. Когда об этом узнали в Константинополе, Дубровский едва спасся от разъяренной черни, и переговоры прекратились.

Пастырь и паства

Строгим пастырем был патриарх для своей паствы. Много усилий первосвятителя было направлено на упорядочение и дисциплинирование церковного управления.

Собором 1675 года было запрещено архиерееям иметь церковные вотчины в чужих епархиях, изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства, определены преимущества принадлежащие к каждому иерархическому сану. По патриаршему предложению также и Собор 1682 года сформулировал несколько определений, направленных на исправление нравов духовенства. В 1687 году патриарх установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин.

Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Заботясь о сохранении неповрежденности обрядов Русской Церкви, он осуществлял критическую проверку богослужебно-обрядовой практики и очистку ее от привнесенных в нее излишних наслоений. В то же время при нем был исправлен и издан ряд богослужебных и других церковных книг. Так, он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; при нем были изданы пересмотренные Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при Иоакиме и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан. Многие из этих изданий, как например Типикон, и ныне употребляемый Русской Церковью в почти неизменном виде.

По благословлению патриарха Иоакима было совершено прославление преподобных Германа Соловецкого и Никандра Псковского.

В 1678 году патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.

Кончина и оценки

Перед смертью патриарх Иоаким написал «Завещание», в котором с болью и скорбью, в частности, говорил о недопустимости иноземного командования в русских войсках, говоря что «Благодатию Божиею в Русском царстве людей благочестивых в ратоборстве искусных очень много» и обращался к властям:

«Опять напоминаю, чтоб иноземцам-еретикам костелов римских, кирок немецких, татарам мечетей не давать строить нигде, новых латинских и иностранных обычаев и в платье перемен по-иноземски не вводить. (…) Всякое государство свои нравы и обычаи имеет, в одеждах и поступках свое держат, чужого не принимают, чужих вер людям никаких достоинств не дают, молитвенных храмов им строить не позволяют».

Скончался патриарх Иоаким 17 марта 1690 года и был погребен в Успенском соборе Московского кремля.

Сразу по смерти Иоакима были приложены усилия канонизовать его. С этой целью настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Игнатий (Римский-Корсаков), близкий к покойному, написал его «Житие», очень риторическое, изукрашенное, в котором повествовалось о множестве чудес, будто бы сотворенных им при жизни и после смерти совершившихся у его тела. Однако, попытка канонизации была вскоре оставлена и не вновь не предпринималась.

Как первосвятитель, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Несмотря на отрицательное отношение к патриарху Никону, и в отношении к царской власти, и в отношении к Западу, и к православному Востоку, и к исправленным книгам и обрядам, патриарх Иоаким проводил программу Никона. Иоаким выделялся среди современников строгостью, нетерпимостью, суровым, подчас жестоким фанатизмом. Он был цельной и деятельной личностью, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.

Труды

С именем патриарха Иоакима связан ряд трудов против старообрядческого раскола:

  • Увет духовный, или опровержение челобитной соловецких раскольников, поданной царю Алексею Михайловичу, М., 1682; М., 1753; М., 1791 — Обширный труд, написанный по поводу бунта 1682 года, в ответ на поданную тогда челобитную, и долго признавался одним из лучших сочинений против раскола. Увет состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при патриархе Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.
  • Щит Веры.
  • Извещение чудес о сложении трех первых перстов в знамение Креста на челе, М., 1677.
  • Слово увещательное к Раскольникам о соединении их к Православной Святой Церкви, б. г.
  • Поучение ко всем православным христианам, М., 1682.
  • Слово поучительное и благодарственное к Господу Богу за Его великую милость, яко благоволил чудесным Промыслом избавить Церковь Свою Святую от тоя отступников и злых наветников, чтенное всему священному чину, М., 1682; Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т., 2-е изд, М., 1788—1791, т. 15.
  • Слово против Никиты Пустосвята, М., 1684, 1721, 1753.

Еще одним трудом патриарха, направленным в первую очередь против латинствующих, стал сборник, куда вошло вышеуказанное «Слово поучительное»:

  • Остен, состроенный из Духовещания Св. Отец, низвергающий, отреяющий и прободающий напирающияся к нему — выписки из Священного Писания и предания о времени пресуществления Евхаристии, исследование о происхождении в России римо-католического мнения об этом, о Флорентийском Соборе, об униатах, о заблуждениях иеромонаха Симеона (Полоцкого) и его единомысленниках, о неприношении за инославных и явногрешащих, о браке в 3 и 4 степени, о ересях содержащихся лютеранством и римо-католицизмом, о «чистилищном огне», о небритии бород и прочее. Вся книга состоит из 26 глав. Книга сохранялась в списках между рукописями Московской Патриаршей и Новгородской Софийской библиотеки, и остается неизданной.

Также известны:

  • Поучение о благоговейном стоянии в Храме Божии, б. г.
  • Поучение Иереем, б. г. — поучение от иереев к людям, чтобы не петь бесовских песен, не творить игр, не ходить к волхвам и не призывать их в дома
  • Поучение в нашествии варваров, (?) 1688.
  • О исправлении некиих погрешений в речениях бывших в преждепечатных книгах Минеях и о клевете на то исправление и о препятии, неиздана, находилась в Библиотеке Санкт-Петербургской Академии Наук.
  • Слово, сказанное воинам перед выступлением из Москвы в Крымский поход.
  • Духовное завещание патриарха находилось в Патриаршей Библиотеке. Полный текст:

Грамоты и разные послания его Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) собрал в книгу под названием Икона, или изображение дел Московского Патриаршего Престола, но эта книга не была издана, и находилась списком в Патриаршей Библиотеке и в Академии Наук.

Труды патриарха Иоакима, по многим данным принадлежат перу приближенных лиц, в первую очередь монаха Евфимия, который состоял при Иоакиме в роли справщика и секретаря. Патриарх вероятно указывал только общее направление. Так, Увет был написан в 50 дней, и в его авторе виден глубокий знаток раскола и хороший полемист. Это заставляет видеть автором архиепископа Холмогорского Афанасия, в сотрудничестве с Карионом Истоминым . Точно известно, что Щит Веры был написан по указанию патриарха, возможно монахом Евфимием, но окончательно отредактирован архиепископом Афанасием Холмогорским уже в 1693 году.

Литература

Использованные материалы

  • «Иоаким,» Русский Биографический Словарь:
  • «Иоаким Савелов,» Большая биографическая энциклопедия; статья словаря митрополита Евгения (Болховитинова):
  • Булычев, А. А., «О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова,» Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009, № 4, 33–35:

Согласно Булычеву, А. А., «О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова,» Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009, № 4, 33. В более ранних исследованиях дата рождения относилась к 1620 году.

Именно она получила чудесное исцеление от иконы Всех скорбящих радосте в 1688 году, что и прославило этот образ Божией Матери.

Данные о мирской службе будущего патриарха приводятся по Булычеву, А. А., «О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова,» Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009, № 4, 33-35.

Указание об образовании — по статье Большой биографической энциклопедии,

Версия высказана в Белокуров, С. А., Христианское Чтение, 1886, № 7-8.

История русского патриаршества. Справка

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем».

Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских:

— Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года).

— Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.

— Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

— Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года).

— Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года).

— Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года).

— Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года).

— Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года).

— Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года).

— Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года).

— Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года).

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские патриархи в 1917-2008 годах:

— Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года).

— Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года).

— Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года).

— Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года).

— Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).

Все новости на сайте «Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви 2009 г.» >>

АДРИАН МОСКОВСКИЙ

Патриарх Московский и всея России Адриан. Портрет, неизвестный художник, 1694 г.

Адриан (Андрей) (+ 1700), патриарх Московский и всея России.

Родился 2 октября 1637 или 1627 или 1639 г.

Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678–1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор.

Архимандрит Адриан ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота монастыря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы.

Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Архимандрит Адриан насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. Адриан ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне.

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом архимандрит Адриан был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия – «О древнем предании святых апостол и святых отец… како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6–17 марта 1690) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви.

При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол Адриан обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака.

Другое окружное послание Патриарха Адриана также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако Патриарх Адриан не распространил это повеление в отношении Петра I.

Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и Патриарх Адриан благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка Патриарха Адриана с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иеромонахом Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и другим.

С 1696 г. Патриарх Адриан был одержим «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и Патриарха обострились после отказа последнего насильно постричь супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698).

Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698–1699 гг. Патриарх Адриан выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная Святейшим Патриархом Адрианом перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан и казни продолжались.

Из-за болезни Патрарх Адриан часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. В 1698–1699 гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление Церковью архидиакону Ионе Григорову, в деятельности которого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению современного исследователя А. П. Богданова, обвинение Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы. В последние годы Патриаршества Адриана назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования со Святейшим Патриархом. Так, в 1699 г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митрополита Нижегородского Трифиллия (Инихова), в то время как Патриарх Адриан желал видеть на этой кафедре архиепископа Афанасия (Любимова) (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.)

В Патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева, принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными.

Важным памятником деятельности Адриана по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (конец 1697), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с другой – назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были, в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей.

К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве.

Сохранилась обширная переписка Патриарха Адриана в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии Патриарх Адриан способствовал укреплению авторитета Киевского митрополита Варлаама (Ясинского). Патриарх Адриан издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в монастыри.

В 1695 г. Патриарх Адриан отказал Холмогорскому архиепископу Афанасию в требовании полностью подчинить ему Соловецкий монастырь, сохранил в монастыре архимандритию и право обращаться непосредственно к Патриарху.

Адриан, патриарх Московский и всея Руси

Исследователи отмечают мягкость судебных решений Патриарха Адриана, его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы. Патриарх Адриан пытался путем откладывания Собора защитить от пыток Тамбовского епископа Игнатия (Шамгина), который был замешан в деле Григория Талицкого, обличавшего политику Петра.

При Патриархе Адриане по требованию Иерусалимского Патриарха Досифея II (Нотара) из Москвы в августе 1694 г. были изгнаны братья Иоанникий и Софроний Лихуды, что привело к упадку Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. при содействии Патриарха Адриана ректором Академии стал игумен Палладий (Роговский).

В конце 1698 г. Святейший Патриарх Адриан написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил свою беседу с царем о необходимости поставлять на священные степени грамотных людей, для чего нужно устраивать новые школы и следить за порядками в уже существующих. В «Извещении» говорится о вреде обучения у иностранцев и необходимости иметь рус. учителей. В 1700 г. было введено новое летосчисление – от Р. Х., началом года стали считать не 1 сентября, а 1 января. Тогда же было отменено совершавшееся в Вербное воскресенье «шествие на осляти».

Патриарх Адриан является автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому (1696). Г. А. Скворцов указывает 34 произведения Патриарха Адриана, но при этом отмечает, что «Патриарху принадлежит инициатива, тон и характер, иногда редакция, а не самое написание».

Патриарх Адриан оказал поддержку святому Димитрию Ростовскому в деле составления Четьих-Миней.

Непротивление Патриарха Адриана антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (например А. В. Карташёва).

Патриарх Адриан скончался 16 октября 1700 г. и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал.

  • «Святейший Патриарх Адриан,» по материалам статьи Беляковой, Е. В., Православная энциклопедия, т. 1:

В этот 1666 год в Америке возник город Нью-Йорк, еврейский пророк Шабтай Цви преклонил голову перед турецким шахом, надев исламскую чалму, а на Руси произошел раскол Православной церкви, начались гражданские войны Степана Разина. Что между этими событиями общего? При внимательном рассмотрении это звенья одной цепи. Познав логику мировых событий, вы приблизитесь к пониманию того, как устроены глобальные рынки и глобальная власть. Вы станете частью мировой элиты.
Прелюдия…
Бывают моменты, когда кажется, что стая архангелов спускается на Землю. 1666 год начался в пятницу по григорианскому календарю. Знаменовался волнением религиозных общин по сему миру из-за предрекаемого конца света.
История мира напоминает движение атмосферных фронтов и морских течений, с той разницей, что вместо биномов воды – люди, которые не в состоянии понять всей логики вселенского демиурга. Большинству ныне живущих людей знания о глобальных процессах кажутся лишними, но те, кто познал законы времени, приобретают очевидную власть над событиями. В современном мире эти знания имеют и вполне практическое применение для выхода на глобальные рынки и обладания глобальной властью.
Принципиальное отличие человеческой истории от океанических и атмосферных трансформаций в том, что в первом случае мы имеем дело с умной материей. Каждый отдельный человек обладает определенной волей и эгоизмом, он всегда находится перед выбором: «хочу перемен…» или «хочу стабильности…».
Умная материя в отличие от других видов материи действует, подчиняясь двум силам: внешним обстоятельствам и своим идеальным представлениям о будущем. Умение каждого элемента в той или иной степени предсказывать свое будущее отличает умную материю от всех других. Но предсказание будущего всегда базируются на знании прошлого. Именно поэтому религиозные книги – это свод эпосов прошлого. Поэтому история – главная наука для тех, кто хочет править миром в экономической, политической или духовной сфере.
Человеческий мозг есть отражение ноосферы Земля, он взаимодействует с ней, влияя на нее и изменяясь сам под ее влиянием. Все вместе – это и есть Живая планета. Познавшие триединство планеты и триединство нашего сознания становятся членами высшей варны, мысли которых формирует окружающий мир.
В 1666 год голландский флот вошел в Темзу и угрожал Лондону. С 2 сентября начался Великий лондонский пожар. Он оставил без крова 250 тысяч жителей, в огне погиб практически весь город. В 1666 году началось крестьянское восстание во французской провинции Руссильон. В 1666 году началось восстание Франца Вяшшелева в Венгрии против Габсбургов и оккупация Венгрии австрийскими войсками. В Крыму к власти приходит хан Адиль Герай. Начинается война Польши с Турцией за Правобережье Днепра. Казаки атакуют Крым.
Не бывает войн в основе которых не лежит религиозная причина, религиозный поиск или слом идеологий. 12 декабря 1666 года в Москве был низложен патриарх Никон. В Москве состоялся собор, на котором расстрижен протопоп Аввакум. Турками захвачена венецианская крепость Кандия на албанском берегу. Посол Кульвинский ведет в 1666 году в Урге переговоры о переходе монголов в подданство России. Однако в это время афганцы поднимают против монголов восстание.
В Париже в 1666 году Христиан Гюйгенс становится первым президентом Парижской Академии наук, а Исаак Ньютон открывает спектр солнечного света при помощи оптической призмы (когда белый свет разложился на семь цветов радуги, подтвердив праведность древних религий Семибожия, завещавших знания о семи ипостасях Единого Бога). Роберт Гук изобретает спиртовой уровень для строительных работ и винтовые зубчатые колёса, после чего начинается индустриальная эра, Мольер создаёт комедии «Комическая пастораль», «Мелисерта», «Лекарь поневоле» и «Мизантроп».
В результате военных действий 1664 — 1666 годов в Америке английские корабли захватили поселение, где река Гудзон впадает в Атлантический океан. Не встретив сопротивления, они переименовали селение в Нью-Йорк, в честь герцога Йоркского. В конце второй англо-голландской войны в 1667 г. голландцы официально передали Нью-Йорк англичанам.
После появления Нью-Йорка началась глобальная переструктуризация мира. Из Европы тысячи кораблей везли в Америку самых отчаянных авантюристов, разбойников, крестьян, ремесленников, которых дух свободы переплавлял в новую американскую нацию. Здесь возник новый мировой АС-град.
Между тем и в Старом свете происходили кардинальные изменения. Дух свободы витал и над стареющей Европой, которую покидали наиболее энергичные люди, отправляясь в Америку и Россию. В Европе рост эгоизма личности формировал новые общности, новые идеалы. Первородный мир Европы разделился на анклавы, каждый из которых играл свою роль. Захваченный мусульманами Константинополь постепенно становился центром мирового еврейства, которые образовали причудливый симбиоз с мусульманами. Из этого бывшего Великого города христианского мира религиозные евреи начали распространять идеалы гуманизма. Их влияние ощущалось и на Востоке, и на Западе. Так возник новый СИД, который негласно управлял многими мировыми процессами, о существовании которого владыки государств, и, тем более, простые жители даже не подозревали.
Польша и Литва стала прибежищем самых различных архаичных каст и сект, плавильным котлом Европы, где решалось ее будущее. На севере Руси в монастырях на Белом море монахи хранили древние знания и практики ведической культуры, принявшей форму русского православия.
Среди евреев по всему миру в 1666 году началось необыкновенное волнение, многим показалось, что на Земле появился Машиах (Мессия) под именем Шабтая Цви. А в России шла борьбе за сохранение наследия великого арийского прошлого, умении воспринимать мир во всей красоте божественного замысла и верности эстетике северных патриархов времен Ноя.
Русско-польские войны…
Войны между Россией и Речей Посполитой начались еще в 1609 году после смерти Бориса Годунова, когда польские войска вторгались в Россию. В 1632 г. уже русский царь Михаил Фёдорович объявил Польше войну, с целью возвращения Смоленска. В начале 1634 года турецкое войско тоже начало приближаться к польским границам, после чего поляки поспешили заключить мир с русскими. Зиновий Богдан Хмельницкий — гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель, — организовал восстание против Речи Посполитой в результате которого земли Войска Запорожского вошли в состав Российского Государства. Присоединение к России земель Малороссии в 1654 году послужило поводом к новой войне с Польшей при Алексее Михайловиче. Успехи русского оружия в Литве вызвали войну Москвы со шведским королём Карлом X, который также предъявил притязания на Литву и Белую Русь.
В 1661 г. польский король взял штурмом Гродно и осадил Вильно; московские войска, под начальством Долгорукого, были разбиты. После этого Вильно, несмотря на геройское сопротивление князя Мышецкого, пал. Города Литвы стали переходить обратно в руки поляков. Осенью 1663 г. польский король Ян Казимир перешёл на левый берег Днепра, где ему сдались многие города. Но вскоре польская армия было разбита русским войском. Война продолжалась без значительных результатов до 1666 года.
В 1666 году русские и польские дипломаты съехались в деревню Андрусово для переговоров. В 1667 г. было заключено перемирие на 13½ лет: Россия получила левобережную Малороссию, Смоленск и Северские земли и во временное владение — Киев. В 1686 г. был заключен новый договор между Москвой и Польшей, по которому польский король Ян III Собеский отдавал России Киев навечно.
Донцы и еврейская тоска…
Весной 1666 из-за неурожая на Дону начался голод. Казаки, жившие по реке Хопер, выбрали казака Василия Уса своим атаманом. В мае 1666 Василий Ус во главе отряда из 800 казаков пошёл на север. Он поднял мятеж против московского правительства, Это было начало гражданской войны, которую в дальнейшем возглавил Степан Разин. Донское войско занимало территории, которые в прошлом были заселены хазарами, исповедующими иудаизм. Древней столицей Хазарии была Астрахань, где пересекались караванный Шелковый путь и водный Волжский путь, — стратегический узел мировой торговли. Здесь издревле было сильно влияние иудаизма, поэтому еврейские новые идеи гуманизма тоже стали оказывать влияния на умы населения степной Руси.
Казаки подали царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой послать донское войско на войну с поляками и выдать жалованье. Однако русско-польская война 1654–1667 уже заканчивалась, в связи с чем казакам было велено возвращаться на Дон. Однако войско Василия Уса обошло Воронеж и двинулось дальше на север. За ними последовали драгуны Белгородского полка и огромная толпа бунтовщиков из беглых крестьян. Казалось, что начинают повторяться события Смутного времени и восстания Болотникова. Дворяне в панике бежали вместе женами и детьми и укрылись в тульском кремле. Тульский воевода пытался вести переговоры с Усом, однако атаман от сношений с властями отказался.
На усмирение бунтовщиков московское правительство направило особый полк. Возглавил операцию князь Ю. Барятинский, герой польской войны. Это был тот самый Барятинский, который потом был одним из руководителей подавления восстания Разина. Барятинский должен был сообщить Василию Усу, что его донцам в Воронеже выдадут «корм» (хлеб, муку, сухари) и дадут суда для возвращения в родные станицы. Однако царь настаивал на выдаче остальных мятежников, сбежавших солдат и барских холопов. Царь предписывал вернуть всех беглых, а также казнить тех, кто, грабя дворянские усадьбы, убивал своих хозяев. В Туле предписывалось срочно собрать дворянское ополчение для действий вместе с Барятинским,
Около Серпухова в царские войска стали проникать агенты Василия Уса. Некий дворянин Емельян Нарышкин звал солдат в казачий стан, заманивая обещаниями дать лошадей, сабли, седла и по 10 рублей на человека. 14 июля 1666 сам Василий Ус с 12 казаками приехал в Москву. Пока Василий Ус вёл переговоры в Разрядном приказе, приехавшие с ним в Москву станичники сманивали столичную чернь в лагерь под Тулой. Число беглых дворовых стало расти так быстро, что правительство вынуждено было поставить на дорогах заставы. Усу в Москве предложили ехать на переговоры с Барятинским.
После этого Василий Ус решил возвращаться со своими казаками на Дон через Ефремов и Елец, но минуя Воронеж, где был сильный гарнизон. Разделившись на три части, казаки Уса устремились на юг. Отряд каширских дворян, посланный вдогонку, их не догнал – казаки вернулись на донскую вольницу со славой. Это было началом восстания Разина. В 1970 году в начале похода Степана Разина с Дона на Волгу Василий Ус тоже присоединился к Стеньке со своей ватагой казаков.
После разгрома основных сил Степана Разина на средней Волге и бегства Стеньки на Дон Астрахань ещё долго оставалась в руках Василия Уса и Федора Шелудяка. Василий Ус занялся избиением жителей, заподозренных в приверженности к московскому правительству. Сдерживал Уса только астраханский митрополит Иосиф.
После разгрома Разина под Симбирском в Астрахань пришла царская грамота с увещанием к мятежникам Уса принести повинную. Митрополит велел звонить в большой колокол и созывать народ в соборную церковь. Соборный ключарь прочел с амвона грамоту в присутствии владыки. В апреле 1671 пришла весть, что Степан Разин схвачен и отправлен в Москву. За Волгою между тем стояли татары, которые привезли новую грамоту от Московского царя.
В Страстную субботу, привезли грамоты в собор и начали их читать. Казаки Василия Уса не захотели слушать, вышли из собора и составили круг. Митрополит вышел к ним и велел читать грамоты в кругу. Старец увещевал казаков исполнить государеву волю. После Святой недели, казаки подвергли митрополичьих слуг пыткам, добиваясь признания, что грамоты подложные. Ключаря жестоко казнили.
11 мая 1671 казаки позвали митрополита Иосифа на круг. Там владыку подвергли жестокой огненной пытке, а потом убили. На следующий день атаманы составили договор, в котором которой казаки и посадские люди обязывались стоять против «изменников-бояр». Оставшиеся в живых священники неволею тоже подписались под этим приговором за себя и за своих духовных детей.
Поход посланного Василием Усом атамана Шелудяка вверх по Волге имел некоторый успех. Его войско поддержали жители Царицина, Самары, Саратова. Однако Симбирск оказал сопротивление. Шелудяк отступил в Астрахань, где Василий Ус вскоре после убийства митрополита Иосифа умер, как говорят, заживо съеденный червями.
В конце августа, под Астрахань приплыла царская рать боярина Ивана Милославского. Приведший астраханцам в помощь с Дона остатки ватаг Разина атаман Алешка Каторжный образовал лагерь на правом берегу Волги. Оборона Астрахани продолжалась три месяца. Вскоре на помощь Милославскому пришел черкесский князь Каспулат Муцалович. Князь Милославский при звоне колоколов вступил в Астрахань и обошелся с побежденными очень мягко, никого не казнил и не преследовал. Даже Шелудяк свободно проживал при его дворе; многие казацкие атаманы были отпущены из города и оставлены на свободе.
Поднятая Усом и Разиным гражданская война приобрела такой размах в силу начала распада сословий древнего общества. Идеалы свободы все шире захватывали сознание людей, формировали новую идеологию. Стрельцы тяготились тяжелой службой, крестьяне уже начинали мечтать о свободном труде. Наиболее смелая и свободолюбивая их часть уходила в казачество на Дон. В этой борьбе между сторонниками свободы и сторонниками сохранения старинных укладов жизни много было потрачено энергии и свирепости с той и другой стороны. Однако история показывает, что в этой борьбе нет правых и виноватых.
В итоге крестьянские войны за свободу только укрепили самодержавный строй и крепостное право. Эта победа государства была шагом в деле централизации Московского государства.
Мессианство Шабтая
На фоне событий в северном Причерноморье происходили важные события в среде евреев. Среди них появился человек, которого многие стали считать мессией. Во многом именно это событие определило изменения по всему миру. Хотя об этом никто не знал.
Звали его Шабтай Цви. Он родился в 1626 году в Измире в купеческой семье. Уже в 15 лет он учил кабалу. Молодые люди, которых он объединил, верили в скорый приход Машиаха (Нового Мессии) и в то, что настало время построения Третьего Храма. Юноши из круга Шабтая Цви начали верить, что Шабтай — и есть Машиах.
Многие евреи, надежды которых на приход Машиаха до сих пор не сбылись, попали под влияние Шабтая Цви. Он прибыл в Каир, где был принят с великими почестями местным богачом Рафаэлем Халби. Тот искренне верил в мессианство Шабтая.
В Каире Шабтай женился на молодой девушке Саре из Польши. Она воспитывалась в католическом монастыре, но сбежала оттуда в Амстердам. Она всем рассказывала, что во сне ей открылось, будто она выйдет замуж за Машиаха. Узнав об этом, Шабтай приказал доставить ее в Каир, где они отпраздновали пышную свадьбу. После Египта он прибыл в Иерусалим. Когда он вернулся в Измир, где благодаря письмам из Иерусалима, в которых описывались чудеса, совершенные Шабтаем, число его сторонников значительно выросло. На улицах Измира в славу Шабтаю Цви плясали от радости, устраивали гуляния по всему городу, сочиняли «пророчества» о Машиахе и его чудесах. Слух о приходе мессии стал распространяться по всей Евразии. Во многих общинах: Салониках, Ливорно, Амстердаме, Гамбурге — количество «шабтаистов» росло. Шабтай объявил, что он свергнет турецкого султана с престола, и все народы примут его царство в 1666 году. Для этого он отправляется в Стамбул — бывший Константинополь.
Однако в Стамбуле Визирь послал полицейских, которые арестовали Шабтая и его спутников. Впрочем, шабтаисты без труда подкупили коменданта крепости, где содержался их кумир: из тюрьмы шли письма последователям, где приказывалось отменить посты, установленные в память о разрушении Иерусалимского Храма, ибо пришло время избавления евреев.
Из Львова старейшина еврейских мудрецов послал нескольких своих приближенных расследовать, а является ли Шабтай Цви настоящим Машиахом. Вскоре львовские евреи посчитали, что имеют дело с обманщиком. Они отправились в резиденцию султана, где донесли, что Шабтай Цви ведет разговоры о свержении султана. Султан от евреев первый раз услышал о Шабтае Цви и обо всех связанных с ним событиях. Исламские советники же султана рекомендовали не казнить Шабтая. При этом мусульманские мудрецы объяснили Шабтаю, что он может сохранить свою жизнь, только приняв ислам.
Когда Шабтая Цви привели к султану, он одел чалму в знак перемены веры. Так «Машиах» превратился в глазах евреев в вероотступника. В награду султан даровал ему должность при дворе. Один из его сторонников в своих письмах заявлял, что все сделанное Шабтаем — «чудесные испытания, цель которых не может постичь человеческий разум». Через несколько лет турки сослали Шабтая в маленький городок в Албании, где не было евреев. Там он умер в 1675 году. Дело Шабтая продолжил Яаков Франк. Впоследствии франкисты окончательно растворились среди польских католиков.
Раскол…
В России мировой надлом 1666 года привел к расколу православной церкви. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку новые социальные интересы и требования.
Формальным поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, как следствие переписчики книг вносили в них искажения. К тому же в русской церковной практике утвердились обряды, полученные в наследство еще из архаического времени, когда на Руси были распространены религии единобожия арийских эпох, забытые в греческих и южнославянских землях.
После падения Византии и крушения монгольских ханств на Русь хлынула волна переселенцев с Балкан и западной Европы. Византийские традиции стали преобладать в церковной жизни, что стало противоречить древним русским православным обрядам, ведущим свое происхождение еще со времен арийского прошлого.
Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после того как патриархом стал Никон, который был сыном крестьянина из под Нижнего Новгорода. Он приступил к энергичному исправлению книг и обрядов, стремясь привести древнюю русскую церковную практику (во многом впитавшую в себя мистическую сторону предшествующих древнейших русских культов Крышеня и Индры) в соответствие с более простой …греческой.
Царь в начале поддержал начинания Никона. Никон, сравнивал власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела, что привело к ссоре царем и низложению честолюбивого патриарха. Собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать. С этого момента начался раскол русской православной церкви.
Движение раскольников возглавил протопоп Аввакум Петрович, тоже родом нижегородец, человек с такой же неукротимой и властной натурой, как и сам Никон. После собора 1666 г. на сторонников раскола обрушились гонения. Открытое сопротивление царским войскам оказал Соловецкий монастырь. Расположенный на 35-ом меридиане, — как и Иерусалим, — на Соловецком архипелаге Белого моря, этот богатейший из северных монастырей являлся в то же время сильной крепостью, был защищен непробиваемыми стенами из ледниковых валунов, имел немалое количество пушек и продовольственных запасов на многие годы. По сути Соловки – это архаичный храм, прообраз храма Соломона из времен цивилизации Ноя. Коренные жители, населяющие берега Белого моря, именуются поморами – их предки древние гиперборейцы, упоминаемые в эпосах Древней Греции.
Соловецкое восстание, возникнув на почве раскола, превратилось в открытое антифеодальное движение. Монахи и находящиеся в монастыре стрельцы отчаянно сопротивлялись. Они были, по своему боевому духу и миропониманию последним оплотом истинного Русского Православия, божьей веры, окруженной бесовщиной. Именно эта неистовая вера в свою миссию позволила монахам выдержать многолетнюю осаду в условиях почти арктического климата. Осада Соловецкого монастыря длилась восемь лет (1668-1676). Монастырь был взят лишь в результате измены.
Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников Древней русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи, старинные иконы и церковная утварь. Помимо этого, они хранили культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над религиозными догмами, обрядами и Священным писанием.
Староверы уходили в тайгу, скиты, жгли себя на кострах по старому арийскому обычаю, не желая отступать от русской веры предков. Протопоп Аввакум после томительного пребывания в земляной тюрьме был сожжен в 1682 г. в Пустозерске на костре. Своей смертью он еще более укрепил «старую веру». Старообрядцы бежали на окраины государства, в глухие леса и болота. Среди раскольников стало распространяться изуверское учение о близкой кончине мира и необходимости самосожжения, чтобы избежать «антихристовой» власти. В конце XVII в. самосожжения сделались обыденным явлением на севере Руси.
Царский дом Романовых преследовал старообрядцев с невиданной и неоправданной жестокостью, которая не имеет объяснения. Страна оказалась на грани религиозной войны. В 1681 году восстание против новой веры охватило Москву. В 1682 году состоялась очередная массовая казнь сторонников русского христианства. Однако это не помогало. Даже в XIX веке до трети русского населения были старообрядцами. В силу особой старообрядческой деловой этики, многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество богатело и даже стало опорой предпринимательства в XIX веке. При этом в царской России старообрядцы преследовались больше чем террористы, бросавшие бомбы в царей.
Преследование старообрядцев в России прекратилось только в 1905 году, когда царь Николай II подписал указ о свободе воли. Когда старообрядцы вышли из подполья, то оказалось, что все русские промышленники — Кузнецовы, Мамонтовы, Громовы, Третьяковы, Рябушинские, Морозовы и др. — в основном относились к старой вере. Именно старообрядцы даже в условиях гонений оставались основой могущества государства. Этот особый дух созидания, предпринимательский талант, особая предпринимательская этика, безукоризненная честность была следствием национального русского характера, сформированного в архаичные эпохи. Византизм никонианства им был чужд.
Наше время…
Через 300 лет в 1966 году в России (тогда СССР) состоялся суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем. 17 января 1966 года американский бомбардировщик B-52 с термоядерным оружием на борту столкнулся над Испанией с самолётом-заправщиком. Погибли семь человек, поиски одной из термоядерных бомб продолжались два месяца. Нашли американцы бомбу или только сделали вид — до сих пор это общественности неизвестно. Российский космический корабль «Луна-9» первой из АМС осуществил посадку на поверхность Луны. На Землю впервые переданы панорамы лунного ландшафта. А 5 марта умерла Анна Ахматова. В марте 1966 американец Нил Армстронг и астронавт Дэвид Скотт осуществили первую стыковку двух космических кораблей. Полёт был прерван из-за сбоя в работе корабля, который угрожал жизни астронавтов. Армстронг, космический инженер, стал первым человеком ступившим на Луну 20 июля 1969 года в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11». В 1966 году родился Дэвид Фило основатель глобальной компании Yahoo! Все эти события случайны? Решайте сами.
Геннадий Климов
Дорогие читатели. Для тех, кто заинтересовался моими изысканиями, хочет узнать больше о древнейшей истории Руси, истории происхождения славян, фино-угор, татар, евреев, казахов и др. народов Евразии советую заказывать мои книги на сайте издательства. Здесь по-дешевле. Книги вам пришлют по почте.
Заказать книги Геннадия Климова можно на сайте издательства –

или http://www.karavan.tver.ru/books/