28 августа праздник

В рождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Тропарь праздника трижды, глас 1

При рождестве Ты сохранила и продолжаешь хранить девство /, во Успении (смерти) мира не оставила и никогда не оставляешь, о Богородица, / Ты перешла к жизни и вечно жива как Матерь Истинной Жизни, / и Твоими молитвами избавляешь от смерти наши души.

28 августа — традиционная дата празднования Успения Пресвятой Богородицы. Почему день смерти Пресвятой Богородицы — радостный и светлый праздник Православной Церкви? Почему православные христиане не скорбят, а веселятся над гробом Матери Божией? На эти вопросы призвана ответить данная статья.

Необычайное отношение Церкви к смерти Пресвятой Богородицы чувствуется уже в названии праздника: кончина Божией Матери сравнивается с мирным и спокойным сном — успением, поэтому и назван он Успением, а не Смертью.

По окончании праздничного богослужения настоятель храма протоиерей Виктор обратился к собравшимся на празднике верующим с проповедью, в которой ответил на вопросы о сущности нынешнего торжества.

Умирая, современные люди испытывают страх перед смертью. На похоронах ужасная гримаса смерти искажает лицо не только покойного, но и всех собравшихся у его гроба.

Мысли о дорогостоящих похоронах, разлуке с близкими, незавершённых делах, потере красивого тела и богатства отравляют и без того горестные последние минуты земной жизни большинства современных людей.

Умирающий боится своей кончины ещё и потому, что догадывается о суровом ответе за грехи, который потребует с него Господь.

Или же он сомневается в том, что за гробовой чертой его вообще что-то может ожидать.

Всегда ли было так? Или смерть может быть иной?

Так было не всегда. Даже древние язычники твёрдо верили в загробную жизнь.

Кельты со всей серьёзностью договаривались о возврате долга через годы после смерти, античные греки бесстрашно погибали в битвах, надеясь на вечное счастье в чертогах небесной воительницы Афины.

Ещё более твёрдо верили в вечную жизнь православные христиане.

Мученики радовались, умирая, потому что знали, что идут навстречу Тому, ради Кого они жили, страдали и теперь принимают свою кончину.

Тем более надлежало радоваться о смерти Пресвятой Богородице, идущей в вечную обитель к Своему Сыну Господу Иисусу Христу.

Однако апостолы, расставаясь с Пречистой Богородицей, приуныли и начали скорбеть. Чтобы утешить их, Господь явил всем видение, как Он в окружении ангелов возносит душу Своей Матери на Небо.

Каждый православный христианин может наглядно лицезреть на иконе праздника этот эпизод Священной Истории Церкви.

Тогда апостолы с благоговением погребли тело Божией Матери.

Отчего мы скорбим, а святые радуются, умирая?

Ещё одна причина — наша совершенная неготовность к смертному часу.

А Пресвятая Богородица подготовила Себя заранее Своей безгрешной жизнью, как по Её примеру делали все святые. Божия Матерь помолилась Сыну, чтобы проститься со всеми близкими учениками Христовыми перед кончиной.

Господь исполнил благое желание Своей Матери: все ученики, кроме апостола Фомы простились с Ней.

Но и святой апостол Фома опоздал ко гробу не случайно. По его просьбе на третий день ученики открыли гроб, но тела Небесной Владычицы там уже не было.

Святая Церковь верит, что Господь воскресил Свою Матерь и взял Её к Себе на Небо с телом, подобно тому, как Господь Сам вознёсся на сороковой день после Пасхи.

Некоторые святые отцы даже повествуют о явлении воскресшей Богородицы святым апостолам.

Поэтому неудивительно, что верующий народ дал празднику Успения имя Богородичной Пасхи.

Как и Её Пресвятой Сын, Богородица не оставила нас, как ныне поётся в церковном песнопении: «Во Успении мира не оставила еси» (точный смысл фразы в переводе с церковно-славянского языка «во Успении (то есть в Смерти) не оставила и стой поры никогда не оставляешь).

Поэтому горячо любимый народом праздник учит каждого православного христианина надлежащему отношению к смерти как долгожданной встречи со Христом, подготовка к которой и должна составлять всё содержание человеческой жизни.

Праздник Пресвятой Богородицы 28 августа: традиции Успения

Праздников, посвященных Пресвятой Богородице, в православном христианстве довольно много. Однако есть среди них главный — это Успение. Отмечается оно 28 августа.

Успение Богородицы входит в список 12 самых главных православных праздников. Этим днем завершается двухнедельный Успенский пост, посвященный Божьей Матери. С праздником 28 августа связано множество народных традиций, примет и церковных правил, о которых должен знать каждый верующий человек.

Тайный смысл праздника Успения

Этот день посвящен уходу из земной жизни Девы Марии. Этот день считается радостным, поскольку Богородица, наконец, смогла встретиться с сыном после его мучительной смерти на кресте. И верующим людям церковь велит разделить эту радость воссоединения, ведь когда мать теряет сына — это худший день в ее жизни. Но Богородица была не простой матерью, а потому знала, что очередная встреча не за горами.

Перед кончиной к ней явился божий посланник — архангел Гавриил. Она жила в Иерусалиме. Во время очередной молитвы ангел рассказал ей о том, что ее земной путь подходит к концу. Он возвестил, что Иисус Христос, и все ангелы, и другие создания божьи примут ее в царствие свое, чтобы она вечно правила Небесами с Сыном своим, Отцом и Святым Духом.

Успение переводится как «смерть», но на самом деле это была не смерть, а переход в тот мир, в котором Деве Марии было уготовлено место давным-давно. Иисус Христос принял ее в лучший мир, где нет ни гонений, ни зла, ни беспорядка.

С этим праздником связано одно интересное событие. В своих молитвах Богородица просила о встрече с апостолами. Они чудесным образом собрались около нее для погребения тела из разных частей мира. Как говорит предание, затем Богородица скончалась, увидев яркий свет и стоящих перед ней ангелов и своего возлюбленного сына. Что самое примечательное, тело так и не было найдено. Считается, что Иисус Христос забрал свою мать, не оставив миру ее тела, сразу вознеся на небеса.

Сам праздник стал отмечаться лишь в 5-6 веках, изначально став днем памяти и печали, однако впоследствии смысл празднества был изменен.

Традиции и приметы Успения Богородицы 28 августа

Из года в год церковные и народные традиции данного праздника неизменны. Отмечается он всегда в один и тот же день, завершая Успенский пост (14-27 августа). Помимо этого, завершается летний период, так то многие традиции связаны с приближением осени:

  • Если на Успение Господне на улице хорошая погода, то нас ждет приятная зима и хороший урожай на будущий год. Плохая погода — это очень негативная примета, говорящая о том, что будущий год будет ненастным в плане погоды.
  • В этот день запрещено вставлять острые предметы в землю, ибо земля — это олицетворение Матушки Заступницы.
  • Люди в этот день не переедают и не злоупотребляют вредными привычками. Они чтят память о Богородице и ведут смиренный образ жизни, избегая всего плохого.
  • Конечно же, все верующие стараются посетить храм Божий для участия в литургии. Многие ставят свечи за упокой и за здравие близких 28 августа каждый год. Принято также исповедоваться в грехах и причащаться.
  • Дома люди читают молитвы перед иконами Богородицы, отдавая таким образом дань памяти самой светлой матери из всех. Женщины стараются стать лучше, прося в молитвах Бога дать им сил и терпения.
  • Этим днем открывается бабье лето — последние нотки тепла будут витать в воздухе примерно пару недель.
  • После Успения обычно собирают оставшийся урожай и начинают подготовку к зимнему периоду.

Всем этим традициям уже больше тысячи лет. Успение является одним из самых древних праздников в христианстве наряду с Рождеством Христовым и Пасхой. Люди всегда ждут 28 августа, ибо в этот день расцветает душа и открываются глаза на окружающий нас мир.

Если вы не сможете посетить храм, прочтите молитву под названием «Богородице, дево, радуйся» перед любой иконой Богородицы. Очистите свой разум и посвятите пару минут Богу, подарив свое внимание. В конце произнесите величание: «Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое».

Лучше всего совершать молитвы перед иконой Казанской Божьей Матери. Естественно, что это не строгое и даже вовсе не правило, но остальные иконы имеют узконаправленный смысл, а Казанская является более привычной и универсальной для православных христиан. Чтите традиции данного праздника. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и


Латинское название праздника Успения Богородицы звучит дословно с латыни как «Торжество Взятия в небесную славу Пресвятой Девы Марии»
Однако надо признать, что в Папской книге «Liber Pontifiсalis» написано греческое название праздника «Успение».
Только в 740 году от Рождества Христова в Евангелиарии «Успение» заменено другими словами » Sollemnita de pausatione sanctae Mariae», что дословно переводиться : «Торжество Отдохновения Святой Марии».
Такое название связано с тем, что 15 августа был освещён храм Девы Марии, который распологался по дороге из Иерусалима в Вифлием. Этот храм построила римлянка по имени Икелия, на том самом месте, где Богородица имела остановку «отдохновение» по пути в Вифлеем, где ей надлежало родить Иисуса Христа.
Именно этот западный праздник Отдохновение Святой Марии и заслонил собой более ранний праздник с греческим названием «Успение». Но постепенно Западная Церковь предала празднику «Отдохновение» другое значение, как Праздник Возвращения Девы Марии в родную небесную обитель. И этот праздник уже назывался «Праздник Кончины-Успения Девы Марии». Именно в таком своём качестве праздник и был введён в Византийскую Империю императором Маврикием в конце 6 века.
В Западной Церкви, этот праздник стал праздноваться чуть позже, в 7 веке, но в 8 веке Папа Римский Адриан Первый изменил название праздника на «Принятие Марии на небо». Здесь надо подчеркнуть, что изменения в названии праздника ни как не было связано с разногласиями Запада и Востока. Наоборот, Папа Адриан Первый стремился найти полное согласие с Византией и ему даже на какое-то время удалось Восток и Запад вновь соединить во единую Церковь.

Наибольшие торжества Западному празднику «Принятия Марии на небо» предал в конце 7 века Папа Римский Сергий Первый. Папа Сергий Первый был сириец из Александрии. У него были большие расхождения с Востоком, но он многое сделал для украшения храмов и богослужений в Западной Церкви. Вот и в праздник «Принятия Марии на небо» отдал распоряжение совершать праздничную процессию к храму «Санта-Мария Маджоре». Причём эта процессия (крестный ход) должен был совершаться ночью с факелами из Латеранской Базилики, которая считалась главная в Риме, далее процессия следовала на Форум (главную античную площадь Рима) и уже с Форума процессия следовала в храм «Санта-Мария Маджоре», где утром и проходила главная в Риме папская месса праздника «Принятие Марии на небо».
Причём, во главе этой прцессии несли икону Нерукотворного образа Иисуса Христа, а на встречу из собора «Санта-Мария Маджоре» выносили икону Девы Марии с названием «Salus populi Romani», что в переводе «Спасение римского народа». Перед этой иконой Папа и совершал мессу.
Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке — маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.

С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605–1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой, в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606–1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.

Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны.

В 16 веке Папа Римский Пий Пятый все эти праздничные пышные торжества своим благословением отменил. Он настаивал на дисциплине и аскетизме священников и был противником пышных торжеств. Будучи избран папой, Гислиери оставался суровым человеком, аскетом, требующим от себя и от других соблюдения многих запретов. Говорили, что он хотел весь Рим превратить в один большой монастырь. Инквизиция безоговорочно приводила в исполнение соборные постановления, изгоняя епископов-карьеристов, бродячих монахов и неповоротливых приходских священников. Пий V никогда не смягчал приговоров церковных судов, разрешал пытки и тяжкие наказания.

Нетленные мощи Пия Пятого открыто лежат в стеклянной гробнице в храме «Санта-Мария Маджоре».
Очень интересное событие произошло в 1950 году. Папа Римский Пий Двенадцатый написал энциклику «Munificentissimus Deus» от 1 ноября 1950 года и там установил догмат «assumptio», о телесном взятии Девы Марии на небо. Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено.

Зачем нужен был этот Папский догмат, даже западное духовенство это не могло понять, ведь историю праздника знали все в Церкви и до 1950 года и ни кто не сомневался в восшествии на небо Девы Марии и кроме того средневековые художники писали иконы для западных храмов о Вознесении Девы Марии на небо. Но Папа решил всё это утвердить своей подписью! С этого времени (1950 год), праздник получил новый статус , как Вознесение на небо Девы Марии.

Согласно католической традиции, сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной.

Ни Успение, ни Вознесение Богородицы не являются догматами для Православных Церквей, хотя византийская Церковь как минимум с 6 века отмечала этот день, а дата 15 августа (28 августа) была установлена, по-видимому, императором Маврикием, у которого папа Сергий просто перенял праздник.

В 1950-1951 годы по распоряжению римского Папы Пия Двенадцатого, были написаны и новые тексты богослужения. Ещё раз пересмотр богослужения этого праздника был пересмотрен в 1970 году, но в значительной степени богослужебные тексты 1950 года были сохранены.
На рубеже первого и второго тысячелетия Римская Церковь постановила в День этого праздника в храмах освещать лечебные травы.
В Канонических текстах Библии, признаваемых всеми основными направлениями христианства, о Вознесении Марии не упоминается. Интересно то, что для христианских конфессий нет единой даты празднования Успения Богородицы.
Православные празднуют Успение Богородицы — 28 августа.
Католики, вознесения Девы Марии — 15 августа
В Галликанской литургии во Франции, Вознесения Девы Марии празднуют — 18 января.
Копты празднуют праздник «Взятие Богородицы в Небесную славу» — 22 августа.
В средневековой Баварии Вознесения Девы Марии отмечалось 13 сентября.
В 15 странах мира, праздник Успения (или Вознесения Девы Марии) считается государственным праздником и выходным днём. Это католические страны: Австрия, Бельгия, Бурунди, Германия, Гвинея, Испания, Италия, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Словения и Франция.
А так же православные страны: Греция и Грузия.

28 августа 2019: Успение Богородицы

Что значит слово «Успение»

«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения — не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

(28 августа 1981 года)

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158—1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник

Церковные праздники в августе 2018 года

Каждый месяц церковный календарь призывает верующих отметить те или иные события, сопряженные с религиозными событиями, личностями и ценностями. Август – не исключение.

Церковные праздники в августе 2018 года. Источник фото:

Причем в конце лета мы приветствуем не только обычные даты, с которыми можно ознакомиться в нашем календаре, но и великие двунадесятые праздники:

Девятнадцатого августа, в воскресенье, торжественно отмечается Преображение Господне. За сорок дней до свершившегося страшного христова распятия, Мессия взошел на гору Фавор и преобразился в белые одежды, и в ослепительном небесном сиянии читал молитвы во славу Господа. Свидетелем тому были Петр, Иоанн и Иаков, однако Спаситель запретил им говорить об этих чудесах и лишь освятил яблоки у подножия горы.

С тех пор и священнослужители и миряне торжественно встречают светлый праздник и заготавливают на зиму яблоки, поминают усопших, а в храмах проходят торжественные службы.

Церковные праздники в августе 2018 года полнятся поминальными днями:

Праведного Евдокима Каппадокиянина 13 числа.

Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского 21 августа.

Мученика Диомида врача двадцать девятого числа.

Еще больше памятных дат православного календаря можно найти на Calend.ru

Второй великий праздник августа—28 августа, во вторник ‒ Успение Пресвятой Богородицы, которому предшествует Успенский пост – самый недолгосрочный, однако один из самых строгих постов в году. Он идет на протяжении 14 дней, начинается 14 августа и заканчивается двадцать седьмого числа.

Двунадесятый праздник в честь Богоматери торжественно празднуется не только в православном, но и в католическом христианстве, правда разнятся даты – Успение Пресвятой Богородицы у западных христиан отмечается 15 августа. В народе этот праздник совпадает с уборкой урожая, параллельно простые люди просят Богородицу послать им благодать и покровительство во всех делах, традиционно в эти дни крестят младенцев и дата считается по-настоящему удачной.

В последние дни месяца православные христиане отмечают памятные даты Священномученика Мирона Кизического, пресвитера Преподобного Алипия, иконописца Печерского, а также вспоминают Преподобного Иоанна Рыльского и Мучеников Флора и Лавра.

Церковные праздники в августе 2018 – не единственный повод для благочестивых помыслов и молитв. Нужно проводить каждый день своей жизни в духовной чистоте и гармонии с окружающим миром, тогда чудеса не заставят себя ждать!