7 ангел

Нимб

Крещатый нимб (икона Спаса Вседержителя из монастыря Святой Екатерины, Синай, VI в

Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма, в христианском искусстве распространяется с IV века. В исламском искусстве, в частности, миниатюрах, нимб употребляется в изображении многих людей, не обязательно святых. В византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу.

Нимб в католической и православной традициях

В произведениях западного (католического) и восточного (православного) христианского искусства можно увидеть разное понимание нимба: на Западе нимб даётся в ракурсе, это диск или кольцо над головой (аналог венца или короны), даваемые святому свыше как награда за праведность; на Востоке нимб — круг сияния, знак просветления лика святого.

  • Нимб в западном искусстве. Мадонна с Младенцем. Доменико Венециано.

  • Нимб в восточнохристианском искусстве. Икона Богородицы с Младенцем Перивлепта. Византия. Вторая половина XIV в.

Нимб в Буддизме

Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. Нимб может быть голубым, желтым или радужным. В буддизме Красное гало Будды — символ динамичной солярной активности.

  • Будда. Индия

  • Паринирва́на

  • Проповедь в Дир-Парк

  • Шведагон

Нимб в Индуизме

  • Сарасвати — богиня мудрости, знания, супруга Брахмы.

Термин

Слово «нимб» появляется в русском языке не позднее XIX века, вероятно, как заимствование из немецкого. До этого нимбы часто именовались словом «окружок» (от «круг»). Также в XIX веке за нимбом утверждается название «венец» или «венчик» (по наименованию головного убора, что близко к католическому пониманию нимба как награды).

Происхождение нимба

Относительно происхождения нимба мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска (μηνίσκος) — круглого металлического помещенного горизонтально кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от непогоды и от птичьих нечистот; другие ищут происхождение нимба в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа; третьи думают, что нимб первоначально явился как очень уместный атрибут в изображениях божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты или достойны попасть на небо.

Всего вероятнее, что нимб обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком, частицей того светозарного эфира, который находится над земной атмосферой и составляет обычное местопребывание богов. Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческой поэзией, впоследствии было перенесено из нее в образные искусства, главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композиции изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было затруднительно; то художники стали довольствоваться условным его обозначением, а именно помещением его только вокруг голов. Точно так же может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности, употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла. Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что нимб явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешел к римлянам, в Египет, в Индию, к поклонникам Брамы и Будды и в христианство.

Изображение Святого Духа в виде голубя Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

В христианской иконографии нимб с древнейших времен стал принадлежностью изображений ипостасей Святой Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов (см. тетраморф). При этом для некоторых икон установились нимбы особого рода. Таким образом, лик Бога-Отца помещался среди нимба, имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. С треугольным нимбом иногда изображались также Святой Дух (в виде голубя) и Всевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно «крестовый» нимб, то есть круглый диск с начертанным внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головой. Такой же нимб получили и символические изображения Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Святой Дух. Впоследствии украшением подобного нимба сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. Богородицу изображают с кругообразным нимбом, украшенным двенадцатью звездами, диадемой или лучезарной короной. Ангелы и святые наделяются простым, круглым нимбом, который старинные живописцы, представляя апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая же пророков и патриархов — серебрили.

  • Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

  • бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.

  • Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами

  • Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

См. также

  • Аура — золотистое сияние, наблюдаемое, согласно религиозным и эзотерическим преданиям и легендам, вокруг головы и всего тела человека.

Примечания

  • Ричард Онианс. Нимб // Онианс Р. На коленях богов. М.: «Прогресс-Традиция», 1999, с. 152—165

Ссылки

  • Сомов А. И., Нимб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • О нимбах. В. С. Кутковой.

Имена архангелов и ангелов, их значение в христианской культуре

У подруги родился сын, и даже младенцем он был таким милым, что она решила дать ему имя в честь ангела. Но когда начала советоваться с духовником (ведь выбрать было из чего, ангельских имен существует много), он ее просто огорошил. Оказалось, фраза «ангельская красота» не более чем разговорное выражение, настоящие ангелы не могут быть красивыми, как и страшными, так как они — суть бестелесный дух.

Кто такие ангелы?

Это духи, созданные Господом для того, чтобы они исполняли Его волю и помогали людям. В переводе это слово означает «Божий посланник».

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Люди их не видят. Хоть на иконах ангелы часто предстают в человеческой подобе, они могут легко превращаться в силу природы или животное.

Ангелов очень много (ведь каждый человек на земле имеет собственного хранителя), поэтому имя каждого я назвать не могу (да наверное, и церковь тоже не сможет, а еще есть мнение, что они безымянные).

Библия рассказывает, что когда человеку является ангел, он часто принимает облик юноши или мужчины. Иногда он просто подходит, но часто появление ангела сопровождается громом, шумом, ярким светом.

Ангельские символы на иконах

Так как ангел — существо бестелесное и вечное, нужно понимать, что на иконах их рисуют только для того, чтобы показать нам саму идею этих Господних Воинов. И если вы видите ангела в образе юноши, это значит, что художник, рисовавший картину, пытался донести до нас совершенство ангела.

Иногда эти символичные образы дополняются другими символами:

  • Нимб. Благодать, исходящая от ангела, приближенного к Богу.
  • Крылья. Знак того, что ангелы быстры и в нужный момент могут оказаться в нужном месте, даже спустившись с неба. Многие думают, что крылья необходимы ангелу для того, чтобы летать — но Господь наделил их даром перемещаться по воздуху и без крыльев.
  • Тороки (золотистые «ленты» или ремни в волосах). Послушания воле Господней и особенное слышание Его указаний. Или символ власти, подобие диадеме древних правителей.
  • Посох. С таким знаком часто изображают ангелов-посланников.
  • Око (глаз посреди лба). Знак всезнания, всевидения.
  • Зеркало (на нем может быть аббревиатура имени Иисуса или крест). Этот символ означает предвидение, которым владеют ангелы.

Классификация ангельских чинов

Высшая степень:

  • Серафимы. «Пламенеющие», на иконах они с шестью крыльями. Эти ангелы ближе всего к Господу. Они стоят возле Его престола.

  • Херувимы. Нет, это не щекастые младенцы с крылышками. Это четырехкрылые ангелы, которые распространяют среди остальных ангелов мудрость и знания, полученные от Бога. Кстати, херувимом был также Люцифер, мятежный ангел. Он восстал против Господа и поднял за собой треть ангелов, которые его слушались. Но все вместе они были низвергнуты.

  • Престолы. Они служат Творцу троном. Также считается, что они могут вмешиваться в решения правителей и судей, если те рискуют ошибиться. Престолы иногда рисуют возле трона Отца небесного. Также есть правило изображать их в виде колеса с крыльями.

Средняя степень:

  • Господства. Эти ангелы созданы для усмирения человеческой души. Они могут помочь укротить свои страсти и эмоции, возвысить духовное над плотским.
  • Силы. Чудотворцы. Господь может посылать их к иконам или людям, которые впоследствии получают дар.
  • Власти. Духи-защитники. Они могут усмирять зло, контролировать его, а также защищать от него людские души.

Низшая степень:

  • Начала. Это ангелы-хранители, но для целого государства, народа или города.
  • Архангелы. Предводители ангелов.
  • Ангелы. Это наши персональные защитники, а если проще — наша совесть. Они дальше всего от Бога и ближе к людям.

Есть особый церковный день празднования всех ангельских чинов: 8 (21) ноября. В этот день вспоминают также архангелов.

Как принято молиться ангелам? Молитва прозвучит в этом видео:

Архангелы и их предназначение

Они доносят ангелам Божью волю. Также архангелы постоянно влияют на человеческую жизнь, ведь каждый несет в себе что-то особое: целительство, заступничество, путеводительство. Это учителя, которые изнутри учат и подсказывают, как правильно поступать. Ангелы — их помощники.

Имена высших христианских ангелов

  1. Михаил. Архистратиг (самый старший из архангелов, «военачальник»), победитель мятежного Люцифера. Ему молятся, когда чего-то то боятся. На иконах это — мужчина с пикой (на острие развевается знамя с крестом) и финиковой веткой в руке, символом мира, спокойствия. Иногда иконописцы дают в его руки пылающий меч.
  2. Гавриил. Господний посланец, именно он когда-то приходил к Деве Марии с новостью о том, что она родит Иисуса Христа. Знаки, по которым можно узнать этого архангела на образах: фонарь (просвещение), зеркало (вера, просвещение), райская ветка (знак Рая, который этот архангел охраняет). К Святой Деве он являлся с лилией в руке — знаком невинности и чистоты. Ему молятся о зачатии ребенка. Своим покровителем его считают люди, по долгу службы часто общающиеся с другими людьми — учителя, журналисты, артисты. Это единственный ангел, которого прославляют не только 8 ноября, но и 26 марта (8 апреля), и 13 (26) июля.
  3. Рафаил. Целитель. Его можно узнать по сосуду со снадобьями и палочкой (таким орудием старинные врачи обрабатывали раны). Иногда на иконах с этим архангелом представляется еще один человек, молодой мальчик или юноша. Это Товия, ветхозаветный мальчик, которого отец послал в другой город — Рафаил был его проводником. Своим покровителем его считают как врачи, так и туристы, путешественники.
  4. Уриил. Господне пламя. Его знаки: огонь в левой руке (с его помощью он воспламеняет человеческие сердца, наполняя их любовью к Создателю) и опущенный меч в правой. Также он пророк — именно его Бог посылал к Ною, предупредить о потопе. Ему молятся ученые, так как он — просветитель умов. Наконец, это покровитель талантливых людей. Его имя иногда читается как Ариил, Ариэль.
  5. Салафиил. Его призвание — молитва. Этот юноша держит перед собой скрещенные руки, постоянно обращаясь к Творцу.
  6. Иегудиил. Его символы: плетка с тремя концами (наказание грешников) и золотой венец (награда для праведников). Он покровитель монахов и священников. Иногда может невидимо являться к власть имущим, чтобы подсказать им правильное решение.
  7. Варахиил. Этот архангел приносит небесное благословение. Его знак — белые розы. Их он может держать в руке, или ими украшают его одежды. Розы — знак райской награды праведникам.
  8. Иеремиил. Как правило, на иконах архангелов семь (это же число указывает и Священное Писание). Но современная церковь почитает также Иеремиила, «Господню высоту». На иконах его можно узнать по весах в руке.

Есть ли ангелы в исламе, иудаизме?

Да! Правда, их имена могут отличаться от христианских.

  • Ислам. В этой религии есть херувимы (поют хвалебные песни Аллаху), а также 4 ангела: Микаил (предводитель остальных ангелов, носитель молнии и грома), Джабраил (пророк, общается с избранными людьми), Азраил (забирает душу из тела умирающего, причем делает это по деяниям человека — сурово или милосердно), Исрафиил (звук его рога оповестит всех о наступлении Страшного Суда).

Но Коран упоминает еще нескольких ангелов: Ридвана (охраняет Рай), Малика (управителя Ада), Каримана и Катибина (записывают все, что сделал человек; сидят у него на плечах), Накира и Мункара (посметрные судьи человека).

  • Иудаизм. Каббала говорит, что ангелов десятки, и каждый отвечает за что-то свое. Архангелы — командиры над 12 «своими» ангелами. Их имена: Ремиил, Сариэль, Метатрон, Гавриил, Пениел, Рафаил, Уриил, Михаил, Азраил. Совпадение имен с христианскими ангелами произошло потому, что иудаисты почитают христианский Старый Завет как часть и своей религии.
  • Зороастризм. В этой религии есть архангелы — Амеша Спента. Они — часть божества, но имеют и личности. Это: Амиртат (несет в себе бессмертие), Хаурвтат (отвечает за здоровье), Хшатра Вайра (власть, о которой человек мечтает), Спента Армаити (преданность высшим силам), Аша Вахишта (самый лучший аспект праведности), Воху Мана (светлые мысли).

Бывают ли женские имена ангелов?

Считается, что все ангелы (и архангелы в том числе) — мужчины. Михаил, Габриил… Но церковь смотрит на ангелов иначе: ведь эти сущности бесполые, то есть не могут являться мужчинами или женщинами.

Их имена заканчиваются на «ил» из-за того, что это — одно из переводов слова «Бог».

Хотя конечно, если вы интересуетесь этим вопросом, чтобы назвать будущую дочку в честь ангела, можете дать ей имя Серафима. Переводиться оно будет как «огненная», но ассоциироваться станет именно с шестикрылыми ангелами.

Ну, а еще есть замечательное женское имя Влада. В переводе с украинского оно означает «власть», так что тоже в чем-то связано с ангельскими чинами.

Но кроме светлых небесных ангелов есть также падшие сущности, которые отреклись от Бога. Они порождают демонов и бесов. Сколько их? И какую власть они могут иметь над людьми? Узнаете из этого видео:

Святой Кирилл — Ангел-хранитель (икона)

У каждого человека есть свой покровитель: Богородица, святой Кирилл, Ангел-хранитель. Икона того, кого верующий считает своим заступником, должна храниться дома. Образ покровителя можно держать среди личных вещей, например в сумке. Желательно знать жизнеописание своего покровителя. Святые не всегда оставались на земле надолго. Однако отпущенное им время они использовали для совершенствования своей души и блага ближних. Такой была жизнь равноапостольного Кирилла.

История учителя словенского

Учитель словенский Кирилл родился в IX веке в Македонии. До того, как стать схимником, он носил имя Константин. В историю он вошёл вместе со своим братом Мефодием. Святой был хорошо образован и рано принял пресвитерский сан. Некоторое время юный Константин был библиотекарем. Кроме того, он преподавал философию. Однако дар красноречия святому предстояло использовать для распространения учения Христа.

Константин не желал для себя славы и почестей. Несмотря на своё умение побеждать в спорах мусульман и еретиков-иконоборцев, он не хотел становиться миссионером, мечтая лишь об уединении и молитвах. Константин ушёл жить в горы к своему брату Мефодию. В 857 году император Михаил отправил праведных братьев к хазарам. Константин и Мефодий должны были склонить их к принятию христианства. Проповедь Константина была настолько убедительной, что хазарский князь вместе со своими подданными приняли новую веру. Правитель хотел одарить братьев. Константин, посоветовавшись с Мефодием, отказался от подарков. Князю было предложено заменить богатые дары освобождением греческих пленников. Хазарский правитель не смог отказать в этой просьбе.

Главная же миссия ожидала братьев в 862 году. Константин и Мефодий были посланы в Моравию, где создали азбуку для славян и перевели с греческого языка книги для проведения богослужения. Константин всегда отличался слабым здоровьем. Многочисленные переезды и тяжёлый труд ослабили его окончательно. Успев принять схиму и новое имя, святой умер в возрасте сорока двух лет. Кирилл был погребён в одной из римских церквей. По завещанию брата Мефодий продолжил просвещение славян.

Кто молится святому Кириллу?

Многим верующим помог святой Кирилл. Ангел-хранитель, икона одного из христианских мучеников помогут только тому человеку, который чтит христианские заповеди. Об этом следует помнить, обращаясь к потусторонним силам. Со всеми вопросами верующий может обратиться к тому святому, который наиболее близок его сердцу. Однако традиционно каждый христианский мученик предназначен для обращения к нему с какой-то определённой проблемой. К Кириллу обращаются:

  • Учителя. Владеть знаниями о своём предмете недостаточно. Нужно суметь донести информацию до другого человека. Кирилл и сам когда-то был преподавателем. Обращение к нему поможет не только получить способность к обучению других, но и стать уважаемым среди своих учеников.
  • Политики. От дара красноречия напрямую зависит карьера политического деятеля. К тому же, нужно научиться преодолевать свой страх перед толпой. Пример Кирилла показателен. Он не испытывал страха, выступая перед хазарами, отличавшимися жестокостью и бесчеловечностью. Но святой знал, что его вера защитит его от нечаянной гибели.
  • Ученики и студенты. Попросить о помощи святого могут учащиеся школ, средних и высших учебных заведений.

Не имеет значения, кто поможет вам справиться с решением трудной задачи: святой Кирилл, Ангел-хранитель, икона святого, чьё имя вы носите. Ваша просьба должна быть искренней и направленной только на благо себе и окружающим.

Ангельские чины и особенности небесной иерархии

С давних пор люди пытаются понять, как устроена Вселенная. Представители науки изучают мир материальный. А тонкими сферами интересуются богословы, эзотерики и оккультисты. Как выглядит божественная иерархия? Каким образом Творец взаимодействует со своими ближайшими помощниками? Попробуем разобраться в этом.

Ангелы небесные

Ангелы живут в тонких мирах и не имеют плотного тела. При этом их возможности гораздо выше человеческих: эти создания, обладающие высшим разумом, могут следить за материальным миром, а иногда даже корректировать ход событий. По сути, они посредники между Богом и людьми, между духовным и физическим миром.

Для обычного человеческого глаза ангелы невидимы. Впрочем, священные тексты содержат немало свидетельств, когда ангел представал перед праведником или святым, чтобы сообщить ему повеление Божье.

Ангелы являют собой две стихии: воздух и огонь. С помощью огня они карают грешников либо очищают их души от скверны. Воздух же символизирует легкость и чистоту невинной ангельской души, а также полет как самый быстрый способ передвижения.

Само слово «ангел» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «вестник», «посланник». Ангелы в представлении большинства людей – это прекрасные существа в длинных белых одеяниях, символизирующих чистоту, и с крыльями за спиной.

Перед обитателями небесных сфер стоят разные задачи, каждая группа ангелов исполняет свою функцию. Некоторые заняты созданием галактик, другие отвечают за отдельные планеты, деятельность третьих сосредоточена на эволюции живых существ. Богословы утверждают, что каждый человек, живущий на Земле, имеет своего ангела-хранителя.

Девять чинов

Иерархия необходима для поддержания жизни во Вселенной. И в нашем мире все строится по принципу иерархии: Солнечная система, человеческое общество или муравейник. Стоит помнить, что физическая реальность является проекцией более высоких измерений. Значит, земная иерархия повторяет божественную систему, хотя несовершенный человеческий разум вносит свои искажения.

Небесное царство было создано как стройная система, где каждый элемент играет специфическую роль, определенную божественным замыслом. Это создает гармонию мироздания. Если порядок нарушен, возникает хаос, ведущий к гибели и разрушению.

Бог создал систему четкого распределения функций, чтобы творение было совершенным. Люцифер был низвергнут с небес, потому что он нарушил установленный порядок и хотел жить по собственным правилам, отбросив в сторону божественные законы.

Христианские богословы выделяют в небесной иерархии девять чинов, распределенных по трем группам. Эти чины, иначе именуемые ступенями, были описаны многими христианскими авторами, в их числе можно назвать Иоанна Златоуста, Фому Аквинского, Бонавентуру и Данте Алигьери.

При некоторых разногласиях большинство теологов придерживается системы, включающей три группы ангелов. В отдельных системах принято название сферы, круга или триады (поскольку каждая группа представлена тремя видами ангелов).

Христианская ангельская иерархия

Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.

Первая сфера

В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.

  • Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
  • Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
  • Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.

Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.

Вторая сфера

В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.

  • Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
  • Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
  • Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.

Третья сфера

Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.

  • Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
  • Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
  • Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.

Иудаистские ангельские иерархии

Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».

  1. На самом верху стоят ангелы, которые называются «хайот ха-кодеш». В переводе на русский язык термин означает «святые живые создания».
  2. Далее идут офаним («колеса»).
  3. Ступенькой ниже – арелим («доблестные, мужественные»).
  4. За ними следуют хашмалим («янтарные»).
  5. Название серафим означает «пылающие, горящие». Впоследствии оно перекочевало и в русский язык.
  6. Группа малахим олицетворяет «вестников, посланников».
  7. Следующая ступень получила имя Элохим. Это древнееврейское слово означает «благочестивые существа, боги».
  8. Ступенью ниже расположились бне элохим («сыны благочестивых существ»).
  9. Керувим («подобные цветущей юности»), в русском языке это название звучит как «херувим».
  10. Ангелы, именуемые ишим («человекоподобные»), замыкают систему.

Исламские ангельские иерархии

В Коране нет четкой системы, определяющей место каждого ангела в божественной иерархии, однако исламские богословы все же пытались выстроить систему, описывающую отношения Аллаха и его помощников.

  • На вершине иерархии — мукаррабун («приближенные»).
  • Затем идет группа ангелов, стоящих вокруг трона Аллаха. В нее входят четыре хамаля аль-арш («несущие трон») и карубин («те, кто рядом»).
  • Хафаза, они же «защитники, хранители». В этой группе у ангелов разные функции. Одни защищают в сложных жизненных ситуациях. Другие следят за поступками человека, записывая его дела и высказывания, чтобы свидетельствовать на Небесном суде.
  • В задачу мудаббират («те, кто разбираются с делами») входит слежение за состоянием мироустройства и соблюдением божественных законов.
  • Название муккосимат переводится как «те, кто распределяет». Это своего рода диспетчеры, рассылающие поручения Аллаха.
  • Отдельный отряд ангелов отвечает за природные явления. В его состав, в частности, входят заажират, которые управляют движением облаков.
  • Ангелы семи небес действуют в сферах, связанных с небесными телами (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн).
  • Существуют ангелы, в задачу которых входит наблюдение за развитием ребенка в чреве матери. Их так и называют «ангелы утробы» – малаикат аль-архам.
  • А вот ангелов смерти на Востоке называют малаикат аль-маут. Они извлекают души из тел умерших. Другая группа ангелов охраняет врата ада и рая.
  • Существует воинство Аллаха, носящее имя джундалла. По приказу Всевышнего они помогают людям в военных действиях. Разумеется, для этого нужно заслужить Божье благословение.
  • Существуют также помощники Аллаха, которые называются таилят (слово означает «те, кто читает»). Эти создания постоянно напоминают верующим о мудрости Аллаха.
  • Отряд сайяхунов («путников») всюду следует за паломниками, оберегает и исполняет их просьбы.

Ангельская иерархия в оккультизме

Представители мистических и оккультных учений во многом опираются на общепринятую христианскую классификацию небесных существ, однако привносят изменения. Британский адепт Френсис Баррет в своей работе «Маг, или Полная система оккультной философии» расширил список ангельских чинов до 12 позиций, а число сфер до четырех. В последнюю группу он внес людей, причисленных к лику святых. Его иерархия выглядит так.

Первая сфера:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы.

Вторая сфера:

  • господства;
  • силы;
  • власти.

Третья сфера:

  • начала;
  • архангелы;
  • ангелы.

Четвертая сфера:

  • непорочные;
  • мученики;
  • исповедники.

Задачи ангелов столь обширны, что мы затронули лишь ничтожную долю их деятельности. Ангелы – это важная часть небесной иерархии, которая обеспечивает порядок как на земле, так и на небесах. Они управляют космическими процессами и судьбой каждого отдельного человека. Без этих помощников Бога во Вселенной царил бы хаос.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится! Метки: Ангелология, Полтергейст