9 заповедь блаженства

Заповеди Божии

  • Зачем жить по заповедям? Три заблуждения… о. Г. Максимов
  • Заповеди Божии еп. Александр (Милеант)
  • Заповеди Божии в повседневной жизни иеромонах Серафим (Параманов)
  • Десять Божиих заповедей свт. Николай Сербский
  • Декалог, или Десять заповедей прот. Александр Мень
  • Заповеди. Энциклопедия изречений святых отцов
  • Заповеди Божии священник Павел Гумеров
  • О заповедях Блаженств мит. Кирилл
  • Толкование заповедей Блаженства свт. Николай Сербский
  • Евангельские заповеди блаженства Конспект по нравственному богословию
  • О евангельских блаженствах свт. Игнатий Брянчанинов
  • О блаженствах свт. Григорий Нисский
  • Заповеди Блаженств Виталий Коваленко
  • Заповеди Блаженств прот. Александр Глебов
  • Блаженства Евангельские протоиерей Виктор Потапов
  • Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам свящ. К. Галериу
  • Грехи против 10-ти заповедей Божиих прот. Евгений Попов
  • Заповеди Блаженства. Те, кто их исполнил
  • Евангельские Блаженства А. Д. Троицкий
  • Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа свт. Иустин (Полянский)
  • Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни свящ. Михаил Шполянский
  • О Заповедях блаженства свящ. Василий Куценко
  • Божественные повеления прот. Павел Великанов
  • Как относиться христианину в ветхозаветным заповедям? С. Комаров
  • Обучающий тест: Заповеди Божии
  • Заповеди Божии

За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:23-24).

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Десять Заповедей Ветхого Завета
(Исх.20:2-17; Втор. 5:6-21)

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Девять Заповедей Блаженств Нового Завета
(Евангелие от Матфея 5:2-12)

В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…).

Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (Мф.22:37-40, Мк.12:29-31). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) .

***

«Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
протоиерей Александр Торик, «Воцерковление».

***

Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. …
Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.

священник Димитрий Шишкин

***

Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…
(Мф.5:3-8).

Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.
митрополит Иерофей (Влахос)

***

Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
преподобный Феодор Санаксарский

***

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
митрополит Сурожский Антоний, «Быть христианином»

***

Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела.
профессор В.И. Экземплярский

***

Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа.
Так, царь-псалмопевец Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати (Пс.14:1-5):
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла
и не принимает поношения на ближнего своего;
тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
кто серебра своего не отдает в рост
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.

Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести (Ис.33:15-16): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах…

Пророк Михей (Мих.6:8) ограничился лишь тремя заповедями: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Пророк Исайя в другом месте (Ис.56:1) упоминает о двух заповедях: Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду…

Наконец, пророк Амос (Ам.5:4) все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы.

Верещагин Е. М.

Если спросить христианина, в чём смысл его жизни, то в большинстве случаев ответ будет однозначный. Верующий человек скажет, что он живёт для того, чтобы стремиться к единению с Господом в благодати Царства Небесного. Но описать путь, который следует пройти для достижения этой высшей цели смогут лишь единицы. Спаситель указал его, дав детям своим девять заповедей блаженства.

Появление заповедей

В ветхозаветные времена Господь дал людям 10 заповедей, высеченных на каменных скрижалях. Желая дать людям возможность преодолеть первородный грех, Господь приказывал и запрещал им совершать поступки, несущие в себе зло и тьму. Следование ветхозаветным заповедям открывает человеку Господа, очищая душу от греховной скверны. Но для достижения благодати Царства небесного недостаточно просто очиститься от зла. Необходимо заполнить освободившееся пространство добродетелями, которые способствуют совершенствованию духа человека.

Заповеди блаженства записаны в 5 главе Евангелия от Матфея

Именно об основных нравственных правилах, по которым должен жить истинный христианин, говорится в девяти заповедях блаженства. Иисус Христос поведал о них во время Нагорной проповеди, которой вынимали его ученики и люди, пришедшие, чтобы услышать Слово Его. Новые заповеди дополняли запретительные установки, данные Богом Моисею, указывая людям путь в Царство Небесное.

Как достичь блаженства

Заповеди блаженства, составляющие основную часть Нагорной проповеди. В этих словах спасителя содержатся и составляющие дороги к счастью, и награда, ожидающая человека, который пройдёт этот путь.

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Что такое блаженство для христианина

Большинство современных людей понимают под словом блаженство понимают очень яркие эмоции, доставляющие физическое наслаждение. Есть и отрицательная трактовка этого слова, так как блаженными называют людей, поступки и слова которых не вписываются в нормы общепринятой логики.

Но в христовых заповедях говорится о блаженстве, которое подразумевает обретение духовного счастья, заключающегося в обретении единства с Господом. Чтобы обрести счастье и радость в вечной небесной жизни, на земле человек должен быть бедным, жаждущим, плачущим и смиренно переносящим гонения и страдания.

Еще о Заповедях:

  • Заповедь о любви к врагам
  • Десять Заповедей Божьих в православии
  • Заповедь «Не кради»

Толкование заповедей

Для современного человека особенно трудно следовать заповедям блаженства, так как их истинное толкование противоречит общественным ценностям, сложившимся в обществе. Но наполнить душу добродетелями и преодолеть мирские искушения поможет понимание глубинного смысла христовых заповедей.

Интересно: некоторые богословы сравнивают заповеди блаженства с пирамидой, преодоление каждой ступени которой приближает человека к Царству Небесному.

Духовная нищета

Первая заповедь блаженства говорит, что счастье обретут люди нищие духом. Это не значит, что Царство Небесное открыто только для бедняков, так как не о материальных благах Говорил Господь. Чтобы понять слова Спасителя необходимо вспомнить, что нищие со смирением принимают всё, что дают им окружающие. Они не ожидают, что в ответ на подаяние дающий человек что-то попросит у него. Нищий понимает, что живёт подаяниями людей, не имея возможности что-либо сделать для них.

Заповеди блаженства Иисус Христос раскрыл в Нагорной проповеди

Богословы говорят, что духовная нищета — это не отсутствие таланта, целей и духовности, а смирение, с которым человек принимает Волю Господа. Даже богатый и талантливый человек должен понимать: все, что он имеет — не его заслуга, а дар Создателя. Человек должен использовать то, что ниспослал ему Господь, для обретения вечной жизни рядом с Ним. Смиренный человек с искренней благодарностью и радостью принимает всё, что имеет, не осуждает окружающих, стремясь помочь им словом и делом.

Духовный плач

Во второй заповеди говорится, что утешение и счастье рядом с Господом обретут люди, способные плакать. В этом изречения речь идёт и о настоящих, видимых окружающим слезах, и о внутреннем сердечной плаче. Священнослужители отмечают, что слёзы в евангельском понимании могут носить следующий характер:

  1. Слёзы покаяния появляются у человека, увидевшего свои грехи и покаявшегося в них. При этом прослеживается связь слёзного покаяния с осознанием себя как духовно нищего человека, понимающего свою ничтожность перед Господом. Слёзы во время исповеди выражают печаль души, потерявшей Рай и Благодать Бога. Они очищают её от греховной скверны, помогая услышать Голос Его, который утешает и дарит покой. Этим они отличаются от громких, часто показных слёз человека, вызванным страхом перед осознанием своих грехов и боязнью кары за их совершение.
  2. На слёзы сострадания способен человек, в сердце которого есть место состраданию и умению чувствовать скорбь и печаль окружающих людей. Сострадающий человек приближается к Господу, который разделяет радость и печаль со всеми своими детьми.

Покаяние и сострадание, выражающиеся в слезах, укрепляют дух человека. Они очищают душу от греха и наполняют сердце любовью.

Молчаливое терпение

Господь сказал, что счастье человека состоит в кротости. Кротость — это соединение смирения и терпения. Кроткий человек молча переносит обиды и оскорбления, нанесенные ему, прощая и сострадая обидчикам своим. Но он же должен встать на защиту окружающих притесняемых и беззащитных людей, проявляя сострадание, смелость и твердость духа.

В Священном Писании кротость часто противопоставляется высокомерию и горделивости. Кроткий человек — сильный духом человек, осознающий свою немощь перед Божиим Промыслом. Он понимает, что все происходящее с человеком случается по воле Его и принимать это необходимо со смирением и терпением.

Заповеди блаженства указывают человеку путь к духовному возвышению

Толкование второй части заповеди, в которой говорится о том, что кроткий человек получит в награду землю, неоднозначно. Некоторые считают, что наградой смиренным людям станет земля Царства Божия. Но большинство богословов считают, что люди, со смирением и терпением, встречающиеся испытания, охраняются Господом в земной жизни. Они получат землю и в мирской жизни, так как постепенно заменят грешников на Земле, и в Царстве Небесном, как награду за добродетели.

Желание обрести правду

В четвёртой заповеди блаженства говорится, что счастливыми станут люди, ежедневно ищущие правду. Эту жажду правды не могут заменить физические потребности и сиюминутные мирские желания. Правда в евангельском понимании — это праведность, жизнь в соответствии со словом Божием. Единение с Господом — смысл жизни каждого человека, к которому он должен стремится всю земную жизнь, осознавая зависимость от Него. Чтобы обрести благодать в Царстве Господнем люди должны ежеминутно нести в душе, помыслах и делах своих.

Милосердие и прощение

Пятую заповедь блаженства многие считают самой простой с точки зрения исполнения. Милость — умение быть милосердным, добрым и терпимым к недостаткам окружающих. Именно так относится Господь к детям своим, давая им пример отношения к окружающим. При этом милость Его проявляется не только в доброте и терпимости, и в умении прощать. Для людей умение простить обидчика и ответить на зло добром трудное испытание. Чтобы развивать в себе добродетель милости люди должны совершать различные милостивые дела. Богословы делят их на материальные и духовные.

Материальная милость заключается в следующих поступках:

  1. Обеспечить еду и питьё нуждающимся людям, не имеющим возможность самостоятельно добывать их.
  2. Дать одежду или средства на её приобретение человеку, испытывающему необходимость в ней.
  3. Посещение заключённых, больных и немощных людей.
  4. С радушием принимать путешественников в своём доме.
  5. Обеспечении достойного погребению человеку, умершему в бедности.

Человек, который познает истину о любви Божией, становится милостивым ко всем

Духовная милость по отношению к окружающим людям заключается в следующем:

  1. Мудрыми словами предотвратить совершение греховного поступка и отвести грешника с ложного пути.
  2. Показать окружающим несведущим людям истинный путь обретения Господа.
  3. Помогать окружающим преодолеть затруднения и избежать опасности, дав добрый совет и мудрое наставление.
  4. Молиться Господу за окружающих людей, так как молитва — помощь, которую любой христианин может оказать любому страждущему, даже незнакомому, человеку.
  5. Помочь человеку преодолеть печаль, так как она является духовной болезнью, мешающей ему впустить Господа в свою жизнь.
  6. Прощать злые дела и словесные оскорбления.

Милостивые дела не должны выставляться напоказ и совершаться с надеждой на воздаяние. Такие деяния не угодны Господу и приводят человека на ложный путь.

Интересно о православии:

  • Духовный кризис
  • Каноническое право
  • Духовная пища

Чистота сердца

В шестой заповеди Христос говорит, что увидеть Его могут люди с чистым сердцем. Христианство считает, что именно из сердца исходят все человеческие чувства и эмоции. В сердце христианина должен жить Бог, а значит и любовь к окружающему миру. Из сердца идут все помыслы и деяния человека, которые определяют его поведение.

Человек, в сердце которого нет места греховной скверне и злым мыслям, способен познать Бога, осознать свою зависимость от Воли Его. Но в то же время без свободного от грехов сердца человек не может осознать своей ничтожности и покаяться за неправедные поступки.

Счастье в поддержании мира

Для Господа всё человечество — дети. Он, как и все родители радуется, когда дети живут в мире, согласии и любви. Бог отмечает людей, которые стремятся примирить враждующих людей, при этом не держа зла и скверны в собственном сердце. Самым большим духовным подвигом в христианстве считается примирение с самим собой. Обретя мир в собственной душе, можно приблизиться к Господу и иметь возможность помогать страждущим.

Заповедь иметь мир с людьми ставится в Евангелии очень высоко

Изгнание за правду

В восьмой заповеди блаженства снова упоминается «правда», которой является Господь и стремление человека к единению с Ним. Но путь к Создателю труден, так как наполнен препятствиями, искушениями и испытаниями. Истинный христианин всегда отличается от большинства окружающих людей, так как ставит духовную жизнь превыше материальной. Он помнит, что земной путь — начало вечной жизни в Царстве Небесном для праведников, живущих по Слову Божьему.

Высшая любовь

Девятая заповедь продолжает мысль гонений за любовь к Господу, высшим проявлением которой является готовность терпеть притеснения и пойти на смерть ради Него. Пример такой жертвенной любви дал людям Иисус Христос, принявший крестную смерть ради благополучия людей. Господь призывает своих последователей не бояться открыто говорить о своей Вере и быть готовыми защищать её. Наградой за эту готовность будет вечная жизнь в благодати рядом с Господом.

Интересно: все христовы заповеди взаимосвязаны. Их объединяет стремление обрести Господа, пребывать вечно рядом с ним в Царстве небесном.

Заповеди блаженства указывают человеку путь к духовному возвышению на пути к Господу. Они учат любви и терпению, готовности к пожертвованию своими интересами ради окружающих людей и Бога.

Заповеди Блаженства

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Заповеди Блаженства находятся в начале Нагорной проповеди, в Святом Евангелии от Апостола Матфея, Глава 5, стих 3 до 12 (Матфея 5:3-12).
Заповеди Блаженства поются на Литургии до «Малого входа».

1. «Блажени нищии духом,
яко тех есть царствие небесное.
2. Блажени плачущии,
яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи,
яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды,
яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии,
яко тии помиловани будут.
6. Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы,
яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради,
яко тех есть царствие небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,
и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради.
радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесах».

Объяснение Заповедей Блаженства

Введение

1. Кто нам дал Заповеди Блаженства?
Заповеди Блаженства дал нам Сам Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. Эти заповеди находятся в самом начале Нагорной проповеди, в Святом Евангелии от Апостола Матфея, Глава 5, стих 3 до 12 (Матфея 5:3-12).

2. Нарушают ли Заповеди блаженства Десять заповедей Закона Божия?
Заповеди Блаженства не нарушают Десять заповедей Закона Божия, а наоборот, они их пополняют. Сам Иисус Христос ответил на этот вопрос такими словами:

«Не думайте,
что Я пришел нарушить закон, или пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17 рс).

3. Какая разница между Заповедями Закона Божия и Заповедями блаженства?
Десять заповедей Закона Божия запрещают нам грешить. Заповеди блаженства учат нас как достигать христианское совершенства или святость.

4. Когда были даны Заповеди Закона Божия и Заповеди блаженства и с какой целью?
Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства были даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, для того чтобы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость.

5. Почему существует эта разница?
Эта разница существует потому что в Ветхом Завете люди были более грубые, а в Новом Завете они уже стояли на высшем духовно-нравственном уровне.

Первая Заповедь Блаженства

«Блажени нищии духом,
яко тех есть царствие небесное» (Матфея 5:3 цс).

1. Как будет 1-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны (особенно счастливы) нищие духом (смиренные); потому что им будет дано Царство Божие.

2. Что значит 1-я заповедь блаженства?
Смиренные (спокойные, мирные) люди, то есть те люди которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и которые никогда не думают что они лучше других, особенно счастливы. Они получат от Господа Бога вечную жизнь в Царстве Небесном.

3. Какая добродетель называется основной и почему?
Основная добродетель есть смиреномудрие. Без смирения невозможно обращение к Господу Богу и невозможна никакая христианская добродетель. Смирение дает нам возможность правильно оценивать свои поступки; хорошие ли они или плохие. В особенности важно видеть свои ошибки, свои грехи.
Смиренный человек легко их видит и поэтому может их исправить. Не смиренный, то есть гордый, не видит свои грехи и поэтому не имеет возможность их исправить.

Вторая Заповедь Блаженства

«Блажени плачущии,
яко тии утешатся» (Матфея 5:4 цс).

1. Как будет 2-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны те которые плачут, то есть сожалеют о своих грехам; потому что они утешатся.

2. Что значит 2-я заповедь блаженства?
Плачущие люди, это те люди которые сожалеют о своих грехах. Они особенно счастливы, потому что Господь Бог их утешит.

Третья Заповедь Блаженства

«Блажени кротцыи,
яко тии наследят землю» (Матфея 5:5 цс).

1. Как будет 3-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны кроткие (незлобивые), потому что они наследуют (получат во владение) землю.

2. Что значит 3-я заповедь блаженства?
Кроткие люди, это незлобные, спокойные, полные христианской любви, особенно счастливы. Они наследуют (получат от Господа Бога во владение) землю.

Четвертая Заповедь Блаженства

«Блажени алчущии и жаждущии правды,
яко тии насытятся» (Матфея 5:6 цс).

1. Как будет 4-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны желающие правды; потому что они насытятся.

2. Что значит 4-я заповедь блаженства?
Люди которые хотят жить по Божьей Правде, по Закону Божию, особенно счастливы, так как Господь Бог обещал им, что они будут удовлетворены.

3. Что значит «алчущие и жаждущие правды»?
«Алчущие и жаждущие правды» значит «так желают правду, как голодный хочет есть и жаждущий хочет пить».

Пятая Заповедь Блаженства

«Блажени милостивии,
яко тии помиловани будут» (Матфея 5:7 цс).

1. Как будет 5-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы.

2. Что значит 5-я заповедь блаженства?
Милостивые (милосердные) люди особенно счастливы, так как на будущем Христовом суде, к ним будет проявлена особая милость.

3. Что значит «милостивы»?
Милостивые (милосердные) люди, это те люди которые сочувствуют (сострадательные) другим, жалеют людей попавших в беду и всячески им стараются помочь.

Шестая Заповедь Блаженства

«Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят» (Матфея 5:8 цс).

1. Как будет 6-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Господа Бога.

2. Что значит 6-я заповедь блаженства?
Люди с чистым сердцем особенно счастливы, так как они увидят Самого Господа Бога.

3. Что значит «чистые сердцем»?
Чистые сердцем, это те люди которые не только не грешат, но и не имеют нехороших и нечистых мыслей, желаний и чувств в своем сердце. Сердце таких людей свободно от земных привязанностей и греховных привычек (страстей), порождаемых самолюбием и гордостью.

Седьмая Заповедь Блаженства

«Блажени миротворцы,
яко тии сынове Божии нарекутся» (Матфея 5:9 цс).

1. Как будет 7-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими.

2. Что значит 7-я заповедь блаженства?
Люди которые миротворцы особенно счастливы, так как они будут названы сыновьями Божьими.

3. Что значит миротворцы?
Миротворцы это те люди которые живут со всеми в мире и согласии и которые всегда устраивают мир между людьми.

Восьмая Заповедь Блаженства

«Блажени изгнани правды ради,
яко тех есть царствие небесное» (Матфея 5:10 цс).

1. Как будет 8-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.

2. Что значит 8-я заповедь блаженства?
Люди которые нелюбимые (изгнаны) за правду, особенно счастливы, так как они получат от Господа Бога вечную жизнь в Царстве Небесном.

3. Что значит «изгнанные за правду»?
Изгнанные за правду, значит изгнанные и нелюбимые за жизнь по Евангельскому закону.

4. Кто не любит людей живущих по правде?
Враги правды, враги добра, грешники, ненавистники, злобные люди, ожесточенные люди и завистники, все они не любят людей живущих по правде.

Девятая Заповедь Блаженства

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,
и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради.
радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесах» (Матфея 5:11-12 цс).

1. Как будет 9-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.

2. Что значит 9-я заповедь блаженства?
Если вас будут ругать, гнать и злословить, из за вашей веры в Господа Иисуса Христа, то вы особенно счастливы. Радуйтесь и веселитесь потому что для вас будет особенно большая награда в Царстве Небесном.

3. Что еще значит 9-я заповедь блаженства?
Праведник, это глубоко верующий и живущий по Заповедям Божьим человек. У такого человека не всегда все гладко. Очень часто на него ополчаются злые и нехорошие люди. В этом ничего нет удивительного и это конечно можно было и ожидать. Но что бывает особенно больно, это что часто даже совсем не плохие люди и даже верующие люди, впадают в искушение и наполняются завистью и злобой против праведника.
Господь Бог таких праведных людей утешает и говорит что их заслуга Господу Богу известна и что они будет особо отмечены и получат самую большую награду в Царстве Небесном.

От Матфея 5 глава

Толкование Феофилакта Болгарского

Увидев народ, Он взошел на гору. Восходит на гору, поучая этим ничего не делать напоказ. Намереваясь учить, Он воспитывает нас удаляться от шума, когда учим.

И когда сел, приступили к Нему ученики Его. Народ приступает для того, чтобы видеть чудеса, ученики же – для учений. Поэтому для совершения чудес и исцеления тел Он врачует и души, чтобы мы поучились, что Он есть Творец и душ, и тел.

И Он, отверзши уста Свои. Для чего прибавлено «отверзши уста Свои»? Кажется, что это излишне. Но нет, ибо Он учил и не отверзая уст. Каким образом? Своею жизнью и чудесами. Теперь же Он учит, отверзши уста.

Учил их, говоря. Учил не одних только учеников, но и народ. А начал с блаженств, подобно тому как Давид начал с блаженства.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой – это нищие духом.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Разумеются плачущие о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал «плачущие», то есть всегда, а не один только раз и не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они и здесь, – ибо кто плачет о грехе, тот духовно радуются здесь, – а тем более там.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Некоторые под словом «землю» разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все. Кроткие же – это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Когда Он намеревается говорить о милосердии, то прежде всего показывает, что нужно приобщаться к справедливости и не делать милостыни из награбленного. Правды должно искать со всяким усердием, ибо это обозначают слова «алчущие и жаждущие». Так как и корыстолюбивые представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насытятся и здесь, ибо они располагают своим имуществом безопасно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милосердие можно оказывать не только имуществом, но и словом, а если ничего нет, то и слезами. Они получают милость и здесь от людей, ибо тот, кто вчера оказывал милость, если он сегодня лишится всего, встретит милосердие со стороны всех; но особенно потом поможет ему Бог, после кончины.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Многие не грабят, а скорее милосерды, но они блудодействуют и таким образом в других отношениях оказываются нечистыми. Итак, Христос повелевает при других добродетелях хранить и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо помимо святости или чистоты никто не увидит Господа. Как зеркало, если оно чисто, только тогда отражает образы, так и созерцание Бога и разумение Писания доступно только чистой душе.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда. Воров и убийц также преследуют, однако они не блаженны.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать. Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.

И всячески неправедно злословить за Меня. Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения – великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи.

Так гнали и пророков, бывших прежде вас. Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за проповедь чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение.

Вы – соль земли. Пророки посылались к одному народу, вы же – соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Если учитель обуяет, то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению.

Вы – свет мира. Сперва соль, потом свет, ибо изобличающий скрытые дела есть свет. Ведь все, что делается явным, есть свет. Апостолы просветили не один народ, но мир.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Господь наставляет их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, потому что на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете скрываться; вы будете на виду; поэтому обращайте внимание на то, чтобы жить непорочно, да не послужите соблазном для других.

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не сказал: «вы показывайте свою добродетель» (ибо это нехорошо), но «да светит» она сама так, чтобы и враги ваши удивились и прославили не вас, но Отца вашего Небесного. Поэтому, когда мы делаем добро, то должны делать его для славы Божией, а не для нашей.

Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Так как Он намеревался ввести новые законы, то чтобы не подумали, что Он противник Божий, Он, предотвращая такое подозрение со стороны многих, говорит: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его «. Как же Он исполнил? Во-первых, тем, что совершил все предсказанное о Нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: «дабы сбылось сказанное пророком». Он исполнил и все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Тот гласил: «Не убей», а Сей сказал: «И не гневайся напрасно». Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его.

Ибо истинно говорю вам. «Истинно» (аминь) – частица утвердительная, вместо «ей, говорю вам».

Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Здесь Господь показывает, что мир придет и изменится. Поэтому Он говорит, что, пока стоит вселенная, не исчезнет и малейшая буква из Закона. Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие – крест. Йота – прямой брус креста, а черта – поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста, – исполнится.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. «Малейшим наречется в Царстве Небесном» вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.

А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Сначала стоит «сотворить», а потом – «научить», ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.

Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Под правдою Господь разумеет всякую добродетель, подобно тому, как и в словах: «Иов же был истинный, праведный и непорочный» (Иов. 1, 1). Итак, трепещи, человек, помыслив о том, сколько от нас требуется. Затем Господь учит нас, как нам превзойти, и перечисляет добродетели.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20, 13). Не говорит, кем сказано было, потому что если бы сказал: «Отец Мой сказал древним, Я же говорю вам», то показалось бы, что Он устанавливает противное Отцу. С другой стороны, если бы сказал: «Я говорил древним», то Его слов не стали бы слушать. Поэтому говорит неопределенно: «сказано было древним». Этими словами Он показывает, что Закон устарел. А если устарел и близок к уничтожению, то его должно оставить и бежать к новому,

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Пророки, намереваясь изложить пророчество, заявляли: «это говорит Господь», Христос же, показывая Свою Божественную власть, говорит: «Я говорю». То были рабы, а Он – Сын и имеет все, что принадлежит Отцу. Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы.

Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону. Под «синедрионом» разумеется еврейское судилище, а «рака» тождественно со словом «ты». Мы имеем обыкновение говорить человеку, которого презираем: «поди ты»; а поэтому Господь побуждает нас не оставлять без внимания и такого маловажного выражения и поощряет нас уважать других. Некоторые говорят, что «рака» в переводе с сирского значит «презренный». Итак, если кто будет бесчестить своего брата, называя его презренным, то тот подпадет собору апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.

А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Многие говорят и думают, что это – тяжелый и суровый приговор, но нет. Разве тот, кто лишает брата разума и смысла, лишает того, чем мы отличаемся от животных, разве он не достоин геенны? Кто поносит и бесчестит, тот разрушает любовь, а когда любовь разрушена, уничтожаются добродетели, сильные только при существовании любви. Итак, каждый, кто бесчестит, разрушая все добродетели, тем самым разрушает любовь и поэтому справедливо удостаивается огня.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь претив тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам «если брат твой имеет что-нибудь против тебя» не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: «если ты имеешь против него», но говорил: «если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою». Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Некоторые думают, что под соперником разумеется дьявол, а под путем – жизнь, и полагают, что Господь увещевает таким образом: «пока ты находиться в этой жизни, разорви связь с дьяволом, чтобы он не мог впоследствии обличить тебя за грехи, как имеющего что-либо от него, и чтобы не был ты предан тогда наказанию до тех пор, пока не уничтожишь и самых малых грехов (ибо кодрант равняется двум лептам). Но ты пойми, что Господь говорит это относительно здешних соперников, научая не судиться и не отклоняться от дел Божиих. Если, говорит, тебя и обидят, то не ходи в суд, но мирись на пути, чтобы не потерпеть тебе худшего, благодаря могуществу соперника.

Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй. Одно дело – прелюбодеяние, другое – блуд. Прелюбодеяние – это грех с замужнею, а блуд – со свободною.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Кто останавливается, зрением разжигает похоть и снова смотрит с большим желанием, таковой уже совершил грех прелюбодеяния в сердце своем. Если он не прибавил к этому дела, то, что отсюда следует? Только то, что он не был в силах, а если бы мог, то тотчас совершил бы зло. Но знай, что если мы пожелаем, но затем встретим препятствие к осуществлению своего желания делом, то ясно, что мы находимся под покровом благодати. И женщины, если они украшаются для того, чтобы понравиться, грешат, хотя бы и не понравились. Ибо они приготовили напиток, хотя его никто не выпил.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Слыша о глазе и руке, не думай, что это говорится о членах: ибо Он не прибавил бы: «правый» и «правая». Здесь говорится о тех, которые кажутся нашими друзьями и вредят нам. Так, юноша имеет распутных друзей и терпит от них вред. Оставь их, говорит Господь. Этим ты, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, если же нет, то, по крайней мере, самого себя. Если же сохранишь любовь к ним, то погибнешь и ты, и они.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Моисей повелел, чтобы, если кто возненавидит свою жену, развелся с нею, дабы не случилось худшего, ибо та, которую возненавидели, могла быть и убита, – и дал разведенной разводное письмо, которое называлось отпускным, так чтобы отпущенная никогда не возвращалась к нему и не произошло раздора, когда муж станет жить с другой.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть свою жену. Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей – ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу. Христианину должно быть миротворцем и по отношению к другим, а тем более по отношению к своей жене.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. То есть, когда клянешься, будь правдив.

А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя. Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо – трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, – как же мы можем клясться своею головою? Мы – достояние другого. Ибо если голова – твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет. Чтобы ты не сказал: но как мне поверят? – Он говорит: поверят, если всегда будешь говорить правду и никогда не станешь клясться, ибо никто так не теряет доверия, как тот, кто тотчас клянется.

А что сверх этого, то от лукаваго. Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело дьявола. Но ты спросишь: разве и закон Моисеев, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она – дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.

Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Ис. 21, 24). Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой – верхнее платье. Но эти названия говорятся и одно вместо другого.

И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. «Что я говорю о рубашке и верхней одежде? – говорит Господь. – И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Враг ли, друг ли или неверный просит у тебя денег или другой помощи. В займы же, говорит, не с ростом, но просто для пользы ближнего, ибо и во время закона давать в займы без процентов.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших. Достиг верха добродетелей, ибо что больше этого? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих.

Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай:

Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты пожелаешь терпеть? Под дождем и солнцем разумеет как знание, так и учение, ибо Бог всех освящает и научает.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Будем трепетать, так как мы не походим и на мытарей, но ненавидим даже и тех, кто любит нас.

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Одних из людей, конечно, друзей, любить, а других ненавидеть есть несовершенство; совершенство же – любить всех.