А васнецов картины

Искусство

Портрет Аполлинария работы его брата Василия

 Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Васнецов родился в 1856 год в селе Рябово под Вяткой, в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным.

В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губрнии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.

Увлечение Васнецова народническими идеями было временным, но демократически убеждения художника, сформировавшиеся в эти годы, проходят красной нитью через всю его жизнь и творчество. Любовь к народу, интерес к его жизни, быту и фольклору сохранились у него навсегда. Лучшим подтверждением этому является глубоко народное творчество Васнецова на всех этапах его деятельности.

В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников. В 1901-1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933года, похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Аполлинарий_Михайлович



Родина

Волнующаяся нива

Баллада. Урал

Горное озеро. Урал

Днепр перед бурей

Крым. Байдарские ворота

Озеро

Уральский пейзаж

Скит

Юнгфрау

Утро

Древнерусский город

Варяжские корабли в Новгороде

Гонцы

Кирилло-Белозерский монастырь

Торг в Нижнем Новгороде

Троицко-Сергиева Лавра

Основание Москвы

Набег татар

Москва при Иване Калите

В осадном сиденьи

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Московский Кремль при Иване Ш

Москва при Иване Грозном

У Воскресенского моста

Выход боярыни

Сад князя Жемчужного

Калинкин мост в петровские времена

Стрелецкая слобода

Старая Москва

Отъезд с кулачного боя

Московский застенок

Площаль перед церковью

Двор удельного князя

В Московском Кремле

Красная клощадь

Кремль в конце 17 в.

Городская площадь

Дворцовый мост. Лефортово

Аполлинарий Михайлович Васнецов. Красная площадь во второй половине XVII века

Сам Васнецов так определял характер жизни центра Москвы: «Неудивительно, что Кремль во все времена был центром города. Москва жила им. На Красной площади с утра до вечера толпился праздный и деловой народ, узнавая новости и слушая бирючей, возвещавших царские указы. Отсюда вести разносились по всему городу — то о войне, то о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда же, вероятно, волны народной жизни, взбудораженные кознями бояр и насилиями тиранов, ударялись о кремлевские твердыни, порождая смуты, бунты и крамолу. Красная площадь для Москвы была и Великий торг, и то же, что Форум для старого Рима…»
Хорошо знакомый нам всем вид сердца столицы — Красной площади. В конце XVII века она еще только начинала обретать свои окончательные черты, но уже была средоточием общественной и торговой жизни города и страны. Уже обрели шатровые навершия башни Кремля и главная среди них — Спасская. Мощным композиционным центром возвышается Покровский собор с его красочным обликом фантастического «каменного цветка». А на самой площади кипит жизнь: дьяк зачитывает толпе указ, в повозке цугом едет какое-то знатное лицо, бойко торгуют многочисленные лавочки, марширует отряд воинов, группа иноземцев с любопытством изучает жизнь москвитян. Всюду царят шум, гам и суета. Приподнято-мажорный образ Красной площади подчеркнут ярким колоритом картины.

История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова

Аполлинарий Михайлович Васнецов — мастер исторической живописи, искусствовед.

Стал увлекаться историей Москвы, так как жил на Остоженке, неподалеку от Кремля, и потому гулял внутри и вне кремлевских стен.

Картины из истории Москвы – синтез научных исследований и художественной фантазии А.М. Васнецова. Подход художника к историческому пейзажу не отличался от обычной реставрационно-реконструкционной практики начала XX века, когда при отсутствии точных данных о внешнем виде какого-либо фрагмента его восстанавливали не в достоверных, а в «правдоподобных» формах, пользуясь известными аналогиями.

Васнецов пишет о том, что наряду с фактической точностью в его работе над темой древней Москвы было необходимо домысливание, основанное столько же на методе индукции, сколько и на интуитивных стимулах: «Для художника, воссоздающего жизнь прошлого, важно помимо сухого исторического материала нечто другое, что дает ему возможность “проникать” в это прошлое. Это способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника в несравненно большей степени, чем какой бы то ни было сухой материал…»

Художник своей работой оживляет мертвый материал. Он заставляет зрителя переноситься в давно прошедшее, заставляет его жить на сказочных улицах и площадях исчезнувшего города. Поскольку исторический материал дает художественному произведению достоверность, постольку же способность воображения художника предугадывает или подсказывает то в сухом историческом материале, что носит в себе следы “несомненности”».

Конечно, нельзя сказать: “Так точно и было!”.
Однако вполне можно сказать: “Так могло быть!” – или, даже более утвердительно: “Так, наверное, так и было!”

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Строительство новых стен. 12 век

Двор удельного князя

Кремль при Иване Калите

Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г

Кремль при Иване III

Кремль в конце 14 века

Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.

Троицкий мост и Кутафья башня

Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Всехсвятский мост

Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.

Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Старое устье реки Неглинной

Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век

Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена

Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

Семиверхая угловая башня Белого города.

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

Лубяной торг на Трубе

Выход боярыни

Медведчики

Скоморохи

Вьюжит. Метель. Старая Москва

На крестце (на перекрестке) в Китай-городе

Улица в Китай-городе