Абсолютно свободна

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью. С.т. юридически гарантируется всем, кто занимается творческим трудом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Это означает, что, с одной стороны, государство обязано всеми законными средствами обеспечивать правовую защиту С.т. граждан, а с другой — государство, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности в соответствии с Основами законодательства о культуре может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 44) свобода творчества включает и свободу преподавания. Конкретизируя конституционное положение, Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.) устанавливает, что «при исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников» (ст. 53). Принцип свободы преподавания закрепляется в типовых положениях об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования — актах Правительства РФ.

Соответственно Конституция РФ не только провозглашает С.т., но и предполагает учреждение эффективной охраны права на результаты творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности. Действующее гражданское законодательство под интеллектуальной собственностью понимает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. При этом выделяются две группы таких прав, подлежащих правовой защите: 1) права «промышленной собственности», или «промышленные» права; 2) авторские и примыкающие к ним смежные права. Комплекс защитных мер «промышленных» прав предусмотрен Законами РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках; знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Патентным законом, регулирующим отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Авторско-правовая охрана обеспечивается Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», который признает исключительное право (интеллектуальную собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и продукции, выполняемых работ или услуг. Авторское право распространяется на отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные с авторскими права — это права исполнителей на исполнение и постановку (исполнительские права), производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права), организаций эфирного вещания на их передачи в эфире, организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения. Авторское право на результаты своего труда признается за автором пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора. Патент действует 20 лет. Охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном или судебном порядке. По действующему гражданскому законодательству нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков и упущенной выгоды.

(В.Ч.)

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Основные принципы и нормы этики науки

Занятия наукой — специфический вид человеческой деятельности, суть которого — систематический процесс исследований, направленный на получение знаний, основанные на проверенных результатах.

Этика науки — это отрасль, которая изучает специфику моральной регуляции в научной сфере, а также сведения ценностей, норм и правил в этой области. Она охватывает два круга проблем: первое связано с регуляцией отношений внутри самого научного сообщества, а второе — между обществом в целом и наукой.

Основные этические принципы научной деятельности, признаются большинством ученых таковы:

а) самоценность истины;

б) новизна научного знания;

в) свобода научного творчества;

г) открытость научных результатов;

д) организован скептицизм.

Принцип самоценности истины

Принцип самоценности истины или универсализм предусматривает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания, а не на личные, групповые, корпоративные или национальные интересы. Истина и только истина — основная ценность деятельности в сфере науки.

Только одна дихотомия имеет значения: «истинно — ложно», все остальное — за пределами науки. Какой бы новой или тривиальной, «ожидаемой» или «неудобной» не оказалась истина, добытая в процессе научного исследования, она должна быть обнародована.

В науке (по крайней мере, в области точных наук) не применяется принцип свободы совести, поэтому каждый может верить по-своему: наука живет знаниями, а не верой. Из этого принципа вытекает одно из обязательных условий научной деятельности: точное соблюдение правил получения, отбора, обработки и публикации данных, имеющихся в конкретной научной дисциплине.

Новизна научного знания

Наука существует, только развиваясь, а развивается она непрерывным увеличением и обновлением знания.

Необходимость получения новых фактов и создание новых гипотез приводит обязательную информированность исследователя о ранее приобретенные в этой области науки знания.

Свобода научного творчества

Свобода научного творчества — идеальный принцип, который, к сожалению, не всегда реализуется в научной деятельности. Для науки нет и не должно быть запретных тем, определение предмета исследований является прерогативой самого ученого. Любой результат, который претендует на научное достижение, должно быть внимательно проанализирован и оценен научным сообществом независимо от того, ученый с которыми прошлыми заслугами его представляет. В реальных ситуациях действенность этого принципа в основном ограничена как внутренними факторами, действующими в научной среде, так и внешними — этическими, социальными и материальными.

Открытость научных исследований

Результатов фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности, потому что они принадлежат всему человечеству. Автор, и никто другой не может запретить использовать научные результаты или требовать какой-либо компенсации за их использование, кроме ссылки на авторство. Соответственно, любой ученый, получивший новые результаты, должен их опубликовать, поскольку новое знание только тогда становится составным элементом научной картины мира, когда оно проверено и признано научным сообществом.

Организованный скептицизм

Принцип, который предусматривает открытость для сомнений по поводу каких-либо результатов научной деятельности, как собственных, так и опубликованных другими учеными. Это правило требует осмысления неявных предположений, принимаемых как аксиомы; внимательного отношения к попыткам принять желаемое за действительное, вызванных личной заинтересованностью или причинами этического характера; осторожного отношения к вероятности неправильного толкования результатов.

Научная честность и соблюдение принципов научной этики очень важны для научной деятельности, целью которой является расширение границ нашего знания и завоевание общественного признания. Принципы научной этики могут быть нарушены различными способами — от небрежного применения научных методов или невнимательного документирования данных в серьезных научных преступлений, таких, как умышленная фальсификация или обман.

Подобные нарушения противоречат сути науки как таковой — систематического процесса исследований, направленного на получение знаний, основанных на верифицированных результатах. Кроме того, они подрывают веру общества в надежность научных результатов и разрушают взаимное доверие ученых, является важнейшим условием научной работы в наши дни, когда сотрудничество и разделение труда стали нормой.

Хотя одного набора правил недостаточно для того, чтобы полностью предотвратить нечестности в науке, соответствующие меры могут, однако, гарантировать, что все, кто занимается научной деятельностью, регулярно ставятся в известность о нормах научной этики. Это существенный вклад в уменьшение количества случаев ее нарушения.

Основные нормы научной этики

Выделяют следующие основные нормы научной этики, которых нужно придерживаться как таких, которые являются общими при проведении научных исследований (рис. 18.2).

Рис. 18.2. Основные нормы научной этики в бухгалтерских научных исследованиях

К норм, регулирующих повседневную научную деятельность, относятся:

— Точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;

— Надежная организация защиты и хранения первичных данных. Ясное и полное документирование всех важных результатов;

— Осмысление неявных, аксиоматичным предположений. Пристальное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванных личной заинтересованностью или даже причинами этического характера. Осторожное отношение к вероятности неправильного толкования через методично ограничены возможности установить объект исследований.

Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудниками:

— Обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;

— Активное содействие научному росту молодых ученых;

— Открытость для критики и сомнений, которые высказываются другими учеными и коллегами по работе;

— Внимательная, объективная и непредвзятая оценка работы коллег; не- предвзятое отношение к ним.

К норм, регулирующих публикацию результатов относят:

— Обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственных средств (принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований)

— Соответствующее представление непидиверджених гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке);

— Честное признание заслуг и надлежащая оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признания заслуг).

Свобода творчества

Свобода творчества — право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того, любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.

Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы т.д.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также учёные, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре (в редакции от 3 ноября 2006 года). Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигание расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также Гражданским кодексом РФ и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом:

  • — гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
  • — гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
  • — признают право на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности;
  • — обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
  • — гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;
  • — гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Это положение Конституции позволяет защищать творческим работникам право на результаты своего труда. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений, т.е. демонстрации фильмов, исполнения музыкальных произведений, продажи копий картин, распространения программ ЭВМ, издания литературных произведений и т.д. без уплаты авторского гонорара. Вопросы охраны интеллектуальной собственности регулируются частью четвертой Гражданского Кодекса РФ. Авторское право на результаты своего труда признается за автором пожизненно и за его наследниками в течении 70 лет после смерти автора. Патент на изобретение действует 20 лет. Нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков и упущенной выгоды. Присвоение некоторых видов авторства и ряд других смежных деяний влекут за собой уголовную ответственность.

Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты, устанавливая, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Часть 4 Гражданского кодекса подробно регулирует вопросы, связанные с реализацией и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана(интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) ; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) ; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау) ; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно.

Автору произведения принадлежат следующие права : исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально — драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно — прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово — паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. К объектам авторских прав также относятся: производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой — либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме ( в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко — или видеозаписи, в объемно — пространственной форме. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких — либо иных формальностей.

Абсолютная свобода

Мечты об абсолютной свободе личности старательно культивировались на протяжении большей части истории мировой цивилизации самыми разными мыслителями. Фактически каждый философ рассуждал о сущности свободы и ее назначении. Некоторые находили свободу невозможной, другие вредной, третьи считали ее достижимой лишь при определенных условиях.

В результате этих философских споров, обычно затрагивающих организацию государственного правления, в обществе зародилось стойкое убеждение, что абсолютная свобода человека в принципе возможна. Путем революций или социальных реформ можно рано или поздно прийти к утверждению в государстве свободы личности вплоть до ликвидации самого государства как помехи на пути к максимальному освобождению.

Скорее всего, широкая поддержка идеи абсолютной свободы обусловлена ее внешней привлекательностью и заманчивостью. Если же отказаться от приятных иллюзий и рассмотреть эту идею с критических позиций, то выявятся ее существенные недостатки.

Является непонятным, как может человек обрести свободу от своего тела. Трудно вообразить свободу от совести, ответственности, обязанностей, дисциплины. Такая свобода причиняет несказанный вред самому «свободному человеку» и окружающим. В свете этих фактов кажется сомнительной возможность абсолютной свободы.

Абсолют подразумевает абстракцию, но свобода не бывает абстрактной. Она неизменно конкретна, соотносима с определенной ситуацией, а потому относительна. Если в одних условиях ограничение свободы есть не более чем простое ограничение и притеснение, то в другой ситуации это единственный путь к расширению возможностей человека. Неслучайно известный писатель и ученый И. А. Ефремов вложил в уста одной из героинь своего романа «Час быка» утверждение, что стремление к абсолютному всегда было самой большой ошибкой человека. Писатель видел в будущем человечества отказ от абсолютной свободы.

Итак, абсолютная свобода невозможна, человек всегда останется в плену у чего-то. Однако нередко случается слышать о приятном рабстве. Скажем, любовь называют «сладким пленом», и в правоте этих слов сомневаться трудно. Найдется немало сходных ситуаций, когда человек оказывается в своего рода плену, но при этом не пытается обрести свободу, поскольку именно в таком состоянии чувствует себя настоящим человеком.

Иными словами, можно обрести достаточную свободу, чтобы перестать быть презренным рабом. Но при этом незачем стремиться к иллюзорному абсолюту. Выдающиеся мыслители прошлого стремились определить приемлемые границу свободы личности.

В эпоху античности, одновременно с расцветом рабовладельческой демократии, свободу понимали как равенство в правах и перед законом. Человек в условиях демократического полиса обладает широкими возможностями заниматься искусствами, гимнастикой, философствовать, вести хозяйство, торговать.

Основатель демократии Солон верил, что свобода противостоит рабству и что подлинно свободный человек не может работать по принуждению. Афинский стратег Перикл, при котором эллинская демократия достигла высшей точки своего развития, считал самым серьезным достижением своей политики предоставление людям свободы заниматься интересным и любимым делом и при этом духовно совершенствоваться, максимально проявлять свои таланты.

Древнегреческие мыслители считали, что лишь демократия может дать человеку настоящую свободу

В античном мире велись жаркие споры о свободе и демократии между мыслителями, каждый из которых понимал сущность свободной жизни и демократического правления по-своему. Софисты, философия которых предшествовала идеям сократического этапа, были сторонниками демократии, полагая, что она одна дает человеку настоящую свободу. Некоторые софисты, в т. ч. Алкидам и Антифонт, требовали расширения демократических устоев и отмены рабства. Свободная жизнь понималась как облеченная гражданскими обязанностями, но никак не рабскими. Алкидам заявлял, что «природа никого не сделала рабом», следовательно, противопоставлял придуманное человеком рабство естественному порядку вещей.

Сократ, веривший в необходимость влияния на политику воли народа, выступал против демократии, потому что считал ее упадочным режимом. Его не удовлетворяла система выборов и использование режимом поддержки со стороны торговцев, т. к. коммерция «губит душу». Платон называл идеальным государством республиканскую аристократию и тоже критиковал демократический режим.

Впервые точно описал недостатки демократии Аристотель. Философ выступал против того, что ныне называется охлократией — властью невежественной толпы, которой закулисно манипулируют мошенники и краснобаи от политики. Идеальным государственным устройством Аристотель считал политею (политию), в которой правит обширный класс средних собственников. В целом политея копирует позитивные стороны общественной жизни Афин при Перикле.

В Европе во времена буржуазных революций и становления институтов капиталистической демократии лозунги с требованием свободы впервые отчетливо прозвучали в Англии в XVI–XVII вв. и Франции в 1789–1793 гг. Свобода понималась в самом широком смысле, хотя преимущественно народ требовал политических свобод. Люди жаждали свободы голоса, деятельности, вероисповедания, свободы от монархизма и даже свободы разума. Свобода разума предполагала свободу от церковной идеологии, возможность заниматься науками на позициях атеизма.

Идеи анархии как политики абсолютной свободы даже на рубеже XVIII–XIX вв. еще не захватили общество. Мыслители и идеологи новой (буржуазной) демократии по большей части не выступали против государства, не требовали освобождения от государственной власти. Впрочем, при этом видные экономисты в разных странах, такие как А. Смит, выступали впоследствии (XVIII–XIX вв.) за необходимость свободы предпринимательства, которая заключается в ограничении вмешательства государства в экономику.

Если государство перестанет диктовать производителям свои условия, то рынок автоматически, путем саморегулирования через конкуренцию и игру спроса и предложения, придет к стабильному состоянию. Призыв экономистов, выражавших настроения капиталистов, получил французское название lassez faire — «пусть идет, как идет». Зачастую этот принцип переводится как «не мешайте действовать».

Истоки этих идей восходят к учению Т. Гоббса и Дж. Локка о естественном праве и договорном государстве. Согласно этим учениям, люди от природы наделены различными правами, которые намереваются реализовать. Но если каждый станет учитывать только свои права, то настанет война всех против всех. Чтобы этого не произошло, люди договорились о том, что сохранят за собой основные права, а остальные будут ограничивать в интересах друг друга.

Основные права, равные для всех без исключения людей, общество закрепило в своих законах. Гоббс был уверен, что наиболее правильным режимом является просвещенный абсолютизм, тогда как Локк полагался на конституционную монархию. Французский просветитель и энциклопедист Ж.-Ж. Руссо развил и углубил теорию общественного договора, попутно объяснив содержание истинного смысла свободы, которое определялось как «послушание закону, который мы сами установили».

Следуя логике Руссо, необходимо признать, что человек, вступая в общественный договор, существенно ограничивает свою индивидуальную свободу. Сам просветитель был уверен, что человек ее попросту теряет. Зато взамен им приобретается гражданская свобода и право собственности на все, чем этот человек обладает. Руссо не выступал против частной собственности как таковой, но критиковал лишь крупную собственность феодальных аристократов и капиталистических олигархов, выражая тем самым интересы мелкой буржуазии и малоимущих слоев населения.

Во время революционных событий во Франции сложились основные элементы либеральной демократии, которые были воплощены в «Декларации прав человека и гражданина». Принятый 28 августа 1789 г., этот документ послужил первой печатной пропагандой идей либерализма. Провал революционных переворотов во Франции ознаменовал крах буржуазной демократии в форме либеральной идеологии, которая оказалась в полном смысле слова опозоренной. Точно так же, как это было в античные времена, демократию многие сочли тупиковым путем политического развития.

Символ свободы на парижских баррикадах по Э. Делакруа

По меткому выражению Э. Фрома, в мире началось «бегство от свободы», образовавшее два течения. Первое было представлено правыми консерваторами, настаивавшими на возрождении аристократии. Правые идеологи были представлены А. Токвилем и Э. Берком. Английский экономист А. Пиг подверг либерализм уничижительной критике, доказывая, что демократический режим превращает любую страну в «ассистенциальное государство», т. е. государство иждивенцев.

Второе течение было представлено левыми политическими учениями, в которых все более отчетливо звучала мысль о необходимости диктатуры пролетариата. Ведущим выразителем идей левого течения выступил К. Маркс. Он полностью отрицал возможность «чистой» демократии, поскольку это режим, который только увеличивает возможности правящего класса. Понятию демократии в марксизме противопоставлен демократизм, который «диктатуре и единоличию нисколько не противоречит» (В. И. Ленин).

Конец XIX в. ознаменован торжеством далеких от либерализма марксистских и анархических взглядов на свободу личности. Последователи К. Маркса, как и последователи М. А. Бакунина, склонялись к тому, что государство есть орудие диктатуры и угнетения, а потому в будущем окажется в историческом музее наравне с каменным топором.

Но марксисты более здраво рассуждали о сущности свободы, чем бакунинцы и прочие анархисты, поскольку те призывали к немедленному уничтожению государства в ходе социальной революции. Марксизм разумно концентрирует внимание на классовой эксплуатации как ограничении свободы трудящихся масс. В целом это учение признает политическую свободу большинства, в отличие от пробуржуазных доктрин, проповедовавших экономическую свободу для предприимчивых людей.

В первой половине XX столетия в ответ на социальные потрясения, принесенные двумя мировыми войнами, на Западе родилось множество принципиально новых учений о свободе личности и свободе народов вообще. В результате к концу XX в. было выработано немало моделей демократического правления, и наиболее действенными из них оказались варианты либеральных демократических систем. Сегодня для большинства философов очевидно, что свободы вне общества и без общества не бывает.

Невозможна также свобода вне государства, поскольку государственная машина обеспечивает регулирование различных социальных процессов. Человек, как сказал Аристотель, — «существо общественное, животное политическое». Сама природа запрограммировала нас на стремление максимально эффективно взаимодействовать с обществом. Демократические политические системы наиболее удовлетворяют этой цели, потому что обеспечивают легитимность политической системы, способствуют активному участию народа в формировании, управлении государством и контролировании выбранного правительства.

Афинский Акрополь — символ эллинской свободы

Основные формы демократического режима, выработанные обществом, носят название плебисцитарной и репрезентативной демократии. Плебисцитарная, или прямая, демократия опирается на принцип обязательного непосредственного участия народа в принятии самых важных политических решений. Функции представительных органов власти сводятся к минимуму, впрочем, как и число самих этих органов. Одновременно власть максимально подконтрольна обществу, и в первую очередь это распространяется на представительные органы. Позитивная сторона данной формы демократии в том, что она содействует развитию политической активности и обеспечивает легитимность власти.

Репрезентативные, или представительные, демократии встречаются в гораздо большем числе стран, включая и Россию. Государственное правление, согласно концепции этого режима, является представительным. Иными словами, оно осуществляется выбранными лицами, представляющими интересы конкретной группы своих избирателей в органах власти. Оно должно быть компетентным и несущим всю полноту ответственности перед обществом. Участие же остальных граждан в управлении допускается, однако имеет много ограничений, поскольку закон предусматривает необходимую полноту властных функций единственно для народных представителей.

Ныне найдется крайне мало стран, которые бы не провозглашали демократические принципы основой своей внутренней политики. Как бы то ни было, демократию в разных странах понимают по-разному, в соответствии с господствующими в обществе политическими взглядами.

Ученые различают две центральные тенденции в развитии системы государственного управления в нашу эпоху. Вне зависимости от того, что страна объявляет себя демократической, ее управленческая система может быть либо этатистской, либо деэтатистской, т. е. прямо противоположной в плане ориентации методов управления.

Этатизм (фр. etat — государство) выражается в усилении роли государства и государственных структур в жизни общества. Деэтатизм, или антиэтатизм, сводится к ограничению вмешательства государства в жизнь граждан. В качестве тенденции внутриполитического развития страны этатизм и деэтатизм обладают определенными преимуществами, а потому выбираются в соответствии с текущей ситуацией.

Правильный выбор обусловливает прогрессивное развитие демократии, сохранение ее институтов и укрепление государственности в целом. Этатистская тенденция выгодна, когда в сложившихся условиях потребности общества направлены на необходимость смягчения социальных конфронтаций, устранения застоя в сфере экономики государственного сектора, установления контроля над негативными стихийными процессами в обществе и экономике.

Деэтатистская тенденция выгодна в том случае, когда ее выбор обусловлен общественными потребностями в борьбе с бюрократизацией, в ограничении расширения государственного сектора экономики, происходящего в ущерб частному сектору, а также в повышении политической активности граждан и предоставлении им больших возможностей для самоуправления.

Неверно выбранная линия развития приводит к тому, что тенденция оказывается пагубной для демократического режима. Деэтатизм оборачивается ростом анархических настроений в обществе, а этатизм приводит к ущемлению частного сектора экономики, ограничению самостоятельности граждан и патернализму как показной заботе о трудящихся.

Таким образом, демократия может легко выродиться в авторитаризм, охлократию, плутократию и прочие упадочные режимы, в которых гражданская свобода личности всячески ограничивается. Ради сохранения жизнеспособности демократического режима и его важнейших институтов требуется создать подходящие для этого условия. Последние различаются по содержанию, методам и принципам на три группы. Во-первых, это социально-политические условия, в число которых обязательно входит гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество представляет собой совокупность настоящих граждан, активно участвующих в политической жизни страны и поддерживающих общественный порядок преимущественно собственными усилиями. Правовое государство является юрократией (властью закона), гарантирующей широкий диапазон прав и свобод гражданам.

Условия существования демократии

Во-вторых, условием существования демократии является культура граждан (особенно политическая и правовая) как залог успешного строительства гражданского общества.

В-третьих, специфические экономические условия: стабильное и прогрессивно развивающееся товарное производство, плюрализм форм собственности (государственная, кооперативная, муниципальная, частная), а также, по мнению некоторых политологов и экономистов, свободная конкуренция товаропроизводителей. Экономическая свобода важна тем, что и сама демократия в известной степени представляет собой «политический рынок», на котором конкурируют различные партии.

Нередко случается встречать мнение, что ограничение свободы в государстве легко вычислить по тому, каков характер управления страной — запретительский или либеральный. Запретительство при этом определяется формулой «запрещено все, кроме прямо дозволенного». Либеральность, которую не следует путать с либерализмом, подразумевает следование формуле «разрешено все, кроме прямо запрещенного».

В действительности пользование этими формулами может завести в тупик, поскольку сама оценка правильности тенденции развития режима, базирующаяся на подобных рассуждениях, категорически неверна. Истинно разумное политическое управление неизменно проявляет жесткость в тех вопросах, где должно быть запрещено абсолютно все, кроме прямо дозволенного. Следовательно, свобода — это не обывательская либеральность, опирающаяся на принцип вседозволенности. Свобода — это точное знание сознательного гражданина и члена общества, что можно делать, а что нельзя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вчера в интернете я наткнулась на одну публикацию, автор которой доказывает, что в жизни можно обрести полную свободу, и даже предлагает путь, который человек должен пройти к ней. Хотя не одного комментария в поддержку его точки зрения я не обнаружила.

Эта публикация заставила меня задуматься. Но перебирая все за и против, я сделала вывод, что полной свободы не существует. Именно об этом я хотела вам сегодня рассказать. Может быть, кому-то мои рассуждения будут интересны.

Свобода выбора

Изначально хотелось бы сказать о свободе выбора. Именно здесь наша свобода ограничена в большей степени. Вспомните детство. Вот ситуация, вы приходите в магазин с мамой и говорите ей: «Мама, купи мне вот эти сапожки, они мне очень нравятся». На что мама всегда отвечала: «Нет доченька, они холодные и на каблуке» И покупает другие. Родители решали все за вас, куда можно идти, а куда нельзя, но вам именно туда очень хотелось. С кем можно дружить, а с кем – нет. С этой девочкой – нельзя, потому что эта девочка плохая, а ты именно ее считаешь лучшей подругой. Да и сейчас мало что изменилось, у нас нет той самой свободы выбора, когда мы выбираем друзей, любимого человека. В большинстве случаев наши желания не совпадают с желанием того человека, который нам нужен. Скажите, это ли не ограничение свободы? Мне кажется это один из ярких примеров, ведь через это должны были пройти все.

Еще наша свобода целиком и полностью зависит от денег. Они не в зависимости от того хотим мы или нет, ограничивают нашу свободу. Денежную зависимость можно выстроить в виде цепочки. Начнем с того, что вы не можете встать утром и сказать себе: «все больше не хочу идти на работу, хочу быть свободным». А почему? Да потому что на работе вам платят зарплату, от которой зависит ваша жизнь. А если у вас нет денег, значит вы не сможете покупать еду, одежду, которую бы хотелось, в конце концов платить за квартиру. Вы спросите, как еще деньги могут влиять на нашу свободу?! Ответ простой, помимо того, что ограничен выбор, так мы еще и не можем свободно пользоваться водой, светом, газом, мы даже ездить на машине свободно не можем, если не платим налог.

Свобода слова

Помимо свободы выбора, у нас нет свободы слова. Хотя отовсюду только и слышно, что у нас эта свобода есть! Мы не можем, а чаще всего боимся сказать, что-то не то, так как можем за это поплатиться. А СМИ, которые должны предоставлять нам правдивую информацию, тоже не могут этого сделать в чистом виде, а все, потому что наше государство лишает нас данной свободы. Здесь хотелось бы привести цитату Б. Шоу: «Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся!». Свобода и ответственность за свою жизнь — это две составляющие одного целого! Ведь легче всего обвинить в своих неудачах соседей, начальство или правительство, но только не себя!

Хотя некоторых людей все устраивает, и, не смотря на свою порой нелегкую жизнь, они считают себя полностью свободными. Я считаю, что такой точки зрения может придерживаться только тот, который не знает, что такое свобода.

В конце хотелось бы сказать только одно – свобода – это радость одного дня, потому что свободным каждый из нас может быть только частично. Как говорил Спенсер: «Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны!»

И в продолжение темы хочу добавить отрывок из книги Сергея Азимова «Как зарабатывать деньги».

Об орлах и утках

«Все началось с древней индийской легенды, согласно которой, Бог создал человека и спросил его кем он хочет быть. На что человек, так как он был нормальный человек, сказал: «Ну я не знаю, что именно вы имеете в ввиду, я должен все обдумать, посоветоваться, я не могу вот так сгоряча и вообще, нельзя вот так сразу с нами, с людьми.»

После чего Бог взял его за руку и повел к морю. Подведя его на берег, Бог указал ему на раковины, лежащие на дне морском и сказал: «Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины – ты будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же как ты, и едой твоей будет только то, что занесет тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся жизнь твоя пройдет без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Все время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера — открыть, закрыть, открыть, закрыть, открыть, закрыть, открыть, закрыть.»

Показав человеку жизнь раковины, Бог повел человека в горы. И там высоко в горах указал ему на гнездо орла. Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь:
— Ты сможешь парить так высоко как захочешь, ты сможешь жить так как захочешь, ты сможешь достигать самых высоких вершин, и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как ты.
— Ты сам будешь определять куда и как тебе лететь и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так.
— Ты должен будешь каждый день отправляться в поисках пищи, и добывать ее потом и кровью.
— Ты можешь выбрать эту жизнь, если хочешь.

И с тех пор появились на свете люди, часть из которых выбирали жизнь раковины и немногие, которые выбирали жизнь орла. И казалось бы все определились в этой жизни и каждый должен был идти выбранным путем. Но случилось с людьми, то что с людьми очень часто случается – непредвиденная ситуация.
Очень скоро выяснилось, что основной массе людей не понравилась жизнь на дне: «как так, я не из тех, кто совсем уж никакой, и я кое-чего стою в этой жизни…кажется… наверное…И я не собираюсь лежать на дне всю свою жизнь…И я когда – нибудь покажу всем на что я способен….Но,пожалуй, не сейчас, а как-нибудь попозже…»

И, как выяснилось, хотели эти люди иметь от жизни все, что только возможно, но ничего не давая взамен. Они хотели получать, не платя за это цены. НА ХАЛЯВУ. И очень скоро нашлось название этим людям – УТКИ.

Для того чтобы было легче их вычислять приведу пару примеров:
Вам когда-нибудь приходилось разговаривать с продавцом в магазине и выспрашивая о покупке слышать следующую фразу: «Господи, так вы будете брать или нет?»
Или на просьбу сказать, сколько стоит тот, или иной товар, так как вы не видите ценника: «Я этот отдел не обслуживаю, дождитесь другого продавца.»
Или где –нибудь в учреждении ( в ОВИРе например) на сто человек – два чиновника один из которых болтает по телефону, На ваше робкое:
«Извините, я здесь нахожусь с пяти утра, нельзя ли чуть побыстрее?» Вы слышите в ответ: «Нам за скорость не платят!»

Это они смотрят сквозь вас, если на вас костюм не от Армани. Это они договариваются о звонке ровно в одиннадцать, потом переносят разговор на неделю, потом, когда вы, наконец, дозваниваетесь, говорят вам: «Вы знаете, я должна была отвозить маму на дачу, и поэтому не могу с вами разговаривать»

Это с ними нужно решать проблемы при помощи взяток или так называемых «нужных людей» Это их необходимо мотивировать и мотивировать, потому что внутри у них пусто. Это они будут насмерть стоять, объясняя свою точку зрения, почему это не может
получиться, вместо того, чтобы один раз сделать. Если вы пытаетесь им что-то объяснить, смотрят на вас с выражением лица — «КАК ТЫ МЕНЯ ДОСТАЛ, КОЗЕЛ»

Научное объяснение их поведению – ИМ НА ВАС НАСРАТЬ. При всем при этом они нервничают, когда попадают в ситуацию зависимости от таких же уток как они. Могу дать совет: не нервничайте, скажите просто – УТКА.Что с нее взять. Бросьте терять время, нервы и деньги и ищите ОРЛА, человека который умеет решать проблемы и не боится взять ответственность на себя.

И даже если он не будет решать ваши проблемы, то во всяком случае скажет в лоб – почему, а не станет, упиваясь властью гонять вас по коридорам, или намекая на взятку, рассказывать про низкую зарплату. Теперь две новости – плохая и хорошая.

Новость первая – плохая – Уток – большинство, Орлов мало. Новость вторая – хорошая – теперь вы знаете куда принадлежать.»

P.S Я считаю, что надо жить по совести. Об этом я даже написала стихотворение,хотя в стихах не сильна. «Размышление о Добре и Зле»

И в тему разговора песня группы «ДДТ» в исполнениии Юрия Шевчука «Свобода» (премьера песни,живой звук)

ДДТ «СВОБОДА»

Если эта статья была полезна для Вас, и Вы хотите рассказать о ней своим друзьям, нажмите на кнопочки. БОЛЬШОЕ Спасибо!