Агриков меч

«Богатыри» Васнецова: разберем вооружение былинных героев (Часть 1).

Сегодня я хочу немного отвлечься от основной темы моего блога и поговорить о, пожалуй, самой известной русской картине, изображающей русских воинов — «Богатырях» Виктора Михайловича Васнецова. Русский фольклор (совершенно незаслуженно забытый многими сегодня) — одна из важнейших тем в его творчестве, и Виктор Михайлович оставил после себя огромное наследие, достойное детального разбора.

А вот и виновник сегодняшней статьи!

В моем блоге мы говорим о вооружении на Руси. Так давайте разберем эту картину именно с точки зрения доспехов и оружия богатырей (забегая вперед скажу, что с этим у Васнецова всегда все было очень хорошо).

Илья Муромец.

Главный герой русского богатырского эпоса по праву занимает центральное место в композиции картины. Его вооружение, в отличие от других богатырей — чисто русское. Илья вооружен копьем и палицей, также видны стрелы, что позволяет нам говорить о том, что художник вручил ему еще и лук (что логично). Копье Ильи — вполне стандартное, а вот огромная литая стальная палица — явная гипербола, показывающая богатырскую силу героя (обычные палицы были поменьше и, конечно, стальной была лишь их боевая часть — этого более чем хватало, чтобы отправить врага на тот свет, невзирая на его доспехи).

Неплохой рисунок дробящего оружия, применяемого на Руси. Как видите, боевая часть не превышает размер кулака.

Богатырь носит кольчугу прямо поверх одежды (тоже вполне исторично), а на его голове невысокий сфероконический шлем. К сожалению, поза Ильи не позволяет нам говорить о форме его щита, но, судя по цвету, он стальной (еще одна гипербола).

Рисунки русских шлемов, основанные на археологических находках. Шлем Ильи Муромца весьма похож на Черниговский.

Подводя итог, можно сказать, что вооружение Ильи Муромца соответствует раннему средневековью (XI-XII века) и его социальному статусу (крестьянский сын не мог позволить себе богато украшенные доспехи и оружие).

Вот нашел кольчугу, похожую на изображенную на картине.

Отдельно стоит отметить богатырского коня Ильи — его размеры и мощь соответствуют силе героя, но явно противоречат историческим реалиям — кони на Руси не отличались большими размерами, зато были выносливыми и не требовали особого ухода (в отличие от коней западноевропейских рыцарей, больших и очень сильных, но крайне прожорливых и мало приспособленных к долгим переходам).

Добрыня Никитич.

Согласно былинам, Добрыня был сыном рязанского воеводы Никиты и служил киевскому князю Владимиру. В своей картине Васнецов ясно указал нам на высокий социальный статус богатыря, весьма интересно обыграв этот факт. Оружие Добрыни — первый пример его высокого положения в обществе. Мечи на Руси (как, впрочем, и везде) стоили очень дорого и, фактически, являлись статусным предметом. Кроме того, меч требует от своего владельца гораздо лучших навыков боя, чем копье и булава Ильи Муромца. Очевидно, что сын воеводы с детства готовился стать воином. Любопытно также и то, что меч является единственным оружием Добрыни (что не соответствует историческим реалиям).

Археологические находки русских мечей.

Еще больше положение богатыря в обществе отражают его доспехи. На голове Добрыни цилиндроконический шлем с полями. Подобные шлемы пришли на Русь из Византии, однако, были весьма редкими. Такие шлемы использовали воины Новгородской республики, но широкого распространения они так и не получили. Шлем Добрыни относится к XIII-XV веку и стоил в те времена целое состояние.

Фото цилиндроконического шлема с полями. Почти все из найденных шлемов богато украшены, что говорит о статусе их владельцев. На шлеме Добрыни на картине можно разглядеть позолоту — все соответствует историческим реалиям.

Самая странная часть вооружения знатного богатыря — его корпусный доспех. Судя по всему, это чешуйчатый доспех XIV-XV века с дощатой защитой рук от плеча до локтя, надетый поверх двух (!) кольчуг, причем нижняя кольчуга еще и с длинными рукавами. Весит подобное облачение порядка 30-35кг. Нужна воистину богатырская силушка (и соответствующая выносливость), чтобы сражаться в таких доспехах.

Подобные доспехи носили воины Новгородской республики (конечно же это реконструкция).

Круглый щит Добрыни никак не соответствует его доспехам. Круглые щиты на Руси использовали до перехода на тактику конного боя, но тогда они были раза в два больше. Для всадника же такой щит неудобен.

Рисунок-реконструкция новгородского воина. Его щит типичен для восточной европы XV века.

Если не брать в расчет художественные преувеличения, то доспехи Добрыни Никитича соответствуют новгородским XIV-XV веков. Новгородская республика во все времена своего существования славилась богатством, а вооружение ее воинов было самым тяжелым и наиболее приближенным к «рыцарскому» на всей территории Руси. Потому-то, видимо, художник и «снарядил» богатыря подобным образом (былинный образ Добрыни Никитича максимально приближен к западноевропейскому идеалу рыцаря без страха и упрека).

Прекрасная фигурка новгородского воина. Подобные щиты также активно использовались.

А вот конь Добрыни явно уступает размерами Илюшиному. Думаю, здесь играет роль распределение богатырей по силе: Илья Муромец превосходит Добрыню в физической мощи (это прекрасно видно на картине), и конь ему нужен соответствующий.

Статья получилась немаленькой, и я решил разбить ее на две части. Спасибо!

Святой с мечом

Сегодня, 22 мая – день святителя и чудотворца Николая, особенно почитаемого на Руси Николай Головкин 22.05.2012

Святителя Николая даже называют Русским Богом. Множество соборов, монастырей и церквей в России посвящено его святому имени.

Возрождённая святыня

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний византийский поясной образ святителя (XII век), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером… Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Православной Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от вражеского нашествия.

…4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход к Никольской башне Московского Кремля.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне. Святейший Патриарх поднялся к святыне на специально оборудованном подъемнике и окропил ее освященной водой.

«…Мы освятили образ святителя и чудотворца Николая, который был некогда осквернен и поруган, — подчеркнул Первоиерарх в своем Обращении. — Осквернение и воссоздание этого образа — тоже некий символ преодоления исторических разделений. Разделения, которые сегодня остаются в нашем обществе, — они ведь не сегодня возникли, они пришли из прошлого. Потому, когда мы говорим об объединении людей, мы говорим о примирении поколений, о примирении всех тех, кто был разделен в прошлом, но которые приносят и в нынешнее поколение печать разделений. Будем молиться святителю и чудотворцу Николаю, чтобы великий Божий угодник, который ныне обновил свой лик на Никольской башне Московского Кремля, был нашим помощником и покровителем.

Святитель Николай был образом кротости, как говорит о том молитва; но в руках этого кроткого угодника мы видим меч, что свидетельствует о том, что и кротостью, и человеческой силой должны осуществляться и реализовываться великие цели.

Пусть по молитвам святителя и чудотворца Николая Господь хранит нашу страну от внешнего врага. Пусть по молитвам угодника Божиего соединяется наш народ в единой, сильной и дружной общине, способной решать те задачи, которые сегодня стоят перед нашим народом…».

«Это для того, чтобы я не сомневался»

— Святитель Николай чудотворец… Столетия назад окончил земную жизнь этот удивительный человек – епископ Мир Ликийских, существовавшего когда-то города. Множество христиан по всему миру на своём жизненном опыте познали близость этого святого к нам, живущим ныне на нашей многострадальной планете.

Так началась наша беседа с клириком храма святителя Николая в Бирюлёве (Москва), старшим священником храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме иереем Константином Кобелевым.

— Хотя ни исторически, ни географически место подвигов святителя Николая не связано с Русью, — продолжает он, — так получилось, что почитание этого святого вышло на одно из первых мест именно здесь, а не в родной ему по крови Греции. Скорее всего, «самый любимый русский святой» ничего и не знал ни о тех землях, которые ныне являются нашей родиной, но, тем не менее, наше знакомство – очень глубокое и чрезвычайно тесное –свершившийся неоспоримый факт! Факт, ставший одним из тех камней, на которых стоит наша вера. Вера русских, белоруссов, украинцев, других народов. Один Бог знает количество людей, укреплённых в Православии через знакомство со святителем Николаем. Об этом свидетельствуют не только множество храмов, стоящих по всей нашей земле. В любом храме, в любой близкой к Богу семье встречаем множество икон святителя – от старинных, прославленных в веках, до маленьких бумажных.

Как отец Константин пришёл к Богу? Он не был крещён в детстве. В их доме ничего не говорило о Боге.

— Одна лишь тоненькая ниточка связывала со Спасителем, — рассказывает отец Константин, – крещёный дедушка Николай, редкое упоминание о том, что крёстным-то его был Царь Николай II. Оба они, связанные, пусть заочно, великим Таинством – носили имя святителя и чудотворца Николая. Молитвы святителя, молитвы тезоименитого ему святого Царя–мученика в очень непростых обстоятельствах жизни привели всю нашу семью к Богу, а меня на первую ступень священства: в Николин день, 22 мая 1991 года, совершилась моя диаконская хиротония. Это для того, чтобы я не сомневался, чьи молитвы ведут меня по жизни.

В 1998 году – уже священником – отец Константин был направлен служить в храм святителя Николая в Бирюлёве, что на южной окраине Москвы.

А через 10 лет Господь ещё раз особым образом являет эту, надеюсь, неразрывную связь.

30 ноября 2008 года во время совершения Акафиста нашему небесному защитнику отец Константин с прихожанами был сохранён от страшной смерти при первом в истории новой России террористическом акте – взрыве – в православном храме.

Лишь одна прихожанка Анна пострадала, спасая всех.

— Икона святителя, перед которой в те минуты молились мы, ничего не подозревавшие, – говорит батюшка, — должна по праву считаться чудотворной.

«Нашу семью хранил святитель Николай»

Святитель Николай вдохновлял и, надеюсь, всегда будет вдохновлять русских писателей.

Вот строки из некоторых произведений.

/…/Гудят спокойные и важные колокола трех Никол… Слушай звон колоколов Арбата… Плачь с плачущими. Замерзай с замерзшими и голодай с голодными. Но не гаси себя и не сдавайся плену мелкой жизни, мелкого стяжательства, ты, русский, гражданин Арбата /…/.

И Никола Милостивый, тихий и простой святитель, покровитель страждущих, друг бедных и заступник беззаступных, распростерший над твоею улицей три креста своих, три алтаря своих, благословит путь твой и в метель жизненную проведет /…/.

(Борис Зайцев. «Улица святого Николая», 1921)

«В православии не водится такого, чтобы какого-либо угодника Божия мы считали первым, вторым, все велики для нас — это несомненно. В нашем доме всегда была икона, ее звали бабушкиной, мамы отца. Какие были наши знания о Боге? Почти никаких. Но в доме никогда не было ни ссор, ни ругани, ни тем более богохульства.

Пусть мы были пионерами, но на Пасху радовались чистым рубашкам, на столе, на белой скатерти, стояли кулич, крашеные яйца. В наши низкие окна светило радостное воскрешающее солнце.

Оно приходило с той стороны, из того красного угла, в котором стояла икона.

И вот мы всегда думали, что это икона Николая Чудотворца — Николы Угодника, как говорили родители. Так и я думал, пока однажды, уже взрослым, уже хоть что-то понимающим, взял икону, достал из киота и стал очищать ее. Это была икона Господа Вседержителя /…/. Но эта детская вера, окрепшая во мне, взрослом, что нашу семью хранил святитель Николай, эта вера не ослабла, но усилилась…

(Владимир Крупин. «Николай Мирликийский»)

Далеко та земля от Руси,
Где лежат его честные мощи.
Но звучит в каждой церкви: «Спаси
Нас, угодниче Божий!»
Безграничны твои чудеса
По всему православному свету.
Избы, храмы, поля и леса —
Знают образ твой светлый.
Ибо если у дома враги,
Если пажити кони их топчут,
Если молится Русь: «Помоги!»
То — тебе, Чудотворче…
Помоги же, Святитель! Покрой
Своей милостью наши твердыни.
Видишь — точится русская кровь
От веков летописных доныне?
Видишь — кружатся бесы во мгле,
Умножая число наших бедствий…
Много люда на русской земле,
Да забыты мы в Царстве Небесном.
И приходят то врун, то палач
И страну превращают — в пустыню…
О, заступник! Услышь же наш плач,
Помолись за Россию!

(Николай Переяслов. «Николай Чудотворец»)

+++

Когда в наше время на Западе некоторые вообще сомневаются, что такой человек как святитель Николай был или отождествляют его с рекламным Санта-Клаусом, мы, у нас в России, всё равно верим: именно этот человек, именно этот святой много раз нам помог в трудных житейских ситуациях, может быть, даже спас от гибели…

И молимся, непрестанно молимся мы «самому любимому русскому святому»:

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Мечи в камне


booran: Есть одна «легенда» относящаяся к англо-саксонской культуре. Она дошла до наших дней.
Наверняка вы ее слышали: «меч в камне». Легенду отождествляют с мечом Короля Артура – Экскалибуром.
И говорит о том, что некоторое время назад камни были или могли быть некое время в аморфном состоянии. Именно тогда из них и строили невообразимые сейчас здания и конструкции.
Кто-то вот меч в камень вонзил и он так стоял несколько столетий восхищая умы и будоража воображение. Есть еще одна вещь.
Не задумывались о самом смысле названия «орден вольных каменщиков». Почему каменщиков?
В этом начало разгадки всех загадок. Они точно знают (знали) почти все по теме «литье каменных блоков».
Есть место (не смог найти конкретно), где существует такой меч:



Возможно, это подделка под Экскалибур для привлечения туристов
Следующее символичное место, где установлен «меч в камне»:

Памятник располагается в каньоне Кардаваган в Северной Осетии. В Куртатинском ущелье стилизована Тропа Чудес, на ней находится камень, расколотый на две части. В камень вогнан меч кровников.
Согласно легенде по узкой дороге шел охотник и увидел путника, который попал в беду. Путник был его кровным врагом, охотнику полагалось убить его из мести. Но после спасения охотник и путник помирились и в честь дружбы воткнули меч кровников в камень.
И еще одно место:

Дюранда́ль (фр. Durandal) — меч Роланда, персонажа многочисленных французских средневековых легенд и литературных произведений, включая «Песнь о Роланде». Фрагмент Дюрандаля, по легенде находится в скале возле святилищ Рокамадура.

Выкован кузнецом Галаном (или по другим сказаниям — кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, Мунификаном). Вручён Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги. Выкован из того же железа, что и меч короля Жуаёз.
Не исключено, что это тоже дань легенде: сам меч, а может и подделку вбили в расщелину скалы.
Но легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.
Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти — в 1181 году — был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира — и войны — Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.
Здесь видно, что меч вставлен в небольшую оправу из другого металла. Как это объяснить? Возможно, металл окислился у основания и для его фиксации, что бы рукоять не обломилась — это место усилили неким хомутом.
Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.
В ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

https://masterok.livejournal.com/1144508.html
https://p-i-f.livejournal.com/13549701.html
***
Варианты для объяснения этих легенд.
1. Все эти легенды о мече в камне говорят, что в прошлом многие каменные породы были пластичны. Возможно, имели окаменевшую корку и пластичную внутреннюю структуру (в процессе окаменения). Либо пудостских камней, как породы, из которой лепили блоки для многих строений Питера – имелись во многих уголках мира.
2. Массы, в которые были воткнуты мечи имели искусственное, строительное происхождение, наподобие камня «Виктория», из которого построено много чего в Европе.
О химии и физике процесса.
yuri_shap2015: По работе приходится часто общаться со строителями дорог, то недавно обсуждали одну технологию: в южном ФО РФ, проблема разрушения дорог, из-за того, что основание глиняные, и повышенной кислотности.
Так вот, есть оказывается технологии, называемые СТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТОВ с помощью известняковой муки и цемента…. например этот.
В результате химических реакций некогда глинистое основание превращается в аналог бетона. Т.е. происходит превращение глины в бетон или по-русски: в аналог камня.
Вспомним массу рецептов, наших предков по созданию искусственных гранитов, мрамора и прочих камней (изделия из которых существуют и по сегодняшний день), можно сделать вывод, что рецепты свои наши предки брали из окружающей их действительности, когда сами наблюдали процессы превращения подвижных субстанций в твердые.
***
А сейчас проведите аналогию с этой современной строительной технологией с информацией ниже:
Помните упоминание в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: «…молочные реки, кисельные берега»? Показать бывшие в прошлом «кисельные берега»?
р. Катунь, Горный Алтай. Эти изъеденные водой породы в прошлом были вероятно жидкой глиной, «киселем», который быстро окаменел во время ухода большой воды.

Несколько лет назад мне присылали фотографии с р.Катунь с фантастически «изъеденными» валунами, берегами. Это вода могла сделать только в пластичных массах. Твердый камень она обтачивает по всей поверхности.
Не похоже, что вода это промывала сотнями тысяч лет.
Молочная река – это потоки бурлящей воды во множестве порогов, выступов
При большом количестве порогов река имеет белый цвет по всей своей поверхности.
Этот пример я привел для аналогии, что в природе после катаклизма существовали процессы превращения глиняных масс в камень. И легенды о мечах в камне говорят, что это происходило в историческое время.