Александр 2 памятники

7 апреля 1945 года двенадцать добровольцев вышли на рытье котлована. Через несколько дней трудилось уже более ста. Землекопы сменялись каждые десять минут — истощенные люди не вы­держивали большей нагрузки. Они и строили и охраняли площадку от возможных вне­запных нападений эсесовцев, бродивших в окрестных лесах.

График строительства жесткий — 23 дня. Памятник решили открыть 2 мая. Работы велись от рассвета до темна. Не останавливали и дожди, столь частые в Вестфалии.
Жесткому графику гвардии майор В. Ф. Хо­перский подчинил инженерные решения: резко сокращен объем каменных, тяжелых для изнурен­ных людей, работ. Монумент высотой в 9,5 м воз­водили полым: металлический каркас охватывали железобетонные стенки, одетые мраморными пли­тами — от черных и розовых, до идеально белых тонов.

Впервые в своей практике инженер-конст­руктор начинал строительство без финансовых средств, механизмов, стройматериалов. Владея не­мецким и английским языками, Хоперский В.Ф. ездил по опустевшим после бомбежек городам, разыскивая все необходимое. Ничего не реквизи­ровалось у местного населения — «валютой» ста­ли запас эсэсовских марок и кофе эсэсовского склада.

В рекордно короткий срок бригада слесарей Павла Блоцкого изготовила и собра­ла из рельс бывшей лагерной узкоколейки металлический каркас памятника. Открылся фронт для арматурных ра­бот. Существенную роль в быстром завершении этих работ сыграл большой опыт слесаря И. 3. Желтянникова. Его знания освободили руко­водство строительством от изготовления детальных ра­бочих чертежей узлов карка­са. Иван Захарович внес и предложение — увенчать па­мятник алым флагом Совет­ского Союза. Эта деталь сделала памятник более вы­разительным.

В коллективе не было опытных облицовщиков, и облицовочные работы стали предметом больших забот руководства строительством. Опросили все десять тысяч освобож­денных. Нашлись и те, кто хочет и сможет вести обли­цовку, но опытом они не об­ладали. Лейтенант Петр Цумаров, по профессии учитель, командовал ро­той. Но когда искали обли­цовщиков, он заявил: «Ро­той сможет командовать и другой товарищ, а мне разрешите пойти на стройку. Печи ложить приходилось, справлюсь и с облицовкой». Цумарова назначили брига­диром облицовщиков, но поиск опытного мастера продол­жался.

Однажды на строительную площадку пришел немец Гейнрих Генкенйоганн (Heinrich Henkejogann) каменщик – облицовщик.- «Моя дочь и зять тоже узники концлагеря. И я еще не знаю, живы ли они, вер­нутся ли домой. Разрешите мне тоже участвовать в вашей работе?»

Гейнрих Генкенйоганн — един­ственный в коллективе со­ветских строителей немец — стал ведущим облицовщиком, инструктором. Гейнрих отли­чался удивительной пункту­альностью — за пять минут до начала смены его велоси­пед уже стоял на площадке. Однажды же Гейнрих опоздал на целый час! Явился пешим, с кровоподтеками на лице, в изодранной одежде. На лесной дороге на него напали эсэсовцы, отняли ве­лосипед, избили, и, грозя убить, заставляли возвра­титься домой. Он, несмотря на все угрозы, кружным пу­тем по лесной чаще все же добрался на строительную площадку.

Бригада Цумарова вместе с инструктором Гейнрихом Генкенйоганном выполнила все облицовочные работы строго по графику и с отличным ка­чеством. И только тогда Цу­маров вернулся командовать своей ротой.

Бригадир маляров П. Н. Лысько, слесарь Ибрагим Старев, бригадир садовых ра­бот М. Л. Бондаренко, бри­гадир земляных, затем бе­тонных и каменных работ А. П. Герасимов и руко­водитель плотников И. В. Максимов своей неутомимой энергией, высоким качеством работ увлекали остальных строителей.

Группа строителей памятника.фото 1945 года

Мраморный постамент па­мятника украшают литые металлические русские вин­товки и солдатские каски. История их изготовления мо­жет стать предметом целого рассказа. Скажем коротко и только о заключительном этапе рождения этих важных деталей. На просьбу отвезти литейщиков в городок Кракс на металлообрабатывающий завод, командир, стоявшей у лагеря американской части, заявил: «Машину дам, но не мо­гу оставить в Краксе сво­их солдат для охраны жизни ваших рабочих, кругом эсэ­совцы, я не могу рисковать жизнью наших солдат. Не сможете ли вы обойтись без этих деталей?» И продолжил: «Я не представляю, как ваши люди готовы рисковать собой в такой поездке? Так долго они ждали свободу, так близок день возвращения на Родину».
Леонид Монаенков, мос­ковский ополченец, метал­лист высокой квалификации, решительно сказал:» Для постройки памят­ника я готов на этот риск, только свезите на завод меня и моих помощников».

Металлообрабатывающий завод стоял. Силовое электрооборудова­ние было выведено из строя. Леонид нашел немец­ких электриков, убедил их восстановить подачу тока в литейный цех. В заводском подвале устроил укрытие на ночь для литейщиков… Че­рез четыре дня он вернулся на стройку с четырьмя отли­тыми винтовками и касками.

А зачем четвертая? «Про запас, ведь могли повредить отливки в доро­ге».

Четвертой винтовке позже нашлось по­четное место.

Фрагмент памятника.фото 1945 года

Все сложные столярные ра­боты благоустройства клад­бища были идеально выпол­нены благодаря активному участию в них столяра –краснодеревщика К. А. Обидина. Бригада солдата — художни­ка Анатолия Гнилова вела трудоемкие скульптурные работы ,вырезала тексты надписей на трех языках, на всех 36 плитах-надгробиях братских могил.

Утром 2 мая 1945 года у памятника встали советский и американский почетные воинские ка­раулы.

Все последующее время до отъезда на Родину : май, июнь и почти весь июль были использованы для проведения дальнейших работ по превращению участка братских могил в заботливо благоустроенное кладбище — вечный свидетель преступлений немецкого фашизма против человечества.За это время обнесли кладбище красивой и крепкой оградой, создали при этом вокруг памятника площадь, вмещающую до 3000человек.

moscowwalks.ru

Сегодня, 4 марта 2018 года, исполняется 200 лет со дня открытия первого скульптурного памятника в Москве – памятника Минину и Пожарскому. О самом памятнике и его истории мы уже когда-то подробно писали, поэтому расскажем о старых памятниках, поставленных в Москве до революции, которые можно видеть и сейчас.

Прогуляться по Москве и посмотреть памятники —>

Далее передаем слово Василию П.

Точное количество памятников в Москве не сможет назвать ни один даже самый дотошный москвовед. Другое дело Информационный центр правительства Москвы, который в 2008 году насчитал их аж 988 штук. Конечно, с тех пор их значительно прибавилось. Монументальные и крохотные, украшающие столицу и портящие ее внешний вид, посвященные значительным событиям и отдельным историческим личностям. Описать все это многообразие невозможно, поэтому в связи с юбилеем первого памятника предполагаю сделать несколько тематических подборок.

ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ

Долгое время в России скульптурных памятников не было. Исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей. Так, известный всем Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – памятник взятию Казани. При этом каждая из церквей, входящих в этот ансамбль освящена в честь тех святых, в чей день произошли победные сражения в этом походе. Казанский собор на Красной площади – памятник победы над поляками. Несуществующий ныне храм Честных Вериг апостола Петра в Петроверигском переулке был выстроен в честь венчания на царство Ивана Грозного, Симеона Столпника на Николоямской улице – Бориса Годунова и так далее.

Помимо храмов, начиная с эпохи правления Петра Первого выдающиеся события отмечались также триумфальными воротами и арками. Первый скульптурный памятник в Москве появился только в начале XIX века, в 1818 году.

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения, а после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение, стал символом победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская семья, дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля (4 марта) 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.


Литография Дациаро по оригиналу Ф.Бенуа. Верхние Торговые Ряды в середине 1850х-1850х гг.

Памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Выбор места был не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики.

Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя горельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков.

Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». Отмечу, что на лицевом горельефе слева изображен сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Кстати, сыновья скульптора позировали ему при создании фигур Минина и Пожарского.

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь планами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли. Официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Неофициально — слишком уж сурово смотрел гражданин Минин, правой рукой указывая на мавзолей Ленина, а левой — вручая меч князю Пожарскому, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник был передвинут с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил.

В 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

Пожалуй, самый известный памятник Москвы — памятник Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. Он был задуман в честь восьмидесятилетнего юбилея поэта, но открыт годом позже, 6 июня 1880 г., в день, когда Пушкину исполнился бы 81 год. В отличие от многих известных литераторов и живописцев, Пушкин при жизни ни разу не позировал для создания своих скульптур. Изначально монумент стоял на противоположной стороне Тверской улицы, спиной к Тверскому бульвару, и смотрел на Страстной монастырь.

В советское время монастырь снесли. В 1950 году памятник был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст.

В 1880 г. царская цензура не пропустила строфу «Что в мой жестокий век восславил я свободу» и до 1937 года, на памятнике красовалась другая цитата в переделке Жуковского:

И долго буду тмъ народу я любезенъ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ.

В 1936 году, к столетию со дня смерти Пушкина, двустишия были заменены на полные четверостишия, восстановлен пушкинский текст, а орфография заменена на современную.

ПАМЯТНИК ПИРОГОВУ

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов определенный период жизни сотрудничал с не менее талантливым хирургом Николаем Васильевичем Склифосовским, который считал Пирогова своим наставником и учителем. Желая увековечить память старшего товарища, именно Склифосовский учредил Общество русских врачей, инициировал проведение «Пироговских съездов» и поддержал инициативу по созданию в Москве памятника Пирогову. Однако давать согласие на установку монумента городские власти побоялись, так как в то время памятники возводили в честь царских особ и полководцев, но никак не ученых. Николай Васильевич отправился лично на прием к императору, и высочайшее дозволение было получено. Средства из казны на памятник не выделили, и их пришлось собирать через специально созданный комитет.

Скульптору Владимиру Шервуду еще при жизни великого хирурга довелось лепить его скульптурный портрет, поэтому памятник получился фотографически точным. Поставлен памятник на Большой Пироговской улице перед зданием терапевтической клиники I Московского медицинского института имени Сеченова. Николай Иванович Пирогов изображен в застегнутом сюртуке, сидящим в кресле; в левой руке он держит череп, а в правой — металлический зонд, которым в те времена искали в теле раненого осколки и шрапнель (другие объяснения назначения этого предмета ошибочны). 3 (12) августа 1897 года памятник в Москве был торжественно открыт. К сожалению, скульптор не успел насладиться успехом своего творения — он скончался 9 (21) июля. С четырех сторон постамента — медные доски с выдержками из сочинений ученого и хирурга.

Памятник Пирогову занимает уникальное место среди других московских памятников. Хоть он поставлен до революции, его никогда не пытались уничтожить и даже никуда не переносили!

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ

26 апреля 1909 года, к столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара Москвы был открыт памятник писателю. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Такая трактовка не всем пришлась по вкусу и вызвала разные мнения в обществе.

Советской власти грустный поэт в центре Москвы не понравился. В 1951 году памятник Андреева отправили «в ссылку» в Донской монастырь, а на его месте поставили бодрого писателя в духе соцреализма. На постаменте первого памятника была простая и лаконичная надпись: «Гоголь». На новом памятнике изобразили дарственную: «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза».

Однако времена в очередной раз изменились, началась хрущевская «оттепель». В 1959 старого Гоголя забрали из монастыря, и, так как его место уже было занято, поставили неподалеку, во двор бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни. Стихи Льва Озерова:

Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

Дворы пустынны в декабре.

Весёлый Гоголь — на бульваре,

Печальный Гоголь — во дворе.

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Многие отмечали, что эти барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя.

После 1959 года время от времени обсуждался вопрос о возвращении памятника на первоначальное место. В 1993 году Оргкомитет по проведению празднования 500-летия Арбата, отмечавшегося в том году (в его состав входил Юрий Лужков), выступил с инициативой в рамках торжественных мероприятий перенести скульптуру работы Андреева на историческое место. Предложение поддержал президент Российского фонда культуры академик Д. С. Лихачёв; оно было одобрено Моссоветом и вынесено на обсуждение Верховного Совета РФ. Но конфликт в октябре 1993 года, закончившийся разгоном Верховного совета, помешал осуществлению замысла.

ПАМЯТНИК ФЁДОРОВУ

В 1870 году Императорское Археологическое общество Москвы открыло сбор средств на установление памятника первопечатнику Ивану Федорову. Деньги на памятник жители Москвы копили 39 лет! Наконец 7 сентября 1909 года недалеко от Никольской улицы Москвы, где в старину находился Печатный двор, торжественно открыли памятник работы скульптора Сергея Волнухина.

Как выглядел Иван Федоров в реальной жизни, никто не знал. Поэтому скульптор изобразил собирательный портрет русского мастера. Левой рукой он поддерживает печатную доску, а в правой держит отпечатанный лист. И этот памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году. Сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».

Вот и всё. Некоторые думают, что Москву до революции украшали многочисленные памятники царям и полководцам, снесенные при советской власти. На самом деле их было всего три:

1898. Памятник Александру II в Кремле, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник Александру III у Храма Христа Спасителя, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник полководцу Скобелеву на Скобелевской площади, скульптор П.Самонов.

Так что за сто лет, с 1818 по 1917, в Москве было поставлено всего восемь скульптурных памятников, из которых до нас дошло пять.

Речь в рассказе идет именно о скульптурных памятниках. Здесь не рассматриваются, например, памятник-часовня героям Плевны у Ильинских ворот () и тому подобные сооружения.

До революции в городе устанавливались еще бюсты, их расчет также не берём. Хотя среди них были весьма колоритные, о которых мало кто знает. Например, в 1897 г. на Божедомке (ныне улица Дурова) в саду богадельни Общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам были установлены на средства немецкой диаспоры памятники-бюсты Вильгельму I и Отто фон Бисмарку. Естественно, с началом Первой мировой войны они были убраны.

Публикация подготовлена: Василий П. Современные фото сделаны автором.

Памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя

Бронзовые памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя (Москва) – часть скульптурного комплекса «Патриархи Московские и всея Руси». Первые три памятника (патриархам Иову, Гермогену и Тихону), из планируемых 16, торжественно открыли в ноябре 2017 года. Сделали это в рамках Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Ближайшие от памятников станции метро — «Кропоткинская».

Скульптурный комплекс

Скульптурный комплекс посвящен 100-летию восстановления патриаршества и 400-летию патриаршества на Руси. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Планы по созданию Памятников Патриархам

Всего в рамках проекта до конца 2019 года планируют создать 16 скульптур Патриархов. Монументы Патриархов высотой около 4 метров будут выполнены в бронзе. Их планируется установить также у стен Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя — на стилобате и у Патриаршего моста. На постаментах памятников укажут имена, даты жизни Патриархов и краткое описание их деяний.

Установленные Памятники Патриархам

Три Памятника (Патриархам Иову, Гермогену (Ермогену) и Тихону) уже установили на южной стороне стилобата Храма Христа Спасителя.

Памятник Патриарху Иову

Иов — Первый Патриарх Московский и всея Руси (1589-1605). Главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. По инициативе Патриарха в Русской Церкви провели ряд преобразований: учредили новые епархии, основали десятки монастырей, начали печатание богослужебных книг. В 1605 году Иов отказался присягать Лжедмитрию, за что бунтовщики его свергли с Патриаршества.

Памятник Патриарху Гермогену (Ермогену)

Патриаршество священномученика Гермогена (1606-1612) совпало с трудным периодом в русской истории – Смутным временем. Он открыто выступал против иноземных захватчиков, против возведения на русский престол польского королевича. Во время голода, начавшегося в Москве, Патриарх приказал открыть для голодающих монастырские житницы. При осаде Москвы войсками Минина и Пожарского поляки свергли святителя Гермогена и заключили в Чудов монастырь под стражу, где он умер от голода и жажды. Ещё один памятник Патриарху Ермогену (Гермогену) в Александровском саду возле Московского Кремля установили ранее, в мае 2013 года.

Памятник Патриарху Тихону

После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

Инициаторы скульптурной композиции

Инициатива создания такой скульптурной композиции принадлежит председателю совета директоров ОАО «Московский комбинат строительных материалов» (МКСМ) Андрею Чижику. Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе поддержала инициативу увековечения памяти всех Патриархов Московских и всея Руси и одобрила данный проект в 2016 году.

Авторы памятников Патриархам

Членами авторской группы по созданию памятников являются:

  • народный художник России, скульптор Салават Щербаков,
  • заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский,
  • кандидат исторических наук Галина Ананьина.

(Кстати, Салават Щербаков — создатель памятника Святому Князю Владимиру Крестителю Руси на Боровицкой площади и памятника Михаилу Калашникову в Оружейном сквере).

Руководство работой по созданию Памятников Патриархам

Все работы в рамках создания скульптурной композиции ведутся под руководством Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

Фото упомянутых памятников Патриархам:

Внимание!

Если Вы пожелаете ознакомиться с полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога, кликните по ссылке: