Амвросий оптинский

Полное житие преподобного Амвросия старца оптинского

Детство

Годы учения

Выбор пути

«Иди в Оптину — и будешь опытен»

Первый год в монастыре

В Иоанно-Предтеченском скиту

«Сила Божия в немощи совершается»

Под руководством старца Макария

Путь к старчеству

Подвижническая жизнь

Благодатный старец

Дар прозорливости

Наставления и советы старца

Печальных утешитель

Исцеления болящих

Учитель веры и благочестия. Старец Амвросий о больных вопросах своего времени

Окормление интеллигенции

Сияние святости

Казанская Горская Шамординская обитель

«Я вас отдал Царице Небесной». Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Кончина старца

Особое место среди оптинских старцев занимает преподобный Амвросий, «старец Амбросим», как его называли в народе. «Слава его была очень велика, текла самотеком, из уст в уста, без шуму, но с любовью. Знали, что, если в жизни недоумение, запутанность, горе — надо идти к отцу Амвросию, он все разберет, утишит и утешит. <…> Так раздавал он себя, не меряя и не считая. Не потому ли всегда хватало, всегда было вино в мехах его, что был соединен он прямо с первым и безграничным океаном любви», — так, в нескольких словах, но удивительно точно определил Борис Зайцев суть притягательной силы старца. Любовь старца привлекала не только простые сердца богомольцев из народа, с полным доверием относившихся к батюшке. К «хибарке» отца Амвросия устремлялись представители цвета русской интеллигенции, которым дух оптинского старчества открыл богатство и красоту Церкви и православной веры. К старцу Амвросию обращались Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, философ В. С. Соловьев, писатель и философ К. Н. Леонтьев, многие другие.

Детство

Будущий старец родился 23 ноября (6 декабря н. ст.) 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье Михаила Федоровича и Марфы Николаевны Гренковых. Его отец был пономарем, а дед — священником храма Пресвятой Троицы в Большой Липовице. Накануне рождения младенца в доме было много гостей, собравшихся на праздник благоверного великого князя Александра Невского, память которого празднуется 23 ноября. Старец впоследствии шутил: «Как на людях я родился, так все на людях и живу». Родившегося младенца нарекли в честь празднуемого святого Александром.

Воспитывался он в обстановке строгого благочестия. С раннего детства отец брал его в храм на службу, чтению его учили по славянскому букварю, часослову и псалтири. Когда Саша подрос, он стал вместе с отцом петь и читать на клиросе.

В семье Гренковых было восемь детей: четыре сына и четыре дочери, Саша был шестым из них. Он рос бойким, веселым и смышленым мальчиком, но не был, что называется, «образцом послушания» — отличался озорным характером, нередко затевал шалости, за которые ему потом попадало от взрослых. Но эти проделки носили беззлобный характер. Старец часто с юмором вспоминал разные эпизоды из своего детства.

Годы учения

Когда Александру исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учеба давалась ему легко, в 1830 году в числе лучших он закончил училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь он проявил незаурядные способности, его товарищ по семинарии вспоминал: «Тут, бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь, твердишь заданные уроки; он же (Саша Гренков) занимался мало, а придет в класс, станет наставнику отвечать, — точно как по писаному, лучше всех». Соученики любили Александра за его легкий, живой, веселый нрав, он всегда был, что называется, «душой компании».

Отличаясь разнообразными дарованиями и проявляя успехи в науках, юноша, видимо, искал свое назначение в жизни. Например, он вспоминал, как решил однажды писать стихи: «Признаюсь вам: пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать, да так ничего и не написал». Любимыми его предметами, судя по отметкам в аттестате, было изучение Священного Писания, богословских, исторических и словесных наук. В то время у него не было мыслей о монашестве: «В монастырь я не думал никогда идти; впрочем, другие, — я и не знаю почему, — предрекали мне, что я буду в монастыре». Но Промысл Божий незаметно подвигал его на предназначенный путь. На последнем курсе семинарии Александр тяжело заболел, болезнь была опасная. Вот как рассказывал об этом сам старец: «Надежды на выздоровление было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: «Прощай, Божий свет!» И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь». Болезнь прошла, юноша не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. В 1836 году Александр Гренков окончил семинарию, но не стал поступать в Духовную академию и не принял священного сана.

Выбор пути

Некоторое время Александр Михайлович был домашним учителем в помещичьей семье. Тогда он ближе узнал людей, что расширило его жизненный опыт и пригодилось в дальнейшем, когда приходилось разбирать бесчисленные житейские ситуации и давать советы.

7 марта 1838 года Александр Михайлович Гренков был утвержден в должности учителя первого класса Липецкого духовного училища. Наставники жили при училище, в здании, расположенном во дворе. У Александра Михайловича был довольно широкий круг знакомых, он любил музыку и пение, в свободное время вел рассеянную светскую жизнь. Сам старец впоследствии признавался, что подумывал тогда даже поступить на военную службу. В дальнейшем старец так вспоминал об этом времени между окончанием семинарии и поступлением в монастырь: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Бывало, думаешь про себя: ну вот отныне буду молчать, не буду рассеиваться. А тут, глядишь, зазовет кто-нибудь к себе; ну, разумеется, не выдержу и увлекусь разговорами. Но придешь домой, на душе непокойно, и подумаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда — совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости, и опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года».

Стремление к сосредоточенной внутренней жизни со временем становилось всё сильней, не мог забыть он и данный Богу обет. В ночное время, когда все уже спали, молодой человек становился перед Тамбовской иконой Божией Матери — родительским благословением — и долго, незримо и неслышно для людей, обращался к Богородице с молитвой об устроении его жизни. Сослуживцы, заметив эти ночные молитвы, стали насмехаться и подшучивать над усердием своего товарища, но он не обижался, терпел их нападки, уходил на чердак, чтобы скрыться от людей, а потом стал удаляться загород, где никто не мешал ему всем сердцем обращаться к Богу. Однажды, гуляя в лесу вдоль ручья, Александр Михайлович явственно расслышал в его журчании слова: «Хвалите Бога, любите Бога». Этот случай также стал для него знамением, призывающим целиком посвятить себя Богу.

«Иди в Оптину — и будешь опытен»

И все же Александр Михайлович в столь важном деле как выбор жизненного пути решил получить благословение духовно опытного молитвенника. В Тамбовской епархии, в селе Троекурово, проживал известный в то время подвижник Иларион, к нему и решил отправиться за советом Александр Михайлович. Вскоре представился и удобный случай. Закончился учебный год, впереди были каникулы. Два молодых наставника, Александр Михайлович и его друг Павел Степанович Покровский поехали погостить к родителям Павла Степановича в село Сланское Лебедянского уезда, в 30 верстах от Троекурова.

В доме друга Александр Михайлович нашел радушный прием. Немного отдохнув, товарищи решили совершить прогулку в Троекурово пешком. Их с любовью встретил отец Иларион, каждому дав благословение и совет. Александру Михайловичу сказал: «Иди в Оптину Пустынь — и будешь опытен. Можно бы пойти и в Саров, но там уже нет теперь никаких опытных старцев, как прежде» (преподобный Серафим незадолго перед этим скончался). И прибавил знаменательные слова: «Ты там нужен».

Вопрос о принятии монашества был решен, благословение старца не оставляло сомнений. Вернувшись домой, друзья решили еще побывать на богомолье в Троице-Сергиевой лавре, поклониться преподобному Сергию. В лавре, у мощей великого подвижника, Александр Михайлович всей душой предался молитве, он ощутил отеческое благословение преподобного Сергия, «начальника иноков», на подвиг служения Богу в монашеском звании.

Совет старца Илариона и молитва к преподобному Сергию окончательно укрепили Александра в намерении оставить мир. Но ведь надо было еще разрешить ряд житейских вопросов. Начался учебный год, трудно было предположить, что начальство отпустит наставника в такое время. Жизнь потекла своим чередом, и тут будущий подвижник убедился, как цепко удерживает мир даже тех, кто всей душой стремится расстаться с ним. Снова начались заботы службы, повседневная суета… После одного вечера, проведенного в гостях, в праздных разговорах, он почувствовал, что больше не может вести такую жизнь. Наутро он в последний раз пришел в училище, сообщил Покровскому о намерении уехать в Оптину и просил никому не сообщать об этом. Никакие возражения и уговоры не подействовали. Опасаясь, что родные и знакомые могут поколебать его решимость, Александр уехал в Оптину тайно от всех, не испросив даже разрешения епархиального начальства.

Первый год в монастыре

В воскресенье, 8 октября 1839 года, Александр Михайлович Гренков подъезжал к Оптиной пустыни. Вот уже среди густой зелени показались белые стены, синие со звездами главы и золотые кресты обители. Шла поздняя литургия, когда он прибыл на место.

Александр Михайлович сразу поспешил в церковь, а после литургии — к старцу Леониду, чтобы получить разрешение остаться в монастыре. Старец благословил его жить первое время в гостинице. Затем он отправился к игумену отцу Моисею, получил его благословение и стал устраиваться на новом месте. Ему отвели небольшую комнату во флигеле во дворе монастыря, у ворот.

Так началась совершенно новая жизнь. Молодой насельник исправно посещал богослужения, ежедневно бывал у отца Леонида, присматривался к обращению старца с народом, слушал его наставления. В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, хотя еще не был официально зачислен в братию.

Между тем его местопребывание стало известно смотрителю Липецкого духовного училища. Тогда Александр Михайлович, по совету старцев Леонида и Макария, написал смотрителю извинительное письмо за самовольный уход из училища и в то же время подал Тамбовскому епископу Арсению прошение о разрешении ему принять монашество в Оптиной Пустыни. Вспоминая об этом времени, старец рассказывал впоследствии: «Приехал я в Оптину и думал пожить еще так, не поступая в монастырь, а сам послал просьбу Тамбовскому преосвященному Арсению об увольнении. Он сделал запрос архимандриту Моисею: примут ли меня? Архимандрит приходит ко мне и спрашивает: «Желаете ли приуказиться?» Я говорю: «Нет, мне бы хотелось еще так пожить». — «А так, — говорит, — нельзя». Преосвященный Арсений не хотел давать мне увольнения, не узнав прежде наверно, остаюсь ли я в монастыре. Так и приуказили меня еще в мирском платье». И вновь нерешительность Александра была промыслительно преодолена силой внешних обстоятельств.

В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря. Работал в монастырской пекарне, варил дрожжи, пек просфоры, хлеб. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом. В ноябре 1840 года послушника Александра перевели в Предтеченский скит, где он прожил около пятидесяти лет.

В Иоанно-Предтеченском скиту

Переход в Предтеченский скит совершился по благословению старцев Леонида и Макария, которые сочли, что молодому послушнику полезно будет жить в более безмолвном месте.

Послушник Александр год пробыл помощником повара на кухне, а потом был назначен главным поваром скита. Он продолжал посещать старца Леонида в монастыре, рядом был и старец Макарий, к нему Александр часто обращался за советом по разным вопросам.

В скиту царила благодатная для новоначального инока обстановка: уклад жизни, общение с братией, уставные строгие богослужения, посещение старцев — всё способствовало самоуглублению, сосредоточенности — постепенному переустройству души на новый лад.

Старец Леонид особенно любил молодого послушника, выделял его среди остальных, ласково называя Сашей. Но из воспитательных побуждений нередко испытывал на людях его смирение: делал вид, что сердится на него, даже дал ему прозвище «химера» (так в народе называют пустоцвет на огурцах).

Как-то старец при всех в гневе обрушился на послушника Александра и даже выгнал его из кельи, но оставшимся посетителям, в недоумении наблюдавшим эту сцену, сказал: «Великий будет человек». Даже в шутках, которыми отец Леонид часто прикрывал свою прозорливость, он предрекал Александру большую будущность. Однажды старец со смехом надел ему на голову шапку с головы монахини, стоявшей среди посетителей, возможно, этим он предсказал предстоящие заботы отца Амвросия об устроении женских обителей.

В 1841 году, предчувствуя близкую смерть, старец Леонид призвал отца Макария и сказал ему о послушнике Александре: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». Отец Макарий исполнил волю старца.

После смерти старца Леонида брат Александр стал келейником отца Макария и исполнял это послушание около четырех лет. В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского, память этого святого совершается 7/20 декабря). В 1843 году последовало рукоположение в иеродиаконы, а через три года — в иеромонахи.

Поступивший в 1844 году в Оптину Пустынь игумен Феодосий вспоминал с каким великим благоговением служил всегда отец Амвросий. Позже старец Амвросий говорил одному иеродиакону, тяготившемуся отправлением череды священнослужения: «Брат! Не понимаешь дела. Ведь жизни причащаешься!»

«Сила Божия в немощи совершается»

Здоровье отца Амвросия со временем сильно пошатнулось. Когда он ездил на иерейскую хиротонию в Калугу, то простудился и долго болел, получив осложнение на внутренние органы. С тех пор он уже не мог по-настоящему поправиться от болезней. Но подвижник никогда не унывал и признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. «Монаху полезно болеть», — любил повторять старец Амвросий. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

В начале сентября 1846 года отец Амвросий вновь заболел и так серьезно, что уже не надеялись на выздоровление и он был келейно пострижен в схиму с сохранением имени Амвросия. Эта тяжелая болезнь продолжалась более года и имела очень большое значение для внутренней духовной жизни отца Амвросия. Чувствуя крайнюю слабость и потеряв надежду на улучшение здоровья, он в декабре 1847 года подал прошение об оставлении его в обители за штатом. На основании заключения уездного врача Калужское епархиальное начальство признало иеромонаха Амвросия неспособным ни к каким монастырским послушаниям и постановило исключить его из штата братии Оптиной Пустыни, оставив его на пропитании и призрении обители. В это время отцу Амвросию было всего только 36 лет.

Таким образом, несмотря на молодые годы, земная деятельность отца Амвросия, по обычным человеческим представлениям, казалась уже совершенно закончившейся. Он должен был доживать свой век инвалидом, на иждивении обители, по болезни не мог даже совершать богослужений. Но как и первый зов Божий был явлен ему через болезнь, так и призыв к подвигу старчества был дан в состоянии полной физической немощи. В духовном становлении старца Амвросия исполнялись слова Господа: «Аминь, аминь глаголю вам, аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин. 12, 24).

Через некоторое время, неожиданно для всех, больной начал потихоньку поправляться и даже выходить на улицу для прогулок. Батюшка вспоминал, как он в первый раз вышел на воздух летом 1848 года: «В летний ясный тихий день вышел я впервые из келлии и побрел, опираясь на палку, едва передвигая ноги, по дорожке за сажелкой. (Это самая уединенная дорожка внутри скита, вдоль восточной стены.) Первым навстречу мне попался игумен Варлаам (бывший Валаамский настоятель). «Ну, что, — спрашивает, — поправляешься?» — «Да, вот, —отвечаю, — слава Милосердому Богу, оставил на покаяние». Отец игумен остановился и, глядя на меня, начал говорить смиряющим тоном: «А что ж ты думаешь, — лучше что ли будешь? Нет, не будешь лучше: хуже, хуже будешь». Вот теперь и сам вижу, что стал хуже».

В дальнейшем приступы болезни неоднократно повторялись, иногда угрожая жизни подвижника. Это положение сильнее аскетических подвигов способствовало его духовному укреплению, он, можно сказать, привык находиться на грани жизни и смерти, что само по себе освобождает от всяких земных привязанностей, заставляет жить одной надеждой на помощь Божию. Отец Амвросий переносил болезнь без ропота, с благодарностью Господу. Всё это время незримо происходило возрастание в немощном телесно монахе разнообразных духовных дарований.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ О ЛЮБВИ. Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преподобный Макарий Оптинский). Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)… Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (преподобный Амвросий Оптинский). Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение (преподобный Амвросий Оптинский). Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преподобный Никон Оптинский). Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые (преподобный Никон Оптинский). От ласки у людей бывают совсем иные глазки (преподобный Амвросий Оптинский). Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и от Него, и каждый христианин ведь рожден от него в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18—19), смиряйтесь, смиряйтесь. …Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений… (преподобный Антоний Оптинский). Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей (преподобный Никон Оптинский). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где — только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (преподобный Амвросий Оптинский). Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (преподобный Амвросий Оптинский). Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (преподобный Амвросий Оптинский). Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу. (Преподобный Макарий Оптинский).

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», — писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.

Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Два этих «Собрания…» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника.

Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Часть I Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам.

Часть II Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.

Часть III Переписка с мирскими лицами.

Часть I

Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам

1. «Простим вся воскресением»

2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве

3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения

4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении

5. Значение Воскресения Христова. Якоже чада света ходите

6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы

7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему

8. Что препятствует повиноваться правде Божией

9. О кресте и воскресении

10. О власти как послушании Богу

11. Совет об уклонении от разделений

12. О необходимых признаках духовной жизни

13. Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения

14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви

15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник воскресения Христа

16. Об искоренении зависти

17. Чтобы прославиться со Христом, необходимо и пострадать с ним

18. Объяснение кондака рождества Христова

19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней

20. Объяснения псалма 22

21. О зависти

22. Объяснение ирмоса: «Христос раждается…»

23. Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их

24. Объяснение рождественского ирмоса: «таинство странное…»

25. Объяснение пасхального ирмоса: «воскресения день…»

26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене иессеова…»

27. Объяснение слов пасхального канона: «ныне вся исполнишася света…»

28. Объяснение слов: милость и истина сретостеся…

29. Объяснение слов псалма: воскресни, Господи Боже мой…

30. Смысл скорбей

31. Объяснение сретенского ирмоса: «покрыла есть небеса добродетель твоя, Христе…»

32. Объяснение слов: сердцем бо веруется в правду…

33. О грехе осуждения ближних

34. Объяснение слов псалма: благ и прав Господь…

35. Изъяснение слов: несть бо царство Божие брашно и питие!

36. Объяснение слов в первом соборном послании святого апостола Петра о страхе Божием

37. Объяснение слов псалма: Бог… Наш на небеси…

38. Объяснение слов псалма: наказуя наказа мя Господь…

39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголют премудрость…

40. Объяснение слов псалма: еда забудет ущедрити Бог…

41. Объяснение слов Давида: благости и наказанию и разуму научи мя…

Письма к отдельным лицам

42. Необходимо достигать христианской мудрости

43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа

44. Благочестно живущие должны терпеть скорби

45. Более всего надо достигать любви христианской

46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших

47. Молитва против помыслов немощных

48. Должно мужественно бороться с душевными недугами

49. Бодрость — от единения с Господом, уныние — от тщеславия

50. Уныние от диавола

51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!

52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния

53. Искус полезен

54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение — три ступени к смирению

55. Кратчайший путь ко Христу — носить тяготы друг друга

56. Главные препятствия к усвоению святости

57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека»

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

59. Духовное возрождение начинается с освобождения от страстей

60. Чадцами Христовыми именуются те, в коих еще не «вообразился Христос»

61. О сожительнице. Об игуменстве… Над собою

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

63. Гордый ученик должен искать старца строгого. За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно

64. Полезно сидеть в келье

65. Нужно держаться среднего пути спасения

66. Самочинное подвижничество опасно

67. Одни правила и посты, без соблюдения заповедей, не спасут

68. Неразумное пристрастие приносит много зла

69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно

70. Положим начало исправлению

71. Не должно вступаться не в свои дела

72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения

73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины

74. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним

75. Не должно отказываться от монашества

76. Должно идти средним путем

77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине

78. Нужно вырывать корень зла -самость

79. Не должно усложнять путь монашеский

80. Самообман в заботе о ближнем

81. Жить вместе и жить врозь

82. Сознание немощи — начало исправления

83. Нужно учиться самоукорению

84. Не должно препятствовать спасению ближнего

85. Скорби научают терпению и терпением достигается спасение

86. Наставление об отношении к старцу

87. О непрерывности четочного правила

88. Течение благочестивой жизни — в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой

89. Избегай начальствования

90. Советы об устройстве кельи

91. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрой

92. Не следует спешить разделяться с сестрою

93. О радости возвращения к совместной жизни

94. Умеренному деланию цены нет

95. Об искушении на молитве

96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей

97. Божие должно вперед ставить

98. О необходимости держаться постоянства

99. О том как писать письма старцу

100. Должно молить Бога об укреплении веры

101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца

102. Пострижение — великий дар Божий

103. О славолюбии как причине неверия

104. Нужно учиться различать козни вражии

105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости

106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды

107. Забота о келье

108. Вся испытующе, добрая держите

109. Наставление о кротости

110. Наставление перед великим постом

111. Цель переписки — польза душевная, а не одно утешение

112. Более всего должно держаться страха Божия

113. О кончине матери М. и о болезни отца Макария

114. Под впечатлением кончины отца Макария

115. Наставление монашествующим

116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем

117. О скорбях по принятии монашества

118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи

119. Наставление о значении схимы

120. О чтении писем святителя Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (к монаху)

121. О словах святого Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (к монахине)

122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности

123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо

124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности

125. Об исполнении воли старца отца Макария

126. О преждевременном стремлении к безмолвию

127. Не покойного пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией

128. Совет монахине, желавшей от уныния заняться переводом исторических статей

129. О нерасчетливости оставляющих путь в царство Божие

130. Не должно ревновать не по разуму

131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам

132. Царство Божие кое-как не приобретается

133. Болезнь надо переносить терпеливо

134. Вразумление немирным сестрам

135. Совет относительно устройства училища при монастыре

136. О покорности духовной матери

137. Прелесть — от скрытности и самочиния

138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи

139. Увещание гордым и самолюбивым

140. Мнение старца о награждении наперсным крестом. О переводе книги святого Феодора Студита

141. Об оптинских изданиях и напевах

142. Учить других легко, а самому исполнять трудно

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

144. О том же

145. Новопосвященной игумении

146. Игумений наставление: быть милостивой и снисходить к немощам человеческим

147. Наставление: терпеливо переносить неустройство в обители

148. О семи таинствах церковных

149. Совет: не оставлять настоятельства ради уединения

150. Не живи как хочешь, а как Бог приведет

151. Неудачи надо терпеть с радостью

152. Доброе намерение в добро вменяется

153. Огорчения надо принимать благодушно

154. Совет относительно плана корпуса для сестер

155. С терпением надо нести скорби

156. Надо нести крест свой — управление обителью

157. Наставление тщеславным и гордым. О гусях и утках

158. Беседа о слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цветах

159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках

160. Многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие

161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях

162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных

163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа

164. Послушание паче жертвы

165. Толкуньи просят прощение

166. О послушнике с: не должно бежать от служения ближним

167. Приветствие с новым годом

168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют

169. За суетой житейской не с чем предстать на суд Божий

170. Перед наступлением четыредесятницы

171. Смерть — благой конец страждущих

172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса

173. Об утверждении общины, и о том, что скорби надо переносить терпеливо

174. Искушения неприятны, но полезны

175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом

176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства

177. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах

178. Приветствие с пятидесятницей. Случай с монахом, переставшим приобщаться святых таин

179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами спасителя: «аще кто хочет судитися»

180. Не унывать в скорби и не забывать о пище

181. Утешение в скорби

182. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их

183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в фарсис, а попал во чрево китово

184. Должно помнить слова: вся же хотящий благочестно жити… Гоними будут

185. Приветствие с новым годом

186. Наставление пословицами

187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве

188. О смерти монахини ладыженской и о своих заботах

189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию

190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя

191. Больному монаху подлечиваться можно

192. Сила царствия Божия в христианском терпении

193. О неохоте пострига в мантию

194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству

195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением

196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах

197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем

198. Хотя и трудно, да жить надо

199. Не должно неразсудно предаваться печали

200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных

201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой

202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.

203. Господь крепость людем своим даст

204. Перед наступлением великого поста

205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих

206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой

207. Молитва Иисусова более келейного правила

208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель

209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути

210. О мудрости змеиной и кротости голубиной

211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами

212. И в новом году дожны быть новые скорби

213. В скорбях должно полагаться на волю Божию

214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию

215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых

216. Без терпения нельзя успокоиться

217. Самооправдание — общая немощь

218. Печаль — тягчайшее из искушений

219. Вооружайся терпением

220. Напоминанием о смерти отца к. Внушается быть в мирном настроении

221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «цветник»

222. Устроение нашей жизни в руках Божиих

223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть

224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца

225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана

226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного Марка Подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением

227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может

228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией

229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью

230. Бог не попустит, свинья не съест

231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется

232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их

233. В скорби от врагов — читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби — псалом 101-й

234. Еще о чтении псалмов в напастях

235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками

236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы

237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой

238. О молитве за врагов

Преподобный Амвросий был одним из самых известных в сонме чудотворцев Оптинских. Мудрый наставник, утешитель и молитвенник ознаменовал великий венец Оптинского старчества. К его убогой келии стекалось множество православного люда за богомудрым советом, наставлением, утешением, исцелением телесных и душевных недугов.

В чем помогает икона

В наследство христианам оставлена икона преподобному Амвросию Оптинскому и духовное наследие в виде наставлений для монашествующих и мирян.

Преподобный Амвросий Оптинский

В них содержатся важные строки, укрепляющие веру в Творца Неба и Земли, возвращающие веру во спасение и жизнь вечную.

Читайте о старце:

  • Мощи преподобного
  • Молитвы ко святому
  • Житие святого преподобного Амвросия Оптинского

Амвросию Оптинскому молятся:

  • об исцелении в болезнях;
  • в различных житейских и бытовых нуждах;
  • о добром нраве и христианском воспитании отроков и отроковиц;
  • об укреплении в вере православной русского народа.

Важно! Память великому Оптинскому старцу совершается ежегодно 10/23 октября.

Мощи русского святителя покоятся в Введенском соборе Оптиной Пустыни. Для поклонения и прославления святого, с просьбами, нуждами и для ощущения благодати, к святой раке съезжается множество народа со всего мира.

О других обителях России:

  • Ферапонтов Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области
  • Дивногорский Успенский мужской монастырь в Воронежской области
  • Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области

История служения

Будущий Святитель появился на Свет Божий в семействе православного священника, поэтому с детства отец с матерью воспитывали мальчика в соответствии с церковными канонами и правилами.

Родители с малых лет привили сыну любовь к Богу, а позже он получил достойное образование, благодаря чему смог получить работу учителя в семье одного из богатых помещиков. Но внезапно обострившийся тяжелый недуг изменил его жизнь и заставил переосмыслить ее.

Будущий священнослужитель принял решение стать иноком.

Амвросий Оптинский

Служение началось в Оптиной Пустыни. Амвросию из-за прогрессирующей болезни очень тяжело давалось совершение церковных Таинств и служение Литургии, но он никогда не показывал болезненную слабость своему окружению.

Болезнь не сломила его дух, клирик оставался позитивным и преданным Богу, принимал активное участие в создании книг, помогал семинаристам, строил больницы, обустраивал приюты и школы, светился от счастья быть нужным людям.

У него было очень много друзей, как простых мирян, так и писателей, выдающихся деятелей его эпохи.

В последний год жизни, когда силы стали покидать больное тело, святой молился в уединении и старался поскорей закончить дела по обустройству Шамординского монастыря.

Вскоре в Шамордино его святая душа отошла ко Господу. Но старец завещал упокоить тело в родной Оптиной пустыни, что и было исполнено.

Посмотрите видео о житии Амвросия Оптинского.

Источник: Сайт Оптиной пустыни

23 октября православная Церковь празднует день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Преподобный старец оставил после себя множество наставлений. Собранные изречения – это «звуки его речи», дошедшие до нас. Каждый из нас, вслушиваясь в них, непременно найдет что-то важное для себя, полезное на пути спасения. Предлагаем вашему вниманию подборку наставлений преподобного Амвросия Оптинского

Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.

Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.

Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.

Страх Божий есть начало очищения совести.

О семейной жизни

Тогда только жизнь будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям….

Семейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.

Советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей совестью.

Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств и будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить.

Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага.

Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.

Развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь…

Фотография Амвросия Оптинского. 1870-е годы

Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься. <…> Лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы Своих угодников, отвратил его от пути погибельного и возвратил на путь трезвой воздержанной жизни.

Молитва за близких должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.

Избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это.

О воспитании детей

Что благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

Крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо.

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще… не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (Мф. 18: 3). А святой апостол Павел протолковал это так: Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте (1 Кор. 14: 20).

Икона с изображением Амвросия Оптинского

О покаянии

Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное.

Всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести какую-либо рану или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе души иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь…

О спасении

Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.

О лени и унынии

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.

Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.

Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Преподобный Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)

О понятии “свой крест”

Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.

О смирении

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Тщеславие и гордость – одно и тоже. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость.