Апостолы Петр и Павел художник

Апостолы Петр и Павел. Источник: art.goldsoch.info

Название Апостолы Петр и Павел
Страна, художник Эль Греко, Испания
Год Между 1587-1592
Жанр Живопись
Местонахождения Эрмитаж, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Картину Апостолы Петр и Павел написал между 1587 и 1592 годом не мало известный в своё время художник, скульптор и архитектор Эль Греко. Картина написана в стиле живопись.

Сюжет картины

Сравнение в творчестве Петра и Павла представляло особый интерес для художника. Согласно Писанию, Павел принудительно преследовал последователей этой веры до принятия христианства, но после общения с ним стал фанатичным сторонником этой веры. Напротив, апостол Петр, один из ближайших учеников Христа, не отличался упорством и стойкостью.

Иногда он колебался, предавал христианство, но после покаяния он снова возвращался к нему.

На картине Эль Греко, Павел занимает центральное место. Он представлен во время проповеди, положив руку на книгу. Его характер подчеркивается не только фронтальной планировкой, но и цветами. Темно-красное пальто святого с тяжелыми, широко сложенными складками — основной цветовой акцент.

Голова апостола прекрасно написана: очертания были четко и энергично очерчены, объемы черепа, скул и носа четко проработаны. Темные, горящие глаза делают лицо особенно выразительным. Павел интерпретируется сильным и уверенным человеком.

Рядом с ним Питер выглядит слабым и беспомощным. Серая, старческая голова склонилась, на его лице была просьба о прощении.

Апостолы Эль Греко далеки от канонических изображений святых, принятых официальной церковью. Они написаны в широкой, свободной, темпераментной манере, необычной для Испании в 16-м веке и поэтому казались особенно наглыми. Когда вы смотрите на эту работу, становится понятно, почему испанский король отверг талантливого мастера: изображенные им святые не вызывали желания молиться.

Эль Греко El Greco  (1541-1614)

Эль Греко. Малоизвестная история известного художника.

Отрывочные, словно вырванные из круговорота событий, факты биографии Эль Греко скудны и немногочисленны. И даже спустя четыре века после его жизни многие из них подлежат сомнению, чего не скажешь о работах великого художника – нетленных полотнах, полных глубокой искренности и непонятного многим мировосприятия.

Рождение и юность

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру как Эль Греко, появился на свет предположительно в 1541 году. Точная дата его рождения не известна. Указанный год положил начало его биографии лишь на том основании, что по воспоминаниям современников в 1601 году уже состоявшийся художник собрал в своем доме близких друзей, чтобы отпраздновать юбилей – 60 лет.

Местом его рождения считается Ираклион – один из греческих городов на острове Крит, который в ту эпоху принадлежал Венецианской республике. О родителях Доменикоса Теотокопулоса практически не сохранилось данных. Известно только, что они были людьми небедными, так как отец будущего художника числился сборщиком податей. Благодаря этому мальчик получил хорошее начальное образование и даже имел возможность брать уроки иконописи.

Первое упоминание о личности Доменикоса относиться к июню 1566 года, когда официальные документы говорят о нём, как о мастере-художнике. Примерно этим же периодом датируются и ранние работы гения. Полные неоспоримого влияния традиций греческой иконографии, они заявляют о тонком мировосприятии художника и самобытной манере его техники.

1567 год ознаменовался для юноши переездом в Венецию и началом обучения у метра Тициана. После чего калейдоскоп жизни художника стал вращаться стремительно быстро и принес путешествие в Рим, в Парму, а так же знакомство с Корреджо и Микеланджело.

Зрелость

Ненадолго задержавшись в Италии, Эль Греко направляется в Испанию, где в 1576 году поступает на официальную службу к королю. Однако «официальная работа» не приносит художнику ожидаемого простора для творчества. Причиной тому стал оригинальный для того времени стиль мастера и его независимый нрав. И в скором времени его имя уже связывают с испанским городком Толедо, куда он прибыл в 1577 году, что стало удачным поворотом в его биографии.

Толедо стал для мастера последним пунктом на карте его путешествий. Здесь к нему приходит заслуженное признание и многочисленные заказы на оформлении алтарей и написание копий с них для частных коллекций.

Всегда обладая острым умом и каким-то врождённым аристократизмом, Эль Греко наконец-то дышит полной грудью и позволяет себе жить по-настоящему. Он арендует помещения дворца местного маркиза и сам назначает цены за свои полотна.

В этот же период судьба сводит художника с испанкой Иеронимой де лас Куэвас, которая в 1578 году подарила ему единственного сына и наследника.

Но и этот период жизни мастера не был столь радужным, как могло показаться обывателям. Причиной тому все тот же независимый нрав Эль Греко и самобытная манера написания полотен, с которой официальная церковь зачастую была не согласна. Но, несмотря на это, период с 1597 по 1607 года можно назвать самым плодотворным во всех сферах жизни художника, а слава о нём распространилась далеко за пределы провинциального Толедо.

Именно известность, по мнению многих, и стала причиной краха творчества гения. Прознав про его талант, мастера просто засыпали предложениями о работе. А вслед за ними стали появляться судебные разбирательства на предмет несоответствия сложившимся традициям живописи. Официальная церковь не хотела замечать и признавать новаторства Эль Греко и упорно отстаивала свои ортодоксальные взгляды.

Закат…

Не имея себе предшественников и последователей, гений продолжал творить до последнего вздоха. И с каждым разом его полотна становились все загадочнее, одухотвореннее и невесомее, несмотря на то, что о себе уже давало знать пошатнувшееся здоровье и финансовые трудности.

Бедность настигла Эль Греко в 1611 году, а вслед за нею в дом постучалась и смерть – в 1614 году, 7 апреля, художник умер…

Согласно завещанию его тело было захоронено в церкви Святого Доминго эль Ангигуо. Однако уход из жизни не избавил его от претензий официального клира, который потребовал от Хорхе Мануэля – сына мастера – перезахоронить Эль Греко.

Ставшее новым, последнее пристанище гения, монастырь Сан-Торквато был разрушен в XIX веке, что навсегда похоронило останки мастера в истории…

Анна Комарова

Апостолы Петр и Павел

Живопись позднего возрождения и маньеризма
Картина испанского живописца Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Размер картины 122 х 105 см, холст, масло. Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось в его изображениях учеников Христа. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. Смугло-бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, оттененные цветами плащей – оливково-золотистого у Петра и темно-красного, отливающего розово-оранжевым у Павла. Руки апостолов образуют своеобразный узор, и, хотя жесты их не связаны между собой, так же как и разобщены их взгляды, оба апостола объединены общим внутренним переживанием. Многих евангельских персонажей у Эль Греко сближает не только единство настроения, но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально-психологических оттенков. Что касается портретов апостолов эрмитажной картины, то в них наряду с тонкой дифференциацией образов художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной красоты.

Представлено 255 экспонатов из коллекции Государственного Эрмитажа – самого значительного собрания испанской живописи за пределами Пиренейского полуострова. Произведения XVI-начала XX столетия – живопись и графика, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства позволяют рассмотреть испанское искусство во всем его многообразии. Выставка носит ретроспективный характер. Впервые искусство Испании в таком масштабном объеме представлено на берегах Амстела.

Центром развития испанского искусства во второй половине XVI века был королевский двор. Король Филипп II, перенесший столицу Испании из Толедо в Мадрид и начавший строительство Эскориала – монументального комплекса, своей главной резиденции, приглашал выдающихся мастеров своей страны и иностранных художников.

В начале своего творческого пути для Эскориала создавал свои произведения Франсиско Рибальта (1565-1628) – родоначальник испанской реалистической живописи XVII века. В составе экспозиции его произведения «Мученичество Св. Екатерины» (ок.1600 г.) и «Пригвождение к кресту» (1582) — одна из самых ранних работ, которые редко встречаются в музеях других стран.

Выдающийся испанский художник Алонсо Санчес Коэльо (1531/32-1588) – основоположник парадного портрета, яркого явления в испанском искусстве XVI- начала XVII столетия представлен «Портретом инфанты Каталины Микаэлы Австрийской» (1582-1585), дочери короля Филиппа II.

В Толедо в XVI-начале XVII веков создавал свои шедевры один из самых «испанских» художников по духу своего творчества – Доменикос Теотокопулос (1541-1614) – уроженец острова Крит, получивший в Испании имя Эль Греко. Традиции византийского искусства, усвоенные им в детстве, обучение в Италии, влияние таких мастеров, как Тициан, Тинторетто, создало неповторимое своеобразие его искусства. Но именно нахождение в Испании, в Толедо, – городе духовной и светской знати, оппозиционной двору, сформировало мятежное искусство художника. На выставке представлена картина «Апостолы Петр и Павел» (между 1587 и 1592), полотно, созданное в зрелый период творчества Эль Греко.

Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо – мастера трех главных школ XVII столетия: Валенсии, Севильи, Мадрида прославили испанское искусство золотого века.

Творчество Хосе де Риберы (1591-1652) открывает золотые страницы испанского искусства XVII столетия. Родом из Валенсии Хосе де Рибера провел почти всю жизнь сначала в Риме, а затем в Неаполе, входившем тогда во владение Испании. Он занимал должность придворного живописца вице-королей Неаполя. Испанцы гордились Риберой как первым национальным художником, получившим признание за пределами своей страны. Среди демонстрируемых произведений ранняя работа художника «Святой Иероним и ангел» (1626).

Севилья подарила миру одного из самых значительных художников XVII века Диего Веласкеса (1599-1660). Художник представлен на выставке двумя картинами. «Мужская голова в профиль» (ок.1616) – фрагмент «бодегонес» (картина на сюжет застолья) характеризует раннее творчество Веласкеса. Уже на этом этапе живописец осваивает новую манеру — выявление объемов с помощью эффектов светотени. Другая работа – «Портрет графа герцога де Оливареса» (ок 1638 г.) выполнена Веласкесом после переезда художника в Мадрид. Став главным художником короля Филиппа IV, Веласкес писал портреты монарха и его окружения. Все эти портреты имели поразительное свойство – в рамках нормативной живописи рождались правдивые образы, так, в Эрмитажном портрете Веласкес запечатлел исключительную незаурядность и противоречивость характера Оливареса.

С Севильей, колоритным и многоликим городом, связано творчество Франсиско де Сурбарана (1598-1664). Здесь процветали литература, музыка, театр. В 1628 году Сурбаран был приглашен на должность главного художника Севильи. На выставке представлена картина «Сан Фернандо», созданная в 1630-1634 годах.

Хранящиеся в Эрмитаже произведения блестящего представителя золотого века испанской живописи Бартоломе Эстебана Мурильо (1617-1682) охватывают разные жанры и все периоды его творчества. Они составляют одну из лучших коллекций его произведений. Среди представленных работ — шедевр кисти Мурильо из коллекции Эрмитажа, написанный на один из самых любимых сюжетов художника – «Непорочное зачатие» (ок.1680), поступивший из собрания Р. Уолпола.

Наряду с известными именами в состав экспозиции вошли работы мастеров и менее знакомых широкому зрителю. Среди них: Педро ди Мойя, Хуан де ла Корте, Антонио Переда, Игнасио де Ириарте и другие.

Выдающимся представителем испанской живописи XVIII столетия является Франсиско Гойя (1746-1828). «Портрет актрисы Антонии Сарате» (ок. 1811) относится к числу камерных изображений близкого художнику кругу людей, в котором было немало театральных деятелей. Лучшие традиции испанского искусства рубежа XVIII- XIX веков воплотились в эстампах и рисунках Франсиско Гойи. Большой раздел экспозиции — это графические произведения мастера, представляющие разные грани уникального таланта Гойи-рисовальщика. Демонстрируются листы из серий «Капричос» («Причуды»), «Бедствия войны», «Тавромахия».

Об искусстве XIX-начала XX века рассказывают произведения разнообразных жанров. Здесь представлены известные работы такого выдающего художника, как Пабло Пикассо (1881-1973), среди которых рисунок «Мальчик с собакой» (1905).

С XV по XVII век Испания входила в число самых крупных держав Европы — производителей как военного, так и охотничьего оружия, которому были присущи высокие боевые качества, разнообразие типов, богатство художественного оформления. Оружейное искусство Испании – это яркое и самобытное явление в национальной культуре этой страны. На выставке демонстрируются великолепные образцы оружия из коллекции Арсенала Государственного Эрмитажа.

Дополняют экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства XIV-XIX веков: изделия из бронзы и серебра, резная кость, керамика, расписанная металлическим люстром, стекло.

Комиссар выставки — М.О. Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Кураторы: С.К. Савватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Е.А. Анисимова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства, Н.Б. Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Ю.Г. Ефимов, заведующий сектором оружия Отдела «Арсенал».