Архиепископ амвросий ректор

Ректор

епископ Звенигородский Питирим

Ректор Московской духовной академии назначается на должность указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви. Ректор осуществляет руководство Московской духовной академией в соответствии с академическим Уставом, при посредстве заместителей (проректоров), утверждаемых в должности Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Ректором утверждается внутренний распорядок и регламент работы, полномочия структурных подразделений и должностные обязанности работников Московской духовной академии, Регентской и Иконописной школ, а также, в пределах своей компетенции, издаются приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения работниками Московской духовной академии, Регентской и Иконописной школ.

  • Дата епископской хиротонии — 1 августа 2012 года
  • Дата иерейской хиротонии — 12 марта 2006 года
  • Дата диаконской хиротонии — 11 сентября 2005 года
  • Дата пострига — 22 апреля 2005 года
  • Дата рождения — 7 июня 1967 года
  • Тезоименитство — 1 сентября

Образование

  • Московский областной педагогический университет (1991 год)
  • Московская духовная семинария (2004 год)
  • Московская духовная академия (2007 год)

Награды

Церковные:

  • 2017 год — орден преподобного Серафима Саровского III степени

Биография

Епископ Звенигородский Питирим (в миру Константин Викторович Творогов) родился 7 июня 1967 года в городе Загорск (Сергиев Посад) Московской области в семье служащих. Крещен в младенчестве.

В 1984 году окончил Загорскую среднюю школу № 11 и поступил в Московский областной педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После первого курса института был призван в ряды Вооруженных сил. Службу проходил в Монголии.

В 1991 году закончил Московский областной педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Работал учителем русского языка и литературы в старших классах Сергиево-Посадской средней школы № 19, а также работал в коммерческих организациях.

В 1997 году работал алтарником и чтецом в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. С ноября 1999 года по июнь 2000 года был трудником в Троицком монастыре святых. праотец в Хевроне.

В 2000 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. По окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию. Будучи послушником при академии, в течение трех лет нес послушание в тюремном отделе, отвечая на письма заключенных, собирая им посылки и посещая тюрьмы.

22 апреля 2005 года пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима, епископа Великопермского.

11 сентября 2005 года рукоположен во диакона, 12 марта 2006 года — во иерея. В течение шести лет по воскресным и праздничным дням служил Литургию в Покровском академическом храме, а также нес послушание в приходском храме, приписанном к Покровскому Хотькову женскому монастырю в деревне Каменки Сергиево-Посадского района Московской области.

В 2007 г. окончил Московскую духовную академию.

С 2005 года нес послушание референта ректора Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения. С 2008 года преподавал гомилетику в МДА. В 2009/2010 учебном году преподавал в МДА русский язык для иностранцев. С 2011 года преподавал гомилетику в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 23 января 2012 года определен в состав коллегии Издательского Совета Русской Православной Церкви по рецензированию и экспертной оценке на 2012-2013 годы.

Принимал активное участие в работе миссионерского отдела Московской духовной академии. Выступал с докладами на Рождественских чтениях и на Всемирном русском народном соборе. Участвовал в организации студенческих конференций в рамках проекта Издательского Совета Русской Православной Церкви по изданию Полного собрания творений свт. Феофана Затворника.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 года (журнал № 66) избран епископом Душанбинским и Таджикистанским.

29 июля 2012 года управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 31 июля 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 1 августа за Божественной литургией в Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 года (журнал № 104) назначен ректором Московской духовной академии с освобождением от управления Душанбинской епархией. Определено быть епископом Звенигородским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Начальник великого старца Амвросия

Ко дню рождения оптинского старца Анатолия (Старшего)

Прп. Амвросий (Гренков)
1812–1891
Прп. Анатолий (Зерцалов)
6 апреля 1824–1894

Александр Михайлович Гренков, будущий старец Амвросий, с детства никогда не помышлял о монашестве. Веселого нрава, очень словоохотливый, легко сходящийся с людьми, он всегда был душой любой компании. Учеба ему давалась легко. В числе лучших Александр окончил духовное училище и поступил в Тамбовскую семинарию. На последнем курсе он тяжело заболел и, понимая, что может умереть, дал клятву Богу, если выздоровеет, уйти в монастырь. Болезнь отступила, но молодой человек несколько лет никак не мог перейти к исполнению обета. Даже прибыв в Оптину в октябре 1839 года, он еще колебался в выборе пути.

В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря, а в ноябре переведен в Предтеченский скит. Некоторое время он был келейником старца Льва. Старец особенно любил и выделял молодого послушника, но из воспитательных побуждений нередко испытывал на людях его смирение, делал вид, что сердится; даже дал ему прозвище «химера». Как-то старец, изображая гнев, обрушился на Александра и выгнал его из кельи, но оставшимся посетителям, в недоумении наблюдавшим эту сцену, сказал: «Великий будет человек». Даже в шутках, которыми отец Лев часто прикрывал свою прозорливость, он предрекал Александру большую будущность. Однажды старец со смехом надел ему на голову шапку с головы монахини, стоявшей среди посетителей, предрекая предстоящие заботы отца Амвросия об устроении женских обителей. В 1841 году, предчувствуя близкую смерть, старец Лев передал послушника Александра под духовное руководство старца Макария.

Около четырех лет после смерти старца Льва Александр был келейником отца Макария. В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского). В 1843 году последовало рукоположение в иеродиаконы, а через три года – в иеромонахи. Тогда же здоровье отца Амвросия пошатнулось. Сильная простуда перешла в хроническое заболевание. В начале сентября 1846 года болезнь обострилась так, что уже не было надежды на выздоровление, и иеромонах Амвросий был келейно пострижен в схиму с сохранением имени. В декабре 1847 года он подал прошение об оставлении его в обители за штатом. На основании заключения уездного врача Калужское епархиальное начальство признало иеромонаха Амвросия неспособным ни к каким монастырским послушаниям и постановило исключить его из штата братии Оптиной пустыни. Таким образом, несмотря на молодые годы, а отцу Амвросию было всего 36 лет, его земная жизнь по обычным человеческим меркам уже завершилась. Он, по болезни неспособный даже совершать богослужений, должен был доживать свой век инвалидом на иждивении обители. Через некоторое время неожиданно для всех больной начал потихоньку поправляться и даже выходить на улицу для прогулок. В дальнейшем приступы болезни неоднократно повторялись, иногда угрожая жизни подвижника. Но это положение сильнее аскетических подвигов способствовало его духовному росту. Он привык находиться на грани жизни и смерти, уповая лишь на одного Бога. И как первый зов Божий был явлен ему через болезнь, так и призыв к подвигу старчества был дан в состоянии полной физической немощи.

Отец Амвросий получил благословение на духовное окормление братии в очень молодом по монастырским меркам возрасте – ему не было и 40 лет, но таково было доверие к нему старца Макария, видевшего его редкие духовные дарования. Старец благословил своих духовных чад обращаться к отцу Амвросию по различным вопросам, готовя в его лице себе преемника. Видя его беседующим с ними, старец шутливо говорил: «Посмотрите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает!» Когда преподобный Макарий скончался, отец Амвросий стал на его место, но он не сразу был признан братией преемником старца. Формально это произошло после назначения настоятелем Оптиной пустыни отца Исаакия (Антимонова), а скитоначальником – преподобного Илариона (Пономарева).

Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из которого рождалась удивительная любовь, не разбиравшая «плохих» и «хороших». Светлое, мирное, радостное настроение не оставляло его даже в минуты тяжелых физических страданий. Он утешал малодушных, подбирал соответствующие ситуации пословицы, а бывало, и формулировал очередной совет «в рифму». Вспоминают, что старец нередко заставлял кого-нибудь из посетителей прочитать подходящую для обсуждаемого случая басню Крылова, которого очень любил. Его «Басни» всегда стояли на полке старца среди святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы.

Отец Амвросий неустанно предупреждал своих духовных чад о вреде самомнения и самолюбия. Сам старец мог терпеть рядом с собой людей с самым тяжелым характером. Но среди его благодатных дарований следует, в первую очередь, упомянуть прозорливость, которая сочеталась с рассудительностью. Исцелений по молитве старца не было числа. Иногда он как бы в шутку стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня – у меня голова болит».

В последние годы жизни старца в 12-ти верстах от Оптиной в деревне Шамордино был устроен по его благословению женский монастырь, в который, в отличие от других женских обителей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. Главным помощником старца в деле устроения Шамординской обители стал отец Анатолий (в миру – Алексей Зерцалов). Позже Шамордино окормляли старцы Иосиф (Литовкин) и Анатолий (Потапов) Младший.

Отец Анатолий Старший приехал в Оптину в 1853 году и стал учеником старца Макария, а затем Амвросия. Молодой инок при каждой возможности пользовался свободной минутой, чтобы побыть одному в молитве и чтении. В молитве он делал успехи. Когда обитель посетил святитель Игнатий (Брянчанинов), пожелавший поговорить с иноком, кто опытным путем проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой, ему указали на Анатолия.

В 1860-е годы по благословению старца Амвросия отец Анатолий принял участие в подготовке оптинских изданий. Позже старец Амвросий стал посылать его в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда он увидел, что ученик созрел для наставничества, то стал постепенно вводить его в старческий труд.

В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, и уже в следующем году ему было предложено стать настоятелем Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита, но любовь к Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения.

В 1874 году после смерти преподобного Илариона и по благословению отца Амвросия отец Анатолий принял должность скитоначальника.

Исполняя должность, преподобный Анатолий с любовью заботился о братии. Когда к отцу Амвросию обращались по делам скита, он отсылал всех к отцу Анатолию, «своему начальнику», как он его называл. А отец Анатолий своих духовных чад по всем важным вопросам отправлял за советом к отцу Амвросию. Старец Амвросий в таких случаях всегда спрашивал: «А что сказал отец Анатолий?» И всегда учитывал его мнение.

Неслучайно, что именно преподобному Анатолию старец Амвросий поручил окормление Шамординской обители. Он не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием». Двадцать один год служил преподобный Анатолий насельницам Шамординской обители. К преподобному Амвросию сестры обращались как к старцу, а к преподобному Анатолию как к отцу, который знал все их нужды, все скорби и искушения. Старец Амвросий нередко отмечал, что отцу Анатолию дан особый дар утешать молодых. По благословению отца Амвросия преподобный Анатолий духовно окормлял также монахинь целого ряда других епархий.

При Шамордине скоро устроился детский приют. Детей старец Анатолий очень любил. В приют он посылал яблоки и конфеты. Особенно много забот приложил, когда в приюте в его бытность в Шамордине случился ночью пожар. Отец Анатолий с иконой Казанской Божией Матери пришел на место пожара и своей горячей молитвой способствовал прекращению бедствия. Дети иногда писали ему забытые на исповеди грехи, а он отвечал. Объясняя одной сестре причину своих особенных забот о детях и молодых, старец говорил: «Молодое деревце нужно окапывать и поливать, иначе оно засохнет. Так и душа юная, отстранившись от родных и не видя утешения ниоткуда, может прийти в уныние. Когда молодое дерево поливают и оно примется и будет расти, тогда уже не требуется ухода и его оставляют без такой заботливости, как было ранее».

Старец Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Он предузнавал о смерти, болезни и невзгодах и осторожно предупреждал тех, к кому приближалось испытание.

Он терпеть не мог лицемерия и лести, любил прямоту и откровенность и сам был очень прямой. В обращении своем простотою он очень напоминал старца Льва.

К. Н. Леонтьев хорошо знал отца Анатолия. Восхищаясь мудростью старца Амвросия, он писал: «Здесь были и есть духовники, которые проще его сердцем, например отец Анатолий, скитоначальник. Это, как зовет его один из его почитателей, огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно. Понимает прекрасно (по-моему, лучше отца Амвросия) теоретические вопросы вообще».

Отеческое, любвеобильное и в то же время твердое пастырское окормление отца Анатолия взрастило таких великих старцев Оптиной пустыни последних времен, как Варсонофий и Нектарий. С большой любовью вспоминал преподобного Анатолия старец Варсонофий: «Он любил Бога, как только можно Его любить. И это чувствовалось всякому, кто к нему приходил. Врагов у него не было – он всех любил, даже тех, которые его не любили: он их как бы более любил, чем других».

Старец Анатолий пережил старца Амвросия всего на два с небольшим года.

В 1890 году, за год до кончины преподобного Амвросия, настоятельница Болховского Всесвятского монастыря игумения Илария прислала ему икону, на которой Божия Матерь была изображена сидящей на облаках, Ее руки подняты в благословляющем движении; внизу сжатое поле, среди цветов и травы – снопы ржи. Изображение Богородицы было заимствовано с иконы Всех святых главного храма Болховского монастыря, а поле со снопами написано по благословению старца. Он назвал икону «Спорительница хлебов», показав, что Матерь Божия помогает не только в духовных нуждах, но и в земных трудах. Старец очень любил этот образ и заповедал молиться перед ним всем своим духовным чадам. Для акафиста иконе он сам написал припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Первым чудом по молитве перед иконой стал прекрасный урожай на шамординских полях и в Калужской губернии в голодный для всей России 1891 год.

Преподобный Амвросий умер в октябре 1891 года, находясь в Шамординском монастыре. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора Оптиной рядом с его учителем – иеросхимонахом Макарием.

Перед самой кончиной старца Амвросия настоятельница Шамординского монастыря матушка Евфросиния потеряла зрение, но старец категорически запретил ей отказываться от управления обителью. В то же время Калужский епископ Виталий (Иосифов) не благословил всякие отношения между Оптиной и Шамордином, в результате чего осиротевшая община лишена была как внешней, так и внутренней помощи.

Все эти события сильно отразились на здоровье отца Анатолия. Потеря старца, лишение возможности в самые трудные и скорбные минуты утешить и поддержать унывающих шамординских сестер причиняли тяжелую скорбь его любящему сердцу. Некрепкий здоровьем, надорванным и без того суровою монашескою жизнью, тридцать лет страдавший головными болями, отец Анатолий после кончины старца Амвросия стал быстро слабеть.

В конце 1892 года отцу Анатолию удалось побывать в Петербурге и Кронштадте, где он встретился с отцом Иоанном Кронштадтским, которого весьма почитал. 10 октября, в годовщину преставления преподобного Амвросия, старец Анатолий совершил богослужение вместе с праведным Иоанном и утешился беседою с ним. Как вспоминал позже старец Варсонофий, когда началась Литургия, отец Иоанн увидел, что отцу Анатолию сослужат два ангела; неизвестно, видел ли их сам преподобный Анатолий, но отец Иоанн видел их ясно.

Совместная молитва и духовное общение двух подвижников принесли свои плоды. Через некоторое время шамординским сестрам разрешено было вновь пользоваться духовным руководством оптинских старцев. Поездки отца Анатолия в Шамордино возобновились и по-прежнему служили отрадой и утешением для его духовных детей.

Когда силы стали окончательно покидать его, отец Анатолий последний раз посетил Шамордино. Здесь он горячо помолился перед иконой Казанской Божией Матери и на могилке первой настоятельницы обители, схимонахини Софии, всё осмотрел, всех благословил, всех утешил своим приветом и лаской. То были для Шамординских насельниц последние отблески гаснущего столь яркого и дорогого светильника благочестия.

Преподобный Анатолий скончался 5 января 1894 года на семидесятом году своей жизни. Многие духовные чада старца видели его после его смерти во сне то утешающим, то исповедающим, то врачующим и после этих снов чувствовали утешение, отраду, а многие и исцеление от духовных и телесных недугов.

Подготовила Мария Мономенова

архиепископ Амвросий (Ключарев)

  • Жизнеописание
  • Труды автора
  • Труды об авторе

Жизнеописание

Амвросий (в миру Ключарев Алексей Иосифович, родился в г. Александров Владимирской губернии), архиепископ Харьковский и Ахтырский, известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди.

Родился в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. В 1834 окончил Переславское духовное училище. В 1834-1840 учился в Вифанской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую Духовную Академию на казенный кошт. В 1844 окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии. В 1844-1848 — преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 утвержден в звании профессора. В том же году вступил женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. В 1848 принял священный сан и был определен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре. В начале марта 1849 года скончался его тесть, и Ключарев был определен на его место — в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка). В Казанской церкви отец Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей (что было обычным явлением в Синодальную эпоху) и начал предлагать народу импровизированные поучения. В 1860 основал журнал «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866. В первой половине 1860-х гг приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. На новогоднем богослужении 1864 года в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) произнес проповедь «О воспитании характеров». После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея. Ходатайство было удовлетворено в том же году это.

Первый сборник его проповедей вышел в свет в Москве 1873 отца Алексия («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева»). В сборник вошло двадцать четыре проповеди, произнесенные в период с 1864 по 1872 годы. Эта книга была встречена восторженными рецензиями. Например, известный гомилет, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. И. Барсов считал ее одним из лучших проповеднических сборников XIX века.

Еще в 1860 скончалась супруга отца Алексия. С тех пор святитель Филарет и его преемник на Московской кафедре святитель Иннокентий неоднократно предлагали Ключареву принять монашество, но он отказывался. Лишь 7 ноября 1877 протоиерей Алексий принял монашеский постриг с именем Амвросий. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита, а 15 января 1878 года рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии. 6 апреля того же года преосвященный Амвросий был переименован во епископа Дмитровского и назначен первым Московским викарием. С этого времени и до смерти святителя Иннокентия он совершал богослужения повсюду, где должен был присутствовать сам Московский митрополит. Став епископом он продолжал произносить пламенные проповеди, которые нередко имели широкий общественный резонанс.

22 сентября 1882 году преосвященный Амвросий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. На этой кафедре он проходил свое архипастырское служение до самой смерти. В 1884 по его инициативе «Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в богословский журнал «Вера и разум». Также была открыта школа псаломщиков при архиерейском доме.

В 1883 участвовал в освящении Храма Христа Спасителя, где произнес приветственную речь государю императору Александру III и императрице Марии Федоровне. В 1886 возведен в сан архиепископа. В 1892 после перенесенной болезни у владыки Амвросия заметно ослабел голос. С этого времени он практически не произносил проповеди. Тем не менее по поводу особо значимых торжеств он все же писал проповеди, которые поручал прочитывать с амвона протоиерею Тимофею Буткевичу. В 1898 император Николай пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Архиепископ Амвросий похоронен в Покровском монастыре г. Харькова.

Находясь на Харьковской кафедре, архиепископ Амвросий предпринял работу по осмыслению своего проповеднического опыта. Им была написана книга «Живое слово», посвященная теории проповеднической импровизации. Впервые она увидела свет на страницах журнала «Вера и разум» (в 1884-85 гг). Эта книга принципиально отличается от отечественных пособий по гомилетике, вышедших в свет в XIX веке. В ней автор делится с читателем своим богатым проповедническим опытом. Все выдвигаемые в книге теоретические положения преосвященный Амвросий иллюстрирует примерами, взятыми из своей собственной жизни. Можно сказать, что «Живое слово» предвосхитило начавшееся в начале ХХ века преодоление схоластического наследия в отечественной гомилетической науке.

Труды автора

Труды об авторе

  • Буткевич Т. И., прот. Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902.
  • Митисов И. Педагогические воззрения высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского. Казань, 1902.
  • Виноградов В. «Последний из могикан» из эпохи реформ (Памяти высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского). Сергиев Посад, 1912.
  • Бурега В. В. Служитель Живого Слова / Архиепископ Амвросий (Ключарев). Искусство проповеди. М., 2006. С. 5-22.

АМВРОСИЙ (ЕРМАКОВ)

Архиепископ Амвросий (Ермаков)

Амвросий (Ермаков) (род. 1970), архиепископ Верейский, викарий патриарха Московского и всея Руси, ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, член Межсоборного присутствия и Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви

В миру Ермаков Виталий Анатольевич, родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области в семье рабочих, русский.

С 1982 года нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 года был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Амвросия Оптинского . Постриг совершен ректором Московских духовных академии и семинарии епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

29 мая 1994 года был рукоположен в сан иеродиакона епископом Дмитровским Филаретом в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры.

В сентябре того же года был назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии.

8 октября того же года был рукоположен в сан иеромонаха епископом Пинским Стефаном в Покровском академическом храме Лавры.

В июне 1995 года окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 года окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста».

После окончания академии оставлен в Московских духовных школах преподавателем и регентом академического хора.

В августе 2000 года назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители. Пребывая в обители, исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.

В 2003 году прошел обучение в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации по программе «Основы государственно-церковных отношений».

3 июня 2004 года возведён в сан игумена архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) в соборном храме Сретенского монастыря.

24 декабря того же года решением Священным Синодом определено быть епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.

28 декабря 2004 года возведён в сан архимандрита патриархом Алексием II в соборном храме Сретенского монастыря.

еп. Бронницкий Амвросий (Ермаков)

25 марта 2005 года был наречен, а 26 марта — хиротонисан во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии. Хиротонию в Московском Храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Калужский и Боровский Климент (Капалин), архиепископы Истринский Арсений (Епифанов), Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин), Курский и Рыльский Герман (Моралин), Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко), Томский и Асиновский Ростислав (Девятов), Верейский Евгений (Решетников), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), епископы Красногорский Савва (Волков), Зарайский Меркурий (Иванов), Дмитровский Александр (Агриков), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), Люберецкий Вениамин (Зарицкий), Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин), Алатырский Савватий (Антонов) .

19 июля 2006 года назначен епископом Бронницким викарием Московской епархии, .

26 июля того же года назначен настоятелем Московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

6 октября 2008 года назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии и ректором Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

12 марта 2013 года назначен епископом Петергофским, викарием Санкт-Петербургской епархии .

1 февраля 2014 года возведён в сан архиепископа патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Московском Храме Христа Спасителя .

22 октября 2015 года был включен в состав Синодальной комиссии по канонизации святых .

14 июля 2018 года назначен архиепископом Верейским, викарием патриарха Московского и всея Руси, освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ с выражением благодарности за достойное служение на этой должности и назначен ректором Московских духовных академии и семинарии.

9 июля 2019 года был назначен временно исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии с сохранением прежних послушаний .

30 августа того же года был утверждён ректором Сретенской духовной семинарии и назначен наместником Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, с освобождением от ректорства в Московских духовных академии и семинарии .

Сочинения

  • Сотериология святого Иоанна Златоуста (кандидатская диссертация)

Церковные:

  • орден сщмч. Исидора Юрьевского III ст. Эстонской Православной Церкви (2011)
  • орден прп. Андрея Рублева II ст. (2012)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:

День тезоименитства 10 октября.

Наречение и хиротония архимандрита Амвросия (Ермакова) во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии // ЖМП. 2005. № 4:

Журнал №78 заседания Священного Синода от 19 июля 2006 года:

Журнал № 16 заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года:

В пятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия, официальный сайт Русской Православной Церкви, 1 февраля 2014 года:

«Журнал № 72», Журналы заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

«ЖУРНАЛ № 74», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 9 июля 2019,

«ЖУРНАЛ № 104» и «ЖУРНАЛ № 105», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 августа 2019,

В Таллине состоялось празднование Собора святых Эстонской земли, официальный сайт Русской Православной Церкви, 2 декабря 2011 года:

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца и Божественную литургию во вновь освященном храме, официальный сайт Русской Православной Церкви, 19 апреля 2012 года: