Архиерея

саккос

— верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus — вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждой покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение перед Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патpиapxa. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит Киевский Фотий (1409—31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и в знак особенной чести — некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивной епитрахилью (приперсником), усыпанной жемчугом по примеру Ааронова нарамника. С 1702 г. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общей одеждой всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотой своего служения. Звонцы, привешиваемые к С. по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I); архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (Курск, 1895).

Значение слова Саккос по Ефремовой:

Саккос — Архиерейское облачение при богослужении.

Саккос в Энциклопедическом словаре:

Саккос — (от др.-евр. saccus — рубище — вретище), одеяние священнослужителейвысокого ранга во время богослужения. В русской церкви саккос известен снач. 15 в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции.Саккос — символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя. Попокрою представляет собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое побокам) с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы.

Значение слова Саккос по словарю Ушакова:

САККОС, саккоса, м. (греч. sakkos) (церк.). Архиерейская одежда при богослужении.

Золотой

– Начнем с золотого или желтого. В каких случаях используют этот цвет в облачении?

– Золотистый, желтый цвет сопровождает великие Господские праздники, воскресенья. Также в облачении этих цветов совершаются будничные богослужения. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.

Белый

– А белый цвет что символизирует?

– Это цвет торжества и радости. Он применяется на двунадесятые Господские праздники, Пасху (на утрене), на праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников, подчеркивая чистоту их подвига.

Красный


– А о чем нам говорит красный цвет? В какие дни используют красные облачения?

– Красный цвет в Русской Православной Церкви особенный. До патриарха Никона в червленом цвете совершались богослужения всех Господских праздников. Он считался самым торжественным. Сейчас красный цвет используется за богослужением Пасхи, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников.

Синий

– Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал…

Вспомнились строки стихотворения в переводе Б. Пастернака.

Голубые одеяния должны означать что-то очень трогательное и нежное. По-моему, их надевают в Богородичные праздники. Так ли это?

– Да, действительно, голубой или синий цвет – цвет небесной чистоты. Именно поэтому его используют во время богослужений Богородичных праздников.

Фиолетовый

– Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а в какие особые дни еще применяют этот цвет?

– Кроме епископских мантий, фиолетовый цвет используется за богослужением в воскресные дни Великого поста. Также традиционно в фиолетовым служат на праздник Воздвижения Креста.

Зеленый

– Зеленый цвет используют на Троицу. С чем это связано? И в какие еще дни можно увидеть священников в зеленых облачениях?

– Совершать богослужение в День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим в зеленых облачения является практикой нашей Церкви, поскольку именно этот цвет символизирует благодать Святого Духа. Также в зеленом цвете облачений совершаются службы на праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых.

Черный

– Черный цвет – цвет поста и покаяния?

– Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.

– Может быть, используются еще цвета, о которых я не упомянула?

– Иногда применяются определенные оттенки цветов: не строго желтый, а оранжевый, не красный, а багровый и т. д. Выбирая богослужебный цвет, священник всегда ориентируется на основную гамму из 7 цветов, при этом используя их оттенки или комбинации .

– Должны ли прихожане тоже стараться одеваться в соответствующие цвета?

– Иногда в приходах существует практика, когда благочестивые христиане, в основном женщины, пытаются подобрать часть своего гардероба под богослужебный цвет (хотя бы платок). Это является лишь благочестивой традицией, которая не противоречит Уставу, а значит, имеет право на существование.

Беседовала Наталья Горошкова

Правящий архиерей — Глава местной Церкви
Согласно Уставу Русской Православной Церкви архипастырь (правящий архиерей), по преемству власти от святых апостолов, — есть Предстоятель местной Церкви — епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.
Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси.
Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства.
Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги.
Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты.
Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.
Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии.
Епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его епархии.
Осуществляя управление епархией, архиерей:
  1. заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия;
  2. наблюдает за правильным отправлением богослужения и соблюдением церковного благолепия;
  3. несет ответственность за осуществление положений настоящего Устава, постановлений Соборов и Священного Синода;
  4. созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них;
  5. применяет право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода;
  6. утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию;
  7. согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей;
  8. имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями;
  9. наблюдает за деятельностью епархиального клира;
  10. назначает настоятелей, приходских священников и иных клириков;
  11. представляет на утверждение Священного Синода ректоров Духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей епархиального подчинения;
  12. утверждает состав Приходских собраний;
  13. частично или полностью изменяет состав Приходского собрания при отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви;
  14. принимает решение о созыве Приходского собрания;
  15. утверждает кандидатуры председателей Приходских советов и Ревизионных комиссий;
  16. выводит из состава Приходских советов членов Приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов;
  17. утверждает финансовые и прочие отчеты Приходских советов и доклады Ревизионных комиссий приходов;
  18. утверждает избранных Приходскими собраниями председателей Приходских советов и отстраняет их от должности в случае нарушения ими канонических норм и устава прихода;
  19. утверждает протоколы Приходских собраний;
  20. предоставляет отпуска духовенству;
  21. заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня;
  22. имеет попечение о подготовке священно- и церковнослужителей, в связи с чем направляет достойных кандидатов для поступления в Духовные учебные заведения;
  23. наблюдает за состоянием церковной проповеди;
  24. дает благословение на учреждение новых приходов;
  25. дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции;
  26. освящает храмы;
  27. имеет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств;
  28. ходатайствует перед органами государственной власти и управления о возврате епархии храмов и других зданий и сооружений, предназначенных для церковных целей;
  29. осуществляет контроль за религиозной, административной и финансовой деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других подразделений епархии;
  30. издает собственные исполнительно-распорядительные акты по всем вопросам жизни и деятельности епархии;
  31. подтверждает принадлежность к возглавляемой епархии всех находящихся на территории епархии приходов, монастырей и прочих канонических подразделений епархии;
  32. заботится непосредственно или через соответствующие епархиальные учреждения:
  33. о делах милосердия и благотворительности;
  34. об обеспечении приходов всем необходимым для совершения богослужения;
  35. об удовлетворении прочих церковных нужд;
Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей:
  1. имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении;
  2. увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения. Тяжкие проступки передает на рассмотрение церковного суда;
  3. утверждает взыскания церковного суда и имеет право смягчать их;
  4. в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов.

«ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС»

Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне — и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях «Евхаристия» и «Небесная литургия», распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1335-1350 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов.

«Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ)
«Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ)

В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» — с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г.

В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. В росписи ц. арх. Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение В. А. отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника. В апсиде Христос, окруженный двойным сиянием славы, в наружном кольце к-рой 2 серафима с рипидами, обеими руками благословляет Св. Дары, стоящие на престоле. Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына…»; Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. По сторонам — 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. В диаконнике Христос представлен в рост, также с непокрытой головой, правой рукой двуперстно благословляет, в левой — закрытое Евангелие. На Нем орнаментированный саккос, омофор и епитрахиль с полуфигурами 12 апостолов в медальонах в виде завитков лозы. В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид.

В жертвеннике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция), 3-я четв. XIV в., В. А. представлен стоящим за престолом под киворием в окружении сослужащих ангелов, левая рука на престоле, правой благословляет; над киворием в медальоне Св. Дух в виде голубя, выше — Христос

«Царь царем» (Великий Архиерей). Икона. Кон. XVI в. (ГРМ)
«Царь царем» (Великий Архиерей). Икона. Кон. XVI в. (ГРМ) Ветхий Денми в сиянии славы и по сторонам 2 херувима. Также за престолом изображен совершающий литургию В. А. в апсидах соборов Гелатского (Грузия), XIV в., и Иверского на Афоне мон-рей. В этих сценах Его одежда и жесты, как правило, соответствуют чину архиерейского богослужения. Напр., в росписи ц. св. Николая Великой Лавры на Афоне, 1560 г., В. А. представлен в трехчетвертном повороте, благословляющим обеими руками склонившихся к Нему 2 ангелов в диаконских одеждах, с кадилами и свечами в руках. Тема небесной литургии была развита в рус. искусстве в XVI-XVII вв. (напр., иконы «Иже херувимы» из Сольвычегодска, 1579 и XVII в. (ГТГ); икона «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», 1-я пол. XVII в. (ГТГ)).

Иконография «В. А.» близка др. иконографическому типу Христа, основанному на текстах 109-го и 44-го псалмов,- «Царь царем», к-рый складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову» (роспись ц. Спаса на Ковалёве, 1380 — см. Осташенко. С. 184; икона, 1562 (ГРМ), а иногда надписью: «Архиерей Великий» (икона Никиты Павловца, 1676 (ГТГ)). Под влиянием этой иконографии на рус. иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения В. А. в митре (напр., роспись параклиса св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря).

Лит.: Айналов Д. Новый иконогр. образ Христа // SK. 1928. Т. 2. С. 19-24; Jовановић П. Модрички манастир // ГСНД. 1928. 3. С. 279; Осташенко Е. Я. Об иконографии типа иконы «Предста царица» Успенского собора Московского Кремля // ДРИ. М., 1977. С. 175-187; Stefanescu I. D. L’Illustration des Liturgies dans l’art de Byzance et de l’Orient. Brux., 1936; Walter C. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 216-217; Παπαμαστοράκις Τ. Η μορφη+ τοῦ Ξριστοῦ-Μεγάλου ´Αρχιερέα // ΔΞΑΕ. 1993/1994. Τ. 17. Περ. 4.

Н. В. Квливидзе