Архимандрит венедикт

Архимандрит Венедикт (Пеньков): Живете без Евангелия, а встретились Папа и Патриарх – сразу столько вопросов

Господи, помилуй. Говорить о таких вещах, когда весь мир уже начинает разлагаться и погибать от Содома и Гоморры. И что-то предпринять надо, хоть что-то, когда уничтожают где-то храмы, когда христиан уничтожают, какие бы они ни были. Кстати сказать, 60 католических приходов в Америке перешли в православие. Это ничего не говорит?

Вопрос стоит о том, что во всем этом мире что-то творится. Какая-то работа по уничтожению христианства, и хоть кто-то противодействие оказывает. Было какое-то совещание. Догматических каких-то вопросов там вообще не стояло никаких. Как они там встретились? Вопрос стоит такой — смотрите, по всему миру везде афишируют, когда христианам головы отрезают, тысячам людей. Какой бы ты христианин ни был, протестант ты, но ты во Христа веруешь. Кстати скажу, что будьте осторожны – сектанты работают, они хотя и выдают себя за христиан, но соединяться с ними никто не собирается. То же самое и католичество можем назвать сектантами. Говорить что-то такое можно, чтоб противостоять насилию, а объединяться – об этом речи и не стояло, и не стоит.

Не смущайтесь этим, ничего не бойтесь. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы ее не одолеют». У нас у самих бывают безобразия, которые мы сами видим своими глазами и не предпринимаем особых мер. Скажите, пожалуйста, ну, какое безобразие — женский персонал летом гольём ходит. И говорить о каких-то там католиках, когда вы же хуже всякого католичества. Это сатанизм! Это, я говорю, женский персонал.

Мужской персонал – блуд совершается, семьи расторгаются от всего этого. Да, планирование семьи – одного, двух ребеночков, хватит-хватит, а то мы помрем или что-то сделается. Что за это будет? Благословение? Или католики виноваты?

Посмотрите, издать такой закон в Америке — однополые браки – я не знаю, это во сне, что ли, происходит? Чтобы услышать такое официально, закон такой? Я не знаю, где это, в аду, что ли? Где такое может совершаться, чтобы открыто так говорить? Это же признак. Господь в Евангелии говорит: «Содом и Гоморра». Также, говорит, вспоминайте жену Лотову, которая только оглянулась на Содом и Гоморру, и сразу стала соляным столбом.

Слушайте, гольё ходит – разве это не Содом и Гоморра? Что за это будет? Соляной столб в душе — он как дубина, совершенно бездушный. Говорить может языком, а на нем проклятье лежит. Прокляты.

Ну что, скажите, остается? Остается только тем, как Слово Божие говорит: «Не бойся, малое стадо, яко благоволит Отец ваш дать вам Царство». «Много званых, но мало избранных». Держись, чтобы быть в малом стаде, и молись Господу, каждый. Выдвигать какие-то требования к кому-то — ничего из этого не выйдет. Только молитва может содействовать и свое собственное, личное, доброе, благое поведение. Только и только так.

А об этом что говорить? Встречались – наступает такое время, куда денешься? И деваться некуда, придется встречаться, это неизбежно. Вы представляете, какой-то мусульманский бульдозер подъезжает и храм католический или православный сносит с лица земли. Это и у католиков, и у православных, и у других. Что-то делать надо! Поневоле будешь говорить что-то такое, проводить какое-то совещание.

Живешь, у тебя соседка рядом, никогда у вас нет встреч, а случилась общая беда, катастрофа — побежите, встретитесь. Получается такая картина. Вот нужно, как хотите.

Каждый должен посмотреть повнимательнее на свою жизнь и каким-то образом приложить силы. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Без труда невозможно достигнуть Царствия Небесного, и без болезней, и без скорбей. И болезни нужны. Христос страдал, и дал Слово Истины.

Словом Истины мы спасаемся. А тут бывает так часто, что многие сидят, спрашиваешь какое-то слово из Евангелия, которое, казалось бы, если человек читает, то сразу должен ответить – молчат. Это говорит о том, что Евангелие где-то почитал раз, другой, где-то оно в стороне. Иначе нельзя полагать. Живет, живет — ничего. А тут встретились Папа и Патриарх – и сразу столько вопросов. А Евангелие? “Это не нужно, мне надо дать ответ”. Когда Священное Писание читал, ты смотрел на это дело? По сути — нет.

В настоящее время, в которое мы живем, страшное, это плевое дело — что встретились. Если люди живут безобразно, все равно — придет Патриарх или Папа Римский. Встретились там…

Я скажу откровенно: вообще-то, во всей полноте я не углублялся в этот вопрос, но по тому, что сейчас в мире… Мы живем, кажется, тихонько и не замечаем той страшной ужасной опасности, в которой мы находимся. И никто ничего не боится. Живут, как будто так все и будет. И вдруг внезапно произойдет. И потом сразу внезапно объявим – ты виноват или ты виновата в том-то и том-то. Как? А вот так-то. Надо было в свое время думать, а теперь уже поздно.

Пока есть время здесь на Земле, все силы надо употребить на то, чтобы жизнь была другая совершенно, новая, христианская, настоящая, православная. Только так! Если это не совершается, иллюзий не надо строить. Не может быть иначе.

В статье рассказывается об архимандрите Венедикте. Все, кто знал его, говорят, что он был из тех людей, которые влияют на все общество. Истинный отец, которым двигает Любовь.

Он известен среди православных своим искренним служением Богу. «Я не помню ни одной минуты, когда бы я не веровал», — признавался батюшка.

Детство Венедикта

Володя рос в суровое время Великой Отечественной, в годы восстановления страны.

Происхождение и рождение

Владимир родился 24 июня 1939 года в Москве в рабочей семье. Жили Пеньковы в Хамовниках. Андрей Никитич работал слесарем, Татьяна Владимировна трудилась на фабрике.

Мама была глубоко верующая, сама приехала в Москву, чтобы уйти в монастырь. Отец был верующим человеком, но менее воцерковленным.

Семья

Когда началась война, мама с сыном и сестрами уехали в Липецкую область в родительский дом. Взрослые уходили на работу. Малыш большую часть времени проводил на печке.

Некоторые события врезались в память мальчика. Вот он наблюдает, как мама молится перед иконами, вскинув руки: «Господи, помоги! Заступись, Пресвятая Богородица! Нечем печь топить. Дрова закончились».

Заходит в избу тетка, падает рядом на колени и уже благодарит Господа. Оказалось, что нашлись два поленца. Мать протопила печку и ушла на работу. Сын остался в тепле. В своих рассказах батюшка вспоминал, мол, как на Кавказе лежал.

Видел, как мимо их дома шли с оккупированных территорий потерявшие все люди. Словно нищие брели, не зная, куда идут. Смотрели и не видели ничего кругом. Однажды мама позвала их в дом и накормила неким подобием каши из крупы, которую получали в колхозе.

Когда сестры вернулись с работы, призналась, что еды почти не осталось — все отдала. Пришла из кухни с чугунком потрясенная: он оказался полным. Во время еды никто не мог говорить, все плакали. Иначе как чудом такое не назовешь.

Тяготы военного времени укрепляли веру Владимира (будущего Венедикта) в Бога. Она была простая. Детская, но искренняя.

Фронт находился недалеко от деревни, где они жили. Когда советские солдаты заходили в деревню, маленький Володя считал своим долгом что-то сделать для них. И пел песни до хрипоты.

Володя рос внимательным. Однажды на деревенских посиделках услышал рассказ, как копали могилу для умершей и задели соседний гроб. Приоткрыли его, а тело там лежит перевернутое. Видимо, похоронили женщину живую. Впечатлительный мальчик ярко представил себе картину.

Когда возвращались домой, еле брел и все расспрашивал маму, мол, я помирать буду. Мама спешила: «Помрешь, не беспокойся». Мальчик не унимался: «Я помру, ты сделаешь мне гроб с накатом?» «Вот еще барин нашелся. Иди быстрей», — торопит сына. Почувствовав его тревогу, присела рядом и уверила, что он никогда не умрет, только надо слушаться. Радость селилась в сердце малыша: мама пообещала, что он не умрет. Эту историю священник Венедикт положил в основу одной из своих проповедей на Пасхальной неделе.

После войны вернулись в Москву, жили в бараке у Новодевичьего монастыря. Мама брала детей (в семье росла еще сестренка Наташа) на службу, водила к причастию.

В семь лет мальчик пошел в начальную мужскую школу. Учился всегда на «отлично», помогал товарищам. Хорошо рисовал и участвовал в выпуске стенгазет. Занимался спортом, любил природу. В сарае отец сделал мастерскую: сын часто там что-то изобретал.

Брат заботился о сестре, всегда из школы старался приносить ей гостинцы. У него появилась тетрадочка, в которую он записывал молитвы. И Володя, и Наташа всегда носили нательные крестики, вложенные в потайные карманчики.

Юношеские годы и молодость

После школы сразу пошел в училище: средств в семье не хватало, надо было помогать родителям. Вскоре стал работать электриком. С первой зарплаты купил подарки всем родным.

К этому времени относится еще один чудесный случай. Володя работал в парке Горького на электрическом столбе. По неосторожности получил удар, упал вниз, но остался невредим.

Семья жила тогда на Профсоюзной. Рядом была автобаза, куда Владимир устроился на работу. Продолжал ходить в храм, интересовался всем, что связано с религией. Специальной же литературы никакой не было. Узнал, что у одного мастера есть Евангелие. Юноша подошел и попросил почитать, тот отнесся настороженно. Но увидел, что просьба идет от чистого сердца, и дал книгу с условием — к утру вернуть.

Владимир бегом вернулся с работы. Подумал, что прочитает и забудет. Взял тетрадь и начал переписывать Евангелие от Матфея. Ночь прошла без сна. Когда утром возвращал книгу, признался, что всю не прочитал, но переписал кое-что. Показал тетрадь. Коллега был поражен и подарил Евангелие. Юноша видел свое предназначение в служении Богу. Мастер же ему и посоветовал ехать в Лавру: там все начинается.

Желание идти в монастырь оформилось. Но тут же начались и сомнения — как я оставлю маму, сестру. Помыслы в правильности принятого решения были настолько трудными, что иногда Владимир чувствовал физическую боль, словно уколы в сердце. В такие минуты он уходил в ванную, чтобы родные не видели его переживаний.

От искушения и уныния спасался молитвами. Чувство тяготы становилось меньше. Однажды приснился сон: увидел Лавру. На горнем месте сидела девушка с обликом Божией Матери и говорила, что ему выпал большой выигрыш. Это она подавала ему знак. А выигрыш был в том, что в Троице-Сергиевой Лавре Владимир попал на послушание к отцу Кириллу и отцу Науму.

Духовное образование

Володя читал книги о святых и хотел идти в подвижники. Рассказывает, что когда он вошел в Лавру, у ворот стояла женщина и выкрикивала, показывая рукой направление: «Кому в монахи — туда (на Лавру). Кому в подвижники — туда (на Академию)».

Юноша шел в подвижники, вот и отправился в сторону учебного заведения. Попал на собеседование к ректору Филарету. В 1964 году он легко поступил в семинарию.

Зато со стороны надзорных органов началось давление. Родителей на работе отчитывали на собраниях. Мама все равно была довольна выбором сына. А вот отец ругался. Но Владимир никогда не пререкался с родителями, хотя тяжело переживал, что папа редко бывает в церкви.

В семинарии он был добрым товарищем, помогал однокурсникам постигать знания. В его келье постоянно жили голуби. Отец Наум побуждал к чтению. Давал вечером книгу страниц 200 — 300, а с утра спрашивал, понравилась или нет. Удивлялся, если слышал, мол, времени было мало — вся ночь.

Раздумий о дальнейшей учебе не было — идти в Московскую духовную академию. Кандидат богословия Владимир Пеньков закончил ее в 1973 году.

В 1968 году зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Нес самые разные послушания:

  • заведовал библиотекой монастыря;
  • помогал вести казначейские и бухгалтерские дела;
  • пел на клиросе;
  • был духовником мирян.

К любому делу относился очень ответственно.

Монашеский постриг

На последнем курсе академии архимандрит Платон, выделявший пытливого старательного студента, сказал, что завтра пострижен его в монахи с красивым именем Венедикт. Молодой человек был не очень доволен именем, в чем и признался наставнику. В ответ услышал, мол, тогда Пудом назову.

Часто перед принятием того или иного решения Владимир обращался с горячей молитвой к Господу в надежде получить знак. Как правило, видел сны. В этот раз ночь прошла без сновидений.

Утром пошел в храм на службу. Старший пономарь встретил и рассказал, что видел про него сон, в котором спускается с неба золотой крест, и нести его должен Владимир. Этого хватило для принятия решения.

25 августа 1969 года Владимир пострижен в мантию в честь преподобного Венедикта Нурсийского.

Вскоре последовали события:

  • 8 октября 1969 года рукоположен в сан иеродиакона;
  • 9 октября 1972 года рукоположен в сан иеромонаха;
  • в 1991 году — в сан архимандрита.

Обращался в самых разных случаях к Богу за вразумлением.

Зрелый возраст

Значительная часть жизнь батюшки связана с Оптиной пустынью. Он занимался возрождением этой русской святыни, вкладывал в нее свою душу.

Назначение наместником Оптиной пустыни

После революции старейший монастырь России был закрыт. Пришел в запустение. Только в 1987 году Оптину пустынь вернули Церкви. Когда первого ее наместника о. Евлохия перевели во Владимир, он высказался за назначение вместо себя отца Венедикта.

Батюшка служил настоятелем Гефсиманского скита, который начал обустраивать. Он сомневался, сможет ли возглавить монастырь. Со времен учебы его беспокоили приступы астмы, с годами становясь сильней. Патриарх приободрил, что Всевышний поможет. Эти слова стали знаковыми: игумен в пустыни перестал пользоваться баллончиком-ингалятором.

В январе 1991 года принял обитель под свое руководство. монастырь только начал возрождаться. Четыре десятка братии проживало, действовал восстановленный центральный Введенский собор, были построены ограда и несколько корпусов.

Период настоятельства

Непросто пришлось новому Наместнику. Он изменил устав богослужений, монастырский уклад на манер Сергиевой обители. Это не всегда нравилось братии. Многие покинули пустынь. Все события тяжело переживал батюшка. Но постепенно упорством и примером прославленная обитель возрождалась.

В период настоятельства отца Венедикта:

  • монастырь и Предтеченский скит полностью отреставрированы;
  • ежедневно совершаются 2 — 5 литургий;
  • число братии составляет 200 человек;
  • 13 оптинских старцев прославлены в лике святых;
  • собраны материалы для прославления новомучеников, чтобы канонизировать 17 оптинских монахов;
  • ежегодно сюда приезжает больше паломников.

Все это удавалось потому, что архиепископ — пламенный ревнитель веры — являлся примером для других. Вникал во все мелочи, беря на себя всю ответственность. Совершенно не знал праздности. Настоятель Оптинский считал, что монастырь должен кормит себя.

Было создано крупное подсобное хозяйство:

  • организована пасека;
  • построены фермы для коз, овец, коров;
  • есть несколько конюшен;
  • монастырские огороды с овощами, злаками, бобовыми, картофелем, раскинулись на 20 — 30 км от пустыни.

Сейчас пустынь может не только кормить себя, но и помогать нуждающимся.

Днем был лишь короткий отдых на полчаса и выезд на конюшню, где батюшка любил общаться с лошадями. В праздники он обязательно бывал на богослужении. Будние дни начинались с 8 часов и заканчивались к полуночи.

Отец Венедикт был строгий пастырь, но это строгость отеческая, проникнутая любовью, потому что направлена на исцеление души человека.

Настоятель Оптиной пустыни в настоящее время Леонид (Толмачев) говорит, что батюшка ценил в людях дар рассудительности. Сам обдумывал все действия, мысли. Отсюда так разумно и красиво устроен монастырь.

Последние годы жизни

Батюшка провел их в Оптиной. Он не любил поездки за рубеж. Часто говорил, что здесь заключено все — и Рим, и Иерусалим, и Афон.

В отпуск выезжал только на Селигер, где очень любил рыбалку. Брал с собой братьев, проводил время в наставительных беседах. Главным сокровищем его души была Вера. Прошение о выходе на покой наместник писал в 2016 году. Положительный ответ на него не получил.

В январе 2018 года резко ухудшилось состояние здоровья батюшки. Ему сделали операцию. К сожалению, улучшения она не принесла. 22 января Архимандрит Венедикт (Пеньков) скончался.

Видео о проповеди архимандрита Венедикта

В видеосюжете проповедь архимандрита Венедикта на всенощной Крестопоклонной недели.