Атеист лучше верующего

Почему атеисты умнее, чем религиозные люди?

Последнее обновление: 22.12.2018

В одной из первых статей Канадзава уже приводил гипотезы, почему люди верят в бога. Потому, что так было задумано эволюцией. А теперь он рассматривает вопрос почему атеисты умнее верующих с научной точки зрения? Далее адаптированный перевод.

Верить в Бога – это естественно, поэтому люди, которые умнее, более склонны быть атеистами.

Религия – это культурная универсалия и её практикование наблюдается в любом известном человеческом обществе. Между тем, как я объясняю в более ранних постах, последние теории эволюционной психологии говорят, что религиозность не может быть приспособлением как таковым, но может быть побочным результатом иных сформировавшихся психологических механизмов, которые называются по-разному: «анимистическое предубеждение» или «механизм обнаружения агента».

Эти теории сходятся во мнении, что человеческий мозг был селекционирован, чтобы преувеличивать агента – личные, одушевленные и злоумышленные силы – в основе иных природных явлений, достоверные причины которых не могут быть известны.

Так случается потому, что преувеличивая агента – и совершая ошибку I типа, ложноположительную – это делает вас чуть-чуть параноиком, но паранойя часто способствует выживанию.

В отличие от этого, недооценивая агента – и совершая ошибку II типа, ложноотрицательную – это может закончиться тем, что вы будете убиты и изувечены хищниками и врагами, по поводу отсутствия которых было сделано неверное предположение.

Так что, объясняя с точки зрения эволюции, быть малость параноиком – это хорошо, потому что паранойя часто может спасти вашу жизнь. Религиозность – вера в высшие силы – может быть побочным результатом такой переоценки агента и злонамеренных сил, стоящих за природными явлениями.

Если эти теории верны, то это значит, что религиозность – вера в высшие силы – может иметь эволюционное происхождение. Эволюционно понятно и естественно верить в Бога и эволюционно ново не быть религиозным.

В подтверждение этого суждения, из более чем 1500 отдельных культур по всему миру, зафиксированных в «Энциклопедии мировых культур», только 19 содержат некоторые упоминания об атеизме. Эти 19 культур не только существуют далеко за пределами области распространения наших предков в африканской саванне, но все 19 из них, без исключения – это бывшие коммунистические общества.

В «Энциклопедии» не описывается ни одна теперешняя коммунистическая культура, как содержащая какой-либо процент атеистов. Также ни в одной из этнографических наук о традиционных обществах нет упоминаний о каких-либо людях, не поддерживающих местную религию.

Таким образом, вероятно будет разумно сделать вывод, что атеизм может не быть частью всеобщей человеческой природы, а широко распространенная практика атеизма может быть недавним результатом коммунизма XX века.

Так что вера в высшие силы эволюционно знакома и естественна, а атеизм является эволюционно новым. В силу этих обстоятельств Гипотеза прогнозирует, что индивиды, которые умнее, более склонны быть атеистами, чем менее умные индивиды.

Опять же, анализ больших репрезентативных выборок и из Соединенных Штатов, и из Соединенного Королевства подтверждает эту предварительную оценку Гипотезы. За вычетом большого количества социальных и демографических факторов, включая образование, индивиды, которые умнее, с большей вероятностью будут атеистами, чем менее умные индивиды.

К примеру, в американской выборке те, кто определяет себя как «абсолютно нерелигиозных» в старшем юношеском возрасте, в детском возрасте имеют показатель IQ в среднем 103,09, тогда как те, кто в старшем юношеском возрасте считает себя «очень религиозными», в детском возрасте имеют показатель IQ в среднем 97,14.

Даже при том, что предыдущие исследования показали, что женщины религиознее мужчин, анализ свидетельствует, что влияние умственных способностей, которые были в детстве, в два раза превышает влияние пола на религиозность во взрослом возрасте.

Примечательно, что умственные способности, которые были в детстве, оказывают серьезное и весомое влияние на религиозность во взрослом возрасте, даже если статистически учитывается сама религия. Действительно кажется, что более умные дети с большей долей вероятности вырастут атеистами, чем менее умные люди, а Гипотеза дает одно из объяснений, почему.


P.S. Эволюционная психология старается объяснить причины поведения человека, а социальные технологии помогают использовать это знание на практике — для эффективного управления самим собой и другими людьми. Зарегистрируйся в школе менеджмента известного социального технолога Владимира Тарасова и получи доступ к бесплатным материалам, которые содержат жемчужины технологий управления, собранные за всю историю человечества — от мудрости полководцев Древнего Китая до эффективных инструментов Тейлора и Форда.

О сайте

Иван Палий

Главред

Может ли человек принимать две веры: например, христианство и ислам?

Нет, принять две религии одновременно человек не может. И дело тут не в самих религиях, а в их церквях, которые никак не могут допустить такого дуализма веры и тут же заклеймят такого человека, как вероотступника.
А на самом деле, христианство и ислам очень похожи — я даже не очень понимаю, в чем заключается «вера в ислам» артистки-христианки и какие она там нашла серьезные отличия от христианства. Различия между ними либо слишком глубинные, теологические, в которые обычные верующие особо, как правило, не вникают, либо чисто внешние, на уровне обрядов и ритуалов, которые к собственно вере имеют весьма далекое отношение.
Судите сами — у христиан и у мусульман не просто единый бог — это один и тот же бог. Посты и праздники разговления очень напоминают друг друга в обеих религиях. Да, в исламе нет Рождества, Пасхи и всего прочего, что связано с Иисусом и богородицей, но это обусловлено тем, что Иисуса мусульмане почитают не как сына божьего, а как одного из пророков — Ису — уважительно, но не более того. Короче, очень много общего.
Некоторые историки даже считают, что ислам — это христианство, вольно или невольно видоизмененное пророком Мухаммедом, который сам его именно так понимал и именно в таком понимании принес восточным народам, привнеся в него максимум практичности и максимально адаптировав его к жизни тех народов. Так появилось омовение, намаз, молитвенный коврик и прочие исламские ритуалы, пришедшиеся очень кстати в жарком климате Востока. Опять же, многие ученые считают, что первоначально мытье рук и умывание не имели отношения к исламу, но поскольку эти понятия необразованным дехканам принес тот же более образованный и мудрый Мухаммед, это было воспринято как часть проповедуемой им религии. А может, он и сам закладывал в них религиозный смысл для убедительности — кто знает…
Так что не расстраивайтесь — большого конфликта в душе артистки из-за того, что она, христианка, с уважением относится к исламу, не будет, а вот батюшке про это лучше не говорить — батюшка может обидеться, ведь у него отчетность…
Да и ислам артистка-христианка «полюбила» скорее всего специально для этой передачи, чтобы подкинуть к своему имени немножко скандальной информации — для раскрутки и пиара, чтобы не забывали, а кто забыл — чтобы вспомнили…

«Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров».

Ответ «лицемера»
Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров.
(Ганс Христиан Андерсен)
Предлагаю рассмотреть цитату, размещённую в заголовке. И сказано хлёстко, и автор вызывает уважение.
Начнём с автора
Найти источник этой записи мне не удалось. Попросил коллегу помочь мне и получил такой ответ:
Точный английский перевод этой фразы в связи с Г.Х.А. не встречается нигде на серьезных англоязычных ресурсах. Искала Яху, Гуглом и Яндексом (у них разный алгоритм поиска, поэтому всегда — тройная проверка). Обычно, если взять кусок фразы 5-6 слов, сразу находится источник. Викицитатник (англ.) ссылается этой фразой на статью в Москоу Таймс.
Так что… думаю, мимо. Однако доказать, что он этого не говорил — невозможно. Но — по ссылке обсуждается мысль, — неважно, кто автор. Там вопрос — в чем неправ автор этой мысли. Ну, допустим, Андерсен этого не говорил. Сути обсуждения это не меняет.
То, что Андерсен был крещён и осознавал себя христианином, вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Его творчество наполнено любовью и состраданием, причём без слащавого толстовства. Например, показательна концовка рассказа Андерсена «Еврейская девушка» (Добрая Сарра отказалась креститься, поставив для себя волю матери выше воли Божией и зова сердца, умерев в иудаизме): «Но когда божественный солнечный свет льет лучи на христианские могилы, он посылает лучик и на одинокую могилку Сарры, бедной еврейской девушки». В советское время из его сказок старательно вычищалось всё, связанное с христианством, но современные дети и их родители могут увидеть евангельский контекст практически в любом произведении Андерсена.
Надеюсь, что кто-то сможет найти источник обсуждаемой цитаты и текст, из которого она вырвана. Возможно это концовка статьи о каком-то лицемере, прикрывающемся христианством (современная российская политика таких образцов нам предлагает предостаточно). Да и в Библии, как известно, целых два раза написано, что Бога нет.
Теперь о содержании фразы.
Если бы в современной школе продолжала преподаваться Логика, то за такое высказывание её автор получил бы кол. Это типичный софизм.
Рассмотрим подробнее три фразы из утверждения.
1. Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу.
Очевидно, что все люди созданы по образу Божьему; одни стремятся достигнуть при этом Его подобия, другие нет. Кстати, Добро — одно из имён Бога (которое отрицает атеист), Бог — источник добра.
Возникают вопросы:
— Что значит «думающий»? Подразумевается, что верующие не думают, или они априори глупы? Или подразумевается, что по совести могут жить только думающие атеисты? Надо заметить, что в Библии под безумным понимается именно атеист: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13).
— Что значит «живущий по совести»?
Думаю любой знает, как легко обмануть собственную совесть. Одно из главных свойств зла — оно прикрывается добром, мимикрирует под него. Классический пример — Раскольников.
Также совесть можно усыпить. Явное зло, совершённое впервые, обычно выявляется совестью. Но каждое следующее его повторение делает укор совести всё менее различимым.
Разве Гитлер, Сталин, Чикатило или любой другой служитель зла считали себя бессовестными? Не хотел бы я оказаться на месте того, кто сказал бы им это в глаза…
— Насчёт того, что «сам не понимает», можно согласиться, ведь атеист отрицает Бога.
— «…насколько он близок к Богу» — лучше сказать «…насколько близок к нему Бог».
2. Потому что творит добро, не ожидая награды.
Этот тезис говорит исключительно о добре. Если для любого верующего человека творение добра является важнейшей жизненной установкой, то очевидно, что далеко не для всякого атеиста. Тем не менее, оставим вопрос соотношения добрых и злых поступков у того или иного человека, рассмотрим лишь поступки добрые.
Для христианина добро — это следование воле Бога, зло — её нарушение. У атеиста же нет объективных критериев добра и зла, для него добро — это норма, принятая в обществе или его частное мнение (раз Творца нет, то я сам могу считать, что есть добро, а что зло). Если в обществе приняты чревоугодие, разврат или ложь, то участвующий в этом атеист может считать, что он, как минимум, зла не совершает; получается, что для атеиста понятие добра неизмеримо шире и неопределённее.
Награда необязательно может быть ожидаема только от Бога. Причём это может касаться как атеиста, так и верующего. Я могу делать что-то хорошее для человека, ожидая похвалы, признания; могу таким образом самоутверждаться, испытываться чувство эйфории. Благотворительность может даже стать идолом для человека, ведь нарушают 2-ю заповедь не только почитатели Перуна, Велеса или Ярило.
Мотивом может быть и имидж. Однажды я прочёл статью об одном олигархе и его благотворительной программе. Сумма показалась внушительной, но сравнив её с состоянием олигарха, оказалось, что это обычная монетка нищему из кармана среднестатистического россиянина. Не думаю, что кто-то другой стал бы всем рассказывать, как он каждый месяц даёт по 2 рубля старушке у метро.
Зная, как трудно даже давно воцерковлённому человеку творить добро без примеси тщеславия, можно очень сильно сомневаться, что атеист способен невольно достигнуть сердечной чистоты. Это всё равно что сказать: для любого человека так же естественно поднять штангу в 200 килограммов как для спортсмена, который регулярно тренируется в поднятии тяжестей.
3. В отличие от верующих лицемеров.
Не совсем понятно, считает ли автор всех верующих лицемерами, или речь идёт именно о верующих, ещё не изживших в себе лицемерия, о которых предупреждал Спаситель: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21).
Лицемерие — это несоответствие поступков убеждениям человека. В той или иной мере любой верующий человек, не стяжавший бесстрастия — лицемер. Например, я не могу сказать, что мне абсолютно безразлично, что подумают обо мне читатели этой заметки.
Всё же представляется, что автор цитаты подразумевает под лицемерием то, что мотивом добрых дел верующего является не желание помочь кому-либо, а желание угодить Богу и «заработать райское блаженство». Однако одно совсем не исключает другого: любовь к Богу и ближнему — главная христианская заповедь. И разве упование на награду это лицемерие?
Желание угодить любимому вполне естественно для человека. Вот сейчас, например, супруга попросила меня помочь по хозяйству, разве лицемерием будет сделать это? Разве кто-то подумает, что таким образом я хочу заработать вкусный обед?
Верующий (в христианском понимании этого слова) — это тот, кто стремится жить по воле Всеблагого Творца, тот, для кого Бог — Идеал, предел желаний и стремлений.
Одним из образов отношений человека и Бога являются отношения мужчины и женщины в браке. Разве лицемерно желание любящих сердец вступить в брак? И лицемерно ли желание верующего приобрести способность войти в Царство Божие — Царство Любви?
Если углубиться в аскетику, то можно вспомнить, что святые отцы выделяли три ступени, три уровня отношений человека с Богом — раб, наёмник и сын. Первый страшится наказания, второй — стремится к награде, третий мотивом поступков являет любовь. До высшего состояния нужно ещё дорасти.
Здесь я должен пояснить, что слово «верующий» не является синонимом слова «безгрешный». По словам святителя Тихона Задонского: Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и Святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит: в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет. В госпитале лекарь запрещает больным все то, что мешает лечению; в Святой Церкви Христос повелевает христианам воздерживаться от всего того, что их душевному исцелению и получению вечного спасения препятствует.
Каждый из нас имеет разные таланты и способности, склонности к тем или иным порокам, духовный возраст, который совсем не обязательно равен возрасту физическому. Клайв Льюис хорошо заметил: Возьмем такой пример: старая дева искренне верит в Бога, но часто ворчит, а добрейший человек в Бога не верит. Откуда мы знаем, насколько больше ворчала бы старая дева, если бы она не верила, и насколько лучше был бы добряк, если бы он верил? Чтобы судить, надо знать, с каким сырьем возится Господь в каждом данном случае.
Тем, кто более подробно желает изучить вопрос о возможности добра без Бога, рекомендую статью «Возможно ли добро без Христа».
Также можно добавить, что доброделание бывает в телесной области (одеть, накормить, обеспечить), душевной (утешить) и духовной (молитва за страждущих, духовное утешение ближнего, духовное просвещение). Один из старцев говорил: Дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая. По словам святителя. Иоанна Златоуста: Хотя бы ты раздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу.
***
​Иногда приходится встречать и такое нелепое высказывание: он атеист, но десять заповедей соблюдает. На занятиях по основам православия я всегда задаю вопрос: какие три из десяти Ветхозаветных Заповедей, данных много тысяч лет назад диким племенам, точно не соблюдает современный, даже очень культурный и образованный атеист? Кроме того, не будем забывать, что христианскими, в строгом смысле этого слова, являются девять заповедей Нового Завета, Заповеди Блаженства.
«Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов». старец Сергий (Шевич)
Один современный церковный писатель хорошо сказал: «Человек, который ведет себя хорошо», не всегда означает «хороший человек». Просто у него не было повода проявить свою подлость.
P.S. В комментариях удалось более подробно раскрыть ряд вопросов по теме данной заметки.

Что такое православный атеизм?

С утра просматривал топ ЖЖ наткнулся на пост, вот этого товарища: http://kotbayun1965.livejournal.com/profile. Не буду обсуждать его пост, потому что речь не про него. И вот, листая комментарии, я наткнулся на коммент самого автора поста, в котором он дословно пишет:
kotbayun1965
17 авг, 2014 17:10 (UTC)
Я — православный атеист. Но у меня много верующих друзей, которых я уважаю.
Фраза: я – православный атеист, повергла меня в ступор. Ну, это все равно, что сказать: я – гомофобдный пидераст, но мне любая баба даст. Погуглил. Оказывается, данный термин относительно нов, и появился всего несколько лет назад. По некоторым данным его ввел сам Лукашенко, сказав в одном из интервью «Я атеист, но я православный атеист». Покопав еще немного, я обнаружил, что последователями данного мема являются: Третьяков, покойный Капица, Пучков и многие товарищи, которые умом в совке, а телом рядом с Путиным бьют поклоны всевышнему под пиздобольство Гундяя.
Люди, заявляющее подобное, как правило, лижут у режима, при этом они не хотят терять популярности у части думающей публики. Ни для кого не секрет, что РПЦ один из главных пропагандистов путинской немытой росции. Гундяев, в каждой своей речи, так или иначе, скатывается в политическую плоскость, призывает поддерживать «царя», служить, каяться и платить. За это он, как и его, многие и многие, предшественники гарантирует сраные Райские кущи и прочие блага, от того, с кем он, по его словам, на связи.
Наша страна издревле строилась на сраной вере, которую извратили служители и цари до уровня: платите, молитесь и страдайте. Затем ее заменили на коммунизм, но суть осталась та же. Если вдуматься в России ни хуя не поменялось за тысячу лет: вера – цари – стадо. Но часть стада, не хочет им быть, они хотят быть одновременно интеллектуалами, и в то же время быть при царском корыте, а нахождение там, подразумевает служению тому или иному Богу. И неважно Иисус это или Ленин, главное символ, за которым можно вести стадо и держать его на коротком поводке. Если, говорить коротко, человек, называющий себя православным атеистом – это телок, который сосет у двух маток и меняет окрас, в зависимости от режима, веяний и конъюнктуры.
Одной рукой эти люди крестятся, другой не гнушаясь, таскают монеты из казны и в любой момент готовы достать из широких штанин давно забытый всеми партбилет, который они бережно хранят, на всякий случай. Самое смешное, что даже РПЦ и Гундяева можно назвать православными атеистами, потому что в случае смены режима, они тут же забудут «царя батюшку» и будут бить поклоны новому вождю, навязывая ему свои услуги политтехнологов с 2000 летним опытом работы. Путина так же можно вписать в этот список. Данный персонаж столько раз менял окрас в своей жизни, что возможно он самый православнутый атеист наряду с Лукашенко на постсоветском пространстве.
Как говорил великий и незабвенный: Двум Богам служить нельзя! И пока общество и народ не поймут, что православие в его нынешним виде подлежит полному уничтожению, что вождизм, царизм и другие атеизмы подлежат полному уничтожению, что Путин, Гундяев и другие призраки из прошлого с крестами на немытых шеях, так же подлежат полному уничтожению, не только они, но и все их рода, вплоть до внуков и правнуков, мы так и будем жить в жопе. В жопе Мира, под названием: вонючая и немытая Путинская расЦия…