Атеисты в мире

Религии мира: численность верующих

Численность последователей основных религий мира

Религия тыс. человек %
1 Христиане 2 280 500 33,02
2 Мусульмане 1 560 000 22,59
3 Индуисты 950 000 13,75
4 Агностики 650 000 9,41
5 Буддисты 470 000 6,80
6 Китайская религия 450 000 6,52
7 Народная религия 260 000 3,76
8 Атеисты 138 000 2,00
9 Новые религии 64 000 0,93
10 Сикхи 24 000 0,35
11 Иудеи 14 600 0,21
12 Спиритисты 13 800 0,20
13 Даосы 8 500 0,12
14 Бахаи 7 400 0,11
15 Конфуцианцы 6 500 0,09
16 Джайны 5 300 0,08
17 Синтоисты 2 770 0,04
18 Зороастрийцы 180 0,00
19 другие 1 300 0,02
Мир, всего 6 906 850 100

В таблице приведено примерное усредненное количество последователей религий в 2010 году на основе данных из трёх источников — Энциклопедии «Религии мира» Дж. Мелтона, Энциклопедии «Британника» и отчёта американского исследовательского центра Pew Research Center (PRC).

Китайская народная религия или шэнизм — комплекс религиозных представлений, сложившихся в ходе исторического развития китайской цивилизации. Является эклектическим сочетанием религиозных верований и практик, основанных, прежде всего, на почитании предков и сил природы, добрых и злых духов, а также Неба, которое оказывает влияние на общество и правителей. Имеет множество региональных форм, происходящих от разных источников; примерно к XI веку сложился синкретизм, основанный на буддийских представлениях о карме и перерождении, а также даосском учении об иерархии богов.

Народная религия (англ. Folk religion, англ. popular religion; «коренная (местная) религия» англ. vernacular religion) — понятие используемое в религиоведении, социологии религии и фольклористике для обозначения различных форм и проявлений религии, которые отличаются от официальных доктрин и практик институциональных (организованных) религий
Примеры народных религий, связанных с основными религиями — народное христианство, народный ислам, народный индуизм и другие.

Агностицизм. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности
Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём. Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу
Спиритуализм (от лат. spiritualis «духовный» ← spiritus «дух») — религиозно-философское течение, в основе которого — вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов
Спиритисты в данной статье выделены в отдельную группу, хотя некоторые источники относят их к новым религиозным движениям. К данной группе относятся различные афро-американские, афро-карибские и афро-бразильские религии (вуду, палерия, покомания, растафарианство, сантерия, умбанда, шангоизм и др.)
Баха́и (бахаизм, бехаизм) (араб.»Баха» — «слава», «свет», «блеск», «великолепие») — монотеистическая религия. Её основатель Бахаулла (1817—1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба. Всемирный центр находится в Хайфе.
Учение бахаи основано на учениях Баба и Мирзы Хусейн Али (назвавшегося Бахауллой). Главные темы: единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних явлений Бога, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия — «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем», аналогично тому, как в Коране «исламом» называется любая религия откровения.

Краткая информация о численности основных религий

Ислам
Не существует общепринятых классификаций течений в исламе.
Отчёты, выпускаемые Pew Research Center, делят мусульман на суннитов (87—90 % всех мусульман в 2009 году) и шиитов (10—13 %). При этом, авторы исследований признают, что в исламе есть и другие группы, а также обще-исламское течение суфизм.

«Всемирная христианская энциклопедия» (World Christian Encyclopedia, WCE) делит ислам на следующие 3 течения:

сунниты (84,4 % от всех мусульман). Согласно источнику, свыше половины суннитов (53 %) придерживаются ханафитской правой школы; сторонники шафиитского и маликитского мазхабов составляют соответственно 24 % и 22 %. Самый малочисленный мазхаб — ханбалиты насчитывают 2,3 млн последователей. Среди суннитов источник отдельно выделяет представителей сектантского суннизма — ваххабитов (7 млн).

шииты (14,3 % мусульман). Преобладающим направлением в рамках шиитского ислама являются иснаашариты (более 80 %, цифра включает и усулитов и ахбаритов). Низариты и мусталиты в совокупности представляют второе по численности движение в шиитской ветви ислама — исмаилизм (14 % всех шиитов). Зейдиты (вместе с нуктавитами) объединяют почти 5 % всех шиитов. Остальные шиитские движения (алавиты, шейхиты, Ахл-е Хакк, бекташи и др.) крайне малочисленны.

исламские схизматики (1,3 % мусульман). В данную группу включены различные, не связанные между собой, исламские секты. Крупнейшей среди представленных в этой группе организаций является ахмадие (8 млн в 2000 году). Чёрные мусульмане (Нация ислама, Мавританский научный храм, Пятипроцентники, Объединённая нация ислама, Американское общество мусульман) в 2000 году насчитывали 1,65 млн сторонников. Энциклопедия включает в группу исламских схизматиков ещё две категории: хариджитов (1,64 млн, все они — ибадиты) и друзов (834 тыс.).

Индуизм
Современный индуизм распадается на 5 основных направлений:
вайшнавизм — ~ 68 % всех индуистов.
шиваизм — 26 %
шактизм — 3 %
реформированный индуизм (общество Рамакришны, движения Арья-самадж, Брахмо-самадж и др.) — 4 млн человек (0, 5 % индуистов).
неоиндуизм (Трансцендентальная медитация, Ананда марга, Центр Шри Чинмоя, Общество божественной жизни, Брахма Кумарис, Международное общество сознания Кришны, Миссия божественного света и др.) — 15,2 млн адептов новых религиозных движений

Буддизм
Буддизм не является единой религией и распадается на сотни школ.
Принято выделять 3 основных направления в буддизме:
Махаяна (Великая колесница) -56 % буддистов мира.
Тхеравада -38 % буддистов мира.
Тибетский буддизм — 6 % буддистов.

Иудаизм
Иудаизм распадается на ортодоксальный (традиционный), реформистский (прогрессивный), консервативный, реконструктивистский. Иногда отдельно выделяют хасидизм, иногда его определяют в ортодоксальный иудаизм. Иногда в иудаизме выделяют сектантский иудаизм (самаритяне, караимы) и маргинальный иудаизм (чёрный иудаизм и др.). Место мессианских евреев, занимающих промежуточное положение между христианством и иудаизмом, в конфессиональной классификации спорно.
Во «Всемирной христианской энциклопедии» верующие иудеи разделены на субэтнические группы. Согласно подобной методике, группами внутри иудаизма являются:
Ашкеназы — 11 млн
Мизрахим — 2,4 млн
Сефарды — 1 млн
Караимы — 24 тыс.
Самаритяне — 0,5 тыс.

Другие религии
На протяжении всего XX века доля последователей традиционных религий и верований неуклонно падала. Однако в конце XX века традиционные верования обратили на себя внимание возрождением европейского язычества (неоязычество). Очевидно, что данная группа включает в себя тысячи различных религиозных традиций, весьма слабо связанных между собой. Тем не менее, иногда верующих традиционных религий делят на две основные группы: анимисты (95 %) и шаманисты (5 %).
Большинство последователей этнических религий проживают в Азии (133,7 млн) и Африке (92 млн); при этом в Африке они составляют более 10 % населения континента. В Латинской Америке сторонники данных религий насчитывают 3,3 млн последователей, в Северной — 1,6 млн, в Европе — 1,2 млн и в Океании — 293 тыс.

От традиционных народных верований следует отличать новые религиозные движения (НРД) и синкретические секты, несмотря на то, что большинство из них имеют этническую основу (так, различают американские, европейские, японские, корейские, вьетнамские НРД, синкретические культы индейцев и негров Америки и др.). Классификация новых религий, как и вопрос об их границах, остаются весьма дискуссионными. Азия является континентом, на котором проживают большинство (58 млн) адептов новых религий. Немало их и в обеих Америках; в Северной — 1,69 млн, в Латинской — 1,46 млн. На остальных континентах их численность невелика: 353 тыс. в Европе, 107 тыс. в Африке и 85 тыс. в Океании.

К группе спиритистов относятся различные афро-американские, афро-карибские и афро-бразильские религии (вуду, палерия, покомания, растафарианство, сантерия, умбанда, шангоизм и др.). Подавляющее большинство спиритистов (87 %) проживают в Латинской Америке. Следует отметить, что границы между спиритизмом и другими религиями (в первую очередь — христианством) весьма неопределённы.

Сикхизм распадается на ортодоксальный сикхизм и сектантский сикхизм, включающих в себя десяток различных реформаторских групп и сект. Большинство сикхов проживают в Индии (22,9 млн); в остальных азиатских странах насчитывается 400 тыс. сикхов. Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке (680 тыс.) и Европе (406 тыс.).

Несмотря на свою малочисленность, бахаи являются одной из наиболее дисперсно представленных религий мира. Азиатская община бахаи насчитывает 3 млн последователей, африканская — 1,7 млн. На остальных континентах численность бахаистов незначительна: Северная Америка — 786 тыс., Латинская Америка — 527 тыс., Европа — 134 тыс., Океания — 87 тыс.

Джайнизм делится на две основные ветви — дигимбару и шветамбару. Подавляющее большинство джайнов (5,5 млн) проживают в Индии; в остальных азиатских странах насчитывается лишь 13 тыс. джайнистов.

Определить численность конфуциан крайне затруднительно, в первую очередь из-за поликонфессиональности китайцев, являющихся конфуцианами и сторонниками китайской народной религии одновременно. Считается, что всего за пределами Китая (в первую очередь в Корее) проживают 6,5 млн конфуциан. За пределами Азии (6,25 млн) численность конфуциан незначительна. В Северной Америке проживают 142 тыс. сторонников этой религии, в Океании — 40 тыс., в Европе и Африке — по 18 тыс.,

Синтоизм делится на два основных течения — храмовый синтоизм и сектантский синтоизм. Последний объединяет десяток синтоистских сект и общин. Оценить численность синтоистов крайне затруднительно из-за поликонфессиональности японцев. Подавляющее большинство сторонников синто проживают в Азии; за её пределами крупные общины синтоистов существуют лишь в Северной и Латинской Америках (62 тыс. и 7 тыс. соответственно).

Подавляющее большинство даосов также проживают в Азии, в первую очередь — в Китае и Вьетнаме. За пределами Азии небольшие общины даосов существуют в Северной Америке (12 тыс.) и Океании (4 тыс.)

В 2000 году численность езидов оценивалась в 226 тыс. человек (в 10 странах). Половина из них проживает в Ираке, остальные — в Иране, Турции, Сирии, Армении, Грузии. Небольшие общины езидов можно встретить в США, Канаде, России и Германии.

Численность мандеев оценивается в диапазоне от 15 до 20 тыс. человек; до недавнего времени все они проживали лишь в Ираке и Иране. Благодаря эмиграции небольшие общины мандеев появились в Сирии, Иордании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых европейских странах (Великобритании, Швеции и Нидерландах).

Численность христиан по направлениям христианства

Направления млн. человек
Католики 1200
Протестанты 800
Православные 300
Маргинальные христиане 33

Католицизм
Большая половина всех христиан (более 1,2 млрд) является католиками. При этом, подавляющее большинство католиков относится к Римско-католической церкви (1,214 млрд). В это число входят и католики восточных обрядов (17,4 млн).

Протестантизм
Вторым (по числу верующих) направлением христианства является протестантизм. В настоящее время в мире насчитывается ок. 800 млн протестантов. В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах протестанты составляют большинство населения. К протестантам обычно относят:
исторические протестантские церкви (англикане, лютеране, реформатские церкви);
протестантские конфессии, возникшие в рамках постреформационных движений (баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники);
прихожан объединённых протестантских и не-деноминационных церквей;
верующих независимых африканских движений;
другие деноминации (Новоапостольская церковь и некоторые другие, принадлежность которых к протестантизму является спорным вопросом).

Православные и древневосточные церкви
Третье крупное направление внутри христианства условно объединяет верующих православных и древневосточных церквей. Данную группу можно разделить на три подгруппы: каноническое православие (180—227 млн), иные православные группы (17 млн) и дохалкидонские церкви (70 млн).

15 православных автокефальных церквей по числу верующих

N Церковь По данным энциклопедии «Религии мира» (2010 год) По данным сайта St John’s Orthodox Church, Colchester
Русская православная церковь 90—120 000 000 164 000 000
Румынская православная церковь 18 800 000 18 800 000
Элладская православная церковь 9 000 000 10 000 000
Сербская православная церковь 8 000 000 8 000 000
Болгарская православная церковь 6 350 000 6 500 000
Грузинская православная церковь 3 600 000 3 500 000
Константинопольская православная церковь 3 500 000 2 800 000
Православная церковь в Америке 1 000 000 100 000
Антиохийская православная церковь 750 000 900 000
Кипрская православная церковь 654 000 650 000
Польская православная церковь 555 000 600 000
Албанская православная церковь 400 000 300 000
Александрийская православная церковь 250 000 1 500 000
Иерусалимская православная церковь 200 000 130 000
Православная церковь Чешских земель и Словакии 75 000 110 000

Прочие православные группы
Примерно 17 млн православных верующих входят в церкви и движения, не признанные мировым (каноническим) православием. Условно, их можно разделить на:
Древлеправославные течения (старообрядцы всех согласий и толков, 2,5 млн;)
Старостильные церкви (4 млн, более 30 течений);
Непризнанные национальные и независимые автокефалии (10 млн, 75 течений);
Реформированные православные церкви (харизматические, либеральные, эсхатологические и эзотерические группы).
Древневосточные церкви
В настоящее время древневосточные церкви делятся на две различные группы:
1) Несториане, отказавшиеся признать Третий Вселенский Собор и, соответственно, все последующие Вселенские соборы. Современные несториане представлены двумя организациями:
Ассирийская церковь Востока — 500 тыс..
Древняя Ассирийская церковь Востока — 55 тыс.
2) Монофизиты и миафизиты, отказавшиеся от догматических определений Четвёртого Вселенского Собора — Халкидонского Собора. Поэтому их именуют дохалкидонскими церквами. В эту группу включены:
Армяно-григориане:
Армянская апостольская церковь — 9,3 млн (в том числе Эчмиадзинский католикосат — 8 млн и Киликийский католикосат — 1,3 млн);
Яковиты:
Маланкарская православная сирийская церковь — 2 млн);
Независимая Якобитская Церковь Малабара — 21 тыс.;
Сиро-яковитская православная церковь — 1,43 млн;
Копты, эфиопы и эритрейцы:
Коптская православная церковь — 12 млн;
Эритрейская православная церковь — 2 млн;
Эфиопская православная церковь — 39 млн.
Реформированные монофизиты:
Церковь святого Фомы — 1,5 млн

Сколько атеистов в России: статистика верующих, процентное соотношение

Атеизм происходит от греческого слова, обозначающего безбожность, это определенное мировосприятие. Оно основывается на утверждении о материальности мира. Законы природы и явления объясняет с научной точки зрения, без привлечения Бога (богов) и иных сверхъестественных сил.

Кто такие атеисты?

Атеисты – это люди, которые убеждены в том, что каких-либо сверхъестественных мировых начал нет. При этом считают своим долгом убедить окружающих в своих воззрениях. Личная позиция конкретного человека не превращает его в атеиста, так как последний ее активно должен проявлять. Он не отвергает религию пассивным образом – активно противодействует ей.

Атеистов надо отличать от агностиков и антиклерикалов.

Агностик – это лицо, не имеющее каких-либо суждений в отношении сверхъестественного. Их представителям совершенно безразлично присутствие либо отсутствие Бога. При этом агностики бывают двух видов. Первые вообще не интересуются религиозными вопросами. Вторые – это те, которые размышляли, искали для себя объяснение тем или иным процессом применительно к сверхъестественным проявлением, однако ответа не получили.

Антиклерикалы – лица, негативно относящийся к организованным религиозным структурам. Для них неприемлемы какие-либо объединения верующих. Атиклерикал уверен в том, что участие людей в религиозных структурах приводит к ухудшению их жизни и жизни окружающих. Вследствие этого с организованными религиозными формами веры надо осуществлять борьбу, понижать их влияние и авторитет.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что на вопрос о том, сколько атеистов в России, статистика отвечает: немного. Тех, кто ведет активную детальность, обладая четким атеистическим мировоззрением, в обществе мало. Обычно к атеистам относят антиклерикалов, которые в обиходе называют себя атеистами. Однако это совершенно неверно.

Краткая историческая справка

Религия и атеизм уходят своими корнями в далекое прошлое. Они неразрывно связаны друг с другом. И возникли практически одновременно. Их взаимоотношения богаты событиями, в том числе и полными трагизма.

Так, исследователи христианской религии отмечают, что слово “атеист” в Новом Завете упоминается всего лишь один раз. Обозначает людей, которые лишились истинного Бога. Неверующих, язычников, относили к тем, кого постигло великое несчастье. Издавна считалось, что человек нормальный Бога знать должен и воздавать ему. Атеизм воспринимался как ненормальное явление, связанное в том числе с человеческими психическими недугами.

Современное состояние атеизма

Современная западная цивилизация отличается тем, что интерес к религии среди населения падает. Это касается всех слоев населения. Фиксируется снижение посещаемости храмов, увеличение числа лиц, причисляющих себя к атеистам и агностикам. В рядах верующих религия утрачивает верхние позиции, не находится в числе главных внутренних факторов.

Основными приверженцами религиозного мировоззрения остается немногочисленное население сельской местности. Представители атеизма, которых становится все больше, активно пропагандируют, что религиозность населения — это недостатки образования и знаний, склонность к отказу воспринимать достижения науки и техники.

Противоположную ситуацию можно наблюдать в развивающихся странах, в том числе в республиках бывшего СССР. В африканских государствах, в странах Ближнего Востока фиксируется значительный рост религиозности, зачастую проявляющийся в формах фундаментализма и фанатизма. Атеистическое мировоззрение в этих регионах признается преступлением, за которое может последовать наказание. Так, богоотступников в Пакистане может ожидать смертная казнь.

Возрастание роли религии в России

Атеистическое движение в России, странах СНГ можно охарактеризовать как неразвитое, вынужденное существовать в сложных условиях. После того как господствующая коммунистическая идеология, проповедующая официально атеизм, потерпела фиаско, идеологический маятник качнулся в противоположную сторону. В общественном сознании стало превалировать неприятие атеизма. Сколько атеистов в России испытали на себе эти изменения, можно только предполагать.

Так, в стране фиксируется возрастание влияния Русской православной церкви (РПЦ), ее настойчивое и удачное сращивание с органами власти и управления. Более того, в общественном сознании фиксируется всплеск интереса к астрологии, лженаукам, мистическим верованиям.

Сколько верующих и атеистов в России

По информации, предоставленной СМИ от МВД РФ, которое осуществляет учет посредством мониторинга посещающих общественные религиозные мероприятия, верующих в России около 1 % населения.

Всего же в стране официально прошли регистрацию несколько десятков религиозных структур. Сколько атеистов в России на сегодня, объединенных в структуры, установить сложно. Большинство из них стараются не слишком афишировать свою деятельность, ограничиваясь активной работой в СМИ и Internet.

Количество лиц, которые состоят в них, неизвестно. Современные законы государства разрешают им не предоставлять сведения об их членах. Узнать точное количество, сколько атеистов в России, также невозможно.

Однако независимые социологические источники показывают следующую картину по российскому обществу.

К православным верующим относят себя чуть более 70 % взрослого населения страны. Верующими иных направлений христианской религии считают себя 1,2 % населения. Мусульмане, буддисты, иудаисты – это 6,65 % жителей России. 12,6 % – представители иных религий.

Сколько процентов атеистов в России? Статистика уверяет: 7,3 %.

Всероссийские независимые опросы также фиксируют, что наибольшее число лиц, относящих себя к атеистам, проживает в следующих регионах: Приморский край – 35 %; Алтайский край – 27 %; Республика Саха (Якутия) – 26 %; Новосибирская область – 25 %; Амурская область – 24 %.

Приведенные данные, возможно, неточны, однако в большей степени отражают реальную картину.

При этом осуществить подсчет того, сколько атеистов в России за всю историю государства, невозможно даже приблизительно.

Конституция России о религии и атеизме

Необходимо также отметить, что получить точную информацию о том, сколько атеистов в России, запрещает Конституция страны. Этим главным законом установлен светский характер государства. Какая-либо религия не может стать обязательной либо государственной.

Статья 19 Конституции устанавливает равенство всех религиозных структур перед законом, а также то, что от государства они отделены. 28-я статья гарантирует, что в стране установлено свободное вероисповедание. Каждый имеет право исповедовать любую веру, свободно ее и распространять, действовать в соответствии с ее нормами.

По религиозным признакам дискриминация в России запрещена. Конституционный закон подчеркивает, что никто не может быть принужден к участию в деятельности религиозных структур. Недопустимо вовлекать малолетних в религиозные объединения. Нельзя обучать их религиозным догмам вопреки их желанию и без согласия родителей.

Направления деятельности атеистических структур

В современной России атеистическое движение представлено рядом общественных организаций и неформальных объединений. Свои основные цели деятельности они видят в защите светского устройства российского государства, воспрепятствовании клерикализации общества, в осуществлении публичной критики религии, их представителей, а также в защите атеистического мировоззрения, имеющего право на существование. Они активно используют возможности СМИ и Internet. Сколько атеистов в России задействовано в этой работе? Наверное, все.

Общеобразовательные направления деятельности атеистов

Общеобразовательные мероприятия представляют собой ряд направлений, посредством которых осуществляется охват как можно более значительной части населения. При этом атеисты стремятся побудить аудиторию к логическому мышлению, адекватному восприятию научных достижений, умению критически осмысливать так называемые сверхъестественные явления.

Общеобразовательные задачи реализуются атеистами с позиций научного метода, который объясняет устройство мира. При этом осуществляется работа, направленная на популяризацию знаний по истории религий. Раскрывается происхождение религиозных верований, в основе которых лежит исключительно человеческая деятельность.

Общественно-политическое направление

Общественно-политические задачи – это ряд мероприятий, направленных на обеспечение защиты светского характера общества. Вследствие того что основной религиозной структурой в России является РПЦ, упор деятельности атеистов направлен на недопущение усиления ее влияния в сферах государственной деятельности и общественной жизни.

При этом особое внимание уделяется:

  • недопущению проникновения религии в государственное образование;
  • противодействию попыткам вывести из школьных программ элементы эволюционных теорий либо осуществлять их преподавание совместно с религиозными дисциплинами;
  • формированию негативного отношения общества к попыткам сделать теологию дисциплиной ВАК (высшая аттестационная комиссия), что подразумевает признание ее официальной наукой;
  • принятию мер по противодействию внедрения в сознание общества мысли о том, что православие — это единственное правильное мировоззрение;
  • недопущению позиционирования православия как государственно образующей религии, вследствие чего формируется утверждение о том, что Россия – православное государство;
  • недопущению внедрения в законы страны религиозных догм, таких как запреты на аборты и т. п.;
  • проведению работы, направленной на запрет передачи религиозным структурам государственных зданий и сооружений, вследствие чего происходит выселение из них музеев, театров, организаций;

  • недопущению использования государственных средств в рекламе религиозных организаций. Исключению случаев участия представителей духовенства в государственных мероприятиях;
  • противодействию фактам закрепления религиозных (в основном православных) праздников в качестве государственных;
  • инициированию принятия государством норм, запрещающих использование в государственной символике религиозных терминов. В том числе и упоминание Бога в государственном гимне.

Религия в современном мире – это реальность. Ей противостоит атеизм, являющийся системой взглядов, научно доказывающих отсутствие Бога и его участие в сотворении мира и человека. Сколько атеистов в России и верующих ежедневно сходятся в баталиях, трудно представить. И никто из них не признает правоту противостоящего.

В этом противостоянии Россия находится в неустойчивом состоянии, балансируя между противоположными мировоззрениями. При этом с большой степенью вероятности победа достанется внутренней религиозности, которая наилучшим образом приспособлена к современным реалиям.

Топ 10 | Самые «неверующие» страны мира

10 Эстония

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 49%
  • Население: 1 317 797
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 645 720

Христианство, которое пришло в Эстонию в XI веке, не прижилось среди простого народа. В советское время религиозность подавлялась. Когда Эстония в 1991 году обрела независимость, верующих людей в стране было немного. Такой ситуация остается и по сей день. Правда, возрождается популярность древних эстонских верований.

9 Южная Корея

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 52%
  • Население: 50 700 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 26 364 000

Лишь чуть менее половины жителей Южной Кореи причисляют себя к сторонникам какого-либо вероисповедания. Основные религии в Южной Корее — традиционный буддизм и относительно недавно проникшее в страну христианство. В Южной Корее очень сильны так называемые «новые религии», такие как Чхондогё. Существует также небольшое мусульманское меньшинство.

8 Франция

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 54%
  • Население: 67 032 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 36 197 280

Во Франции еще сохранился целый пласт католических традиций – улицы здесь все еще носят имена святых, а церкви возвышаются повсюду. Но атеизм во Франции имеет давние традиции, и стал здесь неким «национальным достоянием». Здесь, как и в США, отделение церкви от государства было одним из основных требований революции, в результате которой и возникло нынешнее демократическое государство. В 1905 году во Франции был принят закон об отделении церкви от государства, и с тех пор принципы светскости стали чуть ли не основными ценностями французского общества. Во Франции также законом запрещено проповедовать религию в школах.

7 Финляндия

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 60%
  • Население: 5 505 575
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 3 303 345

До конца XIX века финны могли исповедовать только одну из государственных религий – либо лютеранство, либо православие. И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства. Особенно быстро процесс секуляризации идет в крупных городах, и лидеров в этом двое – Хельсинки и Темпере. Впрочем, процесс секуляризации начался в Финляндии не сегодня, но после Второй Мировой Войны он получил поистине гигантский размах.

6 Чехия

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 61%
  • Население: 10 579 067
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 6 453 230

Население многих бывших социалистических стран за последние годы массово бросилось реанимировать свои запрещенные ранее религии, что говорит о том, что продвигать атеизм в командном порядке – не самый эффективный метод. Однако Чешская республика оказалась исключением из правил. Здесь не прослеживается отката к религиозным верованиям, и лишь 21% населения считает, что религия играет важную роль в их жизни. В отличие от большинства восточноевропейских стран, Чехия занимает достаточно высокое место в ООНовском «индексе человеческого развития». Эта страна не настолько погрязла в коррупции и авторитаризме, которые господствуют в других бывших социалистических государствах – в России, например.

5 Япония

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 65%
  • Население: 126 740 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 82 381 000

Как и в большинстве стран восточной Азии, религия в Японии сохранилась не столько, как вера, сколько на уровне соблюдения национальных традиций. Поэтому лишь 25% японцев считают, что религия занимает важное место в их жизни. В Японии не принято считать, что человек вообще должен принадлежать к какой-то церкви или обязательно исповедовать какую-то религию. Те же японцы, которые еще исповедуют традиционную японскую религию – смешение синтоизма с буддизмом – практикуют религиозные культы в форме менее формализированной, чем в монотеистических религиях Запада, что создает атмосферу минимального давления общества на атеистов – и последние, соответственно, чувствуют себя в Японии вполне вольготно.

4 Норвегия

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 72%
  • Население: 5 267 146
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 3 792 345

Поскольку есть строгая корреляция между самыми счастливыми и наименее религиозными странами, то вполне естественно, что Норвегия возглавляет оба этих списка. Отношение между индексом счастья и уровнем религиозности населения несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, люди действительно менее религиозны, когда они менее нуждаются в чем-либо. С другой – атеизм процветает именно в тех странах, где люди традиционно доверяют своим правительствам за то, что те проводят социально-ориентированную политику и относительно справедливо распределяют экономические блага. Если у вас высок уровень доверия своему государству и своим согражданам, то вера в бога отходит на задний план.

3 Дания

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 80%
  • Население: 5 756 170
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 4 604 936

Тройку стран, избавившихся от религиозных догматов, открывает Дания. В этой стране даже разрешили публично сжигать Кораны и Библии. В парламенте королевства пояснили, что не видят необходимости в специальных законах, защищающих веру от тех или иных открытых высказываний. «Религия не должна диктовать то, что разрешено, и то, что запрещено заявлять публично. Это дает ей совершенно несправедливый приоритет в обществе».

2 Вьетнам

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 81%
  • Население: 92 700 000
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 75 087 000

Свобода веры во Вьетнаме формально закреплена конституцией, однако на многие религиозные общества наложены ограничения, особенно если государство считает какую-нибудь из них угрозой авторитета коммунистической партии. В 2007 году официально разрешены буддизм, католичество, протестантизм, ислам, каодай, хоахао, а вера бахаи получила разрешение на религиозную деятельность вместе с двумя другими религиями и одной сектой. Несмотря на попытки вьетнамского государства улучшить свой образ в глазах мирового сообщества за счёт религиозных свобод, несколько религиозных лидеров заявляли о продолжающейся дискриминации. Борец за религиозные свободы Нгуен Хонг Куанг был арестован в 2004 году, а его жилище сровняли с землёй. Христиан-тхыонгов продолжает притеснять государство. Антирелигиозная политика Вьетнама привела к столь высокому проценту неверующих.

1 Швеция

  • Процент атеистов/агностиков/неверующих: 85%
  • Население: 10 046 200
  • Кол-во атеистов/агностиков/неверующих: 8 539 270

Швеция — одна из самых секулярных стран мира. Привыкшие к порядку шведы часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству. Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа. Согласно статистике, собранной Филом Цукерманом, 85% шведов считают себя неверующими. Это один из самых высоких показателей «неверия», зафиксированных на Земле. Фил Цукерман сделал еще один интересный вывод: большинство наиболее секулярных стран характеризуются высоким жизненным уровнем, хорошо образованным населением и личной свободой, тогда, как наименее секулярные страны — низким жизненным уровнем, угнетением женщин и дефицитом личной свободы.

Источник: статистические данные социолога Фила Цукермана.