Атеизм, что это?

Чем характеризуется атеистическо-материалистическое направление?

Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751) Полковой врач и философ, который выступал с атеистически-материалистических позиций. Он полностью отвергал идеализм и теологию и считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи. И поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге. Данную позицию Ламетри обосновывает в работе «Естественная история души» (1745).
Ламетри выступал за полную познаваемость мира. Главную роль в познании отводил органам чувств. Будучи утилитаристом, он полагал, что смысл жизни человека состоит в его личном счастье. Частную собственность он воспринимал как гарантию свободы человека, а идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
Можно отметить, что Ламетри в какой-то степени поддерживал идеи Декарта относительно машинообразности телесных функций. Он полагал, что человек со всеми его душевными способностями является чувствующим, мыслящим и стремящимся к наслаждениям автоматом, что, безусловно, является явным упрощением реальной картины. В качестве доказательства он приводит довольно убедительные данные об анатомическом сходстве человека и животных. Он считает, что все психические функции имеют телесное происхождение и порождаются материальными процессами.
Ламетри показал преемственность видов в растительном и животном мире. Он доказал, что растения, животные и человек образуют лестницу с незаметными ступенями, которые природа проходит постепенно одну за другой. Кроме того, Ламетри предсказал существование зоофитов – организмов, промежуточных между растениями и животными, что на самом деле соответствует действительности и позднее было обнаружено учеными. В работе «Человек-машина» (1748) данные идеи Ламетри получили полное философское обоснование.
И, наконец, Ламетри вошел в историю философии еще и тем, что ввел понятие «потребность», хотя считал основными потребностями человека биологические (в пище и наслаждениях). Он утверждал, что счастье человека состоит в удовлетворении именно биологических потребностей и телесных удовольствий. В последнем утверждении, конечно, кроется слабость и ограниченность его концепции.
Клод Гельвеций (1715 – 1771) – выдающийся французский философ и психолог, предпринявший одно из самых значительных исследований умственных способностей человека в эпоху Просвещения.
В трактате «Об уме» (1758) он доказал, что наиболее важной предпосылкой формирования способностей ума является обладание развитыми чувствами. Иными словами, человек должен иметь хорошо сформированные сенсорные способности, поскольку ум – это способность замечать и понимать отношения между предметами, которая зависит от памяти, внимания и общей эмоциональности человека.
Гельвеций заметил, что люди становятся глупыми, когда они перестают быть охваченными страстью. Он писал: «…люди похожи на деревья одной породы, семена которых, будучи абсолютно одинаковыми, вырастают в бесконечное множество разнообразных форм, ибо никогда не попадают в одинаковую землю и не испытывают на себе совершенно одинакового действия солнца, ветров, дождя».
Надо отметить, что очень многие идеи, высказанные Гельвецием в его трактате «Об уме» не потеряли актуальности и до сегодняшнего дня. Например идея о том, что один ум способен понять второй ум только в пределах своих возможностей. То есть если, образно говоря, один умен на 100 %, а другой только на 20%, то этот другой поймет первого лишь в пределах своих 20%. Остальное он не заметит и даже не будет догадываться о его существовании.

Что такое атеизм? Символы атеизма

Сегодня многие люди, когда слышат слово «атеист», считают, что этот человек постоянно должен пребывать в конфликтах с представителями различных религиозных конфессий. Но на самом же деле это совершенно не так, ведь тогда, когда присутствует слепая вера, разум отсутствует либо же просто спит.

Однако, если применить логику и проанализировать именно согласно религиозному ракурсу: должен ли человек, чтобы управлять другими людьми, слепо верить в различные древние мифы, написанные еще в бронзовом столетии? Либо же сегодня настало то время, в котором правит свобода мыслей, убеждений и научных мышлений?

Уникальность каждой религии

Удивительно, но даже квалифицированные специалисты не могут назвать четкое число религий, которые сегодня существуют во всем мире. К примеру, только христианство имеет более тридцати тысяч всевозможных направлений, причем приверженцы каждого уверены, что истинное учение — именно их учение.

Эти религии представлены в различных ветках баптистов, пятидесятников, кальвинистов, англикан, лютеран, методистов, старообрядцев, анабаптистов, пятидесятников и других. Однако в настоящее время существует и другое весьма распространенное направление — атеизм. Его приверженцы не попадают ни в одну из этих категорий. Поэтому вопрос о том, что такое атеизм, довольно актуальный.

Несмотря на такое разнообразие различных религий, попасть в рай одной из них невозможно, чтобы тут же не оказаться в аду всех остальных. Каждая религиозная конфессия, из существующих сегодня, противоречит всем другим в таких моментах, как создание Земли, происхождение человека, возникновение добра и зла и так далее. Кроме того, различные религиозные течения сравнивают свои мистические приобретения, при этом доказывая, что все галлюцинации или психические расстройства служат аргументом подлинности.

Но всем известно, что чудес не бывает. Люди, являющиеся жителями Индии, которые были воспитаны в этой характерной культуре, непосредственно перед смертью представляют Шиву с шестью руками. Европейцы же видят ангелов и бесов, изображенных на католических фресках. Аборигены, проживающие в Австралии, утверждают, что реально встречались с Великой Матерью.

Таким образом, Священные Писания разных религий имеют массу противоречий. При этом многочисленные деноминации предоставляют довольно противоречивые изображения богов с их предписаниями. Так как вся эта информация не может быть истинной одновременно, то божественных существ, относящихся к современным религиям, просто нет.

Понятие атеизма

Что такое атеизм на самом деле, известно далеко не всем. Вообще, это слово имеет греческое происхождение. В нем присутствует две части: а — переводится, как «не», (отрицание), и теос — «бог». Из этого следует, что значение этого термина состоит в отрицании всяческих богов, каких-либо сверхъестественных существ и сил, другими словами — это безбожие. Еще можно сказать, что атеизм является системой взглядов, которые доказывают несостоятельность аргументов каждой религии.

Как правило, атеизм тесно связан с понятием материализма. Поэтому недаром уже довольно долгое время символом атеизма считается эмблема атома. Это объясняется тем, что в природе все материи состоят из атомов, отсюда и появился такой специфический символ атеизма. И это неудивительно, так как это понятие тождественно с материализмом.

Атеизм состоит из философской, исторической, естественно-научной критики религий. Цель — раскрыть их фантастический характер. В действительности сказать однозначно, что такое атеизм, невозможно, так как это довольно сложное понятие. Так например, атеизм раскрывает социальную сторону религий, а с точки зрения материализма может объяснить, каким образом и благодаря чему появляется религиозная вера, а также поясняет роль религии в обществе и методы ее преодоления.

Процесс развития атеизма характеризовался рядом исторических этапов и характерных направлений. Среди них были такие довольно распространенные виды, как античный, свободомыслие при феодальном мире, буржуазный, русский революционно-демократический и так далее. Самым законным последователем атеизма всех эпох являлось марксистско-ленинское учение.

Индивидуальные защитники некоторых религий, которые до конца не имеют четкого представления о том, что такое атеизм, утверждая, что этого понятия раньше не было вообще, а придумали его коммунисты. Но это совершенно неверно. Атеизм является вполне законным результатом развития передовых мыслей всего человечества.

Сегодня имеется два основных вида атеизма — это стихийный и научный. Приверженцы первого варианта просто отрицают бога, следуя здравому смыслу, а второго — опираются на четкие данные науки.

Понятие стихийного атеизма

Автор атеизма стихийного, возникшего раньше научного — это простой народ. Именно поэтому этот вид смело можно считать признанным и народным. Проявляется он, как правило, в устном народном творчестве (различные былины, всевозможные сказания, песни, поговорки и пословицы). Здесь отражались главные принципы убеждения в том, что все религии служат богатым людям, которые являются эксплуататорами. Выгодны они только богачам и духовенству. Среди многочисленных поговорок, дошедших и до сегодняшнего времени, самые известные — это «Мужик с сошкой, а поп — с ложкой», «Бог богатых любит».

Испокон веков символ атеизма был характерен всему русскому народу. Одна из существующих былин даже вывела общий образ известного вольнодумца Васьки Буслаева, который восстал против присутствующей тогда несправедливости и различных религиозных предрассудков. Он верил только в себя, а враждебная людям религиозная сила в этой былине представлена в виде страшилища-пилигримища. Васька Буслаев бил по церковному колоколу, который находился на голове у этого чудища.

Понятие научного атеизма

Научный воинствующий атеизм постепенно развивался по мере накопления знаний о природе, социальном обществе и мышлении человека. В каждой эпохе рождались мужественные и гордые люди, которые, несмотря на гнев священнослужителей, не страшились всяческих гонений и различных преследований. Они противопоставляли религиям силу науки.

Научный атеизм является важнейшей стороной материалистического мировоззрения. Так как это философская наука, в процессе объяснения сущности и критики религии она выходит из исторического материализма. При этом основная сила научного атеизма состоит не именно в критике самой религии, а в том, чтобы утвердить здоровые основы общей духовной жизни всего общества, а также каждого человека.

Виды атеизма

В человеческой культуре выявляются два вида атеизма:

  1. Воинствующий атеизм (материалистический), приверженцы которого прямо заявляют, что Бога нет и все рассказы о нем — это вымыслы людей. Они или не познали взаимосвязь природных явлений, или желают иметь власть над незнающими, выступая от имени Бога, которого не существует.
  2. Идеалистический атеизм, последователи которого прямо заявляют, что Бог есть. Но они уходят от всех религиозных направлений, так как понимают, что Библия является ошибочной концепцией, ведь Иисус не может быть создателем Вселенной, а на седьмой день после создания Земли Бог не отдыхает.

Сегодня материалистический научный атеизм под давлением различных открытий перестраивается в идеалистический. Последователи второго довольно пассивны. Они уходят от Библейской концепции и абсолютно не ищут истину, при этом считая, что религия является обманом и манипулированием людьми.

Верить или нет?

Если говорить именно о Боге, который отсутствует в церквях, то на базе неправильного религиозного чувства нельзя выстроить полную картину миропонимания и обладать личностной культурой познания, имеющей большие возможности. Человеческий ум является ограниченным, из чего следует, что знания людей тоже невелики. Благодаря этому в истории человечества всегда присутствуют моменты, которые принимаются только на веру. Ведь не зря же многие атеисты действительно утверждают, что атеизм — это религия.

Бог доказывает свое существование всем людям и каждому человеку в каком-то характерном строго индивидуальном виде, причем настолько, насколько сами люди праведны и отзывчивы и верят в Бога. Неопровержимые доказательства своего существования Бог дает людям именно согласно их вере, но не разуму. Он всегда слышит молитвы и отвечает на них, вследствие чего потом изменяется жизнь верующего, что проявляется в происходящих с ним событиях.

Действительно, Бог общается с людьми только с помощью языка жизненных обстоятельств. Любые случайности, которые происходят с людьми, являются прямыми подсказками, направленными на необходимость совершить какие-либо перемены в сторону праведного пути. Конечно, многие не в силах заметить этих подсказок и прореагировать на них, так как искренне убеждены в том, что атеизм — это религия, которая позволяет им не только выделиться из окружающей массы, но и обладать верой исключительно в свои силы.

Общение с Богом

Несомненно, Бог общается с людьми в основном с помощью языка жизненных обстоятельств. Сталкиваясь с любой случайностью, умный человек обязан задуматься над этим, после этого он начнет четко различать, что именно говорит ему Бог: обещает ли он свою поддержку либо же предостерегает от каких-либо предстоящих возможных грехов, ошибок и заблуждений.

Несмотря на все эти суждения, атеисты присутствуют в огромном количестве по всему миру. Причем большинство приверженцев таких взглядов проживают в Европе. Атеизм в России представляет собой довольно распространенное понятие. Здесь есть немало людей, которые искренне верят в Бога, но имеются и те, кто убежден в его отсутствии.

Первые утверждают, что общение с Богом нельзя каким-то образом построить с помощью различных посредников. На их роль претендуют все церкви. Непосредственная связь с Богом наполнена физическим смыслом. Однако она отсутствует у демонических личностей, так как они основываются не на промысел Бога, а на свои личные расчеты.

Кроме того, люди, употребляющие алкоголь, вообще не способны фиксировать какие-либо следственные связи своих поступков с вызванными ими ситуациями. Их жизнь очень часто наполнена приключениями и катастрофичностью. Ни для кого не секрет, что русские люди славятся именно пристрастием к алкоголю, поэтому такое явление, как атеизм в России, довольно актуальное и распространенное.

Что касается истинно верующих людей, то они могут не осознавать всех возможностей разговора с Богом и уверены, что молитва всегда будет услышана. Когда те или иные изменения в жизни не происходят, человек, согласно смыслу своей молитвы, получает несколько других пояснений, почему этого не произошло. Однако Бог может помочь людям только лишь в тех моментах, к объяснению которых они сами прилагают все усилия. Не зря ведь в народе говорят, что на Бога надейся, а сам не плошай.

Кто такие атеисты сегодня?

Так исторически сложилось, что сегодня почти все государственные специальные программы в сфере образования, культуры, здравоохранения, права с поддержкой средств массовой информации приводят к формированию у людей только материалистических взглядов. Подобное мировоззрение атеизм относит к трем основным понятиям: научное направление атеизма, эволюционизм и гуманизм со всеми производными.

Идеологи совсем недавно смогли довольно крепко донести до общественного сознания представление о таком понятии, как атеизм-материализм. Это единственно научное и исторически прогрессивное мировоззрение, которое в течение всего своего существования было правильным достижением естественных наук.

Атеисты в настоящее время воспринимаются многими как люди, имеющие здравый ум, свободные, просвещенные, образованные, культурные, прогрессивные, цивилизованные и современные. Сейчас даже такое слово, как «научный» стало синонимом термина «истинный». Благодаря этому любое мировоззрение, которое отличается от материалистических взглядов, может рассматриваться не рядом с научными гипотезами, а наперекор им.

Определение атеизма

Исходя из того, что такое атеизм, определение которому однозначно дать довольно сложно, можно сделать такой вывод: у атеистов имеется только один авторитет в знаниях — современные официальные научные данные. Именно поэтому носители научных и атеистических мировоззрений имеют одинаковые взгляды на многое. Об этом факте свидетельствует четкий ответ на вопрос о том, что такое атеизм. Определение этого понятия гласит, что атеизм — это безбожие, которое основано на научных знаниях.

Другими словами, такое философское материалистическое учение отрицает надприродное существование Бога, точно так же как любое нематериальное, однако при этом оно признает вечность материального мира. Как принято считать в христианстве, основа атеизма состоит в том, что он условно провозглашает свою противоположность религиям. На самом же деле, согласно содержанию, это понятие представляет одну из многочисленных форм религиозного мировоззрения.

Сатанизм и атеизм

Многие люди имеют ошибочную точку зрения, утверждая, что атеисты поддерживают взгляды сатанистов. Более того, бытует мнение, что история атеизма включает в себя такое направление, как сатанизм. Это совершенно не соответствует действительности, причем пропагандируется такая ложная версия служителями культа. К примеру, последователи христианской веры видят сатанинские происки во многих вещах и ситуациях, которые противоречат их интересам.

На самом деле, сатанизм представляет собой обыкновенное религиозное движение с собственными церквями, священнослужителями и библией. Другими словами, религиозный атеизм можно отнести к сатанизму таким же образом, как и к любой подобной системе. То есть отрицается существование сатаны, и мысли, связанные с ним, считаются необоснованными. Поэтому ни один сатанист не может являться атеистом, и наоборот.

Атеизм религия?

Широкое распространение среди людей думающих после распада «атеистического» СССР получило мнение, что атеизм так же является религией. Это лукавое утверждение изобретено сторонниками и защитниками религии и легко подхвачено людьми в России растерявшимися после распада «безбожного» СССР.
Церковники умело воспользовались моментом и всеми способами дискредитировали атеизм. Они настойчиво внушали мысль, что атеизм это бесперспективное изобретение коммунистической идеологии, с грохотом погребенное под обломками СССР.
Богословы блестяще владеют демагогией и воздействием на психику человека. Они внедряют в сознание мысль, что атеизм — та же религия и потому не стоит придавать ему серьезного значения. Подумаешь, одной религией больше, одной меньше. Какая разница?
Эта мысль овладела сознанием многих людей, в том числе и рационально мыслящих. Нас подспудно наводят на мысль, что как нельзя доказать существование богов, так нельзя доказать и их отсутствие. а ИМЕННО ОБ ОТСУТСТВИИ БОГА толкует атеизм.
В свое время я с удивлением услышал такое мнение академика Л.И.Гинзбурга. Этот маститый ученый и человек, позиционирующий себя как убежденный атеист, серьезно считал, что нельзя доказать отсутствие бога , забывая о том, что отрицание не нуждается в доказательствах, а основывается лишь на отсутствии доказательств наличия объекта рассуждения. Грубо говоря, сторонники бога должны мне показать своего Бога. А на нет и суда нет.
Чтобы разобраться с проблемой религиозности атеизма, надо, прежде всего, определиться, что понимается под словом «религия»
Религия — » Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), к-рые являются предметом поклонения, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации»
Ну и где вы видели бога у атеистов? В атеизме напрочь отсутствует вера в сверхъестественное существо, или силы – этот краеугольный камень практически всех религий.
Существуют, правда, религии без веры в бога, признающие абстрактный идеал: буддизм, джайнизм. Впрочем, от этого суть мало меняется. Ведь бог это тоже абстрактный идеал, только более «заземленный».
Да и мы имеем ввиду именно христианство, уже потому, что плохо разбираемся в других религиях, особенно индийских.
В атеизме нет богов, стало быть, нет и поклонения им.
Да знаю я о возможных, за уши притянутых аналогиях. Дескать, атеисты выдают В.И.Ленина чуть ли не за атеистического бога. Только как быть с другими атеистами в других странах? Они-то Ленина не боготворят.
Атеизм – это только отрицание богов и ничего более. Атеист может придерживаться общепринятых моральных норм, а может и не признавать их, оставаясь при том атеистом.
Другое дело, что моральные нормы поведения человека в своем обществе выработаны этим обществом как необходимое условие существования этого общества. А религии всего лишь нагло присвоили себе право на авторство этих моральных норм.
Поэтому, следование атеистом принятым в этом обществе моральным нормам отнюдь не говорит о его религиозности.
Атеизм не имеет обрядов и культовых действий. Некоторые сторонники признания атеизма религией ссылаются на нормы поведения в «атеистическом» СССР, насаждавшиеся властями и КПСС.
Да, Партия большевиков пыталась на обломках православия в России создать новую религию. По принципу — свято место не бывает пусто. Однако, сам Ленин жестко критиковал богоискателей и богостроителей. А позднее накал атеистических страстей в СССР постепенно затухал. Затухало и стремление создать новую религию. Да и кто будет это делать? Брежнев, который никогда не читал К.Маркса? Или идеолог партии примитивный начетчик Суслов, разобравший всего Ленина на цитаты и разложившего эти цитаты по ящичкам? На большее ума не хватило.
Партия вырождалась.
Однако приравнивать атеизм к попыткам КПСС создать новую «атеистическую» религию, это явное непонимание вопроса. Заметим лишь, что атеизм существовал гораздо раньше опыта СССР. Он так же стар как сами религии. Он существует у разных стран и народов, какую бы религию не исповедовали в этих странах.
Атеизм в отличие от религий не имеет религиозных объединений и организаций. Правда, я как-то критиковал какой-то «Манифест атеизма» выдвигаемый каким-то московским «Объединением атеистов». Но они погоды не делают.
Почти у каждой религии есть свои «библии». Они, по мнению верующих, написаны самим Богом, или под его диктовку великими пророками, святыми, учителями или апостолами.Во многих современных религиях заметное место занимают служители культа . Где вы видели служителей культа у атеистов? Где их попы и храмы?
Таким образом, атеизм не имеет основополагающих свойств религии:
-Нет веры в сверхъестественные силы, в бога.
— Нет обрядов и культовых действий.
-Нет религиозных организаций и служителей религиозного культа.
-Нет основания считать неуклюжую попытку коммунистов создать новую религию — Атеизмом.
-Атеизм так же стар, как и религия.
-Отрицание не может быть религией. Религия обязана утверждать объект своего поклонения, если хочет называться религией.
В силу отсутствия основных свойств религии,атеизм не может считаться разновидностью религии.
Атеизм не может быть признан религией в силу своей примитивности. Ведь он всего лишь отрицает существование бога. А этого совсем недостаточно, чтобы претендовать на роль религии. Ну, нет бога и нет его. О чем же копья-то ломать? Мало ли чего нет на свете, мы же из того проблему не раздуваем. Тем более религию не создаем.
К тому же Атеизм это всего лишь следствие материалистического понимания мира. Одно из многих следствий. А следствие разве может быть религией? Уж тогда бы следовало признать религией материализм, как самостоятельное мировоззрение. Только проблема заключается в том, что существуют всего два взаимоисключающих мировоззрения: материализм и идеализм. Отвергая материализм, мы неизбежно принимаем идеализм. А разница между этими мировоззрениями заключается в том, что идеализм основан на бездоказательных гипотезах и догмах, а материализм прочно стоит на фундаменте науки и практической человеческой деятельности.
Недавно мне возразили, что материализм давно уже не развивается, застыл на месте и, тем самым, потерял актуальность. Это, конечно, неверно.
Материализм тоже в некотором смысле следствие. Следствие осмысления естественных наук и практики человечества. Он ведь не с неба свалился и не в Библии записан.
Пусть кто-нибудь приведет твердо установленный научный факт возникновения или исчезновения материи, отсутствие движения (изменения) материи. Пусть приведет факт отсутствия отражения материи (действие = противодействию).
И материализм будет посрамлен и выброшен на свалку философской мысли, а идеализм с религией восторжествует под радостные крики верующих.
Материализм давно не развивается, но зато постоянно развивается наука и практика человечества, на коих и базируется материалистическое мировоззрение.
Конечно, какая-то доля правды в утверждении о том, что материализм не развивается, есть. Мировоззренческие выводы из бурно развивающихся естественных наук должны развиваться и уточняться. Может быть, проблема заключается в том, что развитие осмысления природы не успевает за появлением все новых научных открытий и гипотез? Да и сами естественные науки трудно учатся понимать ими же вновь открытые факты. Попробую привести один пример.
Знаменитая гипотеза Большего Взрыва Вселенной из точки сингулярности сталкивается с кучей противоречий. Совсем не случайно, на каждом шагу возникают рассуждения о «нашей вселенной», «других вселенных», «параллельных» ( и перпендикулярных) вселенных, о какой-то мифической темной материи и темной энергии.. С помощью этих спекуляций идеологи от науки пытаются как-то сгладить противоречия как внутри самой гипотезы, так и ее противоречия с известными уже фактами.
Ну, уж нет, друзья мои! Вселенная — производное от слова все. Это и значит все, что есть в природе. Если же под словом Вселенная понимать какую-то ограниченную область, хоть и куда-то стремительно расширяющуюся, да еще и с ускорением, то это уже не вселенная, а лишь ее часть. Правильно было бы сказать, что это лишь наблюдаема нами часть Вселенной. А это в корне меняет суть проблемы.
Но опять вернемся к нашим баранам.
Любая религия базируется на придуманных кем-то догмах, ни на чем не основанных, кроме ими же состряпанных «святых писаниях». Догмы эти вечны, неизменны (впрочем богословы их запросто изменяют), не подлежат критическому осмыслению.
Тезисы атеизма есть следствие материалистического осмысления природы, вытекают из развития науки и практической деятельности человечества и постоянно этим подтверждаются.
Стало быть, атеизм никак нельзя запихать в проскурово ложе еще одной из религий.

История возникновения и развития атеизма

Идейный конфликт между религиозным духом ив различных конкретно- исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия. Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пределы, выливаясь в преследования и гонения инакомыслящих, вплоть до их физического уничтожения.

Но никакие преследования со стороны церкви не могли остановить процесс научного познания. Новое время несет науке новые победы, серьезно поколебавшие позиции религии: это геоцентрическая теория Коперника; биологическая теория Дарвина; прогресс научного познания человеческой психики и др.

Свободомыслие проявляется в различных формах критики религии. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии». В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов.

Свободомыслие — вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.

Видными представителями свободомыслия были азербайджанский поэт и мыслитель 12 века Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 века Шота Руставели, русский вольнодумец 16 века Феодосии Косой. В эпоху Возрождения с позиций свободомыслия выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.).

Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои гуманистические тенденции. Ученые тех времен — от Демокрита до Эпикура — считались одновременно и философами, и моральными наставниками. Цель познания они усматривала в освобождении людей от страха перед богами и от боязни смерти. Философы древней Европейской цивилизации стремились внушить человеку убеждение, что природа подчинена своим законам, что она познаваема, что в ней вовсе не царствуют капризы.

· Древнегреческое свободомыслие и атеизм

Древнегреческий атеизм, возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский последователь Лукреций, дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о при-роде. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в об-мирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык худо-жественной литературы и театра, смеша-ла ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей.

Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с философией; именно на этой почве «безбожие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теоретическое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип философского неверия со всеми возможными подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством, будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе. При этом в Греции философов, вообще отвергавших существование богов (т. е. атеистов в современном смысле этого слова), было мало; об этом говорит «список атеистов», составленный автором трактата «Об учениях философов» Клитомахом.

Атеизм (от греческого отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник), отрицание Бога, безбожие. Историческими примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смертной казни за «введение других богов», изгнание Анаксагора, обвиненного в «безбожии», бегство из Афин Аристотеля, опасавшегося быть привлеченным к суду, и другие много-численные случаи преследования за действительные или мнимые рас-хождения с узаконенным почитанием богов. Хотя невозможно утверждать, что античная философия со сложившимися в ней умозрительными способами обсуждения проблем, в том числе касающихся богов или бога, с необходимостью вела к теоретическому «атеизму», тем не менее, очевидно, что античные философские учения, несмотря на их существенные различия — от понимания богов как явления «космической жизни» у Демокрита, Эпикура и Лукреция до близких к монотеизму Сократа, Платона, Аристо-теля, Плотина,— скорее расшатывали традиционную религию и мифологию, чем укрепляли ее.

Однако не все античные философы выглядели в глазах современников противниками народной религии, в своем большинстве они не отвергали культ — основу греческой и римской религии, и потому уже не считались «нечестивыми» и «атеистами».

· Атеизм и свободомыслие средних веков

Для философской мысли средних веков атеизм не характерен. В эту эпоху философия рассматривалась в качестве «служанки богословия», и независимо от того, толковалась ли эта роль для богословия и философии в положительном или отрицательном смысле, бесспорно, что связь христианского богословия и философии исключала в теоретической области саму возможность сомнения в существовании Бога. Теория «двойственной истины», получившая известность в арабском аристотелизме и признанная лишь некоторыми из схоластов, способствовала размежеванию богословия и философии, а затем и их противопоставлению, но не вела непосредственно к атеизму. Еретические учения, отпадавшие от христианства и со-провождавшие его в течение всей истории, хотя в пылу борьбы иногда и назывались атеистическими, а их представители — атеистами (безбож-никами), на самом деле таковыми не являлись.

В этот период свободомыслие стало форма идейной борьбы оппозиционных феодализму социальных слоев против «духовной диктатуры церкви», защищавшей феодальные порядки. Социальная база свободомыслия в обществе — крестьяне и городские слои. Господство религии во всех сферах общественного сознания обусловило специфическую форму критики религии, несвободную от религиозных наслоений. К тому же свободомыслие этого времени выступало не как система взглядов, а как совокупность отдельных идей, в той или иной мере подрывавших религиозное мировоззрение. Идеи эти опирались на антирелигиозные настроения народных масс, выражавшиеся в фольклоре, в так называемой карнавальной культуре. Свободомыслие проявлялось в светской литературе (исторические хроники, любовные стихи и проза), в философии, в ересях — социально-политических учениях, выступавших в религиозной форме. Под религиозной оболочкой ереси скрывали вполне реальные требования граждан, а иногда и имущественные равенства. Одной из особенностей средне — вековой ереси являлся их антиклерикализм. Гневные обличения социальной политики церкви, аморальности, распущенности духовенства создавали почву для сомнения в идеологии, оправдывающей существующие порядки. В средневековой философии ярким проявлением свободомыслия было учение о двойственной истине, позволявшей прийти к выводу о праве философии на независимость от теологии (Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, У. Оккам). Одним из направлений свободомыслия в феодальном обществе было переосмысление идеи монотеистического бога в нерелигиозном духе: отвергалось творение мира из ничего, промысел божий, загробный мир, воздаяние, бессмертие души. Пантеистическая трактовка бога в учении Давида Динанского, Амори из Бена, Мейстера Экзарта содержала материалистическую тенденцию: признание несотворимости мира в силу его совечности с богом. Пантеизм лежал в основе ряда ересей, направленных против феодализма. Попытка осмыслить причины религии проявилась в учении о 3 обманщиках — Моисее, Христе и Мухаммеде, основателях иудаизма, христианства и ислама. В целом сущность и причины возникновения религии анализу не подвергались. Значительную роль в развитии свободомыслия в обществе сыграла борьба против авторитаризма и догматизма религии, опиравшаяся на рационализм и идею опытного познания природы (Шартрская школа философов, Р. Бэкон и др.). Это позволило критически отнестись к святым книгам, обнаружить и обнародовать противоречия в их содержании. Свободомыслие в средние века теснейшим образом связано с прогрессивными явлениями культуры и, несмотря на непоследовательность, было плодотворным фактором ее развития.

· Атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения с ее антропоцентризмом, опорой на человека и выдвижением его как «меры вещей» на первый план, с неустанными попытками создания свободного от требований средневекового богословия культурного пространства, обмирщением жизни и возникновением автоном-ной (светской и политической) морали всего лишь готовит условия для будущих атеистических учений, но в своей основе все еще остается религиозной, несмотря на то, что границы христианства размываются и древний мир с его религией и культурой становится неотъемлемой частью возрожденческого гуманизма. Отдельные нападки на религию и институт папства, стремление «исправить» религию, привести ее в соответствие с культурными и жизненными запросами своего времени не могут считаться атеизмом в строгом смысле этого слова, прежде всего потому, что не предполагают, отрицания Бога и критику церкви совмещают с верой в спасительность христианства. Характерна в этом отношении фигура Эразма Роттердамского (1469-1536); крупнейший представитель «христианского гуманизма», переводчик и комментатор Священного Писания и трудов отцов Церкви с такой силой высмеивает нравы католического духовенства в своих художественно-назидательных сочинениях («Похвала глупости» и др.), что они начинают рассматриваться чуть ли не в качестве атеистической литературы.

Из большого числа разнообразных направлений и течений философской и общественной мысли эпохи Возрождения наиболее близок к атеизму пантеизм — мировоззрение, в основе которого лежит отождествление Бога и природы. Это отождествление, в случае последовательного его проведения, с необходимостью ведет к отрицанию личного Бога, и только непоследовательностью в выводах можно объяснить, почему многим приверженцам этого направления удалось избежать упреков в атеизме. С некоторыми оговорками к атеистам эпохи Возрождения следует отнести философов, стоящих на позициях пантеизма,— Пьетро Помпонацци (1462-1525), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639).

· Атеизм 17-18 веков.

В философии Просвещения в тесной связи с абсолютизацией человеческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами переустройства общества на «разумных» началах переоценке подвергается отрицательное отношение к атеизму. В теоретических спорах о «естественных правах» человека, «вольномыслии» и «веротерпимости» предпринимаются попытки реабилитировать атеизм и уравнять его с христианской верой. Широкое распространение получает философия деизма, в своем крайнем выражении признающая Бога только в качестве Творца мира и отрицающая Промысел Божий, подменяющая христианство «естественной религией», в которой нет места для чуда, тайны, авторитета и священства (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм и др.).

Наиболее известные представители французского деизма — Вольтер (1694— 1778) и Руссо (1712-1778) признают существование Бога, но их понимание Бога не идет дальше представлений о нем как об анонимном Верховном Существе, в лучшем случае, обеспечивающем правосудие и моральный порядок. Формально не являясь атеистами и выступая против атеизма, они, тем не менее, остаются противниками церкви и христианства.

В формировании безрелигиозной идеологии, подготовившей Французскую революцию со всеми ее трагическими событиями, особое место принадлежит французскому материализму — учению, которое сводит явления духа и душевную жизнь человека к «материи» или к телесной «природе» и, по своим исходным положениям, враждебно религиозной вере. Механистические и натуралистические учения Ж. О. де Ламетри (1709-1751), позднего Д. Дидро (1713-1784) и К. А. Гельвеция (1715-1771) вполне могут быть отнесены к атеизму, однако наиболее рьяно это мировоззрение, лишенное философской глубины и опирающееся на заблуждения ума и чувств, представлено в многочисленных антирелигиозных и антицерковных сочинениях П. А. Гольбаха (1723-1789) и в главном его труде «Система природы», в которых происхождение религии он объяснял непросвещенностью людей, их невежеством, а также корыстными интересами духовенства.

XIX веке Немецкая классическая философия, от Канта до Гегеля включительно, несмотря на ряд выдвинутых ею сомнительных идей и учений тем не менее сохраняет внутреннюю связь с христианством и считает его абсолютной религией. Это не помешало левым гегельянцам эволюционировать сначала к деизму и пантеизму, а затем к открытому атеизму. (Д. Ф. Штраус, Б. Бауэр, А. Руге, Л. Фейербах, К. Маркс и др.). В числе яростных критиков Гегеля был его современник А. Шопенгауэр (1788— 1860), атеист по своим убеждениям, развивавший не без влияния со стороны буддизма философию «ничто» и отрицавший существование Бога.

В XIX в. получает широкое распространение теоретический атеизм; он связан с философскими направлениями своего времени — позитивизмом, антропологической философией, анархизмом, материализмом и философией жизни. Пронизаны духом неверия и скептицизма многочисленные исследования в области истории религии, ее происхождения и возникновения. Под влиянием позитивной философии и эволюционной теории Ч. Дарвина, механически перенесенной на общественную жизнь и толкование религии, атеизм начинает рассматриваться в качестве необходимой составляющей «научного мировоззрения».

· Современное состояние атеизма

Для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых ритуалов, происходит увеличение числа людей причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение. Характерным в этом отношении является публикация известным американским епископом книги под названием: «Почему христианство должно изменится или умереть: Епископ обращается к верующим» (Why Christianity Must Change or Die: A Bishop Speaks to Believers.288 pages 1-th edition — May 1998). В промышленно развитых странах основной опорой религиозного мировоззрения остаётся немногочисленное сельское население, а идеологическим стержнем — гуманитарная интеллигенция. Атеисты связывают религиозность этой части интеллигенции с её односторонним образованием, отсутствием знаний о передовых достижениях естественных наук и техники.

Совершенно иная ситуация в развивающихся странах, в том числе и странах бывшего СССР. В странах Африки, на Ближнем Востоке непрерывно возрастает рост религиозности, доходящий до фанатизма и фундаментализма. В большинстве исламских стран, атеизм считается преступлением, за так называемое «богохульство», в Пакистане могут приговорить к смертной казни. Ситуация с атеистическим движением в России и странах СНГ так же очень сложна. Крах господствующей «коммунистической» идеологии, которая провозглашала в качестве основного мировоззрения «официальный атеизм» и действовала при этом методами не убеждения, а репрессий, насильственно насаждая этот псевдоатеизм, где вместо Бога предлагалось верить в непогрешимость пророков марксизма-ленинизма, привёл к сильной реакции общества, качнул маятник общественного сознания в сторону неприятия атеизма. Возросло влияние Русской Православной Церкви, началось её частичное сращивание с государственными органами власти, произошёл всплеск мистических настроений в обществе и увлечений различными лженауками (например, астрологией). Несмотря на это российское атеистическое движение набирает силу, используя информационное пространство Рунета для обсуждения общих проблем, координации и консолидации усилий по предотвращению дальнейшей клерикализации государства.

Атеизм, как борьба с нематериальным миром

Современность допускает существование рядом людей с разными взглядами, придерживающихся религии своего народа и атеистов. Вторые верят ни в богов, а в науку и технологический прогресс. Ошибочно тех, кто не верит в высшую силу и не относит себя к религии считают теми, кто постоянно пребывает в спорах с религиозными представителями.

Атеист не верит в существование богов, потустороннего мира и любых других сверхъестественных явлений. Это человек, который отрицает возможность существования нематериальных созданий, души, судьбы и прочего. Они считают, что мир вполне самодостаточен без его дополнений сверхъестественными существами. Религию они воспринимают, как легенды, которые созданы и придуманы человеческим разумом. Определенной философии или идеи, а также общепринятого поведения у атеистов не наблюдается, каждый из них отдельная личность, объединенная лишь неверием, но со временем появился особенный знак атеизма.

Символы атеизма

Ранее слово “атеист” использовалось к любому, кто находился в конфликтных отношениях с официальной религией, не учитывая его веры и взглядов на устройство мира. Спустя века этот термин приобретал более определённую человеческую позицию. На сегодняшний день слово используют и в качестве самоопределения.

Невозможно найти одного и точного определения слову “атеист”. Так как нет четкого определения слову “божество” или “сверхъестественное”, и каждый человек по-своему понимает их. Атеистом называют того, кто отказывается принимать образ бога в религии, как самостоятельную и живую фигуру, активно принимающей участие в жизни мира, играя роль творца. Некоторые называют себя так, если отрицают любую возможность существования нематериальных сфер.

Ученными были выделены два типа атеизма: сильные и слабые. Последними являются люди, допускающие мысли о существовании богов, но отрицающие возможность существования нематериальных существ. Сильный тип твердо придерживается мнения, что бог не существует и является не более чем фантазией и образом вымышленным.

Известны научные и стихийные атеисты. Первый из них придерживается естественных наук и, основываясь на них, отрицает существования сверхъявственных существ, прибегая к помощи научных методов и конкретных данных. Стихийные не придерживаются научных разработок и методов, и чаще всего играют роль скептиков, или же их просто не интересует религия, как и нематериальный мир.

Отдельной группой считаются практические неверующие. Им не приходится ничего доказывать или отрицать. Они просто могут быть согласны с тем, что нематериальный мир способен существовать, но он бессмыслен и необязателен для человечества.

Существует три отличительных особенностей практического атеизма:

  1. Отсутствие интереса к вопросам религии, как на практике, так и в теории.
  2. Полное игнорирование любой веры. Таких людей вполне устраивает, что отсутствие веры в сверхъестественных созданий никак не влияет на их жизнь.
  3. Отсутствие знаний о религиозных течениях, вопросов о нематериальном и сверхъестественном.

Понятие атеизм прямо связано с материализмом. Именно поэтому символом атеизма является эмблема с атомом. Объясняют это тем, что каждая природная материя состоит из множества атомов, вследствие чего и образовался определенный знак.

Целью атеизма является желание доказать фантастический характер религий. Защитники определенных религий, отказывающиеся понимать противников, ошибочно считая, что атеизм как борьба с богом был придуман сатанистами. Это неправда, атеизм — это законный результат развития мыслей всего человечества.

Люди, принявшие религиозное учение, придерживаются мнения, будто атеистом является человек, который верит в отсутствие бога или божественных созданий, а не отрицает их существование. Иными словами, им представляется некая фигура, занимающая место в религии. Взамен почитания божества сторонники атеизма предпочитают почитать и верить в личность, науку и прогресс.

И все же это мнение ошибочно. Мировоззрения неверующих настолько просты, что их можно с легкостью сформулировать.

  • Высшим созданием является человек. Не нужно поклоняться и возвышать себя до образов богов. Логично посвятить свою жизнь в изучении себя, чем потратить время на служение невидимому созданию, которое является лишь плодом воображения.
  • Они уверены, что в мире все объясняется научными фактами. Даже среди ученых возникают споры и вопросы, на которые ещё не найдены ответы. Это связано с тем, что пока у человечества очень низкий уровень прогресса, и это сильно мешает найти ответы на интересующие вопросы.
  • Не существует бога или сверхъестественных существ, хотя бы в таких образах, как они представлены в современных религиях. Любое верование глупо и необоснованно, поскольку было придумано людьми.

Таковыми являются основные принципы атеизма. Данный вид неверия делится на две группы людей: одни склоняются к гуманизму, другие радикальны по отношении к религиозным обществам. Также известен стихийный атеизм, который знаком людям уже несколько веков.

Что из себя представляет стихийный атеизм

Невозможно найти точного автора, который придумал стихийный атеизм, поскольку им является простой народ. Поэтому такой тип смело называют народным. Его можно найти в устном творчестве простых людей: песни, сказания, пословицы и поговорки, былины. В них четко представлены основные принципы убеждения, которые касаются того, что религия помогает только богачам, играющим роль эксплуататоров. В таком творчестве показано, что религия, будь она христианской или буддисткой, всегда играла на стороне богатых и духовенства. Это же можно найти в простых поговорках, о которых знают даже сегодня. Среди них известны такие, как: «Бог богатых любит» или «Мужик с сошкой, а поп с ложкой».

Веками понятие атеизма было с русским народом. В одной из былин был представлен образ вольно мыслящего Васьки Буслаева. Он поднял восстание против несправедливого отношения к простым людям со стороны религии. Главный герой былины придерживался лишь веры в себя и свои силы, а враждебно настроенная религиозная сила была представлена в творчестве как страшилище – пилигрим. Чтобы справиться с чудовищем, Васька Буслаев звонил по колоколу, расположенному на голове противника.

Стихийным атеизмом называют такой атеизм, который основан на скептическом образе мышления, отсутствия интереса к религии.

Стихийные атеисты очень спокойно относятся к любой вере, вследствие полного отсутствия интереса к ней.

Религия и научный атеизм

По мере того, как накапливались знания человека о природе, постепенно развивался научный атеизм. Каждая эпоха славится гордыми и мужественными личностями, они, несмотря на возможную казнь за сатанизм, не боялись противостоять религиям и выдвигали науку на первое место. Им приходилось бежать от церквей и религиозных последователей, принимающие их взгляды ужасно неверными.

Научный атеизм очень важен для материалистического мировоззрения. В определении это философская наука, которая объясняет сущность религии и подвергает её критике.

Те, кто придерживаются христианской религии уверены, что атеистами являются последователи сатанинской веры — это распространенное заблуждение. Некоторые полагают, что в непосредственную историю и философию атеизма включено направление “сатанизм”. Это не так, такая информация чаще всего распространяется от служителей культов “темных высших сил”. Огня добавляют и сами представители христианской веры, которым чудятся сатанические происки в вещах и ситуациях, не соответствующие их взглядам и интересам.

В действительности же, сатанизм – это обычное религиозное движение, у которого есть свои церкви, священнослужители и библия. Иными словами, атеизм относится к сатанизму точно так же, как и к любому другому религиозному течению. Атеисты отрицают существование любых сверхъестественных и нематериальных существ, сатана тоже в их числе. Именно поэтому нельзя считать их сатанистами, ровно, как и в противоположном случае.

Сатанистами являются люди, занимающиеся аморальными поступками: оскверняют могилы, издеваются над христианскими ценностями, проводят жертвоприношения. Атеисты уделяют внимание светскому гуманизму, а любую религию называют плодом человеческого воображения.

Атеизм в современном мире

Уже никого не удивишь, что почти в каждой стране есть огромное количество неверующих. В России понятие атеизм представлено как особо распространенное, поскольку в стране есть люди, придерживающиеся религиозного течения, и те, кто уверен в отсутствии бога.

Атеисты в наше время не заставляют людей бросать привычную им веру. У таких личностей просто свое мировоззрение и свое восприятие мира, что дает им возможность комфортно жить. Они не теряют чувство морали и чести, просто для этого им не нужно сверхъестественная сила, постоянно следящая за ними или вера в суд после их смерти.

Не верил в высшую силу один из современных гениев мира – Стивен Хоккинг. Английский физик-теоретик посвятил себя изучению космоса и был уверен, что любое явление, которое простом человеком воспринимается чем-то сверхъестественным, научные факты способны объяснить. Фактически, ученый предполагал существование бога, но считал его бессмысленным. Он даже написал в своей книге “Великий замысел”, что для запуска Вселенной не обязательно нужен бог.

Атеисткой себя называет Айзаан Хирси Али, которая отказалась от религии из-за слишком строгих мусульманских законов. Она является современной активисткой против религии и сценаристом фильмов. Несмотря на то, что мусульмане считают её врагом, Айзаан заслужила восхищение со стороны атеистов.

Ещё один влиятельный ученый физик Лоуренс Кросс является атеистом. Он проводил анализ и оценку религии и науки, которые описывал своих книгах. Именно он первым заговорил о темной материи, которая объясняет пустое пространство в космосе.

Религия против атеизма

С точки зрения людей, придерживающихся одной из религий, бог или высшие силы значительно превышают простые понимания человеческого разума. Наука занимается изучением материального мира и не знает ничего о нематериальном существе, которого верующие называют Богом.

Религия доказывает существования богов, указывая на возможные знаки и послания сверхъестественных созданий, а также ссылаясь на библию. Атеисты же хотят увидеть четкое материальное доказательство. Так Санал Эдамаруку-индийский публицист предложил в прямом эфире колдуну вуду с помощью высших сил убить его за “насмешки” над религией. Несмотря на все старания колдуна, Эдамаруку остался жив.

Современные атеисты — это люди, отличающиеся здравым умом, свободолюбием, образованностью. Они очень культурны и прогрессивны, их характерной чертой является цивилизованность и современность. Они питают страсть к научным знаниям и стремятся познать больше материальный мир и человеческие способности.