Автокефалия

Опубликован полный текст томоса об автокефалии Православной церкви Украины

ПАТРИАРШИЙ И СИНОДАЛЬНЫЙ ТОМОС

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АВТОКЕФАЛЬНОГО ЦЕРКОВНОГО УСТРОЙСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УКРАИНЫ

Варфоломей, милостью Божией Архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский Патриарх

«Вы приступили к горе Сион… и в церковь первенцев» (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верным: и действительно Церковь является горой, потому прочной и стойкой, незыблемой и непоколебимой. Но хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божией, которая повсеместно имеет исповедание Православной веры, общность таинства в Духе Святом и незыблемость Апостольского преемства и канонического порядка, ещё от апостольских времён состоит из Церквей, расположенных по местам и странам, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями, и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пасторских необходимостей в них.

Итак, поскольку благочестивая и Богом хранимая земля Украины укреплена и возвеличенная высшим промыслом и получила свою политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят её церковного самоуправления и бок о бок с народом и единогласно с давними его просьбами своего времени обращёнными к святейшему Апостольскому Константинопольскому престолу, который по многовековым каноническим преданиям обязан заботиться о Святых Православных Церквях, которые имеют в этом потребность, а более всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, например историческая Митрополия Киевская, — это наша Покорность с Преосвященным при нас Митрополитами и Всечестными возлюбленными в Святом Духе братьями и сослужителями, по обязанности заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквах, однодумно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, находящаяся в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украина вместе со Священными Митрополиями, Архиепископатами, Епископатами, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, находящимися под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого канонического её Предстоятеля, который носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины», — не допускается какого дополнения или вычитания из его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашаемых поочерёдно по их старшинству из числа имеющих епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые каноны, свободно и в Святом Духе, и беспрепятственно, без любого другого внешнего влияния.

К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаём и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все Православные Церкви признавать её как сестру и поминать под именем «Святейшая Церковь Украины», как таковую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами страны; уже существующие теперь подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в диаспоре, так как юрисдикция этой Церкви является территория Украинского Государства.

И мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти, так что теперь Митрополит Киевский и Всея Украины, осуществляя богослужения поминает «Всех Епископов Православных», а сонм всесвятейших Архиереев при нём поминает его имя как Первого и Предстоятеля Всесвятейшей Церкви в Украине. То, что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им и священным Синодом, следуя евангельскому и иному учению, согласно священным преданиям и уважаемыми каноническим постановлениям нашей Святой Православной Церкви, и установке 6-го канона I Никейского Вселенского Собора, определяет, что «если же при общем голосовании всех, которое будет справедливым, и согласно церковному канону, двое или трое через собственную склонность к спорам отрицают, то пусть имеет силу решение большинства», к тому же сохраняется право всех архиереев и другого духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей, согласно 9-му и 16-му священными канонами IV Халкидонского Вселенского Собора.

Проясняем к вышесказанному, что Автокефальная Церковь Украины признаёт главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственностями, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами незыблемыми. И к этому, Митрополит Киевский и всея Украины, как и архиереи Всесвятейшей Церкви Украины, избираются отныне в соответствии с надлежащими положениями божественных и священных Канонов и в соответствии с положениями её Устава, которые имеют во всём обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса. Все архиереи обязаны беспокоиться, чтобы с боголюбно пасти народ Божий, проводя в страхе Божием мир и согласие в стране и в своей Церкви.

Но чтобы во всём пребывала не умалённая связь духовного единства и общения святых Божиих Церквей, потому что мы научились «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), то каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины должен поминать по древним преданиям святых Отцов наших, Вселенского Патриарха, Блаженнейших Патриархов и других Предстоятелей поместных Православных Церквей, в ряду Диптихов, согласно каноническому порядку, получив своё место после Предстоятеля Церкви Чехии и Словакии в священных диптиха и на церковных собраниях.

Таким образом, православная Церковь Украины, через своего Первого или канонического местоблюстителя Киевского престола, обязана участвовать по важным каноническим, догматическим и другим вопросам в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священным обычаям, от начал установленным Отцами. Первый же, поставленный, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и к другим Предстоятелям, и сам вправе от них получать, начиная мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя по обычаям, получая от неё и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней. Для решения крупных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашему Святейшего Патриаршему и Вселенскому Престолу, желая от него авторитетного мнения и твёрдого взаимопонимания, причём права Вселенского Престола на экзархат в Украина и священные ставропигии хранятся неприуменьшенными.

Итак, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украина Автокефальной и щедро призывает на Иерархию на украинской земле, непорочный клир и благочестивый народ её, из неисчерпаемого сокровища Святого Духа, божественные дары, молясь, чтобы Первый и Великий Архиерей Иисус Христос, заступничеством пренепорочной и всеблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного и равноапостольного князя Владимира и святой славной княгини Ольги, преподобных и богоносных Отцов наших подвижников и монахов Киево-Печерской Лавры и других монастырей, да укрепит навсегда её в теле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви таким образом зачисленную Автокефальную Церковь Украина и подаст ей благостояния, единства, мира и роста, во славу Его и Отца и Святого Духа.

Таким образом, такое решено и рассужено и в радости оповещено вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного хранения выдастся этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Христовой Константинопольской Церкви, вручён в точной и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей церкви Украины, митрополиту Епифанию и Его Превосходительству Президенту страны господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления.

Года две тысячи девятнадцатого, месяца января, 6 числа, индиктиона 12.

☦ Вселенский Патриарх Варфоломей, во Христе Боге решает ☦ митрополит Веррийский Пантелеимон, ☦ митрополит Итальянский и Мальтийский Геннадий, ☦ митрополит Германский Августин, ☦ митрополит Транупольский Герман, ☦ митрополит Нью-Джерсийский Евангел, ☦ митрополит Родосский Кирилл, ☦ митрополит Ретимнийский и Авлопотамский Евгений, ☦ митрополит Корейский Амвросий, ☦ митрополит Сингапурский Константин, ☦ митрополит Австрийский Арсений, ☦ митрополит Симский Хризостом, ☦ митрополит Чикагский Нафанаил.

Оригинальный текст(укр.)

ПАТРІАРШИЙ І СИНОДАЛЬНИЙ ТОМОС

НАДАННЯ АВТОКЕФАЛЬНОГО ЦЕРКОВНОГО УСТРОЮ ПРАВОСЛАВНІЙ ЦЕРКВІ УКРАЇНИ

Варфоломій, милістю Божою Архієпископ Константинополя, Нового Риму і Вселенський Патріарх

«Ви приступили до гори Сіонської… і до церкви первороджених» (Євр. 12:22-23), блаженний серед народів Апостол Павло говорить всім вірним: і дійсно Церква є горою, тому міцною і стійкою, непорушною і непохитною. Але хоча одним стадом та одним тілом Христовим є і називається Церквою Божою, яка повсюди має сповідання Православної віри, спільність таїнства у Дусі Святому і непорушність Апостольського спадкоємства і канонічного порядку, ще від апостольських часів складається з Церков розташованих по місцях і країнах, внутрішньо самоврядованих власними пастирями і вчителями, і служителями Євангелія Христового, тобто кожного місця єпископами, з причин не лише історичного значення міст і країн у світі, але й внаслідок особливих пасторських необхідностей у них.

Отож, оскільки благочестива і Богом бережена земля Україна укріплена і звеличена вищим промислом і отримала свою політичну незалежність, державні та церковні керівники якої вже майже тридцять років палко просять її церковного самоврядування та пліч-о-пліч з народом й одноголосно з давніми його проханнями свого часу зверненими до святішого Апостольського Константинопольського престолу, котрий за багатовіковим канонічним переданням зобов’язаний турбуватися про Святі Православні Церкви, які мають в цьому потребу, а найбільше про ті, які завше з ним зв’язані канонічними узами, як-от історична Митрополія Київська, — то наша Покірність з Преосвященними при нас Митрополитами та всечесними улюбленими в Святому Дусі братами і співслужителями, з обов’язку турботи Великої Христової Церкви за Православний світ, для зцілення постійно загрожуючих розколів та розділів у помісних Церквах, однодумно визначаємо та проголошуємо, щоб уся Православна Церква, що знаходиться в межах політично сформованої і цілковито незалежної держави України разом із Священними Митрополіями, Архієпископіями, Єпископіями, монастирями, парафіями і всіма в них церковними установами, що знаходиться під покровом Засновника Єдиної, Святої, Соборної і Апостольської Церкви Боголюдини Господа і Спасителя нашого Ісуса Христа, існувала віднині канонічно автокефальною, незалежною і самоврядованою, маючи Першого в церковних справах і визнаючи кожного канонічного її Предстоятеля, який носить титул «Блаженніший Митрополит Київський і Всієї України», — не допускається якогось доповнення чи віднімання від його титулу без дозволу Константинопольської Церкви, — який є головою Святішого Синоду, котрий щороку скликається з Архієреїв, запрошуваних почергово за їхнім старшинством, з числа тих, що мають єпархії в географічних межах України. Таким чином управлятимуться справи Церкви в цій країні, як проголошують божественні і святі Канони, вільно й у Святому Дусі, і безперешкодно, без будь-якого іншого зовнішнього впливу.

До того ж, цим підписаним Патріаршим і Синодальним Томосом, ми визнаємо і проголошуємо встановлену, в межах території України, Автокефальну Церкву нашою духовною донькою і закликаємо усі Православні Церкви визнавати її як сестру і згадувати під іменем «Святіша Церква України», як таку, що має своєю кафедрою історичне місто Київ, не може ставити єпископів чи засновувати парафії за межами держави; вже існуючі тепер підкоряються, згідно порядком, Вселенському Престолу, який має канонічні повноваження у Діаспорі, бо юрисдикція цієї Церкви є територією Української Держави.

І ми надаємо їй привілеї і всі суверенні права, належні автокефальній церковній Владі, так що відтепер Митрополит Київський і Всієї України, здійснюючи богослужіння поминає «Усіх Єпископів Православних», а сонм найсвятіших Архієреїв при ньому поминає його ім’я як Першого і Предстоятеля Найсвятішої Церкви в Україні. Те, що стосується внутрішнього церковного управління, розглядається, судиться і визначається виключно ним і священним Синодом, слідуючи євангельському та іншому вченню, згідно із священним переданням і шанованими канонічними постановами нашої Святої Православної Церкви, і настанові 6-го канону І Нікейського Вселенського Собору, який визначає, що «якщо ж при спільному голосуванні всіх, яке буде справедливим, і згідно церковного канону, двоє чи троє через власну схильність до суперечок заперечують, то нехай має силу рішення більшості», до того ж зберігається право всіх архієреїв та іншого духовенства на апеляційне звернення до Вселенського Патріарха, який має канонічну відповідальність приймати безапеляційні судові рішення для єпископів та іншого духовенства помісних Церков, згідно з 9-м і 16-м священними канонами IV Халкедонського Вселенського Собору.

Прояснюємо до вище сказаного, що Автокефальна Церква України визнає головою Святіший Апостольський і Патріарший Вселенський Престол, як і інші Патріархи і Предстоятелі, і має разом з іншими канонічними обов’язками і відповідальностями, насамперед для збереження нашої Православної Віри неушкодженою та канонічної єдності і спілкування з Вселенським Патріархатом й іншими помісними Православними Церквами непорушними. І до цього, Митрополит Київський і всієї України, як і архієреї Найсвятішої Церкви України, обираються віднині відповідно до належних положень божественних і священних Канонів і згідно з відповідними положеннями її Статуту, які мають в усьому обов’язково відповідати положенням цього Патріаршого і Синодального Томосу. Усі архієреї зобов’язані турбуватися, щоб боголюбно пасти народ Божий, провадячи в страху Божому мир і згоду в країні та в своїй Церкві.

Але щоб в усьому перебував не применшений зв’язок духовної єдності і спілкування святих Божих Церков, бо ми навчилися «зберігати єдність духа в союзі миру»(Еф. 4: 3), то кожний Блаженніший Митрополит Київський і всієї України повинен поминати за давніми переданнями святих Отців наших, Вселенського Патріарха, Блаженніших Патріархів та інших Предстоятелів помісних Православних Церков, у ряду Диптихів, згідно з канонічним порядком, отримавши своє місце після Предстоятеля Церкви Чехії і Словакії в священних Диптихах і на церковних зібраннях.

Таким чином, православна Церква України, через свого Першого чи канонічного місцеблюстителя Київського Престолу, зобов’язана брати участь стосовно важливих канонічних, догматичних та інших питань в міжправославних нарадах, які збираються час від часу, за священним звичаєм, від початків усталеним Отцями. Перший же, настановлений, зобов’язаний обов’язково посилати необхідні належні Мирні Грамоти до Вселенського Патріарха і до інших Предстоятелів, і сам має право від них отримувати, починаючи свої мирні поїздки від Першопрестольної Церкви Константинополя за звичаями, отримуючи від неї і Святе Миро, для вияву духовної єдності з нею. Для вирішення значних питань церковного, догматичного та канонічного характеру слід Блаженнішому митрополит Київський і всієї України, від імені Священного Синоду своєї Церкви звертатися до нашого Святішого Патріаршого і Вселенською Престолу, прагнучи від нього авторитетної думки і твердого взаєморозуміння, при чому права Вселенського Престолу на Екзархат в Україні і священні ставропігії зберігаються неприменшеними.

Отож, на усіх цих умовах, наша Свята Христова Велика Церква благословляє і проголошує Православну Церкву України Автокефальною і щедро закликає на Ієрархію на Українській землі, непорочний клір і благочестивий народ її, з невичерпного скарбу Святого Духа, божественні дари, молячись, щоб Перший і Великий Архієрей Ісус Христос, заступництвом всенеспорочної і всеблагословенної Владичиці нашої Богородиці і Приснодіви Марії, святого славного і рівноапостольного князя Володимира і святої славної княгині Ольги, преподобних і богоносних Отців наших, подвижників і монахів Києво-Печерської Лаври та інших монастирів, нехай укріпить назавше її в тілі Єдиної, Святої, Соборної і Апостольської Церкви таким чином зараховану Автокефальну Церкву України і подасть їй благостояння, єдність, мир і зростання, на славу Його і Отця і Святого Духа.

Таким чином таке вирішене і розсуджене і в радості сповіщене вам від шанованого Центру Православ’я було соборно затверджено, для постійного збереження видасться цей Патріарший і Синодальний Томос, написаний і підписаний в Кодексі нашої Великої Христової Константинопольської Церкви, вручений в точній і ідентичній копії Блаженнішому Пресдстоятелю Святішої Церкви України, митрополиту Єпіфанію і Його Високоповажності Президенту країни пану Петру Порошенку, для вічного доказу і постійного представлення.

Року дві тисячі дев’ятнадцятого, місяця січня, 6 числа, індиктіона 12.

☦ Вселенський Патріарх Варфоломій, в Христі Бозі вирішує ☦ митрополит Вріульський Пантелеймон, ☦ митрополит Італійський і Мальтійський Геннадій, ☦ митрополит Германський Августин, ☦ митрополит Транупольський Герман, ☦ митрополит Нью-Джерський Євангел, ☦ митрополит Родоський Кирилл, ☦ митрополит Ретімнський і Авлопотамський Євгеній, ☦ митрополит Корейський Амвросій, ☦ митрополит Сингапурський Костянтин, ☦ митрополит Австрійський Арсеній, ☦ митрополит Сімський Хризостом, ☦ митрополит Чиказький Нафанаїл.

Автокефальная церковь

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей.

Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинций Византии. Автокефальность не следует смешивать с Церковной Автономией

15 автокефальных церквей

В настоящее время существуют 14 общепризнанных и 15 признаваемых некоторыми автокефальных церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской церкви, расположены в следующей иерархии чести:

  1. Константинопольская православная церковь (более 2 млн чел.)
  2. Александрийская православная церковь (более 6,5 млн. чел.)
  3. Антиохийская православная церковь (1 млн 370 тыс. чел.)
  4. Иерусалимская православная церковь (130 тыс. чел.)
  5. Русская православная церковь (50—100 млн чел.)
  6. Грузинская православная церковь (4 млн чел.)
  7. Сербская православная церковь (10 млн чел.)
  8. Румынская православная церковь (16 млн чел.)
  9. Болгарская православная церковь (около 8 млн чел.)
  10. Кипрская православная церковь (420 тыс. чел.)
  11. Элладская православная церковь (около 8 млн чел.)
  12. Албанская православная церковь (около 700 тыс. чел.)
  13. Польская православная церковь (500 тыс. чел.)
  14. Православная церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
  15. Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.)

Существуют также автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской). Все мировое православие организовано в эти 15 автокефальных и 6 автономных церквей, что является особенностью именно православия.

Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей.

Самочинные автокефалии

  • 1448 год — самочинное провозглашение автокефалии Московской Церкви от Константинопольской церкви.
  • В 1872 году Константинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой — самопровозглашением болгарским духовенством автокефалии.
  • В 1918 году Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная Церковь выделилась в самочинную автокефалию. Томосом Григория VII, патриарха Константинопольского, от 13 ноября 1924 года получила признание в своём статусе.
  • В 5 июня 1948 года в городе Констанце был проведён собор, объявивший о создании Белорусской автокефальной православной церкви и избравший её архиепископом Сергея (Охотенко).
  • В 1967 году Македония отъединилась в самочинную автокефалию (под главенством архиепископа Охридского и Македонского).
  • В 1990 году собирается в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», проходивший 5—-6 июня. Собор выработал и утвердил новый устав УАПЦ. На Соборе была самочинно провозглашена автокефалия, избран «патриарх Киевский». Им стал престарелый Мстислав (Скрипник).

Другие самостоятельные православные церкви

Кроме 15 автокефальных канонических православных церквей, перечисленных выше, существуют другие де-факто независимые церкви, возникшие в XVII-XXI веках.

Многие из них не признаются 15 каноническими православными церквями.

  1. Русская православная церковь за рубежом (Русская православная церковь за границей). 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, ознаменовавший вхождение большей части РПЦЗ в состав Московского патриархата на правах самоуправляемой церкви.
  2. Российская православная автономная церковь
  3. Русская истинно-православная церковь
  4. Русская православная старообрядческая церковь
  5. Древлеправославная поморская церковь
  6. Русская древлеправославная церковь
  7. Украинская православная церковь Киевского патриархата
  8. Белорусская автокефальная православная церковь

См. также

  • Автономная церковь
  • Автокефалия

Примечания

  1. Russia (International Religious Freedom Report 2007) (англ.)
  2. The Orthodox Church of Albania
  3. Не признается как автокефальная Константинопольским Патриархатом

Ссылки

  • протоиерей Цыпин Владислав. Церковное право: Глава 27. ЦЕРКОВЬ И ТЕРРИТОРИЯ. ЦЕРКОВНАЯ ДИАСПОРА. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ
  • Автокефальные церкви (Азы православия)
  • Автокефальные церкви — Статистическая таблица на 1980 год.
  • Автокефальная церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Иси́дор Ки́евский (1380/1390?, Монемвасия — 27 апреля 1463, Рим) — митрополит Киевский и всея Руси (ок. 1436 — апрель 1458), местоблюститель апостольского престола патриарха Антиохийского Дорофея (в 1439), папский легат Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии (с 16 сентября 1439), кардинал-пресвитер (с 18 декабря 1439) с титулом Святых Марцеллина и Пьетро (с 8 января 1440), камерленго Священной Коллегии кардиналов (1450—1451), кардинал-епископ субурбикарной кафедры Сабины (с 7 февраля 1451), Апостольский администратор епархии Червиа (10 июня 1451 — 15 марта 1455), легат Николая V в Константинополь (1452), архиепископ Никосии (10 мая 1456 — 27 апреля 1463), апостольский администратор архиепархии Корфу с 1458 по 1459 год, титулярный патриарх Константинопольский (20 апреля 1458 — 27 апреля 1463), декан Священной Коллегии кардиналов (8 октября 1461 — 27 апреля 1463), гуманист, богослов, участник Феррано-Флорентийского собора, активный сторонник унии с Римской католической церковью.

Действия Исидора, направленные на утверждение неприемлемой для Московского княжества Флорентийской унии, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской Митрополии.

В 1441 году митрополит Исидор по прибытии в Москву с Флорентийского Собора отслужил литургию, на которой помянул папу римского Евгения IV, а также зачитал документ об Унии. Сразу же после этого по приказу великого князя Василия II (Тёмного) он был взят под стражу, но впоследствии бежал.(предполагают что побег ему подстроил сам великий князь, ибо не знал-что же делать с митрополитом?)

Созванный по этому поводу в 1441 году в Москве Собор епископов Восточной Руси (Великого княжества Московского), осудил митрополита Исидора и отверг Унию. Московский Собор 1448 г., созванный великим князем Василием, поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону без предварительных согласований с Константинополем, с титулом «Митрополит Киевский и всея Руси».

С 1448 по 1589 год Русская Церковь управлялась фактически независимыми митрополитами всея Русии была непризнана в церковном мире. Выйдя из-под канонической зависимости Константинопольских патриархов, Московские святители оказались в серьёзной административно-политической зависимости от светской власти Московских князей и изоляции от других поместных церквей, которые пребывали в каноническом единстве с Константинопольским патриархатом. Так, в XVI веке из одиннадцати Московских митрополитов пятеро были лишены кафедры по произволу светской власти, а митрополит Филипп — даже убит в 1569 году.

Начиная с правления Иоанна III, в Русском государстве начала формироваться религиозно-историософская и политическая идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным государственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени Константинопольского Патриарха Иеремии II. В Русской Церкви в данный период формировался взгляд на русское благочестие как единственное во всём мире неповреждённое и спасительное учение Христа. Христиане иных исповедований не считались таковыми и подлежали перекрещиванию при присоединении к православию (q. v. в статье Латинство). В результате сформировалась специфически московская религиозность с особым упором на внешний ритуал, абсолютную неизменность богослужебных форм, а также то, что некоторые исследователи именуют «бытовым исповедничеством»

В то же самое время Московским княжеством и его духовенством в 1478 году, была ликвидирована юрисдикционная автономия Новгородской епархии.

После обретения независимости Русская Церковь испытала длительный период изоляции: в 1458 году Киевская (Киево-Литовская) Митрополия возвратилась в юрисдикцию Константинопольского Патриахата, а Московская Митрополия с 1470 по 1504 года была сотрясаема ересью жидовствующих, с конца XV века до половины XVI века не затихала борьба между нестяжателями и иосифлянами. Победа последних была окончательно зафиксирована актами Стоглавого Собора 1551 года. Ряд вероучительных определений Собора носит несерьёзный для Собора характер, возводя в степень догматов мнение о «небритии брады» и «нестрижении усов», о двоеперстии, сугубой (двойной) аллилуйе и др.

Пы.сы И сейчас Москва возражает против автокефалии православной церкви Украины????

  • Актуальные обсуждения
    • «Благочестивые» отговорки
    • «Благочестивые» отговорки. Окончание
    • «Благочестивые» отговорки. Продолжение
    • «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
    • «Мы, христиане, – не от мира сего.»
    • «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
    • Cтать монахом на время поста
    • «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях
    • «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
    • «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
    • «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
    • «Надобно трудиться для каждого человека»
    • «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
    • «Человек – это звучит…»
    • «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
    • «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
    • Аскетическая симфония
    • Без Христа спасенья нет
    • Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
    • Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
    • Беседа о покаянном делании
    • Беседа о Таинстве Крещения
    • Беседы на святки
    • Бесстыдство изгоняет божественную Благодать
    • Библейский взгляд на причины и сущность болезней
    • Благочестие показное и подлинное
    • Бог врагов наших
    • Богослужебное пение и музыка
    • Борьба за пост
    • Брак даёт шанс научится истинной любви
    • Быть совершенным
    • В надежде «спрятаться» от Бога
    • В наших венах течет Христова кровь Беседа о Божественной литургии и Святом Причастии
    • В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
    • В разделе «Методика преподавания» размещен доклад С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России: история и современность»
    • В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
    • В чем торжество Православия?
    • Вера — это шаг из лодки на воду
    • Возможно ли следование Христу вне Церкви?
    • Воля творить добро
    • Вопросы об аде и рае
    • Выбор веры
    • Выше – истина Христова
    • Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
    • День Обрезания Господня – это день Закона Божия
    • Дни особого поминовения усопших
    • Добродетели и пороки в семье
    • Дорасти(ть) до пастырства
    • Дружба, влюбленность, любовь
    • Дружба: труд и подвиг
    • Духовное бесплодие
    • Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
    • Духовный опыт: истинный и ложный
    • Евангелие о совершенном милосердии
    • Евангелие — книга про каждого из нас
    • Евангелие: правда о вечной жизни
    • Если бы все, кто принимает крещение…
    • Если мы боги, то почему это незаметно?
    • Ещё немного о неофитских немощах
    • Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
    • Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
    • Закон и Благодать
    • Закон любви
    • Зачем Бог сотворил мир?
    • Зачем становиться монахом.
    • Значение церковнославянского языка для духовного образования
    • Имеем ли мы право на обиду?
    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
    • Исповедь – не роман, а борьба
    • К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
    • К чему приводит компромисс с совестью
    • Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
    • Как вырастить счастливого ребёнка
    • Как делиться пасхальной радостью с ближними
    • Как добродетели превращаются в карикатуру
    • Как мы будем жить после Пасхи?
    • Как отличить Крест Христов от самодельного? Ответы пастырей
    • Как понимать заповеди блаженства
    • Как правильно читать Библию
    • Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
    • Как преобразить свой внутренний мир
    • Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
    • Как стяжать любовь к… ближним? Ответы пастырей
    • Каким нужно быть алтарнику
    • Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
    • Каяться нужно — в прошедшем времени
    • Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
    • Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
    • Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?
    • Любовь христианская всегда – вопреки
    • Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
    • Маловажен ли малый грех
    • Мамочкино богословие
    • Мера поста
    • Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы
    • Минимум кары и безграничность любви
    • Миссия в большом городе Беседа с прот. Игорем Фоминым
    • Можно ли быть счастливым без Христа?
    • Можно ли верить снам?
    • Молитва — не долг, а кислород души
    • Монастыри русского севера
    • Монашество и жизнь в миру – единый путь
    • Мораль и нравственность.
    • Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
    • Мы христиане в теории
    • Нападения на христиан
    • Научиться вмещать милость Божию
    • Не давать ничему ложной цены
    • Не любить – противоестественно для человека
    • Не только верить, но верить и служить
    • Невежество и безразличие
    • Непослушание – препятствие любви
    • Нужно ли бояться собственного страха?
    • О важности изучения церковной истории
    • О внешнем виде христианина
    • О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
    • О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
    • О любви к ближнему
    • О мистической красоте церковного языка
    • О молитве на клиросе
    • О поминовении усопших
    • О последствиях греха
    • О православном романтизме
    • О реальной и мнимой грубости церковных работников
    • О свойствах Церкви и ее границах
    • О Священном Предании
    • О священстве
    • О семье и браке
    • О судьбе
    • О христианском отношении к собаке
    • О Царстве Божием
    • О чтении Священного Писания
    • Об иконопочитании и почитании святых
    • Об участии верных в Евхаристии
    • Образ Отцовства небесного
    • Общее Соборование: история смещения смысла
    • Община сегодня — это как костер в тундре
    • Окно в горний мир
    • Окунаться ли в крещенскую прорубь?
    • Оправдание Авраама верой
    • Освящение жилища
    • Основа оглашения – Любовь, а не Закон
    • Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Осуждение и греховность.
    • Осуждение, обличение и рассуждение
    • От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
    • От крещения кровью до проверки временем
    • От слов твоих…
    • Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
    • Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
    • Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
    • Пасхальная радость — дар и труд
    • Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
    • Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
    • Подделка Церкви христианством
    • Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
    • Покаяние как любовь
    • Полнота жизни в Церкви
    • Последняя заповедь блаженства
    • Почему мы отпадаем от любви?
    • Почему священство далеко от народа
    • Почему со временем охладевает вера?
    • Праведный Иов: образ надежды через страдание
    • Правильное отношение к посту
    • Правильное отношение к церковным проблемам
    • Православие и современность
    • Пребудьте в любви!
    • Проблемма происхождения мира
    • Путь пророка Илии
    • Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
    • Раб, наемник или сын?
    • Радоница — общий праздник с усопшими
    • Размышление о собственных грехах
    • Размышления о древних и новых мучениках
    • Религия радости
    • Рождественский пост в вопросах и ответах
    • Рождество Христово в Евангелии — и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?
    • Рождество Христово: как ощутить радость праздника
    • С самим собой собеседование
    • Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
    • Самостоятельность влечет за собой ответственность
    • Свобода совести и вероисповеданий
    • Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
    • Святость – это не безгрешность и не совершенство
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
    • Семейная жизнь и аскеза
    • Сердце без тайности — пустая грамота
    • Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
    • Слово Божие всегда должно звучать в сердце
    • Слушаться — значит любить
    • Смысл анафемы
    • Совесть как категория нравственного сознания.
    • Современные христиане
    • Сограждане святым и свои Богу
    • Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи
    • Стыдно грешить, а не каяться
    • Три корочки хлеба
    • Уйди от меня, Господи…
    • Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
    • Христианская святость
    • Христианство и экономика: дело не в «измах»
    • Христос и «Я»
    • Чаша двух Заветов
    • Человек, если бы ты знал свою ценность!
    • Человеческая воля
    • Что значит: «люби ближнего своего»
    • Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
    • Чтобы душа оставалась дома Размышления о добродетели терпения
    • Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
    • Чтобы не уйти…
    • Широкое сердце Православия
    • Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
  • Жития святых
    • Авва Зосима Палестинский
    • Апостол Андрей Первозванный
    • Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
    • Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
    • Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
    • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
    • Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
    • Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
    • Благоверный князь Дими́трий Донской
    • Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
    • Благоверный князь Яросла́в Мудрый
    • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
    • Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
    • В разделе «Методика преподавания» размещена статья «Зачем ходить в воскресную школу?»
    • Великомученик Гео́ргий Победоносец
    • Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
    • Исповедник Иоа́нн Васильев
    • Исповедник Иоанн Блинов
    • Мученик Гавриил Фомин
    • Мученик Димитрий Власенков
    • Мученик Димитрий Спиридонов
    • Мученик Иустин Философ
    • Мученик Михаил Новоселов
    • Мученик Никифор Зайцев
    • Мученица Евдокия Сафронова
    • Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
    • Мученица Пелагия Балакирева
    • Мученицы Ольга и Феоктиста
    • Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
    • Праведный Па́вел Таганрогский
    • Праведный Фео́дор Ушаков, воин
    • Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
    • Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
    • Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
    • Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
    • Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
    • Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
    • Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
    • Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
    • Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
    • Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
    • Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
    • Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
    • Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
    • Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
    • Преподобный Антоний Великий
    • Преподобный Варсонофий Оптинский
    • Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
    • Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
    • Преподобный Ефрем Сирин
    • Преподобный Зосима (Верховский)
    • Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
    • Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
    • Преподобный Иоа́нн Рыльский
    • Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
    • Преподобный Иов Почаевский, игумен
    • Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
    • Преподобный Иосиф Оптинский
    • Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
    • Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
    • Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
    • Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
    • Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
    • Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
    • Преподобный Макарий Великий, Египетский
    • Преподобный Макарий Оптинский
    • Преподобный Максим Грек
    • Преподобный Нектарий Оптинский
    • Преподобный Нестор Летописец, Печерский
    • Преподобный Паисий Величковский
    • Преподобный Роман Сладкопевец
    • Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
    • Преподобный Сергий Радонежский
    • Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
    • Преподобный Феодосий Печерский, игумен
    • Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
    • Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
    • Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
    • Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
    • Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
    • Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
    • Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
    • Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
    • Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
    • Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
    • Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
    • Святитель Григорий Нисский, епископ
    • Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
    • Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
    • Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
    • Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
    • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
    • Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    • Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
    • Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
    • Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
    • Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
    • Святитель Кирилл Туровский, епископ
    • Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
    • Святитель Лев I, папа Римский
    • Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
    • Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
    • Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
    • Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
    • Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
    • Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
    • Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
    • Святитель Симеон Солунский, архиепископ
    • Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
    • Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    • Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
    • Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
    • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
    • Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
    • Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
    • Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
    • Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
    • Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
    • Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
    • Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
    • Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
    • Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
    • Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
    • Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
    • Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
    • Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
    • Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
    • Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
    • Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
    • Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
    • Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
    • Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
    • Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
    • Священномученик Зинон Веронийский, епископ
    • Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
    • Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
    • Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
    • Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
    • Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
    • Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
    • Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
    • Священномученик Ириней Лионский, епископ
    • Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
    • Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
    • Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
    • Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
    • Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
    • Священномученик Николай Искровский, пресвитер
    • Священномученик Николай Попов, пресвитер
    • Священномученик Николай Тохтуев, диакон
    • Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
    • Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
    • Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
    • Священномученик Поликарп Смирнский
    • Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
    • Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
    • Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
    • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
    • Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
    • Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
    • Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
  • Заблуждения и ошибки
    • «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
    • «Отмененный» чемпионат
    • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
    • Cжигала ли Церковь книги?
    • «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
    • «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
    • «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё» Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым
    • «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
    • «Ищите Бога-Личность!» Интервью с отцом Серафимом Маджмударом
    • «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
    • «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
    • «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию
    • «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
    • Авторитет Церкви и наша интеллигенция
    • Актуальность симфонии Церкви и государства
    • Апофеоз восточного папизма
    • Атеизм в ассортименте
    • Атеизм тогда и сейчас
    • Безумие нашего времени
    • Берегись… игрушки!
    • Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
    • Битва за семью – дело спасения мира
    • Благовестие и прозелитизм
    • Благодарность
    • Благодатно ли инославное священство?
    • Бог — изгнанник на земле
    • Бог. Народ. Писание
    • Богословское осмысление вопросов экологии
    • Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
    • Братские отношения
    • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия
    • Вавилонская башня нашего времени
    • Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
    • Вера и естественнонаучное знание
    • Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
    • Вера и нравственность как основа научного познания
    • Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
    • Виртуальный тур по духовным мирам. О молитве и медитации
    • Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
    • Возможна ли реинкарнация?
    • Возможно ли добро без Христа?
    • Воскресный листок. Неделя 27-я по Пятидесятнице
    • Воспитать воспитателей в семье
    • Встреча патриарха и римского папы
    • Встреча современного Запада с восточной сотериологией
    • Встреча учености и святости
    • Выбор веры
    • Гламур и наши дети
    • Гражданский брак – не брак?
    • Грех как форма любви
    • Дата католической Пасхи
    • Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов
    • Демонизация детского сознания
    • Диалог с атеистом
    • Женщина спасается чадородием?
    • Живет ли Бог в моей душе?
    • Жить как хочется
    • За Фрейдом – бред. Психоанализ и оккультизм, как вера в ложь
    • Зачем вы придумали Пасху?
    • Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
    • Зачем нужны догматы?
    • Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
    • Индульгениция или покаяние?
    • Иноверие и инославие
    • Интернет, вечность и Страшный суд
    • Искушение экстримом
    • Испытание Новым годом
    • Истоки богохульства в современной культуре
    • Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
    • История возникновения календарного вопроса.
    • История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
    • Как быть?
    • Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
    • Как не попасть в секту
    • Как общаться с чужими?
    • Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
    • Как относиться к ереси и еретикам
    • Как пережить предательство?
    • Как распознать секту и самому не стать сектантом
    • Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
    • Как я перешел из католицизма в Православие
    • Какое время – наше?
    • Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
    • Кришнаиты как они есть
    • Кто завяжет нам шнурки? Немного об околоцерковных суевериях
    • Кто, когда и зачем нас крестил?
    • Куда ведет погоня за Лилит?
    • Культ наслаждения
    • Курение – это грех? Ответы пастырей
    • Латинское ложное учение о Деве Марии
    • Лютеров догмат
    • Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
    • Мертвых душ не продадите?
    • Можно ли молиться вместе с католиками?
    • Можно ли представить себе райское блаженство?
    • Можно ли прощать не прощая?
    • Можно ли совершать зло ради добра?
    • Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении
    • Народные целители и их «молитвы»
    • Неверие и суеверие.
    • Недочеловечество
    • Нужна ли православному христианину йога?
    • Нужны ли Православию монашеские ордена?
    • О «святочных гаданиях» и картах
    • О богохульстве
    • О браках с инославными
    • О вере, неверии и нашем выборе
    • О Воздвижении, толерантности и Юлиане Отступнике
    • О добродетели, искаженной до неузнаваемости
    • О злых духах
    • О йоге и прочих восточных практиках
    • О колдовстве и порче
    • О крещении без веры
    • О ложной ревности и внутрицерковной полемике
    • О мнимой праведности
    • О Православии и католичестве
    • О Православном Предании и отступлении от Него
    • О Предании Церкви и сектантских преданиях
    • О предметности и продажности
    • О предопределении
    • О предопределении
    • О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
    • О различии между счастьем и удовольствием
    • О хорошести без Церкви
    • О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
    • Об отношении Церкви к эстрасенсам и природе «паранормальных явлений»
    • Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
    • Одиночество: беда? вина? роскошь?
    • Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
    • Ориген и либерализм в Церкви
    • Осторожно, неоязычество!
    • Отношение католиков к Благодатному огню
    • Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
    • Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
    • Переход православных в ислам. Интервью диакона Георгия Максимова
    • Плен многоликой Индии. Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко
    • Повсеместное заблуждение о посте
    • Поиск истины, или Обретение истинной веры
    • Пока есть время
    • Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
    • Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
    • Помощь нашим усопшим
    • Последний человек
    • Почему не стоит бояться конца мира
    • Правда без любви
    • Православие и иконопочитание
    • Православие и инославие. Вопросы единения
    • Православие или протестантизм?
    • Православие – это прошлое и будущее Европы
    • Праздник ли масленица?
    • Празднование Пасхи. Ответ сектантам
    • Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
    • Предательства, папизм и мы
    • Причины неверия
    • Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
    • Проповедь Евангелия Христова в современном мире
    • Пророчества не от Бога
    • Протестантское отношение к кресту
    • Протестантское учение о спасении только верой
    • Пустота вместо счастья.
    • Раскол как болезнь
    • Рассказ об одном чуде.
    • Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
    • Религия сильного человека: христианство или ислам?
    • Сайентология — угроза миру
    • Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
    • Сбываются ли астрологические прогнозы
    • Свобода воли и «либеральные ценности»
    • Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
    • Святоотеческое учение о догмате и ереси
    • Священное Писание – часть жизни Церкви
    • Священное Писание, Церковь и наука
    • Священное Предание
    • Священное Предание и человеческая самодеятельность
    • Скука вдвоем
    • Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
    • Смерть и Промысл Божий
    • Смерть, которой ждут
    • Современные иконоборцы
    • Современный протестант
    • Сознательное богохульство
    • Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
    • Стоит ли еврею креститься?
    • Субкультура — не детские забавы
    • Торжество Православия
    • Трудно быть человеком
    • Ультиматум Церкви
    • Учение о человеке в христианстве и неоязычестве
    • Филиокве — это хула на Святого Духа.
    • Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
    • Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
    • Христианство и демократия
    • Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме
    • Церковные суеверия
    • Церковь и всемирное государство.
    • Церковь и проблема эвтаназии
    • Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
    • Что нужно знать о гаданиях на Святки?
    • Что препятствует стать православным
    • Что такое каббала?
    • Что такое оккультизм
    • Что Христос оставил людям
    • Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
    • Эволюционное мудрование
    • Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
    • Являются ли инославные членами Церкви?
    • Яйца с образами О новом виде иконоборчества