Автокефальная церковь

На Украине не утихают споры касающиеся православной церкви. Сейчас их насчитывается три:

  • Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП);
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП);
  • Украинская автокефальная православная церковь.

Мировым православным сообществом принята лишь первая, которая ещё в 1686 году перешла из-под ведомства Константинополя к Москве. Автокефалия Украинской православной церкви появилась ещё в начале ХХ века, но с тех пор так и не была признана канонической церковью, она никому не подчиняется.

Томос об автокефалии Украинской православной церкви

Для официального признания православной церкви автокефалией издается особый указ – томос. Неоднократно появлялись слухи о том, что Украинская церковь получила заветный томос, но официально документ не был издан, и на это есть ряд причин. Хотя автокефальная церковь на Украине признает себя частью Вселенской церкви, она не состоит ни в одной признанной автокефалии и сама, официально, таковой не является. Вопрос о создании новой автокефальной церкви принимается всеми существующими в настоящий момент православными автокефальными церквями, которых сейчас насчитывается 15, при этом идет вопрос об отделении поместной церкви. Так как Украинская автокефальная православная церковь является неканонической и не имеет «церкви-матери», никто не может присвоить ей такой статус.

На территории Украины находятся около 11 тысяч церквей и храмов, судьбу которых, по действующим там нормам, решают прихожане.

Доля прихожан согласно опросу распределяется следующим образом:

Такие сведения были получены после проведенного весной 2018 года исследования. После реорганизации церкви на Украине именно прихожане будут решать судьбу храмов, поэтому могут возникнуть проблемы с теми, кто будет не согласен с переходом конкретного храма в ведение новой организации.

Политика и автокефалия Украинской церкви

Вопрос о признании на Украине автокефальной православной церкви стоит остро и затрагивает не только верующих.

Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» в Украине»

— заявил Порошенко в июне 2018 года. Именно поэтому в последнее время так часто в Украинских новостях звучат слова «томос» и «автокефалия». Из-за раскола церкви в стране стоит вопрос не только о признании самостоятельности церкви, но также и об объединении уже существующих. Московский патриархат признает только подведомственную церковь, утверждая, что лишь она имеет право получения статуса автокефальной, в то время как на Украине не утихают споры о том, что переход их церкви из-под власти Константинополя был незаконен, и что вопрос о создании новой автокефалии должен решаться Константинопольским патриархатом.

До сих пор не было вынесено окончательное решение. Такие серьезные вопросы решаются всеми автокефалиями, которые должна посетить специальная комиссия. Кроме того церковь, желающая получить томос о признании её автокефалией, должна соблюсти условия такого перехода, которые также будут проверяться комиссией. Особое внимание будет уделено тому, все ли прихожане и священнослужители всех санов, или их подавляющее большинство, стремятся к автокефалии.

Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности

Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.

Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.

Автокефалии имеют право на:

  • свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  • самостоятельное освещение миры;
  • введение новых песнопений;
  • самостоятельное ведение суда;
  • созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.

Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.

Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность

Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.

В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:

  • Константинопольская автокефалия, которая насчитывает 2 миллиона человек и является иерархически главенствующей.
  • Далее следует Александрийская церковь, которая насчитывает 6 миллионов человек, но несмотря на большую численность занимает лишь второе место.
  • На третьем месте Греческая Церковь, насчитывающая 1 миллион 340 тысяч человек.
  • Далее идут древнейшая Иерусалимская автокефалия с численностью 130 тысяч человек.
  • Пятое место занимает самая многочисленная Русская Церковь. В нее входят около 90 миллионов человек.
  • Шестое место занимает Сербская Церковь с численностью верующих в 10 миллионов человек.
  • На седьмом месте — Румынская Церковь, численность верующих которой насчитывает 16 миллионов человек.
  • Восьмое место занимает Болгарская Церковь с численностью 8 миллионов человек.
  • На девятом месте Грузинская Церковь с 4 миллионами верующих.
  • Десятое место занимает Кипрская Церковь, численность которой составляет чуть меньше 500 тысяч верующих.
  • На одиннадцатом месте расположилась Церковь Эллады с 8 миллионами верующих.
  • На двенадцатом — Церковь Польши с 500 тысячами верующих.
  • Тринадцатое место остается за Церковью Албании с 700 тысячами верующих.
  • На четырнадцатом месте Православная Церковь Чехословакии с численностью верующих 155 тысяч человек.
  • Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же часть на сегодня не сделала официального заявления по этому поводу.

Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.

Самоназванные автокефалии — это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:

1. Заграничная русская православная церковь.
2. Автономная Российская православная церковь.
3. Истинно — православная русская церковь.
4. Каноническая украинская автокефальная церковь.
5. Автокефальная церковь Белоруссии.
6. Старообрядческая Русская православная церковь.
7. Древлеправосланая русская церковь.
8. Древлеправлславная поморская церковь.
9. Древлеправославная церковь старопоморья.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Видео — что такое церковные каноны, томос, автокефалия и прочее

Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?

Вопрос возведения поместных церквей в статус автокефалии стоял остро. Изначально это решение мог принять только единственно существующий Вселенский Патриархат. Томос, указ патриарха, подписывался Всемирным Патриархом. После подписи Патриарх писал «Провозглашает». Епископы других автокефалий должны были поставить свои подписи в порядке их упоминания в диптихе. Но это не нравилось другим епископам. Тогда Константинопольская церковь предложила писать представителям других автокефальных церквей «сопровозглашает», но это не устроило Русскую Православную Церковь. По мнению русских митрополитов все должны после подписи написать «Провозглашает». Но с этим уже не согласился Константинопольский патриархат.

До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.

Поделись с ближним

Автокефалия для Украины: что на самом деле решил Константинополь

Правообладатель иллюстрации Сивков Петр/TASS Image caption 89-летнего Филарета (в центре) в Киеве называют самым вероятным главой еще не созданной церкви

«Слава Украине! Героям слава!» — кричит десяток людей, держащих в руках украинские флаги. «Варфоломею слава!» — под смех товарищей выкрикивает один из них.

Высокий седовласый епископ, закрывая за собой дверь, бросает на собравшихся недоуменный взгляд: здешние стены не привыкли к столь бурному выражению чувств.

Тем временем три десятка журналистов пытаются разобраться в только что полученном на руки тексте, зачитанном этим епископом.

Так закончилась работа Священного синода Вселенского патриархата Константинополя — точнее, его заседания, которое еще до его открытия называли решающим в судьбе украинского, а, может, и мирового православия.

Результаты трех дней работы синода уместились на одном листе бумаги, однако они вызвали молниеносную и очень эмоциональную реакцию вовлеченных сторон.

Image caption Результаты трех дней работы синода уместились на одном листе бумаги, но вызвали бурную реакцию

«Это — великая победа боголюбивого украинского народа над московскими демонами, победа добра над злом, света над тьмой», — прокомментировал итоги этого заседания президент Украины Петр Порошенко.

«За такие действия на Варфоломея надо наложить анафему (отлучение от церкви)», — отреагировали на новости из Стамбула в Украинской православной церкви Московского патриархата.

Финишная прямая

Заседания синода Константинопольской православной церкви проходят ежемесячно в резиденции патриарха — большом деревянном доме возле старой греческой церкви Святого Георгия.

От октябрьского синода больших новостей ждали потому, что этому заседанию предшествовали три недели работы на Украине экзархов — специальных представителей Вселенского патриарха.

Их деятельность была окутана тайной: за все это время они ни разу не пообщались с журналистами, проводя за закрытыми дверями встречи с представителями украинских церквей и власти.

В конце прошлой недели, на одной из последних таких встреч — со спикером Верховной рады Андреем Парубием — экзархи заявили, что процесс предоставления Украине автокефалии вышел на финишную прямую.

Media playback is unsupported on your device Православной церкви Украины обещают автокефалию

Однако, вспоминали журналисты, точно такое же заявление экзархи сделали в первый день своей работы, встречаясь с президентом Петром Порошенко. Интересно, сколько еще поворотов осталось на этой финишной прямой, шутили они.

Тем не менее, источники в Киеве утверждали: к октябрьскому синоду экзархи провели все необходимые встречи и подготовили отчет о своей работе.

Рассмотрение этого отчета синодом и решение по его итогам могло стать важнейшим шагом на пути к украинской автокефалии.

Обострение

Важность исторического момента порождала общую нервозность в украинских соцсетях.

На протяжении двух дней перед объявлением результатов синода здесь массово распространялись фейковые новости о том, что Украина получила вожделенное решение об автокефалии — и тысячи пользователей этому радовались.

Потом появлялись сообщения о том, что Константинополь отложил это решение до «надлежащего времени», что давало тем же пользователям основания обвинить патриархат в «зраде» (предательстве).

Image caption Решение священного синода Вселенского патриархата называют решающим в судьбе украинского православия

Эта нервозность подчас чувствовалась в неприметном на первый взгляд дворике возле церкви Святого Георгия — резиденции Вселенского патриархата в стамбульском районе Фанар. Результатов работы синода тут ждали около трех десятков журналистов — больше украинских, меньше российских.

Сотрудники СМИ из Киева и Москвы заняли два разных угла дворика патриархии и практически не общались друг с другом.

Порой доходило до перепалок: например, когда кто-то из россиян пытался получить от экзарха Даниила ответ на вопрос, возможно ли обострение ситуации на Украине после предоставления ей автокефалии.

Сам экзарх этот вопрос проигнорировал, а вот кто-то из украинских журналистов эмоционально пообещал россиянам: «Это у вас сейчас будет обострение».

Сохраняли спокойствие в этой обстановке, кажется, лишь представители Константинополя.

«Проявите терпение. Расслабьтесь и успокойтесь. Синод работает в закрытом режиме, на все воля Божья», — примерно к этому сводилось содержание всех комментариев собеседников Би-би-си из местного патриархата насчет работы синода.

И даже когда в последние часы работы синода греческие СМИ начали сообщать о его первых результатах, сотрудники патриархии лишь пожимали плечами: синод, мол, продолжается, наберитесь терпения.

Поэтому выход к прессе одного из влиятельнейших иерархов Вселенского патриархата, митрополита Галльского Эммануила в сопровождении патриарших экзархов был встречен всеми как долгожданная кульминация трех дней напряженного ожидания — даже несмотря на то, что Эммануил отказался отвечать на вопросы журналистов.

Заявление, зачитанное им и вызвавшее бурную реакцию в Киеве и Москве, содержало пять пунктов.

1. Автокефалия

В своем заявлении синод подтвердил, что Константинопольский патриархат приступил к процедуре предоставления автокефалии украинской церкви.

Подобные заявления ранее уже звучали из уст представителей Константинополя, в том числе и от самого патриарха Варфоломея, однако впервые столь однозначная формулировка содержится в решении синода, который, собственно, уполномочен принимать решение о предоставлении автокефалии.

Это право активно оспаривается Москвой, которая считает, что Константинополь не может даровать автокефалию кому бы то ни было без предварительного согласия всех существующих православных церквей.

В Константинополе к позиции Русской церкви относятся философски: вопрос о том, кто и как может предоставлять автокефалию, подробно изучался на синаксе (архиерейском соборе) в сентябре этого года, и его участники пришли к выводу, что каноническое право дает Вселенскому патриархату Константинополя как «первому среди равных» такую возможность.

Правообладатель иллюстрации Яшкин Игорь Image caption Автокефалия будет означать полную административную и финансовую независимость Украинской православной церкви — как от Москвы, так и от Константинополя

Другое дело, что на Фанаре прекрасно осознают, к каким последствиям для мирового православия может привести предоставление украинскому православию автокефалии.

«Это исторический момент для Украины, это правда. Но также это исторический момент для Константинополя, который закладывает фундамент новой автокефальной церкви — члена православной семьи», — сказал Би-би-си один из представителей Вселенского патриархата.

Тем не менее, сама процедура предоставления автокефалии Константинополем до последнего времени во всех деталях была известной, похоже, лишь довольно узкому кругу посвященных.

2. Ставропигия

Ставропигия — это церковное учреждение, независимое от местной церковной власти и подчиняющееся непосредственно патриарху или синоду. В нашем случае — Константинопольскому.

Решение Константинополя восстановить на Украине ставропигию — одну из многих, существовавших здесь всегда, — по мнению авторитетного богослова Кирилла Говоруна, означает восстановление Киевской митрополии Константинопольского патриархата.

Некоторые комментаторы полагают, что именно на ее базе в дальнейшем будет создана независимая украинская церковь.

Ныне собеседники Би-би-си в Киеве и Стамбуле считают, что дальнейший процесс оформления этой церкви будет выглядеть так.

Сначала иерархи непризнанных украинских церквей и желающие присоединиться к ним епископы Московского патриархата проведут в Киеве объединительный собор, на котором сформируют новую церковь и выберут ее предстоятеля.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Патриарх Московский Кирилл убеждал Вселенского патриарха Варфоломея (справа), что автокефалия приведет к религиозным конфликтам

Затем синод Константинопольской церкви издаст томос об автокефалии — грамоту о независимости, учредительный документ этой церкви, который окончательно введет ее в семью православных церквей.

Финальным этапом предоставления украинской церкви автокефалии станет вручение томоса представителем Константинополя ее главе.

Когда это может случиться, зависит в первую очередь от того, насколько быстро удастся утрясти формальности и уладить взаимные претензии украинским иерархам — участникам будущего собора в Киеве.

3. Анафема

Константинополь восстановил в канонических правах глав украинских неканонических церквей — главу автокефальной церкви Макария и главу церкви Киевского патриархата Филарета.

89-летнего Филарета в Киеве называют самым вероятным главой еще не созданной церкви: в конце концов, именно выходцы из Киевского патриархата будут составлять большинство делегатов учредительного собора новой церкви.

Он не мог принимать участия в выборах главы этой церкви в силу анафемы (отлучения от церкви), наложенной на него РПЦ в 1997 году как раз за попытки создать независимую украинскую церковь.

Еще в 1992 году, когда Филарета лишили сана, он направил просьбу пересмотреть его дело Вселенскому патриарху, рассматривающего себя в качестве высшей апелляционной инстанции мирового православия.

На протяжении последующих лет апелляция Филарета неоднократно дополнялась, говорят Би-би-си собеседники в Киевском патриархате.

Технически патриарх Варфоломей мог рассмотреть апелляцию Филарета в любое время: это входит в его личные полномочия, рассказали Би-би-си в Константинопольской патриархии.

Решение «проблемы Филарета» именно сейчас, судя по всему, показывает, насколько процесс предоставления украинскому православию автокефалии приблизился к финишной черте.

Кем теперь является восстановленный в правах Филарет, до лишения сана и предания анафеме бывший митрополитом Киевским?

Собеседник Би-би-си на Фанаре просит не углубляться в дебри канонического права.

«Считайте его православным иерархом», — говорит он.

Правообладатель иллюстрации Маркив Михаил/TASS Image caption Снятие анафемы с Филарета — важное решение Константинополя

Сам Филарет отвечает на этот вопрос немного иначе.

«Я был патриархом, являюсь им и буду им», — заявил он на специально созванной в четверг вечером пресс-конференции в Киеве.

Как бы то ни было, именно третью часть решения Константинопольского синода некоторые собеседники Би-би-си называют самой важной: она восстанавливает общение с мировым православием не только глав непризнанных церквей Филарета и Макария, но и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам.

Речь здесь, судя по всему, идет о миллионах украинских верующих, считающих себя прихожанами непризнанных конфессий, которые в глазах канонических православных до этого момента были раскольниками, и которых могли, например, отказываться венчать или отпевать священники Московского патриархата.

4. События 1686 года

Одним из фундаментальных разногласий между Константинополем и Москвой были события 1686 года.

Москва считает, что тогда Константинополь, уже находившийся под властью Османской империи, передал Киевскую митрополию — фактически включавшую территории нынешних Украины, Беларуси, Польши и Литвы — в юрисдикцию Русской церкви.

Письмо от 1686 года окончательно превратило Украину в каноническую территорию РПЦ, считают в Москве.

  • Константинополь снял анафему с главы Киевского патриархата Филарета
  • Киев добивается признания своей православной церкви. Кому и зачем это нужно?

В Константинополе, в свою очередь, заявляют, что тогда речь шла только о передаче Русской церкви некоторых полномочий по управлению церковной жизнью на тех территориях.

«Константинополь никогда не признавал разрешения передавать территории Украины кому бы то ни было», — заявил в июле Вселенский патриарх Варфоломей.

Более того, утверждают в Константинополе, вскоре условия передачи Киевской митрополии были грубо нарушены Москвой, она аннексировала территорию Украины, говорят там.

Посему, говорят в Константинополе, любые претензии Русской церкви на главенствующую роль в решении украинского вопроса не имеют под собой оснований.

В Москве говорят, что нашли в архивах сотни страниц древних документов, доказывающих, что в 1686 году речь шла именно о полной и бессрочной передаче Киева в юрисдикцию Русской церкви, и предлагают провести международную историческую конференцию по этому вопросу.

В Константинополе не отвергали планов провести такую конференцию. Однако на заседании синода приняли решение отозвать обязательства, вытекающие из письма 1686 года, по сути, еще раз подтвердив, что считают Украину своей канонической территорией.

5. Призыв воздержаться от насилия

Один из ключевых аргументов Москвы в дискуссии о допустимости дарования независимости украинской церкви — это то, что такой шаг приведет к религиозным конфликтам и массовым захватам храмов на Украине.

Синод Константинопольского патриархата призвал все причастные стороны воздержаться от насильственного захвата церковных объектов, других насильственных действий и мести.

С похожим призывом в четверг вечером к украинскому народу обратился Петр Порошенко.

Правообладатель иллюстрации Маркив Михаил/TASS Image caption Цель Кремля — разжечь в стране религиозную войну, заявил украинский президент Петр Порошенко

«Как только увидите людей, призывающих взять силой лавру, монастырь или храм, знайте — это московская агентура. Потому что цель Кремля — разжечь в Украине религиозную войну», — заявил он.

В киевских церковных и политических кругах ожидают массового оттока прихожан Московского патриархата в новую независимую церковь после ее окончательного оформления, однако рассчитывают на то, что этот процесс будет мирным.

Несколько влиятельных иерархов Московского патриархата в последние недели предсказывали направленные против их церкви провокации и даже назвали конкретную дату — 14 октября.

В этот день на Украине отмечается День защитника Отечества, он же считается днем основания националистического подполья времен Второй мировой войны — Украинской повстанческой армии.

В этот день тысячи националистов проводят марши в центре Киева.

Собеседники Би-би-си в Киеве ранее говорили, что украинские силовые органы готовы к возможным провокациям в этот день.

Ответ Русской церкви

Пока украинские соцсети полнятся призывами отпраздновать томос выходом на Майдан Независимости пятничным вечером, Русская церковь устами главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды назвала решение Константинопольского синода «беспрецедентным антиканоническим действием».

«Священный синод РПЦ на ближайшем заседании 15 октября в Минске даст надлежащую оценку этого действия», — добавил Легойда.

Конфликт между Русской церковью и Константинополем вошел в острую фазу после того, как в начале сентября Константинополь объявил о направлении на Украину своих экзархов.

Уже тогда Москва заявила о незаконности этого шага и частично разорвала отношения с Константинополем.

Сейчас, очевидно, речь может идти о полном прекращении евхаристического общения между этими церквями — о такой возможности ранее говорили некоторые представители РПЦ, прогнозировавшие, что предоставление Украине автокефалии может привести даже к расколу православия на глобальном уровне.

Тем не менее собеседники Би-би-си в Киеве и на Фанаре обращают внимание на то, что массовой поддержки заявлений Москвы со стороны других православных церквей не наблюдается.

«Константинополь действует в соответствии с каноническим правом. А угрозы того, что Москва разорвет отношения… Вы стали бы силой удерживать члена семьи, который по своей воле решил жить отдельно? Но я надеюсь и молюсь за то, чтобы этого не случилось» — говорит Би-би-си собеседник из Константинополя.

Автокефалия Украинской православной церкви — что это такое, последствия, последние новости

После трех дней работы Священного синода Вселенского патриархата Константинополя духовный православный лидер патриарх Варфоломей принял историческое решение: он пообещал предоставить автокефалию украинской православной церкви (УПЦ).

В ответ РПЦ заявила, что может порвать отношения с Константинополем, что потенциально грозит расколом, сравнимым по масштабу с событиями 1054 года, когда нечто подобное произошло между православной и католической церквями.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Последствия автокефалии Украинской православной церкви

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Реакция РПЦ

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ. Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви. Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

Автокефалия

  • Конспект по истории Поместных Православных Церквей прот. Василий Заев
  • Церковное право: Церковь и территория. Автокефальные и автономные Церкви прот. В. Цыпин
  • Таблица: Автокефальные церкви

Автокефа́лия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «самовозглавление») – административная независимость Поместной церкви, право избирать своих епископов.

Православная церковь существует в виде самостоятельных Поместных церквей, эта самостоятельность исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта. Приверженность Православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его глубоко жизненную связь с культурно-историческим бытием различных народов.

Право на автокефалию признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448г. избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) русскими архиереями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III. Учреждение в России патриаршества (1589г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви.

Все автокефальные Церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая предстоятеля, поставляются архиереями этих же Церквей

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных Церквей:

  1. Константинопольская,
  2. Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),
  3. Антиохийская (Сирия и Ливан),
  4. Иерусалимская,
  5. Русская,
  6. Грузинская,
  7. Сербская,
  8. Румынская,
  9. Болгарская,
  10. Кипрская,
  11. Элладская (Греческая),
  12. Албанская,
  13. Польская,
  14. Чехословацкая,
  15. Американская.

Поместные церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Во главе управления Автокефальной церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.

***

Автономная церковь (от греч. — «самозаконие») — статус поместной церкви, дающий право на самостоятельность в вопросах внутрицерковного управления от той или иной автокефальной церкви, в которую автономная церковь ранее входила в качестве экзархата или епархии. Автокефальная церковь, к которой относится автономия, в данном случае называется кириархальной церковью. Она утверждает устав автономии и предоставляет ей миро (см. ниже). Глава кириархальной церкви назначает главу автономной церкви. Имя последнего поминается во всех храмах после имени предстоятеля кириархальной церкви. Глава автономной церкви подсуден судебным инстанциям кириархальной церкви.