Бари Николай чудотворец мощи

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию

9Я Никифор, последний из всех барян, неискусный и не наставленный в светоточной речи настолько, чтобы изобразить сокровенные нравы и святую жизнь исповедника Господня, и совсем неспособный, приступаю однако же, поддерживаемый его помощью, к краткому рассказу о его перенесении. Так как г. Куркорий, светлейший посредник, и прочие барские преторы, да и самые правители святых церквей усиленно просили меня написать о том, то повинуясь их просьбам, и на их веру опираясь, ради любви к святому решился начертать что-нибудь (хотя считаю себя невеждою для такого светоточного дела), следуя несомненной истине.

1. Итак, кoгдa всемогущий Бог решил в своем благоволительном и тайном совете посетить и украсить яснейшим и непрерывным блеском барский город и всю акулийскую область, случилось, по Его божественному промыслу, что некоторые из барян, люди умные и знаменитые, отправились торговли ради на трех суднах, нагруженных пшеницей и другими товарами, в Антиохию. Бывши уже в пути, они по Божиему внушению согласились между собою или на переднем, или на обратном пути взять, если Бог захочет, из города Мир тело блаженнейшего Николая, исповедника Христова. Жертвуя собою и всем своим, они решили во что бы то ни стало, исполнить свое намерение. И когда они так условились и приступили к делу, случилось узнать им10, по манию божественному, что-то, что они задумали, имеют в виду сделать венециане, направлявшиеся туда же, и тоже торговли ради. Так как баряне за верное о том еще не знали, то, следя тщательно зa делами их, уверились, что они имеют у себя наготове железные инструменты, с помощью которых они, если успеют предупредить, могут, прибывши в мирейскую церковь блаженнейшего Николая исповедника, украдкой разбить помост ее и унести священное тело. Когда замыслы тех были открыты, баряне поклялись, если Бог поможет, так вести свое дело, что оно будет скрыто и от венециан и от всех вообще, находящихся в Шуpeе. Наконец, постаравшись продать свой товар, и купивши, что им казалось нужным, и наскоро окончив то и другое дело, они спешно прибыли к мирейскому городу. Остановившись в eгo пристани, они, как обыкновенно водится, обезопасили свои суда. Потом ссадили на берег двух иерусалимских паломников, взятых ими с собою из Антиохии, одного родом грека, а другого француза, с теми, чтобы они высмотрели хорошо те места, ради турков разорявших их в конец. Когда те достигли до св. тела, нигде не встретивши турков, спешно возвратившись к своим, объявили, что они безопаснейшим образом могут выполнить свое желание. Сейчас же, следуя доброму совету, 47 из них запасшись каждый своим оружием, благоговейнейшим образом устремились к святому телу. Остальные, подобным же образом вооруженные, остались стеречь корабли из страха тех же турок, наводнивших область ту и жестоко истреблявших народ. Так благоразумно поступили они, разделившись на две партии, чтобы удобнее исполнить задуманное дело. Итак, те 47, достигши св. храма благочестивого исповедника, и, нашед там только четырех сторожей, смиренно вошли в церковь, поклонившись св. престолу.

2. Тогда, безмерно горя святым желанием, они так говорят сторожам: покажите нам братья, в каком месте скрыто тело св. исповедника? Те, думая, что они осведомляются ради поклонения или приношения, указывают сперва место, откуда они достают кисточкой11 святую влагу, а потом говорят, что на том самом месте скрыто и святое тело. Впрочем, поелику св. базилика удалена от населения людского, сторожа побоявшись, как бы святое тело не было взято у них оттуда, ибо баряне настоятельно требовали у них ответа, говорят им: «На что вы это расспрашиваете? Не хотите ли взять святого? Знайте, что мы этого вам ничуть не позволим. Скорее умрем, нежели дадим его взять. Те отвечали им: «Так знайте же и вы, что мы собственно за этим и пришли в пределы ваши. Потому просим сказать нам настоящее место, чтобы труд наш не остался всуе. Сторожа видя такую пытливость их относительно места, всячески отказываются указать оное, говоря: «Жаль, что мы навели вас на следы священной влаги и тела, но тут ли оное место или нет, святой исповедник Божий не попустит вам взять его. Итак, уходите отсюда, прежде чем дойдет дело до ушей жителей. Но баряне, видя, что их нельзя склонить просьбами, прибегли к хитрости, т. е. к святой выдумке, не боясь быть виновными, по слову писания: блага ложь, когда никому не вредит (?) и говорят: «Папа города Рима12 пришел в наш город Бари со многими архиепископами и множеством духовенства и народа, и сам послал нас в места эти, чтобы мы принесли ему cиe священное тело, и что сам исповедник Божий явившись ему во сне, приказал перевезти себя в наши страны. Понадеявшись также и на то, что могут склонить тех обещаниями, говорят им: «Если угодно, мы готовы дать вам какую хотите цену за такое сокровище, чтобы мирно взять его, получивши благословение. Когда это услышали сторожа и увидели, что те готовы сломать церковный помост и взять тело, сделались совсем без языка…»13

3. Что сказать? Золото отвергается как помет, ласкательства речей избегают как змеиного яда, и всячески стараются убежать, чтобы дать знать обо всем гражданам. Заметив это, баряне умно распорядились, чтобы одни из них держали сторожей, другие стерегли двери базилики, площади и дороги, чтобы никто из жителей не мог узнать о том, что они делают, и держали бы их до тех пор, пока покончат начатое дело. Затем один из двух пресвитеров, бывших при том, державший в руках своих один стеклянный пузырек, который он наполнил святой влагой, желая принять участие в занимавшем товарищей деле, поставил его на вершине одной, не очень высокой колонны, бывшей в преддверии алтаря,14 и примешался к своим, рассуждая с ними о том, что пришлось бы делать им, если бы встретилось то или другое затруднение. Случилась вещь весьма чудная: пузырек тот вдруг упал со своей высоты, и c великим треском ударился о мрамор, под которым истекала влага. На стук его сбежавшись все, и нашедши его совершенно целым, удивились, хваля верховного Владыку. Тогда они достоверно узнали, что сам исповедник Божий тем звуком делал им укор, как бы говоря: «Отчего вы так ленивы в исполнении своего дела? Моя воля есть отправиться отсюда вместе с вами. Место, в котором я утаиваюсь в течение стольких лет, есть это самое. Обратите внимание на случившееся чудо, и, взявши тело мое, отправляйтесь.» Один юноша, наиболее смелый между ними, нетерпеливо желавший довести до конца дело, между тем зверски напал на одного из сторожей с обнаженным мечем, и грозил, что если тот не укажет тумбу со святым телом, он потребит его непременно мечем.15 Увидав его в таком неистовстве, другой сторож более благоразумный и святой, подошел поближе и старался укротить ярость следующими словами: «За что, сказал он, ты так ожесточился на слугу Божия? Вот, место, откуда достается святая влага. Тут же сокрыто и тело святого. Это мы знаем по рассказам старых людей и по памяти наших времен. Ибо многие императоры и другие властители на сем самом месте усердно потрудились, но ничего не получили по нехотению самого святого Божия. Может вы будете счастливее. Сам исповедник Божий прошлого года дал нам знать видением, что последует его переселение отсюда.

4. Когда услышали это баряне, стали тщательно расспрашивать сторожа о знаменовании видения. Тот отвечал: «Вот уже целый год прошел как угодник Божий Николай явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям сего города Миреи, которые из страха турков ушли сюда на гору (отстоящую как бы на 12 стадий), чтобы они или возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится инуды, что самое, как замечаем, он уже и начинает приводить в исполнение. Итак, да остановится меч, да утихнут свары, да изгоняться далеко резкие грозы! И если вам дано, чтобы исповедник Божий отправился в ваши безопасные места, то не смущал и не обижая нас, идите с миром. Хотя мы и кажемся виновными, но верим его святым повелениям, что с Божией помощью, он не так легко оставит своих слуг». Наконец, прежде реченный юноша, которому имя Матфей, успокоенный этими речами, вместе со своими товарищами спрятав меч и взяв в руки железный молоток, и сильно ударяя мраморную плиту помоста, разбил ее всю в малые куски. Не долго он рыл в глубину, как товарищи его, занимаясь той же работой, нашли мраморную тумбу16, чрезвычайно белую. Откопав ее до половины, крепко боялись ударять по ней, чтобы не случилось им какой беды. Тогда смельчак оный, не могши более выносить горячности своего духа, и ничем считая все, чтобы не случилось с ним, сильно ударивши по крышке, разбил ее в куски. Сняв ее до половины (usque ad umbilicum) святого тела17, увидели оную тумбу, полную святой влаги. Находились при том оба пресвитера, которые приказывали ломать, и кое-кто из пловцов. Вдруг распространился такой благоуханный запах, что все думали, что они находятся в раю Божием. И не для присутствовавших только он был ощутим, но благоприятствуемый ветром, он донесся до самого моря, отстоящего почти на три мили18, где ощутили его и прочие товарищи их, исполнившись радостью; ибо через сие самое признали они, что св. исповедник Христов был заодно с ними.

5. После сего, безрассудник оный, дерзновенно обращаясь со святым, и ничем, как сказано, не смущаясь, одетый и обутый, живо спускается в тумбу, и погрузив свои ладони во влагу, находит св.мощи плавающими и превосходящими своим благоуханием всякие ароматы. Ненасытно лобызав их, он передавал их пресвитерам19. Из сего дается разуметь, что нелживый исповедник Христов охотно отдавал себя барянам. Видя это, сторожа горько плакали, говоря: «Ваш и есть святой. Никогда и никому он не позволял сего. Ах, какая жалость! Какое великое зло приключилось отечеству нашему!». И святому с плачем говорили: «Господин наш, отец святейший! Зачем нас оставляешь, пораженных столькими бедами!». К чужим ты оказался жалостлив, к своим же питомцам жесток!20 Вот, как видим, ты ни во что ставишь нашу рабскую службу тебе, которую мы и предки наши приносили в твою славу. Таковы-то твои награды твоим соотечественникам! Увы! Каким пустым мраком застилаешь ты всю ликийскую страну! Отчего ты не судил нам, слугам твоим лучше умереть, чем видеть разлучение твое с нами? Из кроткого отца ты сделался жестоким вотчимом, и возлюбленных родных отвергаешь, как негодных пасынков. Ах, какие плачевные дни поведем мы в течение всей жизни нашей, когда увидим, что и мы сами и дети наши и все вещи наши истребляются до тла. Теперь куда бежать нам? Кто нас защитит от набегов враждебных народов? Кто заступится за нас в обвинениях против нас?». Тем временем, юноша, старательно отыскивая останки святейшего тела, нашел их все целыми. Другой из пресвитеров именем Дрого21 завернул их в новую бумажную одежду своего тела довольно искусно. Прочие товарищи хотели взять оттуда еще одну древнюю чудотворную икону, писанную сходно с видом св. Николая, но никоим образом не удалось им это. Чем и давалось знать, что истинный исповедник Христов не хотел вовсе оставить стран тех. Радостные же баряне, взяв опять свое оружие вместе со св. телом, которое первый оный пресвитер положил на свои плечи, направились к своим кораблям, хваля величие Божие. Товарищи же их, слыша хвалебные голоса, которые те воссылали Богу на пути за дарованного пастыря, радостно шли к ним на встречу, и поздравляя их хором, вместе восхваляли всемогущего Бога, увенчавшего Барян таким отличным успехом. Верно то, что много слез они пролили там в день тот, знал, что недостойны такой милости.

6. Между тем все стало известно гражданам, переданное теми, которые сперва были задержаны барянами, а потом получили свободу. Не многореча скажу, вдруг сделалось стечение народа мужчин и женщин разных возрастов несчетное до самого моря. Все были в тяжком гopе, и рыдая оплакивали потомков своих, лишившихся такого блага. Говорят нашим барянам: «Кто вы такие? Откуда пришли сюда, и дерзнули учинить подобное дело в наших владениях? Откуда взялась в вас такая и толикая решимость, что вы осмелились коснуться нашей святыни, искони сокровенной в святом месте? Вот по нашему эолическому (?) исчислению, прошло уже 775 лет,22 в которые никогда никто ни из императоров ни из других людей не сделал подобной вещи. Дело весьма важное попустил вам сделать в вышних гремящий Господь и его исповедник блаженнейший Николаи, который оставляет нас сирых, вас же совсем неизвестных принимает за сыновей.»23 И не могши никоим образом сдержать себя, в одежде и обуви шли в море, и с воем хватались за руль и за весла, говоря: «отдайте отца нашего и господина нашего, защитника и кормильца нашего, своим покровом берегшего нас от видимых врагов! Если не всего, то хотя часть от него дайте нам, чтобы не совсем лишиться нам тaкoгo покровителя.»

7. Сострадая их воплям, баряне утешают их сладкими речами. Говорят, например: «знайте, что мы родом из Aпyлии, пришли сюда из Барского города по откровению, с тем что бы взять cиe святое тело. Зачем вы безрассудно предаетесь отчаянию? Вы же сами сказали, что со времени кончины святого исповедника Божия прошло 775 лет. Довольно от него получили благодеяний как вы, так и предки ваши. Теперь воля его уйти отсюда, чтобы и другие части мира просвещать. Вы довольно можете утешиться тем, что имеете его гроб, полный святой влаги, и его икону, от которой много получили благодеяний. Справедливо же, чтобы такой большой и знаменитый город как Бари, имел у себя такого покровителя.» Жители, между тем, увидев тут же плачущего одного из парамонарей осиротевшей оной церкви, схватили его и стали наказывать бичами за то, что он, с товарищами своими, за деньги будто бы отдал свято тело. Но блаженнийший исповедник Христов освободил его от их истязаний, и они в изумлении признали его невинность.24 Наконец, скрывши честно святое тело в одном малом соcyд,25 и так как Феб уже склонялся в волны, и дул попутный ветер, баряне пустились плыть по тихому морю. А жители, видя, что они разлучаются со своим покровителем, и баряне оставляют пристань, начали новые воздавать стихи26 Богу и святому; потом, сменив их большим плачем, наполняли берега и воздух тяжким воем. Баряне сознавались, что почти на две мили слышались их вопли, и что немногие были из них, которые сами не плакали, сочувствуя бедствию тех.

8. Пробежав большой длины путь, они провели ночь в месте, называемом Каккав,27 откуда прошедши место Маестру, вошли в глубокие воды моря. Здесь им встретилось препятствие, ветер, называемый Аквилоном, противил им до самой Патары, где родился исповедник Божий. Уклонившись в нее с большой опасностью, они подумали, что угодник Божий не хочет идти с ними, ни пустить их далее идти, пока они не возвратят его. Принудив себя не в меру сил своих, пройти еще около 24 миль и не могши плыть более, принуждены были уклониться с пути в место, которое зовется Пердикка, выбившись из сил. Приставая в берегу, они увидили, что море стало тихо, и ветер подул попутный. Не имея же сил идти далее, бранились между собою, предполагал, что кто-нибудь из них украл что-нибудь из мощей святого. Немедленно приказано было карабельщиками приготовить святую книгу евангелий, на которой вcе пловцы должны были поклясться, что никто из них не взял ничего от них (мощей. Тогда пятеро28) из них показали, что они имеют нечто от святых мощей. Возвратив все, и приложив к прочим частям, как они сами, так и все другие, поклялись, что никто из них не будет больше ничего иметь при себе от св. мощей. На счет случая сего никто не должен сомневаться, потому что по воле Божией произошло то, что они так долго замедлили, именно пока все части святого тела не собраны были во едино; этим дается знать, что сам исповедник Божий не хочет, чтобы мощи eго были раздробляемы. О дивный Боже! Сколь неизреченно Твое могущество! Ты не гласом какого-нибудь Ангела ни откровением каких-либо святых, ни даже через самого Святейшего Николая, которому это дело всего ближе, ни сонным явлением свои чудес изводил открыть это, но заставил говорить немой стихии, пока святому не отдано было свое.

9. Наконец по учинении св. дела, когда ветер спал и волнение моря утихло, распустив паруса, они оставили берег, и все радуясь пришли в место, называемое Маркиано. Потом, когда миновали залив Трахеи, случилось, что один из пловцов29 задремал, погрузился в глубокий сон, в котором св. Николай, явившись ему, сказал: не бойтесь! Я с вами. Через 20 дней мы придем в город Бари. Проснувшись, он рассказал, что видел товарищам, и все, исполнившись безмерной радости, прибыли в Цересанум30; здесь, запасшись пищей и водой, при сильном ветре в течении двух дней и одной ночи пробежав 50 миль, пристали к острову Мило, где и переночевали. Когда занялась заря, пустились опять в путь. Тут случилась с ними удивительная вещь, которую я расскажу, как рассказывали мне очевидцы. Когда они держались в пелаг31, прилетела одна маленькая птичка как бы жаворонок, и села на правом руле судна, на котором везено было святое тело. Ходя же по нему, как бы привыкши питаться (от пловцов), тихо вспрыгнула на руку одного из них, который в то время правил рулем. Оттуда перелетела к месту, где покоилось святое тело, и напевая тихонько, носом своим клевала тот сосуд, в котором сокрыты были святые мощи. Благосклонные братья! Сколь хвален всемогущий Бог, не только людей, но и немых животных, побуждавший к хвалению и почитанию своего святого исповедника. Ибо пение птицы было хваление, а прикосновение клювом означало лобзание, которое она верно приносила святому телу. Напевая, она облетала каждое из суден и всех людей, и видна была всеми, воздавая хвалу блаженства им зa то, что они везли такого вылеченного и дивного пастыря. Исполнив долг своего послушания, она отлетела, и не была более видима. Не вдоль и после сего они пришли к острову Стафну по эолически, по латински же Бонапола32. Оттуда прибыли в знаменитый порт Герека33, и затем, вскоре, радуясь, вошли в город Монемвасию. Оставив его через несколько времени, пристали в Мевону, где купили вина и всего, что было нужно. Наконец пришли в Субкею34, где отдохнувши мало, не уклонялись уже ни в какое место, получая утешение от святого исповедника Христова.

10. Итак, когда пришли и в пристань св. Георгия Христова мученика, отстоящую на 4 мили от Барского города, построили клепсидру35, в которой и положили святое тело, вынув его из сосуда оного. Сему городу столько славы….36

11. Итак, после того, как баряне пристали к своему собственному городу, и им на встречу стали прибывать на лодкax родственники, известно стало этим, что те привезли с собою тело блаженнейшего исповедника. Узнав о сем достоверно, некоторые из них, скоро возвратившись на берег, громким голосом прокричали об этом присутствовавшим. Молва разнесла весть по всему городу, и все толпами стали стекаться на столь чудное и желанное зрелище. Духовенство барское, в священных облачениях спешно сошло в пристань, ожидая принять святое тело. Между тем и корабельщики и пловцы вместе с особым посольством, уведомили своих сограждан, говоря: когда мы взяли священное теплотой обещались, что мы воздвигнем ему, вместе с тем и достойную …церковь на дворе Господском37, что называется: ….папани. Требуем, чтобы вы согласились на наше обещание. По поводу сего произошло большое разногласие в роде: одних, коих по-видимому было больше, одобрили данное обещание, другие же – нет, но желали, чтобы святой исповедник Божий несен был в епископию. Когда обе стороны спорили, случилось, что господин Илия, почтенный авва монастыря св. Венедикта, находящегося о самом городе, отправился на корабли те, и воздав святое лобзание (мощам) предложил хозяевам дать ему тело святого для хранения в монастыре его, пока те согласятся с народом относительно постройки обещанного храма. Предложение это понравилось всем, и решено было выдать святое тело. 3атем приказано было в честь святого звонить во всех церквах в колокола. Перенесши св. тело с крайнею осторожностью, положили его на самом алтаре св. Венедикта.

12. Тогда спешно дали знать господину Урсу38 , барскому архиепископу, чтобы он как можно скорее поспешил на такое чудесное, славнейшее дело. В то время он был в Канузии по делу освящения. Осведомившись, он наискорейшим образом устремился в Бар-град. Прибыв в него, прежде всего направился к святому телу, воздая ему должную почесть, и от такого стяжания возвратился к своей кафедре, располагая ч…. перенести оное в святую епископию. Услышав о сем корабельщики с товарищами, а также и народ, бывший на их стороне, все вместе решились противиться. Когда узнал об этом архиерей, отказался от своего намерения. Тогда отправлены были к нему послы из благороднейших и разумнейших жителей Бара, моля его согласиться на их желание. Когда же возвратились от него к своим без желанного ответа, начали крепко волноваться между собою, так как архиерей намеревался либо силой, либо хитростью отнять святое тело. Обе стороны вдруг взявшись за оружие, произвели побоище, в котором из обоих станов пали два юноши. Мы крепко верим и утверждаем, что души их, по крайнему милосердию Божию, улучат непристающее блаженство; ибо и тот, и другой умерли за вожделенное обладание телом святого. Когда еще продолжалась эта брань, святое тело вдруг взято было с величайшими почестями из монастыря, вооруженными моряками и народом, восклицавшим: кирие eлейсон39 и иные воспевавшим гимны. С непокрытыми головами они вынесли мощи из монастыря калиткой, что к морю, и отнесли на вышесказанный двор к церкви св. мученика Христова Евстратия… Через несколько дней, срывши ее до основания, вместе с церквами других святых, выстроили на месте их, с прибавкой другой части двора, блестящую и великолепную церковь в честь блаженнейшего Николая и тех святых. Пpи закладке ее был вместе с знатнейшими гражданами господин Илия авва, заведовавший хранением святого тела по просьбе архиепископа и всех граждан. Во избежание покушений на похищение, оно день и ночь охранялись отрядами вооружённых моряков, пока не положено было честно в сказанной церкви.

13. В это же было священнейшее тело святого Николая исповедника Иисуса Христа из города Миреи 11 числа апреля вечером, и утром 9 мая достигло Бара-града по истечении от воплощения Господня 1087 лет, в десятый индиктион. Теперь с Божией помощью передам, чем ознаменовало себя прибытием святого внешним. Больные, одержимые различными недугами (которых со всех частей города стекавшийся народ приносил с собой в монастырь, возвращались здоровыми. Из них в первую ночь и на другой день исцелилось 47 различного пола и возраста. В числе их были один из знатнейших горожан и один армянин, имевший левый бок совсем высохшим, и три лунатика, некто глухонемой, двое сухоруких, два горбатых младенца, трое слепых, и некто из рода пизанцев сухорукий и хромой, и иные, которых долго было бы исчислять, все жители того же барского города. На третий день из множества народа, стекшегося из деревень, городков и городов окрестных, исцелились в монастыре в девять недужных, что продолжалось до 4 часа дня того. Из них один младенец сухорукий с бельмом на глазу, одна нищая глухая и хромая на обе ноги, другой младенец бесноватый, армянская девочка бесноватая, одна женщина Ювенатянка, совсем сухая, другая женщина, страдавшая тяжким недугом, одна женщина лунатичная и расслабленная и один странник сухорукий и слепой.

14. После же того как в тот же самый день мы перенесли святое тело на оный двор, исцелились 14 недужных, исчислять которых долго. На четвертый день исцелилось 29 недужных, исчислять которых долго, сперва-некая бесноватая вся сухая, из деревни, называемой Терлиццусь, некая девица из города Битунто, женщина из города Аскуло и бесноватая из города Таранто, три лунатика, два слепых, одна горбатая, и из города св. Вита (что под крепостью горы Скагиоза), которая ежедневно несколько раз падала тяжко, мучимая даже до исхода души. Быв тщательно расспрошена мною, видевшим как она стала здорова, она сказала, что на неё налетел один большой ястреб, сел на груди ее, и, распростерши крылья, накрыл ее. Когда он отлетал, вдруг распростерся такой приятный запах, что она думала, что находится в раю. Тоже самое показали и другие исцелившиеся. Отсюда несомненно надобно верить, что это был ангел святого исповедника, ежедневно стерегущий святое тело. Также исцелела одна девица из Бара, страдавшая чрезмерной болью в коленах, и другие, которых долго было бы перечислять. На пятый день сам исповедник Божий открыл себя в видении одному почтенному монаху, приказав ему сказать всем, чтобы не отчаивались относительно исцелений, ибо он по манию Бога всемогущего отправится в Грецию. Впрочем, прежде чем отправиться, все увидели великое от него чудо. Ибо в тот же самый день, еще прежде солнечного восхода, исцелился один юноша, пять лет одержимый бесом глухим, и немым, и слепым. На шестой день пришел к св. телу епископ битунтийский Ернульф с большою процессию, моля Господа и святого исповедника Николя. В тот же день епископ барийский с архиепископом ориентанским и епископом Куперсана Львом Гвидонием, и другими тремя епископами, со всем клиром и несчетным народом смиренно приходили на поклонение святому телу. В субботу в десятом часу, по возвращении св. Николая, исцелилось 11 недужих.

15. Дражайшие братья! Как свято и благочестиво должны мы любить и следовать заповедям такого и толикого Бога и Господа, который после краткого пришельствия сей жизни делает святых своих обладателями неба. Их останки такими великими и светлыми просвещает дарованиями чудес Иисус Христос Бог и Господь наш, который с Богом Отцом и Святым Дуновением живет и царствует в бесконечные веки веков аминь.

***

Познакомив читателей с барградским сказанием40 о перенесении мощей святителя Николая из Ликии в Италию, мы считаем долгом своим передать им и то, что рассказывает о том же, или подобном, предмет один венецианский писатель Иордан, монах францисканского (миноритов) ордена, живший в первой половине XIV столетия41. Рассказ его взят из того же Фалькониева сочинения о св. Николае. (Acta Primigenia et c. pag. 140). Вот он:

История мощей Николая Чудотворца

Спецрейс из итальянского города Бари доставил в Москву мощи святителя Николая Чудотворца. В аэропорту Внуково святыню встречали десятки верующих московских приходов. Также на лётном поле находилась рота почетного караула и духовенство. По прибытии митрополит Истринский Арсений отслужил молебен святителю у трапа самолета. Останки святителя Николая находились в итальянском Бари более 900 лет. Договоренность о принесение мощей в нашу страну была достигнута еще год назад. До 12 июля мощи будут находится в храме Христа Спасителя в Москве, а с 13 июля по 28 июля — в Санкт-Петербурге. Подробнее – корреспондент “Вестей FM” Борис Бейлин.

Епископ Николай умер в середине IV века и был похоронен в Мирах — это город в Малой Азии, на побережье Средиземного моря (сейчас там располагается турецкий Демре). Мощи находились в Мирах в местной церкви более 700 лет. В 1087 году они были похищены купцами из итальянского города Бари. К тому времени Малая Азии фактически перешла от Византии к туркам и была реальная опасность захвата останков. Кстати, сам Бари долгое время был под контролем византийских императоров. Среди прочего купцы из Бари надеялись, что их город, став обладателем мощей святителя Николая, сделается центром паломничества, что, в свою очередь, приведет к его процветанию. Но в любом случае это было похищение, отмечает митрополит волоколамский Илларион:

«Вся эта история была не чем иным, как похищением мощей. Тем не менее, в Русской Православной Церкви это событие празднуется как перенесение мощей и великий церковный праздник. Это связано с почитанием святителя Николая, потому что на Руси его почитали с самых древних времен».

В XI веке купцы из Бари торопились. Они разобрали пол в храме в Мирах, вскрыли саркофаг и взяли большую часть останков. Примерно 2/3, включая главу святого. Через несколько лет, во время Первого крестового похода, в Мирах побывали венецианцы, которые забрали мелкие части мощей, оставшиеся от предыдущего похищения. Кстати, костные останки, которые сейчас демонстрируется в музее в турецкой Анталии, Николая Чудотворцу не принадлежат. Скорее всего, не имеет никакого отношения к святому и саркофаг римских времен. Его сейчас в Демре выдают за подлинный гроб Николая Мирликийского.

Таким образом, сейчас мощи святого находятся в двух итальянских городах. Большая часть — в Бари, меньшая — в Венеции, на острове Лидо. Венецианская рака с мощами неоднократно вскрывалась, и мелкие частицы передавались в другие храмы. Сейчас такие частицы есть во многих церквях. В том числе и в Москве. Но проследить их историю и тем самым установить подлинность — затруднительно.

Гробницу в Бари, которая расположена в крипте Никольского собора под престолом, открывали лишь один раз — во время реставрации базилики в 1953 году. Тогда же была проведена экспертиза. Она подтвердила, что останки в Бари и в Венеции принадлежат одному человеку. Крипта находится ниже уровня моря, а сами мощи покоятся под тремя каменными блоками с небольшими отверстиями диаметром в 6 сантиметров. Именно через такие отверстия в блоках и извлекли частицу мощей, которую отправили в Россию. Для операции использовали лапароскопическое оборудование, которое применяется в медицине. Нужно было опуститься почти на метр. Сначала туда поместили микро-видеокамеру для осмотра останков. Затем с помощью специальных инструментов выбрали левое ребро. Оно прошло через отверстие без повреждений. Это была самая большая по размеру реликвия, которую возможно было извлечь, не вскрывая гробницу. Перед отправкой в Россию мощи поместили в ковчег, изготовленный в Софрино.

Сообщается, что во время операции на дне крипты обнаружили золотую пятирублевую монету конца XIX века. Интересно, что в 1953 году ее там не было. То есть она попала туда позже через отверстие. Возможно, ее обронил, случайно или преднамеренно, какой-то русский паломник.

Мощи Николая Чудотворца будут находиться в России более двух месяцев. С 22 мая по 12 июля их выставят для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве. Доступ будет открыт ежедневно с 8 утра до 9 вечера. С 13 по 28 июля святыня будет находиться в Санкт-Петербурге. В РПЦ обещают, что никаких VIP-пропусков для прохода в храм вне очереди не будет. Единственное исключение сделают для инвалидов с повреждением опорно-двигательной системы и для родителей с грудными детьми. Всех остальных паломников пускать к мощам планируется в порядке общей очереди.

Чтобы поклонится святыне, рекомендуется приехать не к самому храму Христа Спасителя, а сначала добраться до станции метро “Парк Культуры” и пройти пешком до Пречистенской набережной, где можно будет встать в очередь и уже оттуда пройти к храму. Московские власти готовы организовать для паломников платное питание по доступным ценам, поскольку не исключено, что стоять придется несколько часов. В организации доставки мощей участвуют более 10 000 волонтеров. Сменяя друг друга, они будут помогать в храмах. В конце июля мощи Николая Чудотворца вернутся в Бари.

Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай, великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский. Его почитает и славит весь христианский род. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая Чудотворца в одно из самых трудных для христианства времен.

И сейчас современные паломники устремляются к месту, где находятся мощи Николая Чудотворца.

Краткая история жизни святителя

Святочь родился около 270 года в граде Патары, в Ликийской области (ныне это территория современной Турции).

Его мать и отец, Нонна и Феофан, происходили из знатного и благочестивого рода и были весьма зажиточны. Но богатство и знатный титул не препятствовали им слыть милосердными к беднякам и усердными к молитве Божией. Долгие годы они молили Творца даровать им сына, «взамен» супруги обещали посвятить его жизнь служению Богу. Мольба их была услышана и Свыше семье был дарован сын, нареченный в Святом Крещении Николаем.

Николай Чудотворец

Родители понимали, что их чадо предназначено для особого служения Богу, поэтому особое внимание уделяли его воспитанию, внушали христианские ценности и направляли на путь праведный.

Николай отлично успевал в учебе. Ему были не интересны беседы со сверстниками о мирском, было чуждо все плохое. Он избегал греховных развлечений, был целомудренным и свободное время проводил за чтением Священного Писания, божественных книг, много молился.

Вскоре Николай был посвящен в чтеца, а позже в пресвитера.

Господь сподобил Николая дожить до глубокой старости. На исходе лет он тяжело заболел и мирно отошел ко Христу, в райские обители 6 декабря 342 года. Погребение состоялось в Мирах в соборной церкви.

Храмы, освященные в честь Николая Угодника:

  • Кафедральный собор Николая Чудотворца в Оренбурге
  • Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе
  • Собор святителя Николая в Евпатории

Святые мощи

Через 700 лет по кончине удотворца в Ликии царили разруха и опустошение, это случилось после нашествия сарацин — кочевников, разбойников, бедуинов.

На развалинах храма, где покоились останки святителя, дежурили иноки. В 1087 году одному из Барийских пресвитеров Николай пришел в сонном видении и велел срочно перенести его тело в Бари. Для этого были снаряжено три корабля, а пресвитеры и знатные горожане разместились на них под видом торговцев.

Эта предосторожность была нужна потому, что венецианцы хотели перехватить процессию и привезти святые останки в свой город.

Торговцы плыли через Египет и Палестину, по пути вели торговые дела, дабы не вызвать подозрений. Наконец, они оказались в Ликии. Они вскрыли мраморную белоснежную гробницу.

К удивлению присутствующих, она оказалась доверху наполненной благоуханным миром, а в нем покоилось тело Николая. Баряне не смогли вывезти неподъемную гробницу с собой, поэтому они переложили останки в приготовленный ковчег и направились на Родину.

Мощи Николая Чудотворца в городе Бари, Италия

Через 20 дней, 9 мая 1087 года, они прибыли в Бари. Здесь была отслужена Литургия с множеством духовенства, а мощи определены в церковь св.Евстафия. А через 2 года был освящен во имя Николая Угодника крипт нового храма, туда же были торжественно перенесены останки.

Важно! Нетленное тело и по сей день мироточит, от него совершается множество чудес. С верой помазующимся святитель дарует исцеление от телесных и физических недугов, отгоняет нечистых духов.

В конце XI века святые мощи Николая Чудотворца были перенесены в город Бар.

Как прикладываться к останкам

Существуют негласные правила прикладывания к святым останкам:

  • при подходе к раке нельзя спешить, толкаться, толпиться;
  • нежелательно иметь при себе сумки, пакеты;
  • прикладываться к святыне с накрашенными губами запрещено;
  • перед тем, как подойти к святыне, необходимо дважды совершить поясной поклон и перекреститься, а третий поклон совершить после прикладывания;
  • нельзя целовать святых в лик.

Икона Николая Чудотворца

Облик святителя

В 1953 году в церкви, в которой расположен склеп, производились реставрационные работы. Один из анатомов получил в Ватикане разрешение на исследование костей, согласно которого было сделано заключение:

  • повреждение суставов, позвоночника и костей грудной клетки — признак истязаний в тюрьме;
  • костное уплотнение черепной коробки;
  • лицо имело кожу цвета оливы, квадратный подбородок и сломанный нос.

Мольба пред мощами

Святитель исцеляет от всевозможных хворей всех верующих во Христа. Он оберегает христиан от бед и несчастий, помогает им бороться против нечестивых людей, лжецов и злопыхателей. Чудотворец помогает в любых тяжелых, кажущихся безвыходными ситуациях.

О молитвах ко святителю Николаю:

  • Молитва Николаю Чудотворцу об исцелении
  • Молитва Николаю Угоднику о детях
  • Молитва Николаю Чудотворцу об успешной торговле

Он покровительствует детям, дарует долгожданных наследников бездетным парам. Святитель Николай Мирликийский помогает всем людям, призывающим его помощь с чистым сердцем и искренними намерениями.

Внимание! Почитание памяти Божиего Угодника совершается 19 декабря и 22 мая. Эти дни называются соответственно «Никола зимний» и «Никола летний». Встреча мощей святого Николая в Храме Христа Спасителя в Москве

В Бари, к мощам святителя Николая (фото)

Так сказать, с места событий. Этот репортаж долго ждал своего часа. Мы ездили в Бари с прихожанами храма св. Тавифы в Тель-Авиве еще в июне сего года, но вот только теперь ставлю небольшой отчет. Прошу смотреть.

Базилика свт. Николая в Бари, Апулия, Италия.

Наша небольшая, но дружная группа и икона, освященная на мощах Святителя, сегодня она у нас в храме.

Сокровищница базилики свт. Николая, на переднем плане, как я понял, обломки корабля, на котором мощи были перевезены из Мир Ликийских в Бари (Барград), в orfaf (ковчеги со множеством мощей святых, в том числе и многих весьма известных).

Базилика внутри, мощи Святителя находятся в крипте внизу, практически под алтарем верхнего храма.

Барочный потолок «приделан» к древней базилике, наверное к нему все привыкли, но все же это не в стиле.

Главный алтарь базилики

Вход в крипту

Престол над мощами Святителя Николая. За решеткой под покрывалом отверстие, через которое один раз в году 9 мая (в День Победы, правда на самом деле это совпадение — это память Святителя по новому стилю) специальным шприцем откачивают драгоценное миро с мощей Святителя, каждый год приходит примерно 200-250 грамм (миллилитров) мира. Потом его разбавляют с чистой водой и раздают паломникам, правда за денежку. Рассказывают истории о неких «новых русских», которые за большие деньги хотели получить несколько литров «чистого мира из гробницы», им сказали, что это в принципе невозможно.

Ваш покорный слуга на Литургии в крипте свт. Николая. Справа — настоятель Русского подворья в Бари отец Андрей Бойцов.

Так паломники освящают свои святыни у мощей Святителя — на время Литургии иконки и прочее подставляют к задней стороне престола.

По окончании Литургии все паломники прикладываются к подножию престола и кресту.

Икона за престолом — дар Сербских царей.

Лампада-кораблик в разных ракурсах.

После православной литургии в верхнем храме католики ведут приготовления к свадьбе.

Есть что покушать…

Ну и львы — прекрасная древняя византийская резьба по камню.

Старая серебряная рака свт. Николая теперь хранится в верхнем храме.

Лампады

До свидания, Бари, до свидания, Святитель Николай! Всех с праздником!

Только ввысь!

Источник — ЖЖ протоиерея Игоря Пчелинцева