Бесы достоевского

Верховенский Степан Трофимович

Помещик, «профессор», «либерал»; отец Петра Степановича Верховенского, «друг» Варвары Петровны Ставрогиной, воспитатель Николая Всеволодовича Ставрогина. Герой этот пожил в молодости довольно бурно, был дважды женат (на «одной легкомысленной девице», родившей ему сына Петра, и какой-то «неразговорчивой берлинской немочке»), дважды овдовел, принадлежал к славной плеяде либералов 1840-х гг., профессорствовал, литературствовал, однако ж прославиться не сумел и, спустя 20 лет, доживает век свой в доме генеральши Ставрогиной в качестве ее «друга» и чуть ли не приживала. «Она сама сочинила ему даже костюм, в котором он и проходил всю свою жизнь. Костюм был изящен и характерен: длиннополый черный сюртук, почти доверху застегнутый, но щегольски сидевший; мягкая шляпа (летом соломенная) с широкими полями; галстук белый, батистовый, с большим узлом и висячими концами; трость с серебряным набалдашником, при этом волосы до плеч. Он был темно-рус, и волосы его только в последнее время начали немного седеть. Усы и бороду он брил. Говорят, в молодости он был чрезвычайно красив собой. Но, по-моему, и в старости был необыкновенно внушителен. Да и какая же старость в пятьдесят три года? Но, по некоторому гражданскому кокетству, он не только не молодился, но как бы и щеголял солидностию лет своих, и в костюме своем, высокий, сухощавый, с волосами до плеч, походил как бы на патриарха или, еще вернее, на портрет поэта Кукольника, литографированный в тридцатых годах при каком-то издании, особенно когда сидел летом в саду, на лавке, под кустом расцветшей сирени, опершись обеими руками на трость, с раскрытою книгой подле и поэтически задумавшись над закатом солнца».

Весьма точно самого Верховенского-старшего и его статус в жизни обозначит мужик Анисим уже в финале романа (глава «Последнее странствование Степана Трофимовича»), объясняя таким же мужикам, что это за странный «путешественник» из города, объявившийся в их селе: «Выйдя в сени, он сообщил всем, кто хотел слушать, что Степан Трофимович не то чтоб учитель, а «сами большие ученые и большими науками занимаются, а сами здешние помещики были и живут уже двадцать два года у полной генеральши Ставрогиной, заместо самого главного человека в доме, а почет имеют от всех по городу чрезвычайный. В клубе дворянском по серенькой и по радужной в один вечер оставляли, а чином советник, всё равно что военный подполковник, одним только чином ниже полного полковника будут. А что деньги имеют, так деньгам у них через полную генеральшу Ставрогину счету нет» и пр. и пр.».

Ну и, конечно, очень ярко характеризует Степана Трофимовича, как и любого автора, его сочинительство. Хроникер на первых же страницах выдает его с головой — оказывается, тот в молодости сочинил поэму, да еще и с «направлением». Из пересказа поэмы становится ясно, что здесь спародировано целое направление в романтизме (произведения Печерина, Грановского, Растопчиной, Тихомирова…). Степан Трофимович искренне считает себя революционным поэтом — еще бы, ведь поэму нашли «тогда опасною», хотя она, по остроумному замечанию хроникера, всего лишь ходила «по рукам, в списках, между двумя любителями и у одного студента». Антон Лаврентьевич Г–в (хроникер) предложил ее теперь напечатать «за совершенною ее, в наше время, невинностью», но Степана Трофимовича даже оскорбило подобное мнение об его детище.

Тенденциозности, наполнявшей «Бесы», не отрицал сам Достоевский. Вот и в образе тщеславного Степана Трофимовича он карикатурно изобразил тех либералов (не только поэтов), которые, в его понимании, сделали для лучшего будущего России на грош, а ожидают награды на рубль (для таких людей, как старший Верховенский, и гонения от правительства — своеобразная награда, признание их значимости); тех поэтов, которые считали, что главное в их творчестве «направление», и это, дескать, важнее литературных достоинств. Для полноты характеристики Верховенского-старшего и понимания иронического отношения к нему со стороны Достоевского нельзя забывать, что Степан Трофимович — западник 40-х годов, представитель идейных противников писателя-почвенника. Весьма характерно, что он воспитывал сына хозяйки дома, Николая Ставрогина, и совершенно не занимался воспитанием родного сына Петруши — в результате из обоих выросли-получились «бесы».

В «человеческом» плане герой этот вполне вызывает симпатию читателя, и его смерть в финале воспринимается трагически. К слову, он, как и все романтически настроенные личности, был весьма наклонен к суициду. На первых же страницах хроники выясняется, что он частенько пишет Варваре Петровне покаянные письма после каждой очередной ссоры с признаниями, что «он себя презирает и решился погибнуть насильственной смертью». И впоследствии, когда Варвара Петровна надумала выдать за Степана Трофимовича Дарью Шатову, она инструктировала девушку, как ей обращаться с будущим супругом: «Заставь слушаться; не сумеешь заставить — дура будешь. Повеситься захочет, грозить будет – не верь; один только вздор! Не верь, а все-таки держи ухо востро, неровен час и повесится; с этакими-то и бывает; не от силы, а от слабости вешаются; а потому никогда не доводи до последней черты, — и это первое правило в супружестве. Помни тоже, что он поэт». Знаменательно, что в описании финала жизни Степана Трофимовича Достоевский ровно за сорок (!) лет по сути как бы описал последние дни Л.Н. Толстого: и «уход», и горячечную болезнь в дороге, и смерть на чужой постели, в случайном доме…

Прототипом этого персонажа послужил, главным образом, Т.Н. Грановский, но проявились в этом образе черты и других либералов-западников, которых Достоевский знал-наблюдал лично, к примеру, В.Ф. Корша.

Анализ романа «Бесы» (Ф. М. Достоевский)

Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Федора Михайловича послужили материалы из уголовного дела Нечаева – организатора тайного общества, целью которого были подрывные политические акции. Во времена автора это событие прогремело на всю империю. Однако ему удалось из небольшой газетной вырезки сделать глубокое и насыщенное произведение, которое считают эталоном не только русские, но и зарубежные писатели.

История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения. Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает. Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

Суть

События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.

Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др. Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца». Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.

Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него.
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.

Темы и настроение

  1. Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.
  2. Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.
  3. Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.
  4. Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.
  5. Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах. Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Дарья Попова

Критика идеологий в романе «Бесы»

Именно так работал Достоевский. И вопрос, способен ли человек на убийство, он проживал на самом остром экзистенциальном уровне, хоть и виртуально. А довести идею до конца, нанести последний удар — это он передавал своим героям, например Раскольникову или Петру Верховенскому. На Верховенском я хотел бы остановиться, ведь именно в этом образе Достоевский объективировал свое увлечение социалистическими идеями. Речь пойдет о романе «Бесы».

В юности Достоевский был социалистом. В возрасте двадцати шести лет он начал посещать кружок фурьериста Петрашевского. Кружок был разговорный и безалаберный, не знал ни дисциплины, ни иерархии, ни особой конспирации. Однако почти одновременно с Достоевским кружок стал посещать молодой аристократ — Николай Александрович Спешнев, загадочная личность, которого Достоевский в дневнике будет называть «мой Мефистофель». Он был «демонически» красив и умен, вел себя независимо. Сверх того он только вернулся из-за границы, где якобы был связан с таинственными революционными центрами и типографиями.

Как раз с именем Спешнева связана короткая история Достоевского-революционера, так как внутри рыхлого кружка Петрашевского Спешнев решил создать группу настоящих борцов, радикалов, готовых к агитации в пользу насильственной революции, вооруженного переворота в России. Достоевский вошел в группу Спешнева как ближайший соратник. Они успели познать вкус конспирации, тайных собраний, они собрали подпольный типографский станок. И даже успели в одном из членов заподозрить шпиона и думали: если так, то что с ним делать? И во всем этом участвовал Достоевский. Группа Спешнева ничего не успела совершить, их вскоре арестовали, но начало революционной деятельности Достоевским было положено.

Именно поэтому новость о политическом убийстве студента Иванова, которую Достоевский узнал двадцать лет спустя, в 1869 году, произвела на него такое сильное впечатление. Труп Иванова нашли в пруду парка Петровской академии в Москве. Вскоре стало известно, что Иванов был членом тайного общества «Народная расправа» и якобы собирался сдать его властям, и за это, по версии следствия, его убил организатор этого общества, Сергей Геннадьевич Нечаев, при помощи своих верных сообщников, четырех нечаевцев, которых он, пользуясь случаем, фактом коллективного убийства предателя, хотел «повязать кровью».

Достоевский был потрясен: по описанию Нечаев был сильно похож на Спешнева, «Народная расправа» — на их «особый кружок», а нечаевцы ничем не отличались от петрашевцев. Позднее, в 1873 году, Достоевский писал, что в юности он «мог бы стать нечаевцем», то есть мог бы оказаться в числе тех, кто убил Иванова. Эта расправа его так поразила, что он бросил все старые творческие задумки и решил писать об этом роман.

Можно предположить, что Достоевский в истории с Нечаевым увидел, что могло бы произойти с его кружком, не случись ареста. Ведь если ты сделал своей целью насильственную смену власти, а не просто разговоры о Фурье и крепостничестве, ты должен поставить перед собой два важных вопроса: готов ли ты сражаться и быть убитым? И главное, готов ли ты убить сам? И не только врага, а предателя, одного из своих. Есть вариант никого не убивать и благородно принести себя в жертву. Но это благородство двусмысленно, ведь жертва в конечном счете подразумевает такое же насильственное отмщение.

Когда дело Нечаева получило широкую огласку, все начали открещиваться от этого изверга. Герцен, Бакунин — все в голос осудили изувера, но ведь Нечаев был просто последовательным практиком, в отличие от них. Он мог действовать коварно, обманывать, да, но вместе с тем следовал железной логике развития идеи о насильственном свержении строя. Скорее всего, Достоевский понял непреложность этой логики только на каторге.

Инга Оболдина в роли Марьи Тимофеевны, сериал «Бесы» (2006 г.), реж. Ф.Шультесс

Марья Тимофеевна Лебядкина (юридически — Ставрогина) — слабоумная сестра отставного капитана Игната Лебядкина, тайная жена Николая Ставрогина. Хромает на одну ногу, отчего иногда некоторые незнакомые с ней люди называли ее «хромоножкой».

История их женитьбы в самом романе практически не раскрывается, за исключением некоторых упоминаний, которые допускает сам Николай Всеволодович в разговоре с Шатовым, а затем и самим Лебядкиным (Глава 2-1 и Глава 2-2). Гораздо более подробно Ставрогин рассказывает об обстоятельствах женитьбы в неизданной Главе «У Тихона».

Как бы то ни было, женитьба выглядела следующим образом. За пять лет до событий, описываемых в самом романе, Николай Всеволодович жил в Петербурге и вел жизнь «насмешливую». Он постоянно устраивал пьяные кутежи с компанией, посещал людей недостойных и вообще заметно опустился после своего увольнения из армии. К слову сказать, вытворять всякие эксцентрические штуки он начал еще во время военной службы. Устраивал дуэли, и вообще вел себя, как бретер, который цепляется к людям и оскорбляет единственно из удовольствия оскорбить.

Вернемся к событиям в Петербурге. Так, во время одного из своих пьяных обедов, Ставрогину пришла в голову идея жениться на Марье Тимофеевне, которая присутствовала там же и прислуживала. Марья Тимофеевна была тайно влюблена в Ставрогина, о чем было известно всей компании. Мысль взять такое убогое существо себе в жены шевелила нервы Ставрогина, который маялся, не зная, как исковеркать свою жизнь поглупее.

Таким образом, между ними сыграли тайную свадьбу. Свидетелями супружества были Петр Степанович Верховенский, Кириллов, Лебядкин, а также некий Прохор Малов (который умер еще до событий романа).

Личность и судьба Edit

Марья Тимофеевна легкая по характеру, спокойная, постоянно сидит в своей комнате. Сначала они с братом жили в доме у Филиппова, после переехали в тайный дом в заречье. В разговорах с Шатовым Глава 1-4 она постоянно упоминала свою жизнь в монастыре, где пробыла несколько лет после свадьбы со Ставрогиным. История того, как она попала в монастырь, не была отражена в романе. Из монастыря ее забрал ее брат Лебядкин, за пару месяцев до событий, описываемых в романе. Он надеялся использовать тайный брак своей сестры со Ставрогиным, чтобы шантажировать последнего.

Примечательно, что в Главе 1-4 Марья Тимофеевна сама явилась к Варваре Петровне и прилюдно упала ей в ноги на пороге церкви. В дальнейшем Варвара Петровна отвезла ее к себе в Скворешники, где Марья Тимофеевна частично рассказала о себе. Тем самым, зародилась почва для всеобщего подозрения, что данная больная женщина может быть тайной женой Ставрогина. В особенности тяжело это перенесли Варвара Петровна и Лиза Дроздова.

В Главе 2-2 Николай Всеволодович накануне поединка с Гагановым является к Шатову, и просит его позаботиться о Марье Тимофеевне, так как, очевидно, не исключает собственной смерти на дуэли.

В Главе 2-2 становится окончательно известен план Лебядкина насчет Ставрогина. Как выясняется, Лебядкин мечтает уехать в Петербург, для чего ему требуются деньги. Но его планам не суждено сбыться, так как Николай Всеволодович прямо ему отказывает. Заодно припугнув расправой от «общества». Впрочем, это не отвратило пьяницу от дальнейших попыток шантажа. Так, он напишет анонимный донос губернатору фон Лембке. Впрочем, это уже несколько другая история.

В Главе 2-10 Ставрогин, наконец, публично сознается в том, что женат на Марье Тимофеевне. Этому предшествовала короткая сценка, в которой Лиза при большом скоплении народу просит Николая Всеволодовича избавить ее от «некоего капитана Лебядкина, объявляющего себя его родственником». Николай Всеволодович, не долго думая, тут же уверяет Лизавету Николавну, что больше ее тот дебошир не побеспокоит. Также он подтверждает, что действительно имеет несчастье быть родственником этого человека, так как женат на его сестре, Марье Лебядкиной. Таким образом, брак Ставрогина и «хромоножки» становится известен повсеместно.

Наконец, в Главе 3-2 во время всеобщей суматохи происходит жуткое двойное убийство с поджогом и обширным пожаром в Заречье. Как оказалось, были убиты капитан Лебядкин и сестра его, Марья Тимофеевна. Вину все возложили на Федьку, беглого с каторги. Но сам Федька в Главе 3-4 во время разговора с Петром Степановичем, отрицает это. В Главе 3-4 выясняется, что непосредственно помогал Федьке «резать и поджигать» некий Фомушка, рабочий с бунтовавшей фабрики Шпигулиных. Всего же в поджогах кроме самого Федьки участвовало три человека с фабрики (считая Фомушку).

Отношения со Ставрогиным Edit

Как заявляет сам Ставрогин в разговоре с Шатовым в главе 2-1 «Ночь»: «Марья Тимофеевна девица». То есть, он не имел с ней никаких контактов. Таким образом, он развеивает сомнения Шатова о «ребенке» Марьи Тимофеевны, про которого она постоянно рассказывала Шатову. Также о ребенке слышал и сам Хроникер в Главе 1-4, во время своего визита к Шатову и Лебядкиным.

В этой главе Марья Тимофеевна довольно натурально рассказывает обоим слушателям о ребеночке, которого она «снесла в пруд». На вопрос Шатова, был ли ребенок, она под конец беседы отвечает, что это не так уж важно, был и ли нет. Поскольку «горевать» о нем она все равно не перестанет.

Также в Главе 2-2 в полной мере проявляется ее психическое расстройство: она принимает Николая Всеволодовича за двух разных людей. Один образ Николая Всеволодовича в ее сознании ассоциируется с «соколом ясным», являющимся ее женихом. Очевидно, это образ Ставрогина, который Марья Тимофеевна запомнила еще в Петербурге.

Другой же образ — это «сова слепая», «самозванец» и «филин». Это нынешний Ставрогин, с которым Марья Тимофеевна познакомилась уже после возвращения его в город. Очевидно, что Марью Тимофеевну сильно поразила перемена в Ставрогине. Так, ее поразило то, что Ставрогин снес удар от Шатова. Также Марья Тимофеевна не принимает предложения Ставрогина поехать за границу в Швейцарию, и жить там «на горе сорок лет». «Не может быть так, чтобы сокол филином стал» — так говорит она о переменах в Ставрогине. И она действительно права, Ставрогин сильно изменился. Но в ее сознании два образа одного человека превращаются в двух полноценных людей. И нынешний Ставрогин — это «самозванец», «Гришка Отрепьев», «лакей, состоящий на кухне у Варвары Петровны». Наконец, Марья Тимофеевна высказывает совсем уже пророческую мысль, что Ставрогин хочет ее зарезать, потому что у него «нож в кармане». Несмотря на то, что данная мысль несказанно бесит Николая Ставрогина, в дальнейшем все оказывается именно так: Марья Тимофеевна и ее брат оказываются зарезаны Федькой Каторжным и его подручными. При этом участие самого Николая Всеволодовича в этом злодеянии было лишь косвенное. Впрочем, он сам не отрицает, что своими действиями способствовал убийству. Об этом он рассказывает Лизе в Главе 3-3 «Законченный роман».

Заговор и убийство Edit

Из описания событий в романе достоверно неизвестно, как был осуществлен замысел по убийству семьи Лебядкиных. Хроникер рассказывает, что полиция объявила виновным в убийстве Федьку Каторжного, а также его подельника, одного из рабочих со Шпигулинской фабрики, по имени Фомушка.

Впервые косвенное упоминание о задуманном плане читатель встречает в главе 2-2. Там к Николаю Всеволодовичу на мосту подходит сам Федька Каторжный и предлагает свои услуги. Уже после визита Ставрогина к Лебядкиным Федька вновь подходит к нему. Николай Всеволодович, будучи в состоянии фрустрации после скандала у Марьи Тимофеевны, решает «спустить все на тормозах». Он ради «смеха» швыряет Федьке в лицо весь кошелек с деньгами. Так что Федька (по мнению Николая Всеволодовича) становится якобы совершенно убежден, что барин «согласился» на некий план.

В дальнейшем сам Ставрогин рассказывает, что же это за план, в разговоре с Дашей, Глава 2-3. Заговор заключался в следующем. Еще заранее, до приезда Николая Всеволодовича в уездный город, Петр Степанович разузнал, что Федьке Каторжному (который бежал с каторги) нужны деньги и паспорт «по всей Расее». Петр Степанович начинает плести свою паутину. Он предлагает Федьке зарезать Марью Тимофеевну, тайную жену Ставрогина, в обмен на паспорт и деньги. Этим он рассчитывает связать Николая Всеволодовича, чтобы получить его целиком в свои руки. Но для осуществления данного плана ему необходимо, чтобы сам Ставрогин дал согласие на убийство.

Однако, все выходит не совсем так, как Петр Степанович рассчитывал. Поскольку Федька с самого начала решил действовать самостоятельно, напрямую связавшись с Николаем Всеволодовичем без посредника в лице Петра Степановича. Николаю Всеволодовичу он весьма туманно предлагает свои «услуги», заодно рассчитывая выведать, намеревается ли действительно сам Ставрогин убить свою тайную жену. И как мы видим в Главе 2-2, Ставрогин своим очередным «чудачеством» вполне подтверждает предположения Федьки. Таким образом, у Федьки становятся развязаны руки. И все дальнейшее развитие событий зависит теперь только от его действий.

Однако, Федька и сам мало рассчитывает на такого человека, как Петр Степанович, прекрасно осознавая, каких моральных качеств это человек. Он убежден, что Верховенский не даст ему никакого паспорта, а в довершение всего еще и, возможно, сдаст в полицию, после того, как Федька убьет Лебядкиных. Таким образом, становится понятно, что самому Федьке было не выгодно убивать Лебядкиных, по крайней мере, Марью Тимофеевну. То, что самого у капитана Лебядкина водились деньги, Федьке было давно известно. Так как пьяница часто сорил деньгами прилюдно, а приходя домой валился спать с незапертой дверью. Но Федьке не нужна мелкая кража с убийством одного Лебядкина, из которой он в лучшем случае выудит «полторы сотни». Узнав у Ставрогина, что тот действительно заинтересован в убийстве своей жены, Федька рассчитывает получить все «полторы тысячи». О чем и прямо намекает Ставрогину в разговоре на мосту. Однако, Ставрогин, безумно хохоча, швыряет ему в лицо портмоне со всеми деньгами. Меж тем, как Федьке для согласия требовался задаток всего лишь в три рубля. Таким образом, нельзя сбрасывать со счетов и то, что Федька все-таки был не до конца уверен в «барине».

Вероятнее всего, во время событий роковой ночи Федька сам не убивал Марью Тимофеевну. Поскольку в Главе 3-4 он прямо заявляет Петру Степановичу в присутствии других людей, что «как есть ни одной каплей не участвовал». И кроме того, он подтверждает предположение о том, что он не был окончательно уверен в желании Николая Всеволодовича убить жену. Меж тем, как Петр Степанович уверял, что, напротив, Ставрогину, именно того и надо. Становится очевидно, что Федька с самого начала понял, что те самые «полторы тыщи» ему никогда не получить: ни от Петра Степановича, ни от Ставрогина.

Кто же виноват в убийстве? После того, как Федька сам будет убит, Хроникер расскажет читателям о том, что помощником у Федьки был некий Фомушка, работник с Шпигулинской фабрики. Роль вот этого самого Фомушки так до конца и не ясна. Как не ясны и взаимоотношения его с Федькой. Хроникер лишь рассказывает официальную версию, которую озвучила полиция: якобы, между Федькой и Фомушкой вышел спор за награбленное, в ходе которого Федька и был убит. Также доподлинно неизвестна роль Петра Степановича в убийстве Федьки. Вспоминая его слова о том, что Федька «в последний раз в жизни пил водку», можно предположить, что его возможности позволяли ему учинить расправу над беглым преступником. К тому же, он был явно взбешен тем, что этот самый Федька его побил. Таким образом, мотивы Петра Степановича становятся вполне достаточными.