Библия 17 17

Комментарии 1

Пророчество — вдохновленная Богом весть; сообщение, открывающее Божью волю и замысел. Пророчеством может называться предсказание будущего; вдохновленное Богом нравственное наставление, а также оглашение Божьего повеления или приговора.
Люди не могут достоверно предсказывать будущее. Снова и снова их усилия в этом оказываются тщетными. Поэтому нас обязательно заинтересует книга пророчеств, которые исполнились. Именно такой книгой и является Библия.
МНОГИЕ библейские пророчества исполнились настолько точно, что критики заявляют, будто эти пророчества были записаны уже после исполнения. Но такие заявления неверны. Будучи Всевышним, Бог, конечно же, способен предсказывать будущее (Исаия 41:21—26; 42:8, 9; 46:8—10). Исполнившиеся библейские пророчества свидетельствуют о том, что их запись вдохновлял Бог, а не о том, что их записали позднее. Давайте рассмотрим несколько выдающихся пророчеств, которые исполнились и тем самым лишний раз доказали, что Библия — это слово Бога, а не человека.
Вавилонский плен
Езекия царствовал в Иерусалиме около 30 лет. В 740 году до н. э. он был свидетелем того, как Ассирия уничтожила его северного соседа — царство Израиль. В 732 году до н. э. Езекия испытал на себе спасительную мощь Бога, когда попытка ассирийцев покорить Иерусалим обернулась катастрофой для самих же захватчиков (Исаия 37:33—38).
И вот сейчас Езекия принимает делегацию вавилонского царя Меродаха Валадана. На первый взгляд кажется, что посланцы пришли поздравить Езекию с выздоровлением от тяжелой болезни. Однако Меродах Валадан, вероятно, видит в Езекии возможного союзника в борьбе против мирового господства Ассирии. Езекия не пытается рассеять такие надежды, когда показывает пришедшим вавилонянам все сокровища своего дома и своих владений. Может быть, Езекия тоже хочет заручиться поддержкой на случай, если ассирийцы снова вернутся (Исаия 39:1, 2).
Исаия, выдающийся пророк того времени, сразу же понял, насколько опрометчиво поступил Езекия. Исаия знает, что самой надежной защитой для Езекии является Господь, а не Вавилон, и говорит Езекии, что показ вавилонянам богатств приведет к беде. «Вот, придут дни,— говорит Исаия,— и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон». «Ничего не останется»,— таков приговор Иеговы (Исаия 39:5, 6).
Тогда, в VIII веке до н. э., это пророчество могло показаться неправдоподобным. Спустя же сто лет положение изменилось. Мировой державой вместо Ассирии стал Вавилон, а Иудея пришла в такой упадок в религиозном отношении, что Бог лишил ее своего благословения. Теперь другой пророк, Иеремия, под Божьим вдохновением повторяет предостережение Исаии. Иеремия провозглашает: «Приведу их на землю сию и на жителей ее… И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иеремия 25:9, 11).
Прошло четыре года после того, как Иеремия высказал это пророчество, и вавилоняне присоединили Иудею к своей империи. Спустя еще три года они увели некоторых евреев в плен в Вавилон, унеся при этом часть сокровищ из иерусалимского храма. Через восемь лет в Иудее произошло восстание, и вавилонский царь Навуходоносор вновь вторгся в страну. На сей раз город и храм были полностью разрушены. Как и предсказывали Исаия и Иеремия, все сокровища и сами евреи были забраны в далекий Вавилон (2 Паралипоменон 36:6, 7, 12, 13, 17—21).
В одной энциклопедии отмечается, что после нападения вавилонян «город был разрушен полностью» 1. Археолог У. Ф. Олбрайт говорит: «В ходе раскопок и исследования верхних слоев почвы в Иудее было доказано, что города Иудеи не только были полностью уничтожены во время двух вторжений халдеев, но веками — а то и никогда — не заселялись снова» 2. Итак, археология подтверждает: это пророчество ужасающим образом исполнилось.
Участь Тира
Еще одним человеком, который жил в древности и записывал вдохновленные Богом пророчества, был Иезекииль. Он пророчествовал в конце VII — начале VI веков до н. э., то есть в годы перед разрушением Иерусалима и в первые десятилетия вавилонского плена евреев. Даже некоторые современные критики соглашаются с тем, что книга Иезекииля была написана приблизительно в то время.
Иезекииль записал поразительное пророчество об уничтожении северного соседа Израиля — Тира, который превратился из друга народа Бога в его врага (3 Царств 5:1—9; Псалом 82:3—9). Иезекииль писал: «Так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. …И камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду» (Иезекииль 26:3, 4, 12).
Сбылось ли это? Через несколько лет после того, как Иезекииль произнес это пророчество, вавилонский царь Навуходоносор осадил Тир (Иезекииль 29:17, 18). Но эта осада была не из легких. Часть Тира находилась на материке (эта часть называлась Старый Тир). А другая часть города располагалась на острове примерно в 800 метрах от берега. Навуходоносор осаждал остров 13 лет, прежде чем сумел его покорить.
Однако окончательно и во всех подробностях пророчество Иезекииля исполнилось только в 332 году до н. э. В то время в Азию вторгся завоеватель из Македонии Александр Великий. Тир, который был защищен благодаря своему расположению на острове, стойко держался. Александр не хотел оставлять у себя в тылу потенциального врага, но он не хотел и вести длительную осаду Тира, как вел ее некогда Навуходоносор.
Как же Александр решил эту военную задачу? Он построил насыпь, или дамбу, по которой солдаты смогли перейти на остров и атаковать город. Обратите внимание, что́ Александр использовал для строительства дамбы. В «Американской энциклопедии» говорится: «В 332 году он использовал развалины материковой части города, которую разрушил, и построил огромную дамбу, соединившую остров с материком». После сравнительно короткой осады Александр уничтожил островную часть города. Более того, пророчество Иезекииля исполнилось во всех подробностях. Даже ‘камни, дерева и земля’ Старого Тира были ‘брошены в воду’.
Один путешественник так описал в XIX веке то, что осталось от древнего Тира к его времени: «От того Тира, который знали Соломон и израильские пророки, не осталось и следа, кроме гробниц, высеченных в скалах на склонах горы, да фундаментов… Даже на острове, который Александр Македонский во время осады города превратил в мыс, сделав насыпь между островом и материком, не найти видимых следов, относящихся ко времени до крестовых походов. Современный город, который сравнительно молод, занимает северную половину того, что некогда было островом, а остальная территория практически полностью погребена под развалинами» 3.
Настал черед Вавилона
Еще в VIII веке до н. э. Исаия, пророк, который предупреждал евреев о том, что скоро их покорит Вавилон, предсказал также и нечто поразительное: полное уничтожение самого Вавилона. Он высказал это пророчество очень выразительным языком: «Вот, Я подниму против них Мидян… И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем» (Исаия 13:17—20).
Пророк Иеремия также предсказал падение Вавилона, которое должно было произойти много лет спустя. И он упомянул в своем пророчестве интересную подробность: «Засуха на воды его, и они иссякнут… Перестали сражаться сильные Вавилонские, сидят в укреплениях своих; истощилась сила их» (Иеремия 50:38; 51:30).
Конец правлению Вавилона в качестве мировой державы пришел в 539 году до н. э., когда против этого города выступил волевой правитель Персии Кир в сопровождении мидийского войска. Однако перед Киром стояла невероятно трудная задача. Вавилон был окружен мощными стенами и казался неприступным. Кроме того, через город протекала большая река Евфрат, которая играла важную роль в его обороноспособности.
О том, как Кир справился с этой задачей, пишет греческий историк Геродот: «Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть — ниже по течению, у ее выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город. Персидский царь отвел реку с помощью канала в озеро , которое, собственно, было болотом, и таким образом старое русло сделалось проходимым. После того как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу вошли в Вавилон» 4.
Итак, как и предупреждали Иеремия и Исаия, город пал. Но заметьте, как исполнились мельчайшие подробности пророчества. Действительно, пришла ‘засуха на воды Вавилона, и они иссякли’. Именно снижение уровня воды в Евфрате позволило Киру войти в город. Но на самом ли деле «перестали сражаться сильные Вавилонские», как предостерегал Иеремия? По сообщению Библии, а также греческих историков Геродота и Ксенофонта, в то время когда персы штурмовали город, вавилоняне веселились на празднике 5. В летописи Набонида, официальном документе, выполненном клинописью, говорится, что войска Кира вошли в Вавилон «без боя», что, вероятно, означает, без решительного генерального сражения 6. Очевидно, «сильные Вавилонские» практически ничего не сделали для защиты города.
Ну а что можно сказать о предсказании, что город «не заселится никогда»? Оно не исполнилось сразу же в 539 году до н. э. Но это пророчество оказалось поистине точным. После того как Вавилон был захвачен, он несколько раз становился очагом бунтов, и в 478 году до н. э. царь Ксеркс разрушил город. В конце IV века до н. э. Александр Македонский хотел восстановить город, но смерть нарушила его планы. С тех пор город постепенно приходил в упадок. В I веке н. э. там еще жили люди, но все, что осталось от древнего Вавилона сегодня,— это груда развалин на территории Ирака. Даже если частично восстановить Вавилон из руин, это будет всего лишь достопримечательность для туристов, а не оживленный, шумный город. Это безлюдное место свидетельствует об окончательном исполнении боговдохновенных пророчеств о Вавилоне.
Смена мировых держав
В VI веке до н. э., когда евреи находились в плену в Вавилоне, Бог побудил еще одного пророка, Даниила, записать поразительные видения, в которых предсказывалось, как будут развиваться мировые события в будущем. В одном из этих видений Даниил описывает несколько символических животных, сменяющих друг друга на мировой арене. Ангел объясняет, что эти животные представляют мировые державы будущего начиная со времен Даниила. О двух последних зверях ангел говорит: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это — первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою» (Даниил 8:20—22).
Это пророческое видение в точности исполнилось. Вавилонская империя не устояла перед Мидо-Персией, которая 200 лет спустя уступила место Греческой мировой державе. Во главе Греческой империи стоял Александр Македонский, «большой рог». Однако после смерти Александра за власть стали бороться его военачальники, и некогда обширная империя раскололась на четыре маленькие, «четыре царства».
Видение, записанное в 7-й главе книги Даниила, также относилось к далекому будущему. Вавилонская мировая держава в этом видении была представлена львом, Персидская — медведем, а Греческая — барсом с четырьмя крыльями на спине и с четырьмя головами. Затем Даниил увидел еще одного зверя, «страшного и ужасного и весьма сильного… и десять рогов было у него» (Даниил 7:2—7). Этот четвертый зверь служил прообразом могущественной Римской империи, которая начала формироваться спустя примерно триста лет после того, как Даниил записал это пророчество.
Ангел пророчествовал о Риме: «Зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее» (Даниил 7:23). Г. Дж. Уэллс пишет в своей книге «Краткая история человечества»: «Эта новая Римская держава, которая возникла, чтобы господствовать в западном мире во втором и первом веках до н. э., в некоторых отношениях была не похожа ни на одну из великих держав, которые господствовали в цивилизованном мире до нее» 7. Она возникла как республика, а затем стала монархической. В отличие от предыдущих держав, эта не была детищем одного завоевателя, она упорно развивалась на протяжении веков. Она продержалась гораздо дольше других и властвовала на гораздо большей территории, чем любая из предыдущих держав.
Ну а десять рогов этого огромного зверя? Ангел объяснил: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей» (Даниил 7:24). Как это исполнилось?
Когда в V веке н. э. Римская империя начала терять свое могущество, новая мировая держава пришла ей на смену не сразу. Вначале Римская империя раскололась на несколько царств, «десять царей». С течением времени Британская империя разгромила три соперничавших империи: Испанию, Францию и Голландию — и стала новой мировой державой. Таким образом этот новый «рог» уничижил «трех царей».
Пророчества Даниила: записаны ли они после их исполнения?
По Библии, книга Даниила была написана в VI веке до н. э. Однако пророчества этой книги исполнялись настолько точно, что критики утверждают: книга несомненно была написана примерно в 165 году до н. э., когда некоторые пророчества уже исполнились 8. Во многих справочниках эта поздняя дата написания книги Даниила преподносится как установленный факт, хотя единственным поводом для такого утверждения является то, что пророчества Даниила исполнились.
Однако в противовес этой теории нужно тщательно рассмотреть следующие факты. Во-первых, книга Даниила упоминается в еврейских трудах, написанных во II веке до н. э., таких, как первая книга Маккавейская. Во-вторых, книга Даниила включена в греческий перевод Септуагинта, работа над которым была начата в III веке до н. э. 9 В-третьих, фрагменты копий книги Даниила чаще других встречались среди рукописей, найденных у Мертвого моря, и, по мнению ученых, эти фрагменты относятся приблизительно к 100 году до н. э. 10 Очевидно, что вскоре после предполагаемого критиками времени написания книга Даниила была уже широко известна и уважаема — это убедительно доказывает, что книга была написана задолго до того времени, которое указывают критики.
Кроме того, в книге Даниила содержатся исторические подробности, о которых не знали писатели II века до н. э. Самые известные среди них — подробности о Валтасаре, вавилонском правителе, который был убит при падении Вавилона в 539 году до н. э. Основными небиблейскими источниками наших знаний о падении Вавилона являются труды Геродота (V век до н. э.), Ксенофонта (V и IV века до н. э.) и Бероса (III век до н. э.). Никто из них не знал о Валтасаре 11. Насколько же маловероятно, чтобы писатель, живший во II веке до н. э., обладал информацией, которая была недоступна авторам, жившим до него! Упоминание о Валтасаре в 5-й главе книги Даниила — веский довод в пользу того, что Даниил написал свою книгу раньше, чем те авторы написали свои.
И наконец, в книге Даниила есть несколько пророчеств, которые исполнились спустя много лет после 165 года до н. э. Одно из них — это пророчество об уже упоминавшейся Римской империи. Другое — поразительное пророчество о пришествии Иисуса, Мессии.
Пришествие Христа
Это пророчество записано в 9-й главе книги Даниила и звучит так: «Семьдесят седьмилетий назначены для народа твоего и святого града твоего» (Даниил 9:24). Что должно было произойти в течение этих 490 лет? Мы читаем: «С того времени, как выйдет повеление о возобновлении и построении Иерусалима, до Христа, Властителя, семь седьмилетий и шестьдесят два седьмилетия» (Даниил 9:25). Итак, это пророчество о времени пришествия «Христа», Мессии. Как оно исполнилось?
Повеление о восстановлении и строительстве Иерусалима вышло «в двадцатый год царя Артаксеркса», то есть в 455 году до н. э. (Неемия 2:1—9). К концу первых 49 лет (7 семилетий) прежняя красота Иерусалима во многом была восстановлена. А отсчитав от 455 года до н. э. все 483 года (7 семилетий плюс 62 семилетия), мы получим 29 год н. э. Это был «пятнадцатый… год правления Тиверия кесаря»; год, в который Иоанн Креститель крестил Иисуса (Луки 3:1). В то время Иисус был публично назван Сыном Бога и начал проповедовать еврейскому народу благую весть (Матфея 3:13—17; 4:23). Он стал «Христом», или Мессией.
В пророчестве также говорится: «И по истечении шестидесяти двух седьмилетий предан будет казни Христос». И еще: «Он утвердит завет со многими в одно седьмилетие, а в половине седьмилетия отменит жертву и приношение» (Даниил 9:26, 27). В согласии с этим Иисус пришел только ко «многим», к евреям по плоти. При случае он также проповедовал и самарянам, которые признавали часть Писаний, но образовали свою секту, отделившись от иудаизма. Затем, «в половине седьмилетия», через три с половиной года проповеднической деятельности, Иисус отдал свою жизнь в жертву и был ‘предан казни’. Этим был отменен Моисеев закон с его жертвами и приношениями (Галатам 3:13, 24, 25). Следовательно, умерев, Иисус ‘отменил жертву и приношение’.
Тем не менее еще три с половиной года новообразованное христианское собрание проповедовало исключительно евреям и — позднее — связанным с ними родством самарянам. Однако в 36 году н. э., в конце 70 семилетий, апостол Петр был послан проповедовать язычнику Корнилию (Деяния 10:1—48). Теперь «завет со многими» больше не ограничивался евреями. Спасение проповедовалось и необрезанным язычникам.
Так как евреи отвергли Иисуса и сговорились его убить, Господь не стал защищать их, когда в 70 году н. э. пришли римляне и разрушили Иерусалим. Так исполнились следующие слова Даниила: «А город и святыня разрушены будут народом вождя, который придет, и конец ее будет от наплыва полчищ, и до конца войны назначены опустошения» (Даниил 9:26 б). Этим «вождем» оказался Тит, римский полководец, который в 70 году н. э. разрушил Иерусалим.
Пророчества, которые были вдохновлены Богом
Так с поразительной точностью исполнилось пророчество Даниила о 70 семилетиях. Конечно же, в I веке исполнились многие пророчества из Еврейских Писаний, и часть этих пророчеств была связана с Иисусом. Место рождения Иисуса, его ревностное отношение к дому Бога, его проповедническая деятельность, то, что его предадут за 30 сребреников, то, как он умрет, то, что о его одежде будут бросать жребий,— все эти подробности были предсказаны в Еврейских Писаниях. Исполнение этих подробностей не оставляло сомнений в том, что Иисус был Мессией, и еще раз доказывало, что пророчества были вдохновлены Богом (Михей 5:2; Луки 2:1—7; Захария 11:12; 12:10; Матфея 26:15; 27:35; Псалом 21:19; 33:21; Иоанна 19:33—37).
Действительно, исполнились все библейские пророчества, которые должны были исполниться. Все происходило именно так, как предсказывалось в Библии. Это убедительно доказывает, что Библия — Слово Бога. Чтобы дать настолько точные пророчества, необходима мудрость, намного превосходящая мудрость людей.
Но в Библии есть и другие предсказания, которые не исполнились в то время. Почему? Потому что они должны исполниться в наши дни, и даже в будущем. Достоверность пророчеств, которые исполнились в древности, не оставляет сомнений в том, что и остальные пророчества тоже обязательно исполнятся. Как мы увидим в следующей главе, это действительно так.
Каким из выдающихся библейских пророчеств еще предстоит исполниться?
1 Фес. 5:3: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность!» — тогда их внезапно постигнет уничтожение, подобно тому как у беременной женщины внезапно начинаются родовые схватки. И они никак не спасутся».
Отк. 17:16: «Десять рогов, которые ты видел, и зверь возненавидят блудницу , разорят ее и обнажат. Они объедят с нее плоть и сожгут ее в огне».
Иез. 38:14—19: «Скажи Гогу: „Так говорит Владыка Господь Бог: „Не будет ли, что в тот день, когда мой народ Израиль будет жить в безопасности, ты узнаешь это? Ты придешь из своего места, из самых отдаленных мест севера, ты и многие народы с тобой…» „И будет в тот день, в день, когда Гог придет в землю Израиль,— говорит Владыка Господь Бог,— лицо мое воспылает гневом. В пылу и в огне своей ярости я буду говорить»».
Дан. 2:44: «Оно сокрушит все эти царства и положит им конец, а само будет стоять вечно».
Иез. 38:23: «Я возвеличусь и освящусь и дам узнать себя многим народам, и они узнают, что я Господь».
Отк. 20:1—3: «Я увидел, как с неба спускается ангел с ключом от бездны и с большой цепью в своей руке. Он схватил дракона, древнего змея, который есть Дьявол и Сатана, и связал его на тысячу лет. Он бросил его в бездну, закрыл ее и запечатал ее над ним, чтобы тот больше не вводил в заблуждение народы, пока не окончится тысяча лет. После этого он должен быть освобожден на короткое время».
Иоан. 5:28, 29: «Не удивляйтесь этому, потому что настает час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут: кто делал добро — для воскресения жизни, а кто поступал порочно — для воскресения осуждения».
Отк. 21:3, 4: «Я услышал, как громкий голос от престола сказал: „Вот, шатер Бога — с людьми, и он будет жить с ними. Они будут его народом, и сам Бог будет с ними. Тогда он отрет всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет. Прежнее прошло»».
1 Кор. 15:24—28: «Затем — конец, когда он… передаст царство своему Богу и Отцу. Когда же все будет покорено ему, тогда и сам Сын покорится Тому, кто покорил все ему, чтобы Бог был всем для всех».
Почему христиане должны живо интересоваться библейскими предсказаниями?
Матф. 24:42: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой день придет ваш Господь».
2 Пет. 1:19—21: «Мы еще больше уверены в пророческом слове , и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… …Потому что пророчество никогда не появлялось по воле человека, но люди говорили от Бога, движимые святым духом».
Прит. 4:18: «Путь праведных — как сияющий свет, который становится все ярче и ярче до наступления полного дня».
Матф. 4:4: «Не только хлебом должен жить человек, но и каждым словом, выходящим из уст Господа». (В слова Бога включаются и его поразительные пророческие обещания.)
2 Тим. 3:16: «Все Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». (Значит, нам нужно усердно изучать все записанное Слово Бога.)
Если кто-то говорит:
«Вы придаете пророчествам слишком большое значение. Нужно просто принять Христа как своего Спасителя и быть добропорядочным христианином»
Можно ответить: «Несомненно, очень важно правильно понимать роль Иисуса Христа. Но знаете, одной из причин, почему евреи в I веке не приняли Иисуса, было то, что они не обращали должного внимания на пророчества». Затем можно добавить: 1) «В пророчествах, записанных в Еврейских Писаниях, предсказывалось, когда появится Мессия (Христос) и что он будет делать. Но большинство евреев не прислушались к тем пророчествам. У них были свои представления о том, что должен делать Мессия. И это привело к тому, что они отвергли Божьего Сына». 2) «Мы с вами живем в то время, когда Христос уже начал править как небесный Царь и его весть проповедуется людям из всех народов (Матф. 24:14). Но большинство людей ждут чего-то другого».
Или можно сказать: «Вы правы, быть добропорядочным христианином очень важно. Но буду ли я хорошим христианином, если буду делать только кое-что из того, чему учил Иисус, пренебрегая тем, что он повелел ставить на первое место в жизни? . . . Обратите внимание на слова Иисуса, записанные в Матфея 6:33». Затем можно добавить: «Иисус учил нас молиться в первую очередь об этом Царстве, а не о прощении на основании того, что мы верим в него как в Спасителя (Матф. 6:9—12)»
bibliy.ucoz.ru

Илья и Енох перед вторым пришествием Иисуса

Это общехристианская точка зрения!
Читаем: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр.11,3-12).
Андрей Кесарийский: «Многие из учителей думали, что сии два свидетеля, Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями. — Облечением во вретище они показывают, что сетования и плача достойны будут все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения антихристова. Пророк Захария указал на них под видом двух маслин и двух светильников (Захар, гл. 4-я), ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел» (Толкование на Апокалипсис);
Православная Толковая Библия: «Ст. 3-4 Название свидетелей употреблено в общем смысле проповедников Бож. истины, христианского учения. Они были пророками и проповедниками в самом широком смысле этого слова, и цель их проповеди не столько вразумление нечестивых, сколько и общее назидание и утешение праведников через предвозвещение грядущего Божия суда . Так что и облачение их во вретища (ср. Иер 4:8; Мф. 11:21) может быть понимаемо в общем значении одежды проповедников. Срок их проповеди — 1260 дней (42 мес., 3 1/2 года) должно рассматривать как указание определенного времени. Этого требует самая точность выражения, доходящая до такой малой единицы, как день, и в таком большом количестве, как 1260. Два свидетеля — несомненно две отдельных действительных личности. Такого понимания требует не только описание их личных особенностей, но и их сопоставление с антихристом и с его лжепророком. Есть два события в Библии, которые остались неразъясненными: это — именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть oбщий удел всего человечества (Евр 9:27)? Не они ли поэтому суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут придти в конце времени? Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба изведения огня из уст) как бы взяты с исторической личностью прор. Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Cирин, св. Иоанн Дамаскин, св. Андрей Кеcap.). В дальнейших стихах раскрываются более подробно некоторые черты жизни и деятельности свидетелей. Они — две маслины и два светильника (Зах 4:2, 3, 14). Это говорит об особенном наделении их Бож. дарами, благодаря которым они являются могущественными и авторитетными проповедниками Бож. истины и просвящения. Они, таким образом, стоят пред Богом, т.е. посланы, назначены Богом быть Его свидетелями пред людьми («земля»), живущими во всей вселенной, пред всем человечеством».

День рождения Пророка Мухаммеда (Маулид) – Исламский праздник?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

12-го Рабиуль Авваль (3-ий месяц лунного мусульманского календаря), , многие мусульмане в различных странах мира празднуют день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Этот день общепринято называть Маулидом.

Маулид празднуют в разных странах и городах по-cвоему. Одни мусульмане собираются вместе, чтобы прослушать лекции о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение Аллаха), другие же устраивают угощения специально приготовленной едой и сладостями и т.д.

К сожалению, иногда, празднование Маулида сопровождается даже некоторыми языческими обычаями и церемониями, которые противоречат основной сути Ислама – Единобожию. Так, например, в некоторых странах, мусульмане, празднующие Маулид, коллективно взывают и просят о помощи мертвых. Со своими просьбами они обращаются как к различным «аулия» (святым), так и к самому Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), что является многобожием.

С другой стороны, с каждым годом, все больше и больше мусульман во всем мире отказываются от празднования этого дня, утверждая, что в Исламе существует только 2 праздника: Праздник Разговения (Ид аль-Фитр) и Праздник Жертвоприношения (Ид аль-Адха), также известные как Курбан Байрам и Ураза Байрам.

Однако, какой позиции должен придерживаться мусульманин в этом вопросе? Является ли Маулид исламским праздником и может ли мусульманин праздновать этот день? На все эти вопросы лучше всего отвечает история и подробное изучение биографии самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Интересно, что при изучении биографии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выясняется, что точная дата его рождения неизвестна. Таким образом, историки разошлись во мнениях по поводу того, какого числа был рожден Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Высказываются различные версии: 2-ое Рабиуль Авваль, 8-ое, 9-ое, 10-ое, 12-ое, 17-ое и 22-ое. Некоторые историки даже утверждают, что Пророк (мир ему и благословение) родился в месяц Рамадан («Ар-Рахиг аль-Махтум» С. 54, «Ас-Сирату ан-Набавия ас-Сахиха» С. 98, «Мухтасару Сирати ар-Расуль» С. 6, http://www.islamqa.info/ar/ref/125690). Достоверно известно только то, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в понедельник, как об этом передается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима.

Примечательно и то, что почти все историки единогласны в том, что 12-ое Рабиуль Авваль – это дата смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) («Ар-Рахиг аль-Махтум» С. 469). Таким образом, если празднование Маулида в 12-ый день месяца Рабиуль Авваль исторически не подтверждено, однако, то, что эта дата является днем смерти Пророка (мир ему и благословение), является исторически подтвержденным фактом. Получается, что многие мусульмане, по причине своей неосведомленности, празднуют день рождения Пророка (мир ему и благословение) в день его смерти!

Все мусульмане единогласны в том, что день смерти Пророка (мир ему и благословение) был самым печальным днем для всех мусульман.

Маулид – хорошее нововведение?

Теперь давайте попытаемся узнать, когда мусульмане впервые стали праздновать Маулид. Обратившись снова к истории, мы видим, что оказывается ни сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), ни его сподвижники не праздновали его день рождения. Более того, оказывается, что впервые Маулид начали праздновать только в XII веке, по указанию правителя сирийской местности Ирбиль, Музаффара Ад-Дина, т.е. более чем 6 веков после смерти Пророка (мир ему и благословение)! (См. Имам ас-Суюти «Хусну аль-Магасид фи Амалиль Маулид»)

Таким образом, сами сторонники празднования Маулида признают, что это является «хорошим нововведением» в религию, и что сам Пророк (мир ему и благословение) и первые поколения мусульман не знали этого праздника. Празднуя день рождения Пророка (мир ему и благословение), многие сторонники этого дела, считают, что тем самым они поклоняются Всевышнему Аллаху, заслуживая Его довольство.

Однако, зачем поклоняться Всевышнему Аллаху так, как этого не делал ни сам Пророк (мир ему и благословение), ни первые лучшие поколения мусульман? Разве мы можем утверждать, что любим Пророка (мир ему и благословение) больше чем его жены, дети, родственники и сподвижники, которые жертвовали своей жизнью ради него?

Более того, существуют многочисленные священные тексты, указывающие на запрет любых нововведений в религию. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому придерживайтесь моего пути и пути праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение» (Ахмад, Тирмизи).

Обратите внимание, что Пророк (мир ему и благословение) назвал «каждое нововведение» заблуждением, не сделав при этом различия между «хорошим» и «плохим» нововведением.

Также, вопрос: разве Исламская религия не совершенна? Разве новшество не вводиться во все то, что является несовершенным? По этому поводу, выдающийся ученый VIII века, Имам Малик ибн Анас, основатель маликитского мазхаба (маликитской правовой школы) сказал следующие слова: «Если кто-либо приносит в Ислам (религиозное) новшество и считает это чем-то допустимым, то в действительности, он полагает, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, предал свою миссию, не разъяснив религию до конца. Прочтите слова Всевышнего Аллаха: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Св. Коран сура «Трапеза»: 3). То, что не являлось частью религии во время первых мусульман, не может считаться ее частью и сегодня» («Аш-Шифа» 2/676).

Подумайте сами: каким образом мы можем определить, какое нововведение является хорошим, а какое плохим? Ведь у каждого человека есть свое субъективное мнение. Для кого-то празднование Маулида является чрезмерностью, запрещенной Исламом, а для кого-то – проявлением любви к Исламу и «хорошим нововведением».

Но разве не по причине «хороших нововведений» в религию мусульмане разделились на многочисленные секты и течения?! Каждая группа, придумавшая какую-либо философию или обряд поклонения, хотела тем самым сделать лишь богоугодное дело. Однако в результате, это обернулось тем, что все эти группы превратились в секты, отделившиеся от единого течения мусульман.

Нет сомнения в том, что все мусульмане, которые празднуют день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), делают это от своей любви к нему и к Всевышнему Аллаху. Однако, если мы хотим, чтобы Сам Всевышний Аллах полюбил нас, то нам следует последовать во всем за Пророком (мир ему и благословение), притворяя в жизнь следующие слова Аллаха: «Скажи : «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Св. Коран сура «Семейство Имрана»: 31).

Просим Всевышнего Аллаха простить всех мусульман и исправить их положение, чтобы все они понимали и исповедовали Ислам так, как это делал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники. Аминь.

Интересные факты:

Размышляя о появлении и празднованиях Маулида, можно увидеть очень много общего с христианским праздником «Рождества Христова»:

1) Оба эти «праздника» посвящены дням рождения Пророков (Мухаммада и Иисуса, мир им и благословение Аллаха), которые сами не справляли свои дни рождения.

2) Точные даты дней рождений обоих Пророков не известны.

3) Празднование дней рождений обоих Пророков впервые состоялось спустя несколько веков после их смерти.

4) Основные течения в Исламе и Христианстве празднуют дни рождения своих Пророков в разные дни. Католики и Протестанты отмечают Рождество Христово 25 декабря, в то время как православные христиане отмечают его 7 января. Ситуация с мусульманами почти такая же: сунниты, отмечающие Маулид, празднуют его 12-го Рабиуль Авваль, в то время как шииты празднуют его 17-го Рабиуль Авваля.

5) Празднование дней рождений своих Пророков было введено христианами и мусульманами как «хорошее нововведение» в религию. Таким образом, причиной разделения христиан на многочисленные секты и течения стали «хорошие» нововведения в религию, после смерти Иисуса (мир ему и благословение Аллаха). То же самое произошло и со многими мусульманами, что является еще одним доводом в пользу недозволенности «хороших нововведений».

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Независимо от того, насколько верующим является человек, практически каждому из нас хочется знать, чего ожидать в будущем. Некоторые люди для этих целей идут к ясновидящим и магам, те же, кто считает себя православными христианами — избегают подобных действий. Однако далеко не всегда известия о том, что готовит нам будущее, отвергались православной Церковью. Наше вероучение содержит большое количество пророчеств и предсказаний, которые приоткрывают тайну грядущего. Многие предсказания можно найти в святоотеческом Предании, творениях святых отцов. Однако есть еще одна книга, которая хранит в себе множество пророчеств относительно будущего и последних времен. Речь идет о Библии.

Кто такие пророки в Библии

Многие удивятся, но смысл слово «пророк» относительно Святого Писания далеко не всегда говорит о ком-то, кто возвещает будущее. В древнееврейском варианте Библии используется слово «нави», которое можно перевести на русский язык как «глашатай» или «говорящий».

Пророк — это человек, получающий через Божественное вдохновение определенное послание от Бога

Множество библейских пророчеств относятся, наоборот, к прошлому — как оно видится в контексте христианства, какие выводы можно и нужно сделать, для чего были нужны те или иные события. Главной целью библейских пророков можно назвать возвещение Божьей воли людям, а относится она к грядущему или к прошлому — не суть важно.

Читайте о пророках:

  • Пророк Захария и праведная Елисавета
  • Житие святого пророка Исайи
  • Икона святого пророка Илии

Деление времени на прошлое, настоящее и будущее присуще только нашему человеческому, материальному миру. Господь находится вне потока времени, поэтому возвещая Свою волю через пророков, последние могли говорить о грядущих событиях как об уже свершившихся.

Важная отличительная черта библейских предсказаний — их ценность для спасения души. Сейчас люди если и интересуются будущим, то в основном с корыстной целью — как стать богаче, успешнее и т.д. Библия же, когда открывает нам завесу таинственности, имеет только один духовный смысл. Те или иные события воспевались пророками лишь в той мере, в которой они имели душеспасительное значение либо для современников, либо для потомков.

Эпоха Царств — время пророчеств

Несомненно, в Библии основными носителями и воспевателями Божьей Воли всегда выступал богоизбранный израильский народ. С самого начала истории Ветхого Завета можно увидеть, что и Авраам, и Исаак, и Иаков много раз доносили Волю Господа до своего народа.

Однако расцвет пророческого служения наступает в эпоху Царств. К этому периоду еврейский народ уже оформился как таковой, и в духовном плане появилась серьезная опасность возвращения к язычеству и понимания веры чисто с формальной стороны, как свода правил (к чему иe пришли позже книжники и фарисеи Нового Завета). Можно сказать, что для постоянной «корректировки» понимания веры и появились пророки, которые постоянно напоминали богоизбранному народу о его предназначении.

Даниил — библейский пророк, потомок знатного иудейского рода

После исхода евреев из плена пророчества постепенно смолкают и практически исчезают за несколько столетий до Рождества Христова. Поэтому когда появляется первый Новозаветный пророк — Иоанн Предтеча — иудеи очень недоверчиво относятся к нему, и гадают — Мессия он, или нет.

Кто становился пророками в Библии

Неведомы нам пути Господни, поэтому обычному человеку невозможно понять, как именно Бог призывал своих служителей. Среди пророков были особы высшей власти — цари Соломон, Давид, Саул — а были и простые люди. Всего в Священном Писании мы можем увидеть слова 16 пророков.

Интересно! Первый помазанный на царство царь Саул настолько был непохож на Божьего избранника, что в Библии даже есть свидетельство о том, что в народе возникла саркастическая пословица «Неужели и Саул в пророках?» (1 Книга Царств, 10:12)

Примеры избранства мы можем видеть в любых сословиях, не только царских. К примеру, Амос был пастухом, Исаия был ученым, но всех их Господь приводил служению особым подготовительным путем.

Так, всем известный пророк Моисей был выбран Господом только после того, как сорок лет обучался, а потом еще столько же жил пришельцев в чужой земле. Таким образом, Господь готовил своего избранника всю его жизнь.

Книга пророка Исаи

Одной из наиболее интересных Ветхозаветных книг можно назвать Книгу пророка Исаи. Этот служитель Господень жил в Иерусалиме, имел семью и детей. Через свое служение он показывает людям пример великого смирения и покорности Воле Божьей. Совершенно не страшась наказаний, он смело обличает неверную политику правителей того времени, предрекает смерть царю и предстоящий вавилонский плен.

Пророк Исайя записал пророчества о приходе Мессии

Книга Исаии представляет собой сборник его речей, которые условно можно разделить на две группы — обличительные и утешительные. В начале книги пророк упрекает богоизбранный еврейский народ в том, что он позабыл о своем великом предназначении, не идет за Господом, не стремится познать и выполнить Его Святую Волю. Также обличаются и грехи евреев — алчность, лживость, немилосердие. За развращенность нравов пророк предсказывает изгнание евреев со своей земли, длительное рабство.

Вместе с грозными обличениями и предсказаниями небесных кар, избранник Божий успокаивает евреев. Он говорит о том, что павший Иерусалим восстанет, что придет Спаситель Мессия. Также детально описывается исход еврейского народа из вавилонского плена.

Важно! Многие пророчества Исаи сбывались еще при его жизни, многие стали понятны гораздо позже. Главная мысль, которую он проносит через все свои речи — необходимость неукоснительно следовать за Господом и искать его Промысла.

Пророчества о приходе Мессии

Конечно же, одной из важнейших тем, которая волновала верующих во все века, был приход Мессии. Ветхий Завет, по свидетельству библиографов, содержит не менее 450 пророчеств о приходе Иисуса Христа в наш мир. Такое большое количество упоминаний о Нем было необходимо для того, чтобы еврейский народ был готов к Его приходу и смог Его узнать и принять.

Безусловно, это была очень трудновыполнимая цель для пророков тех времен. Во-первых, было необходимо раскрыть единую Богочеловеческую природу Христа, чтобы не возникло ересей многобожия. Во-вторых, нужно было донести, что Спаситель придет не только и не столько для решения земных проблем (таких как рабство, бедность еврейского народа, болезни), а для искоренения страстей и грехов. Это было наиболее сложной задачей, поскольку народ израильский погряз в собственных прегрешениях и погоней за мирскими благами.

Ветхий Завет содержит более 300 пророчеств о первом пришествии Мессии, которые исполнились в Иисусе Христе

Мессианские пророчества (т.е. те, которые говорят о приходе Мессии) можно найти практически в любой части Ветхого Завета. Рассмотрим основные из них.

Пророчества Моисея

Самые давние пророчества о приходе Спасителя оставил после себя пророк Моисей, который жил за 1.5 тыс. лет до Рождества Христова. Самое первое обетование о приходе Господа на Землю получили еще наши прародители Адам и Ева — после вкушения запретного плода Бог сказал соблазнившему Еву змию, что тот будет поражен «Потомком Жены».

Известное место в Книге Бытия, когда Авраам с готовностью идет к жертвеннику, чтобы принести в жертву своего сына Исаака, также истолковывается как проекция будущих событий прихода Христа. Как Авраам показал полную покорность Воле Божьей и был готов отдать любимого сына в жертву, так и Христос, будучи Сыном Божьим, будет принесен в жертву за весь мир.

Далее, внук Авраама патриарх Иаков, благословляя перед своей смертью своих сыновей, говорит слова о том, что потомки Иуды будут править на земле до тех пор, пока не придет Примиритель. Спаситель так назван в том смысле, что его приход примирит людей и Бога, чье единство было нарушено грехом.

Последнее Моисеево пророчество было дано ему Самим Господом незадолго до кончины. Господь возвестил, что придет время, когда Он пошлет на землю Великого Пророка, в Чьи уста вложит Свои слова и повеления, и горе тем, кто их не услышит. Поскольку во все века еврейский народ не знал пророка, превосходящего Моисея, ожидание еще большего Избранника рассматривалось как приход Мессии.

Таким образом, еще в древние патриархальные времена, когда община еврейского народа не была даже сформирована в нацию, уже существовали предсказания грядущего прихода Спасителя. То, что Он победит дьявола, что воцарится вовеки, что дарует спасение миру — эти предания разошлись по множеству других религий и верований.

Царь Давид

Следующая веха важнейших пророчеств о Христе можно увидеть во время царствования Давида (за 1000 лет до Рождества Христового). Господь завещает, что именно в потомке Давида Он подарит миру «вечное Царство». Также именно царь Давид раскрывает Божественную сущность грядущего Мессии.

Пророк Давид — второй правитель Израиля, автор Псалтири

Царь Давид был самым выдающимся правителем своего времени, на долю которого выпали многие испытания как духовные, так и связанные с тяготами его народа. Многие библиографы именно в нем усматривают прообраз будущего Спасителя мира. Составленная им книга Псалтирь точно предсказывает приход Царя и восстание на Него врагов из собственного народа.

О псалмах царя Давида:

  • Псалом 89 — молитва Моисея
  • Псалом Давида 49
  • Псалом Давида 24

Важно! Именно псалмы Давида впервые заложили понимание Христа, как Богочеловека, вмещающего в себя три ипостаси Бога — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Влияние Псалтири на еврейский народ было велико и в силу авторитета автора, и в силу распространенности псалмов, как богослужебных песнопений.

Ожидание прихода Спасителя

Помимо великих пророков, о грядущем Мессии писали и так называемые «малые предсказатели». Суммируя все их речи, которые представляют собой внушительную часть Ветхого Завета, можно сказать, что к моменту Рождества Христова еврейский народ обладал довольно глубоким представлением о том, Кем будет Спаситель. Этих знаний должно было быть вполне достаточно, чтобы узнать Его и уверовать.

Евреи знали, что Христос будет вмещать в себя воедино две природы — Божественную и человеческую. Главной целью Его прихода в мир будет победа над дьяволом, дарование людям возможности очиститься от греха и войти в Его вечное Царство.

Кроме того, Ветхозаветные библейские пророчества точно указывали и на многие событийные факты из жизни Христа, а именно:

  • Мессия произойдет из колена Иуды от царя Аваама и от рода Давида;
  • рождение Его произойдет от непорочной Девы в Вифлееме;
  • его служение будет сопровождаться многими чудесами, исцелениями и воскрешениями из мертвых;
  • он будет без вины осужден на страшную смерть, во время которой весь мир погрузится в кромешную тьму;
  • после своего погребения Он снизойдет в ад, откуда выведет всех праведников и это и будет победа над дьяволом;
  • Он воскреснет из мертвых, благодаря чему все человечество получит новое духовное рождение и обетование жизни вечной.

Таким образом, много веков Ветхозаветных пророчеств готовили подходящую почву для того, чтобы христианская вера была принята и распространена по всему миру. Сложно переоценить вклад пророков в историю развития христианства, но сам факт того, что наша вера в Истинного Бога до сих пор существует — лучшее свидетельство правдивости древних предсказаний.

Библейские пророчества и наука

«Попали в Рай живыми»: христианское преда́ние об Ено́хе и Илие́

Есть два человека в истории, уверена христианская Церковь, которые не познали смерти, а были «взяты на Небо» прямо в земном теле. Это доистори́ческий пра́ведник Ено́х, и древний проро́к Илия́.

Два человека, что избежали смерти

…Безусловно, Господь избирает пророков по Своей Воле, и чем объяснить Его выбор – мы понять не можем. Однако, одно можно сказать точно: из всего списка святых, праведников и пророков – особым образом выделяются Енох, прадед Ноя (того самого строителя ковчега) древнееврейский пророк Илия, тот самый, праздник которого отмечают в Православии 2 августа.

Енох (слева), Илия (справа)

Оба праведника, когда ещё находились на земле – были весьма близки к Богу, и Он наделил их громадной силой, возможностями управлять животными, стихиями, видеть будущее. Енох, к примеру, мог управлять великанами – «исполи́нами» – загадочными существами, о которых Библия упоминает лишь вскользь, что они «были», предсказал потоп, в котором спасся лишь его правнук – Ной. Был вознесён на Небо прямо в физическом теле.

Пророк Илия, как это описывает Библия, был праведен, управлял дождём и засухой, воскрешал людей, умножал продукты питания, убеждал людей молиться Богу (а не и́долам языческих богов).

Икона. «Вознесение Илии-пророка на небо»

О вознесении на Небо пророка Илии сохранился рассказ его ученика, тоже пророка Елисе́я. Тот просил своего учителя «передать ему силу», на что получил ответ, мол «…если увидишь как я возношусь на Небо – сила к тебе перейдёт». Елисе́й увидел, что Илию́ увозит на Небо огненная колесница, и тут же получил дар управлять животными.

(Пишите в комментариях, если вам интересна история, как пророк Елисей наказал тех кто над ним насмехался)

Что дальше?

Иисус Христос и ангелы на Небесах. Источник: https://yandex.ru/images/

Христианская Церковь верит, что Бог неспроста́ призвал к себе Ено́ха и Илию́ живыми, «во плоти». У Него есть на них определённые планы. А именно – это будут пророки-обличители антихриста. В «последние времена», век торжества зла, перед Вторым Пришествием Христа, когда воцарится «сын блуда», антихрист – эти двое явятся, чтобы обличить его, и призвать людей не покоряться, но ожидать Господа.

По преданию Церкви, антихрист предаст их смерти, и они окажутся на Небесах уже обыкновенным путём, душами, как большинство людей.

В скором времени после их кончины – закончится царство антихриста, во главе войска ангелов придёт Христос, «в силе и славе», и устроит Страшный Суд, который воскресит всех мёртвых, и определит участь каждого на вечность.

Второе Пришествие. Источник: https://yandex.ru/images/ К слову. Данное предание разделяют все без исключения христианские конфессии. Более того — такого же мнения придерживаются в исламе (там вообще признаётся большинство христианских пророков), разве что называют этих пророков там по-своему – Идри́с и Илья́с.