Библия о доверии

Как научиться доверять Богу?

Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять

Игумен Нектарий (Морозов):

Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде

– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.

Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.

Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.

Игумен Лука (Степанов):

– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему

Иеромонах Димитрий (Першин):

– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.

Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.

Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.

Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника , наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы

Протоиерей Александр Ильяшенко:

Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру

– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.

О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.

Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?

Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.

И нужно учиться это замечать.

Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.

Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью

Священник Валерий Духанин:

– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.

Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.

Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно

И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.

Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум

Священник Димитрий Шишкин:

– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.

А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.

И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.

Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.

Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.

Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»

Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.

Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.

Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.

Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.

Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию

Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.

Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Утвердить в сознании, что Бог – любящий

Священник Леонид Кудрячов:

– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.

Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.

Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.

  • Shares

Бог ищет верных

«Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Паралипоменон 16:9)

Библия говорит нам три вещи о важности верности и доверия.

1. Бог ищет верных людей.

Бог физически, явным образом, активно берет на Себя инициативу в поиске верных людей, которых Он желает благословить. Во 2 Паралипоменон 16:9 говорится: «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему».

Этот стих долгое время был одним из моих любимых стихов, и я понял, что если вы сделаете себя доступными для использования, Бог обязательно будет использовать вас. И если будете открыты к благословению — Он вас благословит. Бог ищет верных людей, которых Он может использовать.

2. Верных людей трудно найти.

В Библии в Притчах 20:6 сказано: «Многие могут называть себя „верными друзьями» но трудно найти такого, на кого можно положиться» (современный перевод). Многие люди много болтают, но на самом деле они не доверяют Богу. Вместо этого они доверяют своей кредитной карте. Они говорят, что верят Богу, но когда дело доходит до финансов, здоровья или работы, их доверие Ему куда-то исчезает.

В Псалме 52:3-4 сказано: «Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».

3. Верность — ключ к благословению и победе.

В 1 Иоанна 5:4-5 сказано: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и эта победа, победившая мир, – вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус – Сын Божий?»

В Библии в Притчах 28:20 говорится: «Верный человек богат благословениями». Мое желание о том, чтобы ваша жизнь была наполнена благословениями. Но для того, чтобы иметь эти благословения, необходимо научиться быть верными. Бог проверяет вашу верность разными способами. Позволите ли вы Ему взрастить вас в этой духовной сфере так, чтобы вам быть человеком веры?

Вопросы для обсуждения:

  • Каким образом Бог проверил или сейчас проверяет вашу верность?
  • Вере каких людей вы хотели бы подражать— людей, наполненных верой Господу? Какими схожими чертами они обладают?

Рик Уоррен pastorrick.com, перевод Нелли Минкевич для ieshua.org

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Вера в Бога. О вере в Бога и доверии Ему

Что такое вера в Бога? Чем опасно неверие? На эти вопросы Вы найдёте ответы в проповедях старца Паисия Святогорца, опубликованных в данной статье.

Вера в Бога

Нужно любочестно уверовать в Бога

— Геронда, я расстраиваюсь из-за находящих на меня помыслов неверия.

— То, что ты расстраиваешься и не принимаешь их, значит, что эти помыслы от лукавого. Иногда Бог попускает нам иметь помыслы сомнения или неверия, чтобы увидеть наше расположение и любочестие. Но наш Бог — это не басня, подобная басням о Зевсе, Аполлоне и тому подобных “богах”. Наша “вера” — истинная и живая. У нас есть “облако святых”, как пишет апостол Павел . Эти люди познали Христа, имели личный опыт общения с Ним и ради Него пожертвовали собой. И в нашу эпоху есть люди, посвятившие себя Богу и переживающие небесные состояния. Они держат связь с ангелами, святыми, даже со Христом и Матерью Божией. Я расскажу тебе кое-что и о себе, чтобы тебе помочь.

Вот видишь, я тоже “сдаю кровь”, рассказываю о некоторых событиях для того, чтобы помочь другим. Видя, как собранное человеком знание вытесняет из него веру, я, желая ее укрепить, рассказываю некоторые события из области веры.

Когда я был ребенком, мы жили в Конице. Читая много житий святых, я давал читать их и другим детям или же собирал ребят, и мы читали вместе. Я восхищался великим подвижничеством святых, постами, которые они держали, и старался им подражать. От поста моя шея стала тоненькой, как стебелек от вишенки. Ребята дразнили меня: “У тебя голова упадет!” Что я тогда пережил!.. Ну, это ладно. Кроме того, мой старший брат, видя, что от постов я болею, и опасаясь, что я не закончу школу, забирал у меня брошюрки с житиями, которые я читал. Потом я прятал их в лесу, в часовне святой Варвары, тайком приходил туда и читал. Как-то раз один наш сосед, по имени Костас, сказал моему брату: “Я вправлю ему мозги, сделаю так, что он выбросит книжки, которые читает, и посты с молитвами оставит тоже”. Что же, разыскал он меня, а мне было тогда около пятнадцати лет, и начал рассказывать мне теорию Дарвина. Он говорил, говорил, пока не заморочил мне голову. Как был с замороченной головой, я сразу направился в лес, в часовню святой Варвары. Войдя внутрь, я стал просить Христа: “Христе мой, если Ты есть, явись мне!” Я долго повторял это и без остановки делал поклоны. Было лето. Пот тек с меня ручьем, я весь взмок, вконец выбился из сил.

Но я ничего не увидел и не услышал. Что же, выходит даже Бог не помог мне хоть бы каким малым знамением хоть бы стуком каким, какой-нибудь тенью — я ведь в конце концов был ребенок. Рассматривая происходившее по человечески или с помощью логики, кто-нибудь мог бы воскликнуть: “Боже мой, да ведь жалко его, несчастного! С одиннадцати лет он поднимался на скалы, он так подвизался, а сейчас переживает кризис. Ему заморочили голову дурацкими теориями, дома ему чинил препятствия брат, он убежал в лес, чтобы попросить у Тебя помощи!..” Но никакого ответа: ничего, ничего, ничего!!! Выбившись из сил от многих поклонов, я присел. “Ну ладно, — подумал я тогда, — а что ответил мне Костас, когда я спросил его, какого мнения о Христе придерживается он?” — “Это был самый добрый, самый справедливый Человек, — ответил он мне.— Своим учением о справедливости Он задел интересы фарисеев, и от зависти они распяли Его”. И тогда я решил: “Раз Христос был таким добрым и справедливым Человеком, раз другого подобного Ему никогда не было, раз злые люди от зависти и злобы умертвили Его, то ради этого Человека стоит сделать больше, чем сделал я. Ради Него стоит даже умереть”. Только я так решил, как явился Христос. Он явился среди многого света, часовенка просияла, и сказал мне: “Аз есмь воскрешение и Живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет” . В одной руке Он держал раскрытое Евангелие, в котором я прочитал те же самые слова. Со мною произошло такое внутреннее изменение, что я без остановки повторял: “А ну-ка, Костас, приди-ка сюда сейчас, давай теперь поговорим, есть Бог или Его нет!” Видишь, Христос, для того чтобы явиться мне, ждал моего собственного любочестного решения. Если же Он хочет любочестного решения от ребенка, то насколько больше Он хочет его от взрослого?

Читать также — Каждый раз Афон открывается с новой стороны

—Некоторые, Геронда, подвергают сомнению весь божественный промысел.

— Да как же можно принять всю эту историю со Христом за сказку? А разве то, что написали о Христе пророки, жившие за семьсот лет до Него и говорившие о Нем с такими подробностями, не заставляет этих людей задуматься? В Ветхом Завете с точностью говорится даже о том, за какую сумму будет предан Христос, и о том, что евреи не положат эти деньги в сокровищницу храма, поскольку они будут ценою
крови, но купят на них участок земли для погребения странников. Исполнилось то, о чем пророчествовал Захария и другие пророки. Все настолько ясно! Подробности до таких мелочей! В Священном Писании говорится даже о том, что сделают с ризами Христа. И все это было сказано за много лет до Его Рождества. Да как же я приму помысл неверия? А потом мы видим апостола Павла. Он был гонителем христиан и в Дамаск направлялся с этой целью. На пути ему явился Господь и сказал: “Савле, Савле, что мя гониши?” — “Кто Ты, Господи?” — спросил Савл. “Я Христос, Которого ты гонишь”, — ответил ему Господь. Потом Христос извещает Ананию, и тот крестит бывшего гонителя! А сколько горя хлебнул после этого апостол Павел, сколь многий подвиг подъял он, проповедуя во всех язы цех! Потом были мученики. Одиннадцать миллионов мучеников! Что, у них у всех было не в порядке с головой? Как же можно забывать все это? Может ли не уверовать человек, хоть чуть-чуть прочитавший Евангелие? Если бы в Евангелии имелись еще какие-то подробности, то это весьма помогло бы уверовать всем людям. Но Бог нарочно не допустил этого, чтобы люди просеялись, чтобы стало ясно, кто любит Его, кто жертвует ради Него собой, не ожидая чудес или чего-то подобного. Я думаю, что какие бы богохульства ни услышал человек любочестный, они не прикасаются к нему, не влияют на него.

Читать также — Пасха на Святой Горе Афон

Надо уверовать в Бога любочестно, а не требовать для этого чуда. Знаешь, как я расстраиваюсь, когда приходят взрослые люди и говорят мне, что хотят увидеть какое-то чудо, чтобы уверовать?
Если бы они были дети, то имели бы какое-то оправдание по причине своего
возраста. Но говорить “для того, чтобы уверовать, надо что-то увидеть”, самому
не сделав ради Христа ничего, — это ведь такая дешевка! Да хоть бы и увидели они
чудо, пойдет ли оно им на пользу? Они объяснят это колдовством или еще
чем-нибудь в этом роде.

Приложи нам веру

— Геронда, отчего некоторые святые, древние и новые, знали, когда придет
их последний час или когда произойдет какое-то событие?

— Их отличало многое любочестие, великая простота, смирение и вера. Они не вмешивали в свою жизнь логику, которая расшатывает веру. Великое дело — вера! Видите, и апостол Петр верою шел по волнам , но, как только вмешалась логика, стал тонуть. Рассказывал ли я вам об отце Харалампии , который не так давно жил в Кутлумушском монастыре? Он был очень простым, трудолюбивым и духовным монахом. Когда он состарился, его приковал к кровати тяжелый грипп. Врач велел братии монастыря не отходить от него, потому что жить ему оставалось совсем немного. Отец Харалампий, услышав это из-под одеял, ответил: “Чего ты там такое несешь? Да я, пока не придет Пасха, и не скажу “Христос Воскресе”, не умру”. И правда, прошло почти два месяца, наступила Пасха, он сказал “Христос Воскресе”, причастился и мирно почил. Этот простой любочестный старец стал настоящим Божиим дитем и вместе с Богом назначил день собственной смерти!

— Геронда, как усиливается вера?

— Вера усиливается молитвой. Человек, не возделавший в себе веру измлада, но расположенный к этому, может возделать ее молитвой, прося у Христа прибавить ему веру. Будем просить Христа прибавить нам веру и умножить ее. Чего попросили у Христа апостолы? “Приложи нам веру”. Если ты говоришь “приложи”, это значит, что ты вверяешь себя Богу. Ведь если человек не вверит себя Богу, то что Он приложит этому человеку? Мы просим у Бога прибавить нам веру не для того, чтобы творить чудеса, но для того, чтобы больше Его возлюбить.

Умножению веры в Бога содействует все: и цветы, и саранча, и звезды, и молнии. Мы все это видим, но пользы это никому не приносит, потому что мы принимаем “телеграммы”, помыслы, приносимые нам врагом. Например, если бы не было соли, то море протухло бы. Однако если человек без веры подвергнет морскую воду анализу в своей лаборатории, то он не получит от этого пользы, потому что он не очистил от солей свое собственное сердце. Если же человек потрудится с любочестием, с добрым помыслом, то даже самые большие несуразицы он увидит иным зрением, с помощью божественного просвещения. И прославит Бога.

Все должно возводить нас к Богу

— Геронда, вы говорили нам о том, что все должно возводить нас вверх, к Богу. Как мы можем этого достичь?

— Вы достигнете этого, извлекая пользу из всего, что встречается вам . Знаете, какую духовную пользу и духовный опыт приобретает человек, извлекая из всего духовный смысл? Например, работая с цементом, ты можешь найти Бога, дотрагиваясь до кирпича, ты можешь дотронуться до Бога. Ты берешь одно, другое, третье и дотрагиваешься до Бога! Да, дотрагивайтесь до Бога во всем! Если человек не работает подобным образом, если он не видит Бога во всем, то и в церкви, если его привести туда, он останется далеко от Него. Поставь его петь на клиросе, он останется далеко от Бога. Дай ему читать духовную книгу, он снова останется от Него далеко. Какое духовное дело не поручи ему, оно не будет возводить его к Богу.

Каждый человек из всего, что бы он ни видел, что бы ни делал — шил ли или вышивал — должен извлекать духовную пользу. Цветы увидел? Увидел Бога! Увидел свиней? Да, брат ты мой, опять увидел Бога! Ты спросишь: “Так что же, значит, я могу увидеть Бога и через свинью?” Да, через свинью. Посмотри, какой сотворил ее Бог! Он дал ей рыло копать землю и на ощупь находить в ней луковицы растений. У нее такой нос, что ему нипочем острые осколки железа, стекла, колючки и тому подобное. Не только, видя прекрасный и благоуханный цветок, надо говорить: “Насколько же премудро сотворил это Бог!” Видя свинью, тоже надо видеть Бога! А еще лучше задуматься о том, что Бог мог создать меня свиньей, а создал человеком! Это кажется вам странным? Что, разве Бог не мог сделать нас свиньями? Охотники ранят диких кабанов и часто не находят подранков. Потом приходят хищные звери и съедают несчастного кабана живьем. Не имея врачебной помощи, кабан мучается, несмотря на то, что Творца своего он ничем не обижал. Тогда как человек и ранил, и продолжает ранить своего Творца, и часто ведет себя неблагодарно. Поэтому и я говорю, чтобы вы имели правильное духовное делание. Насколько же хорошо все устроил Бог! И посмотрите на животных: какую силу дает Он им! Врачи говорят, что для того, чтобы иметь крепкие мышцы, надо есть мясо. А посмотри на быков: едят, бедолаги, траву, а какие же у них здоровенные мускулы! Разве ты не видишь в этом Бога? То есть Бог дает им силу через одну лишь траву, которую они едят. Насколько же больше подает Он человеку! Понятно ли вам это?

Если человек подобным образом работает над собой, то он достигает такого состояния, что получает пользу не только от святых, но и от грешников. Святой укрепляет нас своим святым примером. Грешник сдерживает, обуздывает и притормаживает нас примером своего падения, и , но не для того, чтобы не пасть в глазах других, а для того, чтобы не огорчать Бога.

Сила веры в Бога

— Геронда, что такое печать Агнца?

— Агнец это Кто?

— Христос.

— Ну а что за печать у Христа? При Крещении священник крестообразно помазывает лоб христианина святым миром, говоря: “Печать дара Духа Святаго”. Впоследствии всякий раз, когда христианин осеняет себя крестным знамением, он поклоняется спасительной Страсти Господней и призывает крестную силу, иже есть сила крестной смерти нашего Христа. Говоря: “Кресте Христов, спаси нас силою твоею”, мы призываем силу крестной жертвы Господа. Поэтому крест обладает великой силой. Например, началась гроза. Сверкают молнии, и в большой железный крест на колокольне тоже может ударить молния. Однако, если стоящий под этим железным крестом христианин имеет на себе вот такой маленький крестик и говорит. “Кресте Христов, спаси мя силою твоею”, то молния ему не повредит. В первом случае действуют природные законы: молния попадает в крест и сбивает его на землю. Во втором случае такой вот малюсенький крестик хранит верующего человека, призвавшего на помощь силу Креста.

— Геронда, почему, несмотря на то, что я прошу о чем-то с верой, Бог не дает мне этого?

— Ты веруешь и просишь, но если у тебя нет смирения или же есть предрасположенность к гордости, то Бог не дает просимого. Можно иметь веру не только с “горчичное зерно”, но и с килограмм горчицы, но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу. Если есть гордость, то вера не действует.

Если человек идет по жизни с верой, без сомнения и просит помощи Божией, то с ним потихонечку начинают происходить события: сначала маленькие, потом побольше, и он становится более верующим. Переживая на себе божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не трогает их умом, а переживает в действительности. Его вера постоянно умножается, поскольку он движется в ином пространстве, в области божественных событий. Однако для того, чтобы опытно пережить тайны Божии, должно совлечься ветхого человека и некоторым образом вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь незлобие и простоту для того, чтобы твоя вера была незыблема. Надо, безусловно, веровать в то, что нет ничего такого, что не мог бы сделать Бог. И знаешь, как ты будешь тогда страдать, слыша, что кто-то не верует или сомневается в чем-то, имеющем отношение к помощи Божией?

— Геронда, если человек верует, то может ли он молитвой изменить течение каких-то событий?

— Если иметь великую веру, то можно изменить многое. Даже если построить дом посреди русла горной реки и сверху на него понесется бурный поток, то этот поток повернет вспять, если у человека есть многая вера и он горячо попросил об этом Бога. Однако он должен иметь такую веру, что, услышав о каком-то чуде (что, к примеру, море пересохло, его перепахивают тракторами, а рыбу вывозят на грузовиках), он поверил бы этому. Смотреть, так ли это, он даже и не пойдет. Даже живя в сотне метров от моря и не видя из дома, что происходит, он не пойдет проверять, правда ли это, потому что он не сомневается. Он знает, что для Бога возможно все, что божественная сила не ограничивается ничем, и поэтому ничто сверх того его не интересует. Такая у него вера. Только истинно верующий человек воистину живет и есть действительно человек Божий.

Вера и любовь

— Геронда, а какая связь между верой и любовью? Сначала есть вера, а потом приходит любовь. Для того, чтобы любить, нужно верить. Человек не может полюбить то, во что он не верит. Поэтому для того, чтобы возлюбить Бога, надо уверовать в Него. В соответствии с имеющейся верой будут надежда, любовь и жертва ради Бога и ближнего. Горячая вера в Бога рождает горячую любовь к Нему и к Его образу — нашему сочеловеку. И даже несчастные животные напояются от преизлияния нашей любви, любви, которая не вмещается в сердце и льется через край. Много веруя, мы и любить будем много. Если наша вера теплохладна, то теплохладной будет и наша любовь. Если же наша вера горяча, то и любовь наша тоже будет горячей.

В нашей вере должно присутствовать любочестие. Любочестный подвиг начинается с этого. Чем больше человек любочестно подвизается, тем более умножается его вера и любовь. В любочестном подвиге человеку весьма содействуют размышления о благодеяниях Божиих. Веруя в Бога, человек не думает о том, есть рай или же его нет. Он подвизается потому, что верует в Бога и любит Его. Человек без любочестия начнет думать: “А зачем подвизаться? Еще вопрос, существует ли рай и будет ли Страшный Суд?..” Если человек неблагодарен, то, что ему ни делай, неблагодарным он и останется. Человек любочестный славословит Бога даже в искушениях и потихонечку доходит до того, что постоянно благодарит Бога, так что в его душу приходит божественное изменение, и он постоянно радуется и веселится. А у кого-то и искушений может не быть — одни благословения, а он никогда не доволен.

После любви к Богу приходит жертва. А когда есть бескорыстная жертва, тогда с человеком начинают происходить божественные события, чудеса. Идти на жертву надо не ради чего другого, но только ради Бога, Создавшего эту Вселенную и подающего нам столько благословений. Вон идолопоклонники: они обожествляли природу, поклонялись солнцу, рекам и доходили до того, что ради своей веры жертвовали собой. И если они приносили себя в жертву ради твари, то насколько больше нам нужно жертвовать собой ради Творца!

Люди не веруют, оттого и не жертвуют собой. Все равнодушие начинается с этого. Один богохульствует, другой верует наполовину и мучается. Для того чтобы по-настоящему радоваться, надо веровать и любить.

Без Мене не можете творити ничесоже

Если человек хочет жить, не терзаясь, то он должен уверовать в то, что сказал Христос: “Без Мене не можете творити ничесоже”. То есть нужно в положительном смысле этого слова отчаяться в самом себе и уверовать в силу Божию. Отчаявшись, в хорошем смысле слова, в себе самом, человек находит Бога. “Все упование мое на Тя возлагаю” . Даже самые духовные люди не могут быть уверены за свою жизнь, поэтому они никогда не выходят из пределов своей уверенности в Бога. Они возлагают свою надежду на Бога и отчаиваются лишь в своем “я”, потому что “я” приносит человеку все духовное несчастье.

Уверенность в самом себе — это наш величайший и злейший враг, потому что, когда мы этого не ждем, она беспощадно вдребезги разбивает то, что мы строили, и оставляет нас, несчастных, под открытым небом. Имея самоуверенность, человек связывается и не может ничего сделать или же борется в одиночку. После этого естественно, что он побеждается врагом или же терпит неудачу и сокрушает свое “я”. Часто добрый Бог очень мудро дает нам увидеть и Свое Божественное вмешательство, и ту неудачу, которую мы потер пели от уверенности в себе. Наблюдая и испытывая каждое событие, которое случается с нами в жизни, мы приобретаем опыт, бываем внимательны и таким образом преуспеваем.

Христос сначала искал веры в силу Божию и после этого совершал чудо. “Если ты веруешь в силу Божию, — говорил Он, — то будешь исцелен”. Не так, как ошибочно утверждают сегодня некоторые: “У человека есть силы, и, веря в них, он может сделать все. Разве в Евангелии не написано тоже самое: «Веруй»? Следовательно, наши слова согласны с Евангелием”. Да, Христос спрашивал: “Веруешь ли ты?” — но, спрашивая это, Он имел в виду следующее: “Веруешь ли ты в Бога? Веришь ли, что Бог может сделать это?” Он хотел, чтобы человек подтвердил то, что он верует в Бога, и тогда помогал ему. Нигде в Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает веровать в Бога, в то, что Бог может помочь мне, может меня исцелить. Но эти люди извращают смысл евангельских слов и говорят: “У человека есть сила, и он должен верить в себя”. Но если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование.

— Эти люди, Геронда, если происходит чудо, говорят, что человек верил
в то, что оно произойдет, и потому так и случилось.

— За такой эгоистичной постановкой вопроса кроется действие диавола. Они путают сказанное Христом “Веруешь ли?” со своим собственным “Верую”. Отсюда начинается и все это беснование, происходящее в мире. А потом тебе говорят: “Не надо уважать ни великого, ни малого, для того чтобы стать личностью”. Поэтому и слышишь такие призывы: “Дави их, круши их, чтобы добиться цели!” Уважение считается отжившим свой век, и диавол торжествует. А между тем даже если ребенок дерзнет чуть бесстыдно поговорить с родителями или старшими, то его оставляет Благодать Божия, и он принимает бесовские воздействия! А что тогда говорить, если человек делает наглость своим типиконом!

— А если, Геронда, какой-нибудь человек, утверждая, что он верует в Бога, не верит в то, что Бог нас хранит?

— Тогда он делает богом самого себя. Как же он верует в Бога?

— Каждое утро осеняет себя крестным знамением и т.п.

— Он говорит так: “Я верую в Бога, но Бог дал нам разум для того, чтобы мы могли делать то, что нам хочется”. Или так: Я бог. Разве в Писании не сказано: “Бози есте и сынове Вышняго вси”? Но для того, чтобы быть богом по благодати, надо иметь благодать Бога, а об этом такой человек не думает. Он сам своим умом делает себя богом. Иметь Благодать Божию и стать богом по благодати — это одно, а самому делать себя богом — совсем другое. Путаница в этом: человек делает себя богом, а, в конце концов, доходит до того, что превращается в безбожника.

Придет время, когда уверуют все

— Геронда, как случается, что люди верующие доходят до безбожия?

— Возможны два варианта. В первом случае человек мог быть очень верующим, Божественная сила многократно действовала в его жизни, и он переживал много очевиднейших чудесных событий, но впоследствии дошел до того, что помрачился в вере. Такое случается, если, к примеру, человек без рассуждения ударяется в эгоистичное подвижничество, то есть относится к духовной жизни сухо и говорит: “Как подвизался такой-то святой? И я буду так же”. И он начинает свой безрассудный подвиг. Но потихоньку — он и не чувствует этого — в нем начинает формироваться ложное ощущение того, что если он и не достиг уровня такого-то святого, то, во всяком случае, должен уже находиться где-то неподалеку от него. И он продолжает усердствовать в подвиге. Но если до этого помысла Благодать помогала ему, то отныне она начинает его покидать. Ибо что общего у Благодати Божией с гордостью? Поэтому человек уже не может подвизаться, как раньше, и начинает себя насиловать. Однако это насилование порождает в нем тревогу. Находит и туман гордости, приводя его в помрачение. И, несмотря на то, что он столько сделал, несмотря на действия Божественной Благодати и чудесные события, у него потихонечку начинают появляться помыслы неверия, и он сомневается в бытии Бога.

Второй вариант — это когда кто-то неграмотный вздумает заняться догматикой. Э, да у него не в порядке с головой! Я говорю не о том, чтобы кратко ознакомиться с каким-то догматом. Но если даже и образованный хочет заняться чем-то из области догматики с гордостью, то и его за гордость оставит Благодать Божия, и у него начнутся сомнения. Конечно, я говорю не о тех, в ком есть благоговение. Человек благоговейный может и не быть образованным, однако с рассуждением, немного, насколько это доступно его пониманию, ознакомившись с каким-то догматом, он может его уразуметь. Но если в область догматики входит человек, не верующий в духовную жизнь, то он, если даже и имел раньше немного веры, потом не будет иметь ее вовсе.

— Геронда, неверие чрезвычайно распространилось в нашу эпоху.

— Да, но часто видно, что даже в тех, кто говорит, что не верует в Бога, присутствует скрытая малая вера. Как-то раз один паренек сказал мне: “Я не верю в то, что есть Бог”. — “Подойди-ка поближе, — сказал я ему в ответ. — Слышишь, как поет соловей? От кого получил он это дарование?” Несчастный юноша сразу же пришел в умиление. Жестокость неверия исчезла, и его лицо изменилось. В другой раз ко мне в каливу пришли два посетителя. Им было примерно лет по сорок пять, и жизнь, которую они вели, была очень мирской. Как мы, монахи, говорим, что “раз эта жизнь суетна, то мы отказываемся от всего”, так и эти двое, еще будучи молодыми, решили прямо противоположное: что “иной жизни нет”. А потому они оставили учебу и ударились в жизнь мирскую.

Они дошли до того, что превратились в развалины и душевно, и телесно. Отец одного из них умер от горя. Второй пустил на ветер имение матери и довел ее до сердечной болезни. После того, как мы с ними поговорили, они взглянули на вещи иначе и сокрушались: “Мы стали ни на что не годны”. Одному из них я дал икону для его матери. Я хотел дать икону и другому, но он ее не брал. “Дай мне, — говорил он, — одну из тех дощечек, которые ты пилишь. В Бога я не верю, но верю в святых”. Тогда я ответил ему: “Будь человек зеркалом или крышкой от консервной банки, если на него не упадут солнечные лучи, то он не будет блестеть. Святые просияли от лучей благодати Божией, подобно тому как светила отражают солнечный свет”.

Несчастную молодежь одурманивают различными теориями. Принимая посетителей у себя в каливе, я заметил, что обычно пара марксистов лет пятидесяти присоединяется к группам молодых людей и одурманивает их. Марксисты не веруют, и если ты хочешь доказать им бытие Бога, то они начинают судить Его и сыпать вопросами: “Почему это так, а это сяк?” Пророк Исаия говорит, что те, кто не хочет спастись, не понимают. Однажды я сказал им: “Видите светила? Они же не прикручены к верху гайками, кто-то удерживает их на небесной тверди. То, что предсказали о Христе пророки, исполнилось. Мы имеем стольких святых, бывших прежде страшными неверами, палачами, идолопоклонниками, но после уверовавших во Христа и засвидетельствовавших свою веру мученичеством. Некоторым из них для того, чтобы они не говорили о Христе, отрезали языки, но с отрезанным языком они говорили еще лучше! Каждый день Церковь совершает память стольких святых! Их присутствие живо. И даже, если не находим их мы, они находят нас сами. Многие подвижники в пустыне, не имея месяцеслова и не зная, память какого святого совершается Церковью, говорят в молитве: “Святые дня, молите Бога о нас”. И святые являются им и открывают им свои имена, к тому же и имена у этих святых трудные. Потом подвижники смотрят в месяцеслов и убеждаются, что в тот день праздновались явившиеся им святые . Как вы это объясните?” После этого они меня спросили: “Почему же святые идут к монахам, а не помогают народу, испытывающему нужду?” — “Парни, — спросил я их в ответ, — вы сюда что, на самолете прилетели?” — “Нет, — говорят, — на машине приехали”. — “Хорошо, а вы по дороге сюда, пока ехали, сколько видели часовен? Они же не выросли сами собой, как грибы после дождя. Святые помогли людям, и от благоговения они построили эти часовенки, возжигают в них лампадки. Духовные люди восходят вверх настолько, насколько отбрасывают материальное. Материалисты тоже не остаются без прибыли, хоть какой-то: сделают, к примеру, столько-то кружек, получат столько-то денег, если сделают больше, то получат больше. Вы же занимаетесь одной лишь пропагандой и останавливаетесь на этом: никакого барыша вам ждать неоткуда. Вы несчастнее всех, потому что если вы добьетесь того, чего хотите, то весь ваш идеал заключится в муке марксистского рабства”. В конце они сказали мне; “Ты очень хороший человек, мудрый, справедливый…”.

В любом случае, хотят этого люди или нет, придет время, когда все они уверуют, потому что зайдут в тупик. И тогда вмешается Христос.

Источник: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец «СЛОВА» Т.I-IV Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Суроти, Салоники Издательский дом «Святая Гора», Москва 2002-04гг.

«Лучик света»
Проповедь
Доверие Богу

Трудность веры

Сальников Михаил

Не так давно мы рассуждали в семье, что такое любовь. И Евгений, мой сын, сказал: «Любовь — это доверие».
Я задумался над его словами.
Что же такое доверие? Может быть, это способность полагаться на кого-либо или на что-либо?
Словарь Ожегова говорит: «Доверие – это уверенность в чьей- либо добросовестности и искренности».
Крепкие отношения между супругами основываются на доверии друг другу. Доверительные отношения между друзьями являются залогом крепкой дружбы. Отношения между сотрудниками на работе, основанные на доверии, – залог уважительных отношений и успешной карьеры.
А что дают доверительные отношения между Богом и человеком? Доверие Создателю – это залог нашего духовного здоровья, праведной жизни и радости в Боге.
Между тем, верующих людей в Бога по статистике в России около 70%, и только 9% таковыми являются.
Довериться Христу трудно многим. Мешают: неверие, грехи, самоуверенность, гордость, жизненный опыт и многое-многое другое.
Но и среди обращённых ко Христу людей есть достаточное количество тех, которые бояться полностью доверить Богу свою жизнь, свои дела, проекты; бояться принимать ответственные решения, потому что не уверены в том, что Господь может помочь им. А вдруг не получится!
Мы доверяем Богу какие-то незначительные дела. А вот когда вопрос касается очень ответственного дела, здоровья, личной безопасности или принятия какого-либо решения в жизни, то процент доверия Богу весьма падает. Мы, как правило, в таких ситуациях начинаем опираться на самих себя или на других людей, ища в них своих помощников, опору и спасителей.
Простой пример с Апостолом Петром: Иисуса схватили стражники и держали Его под стражей. Петр следовал за Христом, и в претории рано утром (Лк.22:56-57) «Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его».
Пётр, который говорил Иисусу: «Ты — Сын Бога живого, который видел Христа каждый день, ходил с Ним, видел чудеса, вдруг отрекается!
Почему? Причина проста: недоверие Богу и страх перед обстоятельствами. Веруя в Сына Божьего, Пётр боится доверить своё спасение Богу. Он осознаёт, что в данную минуту ему надо спасать свою жизнь, и делать это надо как можно быстрее. Каким образом? Враньем.
Мог ли Бог позаботиться о нём? Безусловно! Но Пётр не доверяет в данный момент Господу. Результат – принародное отречение.
Вопрос недоверия Богу проявляется в различных сферах нашей жизни, даже в простых вещах.
Например: в приобретении одежды. Мф.6:28-30
28 Что вы постоянно думаете об одежде? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то более вас оденет, маловеры!
И во многих евангельских эпизодах мы можем встретить моменты, когда Христос упрекает своих учеников, говоря им: «Маловеры!»
Итак, что же мешает нам полностью доверить свою жизнь Богу?
Прочитаем место из Мф.14:25-31
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
Итак мы видим, что Иисус Христос сказал Петру: «Маловер, к чему ты усомнился!»
Почему Пётр стал тонуть?
Потому что стал сомневаться: испугался бушующих волн и сильного ветра, а Христос так еще далеко…
Причина маловерия скрывается в сомнении в силу и всемогущество Бога, в Его помощь в любых сложных и опасных ситуациях.
Бог не будет помогать нам в том случае, когда наше надежда основывается на собственных силах, на собственных пониманиях происходящих процессов, когда мы полагаемся на себя, сомневаясь во всемогуществе Создателя неба и земли.
«А сомневающийся», — говорит Апостол Иаков – «не твёрд в своём пути, как и морская волна. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6-7)
Теперь вспомним Давида – мужа по сердцу Бога. Он достаточно много времени бегал от Саула по горам и холмам, прятался, притворялся безумным, боялся, что царь его убьет.
Что Бог не мог спасти его? Мог!
Что мешало Богу сделать это?
Посмотрим Псалом 114:1-9
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Обратите внимание на стих 1. «Я радуюсь, что Бог услышал голос мой, моление моё!» Бог всегда слышит нас, не так ли? И далее 6 стих. «…я изнемог и Господь помог мне».
Т.е. до этого Давид мог: убегал, скрывался, полагался на свои силы, а теперь изнемог! И только тогда, когда надежда Давида на себя полностью растаяла, только тогда Бог помогает ему!
Что мы можем вынести из этого отрывка?
1. Бог допускает идти человеку своим путём и решать проблемы собственными силами. «Бог, мы знаем лучше», — тем самым не даём Ему действовать.
2. Что мешало Давиду получить помощь?
САМОУВЕРЕННОСТЬ! Что такое самоуверенность? Это ВЕРА и НАДЕЖДА на себя и свои силы, пренебрежение помощью и поддержкой со стороны других.
3. Когда исчезает самоуверенность, то последнее, на Кого может положиться человек – это Бог. И только тогда, когда Давид понимает это, Бог начинает помогать ему.
Итак, мы вывели две вещи, которые мешают нам доверять Богу на все 100%:
1. Сомнение в силе и всемогуществе Бога.
2. Самоуверенность в себе самом.
Как в нашей повседневной жизни могут проявляться эти вещи?
Наша повседневная жизнь полна маленьких и больших испытаний.
— Солгать или не солгать – самое распространённое испытание, возникающее в минуты сохранения своего имиджа в обществе, для продвижения в бизнесе или по служебной лестнице.
— Или «мне и так не хватает денег на жизнь, а в церкви говорят о пожертвованиях».
Один человек мне сказал как-то: «Вот когда я буду достаточно много зарабатывать, тогда и принесу пожертвования в церковь». Что мы видим здесь? Страх недоверия финансового вопроса Богу.
— Не отступающая болезнь, о которой молятся в церкви, которая продолжает наступать, а вера в помощь Божию тает с каждым часом. Что мы в такие минуты стараемся делать? Бежим к профессиональным врачам, покупаем дорогостоящие лекарства и обращаемся к современной технике. Но где вера в Бога, нашего врачевателя и сердцеведца?
— Кто-то говорит: «Зачем молиться и просить Бога о мелочах, когда я сам смогу это сделать».
— Или сначала делаем что-то упорно — не получается, мы делаем — не получается, мы продолжаем делать, не молясь — не получается… И когда у нас совсем не получается — вот тогда говорим себе: «Надо помолиться Богу».
Можно привести еще очень много примеров.
Как нам поступать в такие моменты? Дать место сомнениям и страху? Удариться в панику? Искать свои выходы и решения? Нет. Нужно полностью доверить ситуацию Всемогущему Создателю. Неужели, Тот, Кто сотворил вселенную, Тот, Кто управляет временем и историей не может нам помочь? Может и желает…
Но как же нам научиться доверять Богу?
1. Нужно знать о могуществе и любви Господа Бога нашего, спасающего во всевозможных обстоятельствах. «…не бойся, ибо Я с тобою;- говорит Господь, — не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10)
2. Нужно перестать полагаться на себя, на собственные силы, на людей, на случайности, а полностью положиться на Христа. т.е. делать всё в сотрудничестве с Богом и идти не впереди Бога, а за Ним и с Ним!
3. Нужно перестать бояться ситуаций в обществе людей, не бояться сказать правду, не бояться кризисов, болезней и т.п.
Хочу в завершении прочитать наставлении Господа Бога:
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь». (Иисус Навин1:9)
Аминь.

Трудность веры
(Мф.17:14-21)

Для начала подумайте и про себя ответьте на вопрос, что такое вера? Я не сомневаюсь, что многие ответили словами Павла: «Вера – это уверенность в невидимом Боге…» Да, вы правы, но вера в Бога – это не только твёрдая убеждённость в Его существовании, но и доверие Ему. Доверяющие Богу называются верующими людьми.
Давайте прочитаем две Библейские истории, показывающие разные веры учеников Иисуса Христа:
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род, не доверяющий и всё искажающий! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру (доверие, верность, убеждённость) с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:14-21)
Те же самые ученики несколько лет спустя:
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
(Деян.3:1-9)
Что изменилось с того времени, как Иисус на глазах учеников исцелил больного, до того времени, как ученики сами стали исцелять? Верили ли ученики Христу? И да, и нет. Почему? Да, потому что в одних случаях верили словам Христа, в других — нет. Сам Иисус называл их родом неверующим и всё искажающим.
Почему Ученики не могли творить чудеса исцеления? Потому что они были колеблющимися в доверии Богу, хотя и шли за Иисусом.
Христос сравнивает нашу веру с горчичным зерном. Зернышко горчицы очень маленькое, но, тем не менее, вера с такое зерно может перемещать горы. Это весьма большая вера, раз делает такие дела!
Имеет ли вера размер? Да, имеет. Кто больше доверяет Иисусу, у того она больше или крепче. Кто меньше доверяет, у того она слабая и маленькая.
Иллюстрация с перемещением горы – это проекция на наш реальный мир, показывающая, что с помощью нашей веры, можно менять мир, воздействуя на него своей верой. Так что не стоит воспринимать это место буквально.
Теперь посмотрим на второе событие.
Пётр и Иоанн пришли к храму. Смотрят – сидит у ворот хромой. Говорят ему: «Встань и ходи!» Тот вскакивает и начинает ходить!
Что изменилось? Изменилась вера Петра и Иоанна, изменилось их доверие Богу! Результат изменения – чудо исцеления!
Что особенного произошло с их верой? Пётр и Иоанн научились:
а) слушать Бога;
б) доверять Ему.
Почему ученики Христа повели себя именно так в этой ситуации? Могли же они просто помолиться о том, чтобы Бог дал больному хорошую работу или крепкую веру в исцеление? Могли! Могли дать ему денег, найти врача, накормить его, т.е. помочь ему чем-нибудь? Тоже могли.
Но обратите внимание на один очень интересный момент. Пётр и Иоанн внимательно всмотрелись в лицо этого человека. И пока они смотрели на него, слушали, что скажет им в это время Бог. Это очень важный момент. Почему? Потому что, когда мы сталкиваемся в своей жизни с определёнными трудностями или стоим перед каким-нибудь важным решением, у нас возникает вопрос: как нам поступить в этой ситуации.
И Бог сказал Петру: «Скажи этому человеку: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Пётр сделал так, как сказал ему Господь, и подал сидящему руку. В результате чего, хромой встал и начал ходить.
Подумайте: считаете ли вы себя верующими?
А теперь вспомните: сколько раз вы начинали молиться за какое-либо дело, и к вам сразу же приходили мысли, что такое сложное дело у вас все равно не получиться! Было? Думаю было. И у меня не раз такое случалось.
Кто из нас имеет веру с горчичное зерно? Чем мы, сегодняшние последователи Иисуса Христа, отличаемся от тех же Апостолов? Чем наша вера отличается от их веры? Видим не видимого и веруем в Господа Грядущего. Но можем ли мы вот так прямо сейчас сказать, например, Хасану: встань и ходи, или больному Игорю: будь здоров, или слепому Максиму Варфоломееву, который как- то один раз пел псалмы у нас в церкви: во имя Иисуса Христа прозри, да так, чтобы всё совершилось? Наверняка, кто-то из сидящих в зале засомневался, а кто-то совсем не верит в такие чудеса.
Слаба нынешняя церковь, потому что мало доверяет Богу. Только большими группами в молитве как-то и двигается. А если бы каждый из нас имел веру с горчичное зерно?
Почему же мы часто ничего не получаем, когда молимся? Почему наши молитвы терпят крах?
Есть две причины, которые важно понимать:
а) есть Божий промысел (план);
б) наше вера или доверие Богу.
Есть Божий промысел (план), с которым мы часто не согласны:
Существуют дела, которые Господь хочет делать через нас. Но мы находим множество причин, чтобы не делать их и часто не поступаем так, как говорит нам внутренний голос – голос Бога. Нередко Бог говорит нам и через людей. «Это не моё дело, — успокаиваем мы себя, — у меня нет даров и талантов, нет времени, пусть это делает другой, а вдруг не получиться…»
В таких ситуациях мы становимся похожими на раба, которому хозяин доверил 10 талантов и уехал в другую страну. А раб взял и закопал их в землю. Что может получить такой раб от своего хозяина?
Мы ожидаем ответа на наши молитвы, но мало реагируем, или вовсе игнорируем просьбы Бога, когда Ему нужно что-то от нас. Порой Господь подводит нас к какому-нибудь человеку, которому сейчас нужно Евангелие или какая-нибудь помощь, но у нас находятся причины, чтобы уйти от него поскорее.
Зато, когда Бог закрывает нам путь, то мы ломимся, но ничего не происходит. Разочаровываемся, начинаем надеяться на свой разум, на других людей, на церковь – но всё безрезультатно. Обижаемся на братьев и сестер, уходим в другие церкви, думая, что вот там-то Бог точно присутствует. Мы слабеем в своём доверии Господу и создаём себе сложность в отношениях с Ним.
«Просите и не получаете, потому, что просите на трату ваших наслаждений» (Иак.4:3) — говорит Иаков. И это истина.
Часто в молитвах мы выступаем в роли просителей, и большая часть наших молитв направлена на нас самих: наше существование, здоровье и благополучие. И очень часто Господь просто молчит. Почему?
Бог, прежде всего, заинтересован в нашем духовном росте, а потом уже обо всем остальном. Ему важно наше физическое здоровье, но важнее духовное. Ему важно научить нас жертвовать, чем топить нас в денежном и материальном избытке. Ему важно научить нас любить людей вокруг нас, чем наше собственное благополучие. Господь всегда предупреждал Свой народ о том, что «когда у вас будет достаток, не забудьте про Меня!» Для Него важнее научить нас больше доверять Ему, чтобы изменить нас духовно.
Кто живёт духовной жизнью, того чудеса постоянно сопровождают.
Наша вера:
Иногда наша вера подводит нас, когда мы молимся за своих близких, за своё здоровье или еще за что-либо. В этот самый момент времени против нас идёт война. Дьявол не хочет укрепления нашей веры, поэтому подсовывает нам всякие мысли о неисполнении просимого. Как только мы сами или кто-нибудь навязывает нам отрицательный исход событий, считайте — всё пропало. Особенно когда мы молимся за больных или за трудную ситуацию в жизни. Духовная брань велика! Часто приходят такие мысли, как: «О, столько людей молилось, и ничего! Ему Бог дал страдать в этом мире, а ты хочешь его исцелить?» или «ты хочешь изменить эту ситуацию? Да не отпустит тебя начальник!», или многие другие ситуации, которые, на первый взгляд, кажутся просто горами, которые невозможно сдвинуть ни при каких обстоятельствах. Такие мысли побеждают нас. Вся наша молитва становится тщетной. Даже молясь за самого себя, ощущаешь присутствие мыслей типа: «А вдруг я помолюсь, и ничего не будет…» В этих случаях мы становимся похожими на учеников Иисуса Христа, которые ничего не могли сделать с больным мальчиком. Иисус назвал их неверующими.
Допущенная мысль извне, противоположная нашей вере, ломает всё. Только немножко усомнились – можно уже дальше не молиться! Или молиться так: «Господи, укрепи мою веру и помоги полностью довериться Тебе!»
Итак: чтобы иметь ответы на молитвы, необходимо:
1) стараться исполнять волю Господа;
• Нужно учиться слышать Бога и отзываться на Его просьбы.
• Вера действует тогда, когда вы полностью доверяете Богу.
• Не бойтесь действовать в условиях трудных обстоятельств.
2) иметь веру непоколебимую, где нет места сомнениям.
• Изгоните страх «а вдруг».
Тогда наша вера укрепит нас и сделает нас более совершенными.
Хочу закончить словами Иакова.
6 …да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
(Иак.1:6-8)