Ближний

Кто наш ближний?

Добрый самарянин

Бог есть наша истинная Жизнь, а человек — образ Божий. И потому в Священном Писании мы видим две главных заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему. Если ты не любишь Бога, то никогда к Нему не придешь, но невозможно достичь любви к Богу, пренебрегая ближним. Любовь к ближнему — наглядная проверка нашей христианской жизни. Но чтобы понять, что есть любовь к нашему ближнему, хорошо бы сначала выяснить, а кто же собственно это такой — ближний наш?

Вроде бы всё понятно: ближние — это те, кто находятся близко к нам, наши родные, друзья и знакомые, сотрудники по работе… Так оно, конечно, и есть. Ведь странно было бы говорить о любви к людям вообще и при этом не терпеть тех, кто нас непосредственно окружает. Как часто мы раздражаемся на близких нам людей, которых видим ежедневно, и переносим любовь куда-то на периферию, к тем, кого практически не знаем. Такая любовь обманчива, а подлинная любовь познается по отношению к конкретным людям, которых Бог свел по жизни с тобой.

Вместе с тем в Священном Писании вопрос о ближних куда более непростой и обращает наш взор к более глубоким сферам.

В Евангелии есть известная притча о милосердном самарянине (см. Лк.10:25–37). Произнесению этой притчи предшествовал вопрос некоего книжника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь обращает его внимание на Священное Писание, и книжник сам вспоминает заповедь возлюбить Бога всей душой и ближнего своего как самого себя (Втор.6:5; Лев.19:18). Спаситель подтверждает истинность древней заповеди, и тут-то как раз следует главный вопрос книжника, а кого же собственно считать за ближнего, чтобы его любить как самого себя.

В вопросе этом вовсе не было лукавства или усмешки, как может показаться сначала. Дело в том, что в те времена иудеи делили всё человечество на три категории. Иудеев, то есть родных по крови и вере, они считали не просто ближними, но и братьями. Принявших иудейство иноплеменников называли только ближними. А язычников считали абсолютно чужими и не распространяли на них действие заповеди о любви. Ошибочность таких представлений вроде бы очевидна. Но если мы обратим внимание на собственную реальную жизнь, то обнаружим, что и сами порой неосознанно поступаем так же, подразделяя всех окружающих нас людей на подобные три категории. А именно: в одних людях мы души не чаем, считая таковых за самых близких, соответственно, бываем готовы помочь им, нисколько не задумываясь, в любое время суток. К другим мы расположены уже не так тепло и открыто, но в принципе благосклонны и в определенной ситуации пойдем им навстречу. Третьих же мы вообще не выносим, не терпим (возможно, что по какой-то обиде, причиненной с их стороны), так что о какой-то помощи и содействии им с нашей стороны не может быть даже речи.

Преподобный Максим Исповедник относительно такого подхода к людям говорил: «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека». Поэтому притча о милосердном самарянине вполне актуальна и для нашего времени.

Вспомним ее содержание: некий человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его ограбили и, нанеся многие раны, ушли. Иудейский священник и левит, проходившие мимо, не обратили на несчастного никакого внимания. Проезжавший же самарянин, то есть человек, презираемый иудеями, не только оказал первую медицинскую помощь: перевязал раны избитого, возлив на них масло и вино (смягчавшие и дезинфицировавшие раны по правилам тогдашней медицины), но и позаботился о дальнейшем существовании ограбленного: довез до гостиницы и дал ее содержателю средства на заботу о раненом, обещая на обратном пути добавить еще, если будет израсходовано более.

Кто из этих троих был ближним пострадавшему, очевидно. Господь хотел показать, что подлинная близость определяется не категориями родства, совместного проживания или даже вероисповедания, а прежде всего бескорыстной и искренней любовью к другому человеку, кем бы он ни был. В вопросе книжника: «Кто мой ближний?» присутствовало опасение, как бы он не начал любить того, кого любить не должен. Господь же Иисус Христос показал, что истинная любовь не знает никаких вымышленных человеческим воображением пределов в заботе о пользе нуждающегося человека. «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37), то есть считай своим ближним всякого человека, нуждающегося в твоей помощи, хотя бы он был иноверец и враждебен тебе, благотвори ему, и таким образом обретешь вечную жизнь, о которой ты вопрошал.

Относительно притчи хочется отметить и еще кое-что. Давайте подумаем, почему собственно самарянин проявил сострадание? Да потому, что он видел в пострадавшем своего ближнего, не задумываясь, как к нему относится этот иудей. И вот это очень глубокая истина. На самом деле, наш ближний — не тот, от кого мы ждем помощи, а тот, кто нуждается в нашей помощи, кому мы могли бы помочь, не ожидая от него никакой благодарности. Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его. Это и есть исполнение Божией заповеди о любви к нашим ближним (Лев. 19: 18).

Апостол Павел писал: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Как Спаситель воспринимал окружающих людей, как поступал Он с нуждающимися, как относился Он к Своим врагам, которые распинали Его? Апостол Павел об этом писал: «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:2–4).

Так уж в нашей жизни случается, что легче всего нам бывает любить тех, кто находится далеко от нас, с кем мы встречаемся лишь время от времени. Это понятно: каждый старается выглядеть перед другими как можно более достойно, привлекательно, не выставляя напоказ своих отрицательных качеств. И это легко удается, если общение бывает редким. При более же тесном соприкосновении с людьми все более вскрываются стороны, которые оказываются для нас неприятными. Поэтому ближних, оказывается, любить уже тяжелее, чем дальних. Но любовь к дальнему, хотя и кажется легкой, не может быть глубокой, она не испытана серьезным общением, совместным решением каких-то проблем.

Значит, подлинная любовь проверяется буднями? Да, она выражается в мелочах, на кои мы так не любим обращать внимание. Особенно же она проявляется в доброте и милости, которые стоит являть к ближним именно в будни.

В завершение хочется привести слова святителя Феофана Затворника: «Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, как самого себя (Мф.22:39), как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит затем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби ближнего твоего, как самого себя, Он хотел, чтобы вместо нас стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше “я”, то не жди добра».

19 цитат из Библии о том, как относиться к людям

Бог в Священном Писании множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям. Не только к братьям и сестрам, не только к ближним, но также и к врагам, к тем, кто причинил зло и нанес обиду. К тем, к кому совершенно никак не хочется относиться.

Мы можем читать эти библейские цитаты об отношении к людям и просить, чтобы Дух Святой обличал нас, указывая на то в наших взаимоотношениях с другими людьми, что не соответствует Писанию, и исправлял наши сердца. Чтобы мы преображались Словом Его в Его образ и подобие.

Цитаты из Библии об отношении к людям:

1. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)

2. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)

3. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак. 5:16)

4. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Пет.1:22-23)

5. «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:8-9)

6. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

7. «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Прит. 11:12)

8. «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21)

9. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:17)

10. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор. 5:20)

11. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10)

12. «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9)

13. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

14. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25)

15. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-36, 40)

16. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

17. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

18. «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс. 100:5)

19. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14)

Подготовила Елена Петибская

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 29.04 (Украина). Спасибо!

Кто такой ближний по Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».

«Помочь ближнему» — одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?

В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:

Для человека Ветхого Завета понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),

Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org

Урок по курсу ОРКСЭ «Основы православной культуры»: «Милосердие и сострадание»

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с библейскими заповедями, дома вы заполнили таблицу. Давайте ее проверим:

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

от смертоубийства

Не смотри на человека даже с ненавистью, что приравнивается к убийству

«Не кради»

от причинения страданий другому человеку

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

«Не лги»

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

Никогда не лги. Ложь порождает ложь.

«Не завидуй»

От зависти, которая мешает радости жизни

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью.

-Итак, заповеди говорили об отношении человека с Богом и отношении людей между собой. Заповеди говорят о хороших, о добрых отношениях между людьми.

III. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Учитель: — Что такое молитва? (Обращение к Богу)

— К какому жанру близка молитва?

— Вспомните жанры УНТ (Загадки, песни, считалки, были….).

— Кто автор этих жанров? ( Народ)

— Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча)

— Что такое притча? Прочитайте. (Притча – это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.)

Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно» Приложение 1

Учитель: — О чём притча?

— Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного)

— Сформулируйте тему урока. (Милосердие)

IV. Сообщение темы урока.

Учитель: Тема урока «Милосердие и сострадание»

Обучающиеся записывают в тетради тему урока.

Учитель: Что мы должны с вами выяснить на уроке? ( Что такое милосердие? Что такое сострадание? Как проявляется милосердие? Кто нуждается в милосердии?)

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? (Милое сердце)

Обучающиеся выполняют задание на интерактивной доске: из нижеперечисленных характеристик заполняют таблицу: «Доброе сердце и злое сердце».

«Доброе сердце»

«Злое сердце»

V.Совместное «открытие» знаний.

1.Исследовательская работа с текстом притчи » О добром самарянине»

с. 42-43

Обучающиеся самостоятельно читают текст притчи.

Учитель: — Чему учит эта притча? (Оказывать помощь)

— Кому? (Близким)

2. Работа с заданием №1 из электронного издания:

Как вы думаете, кого можно назвать «добрым самарянином»?

3. Работа в группах «Мозговой штурм».

Учитель: Какая группа больше назовет, кто для нас является близкими?

(мама, папа, бабушки, дедушки, тёти, дяди, братья, сестры и т.д.)

4. Работа с иллюстрациями из учебника и электронного издания.

Учитель: — Что объединяет все эти рисунки?

— Являются ли все те, кому оказывают помощь родственниками им?

— Значит, какой вывод мы можем сделать? (Ближними для нас являются те, кто нуждается в нашей помощи)

Обучающиеся выполняют задание №2 из электронного издания

5. Работа в группах.

Учитель: — Ребята, попытайтесь обговорить и дать определение понятию

» МИЛОСЕРДИЕ».

— Записываем в тетрадь определение: МИЛОСЕРДИЕ – это способность миловать, любить и жалеть всем сердцем.

6. Работа с понятием сострадание.

Учитель: Ребята, но жалеющее сердце связано и с таким понятием как СОСТРАДАНИЕ.

Прослушивание притчи С. Копыловой «Про кота». Приложение 2

Учитель: — Что значит страдать? (Чувствовать боль, переживать)

— а приставка со- в русском языке обозначает совместность, это значит, разделить чужую боль, уменьшить её – это и будет сострадать.

— Записываем в тетрадь определение: СОСТРАДАНИЕ – это способность переживать боль другого человека, как собственную.

7. Работа с электронным изданием задание №3

8. Самостоятельная работа с учебником.

Чтение текста из рубрики «Это интересно» с. 44

Учитель: — В чём состояло сострадание прохожего к юноше? ( Он помог юноше понять, получить радость от доброго поступка.)

— Можно ли с рождения быть милосердным и сострадательным? (Нет, этому нужно учиться.)

Учитель: — Давайте составим правила, как стать милосердным и сострадательным.

Ребята составляют правила.

9. Работа с понятием милостыня.

Учитель: — Ребята, милосердие бывает в деле? Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).

Учитель: — Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя –давай». Что можно давать?(деньги, одежду и т.д., давать милостыню)

— Что такое МИЛОСТЫНЯ ? Найдите в учебнике на стр. 44

(Милостыня — помощь другому человеку из жалости к нему.)

Учитель: — Прочитайте в учебнике на стр. 45 о Святой Ульяне.

— Ребята, понравилась вам Святая Ульяна? (Да)

— Хотелось ли вам иметь рядом таких людей как Ульяна? (Да)

VI. Закрепление изученного.

1. Продолжите предложение:

1) В сострадании и милосердии нуждаются………………………..

2) Близкими нам являются ………………………………………….

3) Милосердие не выбирает людей по ……………………………..

4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что ……….

5) Чтобы стать милосердным, нужно ……………………………….

( научиться любить ближних, учиться прощать врагов, подавать милостыню нуждающимся)

VII. Подведение итогов.

Учитель: — Ребята, внимательно посмотрите вокруг себя и попробуйте совершить поступок милосердия, не выходя из класса.

VIII. Домашнее задание.

Рассказать родителям, что ты сегодня узнал на уроке.

Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.

Значение слова близкие

Все эллины — близкие друг другу люди и состоят между собою в родстве, а для варваров они — иноземцы и чужаки (470с)

И как же? как же устоять тебе? — чувствующему боль, слабому, с живыми привязанностями, неподготовленному?.. Что надо, чтобы быть сильнее следователя и всего этого капкана? Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную теплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречен на гибель — сейчас или несколько позже, но позже будет даже тяжелей, лучше раньше. Имущества у меня больше нет. Близкие умерли для меня — и я для них умер. Тело мое с сегодняшнего дня для меня — бесполезное, чужое тело. Только дух мой и моя совесть остаются мне дороги и важны. И перед таким арестантом — дрогнет следствие! Только тот победит, кто от всего отрекся! Но как обратить свое тело в камень?

Честно сказать, по темпераменту я сильно отличаюсь от ровесников, живущих на юге Испании…Фиеста придумана не для меня! Все мои близкие поддержали меня при переходе в биатлон — это мне сильно помогло. С 19 лет я начала стрелять.

Как мы с вами условились вначале, друзья мои, вы сегодня зрители, я сегодня — конферансье. Вы сюда пришли отдохнуть, развлечься. Моя же задача состоит в том, чтобы в тонкой, умелой, тактичной форме поднять ваш культурный уровень так, чтобы ни вы, ни ваши близкие этого не заметили.

Уолтер Собчак: Блядь! Мы развеем прах! Близкие друзья покойного — это не значит идиоты.

В последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим другом человечества, что теперь смерть не только не является для меня чем-то страшным, а наоборот, очень утешительным.

В каждый конкретный момент жизни существует хотя бы одно препятствие, которое мешает расслабиться и ощутить себя счастливым. Бывает, что таких препятствий два или три, но чаще все же одно. Мелкое, досадливое, назойливое. У каждого оно свое и потому всякому другому кажется пустяком. Для кого-то это достающий одноклассник/однокурсник. Для другого — прыщи на лбу. Для третьего — пустой карман. Для четвертого отсутствие близкого человека или, напротив, слишком назойливое присутствие того, кто считает себя таковым. Кажется, если вот сейчас взять и отбросить это единственное, вытащить занозу, то жизнь станет праздником. Разве не так все устроено, что через каждые год-два все предыдущие проблемы становятся смешными, а те люди, которых раньше боялся, кажутся жалкими? И смешно, и досадно: неужели этот прилизанный толстячок, трусливо пропускающий все машины на дороге, — бывший начальник, отравлявший жизнь? А этот лысеющий и грустный мужчина с коляской, в которой сидит диатезный младенец — бывший жених, ушедший к другой? А сутулый и смущенный шкет, застенчиво сующий влажную ладошку, тот самый дворовый хулиган по кличке Ржавый, встречи с которым боялся настолько, что в собственный подъезд решался проскочить лишь под охраной взрослых? Но вот нет уже ни одноклассника, ни прыщей, есть деньги и близкие люди, но как по волшебству появляется какое-то иное препятствие, и от ожидаемого счастья тебя отделяет новая стена. И опять все как прежде. Кусаешь губы и вновь чего-то ждешь.

Крайтон: Парни, Спилберг ошибался. Ни хрена себе близкие контакты!

Что думают слуги о своих господах?.. Если бы мы знали, что думают о нас наши близкие друзья и дорогие родственники, жизнь потеряла бы всякое очарование и мы все время пребывали бы в невыносимом унынии и страхе.

Многое, произошедшее много лет назад, будет казаться нам близким и недалёким от настоящего, а многое близкое покажется стариной, такой же, как старина нашей юности. Так поступает и глаз в отношении далёких предметов: освещённые солнцем, они кажутся ему близкими, а многие близкие предметы кажутся далёкими.