Блуд грех

Ответы на вопросы. Исповедь

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет — постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь — по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Был случай, описанный владыкой Вениамином (Федченковым), когда губернатор Генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность, имел возможность исповедаться последний раз в жизни по телефону. Но Вам необходимо преодолеть смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом. Помоги Вам Господи! Cвященник Александр Ильяшенко

Чем ближе к исповеди, тем сильнее «крутит». Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант — раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: «Согрешила блудом». Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 — 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу «что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх «. Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной — с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде — ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Катя

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней — и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные — ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной — его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом — сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

священник Максим Козлов

По материалам:

вопросы священнику

вопросы настоятелю

Блуд

См. раздел О ЛЮБВИ ТЕЛЕСНОЙ

  • «Бедный я человек!..» прот. Андрей Ткачев
  • Страсть блуда свящ. Сергий Дергалев
  • Блуд – бунт против Бога Игумен N
  • Блуд и прелюбодеяние проф., прот. Глеб Каледа
  • О блуде Ничипоров Б.В.
  • Страсть блуда и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
  • Борьба с духом блуда Высказывания святых отцов
  • О духе блуда прп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога М. Легостаева
  • Христианство и модернизм. О грехе блуда архим. Рафаил (Карелин)
  • Чем опасна порнография Пол Дж. МакГиди
  • Основной инстинкт или блудная страсть прот. Андрей Овчинников
  • Почему блуд – это грех? прот. Сергий Правдолюбов
  • О человеке, любви и половых отношениях в свете теории В. Франкла Ю.С. Белановский

Блуд – 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие.

Является второй из восьми главных страстей.

Грех супружеской измены называется прелюбодеянием.

Достаточно полно грехи эти перечислены в Ветхом Завете (Лев. 18; Лев. 20) и в толкованиях седьмой Заповеди у разных авторов

«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:13-20).

***

Преподобный Макарий Оптинский давал такую рекомендацию: «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего». «Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).
Если же согласие с помыслом выразилось уже в каком-либо действии, то опять же стыд не должен стать препятствием к исповеди, напротив, переживание этого стыда можно назвать началом врачевания. Есть высказывание, что » блудные грехи стыдом сгорают «.

***

Авва Исаия («Отечник»)
От пяти причин усиливается блудная брань:
1) от празднословия,
2) от тщеславия,
3) от многого сна,
4) от любления красивой одежды,
5) от пресыщения.
Желающий устранить от себя брань блуда да хранится от упомянутых поводов к ней: празднословие да заменит молитвословием, тщеславие смирением Христовым, многий сон бдением, красивые одежды рубищем, объедение воздержанием от излишества в пище. Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

святитель Макарий Великий:
А если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое. Как если юноша, хитростью обольстив девицу, растлит ее, то мерзкою она делается жениху своему за любодейство, так и бесплотная душа, вступающая в общение с живущим внутри змием, лукавым духом, блудодействует пред Богом. И написано, всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Ибо есть блуд, совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающий в общение с сатаною. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою или демонов, или Бога и Ангелов, и прелюбодействуя с дьяволом, делается уже неблагопотребною для небесного Жениха

Православие. Словарь-справочник:
Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие (целибат). Блуд как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд посягает на чистоту и целомудрие человека. K блуду причисляются также проституция, гомосексуальные отношения, кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В Ветхом Завете 7-я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх.20:14; Втор.5:18) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали.

В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека – единению с Богом: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1Кор.6:13). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1Кор.6:19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1Кор.6:15-17).

Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф.15:19; Мк.7:21), целомудрие же апостол Павел называет Божиим освящением христиан (см. 1Сол.4:3-5). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым (Еф.5:3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10; ср.: Откр.22:15), ибо блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом.

Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию (Мф.9:13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: Иди и впредь не греши (Ин.8:3-11). Раскаявшиеся блудницы, которым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (см. Мф.21:31), стали верными Его ученицами.

Блуд предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием блуд относится к плотским страстям, т.е. страстям, связанным с потребностями тела. Апостол Павел и святые отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:18). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем.

Аскетика тесно связывает блуд с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в другом человеке лишь объекта для удовлетворения.

Блуд, как и любая другая страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через Таинства Церкви. Душевно-телесная природа блуда предполагает особые средства практической борьбы с ним. Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, безмолвие. Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика соединила ветхозаветную нетерпимость к блуду с пастырской любовной заботой о грешнике. Kаноническое право отличает блуд от прелюбодеяния, наказания за которое вдвое строже, чем за блуд.

Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам Василия Великого или Григория Нисского, но срок епитимии может быть сокращен. Kлирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», документе, принятом Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г., в разделе, посвященном нравственности, состояние современного общества характеризуется как духовный кризис, к проявлениям которого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности блуда, обмирщение многих Церквей, благословляющих греховные формы отношений полов. В этих условиях Церковь призвана открыто назвать грехи, вскрыть их сущность и указать человеку пути к исцелению. Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством государства, не считая его блудом, но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным.

Тема «духовного» блуда человечества является одной из главных в Ветхом Завете. Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср. Лк.15:11-32). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии. Блудить означает также впасть в раскол или ересь.

архимандрит Рафаил (Карелин):
Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святые Отцы говорят: «Целомудрие – совокупность всех добродетелей».

иеромонах Макарий (Маркиш):
Половая близость ничем не греховна, когда мужчина и женщина находятся в определенном состоянии – в браке. Когда же половая близость становится надругательством над браком, нынешним или будущим, разрушением и гибелью брака и личности, – тогда она, разумеется, греховна.

Брак, созданный и благословенный Господом, служит для взращивания и умножения любви между людьми. Но люди, к сожалению, злоупотребляют полученными дарами – и от этого неисчислимые скорби. Возьмите пример: пусть у вас есть автомобиль. Если он ваш – прекрасно, он принесет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точности такой же автомобиль, только не ваш, а краденый – от него одно зло, вы понесете наказание по заслугам. Половая близость без брака – краденая.

игумен Петр Мещеринов:
Чем страшен блуд, можно ответить только с религиозной точки зрения; со всех остальных позиций всегда будет возможность контраргументов.
С религиозной же т.зр. ответ таков: блуд изгоняет из сердца человека Святого Духа. Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет (собственно, ад – и есть существование без Бога). Христос обратил на это особое внимание, сказав, что кто только лишь воззрит на женщину с вожделением…, и т.д.
Тут же возникают два следственных вопроса:

1) Почему так?
Потому что так устроен духовный мир. Бог так устроил, нравится нам это, или нет. Это всё равно, что если человек выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разобьётся – таковы законы мира, в котором мы живём; и с ними неразумно не считаться.

2) А как же брак? ведь те же самые плотские отношения, которые вне брака считаются столь большим грехом, в браке законны и не греховны?
В браке плотские отношения являются всего лишь завершением уже имеющихся духовных и душевных связей (а у христиан ещё и Таинства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встроены в творение, которое «хорошо весьма»; вне брака они попирают Божий замысл о мире и человеке.

Когда православная книга бывает во вред

О книге о. Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка»

Среди православной литературы, издающейся в наши дни, можно без труда найти серьезную догматическую и богословскую литературу, замечательные творения святых отцов, трогающие сердце своей глубиной и чистотой.

На потребу времени появилось множество книг для новоначальных, которые простым и доступным языком рассказывают о богослужении, раскрывают смысл Таинств, объясняют важнейшие понятия христианской жизни. Особой популярностью пользуются издания, рассказывающие о Таинстве Исповеди и о подготовке к нему.

Необходимость подобных книг для многих очевидна: они помогают новоначальному христианину взглянуть на свою жизнь под другим углом, отойти от принятых в современном обществе стереотипов (жизнь в блуде — гражданский брак; гомосексуальные отношения — свободная любовь; убийство ребенка во чреве — прерывание беременности и тому подобное); дают ответ на многочисленные вопросы — ведь многие приходят в храм из невоцерковленных и даже неверующих семей, что называется «с улицы».

Эти книги (назовем их условно «пособия для готовящихся к исповеди») имеют приблизительно одинаковую структуру: в вводных главах рассказывается о том, что есть грех, о покаянии, о смысле и значении Таинства Исповеди, о подготовке к нему; о том, как Таинство Исповеди проходит, — да и вообще обо всем, что необходимо знать новоначальному христианину, пришедшему в храм с желанием исповедать свои грехи.

Следом, после вводной части, читатель знакомится со способами построения исповеди. Чаще всего это испытание совести по десяти заповедям Закона Божьего: сначала приводится сама заповедь, затем — перечень возможных грехов против нее (иногда в форме вопросов читателю) с авторскими пояснениями. Выглядеть это может таким образом:

«Первая заповедь.

Первая заповедь из десяти, данных Богом, гласит: «Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Кайся, христианин, в чем согрешаешь ты против этой заповеди:

1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение Святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

2. Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?» («Полная исповедь». Прот. Василий Михайловский).

Помимо испытания совести по десяти заповедям, существует испытание совести по заповедям блаженства. Некоторые авторы предпочитают разделять перечень грехов на: 1. грехи против Бога; 2. грехи против ближнего; 3. грехи против самого себя.

Каким бы ни был принцип построения исповеди, цель всегда одна — показать человеку его грех. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые «исповедники», прочтя десять заповедей списком, подходят ко священнику со словами: «я никого не убивал, ничего не крал, жене/мужу не изменял — я безгрешен!» Глубокое осмысление каждой заповеди, подробный рассказ о грехах против нее — единственный способ разубедить человека в его «безгрешности» и создать твердую почву для подготовки к исповеди частной.

Прекрасный пример этому находим в книге «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

  • «Блаженны миротворцы — говорит нам Слово Божие. А мы ссорим людей, передаем всякие дурные слова, сказанные другими в раздражении, вместо того, чтобы промолчать ради мира».
  • «»Резали», как говорят, «правду в глаза», когда этого не требовалось, когда это приносило только обиду, оскорбление, вред делу. Господи, прости нас, неразумных «правдолюбцев»!»

Помня о пользе чтения подобных книг, все же не стоит забывать и об оборотной стороне медали.

Как приготовиться к исповеди и причастию. Практическое пособие для православного христианина
«В любых таковых перечнях (грехов — прим. И.С.), — пишет автор книги «Как подготовиться к исповеди и причастию» священник Михаил Шполянский, — таится большая опасность — формализация понятия греха: раз написано — значит грех. Однако в действительности все намного сложнее… Необходимо понимать, что греховный поступок — понятие не абсолютное, а относительное».

К сожалению, не все авторы так называемых пособий для готовящихся к исповеди это понимают. Как результат — среди действительно серьезных и глубоких книг попадаются отдельные издания, чтение которых не только не поможет человеку прийти к православному осознанию греха и покаянию, но и, напротив, затмит грех настоящий массой формальных, притом не всегда разумных запретов, не имеющих никакого отношения к православному пониманию греха и к современным жизненным реалиям.

Одна из причин этого явления заключается вот в чем.

Современные авторы и издатели довольно часто переиздают дореволюционные книги, не особо задумываясь над содержанием и забывая о том, что живем мы совсем в другое историческое время и в другой стране. За вековой промежуток времени изменилась степень воцерковленности людей, изменилось отношение к Церкви в обществе. Более того, изменилась и позиция Церкви по некоторым вопросам.

Безусловно, большая часть сказанного в то время по-прежнему актуальна сейчас. Однако придирчивый редакторский взгляд просто необходим в определенных случаях, ведь такие грехи как «ношения погон» или «вызов на дуэль» звучат более чем нелепо и невольно заставляют читателя сомневаться в правильности и актуальности остальных высказываний.

К счастью, ситуацию в этом случае можно легко исправить, указав читателю на год, в котором книга была впервые издана, и попросив его делать на это скидку. Это снимет многочисленные недоумения по поводу прочитанного.

Однако существует другая категория книг, авторами которых являются люди вполне современные. Но и в этих изданиях, то ли в угоду традиции, то ли благодаря особой авторской позиции, продолжают встречаться довольно экзотичные «грехи». Предлагаю Вам обратиться к книге «Православная исповедь. Перечень грехов. В помощь кающемуся» (Владимир Губанов, издательство «Развитие духовности, культуры и науки», 2005):

  • Украшение (лица, одежды, жилища), острижение волос (женщинами), выщипывание бровей.
  • совокуплением с бесами (плотским сожительством с бесами, когда бес является в образе умершего человека или живого, супругу или супруге).
  • ношение неприличной одежды, спортивной, обнажающей тело, короткой, узкой, обтягивающей тело, одежды с надписями, модной, пышной, яркой.
  • ношение перстней, колец, серег, бус, ожерелий, галстуков, погонов и прочих украшений;
  • слушание радио; слушание музыки;
  • участие в викторинах;
  • лечение у безбожников;
  • жестикулирование;
  • держание в доме собаки;
  • употребление гематогена;
  • пересадка органов;
  • обнажение тела (у врача);
  • мытье в бане с иудеями.
  • езда на велосипеде или на мотоцикле;
  • питье чая, читая духовную книгу;
  • неприличное сморкание.

Книга «Лекарство от греха» (Фонд «Благовест», М., 1999) поможет православному христианину несколько разнообразить свои представления о грехах:

Список «грехов»:

  • «Говорила: «Это случайно…ну и день плохой сегодня, бестолковый какой-то»» (с. 15),
  • «Печалилась, когда разбивалась или терялась вещь…» (с. 15),
  • «В церкви ставила и клала вещи на подоконник» (с. 19),
  • «Нарушала чужой сон…по неосторожности»,
  • «Читала детям нотации: не запачкай, не потеряй и т.п.» (с. 28),
  • «Обгоняла людей старше себя и не поджидала отставших. Не ожидала их, если они встречали знакомых» (с. 29),
  • «Когда шла в гости, не брала с собой гостинцы» (с. 32),
  • «Садилась на чужую кровать без разрешения» (с. 33),
  • «Ела мацу и гематоген, рыбу без чешуи» (с. 41)»,
  • «Напоказ носила очки в золотой оправе, золотые коронки, часто открывала рот, чтобы показать их».

Боюсь, что после прочтения этой книги, вместо обещанного «лекарства от греха» новоначальный христианин рискует получить паранойю…

(Как в своем докладе на открытии I Всеукраинского Миссионерского съезда (27 мая 2003 года, г. Киев) говорил председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, «Содержащие суеверные или превратно понятые представления, книжонки сродни печально известной «Лекарство от греха» выполняют функцию отталкивания от Церкви здравомыслящих людей».)

Однако самое сильное и ни с чем не сравнимое впечатление на меня произвела книга отца Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка» («Смирение», 2005).

В отличие от большинства пособий по подготовке к исповеди, это не тоненькая книжечка или брошюрка. Прекрасно изданный фолиант в 576 страниц внушает доверие одним своим видом. Да и автор — священник, кандидат педагогических наук, член союза писателей России, автор нескольких книг…

Более того, 16 января 2005 года отцу Алексию за это издание была присуждена 1-я Всероссийская православная литературная премия имени св. благ. князя Александра Невского в области популярной богословской литературы.

Я не буду рассказывать о впечатлении, которое произвело знакомство с этой книгой. Приведу лишь отдельные цитаты, предоставив читателю возможность сформировать свое мнение о книге:

«Скверноядение. Оно состоит: в принятии пищи и питья, которые запрещены в Законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей (Лев. 11). Конечно, в России часть пищи, перечисленная в Левите, традиционно употребляется в пищу и вряд ли может считаться нечистой и приводить к осквернению. Это, например, заяц, кролик, свинья, угорь (Интересный выборочный подход — прим. И.С.). Осквернение также состоит в принятии пищи и питья из одной посуды с собаками и кошками; из невымытых и оскверненных сосудов. Принятие муки, соли или воды в колодце, которые осквернились прикосновением к ним нечистого животного. В этом случае сосуды, хлеб, и сами люди скверноядшие должны быть освящены по чиноположению церковному».

«Приходя в квартиру, где находится собака, многие испытывают чувство дискомфорта и даже страха, ибо не привыкли к общению с подобными животными. В любом случае, христианину, живущему в городе, не подобает держать собаку в своей квартире как по гигиеническим, так и религиозно-нравственным мотивам (в Ветхом Завете, например, собака называется нечистым животным)».

«Многосмотрение телевизора — телемания, порочная страсть разлагающая душу человека. Основные телевизионные передачи посвящены человеческим страстям, похоти, убийству, сребролюбию, гордости (суперменству) и тому подобному. Кто постоянно смотрит телевизор, тот незаметно для себя начинает жить жизнью выдуманных телегероев: блудить, убивать и пьянствовать вместе с ними».

«У мужчины (от дружбы с противоположным полом — прим. И.С.) может наблюдаться потеря духовной крепости, расслабление характера (а не смягчение его, которое может возникать при редком общении со слабым полом). Также наблюдается расслабление души скверными помыслами, развитие утонченного сладострастия, когда мужчина, даже не отдавая себе отчета, беседуя зачастую на благочестивые темы, соуслаждается самой энергией беседы, «флюидами» тесного общения с женщиной. В женском существе преобладают кровь и чувства, женщина еще более расположена к пристрастному отношению. Общаясь с мужчиной, она часто подсознательно реагирует на него как на будущего партнера или мужа. Так она называет друга-мужчину своим братом, если они близки по возрасту, отцом — если намного старше ее, сыном — если моложе. Но в любом случае, она как бы сродняется, связывается с ним. Женщина начинает усматривать и расхваливать в своем друге-мужчине такие совершенства, каких он никогда и не имел. Таким образом, женщина превращает своего друга мужчину в идола, а затем и сама стремится стать идолом для него. Даже если у них есть общие духовные и религиозные интересы и на этом основана их дружба, то она, по искушению от диавола, еще скорее приводит к опасности падения».

«…у матери, которая хочет объедаться, кричать, бездельничать, ребенок будет все это делать, даже если мать внешне не позволяет этого себе в своем поведении».

«…алкоголик будет склонять к выпивке, жадный — к накопительству и тому подобное. Часто такой человек в качестве своей профессиональной деятельности выбирает ту, которая косвенно удовлетворяет его страсть в результате занятия предметом страсти или общением с подобострастными людьми. Так, тщеславный скорее выберет профессию актера, жадный — бухгалтера, страждущий чревоугодием — повара, блудливый — профессию венеролога».

В списке грехов, как и в предыдущих случаях, встречаются довольно интересные:

  • Беспричинные и частые посещения знакомых.
  • Излишнее пристрастие к своим родственникам.
  • Оставление отцовского друга.
  • Ложная независимость.
  • Греховная выдержка (которая заключается «в попытке скрыть свое, чаще всего негативное (греховное), отношение к окружающему» — прим. И.С.).
  • Лишение себя невинности.
  • Неблагообразный смех.
  • Пристрастие к сверстникам (товарищам) или, напротив, пренебрежение ими.и т.д.

Но самое отвратительное впечатление произвело чтение раздела, посвященного грехам против седьмой заповеди — «Не прелюбодействуй». Именно благодаря этому разделу книга получила название «православной камасутры» и широкое цитирование на всевозможных порно-ресурсах.

Автор, давая комментарий к тому или иному греху, в красочных подробностях описывает разнообразные стороны интимных отношений, забывая о том, что читателями его книги могут быть не только люди зрелые во всех отношения, но и дети, и подростки. А также просто люди целомудренные и одинокие, для которых чтение о половых извращениях и об отношениях между полами (или внутри пола в гомосексуальных отношениях) в столь откровенных подробностях вряд ли будет полезно:

«Малакия (рукоблудие, онанизм). «Блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18). Грех этот заключается в удовлетворении собственной похоти при помощи рук. Тайность и доступность этого греха приводит к падению в него большинства юных и молодых людей. Страдают этим грехом не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, и не только вкусившие блуд, но даже еще не испытавшие полового совокупления. Особенная сладострастная чувствительность, которой сопровождается малакия, развивает этот порок до такой степени, что даже женитьбой или замужеством он не всегда излечивается. Этот порок часто совершенно порабощает волю человека, он и желает его оставить и не может. Удовольствие, которое испытано телом сегодня, завтра опять требуется плотью, на третий день повторяется еще с большей силой… и так без конца. Какой же это ужасный порок! Рукоблудник теряет жизненную энергию, тупеет памятью, становится раздражительным, истеричным. Через мечтательность и похотливые фантазии онанист часто становится послушным орудием в руках блудного беса. Покаяние на исповеди, пост, воздержание ума, сердца и чувств от недолжных мечтаний, зрелищ и чтения помогает ослабить воздействие вредной привычки. Причастие святых Таин Христовых, старание больше быть на людях, прогулки, посещение церкви, молитва к Божией Матери, Иоанну Предтече, о даровании целомудрия и чистоты помогает отстать от этой вредной привычки. Церковь назначает согрешившему эпитимию, помогающую ему справиться с этим греховным пороком. Например, сухоядение и по 100 поклонов на протяжении 40 дней (По правилу Иоанна Постника)».

Подробное описание и перечисления грехов (не подкрепленные разве что иллюстрациями) может произвести совсем не тот эффект (осмысление собственной греховности и покаяние), на который рассчитывает автор. Напротив, это может спровоцировать интерес, любопытство, разбудить нецеломудренные мысли — причем намного лучше любого бульварного романа.

(Подобные последствия с иронией изложены в совсем не православной книге Константина Плешакова «Безнравственные письма к Луциллию»:

«В свое время та же Марина, ужаснувшись моему безнравствию, прислала курьерской почтой некую православную брошюрку, весьма скрупулезно трактующую грехи. Как ты понимаешь, первым делом я кинулся проверять грехи плотские — и что бы ты думал? Я обнаружил целый грех, которым натурально не занимался! Грех называется «скоктание», а то, что Даль определяет это как щекотание, так это ничего не значит: со времен Даля сексуальная техника (надо надеяться) шагнула далеко вперед. Брошюрка имела шумный успех. Мои друзья горестно говорили, что вся жизнь, видимо, прошла даром, приятельницы несдержанно стенали и просили позвонить в Патриархию и узнать подробно, что такое скоктание и как именно им не надо заниматься…»).

Впрочем, вернемся к творению отца Алексия Мороза. В разделе, посвященном грехам против седьмой заповеди, содержится масса сомнительных утверждений даже в большей степени, чем в предыдущих:

  • «Пропаганда орального секса в Европе началась с Зигмунда Фрейда, который за свою развращенность был наказан Богом (раком горла и языка, того, чем грешил) и умер в жутких страданиях».
  • «Поставляется в вину сонное искушение, когда оно происходит от чревоугодия, пьянства и многопития (часто от переполнения желудка жидкостью)».

Отдельным грехом, по мнению автора, является внебрачная беременность.

  • «Беременность для девицы или женщины, не имеющей мужа, является наказанием Божиим за грех».
  • «Подпадение чьему-либо насилию по причине собственной неосторожности и вольности в поведении».

Бывают обстоятельства, которые делают виновным в изнасиловании не только насильника, но и пострадавшее лицо. Например, вольное обращение с мужчинами, употребление вина в мужских компаниях, посещение мест, где возможно остаться наедине с мужчиной , вызывающая одежда, короткие юбки, кокетство, заигрывание. Все это может послужить побудительным мотивом для сексуального нападения. Другие при физическом девстве или вдовьем целомудрии растлили себя чтением любовной литературы, смотрением эротических фильмов, слушанием любовных песен и рассказов о любовных утехах и «победах» подруг. Для таковых насилием бывают только первые порывы со стороны насилующего или одна неожиданность греха; они не борются до конца с насилующим или же прямо поддаются страсти, для увлечения которой достаточно двух-трех минут».

«Брак при большой разнице в возрасте. Это является крайне неразумным и даже греховным действием. От такого брака, когда, например, муж старше жены на 20 лет, или не бывает детей, или они рождаются болезненными, хилыми и не живут долго. В этом браке явно наблюдается психическая и духовная патология. Мужчина по своим годам в таком браке бывает старше отца своей супруги, то есть девушка по годам выходит замуж за своего «папочку». Мужчина, как правило, уже повидавший виды развратной жизни, прельщается на молоденькую девочку, желая полнее удовлетворять свое сладострастие. Женщины же решаются на такой неравный брак из-за денег, положения в общества и тому подобному, по мотивам, совершенно чуждым христианскому духу и греховным по своей сути. Естественно, что такой брак Богом благословляться не может и, кроме горечи и волнений, ничего не принесет согрешающим».

Впрочем, стоит ли удивляться таким высказываниям, если автор утверждает:
«Мерзко пред Богом любое половое действо, не ведущее к продолжению рода», а супружеские отношения называет «похотным удовольствием»…

Ко грехам против седьмой заповеди («Не прелюбодействуй») автор также относит слушание современной и рок-музыки, а также ношение женщинами коротких стрижек, («Все эти короткие стрижки «под мальчишку», имеют одно назначение: вызвать большее внимание и пробудить половой интерес мужчин»), а также брак гражданский, т.е. зарегистрированный государством, о котором в Социальной концепции РПЦ говорится:
«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Печально, но подобного рода литература не сходит с прилавков православных книжных магазинов, ее с пристрастием цитируют и рекомендуют, стараются по ней жить… И ни автора, ни издателя, ни продавцов не волнует, что подобное чтение в лучшем случае приведет человека не утвержденного в Православии к определенным заблуждениям, в худшем — надолго отвратит его и от Таинства Исповеди, и от Церкви вообще…

Невозможно не согласиться с протоиереем Алексием Уминским, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, который во время заседания круглого стола «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» (27 декабря 2006 года) высказал следующую точку зрения:

«У нас существуют … какие-то странные книги, в том числе и об исповеди, которые я бы просто запретил продавать. Вот выходит книга под названием «Исповедую грех, батюшка…» питерского священника Алексея Мороза. Там перечисление грехов занимает полкниги — только содержание».

Ирина Стрижова

Блуд — страсть весьма коварная

«Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте». Св. Ефрем Сирин.

«Пса сего блудного беса», когда он приходит к тебе, прогоняй духовным орудием молитвы; и сколько бы он ни продолжал безстыдствовать, не уступай ему». Св. Иоанн Лествичник.

Она завладевает человеческим рассудком и потакание ей может стать одним из основных стимулов человеческой жизни. Дабы облагородить «похоть», ее нередко называют любовью. И периодически эта самая любовь не сводится исключительно к физическому влечению, но все же часто именно блудная страсть лежит у ее основания. Нередко приходится слышать: «Я ее люблю, но жениться на ней не хочу». Ну скажите, пожалуйста, о какой любви может идти речь (даже если употреблять слово любовь в чисто человеческом страстном смысле)? Эта самая любовь является совершенно неотъемлемой частью жизни. «Как дела? — спрашиваем мы при встрече. — Как работа? А на личном фронте?» Так вот если с работой перебои — это ничего. А если на личном фронте затишье — то дело плохо. Очень часто, когда одна из подруг выходит замуж, то женщинам становится не о чем поговорить (при условии, что женщина верна мужу), то же происходит среди друзей. Я знаю немало случаев, когда после женитьбы мужчина практически полностью рвал со всем своим былым окружением: просто потому, что темы разговоров абсолютно исчерпывались.

Одна моя знакомая, женщина незамужняя, задумывалась о том, чтобы пойти на исповедь и вообще начать воцерковление. Единственное, что ее по большому счету останавливало — это нежелание оставить блуд.

—И что же, совсем не заниматься любовью? Но это же невозможно. Без этого жизнь почти теряет смысл. Не могу же я ждать до замужества! Ведь замуж я в ближайшие пару лет не собираюсь.

Борьбу с духом блуда св. отцы называют борьбой лютой. Блуд начинает одолевать с «первого возраста зрелости» и не перестает прежде победы над всеми прочими страстями. Дабы победить блуд, недостаточно соблюдать физическое воздержание и целомудрие, но надо все время пребывать в покаянном сокрушении духа и неотступной молитве против этого нечистейшего духа. Необходим также телесный труд и рукоделие, удерживающее сердце от блуждания и возвращающее его в себя, а более всего необходимо глубокое истинное смирение, без которого ни над какой страстью не может быть обретена победа.

Начало борьбы

Трудную борьбу со страстью блуда начинать надо прежде всего с воздержания в еде («Наказывай помыслы скудостию питания, чтоб думали не о блуде, а о голоде» — Нил Синайский), то есть с поста, потому что, по свидетельствам св. отцев, чревоугодие неизменно ведет к страсти блуда: «Столп опирается на свое основание — и страсть блудная покоится на пресыщении» (Нил Синайский). Особенно опасно с этой точки зрения пьянство.

  1. Во-первых, пьянство понижает способность человека контролировать свои поступки и управлять своими желаниями.
  2. Во-вторых, как известно, алкоголь разжигает похоть. Примеров тому можно найти множество. Как часто приходится слышать, что что-то произошло «по пьяни». И здесь нельзя говорить только о потере контроля, поскольку случается и так, что «по пьяни» происходит с тем человеком, с которым «по трезвому» даже представить себе близость довольно непросто. Впрочем, как опять же известно, на определенной стадии опьянения желание уже пропадает и соитие, напротив, становится абсолютно непривлекательным или даже невозможным. На смену бесу блуда к человеку подступает бес уныния.

К грехам, вызванным блудной страстью, святитель Игнатий Брянчанинов относит:

  • Блудное раздражение,блудные ощущения и положения души и сердца.
  • Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них.
  • Блудные мечтания и пленения.
  • Нехранения чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели.
  • Сквернословие и чтение сладострастных книг.

Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние.

Грехи блудные противоестественные

Нехранение чувств (имеются в виду пять чувств: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус) — этот грех мы очень часто не замечаем, считая его нормой вещей. Надо сказать, что невоздержанность в чувствах считается в наше время признаком раскованности и раскомплексованности и ставится скорее в плюс человеку, нежели в минус. Конечно, здесь не идет речь о грубом домогательстве, которое по-прежнему не поощряется. Если у поколения более старшего тесные физические контакты еще не очень в ходу и фамильярные похлопывания по плечу вызывают смущение, то среди молодежи они весьма приняты.

Впрочем, периодически встречаются примеры обратного.

Девушка познакомилась с молодым человеком. Пообщавшись с ним некоторое время,она с удивлением заметила, что он при разговоре не смотрит ей в глаза.

— Слушай, почему, разговаривая со мной, ты все время отводишь глаза? — Ну, ты же не моя девушка. Смотреть в глаза — это довольно интимно. Я не могу впериться взглядом в малознакомую барышню. Это то же самое, что обнять тебя или поцеловать.

Нехранением зрения считается так же услаждение видом красивых женщин и мужчин.А пристрастие ко всякого рода духам, одеколонам и прочим парфюмерным средствам — нехранением обоняния, поскольку, как известно, в духи добавляются определенные компоненты, которые действуют на человека возбуждающе.

Нехранением слуха можно назвать не только желание внимать соблазнительным речам, но и любовь к комплиментам по поводу нашей внешности, сексуальности и пр. Есть, например, замечательная присказка про то, что «женщина любит ушами». Впрочем, справедливо это не только относительно женщин, но и относительно мужчин тоже, поскольку льстивые речи нередко провоцируют чувство влюбленности, которое тесно сопряжено с сексуальными желаниями. Тщеславие очень часто являет собой подспорье блудной страсти.

Принятие нечистых помыслов, услаждение ими

Услаждение нечистыми помыслами, во-первых, само по себе является грехом, а во-вторых, ведет к разжиганию плотских желаний и нередко провоцирует человека на совершение физического любодеяния.

Ребенок, узнавая впервые, «откуда берутся дети», испытывает довольно неприятное чувство, ощущение брезгливости. И только потом, уже свыкнувшись с представлением о технологии зачатия ребенка, он начинает испытывать желание и влечение к существу противоположного пола.

В процессе возбуждения самую большую роль играет наша психика, а не физиология. Если предположить, что от нашей воли ничего не зависит, то выйдет, что на любую особь противоположного пола мы должны реагировать совершенно одинаково. Но в жизни происходит не так.

Поняв, что физический процесс возбуждения напрямую зависит от процессов психических, мы начинаем осознавать, чем так опасно принятие нечистых помыслов. Не отгоняя от себя помысл, ты уже как бы соглашаешься на грех, уже совершаешь его. А от внутреннего согласия на грех до его совершения на физическом уровне — рукой подать. В Евангелии сказано: «Кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».

Один брат, будучи возмущаем блудной похотью, пришел к великому старцу и просил его: «Окажи любовь, помолись обо мне, ибо возмущает меня похоть блудная». Старец помолился о нем Богу. Брат в другой раз приходит к нему и говорит то же самое. И снова старец стал молиться Богу, говоря: «Господи, открой мне состояние брата сего, и откуда на него нападает диавол? Потому что я молился Тебе, а он по-прежнему не получил успокоения». Тогда было ему видение: он увидел брата сего сидящим, а рядом с ним — дух любодеяния, и брат общается с ним, а Ангел, посланный ему на помощь, стоит в стороне и гневается на монаха, поскольку тот не предал себя Богу, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал действую диавола. И сказал старец: «Ты сам виноват, поскольку увлекаешься своими помыслами», — и научил брата противостоять помыслам.

Когда блудный помысл принят и получил согласие на поселение в голове человека, он постепенно завладевает его умом, и в человеческом мозгу рисуются уже эротические картины, услаждающие его. В этом случае можно говорить уже о блудных мечтаниях.

Фактически разница между принятием помыслов и мечтаниями не так уж велика. Первое почти неизбежно приводит ко второму, а второе обязательно является результатом первого. О блудных мечтаниях мы говорим, когда услаждение блудными помыслами происходит на сознательном уровне. Человек начинает рисовать возбуждающие его образы, придумывать разнообразные ситуации и сюжеты на эту тему и вообще предается размышлениям о блуде.

Нередко человек, одержимый блудными мечтаниями, в поисках подпитки для них обращается к эротической литературе, к кинематографу, ходит в ночные клубы смотреть стриптиз и пр.

Искушая человека, бесы рисуют сначала красивые романтические картинки, которые превращаются потом, по мере потакания блудной страсти, в безобразные, антиэстетичные, чернушные полотнища, которые гораздо ближе по сути к тому, как выглядит демон блуда в действительности.

Проявлением блудной страсти считается также сквернословие. Сквернословие — употребление слов, относящихся к табу-ированной (запрещенной), неформальной лексике. В основном подобные слова связаны именно с сексуальной жизнью человека. Прочие выражения, которые считаются грубыми и бранными (к примеру, лексика, обозначающая умственные способности, вернее, отсутствие оных, или черты характера) к сквернословию не относятся. В принципе, скверными, запретными считаются именно матерные слова, которые, по предположению некоторых ученых, в древние времена не носили негативной окраски, а являлись ритуальными и заменялись эвфемизмами, потому что имели сакральное значение.

Наконец, наиболее выраженное проявление блудной страсти — это уже непосредственно внебрачное соитие мужчины и женщины. В случае, если человек, предающийся блуду, холост, то грех его называется блудом, ежели человек изменяет своему супругу — то прелюбодеянием.

Самая крайняя степень развращенности — это неестественные формы блуда, такие как содомия (гомосексуализм) и т. д.

Разумеется, начиная бороться со страстью блуда, надо, в первую очередь, перестать потакать ей, то есть прекратить все внебрачные половые связи. Впрочем, этот первый шаг совершенно очевиден, ибо священники нередко отказываются отпускать грехи людям, живущим внебрачной половой жизнью. Покаяние в прелюбодеянии или любодеянии подразумевает готовность прекратить жизнь в блуде и обратиться к целомудрию.

Внебрачный союз можно разорвать или, напротив, узаконить. Брак (венчанный) может быть расторгнут в случае измены одного из супругов. Если семья распадается, Церковь допускает повторныйбрак и даже повторное венчание, однозначно предпочитая его незаконному сожительству.

Научая борьбе со страстью блуда, св. отцы советовали:

  1. Воздерживайся в пище. «Кто питает плоть тела своею, плоть питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него» (св. Ефрем Сирин). «Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева — виновник чистоты» (св. Ефрем Сирин). Воздержание в пище имеет двойственное значение. Во-первых, как уже было сказано выше, умервщляя плоть, мы тем самым укрепляем дух для борьбы со страстями. Во-вторых же, укрепляя плоть, мы тем самым усиливаем ее желания, то есть чисто плотские страсти. Человек слабый и немощный никогда не будет столь страдать от блудной страсти, как сильный и здоровый.
  2. Воздержание речи.

    Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит: «Что мне делать, отец? Я страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону, и он сказал мне: не позволяй ей долго оставаться в тебе». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки, — он на небе, вместе с Ангелами, — и не знает, что мы с тобой находимся во блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собой».

    Воздержание речи, а в лучшем случае, и мысли очень важно. Празднословие, как и праздномыслие, может завести далеко. В принципе, любая праздность рождает блудную похоть, которая проявляется либо в мысли, либо в слове.

    Девушка на исповеди упоминает празднословие как один из своих грехов. Священник, услышав это, подхватывает ее речь:

    — Ну, если празднословие, так, значит, и осуждение, и злословие, и сквернословие и многие другие прегрешения словом.

    Пустая болтовня, кажущаяся на первый взгляд довольно безобидной, всегда делает человека более распущенным. Блуждая словом, мы так или иначе начинаем затрагивать определенные предметы, обсуждая которые, разжигаем страсти.

  3. «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой» (св. Ефрем Сирин). К этому совету можно прибавить рекомендацию воздерживать все свои пять чувств. Прежде всего, конечно, осязание, поскольку самым соблазнительным оказывается не зрение, а все-таки осязание. В дальнейшем нужно обратить свое внимание на зрение. Блуждающий взгляд часто выдает похотливость натуры. В частности, на Кавказе женщина, глазеющая по сторонам, считается распущенной особой и неизменно провоцирует массу неприличных предложений. Впрочем, в Европе ситуация мало чем отличается, просто причинноследственная связь менее осознанна.
  4. «Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сделали они тебя безстыдным; безстыдство же есть матерь непотребства» (св. Ефрем Сирин).
  5. Бывает, что лукавый внушает тебе такую соблазнительную мысль: «Удовлетвори своей похоти, а после покаешься». На это отвечай ему: «А откуда мне знать, что будет у меня время покаяться, если я предамся блуду».
  6. Точно так же будет говорить он тебе: «Удовлетвори однажды своей страсти и успокоишься». Но вспомни о том, что чем больше ты ешь, тем больше хочется. Желудок твой растягивается и требует больше пищи, если же ты воздерживаешься в еде, то и потребность в ней уменьшается с каждым днем. Так и с блудной страстью. Чем больше потакаешь ей, тем сильнее одолевает она тебя. Воздержание же ведет в конечном итоге к ослабеванию брани.
  7. И, увидев, что ты вожделел женщину (мужчину), бес будет говорить тебе: «Уже совершил ты грех, вожделев женщину в сердце своем, так удовлетвори же теперь своей страсти, ибо сделать и вожделеть — одно и то же. Раз согрешил уже, так что уж теперь терять?» Но отвечай ему: «Хотя я и пал оком, и прелюбодействовал сердцем, однако теперь лучше мне раскаяться в этом и молить у Бога прощения, нежели усугублять свой грех, прелюбодействуя еще и телом».
  8. «Кто одним воздержанием пытается пресечь эту брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одной рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным» (св. Иоанн Лествичник).
  9. «Не вдавайся в обман, юноша! Видел я некоторых молящихся о любимых ими лицах, которые, будучи побуждаемы на то блудной страстью, думали однако же, что исполняют долг святой любви» (св. Иоанн Лествичник).
  10. Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях; потому что бесы к тому и стремятся, чтобы при помощи сновидений осквернять нас, бодрствующих.
  11. Не пребывай в праздности, потому что «праздность рождает любовь, а родив, бережет и лелеет» (Овидий). О том, что труд, особенно физическая работа, помогает в борьбе с любыми страстями, св. отцы пишут довольно часто. Что же касается непосредственно блудной страсти, то от нее труд особенно хорошее лекарство.

Но углубление в работу может только несколько ослабить блудную брань, а никак не искоренить из сердца помыслы. Исцеляет же от блудной страсти слезная молитва, раскаяние и частое участие в Таинствах исповеди и причастия.

Достичь полной победы над блудной страстью крайне сложно

В патериках нередко встречаются истории о том, как молодые монахи приходили к старцам со словами: «Я хочу оставить обитель и вернуться в мир, потому что слишком одолевают меня блудные помыслы». На это мудрые отцы отвечали: «Я во много раз старше тебя, и сколько я себя помню, блудные помыслы всегда одолевали меня. И до сих пор не могу я с ними справиться, а ты думал побороть их в юности». И братья оставались в монастыре, дабы и дальше бороться с блудной страстью.

Св. Ефрем Сирин пишет: «Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не упадай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мысли, внушая: «Не возможно прекратиться в тебе раз жжению, если не удовлетворишь своей похоти»./…/ Но не малодушествуй, Бог не оставит тебя».

Стяжание добродетели целомудрия — это прямая дорога к Царствию Небесному. Св. Иоанн Кассиан называет несколько степеней целомудрия.

  1. Если человек не подвергается возмущению плотской похоти в бодрственном состоянии.
  2. Если ум не замедляет в сладострастных помыслах.
  3. Если при виде женщины нимало не тревожится вожделением.
  4. Если в бодрственном состоянии не допускает и простого движения плотского.
  5. Если и самое тонкое согласие на плотское действие не ранит ума, когда рассуждение или чтение приведет на память человеческое рождение.
  6. Если даже во сне не бывает возмущаем соблазнительными мечтаниями о женщине.

Конечно, мало кому дано достичь хотя бы первой степени целомудрия, и все мы искушаемы помыслами. Тем не менее, если чувствуешь ты нападки блудной страсти, то одно это уже означает, что душа твоя не мертва, а посему ты должен возблагодарить Господа и молиться о том, чтобы Он послал тебе терпения для борьбы с ней.

Один брат из числа самых ревностных, будучи сильно возмущаем блудной похотью, пришел к одному старцу и раскрыл ему свои мысли. Старец, выслушав его, вознегодовал, назвал брата гнусным и недостойным образа монашеского. Брат пришел от таких слов в отчаянье, оставил келью и решил вернуться в мир. По устроению Божию встретил он авву Аполлоса, который спросил его о причине печали. Услышав всю историю, авва Аполлос принялся ободрять и вразумлять молодого монаха, говоря, что тоже испытывает сильные блудные искушения. Уговорив брата вернуться в келию, авва Аполлос пошел к старцу, который отверг брата и, встав рядом с келией обратился с молитвой к Богу, говоря: «Господи, приводящи искушения на пользу, обрати борьбу брата на старца сего, дабы он через опыт научился в старости тому, чему не научился и за всю жизнь, — дабы мог он сострадать борющимся. По окончании молитвы авва Аполлос увидел демона, стоящего у кельи и пускающего в старца стрелы. Когда одна из стрел по пала в старца, тот испытал упоение и наслаждение и отправился в мир той же дорогой, что ушел от него молодой брат. По дороге он встретил авву Аполлоса, поджидавшего его. Когда понял старец, что все происшедшее известно авве, то устыдился он своего поведения. Авва Аполлос же сказал: «Возвратись в свою келью и впредь помни о своей немощи. И знай, что если ты не удостоен борьбы с блудом, посылаемой на ревностных иноков, то, значит, ты либо неузнан от диавола, либо даже презрен им. А на деле ты даже малейшего нападения перенести не смог».

И то же говорил авва Кир Александрийский: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды, — ибо, если не имеешь помыслов, то имеешь дело. Это значит: кто не борется с грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а совершающий такие дела (по безчувственности своей) не возмущается помыслами.

Некогда ученик великого старца боролся с похотью. Старец, видя его страждущим, говорил: «Хочешь ли, помолюсь Богу, чтобы Он облегчил твою борьбу?» — «Нет, — сказал ученик, — ибо я хоть и страдаю, но в самом страдании нахожу пользу для себя. А поэтому лучше попроси Бога в молитвах своих о том, чтобы Он даровал мне терпение перенести искушение». Услышав это, авва сказал: «Теперь я знаю,что ты превосходишь меня».