Бог отец и бог сын

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

LiveInternetLiveInternet

Троица
· Что такое Троица?
· Ответы на заблуждения
· Что говорили о Троице ранние христиане
Во что христиане верят относительно Троицы?
Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности — Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух.
Первые христиане использовали для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец, Сын и Святой Дух — один и тот же Бог, но это не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец — не Сын, Сын — не Святой Дух, а Святой Дух — не Отец.
Троица и Библия
Бог — одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Его существо — это то, что Он есть относительно сотворенной Им Вселенной. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку между Ними существуют личностные взаимоотношения.
Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.)
Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду
одного Бога в трех Богах,
или трех Личностей в одной Личности,
или одной Личности в трех Богах.
Они верят в одного Бога в трех Личностях.
Отец — Бог, первое Лицо Троицы;
Сын — Бог, второе Лицо Троицы;
Святой Дух — Бог, третье Лицо Троицы.
Почему христиане верят в Троицу?
Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.
Есть только один Бог:
· Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор. 6:4).
· Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет (Ис. 43:10)
Отец — Бог:
· Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фесс. 1:2).
Сын — Бог:
· …Слово было Бог (Ин. 1:1-5,14). Иисус именуется Словом.
· Я и Отец одно (Ин. 10:30-33).
· Фома, ученик Иисуса, обратился к Нему: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).
Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава (Деян. 14), запрещали людям поклоняться им как богам.
· А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты…» (Евр. 1:8).
· Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:9-11).
Павел, автор Послания к филиппийцам, говорит об Иисусе то, что Исаия 45:23 говорит о Господе (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус — Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета.
О Божественности Иисуса также говорится в следующих стихах: Ис. 7:14; 9:6; Ин. 1:1, 18; 8:58-59; 10:30; Деян. 20:28; Рим. 9:5 и 10:9-13; Кол. 1:15-16; 2:9; Тит. 2:13; Евр. 1:3, 8; 2 Пет. 1:1; 1 Ин. 5:20.
Святой Дух — Бог:
· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3-4).
· Господь есть Дух… (2 Кор. 3:17).
Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа
· Мф. 3:16-17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
· Мф. 28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»
· 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».
· Еф. 4:4-6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».
· Тит. 3:4-6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…»
См. также 1 Пет. 1:2; 1 Ин. 3:23-24; Иуды 20-21; Рим. 14:17-18; 15:13-17; 15:30; 1 Кор. 6:11, 17-19; 12:4-6; 2 Кор. 1:21-22; 3:4-6; Гал. 2:21-3:2; Еф. 2:18; 3:11-17; 5:18-20; Фил. 2:1; Кол. 1:6-8; 1 Фесс. 1:1-5; 4:2,8; 5:18-19; 2 Фесс. 3:5 и Евр. 9:14.
Ошибочные представления о Троице
Заблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»
Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Слова «Библия» тоже в Библии нет.
Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители и литературные творения ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.
Примерные даты: 96 Климент, третий епископ римский
90-100 Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»
90? Игнатий, епископ антиохийский
155 Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 Феофил, шестой епископ антиохийский
177 Афинагор, богослов
180 Ириней, епископ лионский
197 Тертуллиан, раннехристианский апологет
264 Григорий Чудотворец
Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»
Истина: христиане верят, что есть только один Бог.
Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:
Бог — это не 1 + 1 + 1 = 3
Бог — это 1 x 1 x 1 = 1
Троица — чрезвычайно важное и глубокое учение, которое нужно принять верой. Библия говорит, что некоторые вещи мы не способны понять. Без Троицы рушится и и христианское учение о спасении. Некоторые религиозные группы, настаивающие на своей вере в Бога Библии, но отрицающие Троицу, основывают свое учение о спасении на добрых делах.
Св. Патрик (432 г. н. э.) использовал клевер в качестве иллюстрации Троицы.
Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»
Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»
Истина: Иисус — Бог, второе Лицо Троицы.
1. Слова Самого Иисуса · Он прощал грехи. Мы можем простить грех, совершённый против нас, но не можем простить грех, совершённый против других. Иисус прощал все грехи. (Мк 2:7; Лк. 5:21) · Он принимал поклонение, как Бог, и утверждал, что Его следует почитать так же, как Отца. (Мф. 14:33; 28:17-18; Ин. 5:22-23; 9:38) · Он называл Себя божественным Сыном Божиим — этот титул иудеи с полным основанием воспринимали как претензию на равенство с Богом. (Ин. 5:17-18; 10:30-33; 19:7)
2. Уникальные черты Бога Черты Иисуса
Творение — «дело Его рук» (Быт. 1:1; Пс. 101:26; Ис. 44:24). Творение — «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него (Ин. 1:3; Кол. 1:16; Евр. 1:2, 10).
«Первый и последний» (Ис. 44:6). «Первый и последний» (Отк. 1:17; 22:13).
«Господь господствующих» (Пс. 135:3). «Господь господствующих» (1 Тим. 6:15; Отк. 17:14; 19:16).
Неизменный и вечный (Пс. 89:3; 101:27-28; Малахии 3:6). Неизменный и вечный (Ин. 8:58; Кол. 1:17; Евр. 1:11-12; 13:8).
Судья всех народов (Быт. 18:25; Пс. 93:2; 95:13; 97:9). Судья всех народов (Ин. 5:22; Деян. 17:31; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:1).
Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать (Ис. 43:11; 45:21-22; Ос. 13:4). Спаситель мира; без Него нет спасения (Ин. 4:42; Деян. 4:12; 1 Ин. 4:14; Титу 2:13).
Избавляет от грехов Свой избранный народ (Исх. 19:5; Пс. 129:7-8; Иез. 37:23). Избавляет от грехов Свой избранный народ (Титу 2:14).
Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них (Пс. 85:5-8; Ис. 55:6-7; Иер. 33:3; Иоиля 2:32). Слышит и молитвы призывающих Его (Ин. 14:14; Рим. 10:12-13; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 12:8-9).
Никто не может забрать нас из Его руки (Ис. 43:13). Никто не может забрать нас из Его руки (Ин. 10:28-30).
Ему поклонялись ангелы (Пс. 96:7; см. Евр. 1:6). Ему поклонялись ангелы (Евр. 1:6).
Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»
Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)
Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:
1. Колоссянам 1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?
Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (Кол. 1:16-17). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения (стт. 12-14).
2. Иоанна 3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?
Ответ: «единородный» (моногенес) не означает, что Иисус имел начало; это означает, что Иисус — «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (Быт. 22:2). Иисус — уникальный Сын Бога, потому что только Он есть совершенный Бог и вечный Сын Отца (Ин. 1:1-3, 14-18).
3. Притчи 8:22: означает ли этот стих, что Христос («Премудрость») был «сотворён»?
Ответ: Премудрость — не буквальное описание Христа, но персонифицированная мудрость Бога. Например, Христос не обитал на небесах с кем-то по имени Разум (ст. 12) и не строил Себе дом с семью столбами (9:1). Слово кана было бы правильнее перевести как «приобрести» (см. Пр. 4:5, 7; 16:16; 17:16; 19:8), а не «сотворить». Этот стих в поэтической форме рассказывает, что при сотворении мира Бог использовал премудрость (см. Пр. 3:19-20).
Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:
1. Иоанна 14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?
Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. После воскресения из мёртвых Иисус вновь возвратился в славу, которую разделял с Отцом (Иоанна 17:5). Вновь обретя славу, Иисус смог послать Святого Духа и дать Своим ученикам силу творить ещё большие дела, нежели Он творил, пока жил во плоти на земле (Ин. 14:12, 26-28).
2. 1 Коринфянам 15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?
Ответ: на какое-то время Иисус смиренно и добровольно покорился воле Отца (Фил. 2:5-11), но, будучи предвечным и вечным Сыном, Он равен Богу Отцу.
3. Марка 13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?
Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (Ин. 16:30). Именно таких парадоксов и слудет ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь (Ин. 1:1, 14).
Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух — всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».
Слово «Троица» использовалось дл яобъяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.
Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух — разные личности.
Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус — это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой — разные личности:
· Отец посылает Сына (1 Ин. 4:14; Гал. 4:4)
· Отец посылает Духа (Ин. 14:26; Гал. 4:6)
· Сын говорит не от Самого Себя, а от имени Отца (Ин. 8:28; 12:49)
· Дух говорит не от Себя, а от имени Иисуса (Ин. 16:13-15)
· Отец любит Сына, и Сын любит Отца (Ин. 3:35; 5:20; 14:31)
· Отец и Сын — два свидетеля (Ин. 5:31-32; 8:16-18)
· Отец и Сын прославляют друг друга (Ин. 17:1, 4-5), а Дух прославляет Иисуса-Сына (Ин. 16:14)
· Сын ходатайствует за нас перед Отцом (1 Ин. 2:1; греч. — параклетос); Иисус-Сын послал Святого Духа, другого Ходатая (в рус. переводе Утешителя, Ин. 14:16; 26)
· Иисус Христос — не Отец, но Сын Отчий (2 Ин. 3)
В Матфея 28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа, Которого Отец и Сын послали, чтобы обитать в наших сердцах.
Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».
Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение — истина о том, что Бог стал плотью, — является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (Быт. 18:14; Лк. 1:37). И Библия ясно излагает эту истину.
Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»
Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:
В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно (Лк. 2: 40, 52).
Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (Мф. 4:2; 8:24; Лк. 22:44; Ин. 4:6-7; 19:28-42).
После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу (Лк. 24:39-43; Ин. 20:27-29; Деян. 10:41).
Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:
Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы (Мф. 8:23-27; 14:22-33), прощал грехи (Мк. 2:1-12), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе (Ин. 5:17-18), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно (Ин. 5:19-23).
Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью (Деян. 20:28).
Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы (1 Кор. 2:8).
Вся полнота Божиего естества пребывает в воскресшем теле Иисуса (Кол. 2:9).
Ответ первых христиан на эти заблуждения
Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:
· гонений со стороны Римской империи. Вплоть до начала IV века христианство было вне закона, и христиане часто подвергались зверским гонениям.
· ересей, извращающих основные учения христианства, особенно о божественности Иисуса Христа и природе Бога.
Апостольский Символ Веры был одним из самых ранних утверждений веры, написанных христианскими лидерами для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.
Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.
Никейский Символ Веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус — сотворённое, низшее божество.
Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Афанасьевский Символ Веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности — не три Бога, а один Бог.
А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.
Ибо одна есть ипостась Отца, вторая — Сына и третья — Духа Святого.
Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.
Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.
Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.
Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.
Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.
А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.
Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.
Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.
Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.
Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.
Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.
В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.
А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.
Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.
Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.
Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.
Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.
Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошёдший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.
И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое — в огонь вечный.
Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.
Халкидонский Символ Веры, написанный лидерами Церкви в 451 г.н. э. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус — совершенный Бог и совершенный человек.
Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.
Важные ссылки
Божественные качества Отец Сын Святой Дух
Вечный Римлянам 14:25 Откровение 1:17 Евреям 9:14*
Творец всего Псалом 99:3 Колоссянам 1:16 Исайи 40:13
Вездесущий (может находиться повсюду одновременно) Иеремии 23:24 Матфея 28:20 Псалом 138:7
Всезнающий (всё знает) Матфея 11:27 Иоанна 21:17
см. тж.
Матфея 11:27 1 Коринфянам 2:10
Обладает волей и совершает сверхъестественные действия Ефесянам 1:5 Матфея 8:3 1 Коринфянам 12:11
Даёт жизнь Бытие 1:11-31
см. тж.
Иоанна 5:21 Иоанна 1:4
см. тж.
Иоанна 5:21 Римлянам 8:10
см. тж.
Иоанна 3:8
Укрепляет верующих Псалом 137:3 Филиппийцам 4:13 Ефесянам 3:16
*) В греческом тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».
Для дальнейшего чтения
Троица
Алистер МакГрат. Понимание Троицы («Богомыслие»: Одесса, 1995).
Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие («Богомыслие», 1998), стр. 256-278.
Уолтер Мартин. Основы христианства (Санкт-Петербургское христианское издательство: Санкт-Петербург, 1995), стр. 17-23.
Чарльз Райри. Основы богословия («Духовное возрождение»: Москва, 1997), стр. 62-72.
Р. Спраул. Тайна Святого Духа («Мирт»: Санкт-Петербург, 1997), стр. 29-65.
Миллард Эриксон. Христианское богословие (СПХУ: Санкт-Петербург, 1999), стр. 269-288.
Божественность Христа
Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие («Богомыслие», 1998), стр. 279-315.
Джош Макдауэлл, Барт Ларсон. Иисус (SGP: Chicago, 1989).
Уолтер Мартин. Основы христианства (Санкт-Петербургское христианское издательство: Санкт-Петербург, 1995), стр. 24-31.
Леон Моррис. Теология Нового Завета (СПХУ: Санкт-Петербург, 1995), стр. 47-56.
Чарльз Райри. Основы богословия («Духовное возрождение»: Москва, 1997), стр. 275-324.
Джон Стотт. Основание христианства («Триада»: Москва, 1998).
Миллард Эриксон. Христианское богословие (СПХУ: Санкт-Петербург, 1999), стр. 580-599.
Божественность и личность Святого Духа
Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие («Богомыслие», 1998), стр. 250-254.
Чарльз Райри. Основы богословия («Духовное возрождение»: Москва, 1997), стр. 405-462.
Р. Спраул. Тайна Святого Духа («Мирт»: Санкт-Петербург, 1997).
Миллард Эриксон. Христианское богословие (СПХУ: Санкт-Петербург, 1999), стр. 717-731.
English Version
© 1999 Rose Publishing
4455 Torrance Blvd., Suite 259
Torrance, CA 90503-4398 U.S.A.
All rights reserved.

Заговорить о «Святой Троице» священников и верующих вынудила имеющаяся в Евангелии фраза Христа-Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19).
В этой словесной формуле, как бывает в математических уравнениях, имеется два малопонятных многим слагаемых (два «неизвестных»): «Отец» и «Святой дух», толкование которых всегда вызывает почему-то жаркие споры.
Кто такой «Сын» в этой словесной формуле, как правило, ясно всем: это сам Христос-Спаситель.
Понять дальнейшее, «ЧТО есть Святой дух?», при желании тоже нетрудно, если очень внимательно прочесть и проанализировать другие тексты Евангелий.
Например, в Евангелиях дух — не единожды называется Богом.
Пример: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24).
Следовательно, Бог = дух. И с ним (по смыслу цитаты) связано получение человеком истины. Получение истины (знания) напрямую от Бога, когда человек находится в состоянии вдохновения, inspire, буквально — «в духе».
Таким образом мы сейчас установили, что представляет собою (или как надо понимать) одно из «неизвестных».
Причём, касательно духа, мы получили точное, безальтернативное определение непосредственно из «святого писания». Это крайне важно! Мы обошлись без каких-либо домыслов и личных фантазий.
Бог = дух!
Осталось теперь узнать, КТО же такой «Отец» или «Отче» в этой словесной евангельской формуле.
Из евангельских текстов известно, что дух (Святой) — это посланец Отца, на что указывает эта фраза: «Какой из вас отец, сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11: 13).
Вот так вот!
Бог — это Бог, именуемый духом. А Отец — это нечто вроде «аэропорта», из которого дух исходит и долетает до человека.
Кто же является для всех, живущих на Земле, Отцом единым, посылающим Духа Святого в помощь людям, который «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3: 8).
Любопытна ещё одна фраза Христа, прописанная в Евангелиях: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12: 11-12).
По логике Евангельских рассказов получается, что, во-первых, есть Бог в виде духа, который представляет собой некую вездесущую, всепроникающую незримую Разумную Силу, способную научать людей и даже буквально спасать их в трудных житейских ситуациях (с этим, очевидно, связан голос интуиции, ясновидение и прочая экстрасенсорика), и, во-вторых, есть некий «Отец небесный», посылающий нам Духа Святого на помощь.
О сущности «Отца небесного» говорит та единственная молитва, которую Христос-Спаситель оставил людям:

«Отче наш, сущий на небесах! Да святиться имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мф. 6: 9-13).
Замечу, что в Библии нет других молитв за авторством Христа-Спасителя.
Итак, мы уже разобрались с «Сыном» и «духом Святым» в формуле «Святой Троицы», но опять упёрлись в вопрос:
Кто же этот «Отец», которого Христос называл «сущим на Небесах»?
Если задрать-поднять-обратить лицо кверху, в небеса, КОГО мы можем лицезреть-увидеть на небе?
КТО может подходить под определение «Отец небесный»?
От КОГО может исходить всепроникающий и вездесущий «Дух Святой»?
Все мы знаем, что наше небесное светило — Солнце — является источником зримого и незримого «духа Святого» (тепла и света), без которых невозможна жизнь на планете.

Наше Ярило по большому счёту и есть «Отец Небесный», «сущий на Небесах» для всех животных, для всех птиц, насекомых, и прочих тварей, но в первую очередь Солнечный дух является буквально Богом для всех видов растений, деревьев и кустов, потому что в их листьях под воздействием Солнечного духа протекает «божественный процесс творения» — реакция фотосинтеза!

Подведём сейчас промежуточный итог.
Мы получили ясное представление о «Сыне» и «духе» в составе евангельской «Святой Троицы».
Причём мы уже отчётливо понимаем, что кроется за словами «Бог есть дух» (Ин. 4: 24). И в этом нашем понимании пока нет ничего сверхестественного и фантастического.
Если бы мы были растениями или насекомыми, или животными, мы бы, однозначно, были убеждены (!) и говорили сами себе, что Бог — это дух Солнца, как видимый (свет), так и невидимый (тепло).
Но тепло и свет — ещё не есть Разум! А по утверждению Святых людей, дух Святой — он именно несёт людям истину, знание (информацию), воспринимаемую по каналу интуиции либо в форме ясновидения.
Как тут быть в плане понимания нашего бытия?
Со своей стороны скажу, что здесь мы подошли к самому интересному.
Бог, который есть дух, он познаваем только по личному контакту и сотворчеству с Ним!
Нельзя познать вкус яблока, не вкусив его! Нельзя познать горячее, не ощутив и не обжегшись, хотя бы единожды. Нельзя понять, что такое холод, ни разу не продрогнув. Нельзя познать сексуальный оргазм, не испытав его ни разу! Иначе говоря, получить ясное и неложное представление можно только о том, что сам пережил: увидел, услышал или прочувствовал.
А что это значит в нашем случае?
Христос-Спаситель вполне понятно объяснил, что одни люди могут жить «в духе», и тогда у них есть совесть, интуиция и прочие дары и таланты. Другие люди могут жить «не в духе», и тогда у них нет ни совести, ни интуиции, ни особых талантов… Наиболее активные люди из второй категории выживают в этом мире за счёт безсовестных деяний, перечень которых может быть столь широким, что перечислить их не хватит и книги. Впрочем, за примерами далеко ходить не надо, достаточно хоть раз прослушать хронику криминальных новостей в любом государстве. Таких людей Христос-Спаситель называл «детьми диавола», исполняющими «похоти отца своего» (Ин. 8: 44).
Значит, кого научили (или кто научился сам) иметь духовный контакт с Богом (его можно назвать «творческим контактом»), кто знает непонаслышке, что такое совесть, интуиция, «дары исцелений» и прочие «духовные дары», тому не надо объяснять, что Бог есть, и как же человеку хорошо жить, пребывая в состоянии вдохновения, inspire, буквально — «в духе».
А кого не научили (или кто не научился сам) иметь духовный контакт с Богом, тому это бесполезно объяснять! Он всё равно не поймёт!
Чувство первого прыжка с парашютом или чувство глубокой любви к женщине — это надо ощутить самому хоть раз. И если какому-либо из счастливчиков (кому уже довелось испытать это), хочется поделиться пережитым с другими людьми, то понять его и посопереживать ему могут лишь те, кто сам хоть раз пережил такое. Остальные могут слушать рассказ этого человека без интереса, а то и вовсе с недоверием! Даже могут сказать, что он всё сочинил!
Христос-Спаситель весьма просто и очень доходчиво объяснил своим ученикам-апостолам, ЧТО даёт людям, живущим «в духе», этот «посыльный» от «Отца небесного»:
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1 Кор. 12: 4-11).
Как видим, здесь тоже нет ничего сверхестественного!
Яркий пример таланта от Бога: «6-летний Гордей Колесов, знающий 5 языков, выиграл шоу талантов на центральном ТВ Китая».
Из личного опыта я знаю тоже, что означает выражение «быть в духе», и что значит получать по каналу интуиции знания напрямую от Бога (духа). Многое из того, я написал в своих многочисленных статьях и в ряде книг, я узнал именно таким образом. Свидетельством тому могут служить хоть эти две публикации:
«ЛОГОВО ДИАВОЛА: правда о Швейцарии, сионизме и евреях».
«ИСПОВЕДЬ «ЯСНОВИДЯЩЕГО»: О ТОМ, ЧТО БЫЛО, И ЧТО БУДЕТ».
Поделюсь ещё сокровенным на эту же тему.
Когда-то, в век открытия электричества, люди думали, что существует два отдельных вида электричества: положительное и отрицательное. Причём электричество уподобляли некой невидимой жидкости, способной находится внутри проводников и иметь разные потенциалы, а различные электрические эффекты учёные называли «электрическим конфликтом» (Г.Х.Эрстед, 1820 г.), предполагая, что при замыкании электрической цепи в ней происходит конфликт (столкновение) двух разных видов «электрических жидкостей».
И только в начале ХХ века выяснилось, что есть только один вид электричества – электроны. А плюс и минус в электрических батареях или конденсаторах определяется тем, находятся ли электроны в избытке или в недостатке на том или ином полюсе.
Вот так и с Богом, который есть дух, обстоит дело. Если у человека есть связь с духом Святым, значит он положителен, если нет связи с духом Святым, значит он отрицателен.
Из этого следует важный вывод: отсутствие у человека связи с духом Святым по какой-либо причине не означает наличие у него связи с так называемым диаволом.
Диавол — в реальности это не противник Бога, который есть дух, это отсуствие у человека связи с Богом. Тоже можно сказать и о тьме. Тьма это не какая-то физическая сущность, это всего лишь место, где отсутствует свет.
Читатель, возможно, скажет: как же тогда истолковать вот эти слова из Евангелия от Иоанна?
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1 Иоан. 3:10-15).
Эти слова надо понимать так, как я объяснил выше.
Ещё раз приведу тот же пример. Можно предполагать, что есть два отдельных вида электричества: положительное и отрицательное. Это можно считать правдой, если не знать истины. А можно полагать совсем по-другому, и это будет правильно. Есть только один вид электричества – электроны. А плюс и минус в электрических батареях определяется тем, находятся ли электроны в избытке или в недостатке на том или ином полюсе.
Когда человек не имеет связи с духом, например, по причине того, что он сам сознательно задавил в себе голос совести, он начинает жить автономно, исключительно за счёт своего белкового (животного) ума, именуемого интеллектом. И все его устремления и деяния, зачастую крайне эгоистичные, объясняются только этим. Именно животный (телесный) ум заставляет человека спасать свою шкуру в случае малейшей опасности. А вот готовность к подвигу, к самопожертвованию, «за друзей своих» (Ин. 15: 13) — это удел людей, у которых есть духовная связь с Богом.
В старину всякий человек, который не имел связи с высшей Разумной Силой, с духом Святым, назывался слепым. Духовно слепым. Во времена Христа такими духовными слепцами были фарисеи. Так именовалось религиозно-политическое руководство евреев. Придя к евреям спасать их от фарисеев, провозгласивших себя священниками, слугами Божьими, Христос-Спаситель сказал спасаемым крайне любопытные для нас слова: «оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 10-14).

Иудейские священники — фарисеи.
Любопытна и весьма интересна в контексте этой статьи ещё одна евангельская фраза, рассказывающая об аресте Христа-Спасителя религиозно-политическим руководством евреев:
«Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22: 52-53).
Заметьте, здесь Христос уже не называет фарисеев «детьми диавола», он называет их «властью тьмы», что гораздо ближе к истине.
Заметьте также, Библия и Евангелия рассказывают невероятные вещи: люди, которые объявили себя первосвященниками и начальниками храмов, в конечном итоге арестовали Христа-Спасителя, а затем и содействовали его распятию.
Согласитесь, священники-человекоубийцы — это какой-то нонсенс.

В этой связи возникает вопрос: чьим словам мы сегодня веруем?
Словам Христа-Спасителя, включённым в Евангелия, или словам священников-человекоубийц, которые по-своему толкуют сегодня эти слова Христа?
И ещё вопрос: с чем боролся более 100 лет назад великий русский мыслитель Лев Толстой: с учением Христа или с ложью священников от РПЦ?
В продолжение темы рекомендую статью «Бог не есть Бог мёртвых, но живых!».
23 июня 2015 г. Мурманск. Антон Благин

Юра: благодарю тебя, Антон. Ты удивительно точен а формулировках и описаниях образов. Я всю свою сознательную жизнь переживал именно эти понимания сути происходящего со мной и окружающими меня людьми. И, что важно, именно так и понимал качество и состояние Троицы. Но всё фрагментами, импульсно, а ты взял и описал просто и легко. И всё понятно и поместилось куда надо. Всё очень правильно, через тебя с нами говорит Отец небесный. Он избрал вас (Ходос, Экозьянс и др.) своими воинами, в буквальном смысле вы на передовой, и наделил вас удивительным даром глаголить истину, доходящую к сердцу. Ещё раз благодарю тебя.
Megavatnik: Так я понимаю? Сын — Иисус, Отец — Бог, Святой дух — Божественная сила посредством которой Бог меняет мир.
AntonBlagin: неправильно. Бог — это движущая сила, управляющая людьми. И эту силу принято называть Богом. Она от Отца небесного отходит и к человеку приходит. Я сам эту тонкость раньше понять не мог. Например, есть такое старое выражение: Бог Солнца. Заметьте, не Бог — Солнце, а Бог Солнца. Понимать эти слова надо так: дух Солнца. То есть, тепло, свет и иное излучение, исходящие от Солнца. Отца небесного можно по праву именовать Родоначальником всего, Творцом, а Бог, который есть дух, ипостась Его.
Получается, что называть Богом — Отца — неправильно. Очевидно (очам видно), что правильно так: Отец небесный — Бог-дух — Человек (Сын).
Эту тонкость в понимании значения слова Бог проясняет, кстати, ветхозаветный текст. Цитирую книгу «Исход», главу 32:
1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Я уже много раз писал, что этот ветхозаветный эпизод — древняя иудейская пародия на древнеегипетский миф «о золотом телёнке (Солнце), рождённом Богородицей-Небом».

Пародией на этого «золотого тельца» (Солнце) стал вот этот «золотой телец» в виде фигурки быка, выплавленной братом Моисея — первосвященником Аароном.


При всей несуразности этого ветхозаветного эпизода, включённого в Тору и Библию как исторически важное событие в жизни евреев, меня не оставила равнодушным вот эта фраза в «святом писании», обращённая к Аарону как просьба еврейского народа: «сделай нам бога, который бы шёл перед нами» (Исх. 32: 1).
Здесь явно видно, что в древнем мире понимание слова Бог было не таким как сегодня. Словом Бог обозначали вовсе не Творца мира, а некую движущую силу, управляющую людьми, побуждающую их совершать какие-то действия, указывающую верное направление…
Вот почему смысл «Святой Троицы» в христианском учении надо понимать так:
Отец небесный — Бог-дух — Человек (Сын).