Бог во мне

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Вопрос: «В Православном календаре за 2013 год, где Ваши проповеди и беседы, называется он «Помни о Боге», в самом конце есть такие слова: если человек здоров, богат, если у него дома всё хорошо, если у него замечательные дети, если его никто не трогает, не обижает, не утесняет, то есть можно сказать, что он достиг счастья – это может быть только в одном случае: если Бог отвернулся от этого человека и ему во всем помогает дьявол. Потому что тот, кто желает жить благочестиво, тот обязательно будет гоним. А в каноне ангелу-хранителю мы просим, чтобы избавил нас от зол и болезней всяких. Как тут понять тогда: если нас ангел-хранитель избавил – что же получается? Дьявол занял его место?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Пока еще ангел-хранитель полностью никого не избавил. А молимся мы – об ослабе, чтобы он нас укрепил. Христианину же подобает радоваться в различных искушениях.

Протоиерей Александр Березовский:
– Ну, а если эти искушения, как начал человек свой вопрос, минуют человека? Нет их!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Какие-то периоды возможны. Но все равно – бывает брань от помыслов или от болезни.

Протоиерей Александр Березовский:
– То есть человеку все равно придется что-то терпеть…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Конечно. Господь же знает, что человек нуждается в отдыхе.
Очень важно понимать, что жизнь у нас по синусоиде: то вверх, то вниз. И это у всех. Но можно эти внешние скорби ослабить трудами ради Господа. Если человек сам на себя берет молитвенный подвиг или труды по воспитанию детей, то Господь может – ради его подвига – дать ему и здоровье, и продлить жизнь, потому что его жизнь для других людей весьма полезна. Раз ты сам трудишься (а не как прочие у телевизоров сидят) – Господь это приветствует. Да и в народе давно замечено, что Бог труды любит.

Таким образом можно и скорби ослабить, и здоровье улучшить. Многие старцы потому и жили долго, что они не бегали от народа, а каждого старались принять. Господь продлевал их жизнь и давал возможность им исцеляться от недугов.

Протоиерей Александр Березовский:
– То есть либо человек сам берет на себя некий подвиг ради Христа, либо Бог ему дает?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, попускает какие-то испытания – душевные и телесные.

Протоиерей Александр Березовский:
– Но очень часто людям не нравятся те испытания, которые Бог посылает.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Тут уж мы не выбираем, но мы можем выбрать подвиг.

Протоиерей Александр Березовский:
– А не будет ли это самонадеянностью? То, что Бог подаст – наверное, будет правильнее?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Я однажды, когда еще был молодой, спросил об этом у одного святого старца. И он очень просто ответил: «А на всякое доброе дело есть воля Божия. Мы же понимаем – что есть добро, а что есть зло».

Любое доброе дело непременно будет и у Бога замечено, и Господь вменит его в подвиг. Абсолютно любое! Например: человек пришел с работы, поел, потом поехал к метро и бесплатно возит пассажиров. Они ждут автобус, нервничают. Он выбирает, например, женщину с тяжелыми сумками, отвозит ее и денег не берет. И вот он каждый день регулярно, ради того, чтобы женщины с тяжелыми сумками не мучились в автобусе – и ради Христа! – делает такое простое дело. Не можешь каждый день – раз в неделю. Господь обязательно заметит!

Как узнать волю Божию? — протоиерей Алексий Уминский

– Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Протоиерей Алексий Уминский

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

– Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

– Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

О чем спросить у Бога (О. В. Агеева, 2011)

Я спрашиваю Бога о Боге

И Ты открылся мне: Ты – мир.

Ты – все. Ты – небо и вода,

Ты – голос бури. Ты – эфир,

Ты – мысль поэта, Ты – звезда…

Дмитрий Мережковский
Комментарий Ангела-хранителя

В жизни человека бывают особые моменты. Это время, когда человек может видеть весь свой потенциал, все возможности, все свое величие. Кто-то ощущает это как бесстрашие, кто-то как полноту сил. Кому-то приходят идеи, и он черпает вдохновение. Иные обретают прозорливость или чувствуют связь с чем-то великим и прекрасным. Это очень ценное время. Некоторых оно даже пугает, и тогда люди пытаются затоптать свой источник, забыть о нем, избавиться от него, потому что прикосновение к его чудесным водам заставляет видеть все без прикрас. И видя себя как уникальное, чудесное, удивительное и неповторимое существо, человек не может не увидеть, какой жизнью он заставляет жить себя – творение Божие. Порой человек среди своей жизни похож на чистейший родник, пробившийся среди грязной и воняющей помойки.

Максим попросил своего Ангела-хранителя помочь ему получить ответы на вопросы. Проводник ответил, что может только присутствовать рядом, а справиться со столь трудной и смелой задачей мальчик должен сам. Контакт продолжался довольно долго, и когда сеанс закончился, мы спросили Максима, может ли он что-то нам рассказать. Максим кивнул, улыбнулся и пообещал рассказать историю, название которой стало названием всей книги: «Не спрашивай меня, спроси у Бога».

– А кого еще спрашивать о Боге, как не его самого? – мальчишка еще раз улыбнулся. – Он отличный собеседник. Только не любит отвечать прямо, все время пытается ответить вопросом на вопрос. Спрашиваешь одно, а после ответа видишь еще тысячу вопросов. Похоже на множество дорог, которых становится больше и больше с каждым перекрестком. Я сначала растерялся, а потом стало весело и интересно.

Бога кто-то создал?

Кому же под силу создать того, кто сам создает мир из ничего? Это невозможно. Бог – самое большое невозможное, которое только можно вообразить. Единственное, что оправдывает его существование, – его абсолютная необходимость. Человеку необходимо мерило всего – это и создало Бога.

Бог где-то живет?

Одна девочка спросила как-то, почему ей рассказывают, что Бог один, а церквей для него строят так много. Потому что храмы строят не по месту жительства Бога, а по месту жительства верующих. Богу все равно, где находится человек, но человеку легче прокладывать путь к сердцу человека, когда тот настроен с ним на одну волну. Подумай, сколько воздуха на земле и какая его часть ежеминутно становится твоим дыханием. Тело дышит воздухом, а душа – Богом. Можно не замечать своего дыхания или даже научиться долго не дышать, но совсем отказаться от вдохов и выдохов человек не может, так и душа неспособна отказаться от Бога.

Говорят, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?

Есть ли начало у круга, у времени? У многих вещей нет начала. Что это означает? Это означает, что нет и конца. Это надежда, которая живет в душе человека. Надежда на бессмертие. Иногда говорят также, что надеяться бессмысленно, но все-таки надежда не умирает. Почему? Потому что если тело человека идет от рождения к смерти, то душа всегда движется в обратном направлении. Душа движется в свое божественное начало.

Как представить Бога?

Действительно, чтобы познакомиться, хорошо бы как-то представлять себе собеседника. Люди с древнейших времен пытаются придать Творцу какое-то обличье. Образов было множество. И все их приходится отрицать. Бог не выглядит как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не крокодил, не бегемот, не Афина Паллада, не многорукая богиня Кали… Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Бог – это еще не весь наш мир. Потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. И потому его невозможно спутать с чем-то. Надо только помнить: все, что мы можем себе вообразить, не есть Бог. Его нельзя представить, можно только ощутить.

Кто-нибудь когда-нибудь видел Бога?

Путь увидеть Бога открыт каждому человеку – это путь внимательной жизни. Великие художники и писатели видели Бога как своего вдохновителя. Они же учили нас видеть его во всем. Не зря существует выражение: «По божьей воле». В том, что происходит, она проявляется, и если человек внимателен, то он видит Божий промысел. Но может ли человек увидеть Бога, а не его проявления? В древнейших книгах разных религий описаны такие случаи. Это разные описания – от лучезарных видений до потрясающих самые глубины души невероятных образов. Каждый народ, каждая религия дополняла свой образ Бога чем-то близким ей.

Как правильно разговаривать с Богом?

Непростой вопрос, и каждый отвечает на него по-своему. Что тут может быть общего? Пожалуй, только источник нашего отношения. Истинно верующих людей отличает одно удивительное свойство: они любят то, что непостижимо и недоказуемо. Верующий человек не только верит в могущество и всезнание Бога, но и любит его. Поэтому он разговаривает с ним как с человеком, которого по-настоящему любит. В беседе с Богом (то есть молитве) он не отделывается от него по примеру: «На тебе, Боже, что мне негоже». Не говорит с Богом о пустом, мелком. Не просит о том, что сам считает греховным. В православии, например, есть прекрасный завет, сформулированный оптинскими старцами: «Если ты молишься один, то молись так, как если бы ты был окружен сотней людей. А если ты молишься в храме среди людей, то молись так, как ты бы стоял перед Богом один».

Как Бог может ответить человеку?

«Просите, и дастся вам» (Мф. 7:7) – так говорит христианское Евангелие. Другие религии говорят то же, но другими словами. Чаще всего Творец отвечает нам через обстоятельства нашей жизни. Главное – увидеть и услышать, что он сообщает, и не торопиться, потому что время исполнения просьбы – это тоже часть ответа. И не всегда Бог отвечает так, как человеку хочется. Представьте себе физика, который хочет узнать какой-то физический закон, чтобы доказать вою теорию. И он просит Бога помочь в доказательстве. Господь поможет, но ведь может случиться и так, что он натолкнет человека на мысль, которая будет верной, но разобьет в пух и прах все предыдущие построения. Да, ответ пришел, но он стал полной неожиданностью. В том, как человек отнесется к ответу Бога, проявляются сила духа и сила веры. Ответ часто подается через людей, которые приходят в нашу жизнь и уходят из нее. Бывает, что обстоятельства мчат нас как экспресс, или, наоборот, невидимая стенка вдруг вырастет. Когда решение для человека очень важно и когда сам человек к этому серьезно относится, ему подается ответ в его душе. В этом случае приходит мысль – не мелькающая, пропадающая, но мысль несомненная, как поступить.

«Первая мысль всегда от Бога!» – разве не то же самое говорят психологи об интуиции? Нужно ее услышать и удержать – и не испугаться исполнить.

С некоторыми людьми случаются чудесные вещи. Но чудо практически всегда непрошено, нежданно. Оно словно улыбка Бога, которому на мгновение захотелось показать людям свою силу.

Существует выражение: «Бог ведет». Как его понимать?

А порой говорят еще более непонятно: «провидение», «Божий промысел», «промышление». Сегодня есть четыре основных взгляда на мир:

1) Вселенная сотворилась по случайно-закономерному стечению обстоятельств, и среди планет и светил также по закономерной случайности образовался наш мир на планете Земля;

2) в сотворении Вселенной, мира принимало участие некое сверхсущество, которое проще всего называть Богом. И наш мир и наша жизнь являются детищем его мгновенного эксперимента, оставленным на волю судьбы;

3) Бог сотворил наш мир и наблюдает до сих пор за тем, что в нем творится. Наша жизнь – лишь одна из немногих подвластных ему форм. Он наблюдает и не вмешивается. А на судьбы человечества влияют все запущенные им когда-то законы – эволюции, физические, химические, математические, психологические и т. д. Однажды это существо под названием Бог может решить, что эксперимент закончен, и…

4) Бог сотворил мироздание и присутствует в каждой его частице, в каждом законе, в каждом проявлении.

Вот к последнему варианту отношений Бога и мироздания и относятся слова о «провидении» и Божьем промысле.

Это значит, что Бог не только когда-то сотворил мир, но заботится о каждом из нас, промышляет, ведет каждого, все время дает такие обстоятельства, из которых мы можем выбрать лучшие. Если человек внимательно посмотрит на свою жизнь, то каждый найдет такие вехи, когда на пути вырастал указательный знак: туда не ходи, там пропасть, а вот там – дорога ко спасению.

Есть ли люди, от которых Бог отказывается?

Мы все современные люди. Нам не дано узнать с точностью, что и как думали люди о Боге, когда еще не знали единобожия. Богов в представлении людей было много, и вели они себя подобно людям. В привычках этих богов было потакать одним и не обращать внимания на других. Но мы говорим совсем о другом Боге, о Боге как творящей силе Вселенной, а не о духе природы, например, который может быть милостив, а может быть и жесток.

Задавая вопросы Богу, мы обращаемся к силе, знанию, любви – к тому, что не можем постичь до конца. У этого Бога заведомо другое видение, и наши человеческие чувства, мысли – только маленькие частицы его. По сути, так к человеку могла бы обращаться одна из клеток его организма. Может ли кто-то из нас отказаться от клетки организма? Можно ее убить, никогда не вспоминать о ее существовании, вредить ей или помогать, что угодно, но раз уж она принадлежит организму, то отказаться от нее нельзя, она живет вместе с ним, пока живет. Так и Бог не может отказаться от человека. Вопрос в том, может ли он никогда и никак не показывать своего влияния на человеческую жизнь.

Может ли человек стать Богом?

Еще совсем недавно по историческим меркам этот вопрос мог привести к очень нехорошим последствиям. Сегодня это вопрос так называемой чистой философии. Прошли времена, когда смельчаки думали тягаться с самой мыслью о Боге, как о чем-то недостижимом. То есть сегодня они не собирают народы, чтобы иметь над ними божественную власть. Но это не значит, что никто не исследует возможности приблизиться к божественным качествам. Быть всезнающим, как Бог? Быть добрым, как Бог? Быть невидимым, как Бог? Быть всесильным, как Бог? Невозможно. Потому что человек никогда не сможет увидеть, достиг ли он уже желаемой божественности. Сравнивать-то не с чем. Но человек может делать свою жизнь, может давать жизнь другим. Это ли не божественные качества?

* * *

Максим стал тем отважным «журналистом», который спрашивал Бога о Боге. Он задавал вопросы, которые можно считать недетскими, а можно посчитать наивными. Но это были те самые вопросы, которые жили в его душе. И Бог отвечал голосом самого Максима. Это не было так называемым измененным состояние сознания или трансом. Мальчик спрашивал и улыбался, когда находил ответ в своей душе.

Ангелы-хранители все время разговора находились с нами на канале, поддерживая душу Максима, и комментировали наш эксперимент.

Комментарий Ангела-хранителя

Мы многое можем рассказать людям. Но есть знание, которое человек должен добыть только сам. Даже самый мудрый и заботливый Ангел-хранитель не подскажет ответов на вопросы о глубинной сути вещей. А если подскажет, то это будут не совсем верные ответы, ведь у Ангела-хранителя тоже есть свое собственное мнение.

Но у человека есть его «божественное сродство». Его душа содержит частичку Бога. И если вы научитесь слушать свою душу, то услышите ответы на самые главные вопросы прямо от Творца.

Многие думают, что вопросы Богу должны быть непременно серьезными или даже философскими. Нет, это не так. Вопросы к Богу – всегда главные вопросы. А что главное в данный момент для человека, могут знать только он и его Создатель. Не бойтесь спрашивать и еще – будьте более бесстрашными, когда слушаете ответ.

Кода мы слушали ответы на вопросы Максима, у каждого в душе возникали свои собственные вопросы. Ответы на них также хотелось получить. Но и страх тоже был: вдруг мы не сможем так же, как Максим, расслышать, что отвечает Бог. Ведь для этого, вероятно, нужно какое-то особенное состояние, настроение. Люди не всегда могут услышать, что говорят им близкие, а уж слышать голос Творца…

И мы попросили Ангелов-хранителей подсказать нам какие-то методики для вхождения в состояние, когда можно задавать вопросы Богу. Светлые помощники поделились с нами некоторыми упражнениями.

Вот начальное упражнение для того, чтобы голос Творца стал явно слышаться в вашем сознании. Примите исходное положение: сядьте достаточно удобно, но так, чтобы спина была прямая; можно прислониться к стене или спинке стула. Руки на коленях или на подлокотниках. Упражнение выполняется при полной тишине, как внешней, так и внутренней. То есть постарайтесь специально не сосредотачиваться ни на каких мыслях и не впадать в фантазии. Начните читать то, что возникает в вашем сознании, не стараясь как-то изменить текст, воздействовать на него или осмыслить. Просто читайте мысли, которые к вам пришли. Воспринимайте их, как радио воспринимает радиоволны, не пытаясь осмыслить их, осознать или критиковать текст, возникающий в сознании.

Это упражнение нужно делать ежедневно 10–20 минут перед сном. Оно тренирует способность восприятия мыслей.

Когда в сознании возникнет осмысленный текст, не старайтесь сразу вступать в диалог, пока не услышите вопрос, адресованный именно вам. После этого спросите: «Кто говорит со мной?»

Продолжайте мысленный диалог, стараясь не выходить из состояния, в котором вы находитесь. Даже мысль о том, что вы проявили в себе голос, может прервать диалог и помешать вашему состоянию.

Вы будете некоторое время привыкать к тому состоянию, при котором в вашем сознании проявляется невидимый собеседник.

Следующий этап – не просто воспринимать текст, идущий от вашей души, голос Творца, а задать ему вопрос. Начинайте также с исходного положения. Сядьте достаточно удобно, но так, чтобы спина была прямая; можно прислониться к стене или спинке стула. Руки на коленях или на подлокотниках. Войдите с состояние внутренней тишины и через минуту спокойно, но твердо, без сомнений и страхов впустите в сознание вопрос, который вы хотите задать Богу, и сосредоточьтесь на нем. Вам потребуется удерживать свое внимание на этом вопросе от 10 до 20 минут. Потом расслабьтесь и через состояние внутренней тишины отстранитесь от вопроса. Сделайте перерыв. Займитесь своими делами или выйдите на прогулку. Через час или полтора вернитесь к упражнению. Сядьте, успокойтесь и откройтесь для диалога с Творцом. Слушайте свою душу. Не сопротивляйтесь мыслям и размышлениям, которые будут разворачиваться в вашем сознании, не пытайтесь направить их своей волей.

Поздравляю вас, это ваш первый осознанный диалог с Богом.

Ангелы-хранители просили нас помнить, что упражнения – это всего лишь упражнения. Это подготовка сознания и души к диалогу. Как и любая тренировка, она очень отличается от самого процесса. Тренируясь, вы научитесь улавливать голос Создателя, его знаки и отсеивать все, что привносит в этот процесс ваше воображение. Иногда ответы будут казаться вам глупыми, наивными и даже противоречивыми. В такие моменты порадуйтесь. Это означает, что вы перешли к настоящему диалогу.

Что нам дал Бог?

Неделя 7-я по Пасхе.

(Евангелие от Иоанна, 56 зачало, глава XVII, стихи 1-17)

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так-как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить; И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира; они были Твои и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое; Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я предал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В деяниях апостольских мы сегодня слышали, что, когда приближался праздник Пятидесятницы, апостол Павел отправился в Иерусалим, чтобы быть вместе со всеми, кто в этот самый день принял Святого Духа.

Он единственный из апостолов не был в горнице, когда произошло это событие. Но Бог даровал ему подлинное, совершенное обращение сердца, и ума, и жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его всецелую, предельную отдачу самого себя Ему, Богу, Которого он не знал, но Которому поклонялся.

Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы: на следующей неделе мы будем праздновать это событие.

Павел на пути размышлял о том, что с ним приключилось во время его путешествия из Иерусалима в Дамаск, а потом в даре Святого Духа по молитве Анании, Нам тоже, каждому в отдельности и всем сообща, надо задуматься обо всем, что Бог нам дал.

Он дал нам бытие и вдохнул в нас жизнь; не только жизнь тела, но жизнь, которая нас делает сродни Ему: Его собственную жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в Евангелии и на путях жизни Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. И в крещении, в миропомазании, в причащении Телу и Крови Христовым, в тайне безмолвного молитвенного общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не думали, Он давал нам так много.

Проведем эту неделю или хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что нам дано, ставя перед собой вопрос: действительно ли мы ученики Христа? Мы знаем от апостола Павла, что значит быть учеником.

Апостол Павел

Павел сказал, что жизнь для него – Христос, а смерть была бы приобретением, потому что пока он в теле, он отлучен от Христа, Которого любит, Который стал всем в его жизни, не только временной, но на всю вечность. И однако, говорит Павел, он готов жить, не умирать, потому что его присутствие на земле нужно другим…

Это была мера его приобщенности Христу. Это так волнующе ясно из параллели между короткой фразой в Деяниях и другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус Христос и Его ученик говорят о том, что теперь они идут обратно к Отцу, что время их отшествия настало…

Его, Павла, жизнь во Христе созрела в такое отождествление с тем, что Христос означал, и больше того: с тем, чем Христос был, Кем Он был, что все, что относилось ко Христу, стало приложимо и к нему. Поистине, для Павла жизнь была – Христос, и он тосковал по смерти; но он научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска по свободе, по общению с Богом, Которому он поклонялся и служил с такой верностью. Он узнал, что давать есть радость еще большая, чем получать: получив столь много такого великого, такого святого, он был готов продолжать жить, отдаваясь.

Святые услышали слово Христа: Никто не имеет любви большей, чем тот, кто отдает свою жизнь за своих друзей.

Павел, другие апостолы и бесчисленные святые вслед за ними отдавали свою жизнь, истощали ее изо дня в день, забывая о себе, отвергая всякую мысль, всякую тревогу о себе, имея в помышлении только тех, кому нужен был Бог, кому нужно было слово правды, кому нужна была Божия любовь. Они жили для других; они давали так же щедро, как получили.

И мы тоже призваны научиться радости, ликующей, вдохновляющей, дивной радости давать, отвернуться от себя, чтобы быть свободными давать, – давать на всех уровнях: самое малое и самое великое. И этому нас может научить только сила Духа Святого, которая соединяет нас Христу, сотворяет нас в единое с Ним тело, в тело людей, связанных друг с другом в их полной общности, единых с Богом, Который есть наше единство.

И вот задумаемся над всем, что мы от Бога получили, и поставим перед собой вопрос: что мы можем дать? Ему – так, чтобы Он мог радоваться о нас, чтобы Он мог знать, что Он жил и умер не напрасно? И что мы можем дать тем, кто вокруг нас, начиная с самого малого, самого скромного подарка своим близким, и кончая тем, чтобы дать все, что только мы можем, тем, которым это больше нужно?.. И тогда действительно, Пятидесятница придет как дар жизни, дар, который нас связует воедино, в единое тело, способное быть на земле для других видением Царства, но также и источником жизни и радости, так, чтобы подлинно наша радость и радость всех, с кем мы встречаемся, исполнилась бы. Аминь.