Бог жестокости

Обнародован список самых страшных цитат из Библии

На христианском фестивале «Гринбелт» в Челтенхеме был обнародован список самых страшных цитат из Библии. Он составлен на основе опроса читателей юмористического христианского сайта shipoffouls.com, которых попросили назвать самые страшные стихи в веселом проекте «Главы е& Хуже». Саймон Дженкинс, редактор shipoffouls.com, объяснил, что главной целью этого опроса было заставить людей задуматься о том, как избирательное цитирование Библии может быть опасно.

Возглавил список совет святого Павла в послании к Тимофею (2:12), в котором святой говорит: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Этот отрывок часто используется в качестве основания для запрета женщинам служить священниками.

Далее идут вызывающие беспокойство строки, оправдывающие геноцид, из Первой книги Царств (15:3): «Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него ; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».

Третьим идет призыв Моисея убивать ведьм в книге Исход (22:18): «Ворожеи не оставляй в живых».

Еще один страшный стих, попавший в список, — из псалма 137, который прославляет страшную месть: «Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень».

Еще больше противоречий вызывает включенное в список размышление святого Павла о гомосексуальности из Послания к Римлянам (1:27), вопросе, разделяющем прихожан англиканской церкви: «Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

Также в список вошли испытание Богом Авраама в Бытии, в котором Аврааму предложено принести в жертву своего сына Исаака; поддержка женского послушания в Послании к Ефесянам (5:22): «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу»; и такой же совет святого Петра слугам в Первом послании Петра (2:18): «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и суровым».

Полный список «10 самых страшных библейских цитат» опубликован сегодня в газете «The DAILY TELEGRAPH»:

1. Совет святого Павла, разрешать ли женщине учить мужчину в церкви: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (Первое послание к Тимофею, 2:12).

2. В этом стихе Самуил, один из старейшин Израиля, отдает приказ о геноциде соседнего народа: «Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него ; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (Первая книга Царств, 15:3).

3. Наказ Моисея: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исход, 22:18).

4. Последние строки псалма 137, который был превращен в диско-хит группой Boney M, часто не произносятся во время богослужений: «Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (псалом 137).

5. Еще одна история, от которой стынет кровь, из книги Судей Израилевых. В ней израильтянин, осажденный в доме разгневанной толпой, отправляет свою наложницу успокоить людей: «Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света. Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтобы идти в путь свой: и вот наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было . Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место» (книга Судей Израилевых, 19:25-28).

6. Святой Павел осуждает гомосексуализм в открывающей Послание к Римлянам главе: «Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Послание к Римлянам, 1:27).

7. В этой истории из книги Судей Израилевых израильский вождь Иеффай дает обет Богу, который он должен выполнить: «И дал Иеффай обет Господу и сказал: «Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение». И пришел Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.

И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня, и ты в числе нарушителей покоя моего! Я отверз уста мои пред Господом и не могу отречься» (книга Судей Израилевых, 11:30-34).

8. Бог обращается к Аврааму и приказывает принести в жертву его сына: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие, 22:2).

9. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Послание к Ефесянам, 5:22).

10. «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и суровым» (Первое послание Петра, 2:18).

Жестокость в Ветхом Завете

Что есть жизнь человеческая?

Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни и сама Жизнь.

Что есть смерть и убийство?

Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).

Почему убийство человека человеком является грехом?

Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח»»убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.

Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?

В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?

Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду — помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию — быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит — были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Мы смотрим на историю через призму христианства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмотрели на историю через призму тех религий, с которыми вели войны израильтяне, то не считали бы происходящее ненормальным для человека.
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).

Существовало ли в то время понятие личной ответственности?

Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).

Почему Бог не щадил и младенцев?

Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей. Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами.

Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?

По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.

Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?

Если бы не дало, то христианство не стало бы мировой религией, а осталось уделом одного народа. Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человечества к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, Церковь первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются «как же Господь это допустил!». Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: «Как жестоко обошлись с бедными хананеями!».
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.

Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?

В Ветхом Завете Божий гнев и возмездие, изливающееся на язычников и не раскаявшихся грешников, ужасает.
Это никак не соответствует пониманию БОГА в Новом Завете, как милосердного, полного любви и благодати к людям. В Новом Завете прямо говорится — БОГ есть Любовь. Но также неоспоримо утверждение, что БОГ ВЗ и БОГ НЗ – Единый БОГ.
Может быть, ошиблись Пророки ВЗ, и в результате вольно или невольно исказился Образ БОЖИЙ? Тогда почему БОГ это попустил? Какое вообще имеет значение в Библии человеческий фактор? А может быть мы неправильно всё понимаем? И спотыкаемся «о букву» там, где нужно видеть символическое, духовное описание?
Итак:
1. Почему такая невероятная «жестокость» БОГА в ВЗ? В чём причина?
С одной стороны, ХРИСТОС учит всех быть в любви и милосердии подобными БОГУ: » А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5,44-45)
То есть, из НЗ следует, что БОГ есть Всеобъемлющая Любовь, Абсолютное Благо, а также то, что Любовь и Благодать ОН даёт всем и каждому в избытке, праведным и неправедным, что все помыслы и действия БОГА направлены на спасение каждого человека, кем бы и каким бы он ни был.
С другой стороны, тут же в ВЗ слова БОГА о ненависти к грешникам, о его гневе, о требовании жестоко истреблять богоотступников, язычников и даже целые народы? Кажется, это несовместимо! И действительно несовместимо. То есть, буквальное прочтение ВЗ искажает Образ БОГА? Да, именно так.
БОГУ в Библии приписываются отрицательные человеческие качества, мысли, чувства, слова, хотя к НЕМУ не применимы даже положительные человеческие качества, ибо БОГ по своей Абсолютной Благости и Любви неизмеримо выше самого лучшего и высокого, что может быть в человеке.
«По мнению Преподобного Исаака Сирина, не следует понимать буквально те библейские тексты, где речь идёт о ярости БОГА, о ЕГО гневе, ненависти или ревности. Всё это – «немощные» имена, не соответствующие Величию и Благости СОЗДАТЕЛЯ. Если в Писании встречаются подобные антропоморфические термины, то они употребляются в переносном смысле, ибо БОГ никогда ничего не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: всё это чуждо БОГУ». (Митрополит Иларион. Православие.)
Но почему же присутствует искажение Образа БОЖИЯ в Библии? Почему БОГ допустил это?
2. Не секрет, что Библию писали конкретные люди. Библия это – БОГОчеловеческий организм, Богодухновенное Писание о Мире, людях, их взаимоотношениях и общении с БОГОМ. Библия «продиктована» Святым Духом, но записана людьми.
1) Что в ней от людей? Не много, и нет ничего существенного и значительного, что искажало бы суть Слова БОЖИЯ. Тем ни менее, Иисус ХРИСТОС указывает, что Моисей написал «разводную» заповедь для иудеев, по их немощи. «Они (фарисеи) сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.• Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь…. что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мк 10:4-9).
И БОГ попустил это, хотя мог запретить, как это случилось с Праведным Симеоном, который переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку.
Также известно из Писания, что люди не всегда правильно понимали и объясняли знаки и Слова БОЖИИ.
2) Кроме того древние люди жили всегда в страхе перед всемогущими и непонятными Высшими Силами. Среди язычников, впрочем, как и среди иудеев, всякое стихийное бедствие и несчастье естественно было приписывать гневу «богов» или Бога, и они старались задобрить их, и не делать того, что, по их мнению, вызвало гнев Высших Сил.
Моисей и пророки, писавшие ВЗ, понимали и ощущали БОГА, как сурового судью и мздовоздаятеля, и, невольно присваивали БОГУ, крайне жестокое (но справедливое) отношение к грешникам и идолопоклонникам. Тем самым воспитывали в сородичах Страх БОЖИЙ и влияли на нравственный образ ветхозаветного человека, что способствовало выживанию этой небольшой группы людей, поклонявшихся Истинному БОГУ.
3) В жестокие и грубые времена буквальное понимание суровых слов Библии останавливало «жестоковыйных» диких людей от преступлений и богоотступничества. Ибо в те времена, за полторы тысячи и сотни лет до Рождества ХРИСТОВА, уважение, поклонение и послушание могло быть основано только на страхе наказания, возмездия и смерти, а исполнение необходимых для выживания человечества Заповедей БОЖЬИХ держалось у большинства людей только на страхе БОЖЬЕМ. Впрочем, и в настоящее время есть много людей, которые только из страха наказания ведут себя добропорядочно. Возможно, поэтому было попущено БОГОМ писать о НЁМ как о грозном, нелицеприятном Судье, о Его возмездии и жестоком наказании нераскаянных грешников.
4) Но Пророки и Апостолы, писавшие Библию, хотя и использовали несоответствующие БОГУ имена страстей и действий БОЖЬИХ – «гнев, ненависть, ярость, требование жестоко карать и убивать идолопоклонников», тем ни менее, не исказили истины о том, что грех порождает смерть и нераскаянный грешник достоин смерти. Ибо так устроен Мир. Сама природа и люди извергают из себя нечестивца, как заразную болезнь. А злые силы, которым он, отвергнув БОГА, начинает служить, первыми бросаются на него, муча, убивая и ввергая в бездны ада.
«возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23).
Таков Нравственный Закон Мироздания – зло должно быть истреблено. И оно, как и носители зла(люди) истребляется всеми способами и средствами — природой, человечеством, обстоятельствами жизни и поневоле самими силами зла.
*Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.
В этом — символическое значение фразы о БОЖЬЕМ гневе на нечестивцев и нераскаянных грешников.
Люди – носители и источники зла должны об этом помнить и сами бороться со своими грехами и страстями, со своим злом, не ожидая, когда будут уничтожены и извергнуты из жизни Законами Мироздания.
3. Есть и иное объяснение якобы «жестокости», а на самом деле, любви БОГА к нераскаянным грешникам и язычникам ВЗ, которые своей осатаневшей волей и плотью оскверняют грехами и калечат, рождённую для Царства Небесного, свою душу, данную им БОГОМ на «сохранение и возделывание» как Адаму – Рай.
Ради спасения души, БОГ терпеливо пытается вразумить грешника, чтобы он покаянием очистил душу от греха и страстей, но если безбожник ЕГО не хочет слушать, в конце концов, БОГ попускает мучительную смерть беззаконника, а его душа при этом частично очищается от зла через страдания.
К тому же смерть – последнее средство, которое прекращает порчу души грехами и страстями её нечестивым обладателем. (Это не касается смерти самоубийц. Самоубийство – страшный грех, который не может быть вымолен и прощён).
Далее душа, пребывая в муках ада, по молитвам Церкви, Её Святых и по молитвам близких и родных может быть спасена, а тело человека БОГ воскрешает во Втором Пришествии, ибо для НЕГО нет мертвых, а все – живы. Таким образом, человек может быть спасён для Вечной Жизни.
В Ветхом Завете » …говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез. 33:11).
Использованы фрагменты из «Православие» Митрополита Илариона (Алфеева).

Вопрос:

Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток? Истребляет целые народы, уничтожает города и прочее?

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин), кандидат физико-математических наук :

Вопрос Ветхого Завета необычайно важен и необычайно сложен. И не случайно святые отцы заповедуют читать нам из Ветхого Завета поначалу только Псалтырь (псалмами пророка Давида пронизано все православное богослужение) и книгу Премудростей Соломоновых, которую мы читаем на паремиях. Есть к этому веские причины.

Что описывает Ветхий Завет? Он описывает создание человека, жизнь первых людей на земле. Далее Ветхий Завет описывает историю одного, когда-то Богом избранного иудейского народа. В чем же смысл ветхозаветной истории? Человечество во всей своей полноте настолько удалилось от Единого Истинного Бога, настолько потеряло осознание вечности, осознание того, что существует душа у человека, что существуют определенные законы духовной жизни, преступить через которые никто не может, — настолько было страшно помрачение всего человечества, что был единственный путь спасения человечества. Бог избрал один народ среди всей огромной массы язычников, поклоняющихся трудам своих рук — идолам, поклоняющихся диаволу, увлекавшему все человечество в вечную погибель. Так вот, Господь избрал один народ и вел этот народ на протяжении нескольких тысяч лет для того, чтобы из него произвести Пресвятую Владычицу нашу Приснодеву Марию, Которая и стала Матерью Бога. Через Нее смог воплотиться Бог. Не через язычников, не знавших Бога, а через лучшую представительницу человечества — Богородицу. Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве. Один культ Молоха с детскими жертвоприношениями чего стоит! Отделение от остального человечества осуществлялось жесткой рукой, потому что в противном случае иудеи сразу предавали Бога, падали в язычество, в сатанизм. Жесткой рукой Господь вел этот жестоковыйный народ к истинной духовной свободе. И только лишь в избранных своих людях — в Матери Божией, в апостолах, в первых христианах — иудеи смогли подняться до того уровня, которого желал Бог. Остальные все предали Христа.

Кажущаяся жестокость Господа — эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью.

Один из святых отцов говорит, что Господь не зря выбрал один из самых жестоких, самых непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество ко принятию Спасителя, и тем дать пример всем другим народам. Поэтому мы, читая Библию, видим и весь ход человеческой истории — не только Ветхозаветной, но и Новозаветной. Эта книга является для нас вечным примером и вечным источником исторических и духовных аналогий для того, чтобы познать, как надо быть верным Богу, как надо отсекать всякий грех неверности и сомнений. Это великая книга — учебник для всех нас. И порой этот учебник бывает и жесток и строг, но все в нем направлено для спасения каждого конкретного человека и для спасения всего человечества.

Дикости и жестокости Ветхого Завета

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя — и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?

В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?

Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).

Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.

Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа.

«Я не понимаю» — это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется — не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина — это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.

Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?

В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, — говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). — Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».

Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.

Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.

Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете — то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.

Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.

Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).

«Проводить через огонь» — означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).

Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).

Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.

В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).

Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).

Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали — Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос — и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.

Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.

Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.

Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах — при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».

Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).

Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10-13).

Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.

В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.