Богоявленский собор в елохове

vladimirdar


Всего 45 фото
Богоявленский кафедральный собор в Елохове — один из красивейших и наиболее известных православных храмов Москвы. В советские годы он носил статус кафедрального Патриаршего собора Русской православной церкви, а с 1991 года является кафедральным собором Московской городской епархии. Елоховский собор много чем интересен, в частности здесь в его приходе родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, а наш всенародный поэт А.С. Пушкин был крещен в этой церкви (в той, что находилась на этом месте). Так что будет много любопытного и конечно же достаточное количество фотографий.
Стоило уже давно написать об этом замечательном храме. Сам себе иногда задавал вопрос, как это я раньше, так и не удосужился это сделать несмотря на неоднократные съемки собора!? Однако, недавно заново отсняв эту церковь и начав обрабатывать фотографии вспомнил почему — лет семь-восемь назад я еще пристрастно относился к заполнявшим видимое воздушное пространство улиц Москвы электросетям, называемыми кабелями и эти самые пространства заполненные в то время неимоверно жутким количество электро-паутины, она просто отбивала всякое желание убирать их в редакторе из-за существенных затрат на это личного времени. Странно, но этот сектор Старой Москвы все еще опутан ей как и в старые добрые времена. Когда уж Сергей Семенович удосужится убрать их как сделал это в центре столицы, может к 2020 году!?) И вот сейчас отсняв уже в который раз этот собор я сказал себе, что в этот раз уж точно уберу эту паутину с фотографий, по крайней мере наиболее чудовищную ее часть) Ну, это всё фотографическая лирика, теперь же о самом Богоявленском соборе.
В XIV-XVII веках в этом месте располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел. Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.02.
Вид на Богоявленский собор со Спартаковской улицы с юго-востока
Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны (дочь царя Иоанна V Алексеевича). Кстати кирпич на него пожаловал лично Петр I. Но строительство растянулась надолго, и он был освящен только 4 июля 1731 года архиепископом Подонским и Сарским Леонидом.


Вид на Богоявленский собор со стороны пассажа на Бауманской

В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г.


В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского. Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С. Романюк однако установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.


По описанию архитектора Фёдора Соколова, в 1808 году храмовый комплекс состоял из одноглавой церкви, трапезной с одним куполом и трёхъярусной колокольни. Перед воротами находилось здание Богоявленского народного училища. В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили только к середине 1830-х годов. По данным клировой ведомости, на 1837-й в приходе числилось 222 двора, в которых проживали купцы, дворяне, мещане, крестьяне, иностранцы и старообрядцы.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.


Архитектор Евграф Тюрин
Треть от строительных расходов возместил московский купец Василий Щапов, который был ктитором храма с конца 1850-х годов до своей смерти в 1864-м. Когда в 1840 году приступили к установке барабана центрального купола, в боковых арках появились трещины. Причину деформации связали с промежуточным этапом работ: своды не были закончены и проёмы не выдержали нагрузки. Строительство продолжилось после восстановления повреждений.


Вид на Богоявленский собор с юга
Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме. От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная.


Сочетание мощных купольных ротонд, характерных для итальянских базилик, с традиционным в России пятиглавием создало новый облик православного храма. Эти формы неоднократно (и с переменным успехом) копировались при строительстве соборных церквей в уездных городах России; но уже вскоре классицизм уступил место «русскому стилю», который уже на долгое время стал «официальным» в храмовой архитектуре.

К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. После реконструкция тесного и обветшавшего храма в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Новый храм был освящен 18 окт. 1853 г. митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).

В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены ступенчатые аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре. Трапезная сохранилась от древнейшей церкви Богоявления — предшественницы нынешнего собора. Если присмотреться, видны стилистические различия в декоре, характерном в данном случае не столько для ампира, сколько для барокко (оформление карнизов и углов здания, более богатые наличники и тому подобное).

Детали декора трапезной

На кровле установили широкий фигурный (граненый) купол над трапезной.

Завершение трапезной собора украшено настенными иконами. В центре — Иисус Христос, по бокам от него — Богородица и Иоанн Предтеча. Сейчас трудно поверить в это, но в старину иные неграмотные люди считали именно их — Святой Троицей. Борьбу с этим заблуждением, в частности, вел Патриарх Никон.

Вход на территорию перед храмом со стороны Спартаковской улицы
К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина. Стройная четырехъярусная колокольня полностью гармонирует с храмом, чего не всегда удавалось достичь архитекторам, которые вынуждены были пристраивать новые колокольни к уже существующим церквям; в данном случае обе части здания — современники, что, без сомнения, облегчило Тюрину задачу сохранения единой стилистики. И только, может быть, более старинная трапезная несколько выделяется из общего архитектурного контекста — но это способен различить лишь опытный глаз.

Вид на Богоявленский собор с юго-запада
Решение, успешно отработанное в эпоху господства классицизма. Колонны и пилястры подчеркивают устремленность сооружения вверх. В люкарнах завершения колокольни установлены часы, циферблаты которых выходят на четыре стороны света.

В 1895-м вызолотили иконостас, стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова, руководил работами живописец Афанасий Куликов. 19.
Рассмотрим архитектурные детали и отделку собора

В память о коронации Николая II, состоявшейся в 1896 году, прихожане собора заказали драгоценные вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями и государственными гербами. В 1900-м погост обнесли новой оградой на каменных столбах, к которой примыкала выстроенная на углу Елоховской и Красносельской улиц часовня. В подвале собора устроили камеру для духового отопления.

В 1902-1907 годах членами братства были основаны приют, вмещающий пятнадцать сирот и дом престарелых.

Елоховский Богоявленский собор — торжество позднего классицизма. Даже маленькие приходские храмы в стиле ампир смотрятся внушительными памятниками, а творение Тюрина просто грандиозно, архитектор сознательно пошел на утяжеление пропорций здания именно для придания ему максимальной торжественности. 26.
Богоявленский собор. 1882 год.
Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3 000 человек. Главный купол установлен на мощной световой ротонде, украшенной сдвоенными колоннами, которые полностью закрывают простенки между широкими окнами. На этом куполе помещена малая ротонда-«фонарик». Четыре боковых ротонды с малыми куполами несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку — следуя русским традициям храмового зодчества, Тюрин сохраняет пятиглавие. Верх храма при этом принял пирамидальную форму, что отвечает общему замыслу вертикальной устремленности Елоховского Богоявленского собора. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.

Вид на Богоявленский собор. Ракурс тот же что и на старом фото 1882 года.
Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета.

Внутренняя сторона купола. Фото стороннее.
На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия.

Интерьер Богоявленского собора. Фото стороннее.
В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие. Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.
Иконостас
В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы». В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века. 30.
Иконостас. Фото стороннее
Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне». В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.
Александр Сергеевич Пушкин
Как уже упоминалось, с Богоявленским Собором связано имя А.С. Пушкина. В этом храме 8 июня 1799 г. был крещен будущий великий русский поэт. Восприемниками при Крещении были граф А.И. Воронцов и О.В. Пушкина. Спустя 100 лет — 26 мая 1899 г. в храме отмечался юбилей А.С. Пушкина. Панихиду совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне прославленный священномученик, Владимир (Богоявленский). На юбилейной службе в честь поэта присутствовали генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович (впоследствии убитый революционерами). И его супруга Великая Княгиня (ныне прославленная преподобномученица) Елисавета Феодоровна. С 1992 г. на Богоявленском Соборе у входа установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.
31. Богоявленский собор с нижней Красносельской улицы
После революции
После Октябрьской революции многие религиозные учреждения были ликвидированы. Однако Богоявленский собор не закрыли и передали общине из 40 человек, зарегистрированной в ноябре 1918 года.
Рассмотрим теперь мозаичные панно в основании купола собора

Херувим
В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции.

Святая Троица
В 1927 году собору присвоили статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола.

Серафим
В 1929-м военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В.Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года.

Архангел Уриил
Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в собор в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). После его смерти в 1944-м он был похоронен в северном Никольском приделе собора.

Архангел Варахиил
22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть храм, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией.

Дом причта
В военные годы на колокольне храма был установлен пост противовоздушной обороны, защищавший Москву от бомбардировок. Предполагалось, что в случае захвата города немецкое военное командование проведёт богослужения в Богоявленском соборе в Елохове и в кирхе святых Петра и Павла. По распоряжению Государственного комитета обороны их заминировали, однако в январе 1942 года изъяли взрывчатые вещества и запалы.

В феврале 1945 года в Богоявленском соборе состоялся Поместный собор, на котором избрали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси — Алексия. Тогда же собору присвоили статус Патриаршего.

Архангел Иегудиил

Архангел Селафиил
Послевоенные годы
В июле 1946 года в церковь доставили раку с мощами Виленских святых. Перед их возвращением в Вильнюс у останков был отслужен торжественный молебен. В 1947 году, в честь 800-летия Москвы, в соборе отреставрировали иконостас, киоты, росписи и стены Патриаршей кафедры. Восстановление живописи центрального купола выполнила бригада художников под руководством иеромонаха Сергия. Настенные росписи в алтарной части храма обновлял Афанасий Куликов.

Богоявленский собор с Нижней Красносельской улицы — вид на Елоховский проезд
К празднованию 500-летия автокефалии Русской православной церкви в 1948 году для мощей святителя Алексия художником Михаилом Губониным был создан проект сени и раки. Выполнили гробницу из липового дерева братья Ворносковы: Сергей, Пётр, Василий и Михаил. Покров создали в виде шатра, украшенного шпилями и кокошниками с растительным орнаментом, раку покрыли ажурной резьбой. Однако из-за быстрого изнашивания крышки и позолоты вскоре была сооружена новая гробница. Её изготовил из бронзового сплава Григорий Васильевич Крупин.

Архангел Варахиил

Архангел Гавриил
В 1970-х годах здание храма получило два новых входа: с северной и южной сторон. Хоры, для которых соорудили центральный балкон, перенесли в подкупольное пространство. В подвале заново установили отопление, здание оборудовали двумя пассажирскими лифтами (на фото ниже). К началу 1980-х годов была построена алтарная апсида. В 1988-м, к празднованию 1000-летия Крещения Руси, капитально отремонтировали фасады, кровли, церковную ограду, фресковую живопись на внешней стороне стен.

Богоявленский собор — вид с Елоховского проезда
После того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным. В 2008 году в соборе был похоронен патриарх Алексий II.
Колокола
Богоявленский собор в Елохово не только никогда не закрывался, но и его колокола не прекращали звонить даже в самые тяжелые для Церкви годы. Когда советские власти ввели запрет на колокольный звон, в одном из алтарей Елоховского собора оборудовали небольшую звонницу. В более позднее время большой колокол Богоявленского собора треснул, и тогда его место занял колокол, который приобрели… у Большого театра. Отлитый в Москве в 1900 году пятитонный колокол, в свою очередь, достался театру из снесенной церкви Николая Чудотворца в Пыжах. В 80-е годы прошлого века — века технического прогресса — звонарей Елоховского собора попытались было заменить… «звонарной машиной», но из этой идеи ничего не вышло — автомат постоянно выходил из строя, и в конце концов на колокольню вернулись живые люди.45.

Архитектура Богоявленского собора в Елохово. Колокола Богоявленского Елоховского собора. Саша Митрахович. Портал posmotrin.by. Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Официальный сайт.
Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. Любартович В.А. Богоявления собор в Елохове. Православная энциклопедия. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 550-556. Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М.: Вече, 2007. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М.: КРОМ, 1995. Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М.: Профиздат, 1992.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Духовенство

ФОМА, ЕПИСКОП ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ (МОСОЛОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ)

Дата рождения: 30 ноября 1978 г.

Дата хиротонии: 6 декабря 2015 г.

Дата пострига: 3 апреля 1999 г.

День ангела: 3 апреля

Страна: Россия

Краткая биография:

Родился 30 ноября 1978 г. в с. Секретарка Оренбургской обл. в семье рабочих. В 1985-1995 гг. обучался в средней школе с. Секретарка.

В 1995-1999 гг. обучался в Самарской духовной семинарии.

В 1999-2004 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии.

3 апреля 1999 г. архиепископом Самарским и Сызранским Сергием в домовом храме Самарской духовной семинарии пострижен в мантию с именем Фома в честь свт. Фомы, патриарха Константинопольского.

4 апреля 1999 г. рукоположен в сан иеродиакона и назначен преподавателем Истории Поместных Православных Церквей в Самарской духовной семинарии.

1 июля 1999 г. назначен на должность дежурного помощника инспектора Самарской духовной семинарии, 1 октября 2001 г. переведен на должность старшего помощника проректора по воспитательной работе, 16 января 2001 г. назначен на должность эконома, 1 сентября 2006 г. — на должность проректора по финансово-хозяйственной части.

29 декабря 2002 г. рукоположен в сан иеромонаха.

16 апреля 2004 г. указом архиепископа Самарского Сергия назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Самары.

В 2004 г. возведен в сан игумена.

В 2010 г. проходил переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления.

С сентября 2011 г. — настоятель строящегося храма Успения Пресвятой Богородицы г. Самары (с сохранением должности настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы и проректора по финансово-хозяйственной части Самарской духовной семинарии).

28 июля 2012 г. назначен и.о. настоятеля Воскресенского мужского монастыря г. Самары.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 24) назначен игуменом Воскресенского мужского монастыря городского округа Самара.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 66) избран епископом Жигулевским, викарием Самарской епархии.

26 октября 2015 г. в Иверском монастыре г. Самары митрополитом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 3 декабря 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 6 декабря за Божественной литургией в Борисоглебском Аносином ставропигиальном монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 31) назначен Преосвященным Сызранским и Жигулевским.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 135) утвержден в должности священноархимандрита Вознесенского мужского монастыря г. Сызрани.

Решением Священного Синода от 30 мая 2019 г. (журнал № 48) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Павлово-Посадский», с освобождением от управления Сызранской епархией. Назначен первым заместителем председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

11 июня 2019 г. Святейшим Патриархом Кириллом назначен управляющим Западным викариатством, а также куратором Программы строительства православных храмов в Москве, указом от 13 июня — настоятелем храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы.

В июле 2019 г. назначен на должность председателя Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 23 июля 2019 г. назначен руководителем Административного секретариата Московской Патриархии.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 июля 2019 г. освобожден от должности куратора Программы строительства православных храмов в Москве.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 26 июля 2019 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма свт. Николая Мирликийского в Хамовниках г. Москвы.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. освобожден от должности первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (журнал № 116), включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви (журнал № 114).

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 22 апреля 2020 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АРЖАЕВ

Дата рождения: 26 июня 1937 г.

Небесный покровитель: Преп. Александр, первоначальник обители «Неусыпающих», 16 июля

Краткая биография:

В 1955 – 1963 гг. поступил в Ставропольскую духовную семинарию.

В 1967 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия.

10 мая 1970 г. рукоположен во диакона в академическом храме епископом Филаретом Дмитровским.

14 июля 1970 г. рукоположен во ресвитера Патриаршим Местоблюстителем Пименом в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Служение проходил в храме Знамения иконы Божией Матери, что в Крестовском переулке в Москве, в храме Всех святых, что на Соколе.
С июня 1985 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

ПРОТОИЕРЕЙ БОРИС ОБРЕМБАЛЬСКИЙ.

Дата рождения: 20 апреля 1964 г..

Небесный покровитель: Блг. Князь Борис, 15 мая

Краткая биография:

1981 г., средняя школа, 1982 г. – ТУ.

1986 – 1990 гг. учился в Московской духовной семинарии
1990 – 1994 гг. учился в Московской духовной академии.
18 ноября 1993 г. рукоположен во диакона Епископом Истринским Арсением,.
30 января 1994 г. рукоположен во пресвитера Епископом Дмитровским Филаретом в Покровском храме МДА.
С 11 апреля 2001 г. – штатный священник Богоявленского кафедрального собора.

ИЕРЕЙ МИХАИЛ РАЙЧИНЕЦ

Дата рождения: 16 ноября 1966 г.

Небесный покровитель: Святой Архистратиг Михаил, 21 ноября

Краткая биография:

1988 – 1991 гг. учился в Одесской духовной семинарии.

1991 – 1995 гг. учился в Московской духовной академии.

6 марта 1994 г. рукоположен во диакона Епископом Каширским Марком.

10 сентября 1994 г. рукоположен во пресвитера Епископом Дмитровским Филаретом.

В 15 ноября 1994 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, будучи студентом МДА, командирован в Богоявленский кафедральный собор г. Москвы

ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ АРТАМОНОВ

Дата рождения: 19 июня 1980 г.

Небесный покровитель: Прп. Алексий, человек Божий 30 марта

Краткая биография:

8 февраля 2004 г. рукоположен в сан диакона высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, в МДАиС.

С 11 августа 2004 г. служил в Храме св. вмц. Екатерины на Всполье.

25 декабря 2005 г. рукоположен во пресвитера высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, в МДАиС.

В 2006 г. закончил Московскую духовную семинарию.

С 5 июня 2006 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

В 2010 г. закончил Русскую Христианскую Гуманитарную Академию С.-Пб. (бакалавр).

В 2017 г. закончил Руссскую Христианскую Гуманитарную Академию С.-Пб. (магистр).

В 2017 г. закончил Общецерковную Аспирантуру и Докторантуру имени Кирилла и Мефодия (магистр).

ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ КОЗЛИВСКОВ

Дата рождения: 2 мая 1965 г.

Небесный покровитель: Прп. Алексий Человек Божий, 30 марта

Краткая биография:

1985 – 1991 гг. учился на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

2000 – 2003 гг. учился в Московской духовной семинарии (заочный сектор).

8 июня 2000 г. в храме Всех Святых, Патриаршем подворье на Соколе г. Москвы рукоположен в сан диакона Высокопреосвященным архиепископом Бронницким Тихоном

5 октября 2003 г. в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря г. Москвырукоположен в сан пресвитера Преосвященным епископом Орехово-Зуевским Алексием

С октября 2003 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

ИЕРЕЙ КОНСТАНТИН КОРНЕЕВ

Дата рождения: 10 июня 1982 г.

Небесный покровитель:

Краткая биография:

1999 — 2004 гг. Государственный Университет по землеустройству. Юридический факультет. Московская духовная академия.

2004-2009 гг. учился в Московской Духовной семинарии (очное отд.)

2009-2012 гг. учился в Московской Духовной академии (экстернат)

2 декабря 2008 г рукоположен в сан диакона в Покровском Академическом храме Высокопреосвященнейшим архиепископом Евгением Верейским.

8 июня 2009 г. рукоположен в сан пресвитера в Покровском Академическом храме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

ПРОТОДИАКОН НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВ

Дата рождения: 4 августа 1968 г.
Небесный покровитель: Святитель Николай, архиеп. Мир Ликийских, чудотворец 6/19 декабря

Краткая биография:

1983 – 1987 гг. учился в Зеленодольском строительном техникуме.
1989 – 1993 гг. учился в Московской Духовной семинарии

1993 – 1997 гг. учился в Московской Духовной академии (кандидат богословия)
11 апреля 1993 г. рукоположен в сан диакона в Храме Покрова Божией Матери при МДА Епископом Дмитровским Филаретом.

1993 – 1998 гг. служил диаконом в Храме Покрова Божией Матери при МДА.

С 1 сентября 1998 гг. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

ПРОТОДИАКОН ЕВГЕНИЙ ТРОФИМОВ

Дата рождения: 2 февраля 1959 г.

Небесный покровитель: Прп. Евгений, 25 февраля

Краткая биография:

В 1977 г. получил среднее специальное (медицинское ) образование при Академии мед. наук СССР, фельдшер-лаборант.

1992 – 1999 гг. учился в Московской Духовной семинарии (заочное отд.)

25 ноября 1990 г. рукоположен в сан диакона Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

ПРОТОДИАКОН МИХАИЛ ГРЕЧИШКИН

Дата рождения: 9 октября 1959 г., Тульская область

Небесный покровитель: 8/21 ноября Архангел Михаил

Краткая биография:

1967-1977 гг. – средняя сельская школа Тульской обл.

1977-1979 гг. – служба в рядах ВС

1980 г. – Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ)

1987 г. – Московский машиностроительный техникум

1998-2002 гг. – Московская Духовная Семинария

27 сентября 1997 г. – рукоположен во диакона в Богоявленском Кафедральном соборе архиепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым)

6 ноября-25 декабря 2012 г. – прошел курс повышения квалификации

ДИАКОН АЛЕКСИЙ КАТАННИКОВ

Дата рождения: 5 декабря 1977 г.

Небесный покровитель: Святитель Алексий митрополит Московский, 25 февраля

Краткая биография:

1994 – 1999 гг. учился в Педагогическом колледже г. Усмани (учитель начальных классов, учитель музыки).

1999 – 2002 гг. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (учитель музыки и культурологии).

2004 – 2012 гг. учился в Московской Духовной семинарии по сектору заочного отделения.

21 сентября 2006 г. рукоположен в сан диакона Преосвященным епископом Дмитровским Александром в храме святого пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы.

22 января 2013 г. назначен штатным диаконом Богоявленского кафедрального собора г. Москвы.

Объезд Москвы с иконой Божией Матери «Умиление». Утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

3 апреля 2020 года, в канун субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице перед чудотворным Серафимо-Дивеевским образом Божией Матери «Умиление» в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы.

Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил объезд вокруг Москвы с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский.

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление», келейная икона преподобного Серафима, в течение года хранится в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. По традиции, в канун Субботы Акафиста икона приносится Предстоятелем в Богоявленский собор.

Накануне Святейший Владыка обратился с призывом к верующим, пребывая в домах, совместно помолиться, начав чтение акафиста Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия — коронавирусной инфекции — с 16.00 по московскому времени (со времени начала объезда).

По окончании объезда Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Богоявленский кафедральный собор.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным викариатством г. Москвы; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами г. Москвы; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора; протоиерей Сергий Точеный, благочинный Богоявленского церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты — А.К. Майоров и Н.Н. Ласкорина).

Прямая трансляция богослужения осуществлялась на телеканалах «Спас» и «Союз» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

***

Икона Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского. Икона была обретена преподобным Серафимом в саровских лесах. Он называл ее «Радостью всех радостей». Чудотворный образ находился в его монастырской келье. Именно перед этой иконой святой отошел ко Господу 2 (14) января 1833 года.

В письменных воспоминаниях современников святого Серафима образ упоминается в описаниях последнего периода его жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, святой Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой.

После кончины преподобного Серафима икона «Умиление» была передана в Дивеевский женский монастырь, чудотворный образ стал главной святыней обители. Для поклонения этой иконе верующие в XIX веке преодолевали пешком сотни и тысячи километров.

В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти, в течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икона была передана Святейшему Патриарху Алексию II.

В настоящее время она постоянно находится в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Один раз в год — к празднику Похвалы Пресвятой Богородицы (празднуется в 5-ю субботу Великого поста) — Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят для всеобщего поклонения в Богоявленский Елоховский кафедральный собор г. Москвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси