Болгар Головин

Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина

Сегодня снова приходится констатировать, что наша Церковь (церковная общественность, верующие люди) стоит перед очень серьезной, опаснейшей проблемой, именуемой псевдостарчеством или лжедуховничеством.

То там, то тут появляются разного рода «старцы», «духовные учителя», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки», чье якобы «сильное» и «духовное» служение быстро обрастает множеством последователей, послушников и т. д. Удивляет, в первую очередь, та скорость, с которой формируются (если так можно сказать) эти старцы и чудотворцы. Речь не идёт об аскетическом и молитвенном подвиге (длинною в целую жизнь), о которых нам известно на примерах жизни прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и других истинных наставников Православной веры. Все проще: пошел слух о старце-прозорливце или «благодатном батюшке» (который предлагает «читать» Неусыпающую Псалтырь или некую многомиллионную «молитву по соглашению»), и вот самые простые люди (подчас не знающие основ православной веры, не говоря уже о догматическом учении или истории Церкви) легко клюют на «елейную» рекламу-приманку и образуют вокруг такого рода учителя буквально тоталитарную секту. В интернете создаются «официальные сайты» (в социальных сетях появляются многочисленные «официальные группы») этих «благодатных» батюшек-чудотворцев, о них снимаются рекламные ролики (в которых почти всегда присутствуют просьбы о пожертвовании на «миссионерские» проекты и «благотворительные» фонды).

Последнее время все большее внимание обращает на себя деятельность протоиерея Владимира Головина из г. Болгар (Татарстан), которого активно раскручивают (а другого слова не подобрать) в интернете и околоцерковной среде. В небольшой городок Казанской митрополии со всей страны стекаются паломники на некое «духовное лечение», после которого восторженно рассказывают о «ярком проповеднике», раздающем «рецепты» исполнения житейских и духовных прошений в форме «акафистов по соглашению». Удивляет рекламное уверение в том, что все просимое людьми в таком коллективном акафисте непременно сбудется и непременно в определенный срок. Уже здесь мы видим совершенно неправославный (и нехристианский) подход, напротив – магический, оккультный. Ведь подавать или не подавать просимое решает Тот, у Кого просят, т. е. Бог. А Господь смотрит на сердце (т. е. духовное состояние) каждого конкретного человека и в зависимости от полезности просимого (для спасения души) подает или не подает. Никакими молебнами или акафистами нельзя Бога понудить (заставить) исполнять мой земной «заказ», если оный пойдет во вред моему духовному состоянию, а посему в христианской традиции в просительных молитвах всегда наличествует одно веское «но»: «Если на то будет воля Твоя». На все воля Божия, а посему абсурдно слышать от последователей о. Владимира какие-то гарантии исполнений прошений, а тем более в некий «срок». Более того, люди, участвующие в т. н. «акафистах по соглашению», разные, с различным опытом духовной жизни (или отсутствием такового), с разными намерениями, устремлениями, различным пониманием самой сути вещей и духовных реальностей в частности. А отсюда и «единое просимое», мягко говоря, не определенно и непонятно, в чем именно согласны эти очень разные люди! В результате, подобная «соборная» молитвенная практика выглядит крайне сомнительно и вызывает множество вопросов.

Не меньше вопросов вызывает и тот факт, что в т. н. «обители» (согласно высказываниям его последователей) о. Владимира Головина на сеансах «духовного лечения» в обязательном порядке «пациентами»-паломниками должны быть приобретены специфические рубашки с отверстиями для помазания «жизненно важных органов», как будто иначе благодать не подействует. Благодать Божия действует не в силу придуманных о. Владимиром «установлений» и не в бизнес интересах его «обители»! Благодать Божия (подаваемая посредством священнодействий иерея) действует в силу веры, нравственной и духовной чистоты человека, который к этому Таинству приступает. О. Владимир во время священнодействия эффектно возлагает руки на болящих паломников, что воспринимается его последователями, как подражание древним апостолам. Стоит отметить, что апостолы возлагали руки, совершая Таинства Миропомазания и Священства, и доныне епископы (как приемники святых апостолов) совершают эти Таинства так же возложением рук (само слово хиротония от греч. χείρ — рука и τονεω — полагаю). Однако какое отношение к сей традиции имеют «исцеляющие хиротонии» Головина? Никакого. Чистое актерство, рассчитанное на красивый эффект. Так же вызывает недоумение ходящий по сети ролик, где о. Владимир Головин со слащавым умилением показывает свою шикарную усыпальницу… Опять же игра, рассчитанная вызывать умиление у неофитов.

Встречалось в интернете и фото о. Головина с празднования годовщины супружества («серебряная свадьба»), где немолодой батюшка-проповедник предстал… в белом фраке, что очередной раз весьма показательно раскрыло его личные актерские качества, характер акциониста. На фото о. Владимир и его супруга стоят со свечами (как на Таинстве венчания) в окружении людей с иконами (наподобие свидетелей). Что же это такое? Браку о. Владимира не хватает «благодатной энергетики» и они с супругой «подпитываются благодатью» через дополнительное «венчание»? К этому стоит добавить, что подобное «обновление брака» — уникальный продукт на рынке мистических услуг, и больше нигде не продаётся.

Еще больше вопросов вызывает экстравагантное, а правильней сказать, откровенно пошлое и кощунственное поведение «молитвенника». Так, на встрече с молодежью (!) о. Владимир попросил юных слушателей в подробностях (!!!) рассказать ему, как они представляют Иисуса Христа в момент справления Им естественных потребностей (да простят меня многоуважаемые братья и сестры за цитацию «образовательных программ» о. Владимира). Осмелюсь утверждать, что перед аудиторией (а слушателями «молитвенника» были в основном дети и молодые девушки) поднимать туалетные темы ни один нормальный человек не будет, тем более священник и тем более в отношении Самого Господа! Больше того, нормальному человеку не придет даже в голову задаваться подобными вопросами. Мы знаем, что Господь Иисус Христос взял на Себя наши немощи (в том числе и эти…), в Ветхом Завете иудеям даются конкретные указания (Втор. 23:13), как в жарком климате, в пустыни (при дефиците воды и отсутствии предметов личной гигиены) во избежание распространения инфекций избавляться от нечистот. Какую же духовную, нравственную, просветительскую пользу может извлечь интересующийся христианством человек из обсуждения туалетных тем? Если это интересно самому о. Владимиру, то, ему, пожалуй, стоит обратиться к историкам гебраистам, которые, может быть, расскажут соответствующие подробности из жизни иудеев на рубеже заветов.

Конечно, не ускользает из проповедей о. Владимира в храме и «самая современная» сексуальная тема. Перед своими последователями в храме «достопочитаемый молитвенник» приводит случай из своей жизни. С его же слов, в молодости он не хотел жениться, т. к. имел желание совершать непрестанную молитву и не мог представить совершение оной во время соития с супругой. Однако его таки вынудили вступить в брак, и во время интимной близости с женой он неожиданно запел: «Тебе Бога хвалим», чем напугал находившихся в соседней комнате родителей. Сразу вспоминается диалог главных героев из фильма «Курьер»:

— Представляю своего отца играющим в футбол.

— Да, зрелище, конечно, не для слабонервных.

Действительно, сексуальная «молитва» о. Владимира – тема не для слабонервных, с учетом того, что сам «старец» посчитал, что данное «пение» на самом деле есть молитва, мол «чистому все чисто» и «третьим с нами Бог»….

Дело в том, что подобными проповедями о. Владимир демонстрирует просто элементарное незнание и непонимание того – что такое молитва и духовная жизнь в целом. Данное непонимание у «молитвенника» наличествует не только на уровне опыта, но даже на уровне теоретическом. К чему же такой (лже) миссионер может привести? Как такой «духовный руководитель» может указать правильный путь к Богу, когда сам этого пути (и даже правильного направления) не знает. Из биографии, размещенной в интернете, непонятно закончил ли о. Владимир Московскую Духовную семинарию после поступления в нее или нет? По крайней мере, если он в ней и учился, то очень плохо. В интернете можно увидеть многочисленные, но по стилю и содержанию примитивные, неструктурированные, «елейные» проповеди священника.

Простой пример с непрестанной молитвой… Под непрестанной молитвой понимается не та модель поведения, когда человек постоянно вторит какие-то молитвы… И не та ситуация, когда во время близости с женой или по-пьяни человек заорет некое православное песнопение. Это не молитва!!! И совсем не потому, что интимные отношения между супругами (и получение наслаждения от оных) являются чем-то греховным. Христианская традиция всегда была далека от ханжеского отношения к интимной близости супругов! Именно в посланиях «убежденного холостяка» св. Апостола Павла мы читаем «брак честен и ложе нескверно» (и это же испрашивается будущей семье в чинопоследовании Таинства Венчания). Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV век) предполагают строгие прещения (наказания, отлучение) по отношению к тем, кто брак (в частности и в аспекте интимных отношений) считает чем-то греховным.

Итак, сама по себе супружеская близость (в рамках брака) не является грехом, сексуальные интенции человеческой природы (в рамках христианского брака) могут и должны служить выражением личностной нежности, любви, высшим же даром этого единения становится радость деторождения. Однако, молитва – это совсем иное!!! К месту будет вспомнить простую русскую пословицу – «Не стоит путать Божий дар с яичницей». Яичница в скоромный день – прекрасный завтрак, но это не благодать Божия. «И лапша хороша», как говорила героиня Татианы Пельцер в известной советской комедии, и, действительно, пищей насыщают плоть. Молитва же – дело ума. Совсем неслучайно высшее молитвенное состояние именуется «деланием умной молитвы» (собственно таковая и есть непрестанная молитва). Умной такая молитва называется не по той причине, что может быть какая-то неумная или глупая молитва. Здесь присутствуют некоторые трудности перевода с греческого языка. Умная (непрестанная) молитва – это молитва ума. Ум (согласно христианской антропологии) – это не разум и не рассудок.

Разум (λόγος ) согласно святоотеческим творениям (свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника, свт. Григория Паламы) есть рассудительная, мыслительная, словесная сила человека, априори оперирующая такими инструментами, как слово и понятие. Человек мыслит посредством слов и понятий (которые создаются в силу изучения человеком окружающего мира). Познавательная сила, интеллектуальные (аналитические) способности, воображение и память так же являются инструментами разума. Разум (λόγος) – это своего рода «компьютер», «оперативная система» человеческой души. Любая рассудочная деятельность человека оперирует внутренним словом (λόγος ένδιάθετος), которое является инструментом внутреннего обсуждения, диалога. И наша обычная молитва оперирует теми же инструментами. Даже когда мы молимся про себя, то все равно мы произносим слова молитвы разумом.

Однако помимо разума (λόγος ), в человека присутствует ум (νοῦς). Ум – это созерцательный орган. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе»1. «Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое»2, – говорит преподобный Антоний Великий. Ум (νοῦς) предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Созерцательная способность постигает природу сущего»3. Ум (νοῦς) воспринимает вещи в их непосредственном бытии, в их внутренней сущности, в свете Божественного замысла о них, а не в их физических проявлениях. Ум видит скрытое духовное начало в предметах созерцания. Поэтому умная молитва или молитва ума – это наличие в высшем органе человеческой природы именно молитвы, которая совершается (там – в уме) не словами (!!!), а определенным молитвенным духом! Иными словами – непрестанная молитва есть определенное благодатное состояние человеческого духа, когда (уже несловесная, но умная) молитва погружена в самые глубины человеческой природы, и внешне это состояние не может выражаться воплями каких-то песнопений во время супружеской близости.

Свт. Игнатий Брянчанинов (человек, прекрасно знавший святоотеческую традицию, скрупулезно и долго ее изучавший) так учил молиться: «Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив – содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огонь, огонь естества падшего, отвергается Богом»4. Во всех молитвословах мы найдем схожие рекомендации к совершению молитвы: необходимо отрешиться от всех волнующих чувств, от всех эмоций, земных забот, суеты, информации, достичь предельной чистоты разума, сосредоточения на обращении к Богу. Молитва всегда должна совершаться неспешно, благоговейно с верой и любовью! Достижение непрестанной или умной молитвы немыслимо без очень серьезных многолетних (!) аскетических подвигов, отрешения от мира, иной раз обетов молчальничества и затвора. Даже из тех, кто прославлен Богом во святых, по-настоящему достигали бесстрастной и непрестанной молитвы очень немногие. И во всем Православном Предании нет даже намека на то, чтобы непрестанная молитва достигалась в процессе интимной близости! И опять же, не потому что таковая (близость) в рамках брака есть нечто греховное, это естественное состояние человека. Но непрестанная молитва – есть вышеестественное состояние, для достижения которого приходится жертвовать естественными удовольствиями. Ум обретает чистоту (и, соответственно молитвенный настрой, собственно умную молитву) только тогда, когда он не тревожится чувственной природой человека. Именно эта идея красной нитью проходит через все святоотеческие творения.

Вероятно, о. Владимир Головин всего этого не знает, даже на теоретическом уровне. То, что говорит в своих проповедях знаменитый «проповедник», на самом деле является элементарной глупостью, смакуемой скабрёзностью и страшной грязью в устах уже немолодого человека в рясе. Чего стоит одно из многих его высказываний о практикуемом им «духовном лечении»: «Молебен — это кастрированная утреня. А все кастрированное не жизнеспособно. Поэтому мы не кастрируем в церкви, в Болгаре. Мы служим молебен с каноном».

Итак, человек даже теоретически не знает аспектов христианской аскетики, молитвы, самой духовной жизни и при этом он является «духовным учителем», к которому стекаются за «духовными благами» тысячи паломников со всей России. И здесь все просто — безответственный человек легко возьмет на себя любую ответственность! Прп. Нил Синайский (ученик свт. Иоанна Златоуста) писал: «Всякое искусство для успеха в оном требует времени и многого учения. (И только) за искусство искусств (духовное наставничество – Автор) берутся не учась»5. Такое состояние, на языке православных аскетов именуется «прелестью», т. е. состоянием глубочайшего самообмана, когда некий подвижник полагает некий свой личный духовный опыт в качестве безошибочного, а свое насущное духовное состояние в качестве непререкаемо благодатного и преисполненного любви. Свт. Игнатий Брянчанинов писал по этому поводу: «Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»6. Действительно актерство, и весьма не высокого качества. Достаточно увидеть на видеовыступлениях упоение Головина собственным словоблудием .

В заключение необходимо отметить, что все отечественные сектоведы сходятся в том, что цели и задачи любой секты — власть и деньги. И мы видим, как чисто сектантские приемы контролирования сознания применяются в т. н. «общине» о. Владимира Головина. Скажем тот же «Акафист по соглашению» должен читаться строго по времени часового пояса в котором находится город Болгар, где живёт чудо-батюшка. Даже Пасхальная заутреня, согласно Православной традиции, начинается не одновременно во всем православном мире, но в каждом часовом поясе в полночь, ибо у Бога, в мире вечности времени нет! Однако последователи о. Владимира ради чтения Акафиста должны встать хоть в час ночи, хоть в пять утра, чтобы присоединиться к всемирному молебствию. Чисто сектантская техника контролирования сознания – все делать по времени харизматического гуру.

Так же не стоит оставлять без внимания и тот факт, что о. Владимир в своих проповедях неоднократно заявлял, что детей не стоит отдавать в светские школы, что «светская школа бессмысленна», что «она не нужна», что она не столько дает знания, сколько отвращает от них. На видеоканале «обители» священник договорился до того, что, дескать, и таблица умножения уже не нужна, потому что у всех нормальных людей есть калькуляторы (как это напоминает умозаключение Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль»: «Зачем знать географию? Извозчик довезет!»), да и вообще знания в школе получать ни к чему. Зачем всё это нужно учить, если можно зайти в интернет и посмотреть. Один из примеров, который приводит священник, касается лечения. Из того сумбура, который он нёс, можно понять, что и лечиться можно по интернету, где подробно говорится о том, от каких болезней какие таблетки! А вот от молитв, которые совершаются в «обители» уже были зарегистрированы случаи исцеления от рака и СПИДа (то есть и таблеток никаких не надо). Это сообщается на их сайте!

Всё это, несомненно, является и антиобщественной пропагандой и излюбленным и, можно даже сказать, классическим методом сектантов. Ведь с безграмотным и доверчивым человеком «работать» легче.

И, конечно же, рубашки с отверстиями (для «духовного лечения»), как и само паломничество в обитель «старца» (автобусы, проживание в самой обители) — не бесплатны, перед этим необходимо «совершить перевод за поездку на карту Сбербанка (номер карты будет выслан по запросу»)!

Но и это еще не все! На сайте «обители» сообщается, что молитву по соглашению можно…. вы не поверите! — Усилить! Это раздел на сайте так и называется: «усилением молитвы по соглашению». Каким образом? Ну, конечно, за деньги. «Усиление» обойдется вам в 400 рублей за имя. А если вы захотите, чтобы о вас молились в «особых местах» (так здесь называют Храм Гроба Господня или, например, храмы, где покоятся мощи блаж. Матроны Московской, прп Сергия Радонежского, святителя Спиридона Тримифунтского и так далее – за ваши деньги помолятся у мощей любого святого, какого вы только не пожелаете) «особые благодатные молитвенники», то, пожалуйста, поставьте напротив указанного места галочку.

Но если вы думаете, что это всё – то глубоко ошибаетесь! Только четырьмястами рублями вам не отделаться. Вам еще нужно присоединиться к «особой группе», а присоединение тоже стоит денег – от 700 до 1500 рублей, в зависимости от того, как часто за вас будут молиться. А молиться, если верить сайту, могут очень интенсивно. В частности, как я уже говорил выше, обещают читать акафисты святым в 8 утра, в 2 часа дня, в 8 часов вечера и даже в 2 часа ночи по московскому времени.

Все это должно приносить весомые денежные дивиденды либо самому лидеру, либо тем, кто организовывает такой ажиотаж вокруг прельстившегося священника! Показательно, что Головин считает печально известного Славика Чебаркульского пророком (и ссылается при этом на неких старцев, которые его в этом уверили) и проповедует эскапизм (т. е. стремление бежать из городов в преддверии грядущего антихриста). Все это очень напоминает печально известные псевдоправославные секты, лидеры которых наживались на том, что запуганные ими их «духовные чада» продавали квартиры в городах, шли жить в «обители», а деньги за квартиры отдавали своим «старцам». В связи с этим деятельность протоиерея Владимира Головина вызывает очень большую тревогу и требует серьезного анализа – не только богословско-канонического, но и юридического!

Текст обновлен 29. 01. 2018 по просьбе Миссионерского отдела Новосибирской митрополии

Протоиерей Владимир Головин вышел за рамки приличий и учения Церкви

Епископ Пармен, фото: сайт Татарстанской митрополии

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен считает, что священник Владимир Головин, являющийся клириком возглавляемой им епархии, «явился поводом для соблазна».

По словам правящего архиерея Чистопольской епархии, ранее он неоднократно беседовал с отцом Владимиром и просил его не высказывать личные взгляды на учение Церкви, а если и беседовать с людьми, то в частном порядке.

“Еще в прошлом году я ему рекомендовал оставить это (взгляды — прим.ред.) при себе. И если и беседовать – то в частном диалоге с людьми, которые его могут понять, услышать”, — заявил епископ Пармен в интервью корреспонденту “Правмира”.

Он уточнил, что ранее рекомендовал священнику воздерживаться от публичного изложения спорных суждений на приходе и от имени священнослужителя Русской Православной Церкви.

Иерарх считает, что, тем не менее, протоиерей Владимир Головин “был неаккуратен”.

Он назвал “довольно странными” примеры, которые священник приводил при обсуждении физиологии Иисуса Христа и заявил, что в прошлом люди, имеющие статус и образование, в том числе стяжавшие в будущем святость, не позволяли себе “выражаться так вот резко”.

“Многое из того, что он делал, я считаю неправильным. Потому что если человек говорит о Церкви, тем более в сане священника, это обязывает его иметь опыт, грамотность. И рамки приличий, рамки догматического учения он не должен был переступать”, — подчеркнул епископ Пармен.

По словам правящего архиерея, священник Чистопольской епархии явился “поводом для соблазна”, особенно тех людей, которые недружественно относятся к Церкви и должен отвечать за свое мнение, которое “должно быть только личным”.

Епископ Пармен обещал вникнуть в финансовую ситуацию, сложившуюся на приходе, где служит священник Владимир Головин.

“После огласки я вникну в эти вопросы более глубоко, выясню все на месте, на приходе, где он этим занимается, расспрошу еще раз всех свидетелей, которые могут “за” и “против” сказать. И, полагаю, достойно с этим разберусь”, — сказал архиерей.

“Если я получу какие-то рекомендации из Патриархии, то они, разумеется, будут учтены и приняты во внимание, потому что считаю однозначно, что священник, служитель Церкви не имеет права делать соблазнов”, — добавил он.

По словам епископа преждевременно оценивать деятельность священника как сектантскую.

“Чтобы человека в рясе и кресте назвать сектантом, надо как-то изучить ситуацию и понять этого человека”, — заявил он.

“Я хочу изучить мнения, как правящий архиерей, я изучу это досконально, и тогда буду вооружен и смогу дать оценку”, — заключил епископ Пармен.

Извержение из сана

  • Церковные наказания для лиц духовных прот. Владислав Цыпин
  • Чинопоследования хиротоний и каноническая процедура извержения из сана свящ. Александр Рентель
  • Церковное запрещение и разрешение еп. Иоанн (Соколов)
  • О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения А.С. Смыкалин
  • Церковные наказания А.С. Смыкалин
  • Канонические постановления Православной Церкви о священстве. Наказания Т.А. Копяткевич
  • Чин извержения из священства, совершавшийся в киевской митрополии в XVII веке прот. Петр Орловский
  • Устав духовных консисторий

Изверже́ние из сана — самое суровое наказание духовного лица за нарушение служебных обязанностей и тяжёлые грехи.

Извержение из сана как крайняя степень наказания для клирика упоминается уже в ряде Апостольских правил (Ап. 12, 13, 32, 51; а также по конкретному поводу: Ап. 3, 5, 25, 30, 31, 35, 57). Так же об извержении из сана говорят правила: Правило 21 Шестого Вс. Собора, Правило 3 свт. Василия Великого.

Канонически власть извергать из сана принадлежит правящему епископу по отношению к клирикам всех степеней, включая пресвитерскую. Епископы же извергаются соборной властью. В настоящее время в соответствии с действующим «Положением о церковном суде Русской Православной Церкви» Извержение из сана, равно как и пожизненное запрещение в священнослужении диаконов и пресвитеров, а также отлучение от Церкви мирян налагается епархиальным архиереем с последующим утверждением этого акта Святейшим Патриархом (Ст. 47. 3), а епископы и иные лица, занимающие должности, назначение на которые входит в компетенцию Свящ. Синода, если они обвиняются по делам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей, извергаются из сана постановлением Общецерковного суда с последующим утверждением его Святейшим Патриархом, а также Свящ. Синодом, если из лишения сана вытекает необходимость увольнения наказанного от должности, назначение на которую производится Синодом (Ст. 49. 4).

Извержение из сана принципиально носит необратимый характер: священный сан, раз снятый, не может быть возвращен (Трул. 21; Васил. 3).

Поместный Собор 1917–1918 гг. вынес определение «О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду» (см. ниже). Исходя из него, только в случае судебной ошибки или при нарушении установленного порядка судопроизводства может быть пересмотрен приговор о лишении сана, но сан не может быть возвращен в порядке «помилования».

Извержение из сана во всех случаях является низведением в состояние мирян. Изверженные из сана сохраняют все права мирян, включая и право причащаться Св. Таин, какой бы ни была тяжесть содеянных ими грехов, за исключением симонии и получения сана посредством вмешательства «мирских начальников».

***

«Учения о неизгладимости священства в Православной Церкви нет, и в канонах нет никаких оснований такое учение находить, из них извлекать. Каноны, когда упоминают извержение из сана, то отчётливо и ясно говорят о том, что он низлагается в состояние мирян – такой лишённый сана священник. Но есть такое мнение среди духовенства и мирян, что нечто от неизгладимости священства существует. Но я нигде не находил авторитетных оснований для того, чтобы такие даже предположения высказывать».
протоиерей Владислав Цыпин

«Разумеется, благодать священства дает Сам Господь, но каким образом? Через Церковь, через решение епископа и совершаемое его руками священнодействие. Также через Церковь Бог и забирает этот дар – опять же, решением епископа или епископов. Ни первое не происходит каким-то незаметным, невидимым образом, ни второе, но решением тех, кого Сам Бог «поставил пастырями» в Своей Церкви (Еф.4:11)».
священник Георгий Максимов

***

О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду.

2 (15) августа 1918 г.

1. Лица, лишенные священного сана приговорами духовных судов, правильными по существу и форме, не могут быть восстановлены в сане.

2. Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными.

3. Лишенным священного сана до времени открытия Священ­ного Собора предоставляется возбудить ходатайство о пересмотре состоявшихся о них приговоров духовного суда в срок, назна­чаемый для сего особым соборным определением.

4. Впредь до установления Священным Собором нового устройства церковного суда дела о признании недействительными приговоров о лишении сана, утвержденных Святейшим Правительствующим Синодом, подлежат рассмотрению Священного Синода, коим и решаются окончательно.

Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 45.

Молитва за 700 рублей, прощение за 5000. Кто такой протоиерей-блогер Владимир Головин и как он лишился сана?

Епархия Татарской митрополии лишила священного сана протоиерея Владимира Головина из города Болгара. Архиереи уверены, что на базе небольшого храма мужчина создал сетевую финансовую структуру, основанную на вере своих интернет-последователей. Medialeaks разобрался, кто такой Владимир Головин, как он стал одним из самых популярных православных священников в соцсетях и почему был извергнут из сана.

Как священник остался без сана?

Владимир Головин — 58-летний священник из небольшого города Болгара в Татарстане. Мужчина служит протоиереем Свято-Авраамиевского храма, однако имеет сотни тысяч последователей как в России, так и за рубежом.

В середине февраля 2019 года Епархиальный суд Чистопольской епархии лишил Головина священного сана. Как сообщает «Интерфакс», мужчина был обвинён в создании общества, противопоставившего себя Русской православной церкви, искажении церковного учения о молитве и «клевете на священноначалие».

Несмотря на неоднократные предупреждения и призывы к покаянию, такового проявлено не было, учитывая вышеизложенное, извергнуть протоиерея Владимира Валентиновича Головина из священного сана.

В тот же день пользователи социальных сетей и последователи проповедника задались вопросом о справедливости такого решения. Люди стали оправдывать Головина и выступать с критикой в адрес РПЦ.

Власова Марина

Оригинал Это и есть начало конца??? Я сейчас впервые в жизни усомнилась в правильности дороги РПЦ. Точнее, действия некоторых клириков смущали всегда, но я гнала эти мысли, понимая, что в храм прихожу к Господу, но то, что произошло вчера, напрочь переворачивает моё миропонимание. Один из тех батюшек, чьи проповеди заставляли задуматься. За что? За то, что лизоблюдством не занимался и держался независимо властей? Что происходит???Оригинал

Как протоиерей встретил паству нового уровня?

Владимир Головин родился в 1961 году в Ульяновске. В 18 лет он поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1988 году был назначен настоятелем Свято-Авраамиевского прихода города Куйбышева, впоследствии переименованного в Болгар.

Деятельность Головина как проповедника началась в 2003 году, когда архиепископ Казанский и Татарстанский благословил его на общение с паломниками из различных городов России и зарубежья. Как сообщается на сайте последователей протоиерея православный-болгар.рф, к тому времени «за непрерывный тридцатилетний стаж священнического служения» мужчина начал «пользоваться заслуженным авторитетом среди горожан и представителей власти».

В середине 2013 года на YouTube стали появляться ролики с проповедями Головина, которые публиковали его адепты. Сегодня одним из самых популярных считается канал под названием golovinBolgar с 206 тысячами подписчиков. В среднем у каждого ролика более десяти тысяч просмотров.

Вскоре группа, посвящённая деятельности Головина, появилась и во «ВКонтакте». К началу 2019 года на паблик подписались более 86 тысяч человек, и позавидовать протоиерею могут даже администраторы звёздных сообществ. Каждая публикация собирает сотни лайков, десятки шеров и от 20 до 30 тысяч просмотров. Активность пользователей привела к тому, что в конце концов российские журналисты стали называть протоиерея священником-блогером.

В августе 2018 года Чистопольское епархиальное управление впервые выпустило заявление, в котором осудило деятельность Головина. Архиереи обвинили мужчину в создании некой сетевой финансовой структуры, работа которой вводит в заблуждение прихожан и идёт вразрез с традициями и канонами православной церкви.

Уже в сентябре Головину на три месяца запретили служение, а епархия потребовала от священника покаяться и отказаться от деятельности, «вносящей соблазн в жизнь церкви».

Претензия первая. Вера + деньги = молитва

Первой причиной для критики Головина со стороны епархии стали так называемые «соборные молитвы по соглашению с Болгаром», которые протоиерей начал проводить ещё в 2004 году. По мнению священника, это одна из древнейших молитв, которой людей научил сам Иисус Христос.

Традиционная молитва по соглашению — один из видов совместной церковной службы. Для её совершения несколько православных договариваются в определённое время просить у Господа одно и то же, даже если молящихся разделяют километры.

По своему содержанию «молитва по соглашению с Болгаром» не отличается от других видов молитв. На личном сайте Головина указано, что во время этого церковного бдения прихожане вместе со священником читают акафисты (род хвалебного церковного песнопения) Господу Иисусу Христу, Божией Матери и святым Божиим.

Особенность «молитвы по соглашению с Болгаром» заключается в способе организации встреч прихожан. С помощью интернета люди из разных стран и городов за деньги записываются на чтение акафиста и сами читают его у себя дома в то время, как такая же служба совершается в Свято-Авраамиевском храме. Как сообщается на сайте Головина, деньги верующих идут на поддержание церкви и на то, чтобы имя человека было помянуто протоиереем и молящимися в Болгаре.

Чтобы записаться, нужно зайти на личный сайт служителя и в разделе «Расписание» выбрать ту молитву, в которой вы хотите принять участие. Там же верующие могут найти необходимые для участия видео-, аудио- и текстовые материалы. После этого человек должен перейти на страницу молитва-по-соглашению.рф и отыскать в меню пункт «Как присоединиться». Далее желающий кликает на кнопку «Присоединиться к соборной молитве» и оказывается на новой странице, где ему предстоит указать своё имя, выбрать день, час, вид молитвы и зарегистрироваться для участия.

Присоединиться к «молитве по соглашению с Болгаром» можно минимум за 700 и 1500 рублей в зависимости от того, сколько раз вы захотите прочитать акафист. Эта сумма может достигать 30 тысяч рублей. Есть возможность и бесплатного участия в службе, однако такая услуга считается благотворительной, а для её получения человеку следует обратиться непосредственно к секретарю храма.

Популярность «молитвы по соглашению с Болгаром» среди последователей Головина объяснить просто. В видеообращениях и проповедях мужчина рассказывает, что совместная и платная церковная служба позволяет людям исполнить свои желания за счёт божественного вмешательства.

Когда все это закончится, я напишу автобиографический шедевр «Как я выжил, не выходя из дома». А что сделаешь ты?

Всё, что попросите, всё будет. Без вариантов! — говорит священник в эфире передачи «Выбор жизни» на телеканале «Союз».

Сейчас Свято-Авраамиевский храм в Болгаре считается центром для всех молящихся по соглашению. Другие служители РПЦ не согласны с тем, что «соборная молитва по соглашению с Болгаром» — древний дар Христа, и полагают, что Головин придумал её самостоятельно с целью заработать на верующих.

Складывается впечатление, что результативность молитвы ставится в зависимость от количества молящихся, синхронизации молитв с центром в городе Болгаре и от внесения определённой платы. За дополнительную плату обещается «усиление молитвы», выражающееся в том, что заказанное имя будет помянуто некими людьми в неких известных храмах и монастырях, — пишут служители епархии в своём заявлении.

Кроме того, по мнению архиереев, главная цель «молитвы по соглашению» Головина — это получение материальных благ, а Церковь по канонам выступает за чистоту духовную.

Претензия вторая. Очистить душу можно за два дня (нет)

Другая причина, по которой Головин оказался в опале, — это чин некоего «духовного лечения». По заявлению на сайте священника, это «способ исцеления телесных болезней и душевных недугов». Для этого верующие должны принимать участие в традиционных церковных таинствах (исповеди, причастии и соборовании), каждую субботу присоединяться к «молитве по соглашению», а также участвовать в необычном «молебне о болящих с индивидуальным помазанием».

В ходе молебна о болящих верующие приходят в храм, где получают белые одежды с прорезями на местах жизненно важных органов. Затем прихожане (сначала мужчины, потом женщины) надевают рубахи и выстраиваются в очередь перед алтарём.

Далее Головин, произнося молитву Господу, возлагает руки на головы каждого из этих людей, а клирики храма помазывают их тела елеем через разрезы в ткани. По словам протоиерея, с помощью ритуалов священник и его подчинённые очищают души прихожан, а следовательно уберегают их тела от болезней.

Бог во Христе пришёл в наш мир для того, чтобы спасти нас от греха, а следствием греха являются страдания, скорби, болезни, смерть, — объясняет Головин в своей проповеди «О духовном лечении».

Жители Болгара могут бесплатно принимать участие в курсе духовного лечения, а вот верующим из других городов такое служение встанет в копеечку. По инструкции на сайте Головина, иногородним православным следует выбрать в расписании интересующую их дату начала курса, а затем записаться на поездку, обратившись к организатору паломничества во «ВКонтакте».

После этого организатор вышлет паломнику реквизиты для оплаты поездки, а тот в свою очередь должен будет перевести на счёт пять тысяч рублей. За эти деньги человек сможет посетить автобусную экскурсию с гидом по Болгару и Казани, получит проживание на два дня и питание.

Ещё в августе 2018 года Чистопольская епархия заявила, что РПЦ не знает о практике духовного лечения по программе Головина, а затем объявила создание курса «актом самочиния» и нарушением присяги протоиерея. По словам служителей, духовное исцеление — это длительный процесс, который изменяет образ жизни человека с греховного на благочестивый за счёт усилий верующего.

Характерно, что в описании «духовного лечения» на одном из ресурсов протоиерея Владимира Головина таинство Евхаристии (причащение) определяется лишь как один из этапов этого «духовного лечения». Это противоречит православному пониманию главного таинства Церкви — Божественной Евхаристии, — сообщают члены епархии в заявлении.

Претензия третья. «Какое у тебя сейчас нижнее бельё?»

Третья причина, по которой епархия обратила внимание на деятельность Головина, — его неоднозначные и признанные кощунственными высказывания о святых и Боге. Так в одной из своих бесед с последователями Головин призвал слушателей представить «физические отправления» Христа. До сих пор богословы, теологи и священники стараются обходить стороной эту тему, так как она считается богохульной.

Впоследствии видео со скандальной проповедью Головина было удалено из сети, однако её фрагменты сохранились в статьях религиозных изданий.

Может, кто-то из вас, если серьёзно сейчас раздуматься, о чём я сейчас скажу, может, кто-то это… сможет уже быть другим. Я не говорю хуже, лучше, сейчас другой разговор. Другим. А вопрос вот какой: как вы думаете, Христос Спаситель, когда большую нужду справлял, он гигиену каким образом наводил? Чего вы молчите-то? — передают журналисты слова священника.

В то же время популярными среди пользователей соцсетей стали ролики, в которых Головин рассуждает о женском нижнем белье и о том, как должна одеваться современная женщина. Спойлер: так, как того хочет её муж.

Я спросил : «Какое у тебя сейчас нижнее бельё?» Она: «Что?!» Я говорю: «А мне цвет не нужен и форма, мне это не надо, я много чего видел, я женатый человек. Я о другом тебя спрашиваю — удобно или красиво?» Она подумала, говорит: «Всё-таки, наверное, удобно». А надо, чтобы было красиво.

Резонанс среди священнослужителей вызвали и слова Головина о том, как он пел богослужебный гимн во время секса с супругой. Также протоиерей советовал своим слушательницам смотреть «непристойные фильмы», если такое кино предпочитают мужья.

Как быть жене, если она замечает, что муж периодически смотрит развратные фото и видео? Сделать всё для того, чтобы муж только на неё посмотрел. Такой жене нужно посмотреть эти фото и видео и подумать, что это там мужа привлекает, чего во мне нет, что он там ищет?

Служители епархии признали речи Головина неподобающими для православного проповедника, а слова, касающиеся Христа, — граничащими с глумлением над Богом. Священники также отметили, что всему виной безграмотность проповедника.

Данные высказывания встречаются в проповедях протоиерея Владимира бессистемно, что позволяет определить их скорее как следствие богословской безграмотности проповедника, чем как сознательное выражение продуманных еретических концепций.

«Их проблема. Не моя»

После своего временного изгнания из сана Головин снял видео, в котором заявил, что его умышленно пытаются сместить с должности. По словам протоиерея, причиной для этого стал сговор 71-летнего митрополита Казанского Феофана Ашуркова с руководством Татарстана.

По церковным нормам российские священники уходят на пенсию в 75 лет, а потому, как уверяет Головин, Феофан беспокоится о своём профессиональном будущем и делает всё для того, чтобы избежать отчисления из штата служителей и «сделать карьеру в Москве, в Синоде».

В свою очередь руководство Татарстана, по словам Головина, поддерживает стремление митрополита покинуть Казань и помогает ему. Протоиерей уверен, это делается для того, чтобы Феофан поспособствовал превращению Болгара в преимущественно мусульманский город.

Видео с обращением Головина можно посмотреть здесь:

Пожертвования на миллион (буквально)

Журналисты сайта PASMI.ru утверждают, что у Головина есть причины для того, чтобы держаться за сан. По сообщению редакции, он легально зарабатывает сотни миллионов рублей на деятельности священнослужителя. Точная сумма дохода протоиерея остаётся неизвестной, однако о финансах проповедника рассуждают и пользователи соцсетей.

Андрей Ефанов

Оригинал С периодичностью раз в неделю моя тёща задается вопросом: может быть ей стоит заказать молитву у Владимира Головина? Уж больно красиво расписывают в её храме возможности этой чудо-молитвы. Посчитаем, сколько же стоит прайс Болгара за одного человека, если заказывать максимально действенный, так сказать, гарантированный результат.
31 500! Тридцать четыре тысячи семьсот рублей!
За одного человека!Оригинал

Сам Головин до сих пор не прокомментировал радикальное решение служителей епархии. Однако пользователи социальных сетей и последователи проповедника продолжают надеяться, что архиереи пересмотрят решение и вернут ему сан священнослужителя. Теперь люди готовы следовать за отцом Владимиром не ради исполнения личных желаний, а чтобы помочь проповеднику.

Для этого в группе во «ВКонтакте», посвящённой работе Головина, было создано отдельное обсуждение под названием «Встанем на молитву за отца Владимира». Подписчики из России, Белоруссии, Италии, Украины, Испании уже несколько дней самостоятельно назначают определённый час и читают в своих домах акафист святителю Николаю Чудотворцу. Именно к этому святому православные верующие обращаются в поисках надежды и утешения.

Ранее в центре скандала оказался другой российский священнослужитель — протоиерей Вячеслав Баскаков из Твери. Юзеры соцсетей обнаружили в его инстаграме фотографии с люксовыми вещами и заподозрили неладное. Оправдание Баскакова было как минимум необычным.

На служителей РПЦ жалуются не только прихожане, но и другие церковники. Подобная история произошла в станице Кущёвской, где алтарник записал на аудио, как к нему приставал священник. Епархия отреагировала мгновенно, но совсем не так, как вы себе представляете.

Деструктивная секта из Болгара — «движитель суверенитета Татарстана»?

В Чистопольской епархии РПЦ (Татарстан) впервые обратили внимание на многолетний деструктивный и сектантский характер общины протоиерея Владимира Головина — настоятеля храма мученика Авраамия в городе Болгар, который с недавних пор позиционируется руководством республики как «всероссийский духовный центр мусульман».

Внимание епархии привлекло учрежденное Головиным так называемое движение «за молитву по соглашению с Болгаром». «Активными участниками настойчиво пропагандируется идея об особой чудодейственной силе молитвы, совершаемой совместно с ее инициатором штатным клириком Чистопольской епархии протоиереем Владимиром Головиным в г. Болгар (Татарстан)», — говорится в заявлении епархиального управления. Что такое «молитва по соглашению»? Простыми словами, это бизнес-проект Головина по «продаже» православным всего мира «усиленной благодати» производства города Болгар. «Усиленная благодать» посылается верующим в храме мученика Авраамия и в скиту Воскресения Христова в селе Балымеры под Болгаром, когда прихожане и духовенство читают молитвы. Головин внушает своим последователям: совершаемые в этих местах Татарстана соборные молитвы обладают особой чудодейственной силой. Сотворив такую молитву, человек может исцелиться от тяжелой болезни, найти жениха или невесту, выйти из трудной финансовой ситуации, в общем, избавиться за считанное время от всех житейских невзгод.

«Молитва по соглашению с Болгаром» — способ приобщения к «усиленной благодати» для тех, кто не может приехать в Болгар. Способы применения «молитв по соглашению» указаны на персональном сайте Головина в виде пошаговой инструкции. К примеру, надо излечить человека от алкоголизма. Первый шаг — узнается через интернет, какие молитвы читаются на этот случай в общине «чудодейственнного» болгарского батюшки. За алкоголиков там молятся как и в других приходах — иконе Божьей Матери «Неупиваемая чаша», но в определенные дни и часы. Следующий шаг — надо в эти дни и в указанные на специальном сайте часы по московскому времени читать акафист «Неупиваемой чаше», представляя, что делаешь это в Болгаре вместе с прихожанами протоиерея Головина. Перед этим надо сообщить Владимиру Головину по интернету, что не проживающий в Болгаре имярек, как говорят в церкви, алчет совместных с Болгаром молитв с целью духовного оздоровления себя или другого человека. Нужно «записать Ваше имя (или имена тех людей, за которых Вы будете молиться) для поминовения в Болгаре, чтобы через это поминовение быть в незримой духовной связи со всеми молящимися по соглашению». Человек регистрирует нужные ему имена через электронную форму на специальном сайте — и может смело молиться с надеждой на скорое успешное окончание «эксплуатации системы». На случай духовных затруднений «разработчики» предусмотрели опцию «дистанционной помощи» — выложенные на специальных сайтах советы отца Владимира. «Получив просимое в молитве по соглашению, не забудьте поделиться об этом со своими братьями и сестрами во Христе, которых, быть может, вдохновит на молитву по соглашению именно Ваше свидетельство. Поделиться свидетельством помощи Божией по молитве «, — говорится в заключительном пункте «инструкции по применению».

За участие в «программе» Владимира Головина ее участники вносят плату по безналичному расчету по указаным на сайте или присланным им банковским реквизитам. Если излеченный методом болгарского батюшки алкоголик хочет по тому же методу завести себе семью или найти работу — эти «услуги» он оплачивает отдельно. «За дополнительную плату обещается „усиление молитвы“, выражающееся в том, что заказанное имя будет помянуто некими людьми в неких известных храмах и монастырях. Протоиерей Владимир Головин уверяет, что эта молитва в обязательном порядке дарует просимое тому, кто ее практикует. В частности, в рекламной передаче на одном из телеканалов Головин недвусмысленно об этом говорит. „Все, что попросите, все будет. Без вариантов!“. Подобные же заявления, выполненные в стилистике рекламы страховых компаний или банковских услуг, транслируются в многочисленных роликах на канале YouTube, причем результаты молитвы обещаются сугубо материальные», — сообщает Чистопольская епархия.

Особая разновидность «молитвы по соглашению» — разработанная Головиным практика «духовного лечения» медицинских недугов. На сайте священника-«целителя» говорится: «Многие люди, услышав об этой возможности и присоединившись к соборной молитве, уже пожали свои плоды: кто-то из тех, кого врачи „списали“ как бесплодных, смогли родить здоровых детей, кто-то получил от Господа исцеление болезней, которые современная медицина не лечит. Но главное, что пережили все эти люди — это присутствие Бога в их жизни, деятельное осознание того, что Бог очень близко, и что Он любит нас больше, чем кто-либо». Более честнее разработчикам вместо Бога было бы написать «Болгар» или «Татарстан». Вот, что говорится в заявлении Чистопольской епархии: «В одной из своих так называемых «базовых проповедей» Владимир Головин именует «молитву по соглашению» «нашим новым вселенским делом», центром которого является город Болгар. В стиле неопятидесятнических проповедников протоиерей Владимир Головин заявляет: «Господь дает нам быть в той точке земного шара, откуда с неба идут толчки Святого Духа, и цунами волнами по всей планете расходятся… Слава Богу, что удается быть в таком месте и в таком высоком деле! Мы в эпицентре цунами Святого Духа, идущего по миру, меняющего этот мир и преображающего его». «Молитву по соглашению с Болгаром» ее создатель представляет ее как едва ли не самую древнюю и совершенную форму молитвы, «незаслуженно забытый великий дар Христа», якобы возрожденный им лично, протоиереем Владимиром Головиным, в Болгаре в 2004 году.

«Вовлечение десятков или сотен тысяч, а по словам рекламы данного движения, „миллионов людей по всему миру“ в это массовое действо привело к тому, что в сети интернет появляются свидетельства противопоставления участников указанной практики всей полноте Русской Православной Церкви», — сообщает Чистопольская епархия. В своей общине Головин разрешил молиться за не крещеных в Русской православной церкви: мусульман, иудеев, буддистов итд. Порядок такой молитвы священник разъяснил следующим образом. В церкви молятся «о богохранимой стране нашей Российской, о властех и воинстве ея». «А разве в российской власти все крещеные? Значит молиться за некрещеных можно», — говорит Головин.

На этот счет необходимо дать разъяснение. Чин соборной молитвы «О Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея» в России учредили в 1918 году взамен прежней о здравии российского императора и членов его семьи. Руководство РПЦ тогда постановило духовенству и мирянам молиться за большевиков — воинствующих атеистов, апеллируя к опыту христиан в языческом Древнем Риме. Древнеримские христиане совершали общие молитвы за императоров — гонителей христиан, тем самым обращаясь к Богу, чтобы Он наставил языческие власти империи на путь истинный. В годы советских гонений на церковь православные тоже молились «о властех и воинстве», не молясь при этом персонально за Льва Троцкого, Емельяна Ярославского или Никиту Хрущева. Данной нейтральной по характеру богослужебной формулой сегодня в храмах поминают как крещеных в православии, так и некрещеных представителей властей и силовых структур Российской Федерации. Это общая, соборная молитва, а не персональная — от отдельного мирянина за какого-то отдельного политика, чиновника или военного. Разрешение Головиным соборно молиться в церкви за неправославных не имеет ничего общего с канонами и традициями Русской церви. Головин сам это понимает, и поэтому отдельно оговаривает: чтобы не вызвать нареканий, православному лучше молиться за людей других вер в молитве по соглашению — то есть в общине Владимира Головина.

Вне канонического поля лежит и утверждение Владимира Головина, что в храмах якобы нельзя подавать записки за крещеных людей, попавщих в секты. По церковным правилам, в таком случае нельзя подавать записку, только если крещеный в православии человек занимается колдовством. В остальных случаях отошедший от церкви человек указывается в записке как «заблудший» и поминается на литургии в числе других православных. Священники настоятельно рекомендуют близким «заблудшего» молиться за него в храме и в домашней молитве, а в особенно тяжких случаях советуют ездить с такой молитвой по святым местам. Запрещая молиться в храме о «заблудших», Головин высказал: раз они не исповедуются и причащаются, значит к церкви не принадлежат. Такая точка зрения квалифицируется в РПЦ как антихристианская.

Священник-«целитель», он же по совместительству успешный коммерсант, отличился и куда более оригинальными и антиправославными «инновациями». В своих проповедях он высказывается, что только в его общине есть христиане, а в других православных приходах — сплошь еретики-монофизиты, не видящие в Христе Богочеловека. Доказывая базовый догмат о вочеловечивании Сына Божьего, «чудотворец» Головин опустился до кощунственных росказней о том, как Христос в человеческой природе справлял нужду и соблюдал личную гигиену. «Для России православной, для тех, кто входит в Русскую Православную Церковь, вопрос это не праздный — в какой ноздре любил ковыряться Христос. Это очень важный вопрос», — сказал Головин. В другой проповеди Головин советовал прихожанкам: если их мужья смотрят эротику и порнографию, то надо не порицать мужчин за это, а смотреть непристойности вместе с ними. Несмотря на пенсионный возраст, Головин — большой любитель поговорить о интимных делах. Своим прихожанкам он с видом знатока рекомендует определенные марки и фасоны нижнего белья, рассказывает во всех подробностях о своей половой жизни, вплоть до обстоятельств первой брачной ночи с супругой. Прихожане давно заметили, что отец Владимир любит называть себя гинекологом. Головин запрещает своим прихожанам отдавать детей в светские школы, потому что, по его словам, когда в период полового созревания девочка и мальчик находятся вместе, то «ничего хорошего не будет». «Я учился в такой школе, я знаю», — наставляет «целитель».

Центральная часть деятельности священника Головина — это все же не сексуальная жизнь, а сакральное значение Татарстана для мирового православия. По аналогии с «богословием после Освенцима» штудии батюшки можно назвать «богословием после Болгара». Священник очень любит пересказывать популярную в нынешнем Татарстане антиисторическую байку о том, что храм Покрова на Нерли якобы построен из камней, которые князь Андрей Боголюбский привез из похода на Волжскую Булгарию. В интепретации Головина получается, что великим князем Владимирским был разорен город Болгар, которого в годы жизни Боголюбского и не существовало. «Преступление» Боголюбского по отношению к нынешней Республике Татарстан обрекло Россию на свержение монархии, убийство царской семьи, гражданскую войну, «безбожные пятилетки», ГУЛАГ, нацистские зверства и так далее, вплоть до распада СССР и «лихих девяностых». Преступление сына Юрия Долгорукого против Татарстана, по словам Головина, обернулось похищением в 1904 году из Богородицкого монастыря Казани Казанской иконы Божьей Матери.

«Перед падением Российской монархии Богородица ушла. Не было Ее с нами в годы страшных гонений, напрасно молились ей новомученики, не слышала она умирающих на фронтах Великой Отечественной войны солдат… Ушла и покинула СССР. А вернулась лишь с копией похищенного образа, которую Ватикан передал России в 2004 году (так называемый „ватиканский список“ Казанской иконы Божьей матери, вывезенный после событий 1917 года за границу и оказавшийся в покоях у Папы Римского Иоанна Павла II — прим. EADaily ), — кратко пересказывает путаное „болгарское богословие“ авторства Головина сектовед Александр Дворкин, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Икона вернулась в Казань, а наш-то Болгар где? В Казанской митрополии! Вот он неопровержимый знак того, что именно отсюда пойдет возрождение России! В чем же оно проявится? В небывалой волне Святого Духа, разумеется. А что является этой волной? Правильно, „соборная молитва по соглашению“, центр которой как раз находится у нас в Болгаре».

Непотопляемость Головина связывают с его близостью к экс-митрополиту Казанскому и властям республики, которые с 2010 года заняты возрождением древней столицы Волжской Булгарии и превращением ее в «центр российского ислама». До сих пор, стоит в Болгар приехать высоким чиновникам из Казани, их от православной стороны встречает протоиерей Анастасий Головин — сын батюшки-«коммерсанта» и по совместительству его преемник на посту благочинного Спасского округа. Несмотря на то, что откровенно раскольническая деятельность Головина-старшего имеет многолетний стаж, митрополит Казанский Феофан (Ашурков) назначил по деяниям батюшки-«коммерсанта» проверяющую комиссию только в марте 2018 года. Кроме сомнительных «богословствований» Головина, проверяющие должны были проверить деятельность созданной священником финансовой сети, состоящей из благотворительных и духовно-просветительских организаций сомнительного свойства. Что примечательно: в комиссию, вопреки церковным правилам и нормативам экспертизы, вошел местный благочинный — он же родной сын проверяемого…

К концу августа проверяющие сделали предварительные выводы. «Деятельность протоиерея Владимира Головина не соответствует Священному Преданию Церкви Христовой. Ее целью является продвижение практики „молитвы по соглашению с Болгаром“, по сути, харизматического антицерковного движения, изолирующего его членов от других членов Церкви. Также следует отметить, что антицерковныйй характер имеет информационная активность сподвижников Владимира Головина, которая создала ему ореол гонимого духовного лидера».

Проверяющие выявили, что Головин осуществляет свою «духовно-просветительскую» деятельность, не имея и среднего духовного образования, будучи богословски просто неграмотным. Комиссия должна дать в итоговом заключении ответы на финансовые вопросы: 1) куда тратят пожертвованные деньги многочисленные «секретари» протоиерея Головина; 2) на чьи счета приходят пожертвования от последователей; 3) в чем причина столь многочисленных «точек» приема пожертвований, электронных кошельков, иностранных счетов; 4) для чего необходимы Головину паспортные данные жертвователей и каким образом он их классифицирует и хранит, и т. д.

Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов инспектируют строительство гостиницы в Болгаре. Фото: gran-kazan.ru

Разоблаченный батюшка-коммерсант и лжецелитель — яркая страница из не столь давнего состояния православной жизни в республике и еще один факт из реальной жизни Болгара — одной из «визитных карточек» Татарстана. О том, как реально обстоят дела в мусульманской части воссозданного с нуля древнего города, ранее сообщалось в специальном репортаже EADaily. По словам автора, создаваемая при поддержке федерального центра и под патронажем бывшего президента Татарстана, а ныне госсоветника Минтимера Шаймиева Исламская академия в Болгаре может оказаться вузом-призраком. Говоря о болгарском богослове Владимире Головине, нельзя не обойти стороной его патрона Анастасия (Меткина). Молва о нетрадиционных сексуальных склонностях экс-митрополита родила в журналистских кругах мем «голубая луна над Казанской семинарией». А когда шалуна-митрополита перевели в 2015 году от «греха подальше» в Ульяновск, верующие едва не прогнали его с криками «анаксиос!» (недостоин). Такой «чести» удостоился многолетний православный пастырь «суперблагополучного» субъекта Российской Федерации, давший при Шаймиеве архиерейское благословение возрождению Болгара.