Бородино лермонтов

Лермонтов «Бородино»

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Наполеон Бонапарт имел в отношении России огромные планы. Французский император уже мнил себя хозяином мира, поговаривая: «Осталась одна Россия, но я раздавлю ее».

Давить Россию он пошел с 600-тысячной армией, которая, действительно, достаточно уверенно продвигалась вглубь страны. Но, так называемая крестьянская война заметно подрывала здоровье и численность войска Наполеона. Но завоеватели шли, оставляя за собой след пепелищ. Впереди была Москва.

Французский император надеялся, что он одним мощным ударом в сжатые сроки завоюет страну, но тактика российских полководцев была иной: задушить мелкими сражениями, чтобы потом наступить так наступить! И Бородино стало переломным в истории войны 1812-го года.

Сто в минуту

О Бородинском сражении и его значении говорят так много, что кажется – оно было затяжным. Но битва под Бородино попала в список самых ярких, важных, кровавых однодневных сражений.

7 сентября у села Бородино, в 125 км западнее Москвы, в 5.30 утра французы начали артобстрел, а потом пошли в атаку. Бой продолжался около 12-ти часов. За это время на тот свет отправилось по разным данным от 80 до 100 тысяч французов и русских. Если подсчитать, то в минуту, выходит, умирало по сто бойцов.

Герои

Бородинская битва принесла известность русским полководцам, которые мастерски справились со своей задачей. Фамилии Кутузова, Раевского, Ермолова, Багратиона, Барклая де Толли вошли в книги по истории. Кстати, Барклая де Толли не так уж жаловали в армии, хотя именно он предложил вести партизанскую войну против французов, которая заметно сократила их численность. Под Бородино генерал трижды менял лошадь – пули и снаряды погубили троих животных, но у самого генерала не было и ранения.

Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов.

И, конечно же, прославился Кутузов. Наверняка вы сразу же представили себе седого старца с закрытым глазом. Ничего подобного! Кутузов в то время был достаточно подвижным пожилым человеком, и повязку на глазу не носил. Настоящий орел! Кстати, об орлах. Есть легенда, что во время сражения над Кутузовым парил орел. Об этом написал в своих мемуарах Борис Голицын.

А это та же самая сцена глазами реконструкторов.

Могила французской кавалерии

Именно так прозвали батарею Раевского. Ее французы не могли взять в течение семи часов. Именно там погибло наибольшее число наполеоновских кавалеристов. До сих пор историки спорят зачем русские войска оставили Шевардинский редут. Можно предположить, что Кутузов как бы специально подставлял свой левый фланг, ослабленный, открытый. Он укрепил его флешами, за которые разгорелся бой и там французы и русские много потеряли. Кутузов очень опасался за свой правый флаг, за новую Смоленскую дорогу. Ведь это был прямой короткий путь на Можайск, и, соответственно, на Москву.

Кстати, вести грамотный бой помогла еще и местность. Это один из немногих подмосковных районов, который представляет из себя скорее открытые поля. Это, по мнению Кутузова, было существенным плюсом для русской армии. Русские появились на Бородинском поле за 4 дня до сражения. Кутузов написал Александру Первому, что «позиция при селе Бородино одна из наилучших, которая на здешних плоских местах найти можно. Слабое место сей позиции я постараюсь исправить искусством. Но если неприятель будет маневрировать, то мне придется еще раз отступить».

За кем победа?

Это, пожалуй, главный вопрос до сих пор. Мы привыкли думать, что Бородинское сражение, конечно же, выиграли русские. Французы считают, что победа осталась за ними. По силе духа, мощи, стойкости победа, конечно же на стороне русских. Наполеон был чрезвычайно разочарован, когда слушал отчеты своих генералов: пленных единицы, орудий захвачены раз, два – и обчелся. Позиции, которые они с трудом так завоевывали, продвигаясь вперед к Москве, не приносили ему пленных. Русские не бросали на поле раненых, забирая их собой, если приходилось отступать. Моральный дух русской армии раздавил Наполеона. Он не мог понять, к тому же с явным проигрышем по численности удается так держаться. Но, ведь на следующий день Кутузов приказал отступать, чтобы пополнить ряды новыми бойцами, поднакопить силы.

Каждый из полководцев записал победу на свой счет. Известно, что Наполеон сказал о сражении: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право не считать себя побежденными».

Но российский император Александр I понимал, что дух народа нужно поднимать, и он объявил Бородинское сражение как безоговорочную победу русских, а Кутузова сделал генералом-фельдмаршалом.

Гусарская баллада

После окончания Отечественной войны 1812 года люди почувствовали, что прикоснулись к истории. Произошел творческий взрыв: художники, писатели, поэты, профессионалы, дилетанты – все решили отобразить эту кровопролитную битву. Появился даже специальный алфавит с иллюстрациями и небольшими стишками о том сражении для детей.

Мноджество книг было написано и снято фильмов о Бородино. Но, пожалуй, самой любимой картиной останется «Гусарская баллада». И история положенная в основу этой картины вполне себе реальная.

Шурочки совсем не выдумка! А вот повязка на глазу — самая что ни на есть.

Без женщин в Бородинском сражении, действительно, не обошлось. В ней учувствовала Надежда Дурова. Отрезав волосы и надев мундир, Дурова сбежала от родителей и посвятила себя военному делу, даже поступила в Уланский полк. Бытует мнение, что именно с нее автор пьесы «Давным-давно» и сценария фильма «Гусарская баллада» Александр Гладков срисовал главную героиню Шурочку.

По всем документам Надежда была Александром Андреевичем Александровым, ее даже воспроизвели в офицеры. Под Бородино она была контужена, ей попало ядро в ногу, но женщина осталась жива.

Любовь к военному делу Надюше привили еще в детстве, но не намеренно. Мать отказывалась заниматься ее воспитанием – она хотела мальчика-наследника, а не девочку – и ее воспитывал гусар Астахов. А в 12 лет девочка уже ловко сидела в седле и лихо управлялась с конем. Все эти умения пригодились ей на войне.

Монумент героям Бородинского сражения.

Продолжение через 100 лет

В 1912 году затонул французский корабль. На нем в Россию перевозили 8-метровый столб из красного гранита. На нем была надпись «Мертвым Великой армии» (так называли армию Наполеона). Его должны были установить на Бородинском поле. Но несмотря на то, что первый монумент так и не добрался до России, через год все-таки установили другой.

А вот в России к празднованию 100-летия со дня завершения Отечественной войны 1812 года в живых еще был один из ее участников. Павелу Яковлевичу Толстогузову было 117 лет!

Уникальная панорама

В Росси есть уникальный музей-панорама, который находится в Москве на Кутузовском проспекте. Здание воздвигли к 150-летию со дня Бородинского сражения. Именно там выставляется панорама Франца Алексеевича Рубо, которую художник, кстати, с французскими корнями, написал к 100-летней годовщине.

Художник изобрази кульминационной момент битвы. Над Панорамой художник работал почти три года. Для этой панорамы построили специальное здание, но после октябрьской революции его отдали под техникум, а картину скатали в рулон. Понятно, что о его сохранности никто толком не заботился. О ней забыли на 40 лет. Но в пятидесятые годы полотно все-таки смогли отреставрировать, а в 1962-ом его разместили в отстроенном здании музея-панорамы «Бородинская битва».

Еще одну панораму не так давно закончил англичанин Джерри Уэст. он изготавливал ее на протяжении 40 лет. Уэст специально приезжал в Россию, побывал на Бородинском поле, посещал реконструкции. Макет битвы выполнен в масштабе 1 к 72. Он включает в себя 21 тысячу фигур, средняя их высота составляет всего 25 миллиметров.

Взятие русского редута французскими гренадерами Литография Ластейи по оригиналу К. Верне. 18130-е годы.

Не смотря на то, чтом Наполеон эту битву посчитал своим успехом, она стала основополагающей для того, чтобы русская армия, которая хоть и понесла огромные потери, но сохранила дух победителя, начала «выдавливать» французов из России.

Анализ стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова

Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

«Бородино» — отрывок стихотворения

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Краткий анализ «Бородина» Лермонтова

Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.

В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.

Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.

Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

Поэтический анализ стихотворения “Бородино”

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, кто написал Бородино а так же немало стихотворений. Но самое знаменитое произведение на тему родины у Лермонтова является – «Бородино». Стихотворение «Бородино» было написано в 1937 году.

В стихотворении «Бородино» описывается сражение русской армии против наполеоновских войск. В стихотворении рассказывается об историческом событии. Это война России с Францией в 1812 году. Бородинское сражение – это безжалостная битва. В этой битве погибло немало отважных воинов, которые сражались за Москву, за свою Родину.

Сюжет стихотворения – это, рассказ солдата о Бородинском сражении, который горд за свой народ, за тех солдат, которые сражались за родину. Он восхищается отважными солдатами, которые погибли и выжили в том сражении. Они сражались не на жизнь, а на смерть. Ветеран сражения утверждает, что народ предан своей родине. Он горд за свое поколение.

Поэт восхищается обычными солдатами, народом, а не полководцами и генералами. По мнению М.Ю. Лермонтова в русском солдате воплотились все положительные качества: мужество, героизм, стойкость, смелость, отвага.

Стихотворение начинается с разговора молодого солдата и участника Бородинского сражения:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Молодой солдат хочет узнать, о тех событиях, которые происходили в те далекие времена.

Дядя подробно рассказывает о Бородинском сражении. Страшные испытания преодолели обычные солдаты в этой битве. Он восхищается своим поколением и ругает нынешнее молодое поколение:

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:»

По его мнению, молодое поколение не способно на подвиги ради своей страны. И тем самым утверждает, что молодое поколение равнодушное.

В стихотворении рассказывается о масштабном сражении. Ярко описывается бой:

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

«Бородино» — популярное произведение, которое будет всегда восхищать людей. Ведь в этом гениальном стихотворении рассказывается о героизме русского народа. Обычные люди испытали на своих плечах всю тяжесть войны. Произведение «Бородино» не оставит никого равнодушным. Меня переполняют эмоции о прочитанном. Я горда за тех солдат, которые сражались за свою родину до конца, не жалея себя.

Развернутый анализ стихотворения

Вариант 1

В 5–6 классах пишут сочинение-анализ стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова. Юный автор, интересовавшийся знаменитым сражением 1812 г., обращался к свидетельствам старших современников-участников события, а также самостоятельно изучал ход битвы. Первая попытка поэтического осмысления исторического боя датирована 1830—31 гг. Поэма Скотта «Поле Ватерлоо» и торжественная лирика поэта-гусара Давыдова послужили источниками, повлиявшими на художественный стиль лермонтовского произведения.

«Поле Бородина» — своеобразный набросок, эскиз к известному творению «Бородино», которое появилось шестью годами позднее. Перенеся в последнее наиболее удачные фрагменты раннего варианта, поэт поступил подобно художнику, отрабатывающему детали большого полотна на отдельных набросках.

В обоих стихотворениях роль повествователя отведена лирическому персонажу-очевидцу сражения. Образ рассказчика, яркий и самобытный в «Бородино», в ранней версии лишен оригинальных черт. Остается неизвестным и звание, и род войск, к которому относится воин: солдат или офицер, пехотинец или артиллерист. Нерешенные противоречия, существующие на уровне образа, отражены стилистикой поэтического текста.

В первой строфе рассказчик вместе с другими «вострит штыки», изъясняясь как рядовой, выходец из народа. Затем он неожиданно прибегает к книжной лексике, начиная выражаться романтическим слогом: герой предлагает другу послушать дикую «песнь свободы», которую поет «непогода». В этом случае персонаж больше похож на офицера, знакомого с литературными новинками своего времени.

Подобная разница обнаруживается и при сопоставлении неконкретизированного образа «вождя» в раннем варианте и реалистичного облика «отца»-полковника в «Бородино».

Доминантами батальной картины становятся звуки и цвет — визг и грохот, блеск огня. Отдельного упоминания заслуживает группа лексики, обозначающая огромное количество жертв. Однако картину битвы часто заслоняют личные эмоции персонажа: леденящий страх и отчаяние, жажда мщения, ощущение игры со смертью. Романтик, сменивший длинный плащ на армейский мундир, остается главным лицом в сценах сражения.

Завершающие строки содержат торжественное обращение героя к «моим товарищам» — павшим воинам. В речи провозглашаются громкая слава и вечная память, которые останутся в сердцах современников-«сынов полночи» и их потомков. Анафора «скорей… чем» приближает возвышенную речь к формуле патриотической клятвы.

Вариант 2

Стихотворение Лермонтова “Бородино” занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений.

Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний.

Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Вариант 3

Гениальное стихотворение М.Ю. Лермонтова, напи­санное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.

Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.

У Лермонтова о подвиге народа, о великом историчес­ком сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредст­венный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе сол­дата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солда­та, дает содержание и смысл происходящему.

Будучи рассказом рядового участника событий о вели­ком историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показы­вает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса.

Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского сол­дата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи

В этом и состоит философское значение поэмы Лер­монтова как поэмы о народном самосознании.

Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей на­тяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.

Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:

Забил снаряд я в пушку туго,

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою…

И в эту же секунду произошло чудесное перевоплоще­ние: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз…

Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привы­кшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.

Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все про­порции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчис­лимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но. Часто этот стих указывают ученики, когда пишут сочинение на тему “Мой Лермонтов” в средних классах.

Редут

Смотреть что такое «Редут» в других словарях:

  • редут — а, м. redoute f. 1. Применяемое до первой мировой войны полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом. БАС 1. Редан, редант или редут. Полевое укрепленье, место окруженное рвом и валом; небольшое временное укрепленье, для… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕДУТ — (фр., от лат. reductus удаленный) 1) небольшое отдельное укрепление из камня или земли, обведенное рвом. 2) в некоторых городах публичное место для танцев и забав, по имени площади в Венеции, где во время карнавала, разыгрывались лотереи. Словарь … Словарь иностранных слов русского языка

  • РЕДУТ — РЕДУТ, редута, муж. (франц. redoute) (воен. ист.). Сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером. «И вот нашли большое поле…, построили редут.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • РЕДУТ — РЕДУТ, см. редан. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • РЕДУТ — (франц. redoute) полевое фортификационное сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к круговой обороне. Редуты являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций. Использовались в 16 нач. 20 вв … Большой Энциклопедический словарь

  • РЕДУТ — РЕДУТ, а, муж. В старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером. | прил. редутный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • редут — сущ., кол во синонимов: 1 • укрепление (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • редут — а; м. Воен. Полевое земляное укрепление с наружным рвом и валом, применявшееся войсками до начала 20 в. * Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут (Лермонтов). * * * редут (франц. redoute), полевое фортификационное.… … Энциклопедический словарь

  • Редут — (франц. redoute) сомкнутое полевое фортификационное сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к самостоятельной обороне. Р. являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций. Гарнизон Р. состоял… … Большая советская энциклопедия

  • редут — (иноск.) клуб, место для общественного увеселения (намек на редут полевое укрепленное место убежище для беззаботного пребывания) Ср. Redoute (фр.). Redout (англ.) ridotto (ит.) casa di giuoco (ср. лат. reductus reducere, ограничить) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Онлайн чтение книги
Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов. Бородино

Знаменитое стихотворение

15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым — ему не исполнилось ещё и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец — император Наполеон I.

Бородино -одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба — судьба народов России, Бородино — самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъём русской армии и всего русского общества. Бородино — великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М. Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения.

О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны — народ.

О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении. Тут и ночь перед сражением, и утро великой битвы, и призыв полковника умереть под Москвой, и наступление французов. И, наконец, победа:

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Старый солдат говорит, что русская армия так стремилась к скорейшей и полной победе, что

…Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Этот непобедимый дух русского войска и сокрушил нашествие Наполеона.

Лермонтов родился, когда Отечественная война была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом сражении.

По выходе из военной школы поэт вступил офицером в гвардейский полк. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.

Лермонтов не только изобразил битву так, как её мог увидеть и запомнить рядовой участник сражения — человек из народа, но и рассказал о ней простым языком, пересыпанным народными выражениями и прибаутками: «постой-ка, брат, мусью», «ну ж был денёк», «у наших ушки на макушке», «полковник наш рождён был хватом», «спит в земле сырой», «отступили басурманы». О неприятельской армии «дядя» говорит в единственном числе -по-народному: «французу отдана», «ликовал француз».

В лермонтовском «Бородине» изображена самая гуща боя, показан ратный труд. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.

«Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые по многу раз в жизни перечитывают взрослые люди и в то же время понимают и любят самые юные.

Ираклий Андроников