Брат о чем фильм

В чем смысл фильма «Брат 2»?

Андрей Тихонов 542 год назад Шуровщик топлива

Данила Багров как эвфемизм совкового быдла

Увидел сегодня на улице гигантское граффити с изображением героя Сергея Бодрова — Данилы Багрова из культовых фильмов «Брат» и «Брат-2». Честно сказать, никогда не понимал пылкой общественной страсти к этому персонажу. Ну да, фильм интересно снят, но герой-то и правда хреноватый. Излишне говорить о том, что сам Бодров никакущий актер (так он и не актер по образованию), и сыграл, соответственно, в печально известном жанре «Стивен Сигал-стайл» (это когда актер одним и тем же выражением лица показывает все существующие на свете эмоции: от любви до ненависти, от радости до страха), ибо речь не о нем, а непосредственно о его герое. И вот сейчас попробуем разобраться в том, что именно сделало этого вымышленного персонажа таким культовым. Разобраться с точки зрения психологии рядового потребителя.

Российский кинематограф породил на свет немало четких пацанов от Саши Белого, до героев фильма Бумер. Но ни один из них не смог так крепко пустить корни в российский горшок патриотизма и занять место одной из икон российской медийной культуры. А секрет очень прост…

Абсолютное большинство людей рождаются, живут и умирают никем, и всю их жизнь можно охарактеризовать не иначе как «горесть несбывшихся надежд». Да, жизнь — говно, но жить как-то надо, а посему, чтобы бремя бытия не сильно давило на психику (иначе вся наша жизнь напоминала бы бесконечное депрессивное стенание), эволюция наградила человека массой бессознательных психических процессов, в которых одна из основных ролей была уготовлена тонким механизмам психологической защиты, таким как сублимация или интроекция… а также отождествление личности, которому и обязан всем своим успехом фильм «Брат».

Отождествление личности — это подсознательный процесс, формирующий самоуподобление объектам внешней и внутренней среды, способствующий в т.ч. и процессу самоидентификации. Причем отождествление может быть не с каким-либо человеком, а с целым движением или даже конкретно взятым явлением (пример — массовые психозы на «День победы» есть ничто иное как отождествление личности с чем-то значимым, героическим. Типичная психическая защитная реакция на осознание безблагодатности своего бытия). При этом Личность совершенно не замечает, как происходит отождествление себя с другим объектом или какой-либо ценностью.

Сейчас коротко пробежимся по медийной культуре в целом, чтобы получить наглядную демонстрацию действия этого процесса, после чего перейдем непосредственно к нашему культовому герою.

Отождествлением личности, к примеру, объясняется фантастическая популярность Стаса Михайлова и слезливых сериалов у женщин за 40. Большинство женщин так и не смогли найти себе того самого благородного принца на белом коне — их мечта не реализовалась. Муж к этому возрасту перестает уделять жене вообще какое-либо внимание, валяясь целый день на диване за просмотром футбола… У 95% женщин за 40 нет ни любви, ни сказочных богатств, ни ласки и внимания от мужей. И живут вместе они скорее по привычке, а также от безысходности (другого-то найти уже не представляется возможным). Т.е. внутренний мир типичной женщины за 40 — это пиршество нереализованных фантазий и крах угасающих надежд. Но внезапно появляется Стас Михайлов, олицетворяющий собой ту самую женскую мечту об идеальном мужчине: красиво одетый, ухоженный, вкусно пахнущий итальянскими духами, богатый, отзывчивый, ласковый, нежный… Всем этим комплектом галантности он буквально врывается во внутренний мир домохозяйки отчаянным «Для тебя, для тебя!»… И она находит себя в мысли о том, что все-таки существует же другая жизнь! «Вот он, настоящий, живой, стоит передо мной на сцене — Стас Михайлов!» — говорит за женщину все ее нутро, невольно ставя ее на место воспеваемой в его песне госпожи, жадно утопающей в хищных объятия этого галантного и любвеобильного покорителя женских сердец!

Женщина, не имеющая ничего хорошего в личной жизни, бессознательно отождествляет себя с роковой красоткой или Золушкой, из грязи становящейся принцессой в экране телевизора или же воспетой в песне Михайлова. Это практически юнговские архетипы. Процесс описан достаточно хорошо. Именно это и обусловило фантастическую популярность как Михайлова, так и сериалов.

Девушкам помоложе требуется несколько другое — красивый хулиган, который при дерзком нраве умудряется быть еще и романтиком. Да только где таких найти-то? Именно это и обеспечивает фантастическую популярность группы Ласковый Май, которая полностью соответствовала представлениям тинейджерок о том, каким должен быть парень.

Подростки мечтают казаться взрослее, а главный атрибут взрослости в этой социально-возрастной группе — мат, курение, трах, мотоцикл, бухло. Практически все из этого списка (кроме курения и мата) подростку трудно реализовать в реальную жизнь как минимум ввиду отсутствия финансов: девушку, не имея ни гроша, трудно соблазнить, мотоцикл не дадут купить родители, за бухло заругают, да и вообще гормоны уже шалят вовсю, а не дает никто. Очень тяжелый период в жизни. И тут на сцене появляется свой в доску человек, который своим творчеством дает подросткам все то, о чем они мечтают. Так появляется Юра Хой и Сектор Газа, который пел о наиболее насущных для типичного подростка проблемах: ебля, мат, бухло, курево, наркота, мотоцикл… Он воспевал все то, от чего подростка ограничивали родители (делая для него все эти ограничения еще более желанными, ибо переходный возраст, и взрослым себя почувствовать страсть как надо)… Каждый подросток мог реализовать свои несбыточные мечты в песнях Хоя, подсознательно встав на место его героев, что не могло не сделать в начале 90-х гр. Сектор Газа — второй по популярности, после гр. Ласковый Май… Первых слушали почти все мальчики, вторых слушали почти все девочки. Каждый получал свое.

Человек, который сможет очень чутко нащупать эти тонкие психологические струнки, станет королем мира, он будет повелевать, зажимая на них самые изощренные аккорды. Поэтому Стас Михайлов, Ласковый Май, Сектор Газа, Мальчишник и т.д., и т.п. — гениальные, пусть не в плане творчества, так в плане маркетинга проекты.

То же самое относится и к кинопродукции. Фантастическая популярность комиксов ведь не на ровном месте появилась. Недаром же в наиболее востребованных из них главный герой в повседневной жизни — ничем не примечательный офисный кусок говна, и лишь когда миру начинает грозить вселенское зло, он срывает с себя лощеный пиджачок, надевает плащ, ииии… прекрасная дама завоевана, зло повержено, поставлено на колени и корчится теперь под вулканическим давлением героического эякулята в области нижней оконечности заднепроходного канала.

Авторы комиксов таким образом очень точно попали в цель и в дальнейшем, конечно же, стали активно эксплуатировать образ дневного ботаника-задрота, с приходом ночи превращаюшегося в ужас, летящий на крыльях мрака! А как отказываться от золотой жилы, которая мертвой хваткой питбуля вцепилось в горло всей школоты и всего офисного планктона? Это не актер с картонным мечом, это наш суперклерк и сверхшкольник с чудо-оружием карает зло и пробивает головы подонкам и беспредельщикам. Это наш подросток спасает красавиц и получает огромные деньги.

А ты задумывался когда-нибудь над тем, почему, если целевой аудиторией порнофильмов являются мужчины, у актера обязательно должен быть огромный член, будто бы фильмы снимаются для женщин? Причем к порно-актерам отбор куда более жесткий, нежели к порно-актрисам: актрисы бывают разные, от совсем худых до совсем полных, от высоких до маленьких, с огромной грудью и с маленькой; совсем зрелые и совсем юные. А если вспомнить псевдонемецкий прон 90-х, то там вообще буквально через одну бабы страхоебинами были. Бабы в таких фильмах сильно разнятся, и лишь требование к мужику остается неизменным — у него должен быть большой хуй! Можно найти любое порно, даже на самый изысканный вкус и цвет, но порно, где у мужиков маленькие письки, вы не найдете (а если и найдете, то таких будет один фильм на тысячу). Почему? Потому что целевая аудитория в лице мужиков в первую очередь смотрит порнуху из-за огромных хуев и никогда не будет покупать продукт, в котором снялись актеры с размером ниже среднего. Потому что, глядя в экран, мужик ассоциирует себя (зачастую бессознательно, а зачастую очень даже сознательно) с ебарем-осеменителем на экране… Но ассоциировать себя куда приятнее с обладателем большого МПХ… На обладателя малого зритель плюнет и поскорее выключит. Да возьми в порно-фильм коротко-стволов, и этот продукт не купит ни один мужик в мире.

Есть и другой механизм — когда наш клерк/водитель ощущает себя выше героя экрана. Например, если на экране действует явный дурачок «Тупой и еще тупее», тогда и зритель возликует. Ведь он видит, что умнее и таких глупостей бы не допустил. Так появляется смех, который в данном случае демонстрирует акт возвышения, акт самовозвеличивания над недотепой. Этот жанр называется комедией. Да, смех над комедиями, в которых люди попадают в различные нелепые и глупые ситуации, в первую очередь объясняется именно пиршеством собственного торжества над недотепой. Именно поэтому самыми востребованными комическими героями прошлых лет были герои Чарли Чаплина, Мистера Бина в Великобритании, Луи де Фюнеса во Франции, Никулина, Моргунова, Вицина и т.д. в России, именно поэтому самым востребованным комиком Америки был Джим Керри.

Т.е., как мы видим, популярность медийного продукта большей своей частью зависит именно от того, насколько зритель/слушатель сможет в своих фантазиях при помощи этого продукта реализовать свою сущность, свои мысли, надежды, несбыточные мечты… Чем более широким будет спектр охваченных производителем терзаний, чем реалистичнее будет главный герой, тем успешнее будет продукт.

А теперь представьте себе, в свете исторически натянутых взаимоотношений Северного Кавказа с остальной Россией, как много россиян мечтало хоть раз подойти на улице к какому-нибудь кавказцу да сказать ему: «Не брат ты мне, гнида черножопая!» Мечтали многие, но чаще получалось «не бейте дяденька, я больше так не буду». И тут на экране появляется он! Простой рубаха-парень из простого рабочего квартала, который — в это невероятно поверить — отважился такое сказать прямо в лицо южному гостю с гор! И ладно отважился — даже никакой расплаты не получил за это! Люди смотрели и, представляя себя на месте героя, понимали: «Да этот Данила — он же такой же простой парень, как я! И он смог!» Ну как? Не попал ли в ту самую заветную точку режиссер картины?

Практически каждый в юности мечтал заступиться за свою девушку, защитить ее, к примеру, от отца алкаша; практически каждый мечтал трахнуть какую-нибудь сексапильную популярную певичку с телеэкрана, а также нигру какую заморскую — экзотика же всегда интересна. Герой Бодрова полностью удовлетворяет всем этим фантазиям, показывая, что простой парень из простой семьи может внезапно проснуться в одной кровати с суперпопулярной (в то время) Ириной Салтыковой! Не просто выебать ее, а еще и прямым текстом сказать, что ее песни — говно! Ну, кто об этом не мечтал? ВУАЛЯ! И волшебным движением ручки камеры Балабанова мечты реализованы!

В фильме не могло не найтись места и так обожаемой быдлом дворовой псевдофилософии!

Так что на втором месте по популярности (после гниды черножопой) успешно расположилась крылатая фраза «в чем сила, брат?» Данила говорит, что сила в правде. Такую ерунду любят обсуждать, сидя на лавочках, местные алкаши, у которых денег нет, и им приходится хоть таким незатейливым образом себя утешать. Что интересно — у них нет ни денег, ни правды, которой они так кичатся. Вон, зайди в любой следственный изолятор — там забитые куполами и звездами отморозки сидят, и каждый тебе с радостью расскажет: «За правду»… Какая у них правда, к чертовой матери? Так что прав Виктор: в деньгах сила, они правят миром.

Можете это сравнить с войной в Украине: у добровольцев по обе стороны конфликта есть правда (как они считают), но нет денег. Зато деньги есть у Порошенко, Коломойского, Путина и Обамы. ЭЭЭ… кто-то и правда считает, что добровольцы со своей правдой сильнее Коломойского или Путина? Почему же тогда дохнут добровольцы, а не олигархи, если сила в правде-то? Т.е. нелепейшая фраза, но именно на такую идеологическую чушь любит западать всяк маргинал.

Данила Багров — это фактически супергерой из комикса, Человек-Паук на русский манер: если тот воплощает в жизнь романтические фантазии унылых офисных клерков, то наш Данила воплощает в жизнь фантазии романтиков с уличных окраин, что делает отличный сравнительный анализ российского общества с обществом американским: Брат-2 строится на ненависти и грязи, Человек-паук строится на героизме.

Но этого явно недостаточно, чтобы в России этот герой стал культовым. Широкому пласту россиян необходимо нечто большее! И тогда режиссер очень метко бьет по еще одной свойственной жителям России нелицеприятной черте: имперский шовинизм и завистливая ненависть ко всему миру, ко всему непохожему и отличающемуся! Устами Багрова режиссер дает выход наружу мечте каждого ватника: сказать хачу «гнида черножопая!», мочить хохла с криком «сука бандеровская» и предъявлять ему «вы мне еще за Севастополь ответите». Пугает только то, что, помимо прочего, главный герой картины имеет не только ебач недоразвитого имбецила (полное отсутствие эмоций, монотонная речь и т.д., и т.п.), но и сам является человеком в высшей степени невежественным и недалеким… Пугает потому, что большинство россиян прониклись этим персонажем, что нам скажет лишь о том, что врали, когда говорили будто бы некогда у нас было лучшее образование в мире… Умственное развитие Багрова в невыгодном свете демонстрирует вообще каждое его действие на экране, каждая его фраза, каждый диалог с его участием, например:

  • Скоро всей вашей Америке кирдык.
  • Так он же француз!
  • А какая разница?

Как мы видим, зашоренность шовинизма Данилы просто не знает преград. Он ничего не знает и знать не хочет. Все те нации, что он знал, он уже охаял и возненавидел, а те, что не знал, сгреб к тем, что знал. Проще говоря, Данила Багров — это первый ватник. Я бы даже сказал, протоватник!

Является ли опубликованный выше диалог чем-то самобытным, или гениальным? Нет, это наитупейшее, что возможно было придумать. Но если учесть то, что благодаря этим наитупейшим диалогам фильм стал фантастически цитируемым и популярным, напрашиваются совсем неутешительные размышления об умственном развитии нации, а также о благородности намерений среднестатистического ватана.

Багров с телеэкранов реализовал жизнь и главные принципы, по которым хотелось бы жить очень многим россиянам, и более того — принципы, которые активно пропагандируются и постулируются в обществе, даже на высшем государственном уровне. Главный герой ненавидит все нации, кроме русских? «Патриот!» Он, являясь бандитом, убивает себе подобных? «Герой!» Стойте, так он еще и в армии отслужил? «НАСТОЯЩИЙ МУЖИК!» Обладает лицом очень недалекого простака? «Близок к народу!» Не знает английский хотя бы на уровне школы? «Нечего по-буржуйски болтать!» Убивает только потому что его об этом попросили? «Кавказцев и сук бандеровских можно!» Скромен? «Нечего выделяться! Будь как все! Пральна!»

Рашн-терминашн Багров — закономерный высер насквозь больного общества с ущербным самосознанием и отсутствием как социального, так и личностного развития. «Америкосы» ему отвечают за деньги, «хохлы» — за Севастополь, а «чурки» — за чурковость. Немец в первой части получает индульгенцию, поскольку трус и вообще бомж — таким герой готов покровительствовать: бомжам и еще шлюхам. Бритоголовая омерзительная опустившаяся русская шлюха, продающая свою плоть и душу в США — вот то единственное существо, которое вызвало симпатию у нашего героя Данилы. Существо, с которым Данила забивается в самолет рейсом «Чигако — Москва» и распивает бутылку водки прямо в салоне, несмотря на возмущение бортпроводника. Даже с этим, на первый взгляд незначительным нюансом режиссер умудрился выстрелить в самое яблочко — адское бухалово в самолете уже давно стало моветоном, из-за которого порой и самолёты сажают. Все это ни что иное как кривое отражение взлелеянных мечтаний жителя ямы, таких же кривых, как и он сам. И ему это нравится, вот где пичалька притаилась.

Нравится, когда Багров живет, как бездумная скотина в хлеву: тут выпил, там потрахался не разбери с кем и не разбери где, здесь пострелял того, на кого пальцем ткнули, — не думая, пострелял.
Ноль интеллекта, ноль эмпатии (когда насилуют его любовницу, он не пытается изобразить сочувствие, а только определяет новые объекты для мести), ноль планов на будущее.

Единственное, чем по жизни занимается Данила Багров — это трахает все, до чего способен дотянуться боевой, словно Ленин в октябре, пиписькой. И постоянно пьет водку. Багров пьет водки не меньше, чем герои фильма Левиафан, но почему-то пристрастие героев к водке раскритиковали только в последнем… Я даже догадываюсь, почему: там это носило характер осуждения пьянства, у Багрова же это носило характер восторженности пьянством.

Популярность того или иного медиапродукта очень четко говорит о том, смогли ли авторы ударить в сердце основных потребностей зрителя… Судя по культовости персонажа — смогли! Даже точнее, чем авторы порнофильмов, описанных мною выше. Действительно, без тени сомнения фильм «Брат» — это настоящий кино-шедевр, супер-гениальные проект — пишу без всякой иронии! Супер-гениальный, потому как автор в своем продукте сумел разом реализовать вообще все! Все то, что, к сожалению, оказалось близко к народу! Все то, о чем он (народ) тайно мечтал и наконец-то смог реализовать в похождениях Данилы! Режиссер сумел нащупать каждую тончайшую струнку души! Начиная с мелочей, заканчивая глобальными проблемами! Он создал конченого мудака! Гомункулуса без чести и совести, который, тем не менее, умудрился стать Братом всея РФ, одним из самых любимых и цитируемых персонажей. Народонаселению очень милы такие образы, и оно, преисполненное восторгом, теряет всякую возможность саморазвития. Подобные фильмы лишь потакают инстинктам, а не развивают и просвещают. И пока у общества в почете будут такие «братья», ему никакая родня не надобна.

________
🢂 Еще один подобный анализ фильма.

🢂 И еще.

Настоятель фильм ***Понравился фильм? Жми ПАЛЕЦ ВВЕРХ! ***Подпишись на канал и смотри волнующие фильмы о ЛюбвИ! http://www.youtube.com/channel/UCq8B7lJJBOiFUck_4lUjkyg ***Оставляй комментарии, какие эмоции вызвал фильм, понравился или может не совсем! Россия, наши дни. В небольшом провинциальном городке происходит неслыханное по цинизму и по своей жестокости убийство: от рук бандитов погибает настоятель местного храма отец Михаил. Церковная епархия отправляет на место убитого священника нового священнослужителя – отца Андрея. Новый духовный наставник верит в то, что у него получится навести в городе порядок единственным оружием – Божьим словом. Впрочем, это оказывается не так просто, поскольку противостоит пастырю нахальный и зарвавшийся местный авторитет Агафонов, сколотивший свое состояние на торговле наркотиками. Естественно, что Агафонову абсолютно невыгодно, чтобы отец Андрей вмешивался в дела мафии. Кроме того, бандиты узнают, что новый священник и сам в недавнем своем прошлом был одним из самых влиятельных преступных авторитетов в Санкт-Петербурге. Оставить преступную деятельность отец Андрей решил лишь после трагических событий в жизни, с которыми, кстати сказать, помог справиться бывшему преступнику убитый отец Михаил. Бандиты начинают настоящую охоту на недавно прибывшего священника, и отец Андрей понимает, что сможет справиться с преступниками , лишь используя навыки, приобретенные в прошлой жизни… Оригинальное название: Настоятель Год выпуска: 2010 Жанр: Художественный, боевик Страна: Россия Режиссер: Армен Назикян В ролях: Егор Пазенко, Вадим Романов, Анна Табанина, Александр Аравушкин, Дмитрий Лебедев, Федор Колосов

uCrazy.ru

В 90-х годах у государства было полно более важных забот, чем кинематограф. Поэтому проекты, которые все-таки одобряли, получали смехотворное финансирование.

Для съемок фильма «Брат» Алексею Балабанову выделили всего-навсего сто тысяч долларов. Тем не менее кино получилось отменным, а Данила Багров, ищущий справедливости в мире, где правят бандиты, мгновенно стал героем времени. Продолжение решили снимать после того, как Сергей Бодров получил письмо, в котором женщина спрашивала у него, как справиться с бандюками.

Режиссер Балабанов приметил молодого Сергея Бодрова в 1996 году на кинофестивале «Кинотавр». Они сдружились и задумали снять кино о человеке, который не привык плыть по течению. О своем герое Бодров говорил: «У меня вообще странное к нему отношение. Он и похож на меня, и не похож. И проще чем-то, и взрослее вроде… В общем, действительно брат!»

При бюджете картины в сто тысяч долларов экономить приходилось буквально на всем. По сути, деньги тратили только на пленку и съемочную технику. Гонорары актеров были минимальными, снимали друг у друга в квартирах и на дачах, одежду подбирали по большей части из собственных гардеробов. Знаменитый растянутый свитер, в котором щеголяет главный герой, купили в секонд-хенде за 35 рублей.

«Я приходила в своих джинсах, Сережка Бодров — в своих ботинках, — вспоминает Светлана Письмиченко, сыгравшая водителя трамвая Свету. — А помните свитер, в котором моя героиня отправляется на концерт “Наутилуса”? Я его привезла из Финляндии. Когда Леша Балабанов его увидел, сказал: “Ужасный свитер! Надо в нем сниматься”».

Кстати, о концерте «Наутилуса». Это был настоящий концерт, но только не Бутусова, а группы «Чиж & Со» в московском ДК Горбунова. Зрителей использовали в качестве массовки, а Бодров с Письмиченко втиснулись толпу и снимались без дублей.

«Мы сиганули в первый ряд, нас тут же зажали, — вспоминала Светлана. — По сцене бегал оператор, а у меня было ощущение, что сейчас раздавят насмерть. Потом группа все сняла и ушла, и мы остались в толпе пьяных и обкуренных фанатов. Было реально страшно. Сережа решил прорваться и фактически вытащил меня на руках. Потом он час сидел и нервно курил, повторяя: “Свет, опасная у нас профессия”».

Балабанов вообще во всем стремился к максимальной реалистичности. Юрия Кузнецова, например, снимали в окружении настоящих бомжей. И те верили, что Кузнецов — один из них.

Через год после премьеры Бодров получил письмо от женщины из провинции. «Младший сын у нее служит в Чечне, — рассказывал актер. — Пишет, что скоро вернется, и все время спрашивает, как там его любимый мотоцикл. И вот женщина пишет, что мотоцикл украли — залезли жулики, еще и деньги стащили. “Что делать? — спрашивает она. — В милицию идти бесполезно… Ты так здорово в кино с этими бандюками расправлялся, мы с сыном кассету вместе смотрели, а сейчас он вернется, я даже не знаю, говорить ему или нет…” И тогда я понял, что наш фильм очень много значит для людей… В общем, мы решили снять “Брат-2″».

Изначально Балабанов хотел снять две новые части — о похождениях Данилы Багрова в Москве и Чикаго. Но быстро передумал и решил объединить их в один фильм. Бюджет вырос в разы и превысил миллион долларов.

Осенью 1999 года, когда снимали «Брат 2», в Москве после серии взрывов жилых домом была очень напряженная обстановка. Вся милиция была поднята на ноги: искали террористов, проверяли каждую вторую машину. Остановили и фургон, в котором везли реквизит с «Мосфильма». А там несколько сумок, набитых оружием. Насилу оправдались.

После этого случая актерам, снимавшимся в батальных сценах, больше не нужно было изображать крайнюю озабоченность и настороженность — чувства были неподдельными. Ко всем сценам со стрельбой готовились с максимальной тщательностью, чтобы снять в один дубль.

Совсем не просто оказалось найти свободную камеру в тюрьме, где по сюжету оказывается герой Бодрова. Действующие были переполнены, обезьянники в милиции не годились. Администраторы сбились с ног, но ничего подходящего так и не нашли. Тогда продюсер Сергей Сельянов вспомнил о бывшей гауптвахте московской комендатуры, где когда-то сам сидел. А до него — Троцкий и Берия перед расстрелом. Там и сняли.

«В Америке мы высадились, как конкистадоры на берег, — вспоминал Бодров. — Главным местом был Чикаго — старая криминальная столица Америки. Там мы жили и работали почти полтора месяца. Надо сказать, в американских городах есть места, где даже полиция старается не появляться, не говоря уже о простых белых гражданах. Съемки начали как раз с такого места».

Американцы едва не отказались сотрудничать с русскими, когда узнали, что они не только собираются снимать без каскадеров, но и рассчитывают задействовать в фильме настоящих полицейских. В США это запрещено. Но продюсерам удалось сойтись с копами из небольшого городка в Лонг-Айленде, и те позволили снять на пленку их самих, служебные машины, а также в нарушение всех инструкций открыли камеры, где торчали проститутки, какие-то помятые бомжи и наркоманы.

Еще занятный случай произошел, когда требовалось изготовить самопал, из которого Данила стреляет в чернокожих. Американского реквизитора попросили отыскать что-то похожее, но он только руками развел. Тогда оператор Сергей Астахов взял швейцарский нож, плоскогубцы и за час сделал этот самопал. Американец наотрез отказался гарантировать безопасность при съемках этого эпизода.

В прокате «Брат 2» себя не окупил. Кинотеатры собрали немногим больше шестисот тысяч долларов. Но по итогам 2000 года фильм занял первое место по количеству проданных копий на VHS-кассетах, обойдя несколько дорогих американских блокбастеров.

Идея поста возникла во время просмотра популярных в последнее время роликов «Российское явление N глазами иностранцев». Что-то в них есть… кое-какие умники называют это «комплексом провинциала»; кто-то обязательно напишет «с подключением»; или отправит в Исследователи форумов — ну и ладно. Знакомых негров нет, да и пара человек — так себе выборка, буду использовать зарубежный аналог кинопоиска — imdb. Некоторое количество соотечественников явно им пользуется, но всё же буду шерстить рецензии, кои исключительно на английском, стараясь исключить пояснения наших.

Открываю я, значит, поиск imdb, указываю фильтром фильмы, снятые в России и на русском языке, сортирую по количеству оценок — та-дам, самый известный российский фильм четвёртая часть Миссии невыполнима, которая немного в Москве 🙂 На самом деле, Хардкор Найшуллера знатно пошумел — 6.7 оценка, 74к голосовавших. Пробежавшись глазами (первые 50 позиций — чисто символически, рейтинг становится маргинальным («широко известным в узких кругах») уже после 30-й — 6.5к оценок, после 40-й — 5к), в первую очередь замечаешь отсутствие советской классики (она отдельно идёт, как Soviet Union, и там ситуация не лучше), коей забит топ-250 кинопоиска. Во-вторых, добрая половина — фестивальное кино, Левиафан третий в топе с 41к оценок, Звягинцева вообще облизывают — в десятке и его Возвращение с Нелюбовью, недалеко от них Елена с Изгнанием; также в топ-10 присутствует Сокуров (Русский ковчег, тот знаменитый фильм с массовыми сценами без склеек одним надроченным дублем). Второй по популярности — Михалков с его опусами (Утомлённые солнцем, Цирюльник, 12), третий — Балабанов (оба Брата, Груз 200, Жмурки).

С отдельными вещами есть Лунгин (Остров), Быков (Дурак), Кукушка, какая-то свежая документалка про снайпера, ещё одна с Фетисовым и буржуями про хоккей — Красная армия, Как я провёл этим летом, Вор. В принципе, ожидаемо — как я, допустим, знаю пару-тройку венгерских картин, также и условный буржуй — столько же русских; внутренний рынок на то и внутренний — киноманы предпочитают драмы и артхаус какой-нибудь (кстати, шесть из советского топ-10 — фильмы Тарковского, остальные — Броненосец Потёмкин, Иди и смотри, Дерсу Узала и Человек с киноаппаратом).

Но «к чести» коммерческого кино оно тоже представлено — у Дозоров на двоих 82к оценок, много Бондарчука-мл. (в топ-10 9 рота и Сталинград, ниже Притяжение и Обитаемый остров), явно накручен Крым (7.3 при 32к и ни одной положительной рецензии — палево), меметичные Защитники, одна фентезя — Москва 2017, военные «блокбастеры» — Битва за Севастополь и Брестская крепость, ну и просто мейнстримовые вещи — Адмиралъ, Метро, Салют-7 и Бумер. Даже сериал залез — Бригада.

В общем, в таком сферическом мировом культурном поле наше кино (без художественных оценок, только по вниманию пользователей imdb) занимает скромную, местечковую нишу. Даже «пошумевший» Хардкор это лишь на уровне Дома большой мамочки, На пятьдесят оттенков темнее или Ешь, молись, люби (у Сталкера под сотку, недалёко ушёл); что уж говорить про остальное.

Затестим; что там пишут (обычные юзеры, не критики) о культовом Брате.

Не стреляйте в Бутусова

Первая пара чисел — оценка автора рецензии 8, вторая — рейтинг полезности 32/43, год 1999-й

Определённо другое русское кино. Становление наёмного убийцы из демобилизованного призывника на задворках новой капиталистической России под «прогрессив-рок» группы Наутилус Помпилиус. Продукт чеченской войны Данила Багров — молодой человек, который не знает ничего, кроме как убивать, а тем более — как поладить с людьми, которых убивать не нужно. Много насилия, но почти всегда за кадром, этим Брат напоминает Фейерверк Такеши Китано. Школой актёрской игры Станиславского, как в старых советских фильмах, здесь и не пахнет (разве что Кузнецов), но операторская работа вполне впечатляет. Не уверен, что мне понравился фильм, но определённо не лажа.

**********

Русские! 9, 32/34, 2010-й

…каждый актёр в фильме выглядит как ваш знакомый, а не голливудская звезда. Хочется особенно выделить любовную линию со Светланой Письмиченко, которая играет водителя трамвая, перевозящего доски (?). Она не то что бы красавица, но на что она способна ради любви… хотел бы, что бы она была моей девушкой. Последняя сцена с ней — одно из самых незабываемых «разбиваний сердец», что я видел. А ещё у неё невероятные глаза.

**********

Нравственно-неоднозначный герой, много насилия и чёткий сценарий способствуют хорошему кино N, 23/27, 2000-й

Задали среди прочих посмотреть в колледже в оригинале, русские одногруппники, сидевшие взади, смеялись на многих моментах, что меня немного смутило. На второй раз я нашёл его довольным смешным, что необычно для боевика. Особенно меня позабавил момент, когда Данила просил режиссёра записать Нау на CD (тс: Крылья?)

**********

Реалистичный и мрачный взгляд 8, 9/10, 2008-й

Я правда не понимаю, почему все сравнивают Брата с Криминальным чтивом Тарантино? Это правдоподобное и безрадостное изображение пост-коммунистической России, до прихода Путина к власти. Время перемен обычно раскрывает людей с худшей стороны, и здесь не исключение. Жёсткая коммунистическая система рухнула, возник вакуум, который заполнили воры и бандиты всех мастей. В такое время приезжает молодой Данило (безвременно ушедший Сергей Бодров) в Санкт-Петербург, чтобы обрести судьбу. У него извращенные понятия о морали, но по крайней мере в начале он наказывает только плохих ребят. Мрачность обычных человеческих жизней в эти суровые времена душераздирающа, и в этом фильм великолепен. Это не фальшивая показуха Чтива, это образец ужасов реальной жизни.

**********

Не тратьте своё время 3, 7/33, 2008-й

Давайте я начну с положительного… ну, вы познакомитесь с неприукрашенным Петербургом, «Питером», как его называет брат Данилы. И я думаю, вы скажете, что насилие в фильме скорее правдоподобно, чем условно, как обычно в голливудском фильме. Но это не спасает.
С технической стороны кино плохое. Выпадающие из сюжета сцены, вроде тех, как Данила ходит в музыкальные магазины. Постепенно вы начнёте задумываться, почему их не вырезали на монтаже, а затемнения кадров смотрятся очень по-любительски. Те редкие из удачных можно было бы получше смонтировать, например, когда Данила делает оружие; но в итоге запороты. Музыка совершенно чудовищна. Худший когда-либо использованный в истории кино саундтрек. Некоторые из героев интересны, но им не дают времени раскрыться, а наш главный герой дебил и скорее всего социопат.
Зачем делать фильм без героев, достойных сочувствия, и добивать ужасной музыкой? Хер его знает. Не смотрите это.

**********

Проходняк для Голливуда, но свежо для России 5, 5/20, 2005-й

Это кино можно воспринимать по-разному: вопли России по утраченному статусу сверхдержавы, становление супергероя и его борьбы со злом, герой эпохи для подростков или просто как развлекательный боевик о бандитах — в моём случае. Несмотря на разжигание ксенофобии, фильм остаётся типичной супергеройской сказкой, многократно воспроизведённой голливудскими студиями. Там бы он прошёл незамеченным, но поскольку это русское кино, то местные зрители вознесли его на пьедестал, поскольку ещё не привыкли к хорошим фильмам, которые бы снимали в их стране (тс: извините, лол :). Ненавистнические фразочки вроде «кирдык Америке» парню, который даже не американец, а скорее неанглоговорящий европеец обесценивают всё, что бы там символически не подразумевалось. С другой стороны, хотелось бы отметить музыку в фильме, исполняемую культовой русской группой Наутилус Помпилиус, она просто потрясающая. «Брат 2» на очереди, слышал, он лучше первого (тс: эх, жаль нет его второй рецензии :).

**********

Так расстроилась, потому что не так всё 6, 1/10, 2000-й

Тех, кто видел жутковатый фильм Балабанова Про уродов и людей, может потрясти этот очень прямолинейный триллер о молодом дезертире (тс: так написано), который становится эффективным киллером. История о предательстве напоминает Однажды в Америке, Данила очень походит на Человека Без Имени, немотивированного случайного парня, оказавшегося меж двух полярных, вот-вот растерзающих друг друга сторон. Череда кадров (редкий лес, замок, женщина в форме, намёки на садо-мазо) подразумевают Готику (тс: игру?), как и сцены на кладбище, но, пойдя по этому пути, мы не можем закрыть на глаза на откровенно безнравственные штампы: крутой волевой герой, сладкий мальчик, ведущий себя как обычные парни его возраста (безделье, клубы, наркотики, концерты, вечеринки и т.п.), да ему просто удобней с оружием (он последний пролетарий в этом бывшем раю для рабочих).

**********

Избегать любой ценой N, 3/28, 2001-й

Прогремевший в России и необъяснимо котирующийся поклонниками, этот действительно ужасный фильм — мрачное и запутанное испытание на выносливость. История завязана на преступных связях Виктора, но они нигде не раскрыты, актёрская игра — любительская в самом плохом смысле и страшное количество сюжетных линий — не для западного зрителя. А уж подтекст, выражаемый завораживающе отвратительной синт-рок группой, называющейся Наутилус и, кажется, с другой планеты…
Виктор Сухоруков (тс: в какой-то рецензии его назвали вылитым Джоном Малковичем :), что так убедительно зловеще сыгравший в следующем фильме Балабанова «Про уродов и людей» (где его реальное имя вновь обыгрывает персонажа), здесь настолько ходульная и вычурная карикатура, что даже Сергей Бодров выделяется (тс: вот сейчас обидно было). Визуально внимание застревает в беспросветной чернухе.
Поберегите себя: смотрите лучше «Про уродов и людей» и забудьте навсегда про существование этого фильма.

**********

Кусок России 8/10, 75/79, 2005-й

Если вы бывали в Санкт-Петербурге в начале девяностых, то почувствуете как фильм пытается набрать городского воздуха тех лет, сжать и дать зрителям вдохнуть. Ощущение физическое. Я почувствовал те влажные пыльные дороги, заплесневелые безжизненные подъезды в пост-советских панельках и много ещё чего. Помимо этой скрупулёзной правды, фильм многослоен (вы можете смотреть как боевик, как социологический анализ периода, даже в качестве исследования а ля Достоевский ценности братских отношений и, наконец, как уникальный образ России настоящего, прошлого и будущего). Кто может наслаждаться в оригинале, обнаружит немного изящной русской иронии и юмора.

**********

И бонусом несколько абзацев шизофазии и ОБВМ под названием с игрой слов: Жалкий и comerical (что-то типа коммерческий + «ко» (соединяющая приставка из латыни) + американский; а может просто очепятка, у него их много тут); 5, 3/4, 2018-й

Фильм сильно уступает своему сиквелу и другим шедеврам Балабанова, вроде сурово реалистичного Груза 200. И не малый бюджет причина (тс: 10 тыс $), многие восточноевропейские фильмы превосходны. Это коммерческое кино, русская адаптация Голливуда (тс: уже который об этом пишет). Неплохие актёрские работы, но невыносимо скучно и безыскусно — даже это высокая планка для российского кинематографа тех лет, заточенного на правдоподобное воспроизведение реалий девяностых и около того.

Фильм сделан как популистское потворство местной публике. Брат 2 куда более националистичен, но и вместе с тем художественно совершеннее. Брат снят, чтобы поднять денег, на которые Балабанов снимет артхаусный шедевр «Про уродов и людей» и в котором скажет куда больше о состоянии болезни «русской души», чем это. Евреи поляки, да как и все иностранцы, вовсю поданы в ненавистном качестве. Смертоносный, но хороший парень Данила (актёр погибнет под лавиной несколькими годами позже, что будет кстати для становления легендой в глазах не самой умудрённой русской общественности (тс: охуенно тонкий лёд..) отправляется на поиски своего «я», сопровождаемый распутной замужней женщиной и наркотиками — точная картина женственности в современной ему России. Бандиты вполне соответствуют расхожему народному представлению, что принуждение к любви нормально, называемое нецензурным словом, начинающимся с ‘r’ и заканчивающимся на ‘e’ (тс: rape — изнасилование? дальше какая-то не в тему прохладная история: настолько распространённое явление в ходе Второй Мировой войны, что даже югославский лидер Джилас стал презирать Сталина, а тот оправдывал «несчастных солдат» и санкционировал (тс: охуеть), что изнасилования даже необходимы для разбавления генофонда москалями (тс: так и написано), забывая о невинных жертвах, которых портили и частенько порабощали. А ещё, будучи выпнутым из гордой Югославии и пытаясь убить лидера Тито, получил подходяще крутое письмо от собрата-тирана, куда более изощрённое, чем грузин заслуживал: «Мы поймали семерых человек, пытавшихся убить меня. Если ты не перестанешь их посылать, я отправлю одного, больше не понадобится» (тс: что это было?!). В фильме полно сцен адюльтера, насилия, криминала, высокомерных и двуличных, по мнению русских, европейцев, что здесь подаётся как самое ужасное и обильно залито водкой. В России, находящейся на самом глубоком дне и в разрухе, был снят этот фильм и я могу подтвердить его правдоподобность. Грязные ларьки на каждой станции метро, аморальность, преклонение перед худшими проявлениями западной, так называемой массовой культуры или пренебрежение ею с необоснованным самомнением, всё это так и было. Президент Путин (тс: ээ, блядь… хотя ладно) вытащил Россию из этого дерьма, ничего удивительного, почему он так популярен. Несмотря на существенный популизм этого коммерческого русского поделия, потворствующее и нахваливающее худшие проявления иногда гениальной, но как правило поглощённой собой нации, стоит смотреть только чтобы понять, как выглядят в лоб упадок и разруха. Русские, заглянув в себя слишком глубоко, утверждают, что это только для своих, но фильм оказался успешным и не только в качестве подработки режиссёру для запуска более серьёзных проектов (ко всеобщему благу), сколько во вскрытии, под националистическим фасадом, подлинного состояния полностью заслуженного скатывания после десятилетий русского империализма, замаскированного под главную опору социалистической идеи, которую они полностью извратили — судьба, ожидающая, кстати, и амуриканцев (тс: вот это поворот; термин для каких-то упоротых шовинистов), насколько Советы были надменны, настолько судьба их наказала скатыванием на дно в заслуженные, но оздоровительные ельцинские годы.

Единственная рецензия, написана три месяца назад, продублирована с разных аккаунтов… Да уж, после такого надо причаститься и исповедаться, покаяться и примириться, прочитать что-нибудь толковое (хотя бы и нашим, наверное, написанное… пусть и с душком СПГС).

**********

Кино о неопределённом будущем России 10, 0/0, 2018-й

«Брат» считается культовым из-за главного персонажа, ставшим национальным героем в России. По сути, просмотр фильма рассеивает любые сомнения в его качестве. Одна из удивительных особенностей фильма — основная идея настолько искусно скрыта, что большинство зрителей, которым зашло, не совсем правильно его понимают (что, конечно, заслуга режиссёра).
Главный герой с именем библейского пророка, Данила Багров, приезжает в криминальную столицу девяностых — Санкт-Петербург. Его жители погрязли в насилии и продажности («Город грехов Вавилон»), Данила воздаёт «плохим людям», тем самым верша правосудие, и в то же время бескорыстно помогает «хорошим». На первый взгляд, основная идея и положительный образ героя очевидны и разделяются большинством.
Но что оставляет Данила после себя, кроме убитых людей, разбитых судеб и смятения в сердцах людей на выжженной земле? Какая у него была миссия и о чём он пророчествует? Вот в чём вопрос.. Конечно, убийства совершались им не по своей воле (тс: путь праведника труден, ибо препятствуют ему :), не по причине кровожадности, хотя по ходу фильма становится очевидно, что Данила проходит испытание «Городом грехов», обнаруживая себя частью этой системы. Его втянули в те же силки, играя по правилам насилия теми же средствами: хитростью и силой, с той лишь разницей — его навыки обращения с оружием лучше и стреляет он первым (тс: Энакин!.. :). Главное здесь то, что в этой войне нет правых, а борец со злом не обязательно добр.
Данила сам полон пороков окружающей его действительности — он не любит евреев (хотя носит еврейское имя, но вряд ли об этом задумывался), кавказцев, американцев. Он производное своего времени и не имеет никаких ориентиров или целей. Данила определяет власть насилием («сила в правде» прозвучит позже, в идеологически противоположном сиквеле). Его сила разрушительна, а не созидательна. Для Светы (тс: какое говорящее имя :), женщины, которая ему нравится, знакомство с Данилой заканчивается трагедией. Её ещё более беспросветная жизнь не его вина — следствие внутреннего разлада, и недаром она водит трамвай (тс: ведь он легко управляем :), который, как мы все знаем, не может сойти с рельсов.
В конце фильма немец Гофман выносит Даниле приговор: «Город — это злая сила. Сильный приезжает — становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал…» Кстати, Гофман здесь очевидный антагонист (т. е. персонаж, выражающий мнение автора), он дистанцировался от «Города грехов» — бездомный маргинал, живущий среди мёртвых (на кладбище), что позволило ему сохранить свою чистоту посреди человеческой грязи.
Неудивительно, что все действия Данилы — это только его реакция на окружающие обстоятельства, они не вызваны его собственными целями и порывами. Сам Данила не может получить ответ на вопрос, который он задаёт немцу: «мы зачем живём?»… Дмитрий Быков (известный русский писатель) недавно заметил, что Данила Багров — символ пустоты. Во время фильма мы часто видим «прозрачный» трамвай, который демонстрирует пустоту Данилы. Но «прозрачный » трамвай — это символ не только лишь его, но и пустоты эпохи безвременья, в которую попал весь русский народ. Пожалуй, здесь главное: острая боль за страну с её несбывшимися надеждами, раздираемая зверьми в этих «каменных джунглях», отсутствие какого-либо смысла в происходящем вокруг и тяжелая, гнетущая неопределённость её будущего …

«Россия, куда тебя несёт? Ответь. Ответа нет.»

Ух, вот вообще всё не зря из-за этой рецензии:) Попалась в самом низу, чуть больше месяца.