Часы в церкви, что это такое?

Время Церкви: Часы

Миниатюра из средневекового Часослова

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.


Афон
Люди всегда определяли время по Солнцу.Древнейшие из известных ныне солнечных часов были изготовлены около 1500 до н.э
Они сделаны из камня в форме бруска длиной около 30 см с вертикальным Т-образным навершием на одном конце. Время отсчитывалось по засечкам, нанесенным на бруске через неравные интервалы. Часы выставлялись горизонтально по отвесу. Т-образный конец утром поворачивали к востоку, а после обеда – к западу. Тень от верхней кромки «Т» указывала время. Эти и другие древние солнечные приборы показывали «неравные часы», образующиеся в результате деления времени от восхода до заката Солнца на фиксированное число частей. Поскольку длительность светового дня в течение года меняется, менялась и длина часа: летом он был длиннее, а зимой – короче. После периода античности, гражданские часы одинаковой длины в конечном счёте вытеснили неравные, таким образом, гражданское время более не варьировалось по сезонам.
Самое точное и естественное солнечное время неукоснительно соблюдается до сих пор в монастырях Святой Горы Афон. Все богослужения совершаются по «византийскому времени»Солнечные часы помогают им определить время начала богослужения.

В таком счёте часов, ориентированном на восход и заход солнца, отчётливо просматривается духовно чуткое, или даже исихастское отношение к солнечному свету как к иконе, образу Самого Бога. Отсюда и богослужения времени на Афоне просто находятся на своём месте.Сутки в Византии начинались с момента захода солнца. Как только на востоке появлялись лучи солнца, наступало дневное время суток. Именно поэтому практически весь год продолжительность дня и ночи была различная, кроме дней равноденствия. Кроме того, византийское время во всех точках земного шара различно.
Борьба с Богоустановленным временем:все эти «декретные»,зимние,летние и т.п. переводы стрелок, крайне негативно сказываются на душевном состоянии людей.Нервозы,стрессы,перестройка оргранизма в неестественный цикл, только подтверждают мудрость наших предков правильно определявших время.
Сама природа и история подсказывают нам, как выйти из «заколдованного» круга перевода стрелок часов. Для этого нужно всего лишь согласовать наши электронные часы с ходом дневного светила в соответствующее время года для определенных широт.
Ниже приведена ссылка для скачивания программы «Византийские часы» для Android-устройств:

Программа позволяет определять текущее византийское время в выбранной точке земного шара. Византийское время, использовавшееся в древней Византийской империи, является солнечным временем. Сутки начинаются с ночной части суток одновременно с заходом солнца. После восхода солнца начинается дневная часть суток. Таким образом, продолжительность дня и ночи разная (кроме двух дней в году). Также вполне естественно, что солнечное время в разных точках земного шара будет различаться.Для этого необходимо ввести(автоматически или вручную) свои текущие координаты.
По византийскому времени все еще живет большинство монастырей Святой Горы Афон.Время на Афоне определяется по византийским часам, которые работают по-разному в определенное время года. Отсчет начинается с заката солнца, в это время башенную стрелку ставят на полночь. В дальнейшем вся система меняется, приспосабливаясь к закату солнца. В мае разница с европейским временем составляет около 5 часов. Только в Ивере жизнь монастыря строится по халдейской системе отсчета времени — с восхода солнца.

В древности у евреев и римлян сутки делились на 4 стражи: первая начиналась с утра — по прежнему исчислению в первом часу; вторая начиналась в 9 утра, по прежнему исчислению в третьем часу, и так далее. Каждая стража в христианской Церкви освящалась молитвой, так появились часы 1, 3, 6, 9. Слово «час» — это неточный перевод слова «стража». Каждый час имеет свое особое духовное знаменование. Первый час посвящен воспоминанию суда над Господом у первосвященников и Пилата, который происходил ранним утром. В то же время первый час естьначало дня, и служба первого часа содержит благодарение Господу за протекшую ночь и просьбу услышать молитву.

Тропарь 1-го часа.

Славянское чтение. Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой.

Русское пояснение. Утром услыши голос мой (молитву мою), Царь Мой и Бог Мой.

В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Тропарь 3-го часа.

Славянское чтение. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. но обнови нас молящихтися.

Русское пояснение. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе.

Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов», то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи.

Тропарь 6-го часа.

Славянское чтение. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас.

Русское пояснение. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно (совершенный) в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас.

Девятый час воспоминает смерть Господа.

Тропарь 9-го часа.

Славянское чтение. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас.

Русское пояснение. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас.

Общий порядок всех часов: читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче».

Возглас священника и заключительная молитва.

Первый час. «Приидите поклонимся»; три псалма: «Глаголы моя внуши, Господи» (псалом 5), «Господи прибежище бысть нам» (псалом 89) и «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (псалом 100). Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». «Христе свете истинный», и отпуст.

в начале третьего

Смотреть что такое «в начале третьего» в других словарях:

  • Территориально-политическая экспансия Третьего рейха — Основная статья: Третий рейх Территориально политическая экспансия Третьего рейха процесс реализации экспансионистского политического курса нацистской Германии (Третьего рейха), направленного на максимальное расширение его территории с… … Википедия

  • Экспансия Третьего рейха — Основная статья: Третий рейх Территориально политическая экспансия Третьего рейха процесс реализации политического курса нацистской Германии (Третьего рейха), направленного на максимальное расширение его территории с целью обретения «жизненного… … Википедия

  • Холодное лето пятьдесят третьего — Жанр боевик драма Режиссёр Александр Прошкин Автор сценария Эдгар Дубровский … Википедия

  • Холодное лето пятьдесят третьего (фильм) — Холодное лето пятьдесят третьего Жанр боевик драма Режиссёр Александр Прошкин Автор сценария Эдгар Дубровский … Википедия

  • Наука и техника Третьего рейха — Основная статья: Третий рейх … Википедия

  • В начале (Сверхъестественное) — В начале In the Beginning Номер эпизода 4 сезон, 3 эпизод Место действия Лоуренс (Канзас) Сверхъестественное Демон Автор сценария Джереми Карвер Режиссёр Стив Боюм Премьера 2 октября, 2008 Хронология … Википедия

  • Концентрационные лагеря Третьего рейха — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

  • Психо 4: В начале — Психо 4: Начало Psycho 4: The Beginning Жанр … Википедия

  • Вспомогательные крейсера Третьего рейха — RMS Carmania, один из самых известных вспомогательных крейсеров Первой мировой войны Photo is provided by http://www.clydesite.co.uk and supplied by Gavin Stewart Вспомогательный крейсер быстроходный коммерческий корабль или пассажирский лайнер,… … Википедия

  • Вспомогательные крейсеры Третьего рейха — RMS Carmania, один из самых известных вспомогательных крейсеров Первой мировой войны Photo is provided by http://www.clydesite.co.uk and supplied by Gavin Stewart Вспомогательный крейсер быстроходный коммерческий корабль или пассажирский лайнер,… … Википедия

  • Память третьего обретения главы Иоанна Предтечи — В Православии существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля по… … Энциклопедия ньюсмейкеров