Человек в христианстве

Что учит православие о человеке? Это важно знать. Известны неправославные высказывания о человеке. «Человек мера всех вещей». Это сказано еще до Христа, так говорили древние греки, так учила дохристианская мудрость. «Человек – это звучит гордо», – так говорил Горький, и многие в наше время повторяли и повторяют за ним. Иные другого мнения. «Человек-то, ведь, дрянцо!» «Ах, какие ужасные люди!»… Иные: человек-пустышка. Он только ест, спит, да копается, добывая себе хлеб насущный.
Все это отчасти верно, но только… отчасти. Но православие дает нам ясное и четкое, полное и всестороннее учение о человеке. Учение о человеке называется антропология. Антропология нашего Православия создана на основании учения отцов Церкви и богослужебных текстов. А это основано на Священном Писании, на Божественном откровении.
О человеке можно говорить и плохо, и хорошо. Верно будет и то, и другое. Человек сотворен Богом в идеале хорошим, добрым, праведным. Но в результате непослушания и удаления от Бога он бывает порою злым, гадким, грешным, завистливым, ненавидящим своего ближнего. Человек – антиномия, противоречие. Вспомним, как точно сказал о человеке Г. Р. Державин – известный русский поэт 18 века: «Я царь, я раб, я червь, я Бог». Все четыре определения верны. Человек – царь вселенной, он знает и умеет многое, чего не умеют и не знают животные. Человек – раб. Увы, не только Божий, но и в своих грехов, своих страстей и дурных привычек. Человек – червь. Он пресмыкается, он смертен, ничтожен, он пойдет в землю. Но человек и бог. Лучше писать это слово в данном случае с маленькой буквы – «бог». Не настоящий, конечно, а дитя Божие, творение Божие, созданное по образу и подобию Божию, призванное войти в рай и жить с Богом. «Я царь, я раб, я червь, я Бог». Так удачно сформулировал православное учение о человеке Г. Р. Державин.
И дальше Державин продолжает, размышляя о человеке и от имени человека восклицая: «Но ежели я столь чудесен, откуда произошел? – Безвестен. Но сам собой я быть не мог». Ясно, что человек сам собой возникнуть не мог. Человек признавая свое недостоинство и свою греховность, в 21-м Псалме – это уже Библия! восклицает: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей». Значит: я червь, а не человек, предмет насмешек и унижения людей».
Наверное, этот псалом знаком многим из нас еще с детства. В этих словах излагается мудрость о человеке. Как хорошо, что православие нам открыло, что человек – не только червь, но и дитя Божие, любимое дитя, призванное ко спасению!
Происхождение человека уходит в глубь веков. Ясно, что человек возник не сам собой, не самостоятельно. Он творение Божье! Можно понимать буквально, можно – переносно. Как бы не относиться к теории эволюции и происхождению видов, идея творения – непоколебима. И эволюция происходила с благословения Бога. И все в руках Божьих. Мы не можем точно сказать, как Бог сотворил человека, но главное сотворил. Сотворил во всяком случае из праха, из материи, как и все живое. А потом вдохнул в него, как говорится, душу живую, то есть жизнь. Да, – «сам собой я быть не мог».
Вполне естественно, что человек признает это и высказывает Богу свое признание и почитание. Бог для нас, православных, – Творец. Бог для нас – Отец. Мы поем Ему хвалу. У нас есть, помимо просительных, славословные молитвы. Мы поем величие Бога. Его красоту и Славу. Воспеваем Его Премудрость и человеколюбие. У нас есть потребность славить Его, говорить с Ним и просить Его о чем-либо.
В большинстве пособий по изучению Закона Божия в самом начале уже указывается на сотворение Богом человека. Да и сама Библия начинается с этого. В книге Бытия, в первой книге Ветхого Завета говорится, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, Божьему.
В чем же заключается этот образ Божий в человеке? Образ Божий в нас – это дух, совесть, любовь, стремление к высшему, к бесконечному. Все то хорошее, что есть в человеке – от образа Божия в нем. Но есть разница между образом и подобием. Образ дан, подобие – задано. Наше задание – становиться богоподобными, развивать и совершенствовать в себе образ Божий. Становиться лучше, чище, краше, добрее, безгрешнее, ближе к Богу. Стремиться ввысь, к бесконечному. Хотеть быть с Богом, хотеть прийти к Богу, хотеть исполнять Его волю, поступать так, как Богу угодно.
В 54 псалме есть такая фраза: «Ты уже человече равнодушный»… «Равнодушный» здесь значит не безразличный к судьбе другого, а богоподобен. У человека равная душа, такая же душа, как и у Бога, точнее богоподобная душа. Человек – образ и подобие Божье. Эта мысль заключается в псалме.
И на насмешливый вопрос безбожника в начале христианства: «Покажи мне твоего Бога?» – отец Церкви ответил: «Покажи мне твоего человека и я покажу тебе моего Бога!» Познаешь человека по-настоящему, познаешь и Бога. Можно и наоборот сказать: познаешь по-настоящему Бога, и тогда только познаешь по-настоящему человека. Познаешь его ценность и величие. Человек – образ Божий. Да и строго говоря: человек – такая же почти загадка, как и Бог.
Большинство верующих убеждено, что ангелы – выше людей, то есть, что они более совершенны и более богоподобны, чем люди. На самом деле это не так. По учению отцов Церкви, в частности, святого Григория Паламы, человек – выше ангела. Конечно, ангелы – безгрешны и бесплотны, то есть бестелесны. Мы говорим, конечно, сейчас о добрых ангелах, а не о злых, не о демонах.
Но человек – более полноценное существо. Несмотря на свою греховность, человек обладает телом, чего лишены ангелы. Образ Божий в человеке выражен ярче, чем у ангелов. Ангелы – служебные духи, посланники, вестники Божьи. Само слово «ангел» значит «вестник». Человек – дитя Божье, Божий соработник, ради которого Бог пришел в мир. Бог стал человеком, а не ангелом. Все это ничуть не умаляет ангелов, но в Божественном плане всё имеет и должно иметь свое определенное место.
А что значит само слово «человек»? Задумывались ли мы когда-нибудь серьезно над значением этого слова? Да? Нет? «Чело века». На челе, на лице написан, лежит отпечаток вечности, написан образ Божий. Вечность, конечно, – это Бог. Вот что значит «человек». В русском языке эта мысль высказана блестяще. В других языках – известных нам – этого нет. Следует отметить, что русский язык в этом смысле богаче и точнее других языков.
Каково должно быть наше отношение к человеку? С нашей, христианской православной точки зрения. Мы должны любить человека. Основа наших отношений – братская любовь. Существуют заповеди Христа о любви к человеку, которые следует выполнять как можно старательнее. Христос сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Апостол Иоанн – ученик Христа – пишет: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме; и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (Первое послание Иоанна 2, 9-11). И дальше читаем в этом же послании (4, 7-8): «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога: кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». И вновь слова Христа – на этот раз из Прощальной Беседы: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15, 12).
Что значит: любить? Не делать зла, не раздражать людей, не делать им больно, не хамить. И больше того: помогать, выручать из беды, оказывать ласку и внимание. Проявлять милосердие и помощь в больших бедах. А вот высшая заповедь, которую также дает Христос в Прощальной Беседе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. отдаст жизнь свою) за друзей своих». Более известна церковнославянская версия: «за други своя» (15, 13).
Аксиома нашей православной веры: Бог стал человеком. Иисус Христос родился 2000 лет тому назад в Вифлееме. Поэтому мы так торжественно и празднуем зимой Рождество Христово. Это великая радость для нас, людей. Бог пришел в мир, стал Человеком, чтобы спасти людей. От чего спасти? Это первое, что спрашивают люди. Мы слышали, что Церковь называет Иисуса Христа нашим Спасителем. От чего же Он спас нас? Все катехизисы обычно отвечают: от греха, проклятия и смерти.
Поясним это. Человек много грешит. Этим он нарушает волю Божью и, естественно, удаляется от Бога. Чем больше, – тем дальше. А человек призван быть с Богом. Следовательно, удаление от Бога и вражда против Бога – трагедия человека. Это удаление называется духовной смертью. Вот от этой смерти и спас нас Христос. Он взял на себя наши грехи, то есть простил и прощает их и этим дал и дает нам возможность снова приблизиться к Нему. Что говорит об этом Библия? Об этом она и говорит, только иносказательным, красочным языком, доступным любому желающему понять ее.
В первой книге Библии – в Бытии– в самом начале, в первых главах помещён следующий рассказ. Назови его повествованием, сказанием.
Бог сотворил мир: землю, солнце, растения, животных. Сотворил жизнь. В конце, как самое высшее существо, сотворил человека. Человек жил в раю, в прекрасном саду. Значит: в мире с Богом, с животным миром и… с самим собой, не зная греха, угрызений совести. Такое состояние называем мы блаженством.
Но человеку – Адаму и Еве – дана была уже первая – хронологически – заповедь. Ему было разрешено есть все плоды рая, но плоды с одной яблони было запрещено есть. Но Змий – Диавол– соблазнил людей. Уговорил их съесть запрещенный плод. И они послушали его, а не послушали Бога. Это была трагедия людей! Конечно, богами, как обещал им Змий, они не стали. Им только стало бесконечно стыдно. Они познали стыд. Познали ложь, познали грех. И были удалены от Бога, нарушив его запрет и утратили, таким образом, и, мир с Ним, эту первобытную радостную близость. С тех пор появилась отчужденность между человеком и Богом. Сам человек ее преодолеть не мог. Поэтому Бог пошел навстречу человеку, поэтому Он стал человеком, поэтому родился Христос. Все это, чтобы упразднить вражду, преодолеть удаление, примирить человека с Богом.
Конечно, вся эта трагическая история со Змием и яблоком, называемая грехопадением, изложена языком сказания. Понимать нужно умеючи. Это все произошло не только когда-то и не только с двумя людьми. Это происходит со всем человечеством во все времена. Зло входит в невинного ребенка или подростка, он становится скверным, не признает ни Бога, ни родителей. Но Бог идет ему навстречу, чтобы ребенок был снова с Ним. Так поступают и родители с детьми.
Видим: происходит грехопадение. Значит, нужно и спасение. Грех, непослушание, изгнание, удаление и отчуждение происходит почти в каждом человеке и в наше время. И Бог помогает нам преодолевать пропасть, приближаться к Нему. Бог хочет ввести нас в Свое Царство, хочет, чтобы мы были снова в раю, то есть имели бы мир с Ним и друг с другом. Мы молимся постоянно:
«Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!»
Человек сотворен царем, призван им быть. Но он пал и превратился в червя, в раба. Но Бог восстанавливает его в его божественно-царском достоинстве. Бог дает нам возможность подняться. Этого нужно захотеть и приложить усилие. Если ты скажешь, я не хочу, мне ничего этого не нужно, – ну, что ж! Дело твое. Где-то может и Бог отступить от тебя…
Вся эта драма человечества – грехопадение и спасение – выражается «театрально» в жестах и действиях с соответствующими чтениями и пением в церковном богослужении.
В храме имеется иконостас. Завеса Царских Врат закрыта. Это показывает нашу удаленность от Бога, «изгнание из рая». Грешник стоит у закрытых врат Рая и сетует на свое положение. «Милостиве, помилуй мя, падшего!» – взывает он. Но в положенное время Царские врата отверзаются, выносится Евангелие, выносится чаша, выносится Святое Причастие, которое преподается всем желающим приступить к нему. Всё это делается, чтобы приблизить человека к Богу, сказать и показать ему, что Бог прощает его и с радостью берет его к Себе, открывая доступ в Свое Вечное Царство.
Многих смущает: как, Христос – человек? Тогда Он не Бог больше, он перестал быть Богом? Ответ Православия: Христос, стал Человеком, не перестал быть Богом! Он стал Человеком и остался Богом! Он Богочеловек! Он одновременно и Бог, и Человек. В Нем, непонятным для нашего ума образом, соединились две природы: божественная и человеческая. Поэтому Он так близок и так понятен нам, людям. И поэтому Он может явить нам Божество и приблизить нас к Богу. Приближая нас к Себе, Он этим самым приближает нас к Богу. Как соединились во Христе эти два естества, эти две природы? Это попытался объяснить Четвертый Вселенский Собор в 451 году в г. Халкидоне. Он не мог сказать точно, как. Это недоступно человеку. Но он определил это соединение путем четырех приставок «не»: «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
Верим ли мы в улучшение человека и человечества? Да, христианство по сравнению с предыдущим этапом религиозности человечества – язычеством и Ветхим Заветом – безусловно шаг вперед. Путем тысячелетней – для России – церковной проповеди, школ, духа христианства произошло коренное перевоспитание народа; в народе укоренился закон любви, всепрощения. Упразднились кровавые жертвы. Убийство считается смертным грехом. Изменилось многое. Срыв последних лет, однако, ставит перед нами – Церковью и верующими – новые задачи: наверстать упущенное и продолжать учить народ любить ближнего и видеть в каждом человеке брата и сестру. Поэтому мы, православные христиане, повторяем для нас очевидную истину: только Христос спасет нас. Только Он может соединить нас с Богом.
Мы думаем, что и неверующим ясно, что лучше для человека, для народа, для общества, для страны, для государства и для всего мира, если мы все будем стараться быть добрыми христианами, человеколюбивыми, милосердными, чуткими к чужому горю, мягкими в обращении друг с другом. Будет лучше всем!
Еще есть у некоторых недоумения. Например, не унижает ли христианство человека, объявляя его рабом Божиим и зависимым от Бога? Не унижает ли человека примирение с врагами, призыв первым подойти к врагу и попросить у него прощения?
Нет, не унижает, а возвышает. Христианство возвышает людей, считая их детьми Божьими. Возвышает человека, говоря об образе Божьем – хотя и потускневшем – в нём. Мы, люди, не боги – даже с маленькой буквы – и никогда своими силами не станем ими. Но Бог хочет, чтобы мы были Его соработниками и соцарствовали с Ним в Раю, и Он нас творит богами по благодати. Конечно, богами с маленькой буквы. Трудно говорить христианину о каком-либо унижении человека. Человек – дитя Божие, Христос научил нас к Богу обращаться: «Отче наш…». Мы все братья и сестры. Поэтому Христос научил нас говорить: «Отче наш…». Бог – наш общий Отец. И мы – как братья и сестры – должны любить друг друга. С такой заповедью, с такой моралью людям жить легче друг с другом. Проще поддерживать мир в семье, мир с соседями, мир на работе, даже мир в трамвае. И легче вести «борьбу за мир» в мировом масштабе. Человек человеку не волк, а брат!
А наш идеал остается по-прежнему – богоподобие, доведенное до максимального совершенства. Вхождение в Царство Небесное, вторичное вхождение в рай; Отцы Церкви бесстрашно употребляли выражение: «обожение»!
Посмотрим еще глубже в православное учение о человеке. Из чего состоит человек? Из скольких частей и из каких? Человек состоит из двух частей – души и тела. Это частично верно. Тело – понятно. Это видимая, материальная часть человека. Душа – все невидимое. Но еще точнее – как говорит большинство православных отцов Церкви – сказать: человек состоит из трех частей. Из каких? Из тела, души и духа. Правильнее то, что обычно называют душой, разделять, различать в ней: душу и дух. И то, и другое – невидимо. Но под душой мы подразумеваем душевные явления, проявления души: любовь, ненависть, гнев, ярость, ревность, нервность, сострадание, милосердие… Много чего обычного, всем известного – и верующим, и неверующим. Обычное богатство человеческой жизни со всеми ее проявлениями.
Дух – это то, что стремится к бесконечному: к божественному, высшему, прекрасному. Творческое начало в человеке, творческая деятельность. Дух – религиозная жизнь, вера, стремление к бессмертному. Дух обладает частицей бессмертного. В духе человека образ Божий, искра Божия. Дух – это то, что остается после физической смерти. Это мы часто называем душой. Точной грани между душой и духом нет, ее провести человек не в силах. Но принято говорить о бессмертии души, хотя точнее было бы сказать: духа. Но так принято. Мы молимся за упокой души. «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего!»
Мы твердо верим в бессмертие человека, в жизнь после физической смерти. Это уже другая тема. Но скажем только: есть разница между человеком и животным. О душе человека молятся, о душе животного – нет. Животные, насколько нам известно, лишены идеи бессмертия и понятия о бессмертии. Можно говорить лишь о бессмертии человека. Когда-нибудь поговорим об этом подробнее. Мы же – на основании слов Христа – говорим о бессмертии и будущей жизни. Мы верим в воскресение! В человеке есть Божественная искра – дух, образ Божий. И она умереть не может! Она причастная вечности, ибо Бог – бессмертен и вечен!
Говоря о человеке, нужно добавить, что человек, несмотря на его внешнюю грубость, – очень нежное существо. У каждого человека – нежная душа и обращаться с ней следует очень осторожно. Беречь ее и не обижать. Мы, как слоны, ходим по душам и чувствам друг друга! Нужно проявлять осторожность, человечность, оказывать внимание, любовь и ласку. Это и будет выражение подлинной любви к ближнему.
Но нельзя отмахнуться еще от одного важного вопроса: откуда зверь в человеке? Откуда столько зла и жестокости? Почему идет разбой, грабеж, воровство? Ни одно животное не проявляет столько жестокости к себе подобному!
Одно объяснение: грехопадение, которого не знает животный мир. Отказ от Бога и обращение в другую сторону: к дьяволу. Отпадение от Бога – и служение Нечистому. Порабощение, добровольное порабощение Дьяволу! Вот в чем ужас! Ведь иначе, как дьявольщиной эту изощренную жестокость не назовешь! Иначе как цепкими лапами Лукавого не объяснишь! Об этом виде зла надо будет поговорить в другой раз.
Вспомним, что человек – образ Божий! Так где же он? Куда же он девался? Он потускнел, потемнел, стерся, заглох. Сошел до минимума. У некоторых почти исчез. Вопрос-загадка: как и до какого предела может человек в себе «успешно» подавлять образ Божий?!
Во всяком случае, наша главная задача: восстановить образ Божий в человеке. Прежде всего в нас самих. А потом и в других. Надо его оттирать, отчищать и шлифовать, как потускневшую монету, пока она снова не заблестит золотом! Злая внешняя сила завладела нами по Божьему попущению. Как справиться с ней? Одно ясно: своими силами не справимся!
Вот и ответ: нужно спасение! Спасение нужно! Спасение от Бога. Примирение, прощение. Тогда мы сможем бороться со злом в себе и в мире! Господи, спаси и сохрани! Господи, приди к нам и спаси нас!
(Использованы катехизические беседы прот. Георгия Сидоренко).

← ИИСУС ХРИСТОС

Когда понятие «личность» прочно вошло в культурную и общественную жизнь, Российское богословие попыталось проложить какие-то мосты к этому понятию, богословски его переосмыслить и поставить себе на службу. Что же такое личность в понимании православного богословия? Это самосознающее «я», наделенное разумом, свободной волей и нравственным чувством.

– Личность способна действовать не по причине, а в соответствии с избранной целью, то есть она свободна.

– Она не содержит в себе материальной природы, она нематериальна и неделима.

– Она стоит выше материальной природы и управляет природой.

Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными личностями, созданными по образу и подобию Божию. Каждый человек, по учению Церкви, является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется (или же, напротив, может деградировать и саморазрушаться).

Понятие «личность», которое всем нам интуитивно ясно, соответствует в сочинениях Отцов понятию «дух».

В катехизисе митр. Филарета, при изложении догмата Троичности, слово Личность (Лицо) использовано как синоним слова Ипостась. Бог един по существу и троичен в Лицах, или Ипостасях.

Параллельно с христианским пониманием личности в обществе широко распространено иное понимание личности, основанное на взглядах материалистических наук – социологии, психологии. Познакомимся и с ними тоже для сравнения.

Индивидуум (с латинского – неделимый) – синоним греческого слова атом. Это единичный представитель человеческого общества. Обычно употребляется в значении «конкретный человек».

Индивидуальность выражает особенности отдельного человека, носящие наследственный или случайный характер.

Личность (согласно психологии) — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся». «Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаём свой характер и становимся личностями», – пишет известный американский социолог. В упрощенном варианте структуру личности (опять же согласно психологии) представляют как: темперамент + характер + социальные установки. Личности присуща способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных целей и принципов.

В социологии личность человека рассматривается как его отношения с другими людьми, поэтому важнейшая характеристика личности в социологии – ее общественная роль.

Несмотря на значительные успехи материалистических наук в изучении человека, все они упорно не хотят замечать в человеческой личности метафизической составляющей – образа Божия.

Приложение к теме 10

Представления о человеке и его месте в христианстве

В I веке н.э. зарождается новая мировая религия — христианство (греч. Christos — помазанник), появление которого связывается с сошествием на землю богочеловека Иисуса Христа, своими страданиями и смертью искупившего грехи человечества

Согласно христианству, Бог создал человека для любви к себе, общения с собой. Бог находится с человеком в отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати. Бог хочет пребывать в человеке своей благодатью, даруя человеку возможность обожения.

Обожение (гр. — theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением, которое понимается как спасение души. Само спасение достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 2005. С. 312.

Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Бога, оно установлено Богом. Дар обожения — дар нетварной божественной благодати. Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными ему душами. Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа. Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света.

Согласно христианству, человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воле человека. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей.

Согласно христианству, человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя.

По христианству мужчина и женщина равны в своём духовном достоинстве перед Богом. Они в равной мере сотворены по Образу Божьему. Мужчина может иметь только одну жену.

Человек сам творит свои поступки, используя свою богообразную и богоподобную свободную волю.

По христианскому вероучению прародители человечества были созданы нетленными и бессмертными. Они (Адам и Ева) подверглись грехопадению, которое повлияло на все происшедшее от них человечество, так как греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. Вследствие грехопадения прародителей испортилась душевная природа человека. Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели». «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола». Цит. по: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 2005. С. 315.

Вследствие греха прародителей испортилась и телесная природа человека. Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Цит. по: Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — С. 216. Смерть и болезни не были созданы изначально Богом. После грехопадения прародителей исказился весь материальный мир. Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. Человеку необходим Спаситель от власти и силы греха.

Бог в христианстве раскрывает Себя и общается с человеком в Откровении непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа. Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и церковных таинствах. Установлены священнодействия, в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа.

Бог требует от человека исполнения евангельских заповедей любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10. 27). Цит. по: Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — С. 223. . Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов. Бог в христианстве заповедует любовь ко всякому человеку. Он не заповедует войну с иноверцами, но заповедует духовную борьбу с дьяволом и падшими духами — врагами человеческой души.

Господь обещает человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни. В Царствии Божием (в раю) христиан ожидает духовное блаженство.

Таким образом, христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.

Православные и псевдо-православие

Православные люди — это те, кто правильно славят Бога. Отсюда и название ПРАВОСЛАВНЫЕ.

Критерий здесь — Истина — Христос, Который Сам сказал: АЗ ЕСМЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ. Христианин, считающий себя православным, неуклонно следует воле Христа и уподобляется Ему в подвиге и любви.

Православный христианин терпелив, молитвеннен, услужлив, всепрощающ, вежлив, внимателен, обладает верой, надеждой и любовью, а также премудростью… Все эти качества он получает от Бога и благодарен Богу за все. Он доверяет Богу свою жизнь и вверяет Богу самого себя и ближних.

Но есть еще одна категория людей, которые возомнили себя хранителями Истины в последней инстанции. Хотя ими по сути не являются. Им постоянно мерещится, что на них нападают все кругом, они находятся в состоянии борьбы… Начитавшись духовной литературы, говорят они категорически и безаппеляционно. Дружелюбием и не пахнет. А тем более — любовью Христовой.

Недавно прочитал высказывание одного мыслящего реально парня: есть люди православные, и есть люди ПРАВОСЛАВНУТЫЕ. Речь идет не о хранении Истины, но о нездоровом фанатизме, который граничит с человеконенавидением. Несовершенный в любви мог бы называться христианином? Подумаем.

Посмотрите как часто внешние люди жалуются, что пришли мол в храм, а там их бабка отругала за внешность или еще что-то неправильно сделанное! Это понятно, что церковь — учреждение Божье, и в нем надо вести себя в соответствии с правилами. И выходки пуссирайтиков неуместны… Девочки явно попутали место своего выступления.

Но мы не о них, а о тех, кто ходит в церковь и считает себя истинно верующим, но другим жить не дает своей «православностью». Надо ли свои комсомольские выходки переносить на церковное поведение?

Вчерашняя комсомолка пришла в Церковь. Похвально. Бог просветил и простил заблуждения. В прошлом веке она боролась за светлое будущее на земле, притом, до крови. Теперь борется там, где давно принесена Жертва на Кресте.

Недавно переписывался с одной оппоненткой, обвинившей меня в цинизме. Я поблагодарил за критику. Мне полезно посмотреть на себя со стороны. Но ей этого было недостаточно. Взялась учить уму-разуму того, кто Богом сам поставлен учительствовать. И невдомек человеку, что сказал апостол Павел: женщина в церкви да молчит!

У нас почему-то в обществе принято говорить о чем попало и считается это нормально. Осудить ближнего — вообще не считается за грех. А если батюшка мне не симпатичен или мыслит не так, как мне бы хотелось? Значит, плохой? Тупой, отсталый, не верит в эзотерику… гороскоп…

Сегодня меня один хороший собеседник прямо пожалел — мол веришь мощам святого, а не знаешь, что тот был туберкулезником. Бедный ты (то есть я) и отсталый!

Прежде суждения, отвечаю, изучи вопрос! Что ты вообще знаешь о святости подвижников благочестия?

«Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия».
Святитель Тихон Задонский

Бывает и в обратную сторону. Если отец духовный говорит в угоду своей аудитории и притом то, что хотят услышать, то такого надо носить на руках! Раболепно поклоняться. Смотреть прямо в рот. Так?

А разве врач только приятное делает пациенту, чтобы его вылечить? А тренер готовит спортсмена, заставляя снова и снова выполнять неприятное, но нужное действие, чтобы тот стал чемпионом?

Вот и людям надо опираться на опыт духовника, наставника, старца, который прошел путь проб и ошибок, искушений и побед во Христе, умеет молиться и имеет дар рассуждения. Иначе человек забредает в закоулки собственный измышлений, где его бес и побалует вволю. И наигравшись над такой нестойкой душой, вышвырнет на попрание…

Жизнь справедлива.

Дорогие мои! Наш Наставник Христос — воплощение любви и добродетели! А Святое Евангелие — Его слово — руководство к действию. Вот на что надо опираться.

Мать Церковь на то и создана Христом, чтобы мы объединились в вере и единомыслии и вели себя соответствующе.

Берегите друг друга, берегите себя в мире полном соблазнов и разврата духовного!