Чичагов Серафим

Медицинские беседы

Чичагов Леонид Михайлович (1856 — 1937) — родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей — таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни.

Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.

Еще большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения, систему оздоровления организма. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы». В нем автор рассказывает, что такое система Чичагова (система Серафима Чичагова).

Двухтомник вышел в 1891 году и содержит около 1500 страниц. В 1999 году настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная-Чичагова) переиздала фундаментальный медицинский труд своего деда — священномученика митрополита Серафима, в миру Леонида Михайловича Чичагова. Это издание является репринтным, т.е. по сути копией издания 1891 года отпечатанного с использованием дореформенной (дореволюционной) орфографии.

На сайте вы сможете читать онлайн «Медицинские беседы» Чичагова, Мы попытаемся привести сей труд к современной (послереформенной) орфографии, что позволит при чтении меньше отвлекаться на текст.

Скачать издание можно — . Отзывы и пожелания отправляйте через форму контакты.

ПРЕДИСЛОВИЕ ЧИТАТЬ ТОМ 1 ЧИТАТЬ ТОМ 2

Чичагов Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Чичагов (1886 — 20.03.1932, Сент-Женевьев-де-Буа)

Окончил Пажеский корпус (1909). На 1914 поручик Лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка. Подполковник.

Награды: пожалован за отличия в делах против германцев орденом Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость»; Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом; пожалован за отличия в делах против неприятеля орденом Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (ВП 15.03.1915).

В Северо-Западной Армии; в декабре 1919 в Конно-Егерском полку. На 29.01.1920 штаб-офицер для поручений Управления Коменданта Русских Войск города Ревеля. Полковник.

В эмиграции во Франции.

Ему посвящено стихотворение Н. Гумилева «Война» в сборнике «Колчан». Сохранился экземпляр с дарственной надписью автора: «Многоуважаемому Михаилу Михайловичу Чичагову от искренне его любящего и благодарного ему младшего унтер-офицера его взвода Н. Гумилева в память веселых разъездов и боев. 27 декабря 1915 г. Петроград» (собрание М.И. Чуванова).

Как собака на цепи тяжелой, Тявкает за лесом пулемет, И жужжат шрапнели, словно пчелы, Собирая ярко-красный мед. А «ура» вдали — как будто пенье Трудный день окончивших жнецов. Скажешь: это — мирное селенье В самый благостный из вечеров. И воистину светло и свято Дело величавое войны, Серафимы, ясны и крылаты, За плечами воинов видны. Тружеников, медленно идущих На полях, омоченных в крови, Подвиг сеющих и славу жнущих, Ныне, Господи, благослови. Как у тех, что гнутся над сохою, Как у тех, что молят и скорбят, Их сердца горят перед Тобою, Восковыми свечками горят. Но тому, о Господи, и силы И победы царский час даруй, Кто поверженному скажет: «Милый, Вот, прими мой братский поцелуй!»

Тема: Чудовище из Самары в образе епископа!

Ваше Святейшество! Обращается к Вам пенсионер, бывший прихожанин Воскресенского храма г. Самары. Узнали вчера, что решением Священного Синода настоятель Воскресенского храма Серафим Глушаков стал епископом. Узнали и пришли в ужас. Как может такой человек стать епископом. Чтобы вам стало понятно, что я имею ввиду, рассажу Вам все, что знает каждый «верующий со стажем» нашего города об этом так называемом священнике.
Почти 20 лет назад о.Федор (так в миру зовут Серафима Глушакова) стал настоятелем нашего храма. Тогда в 90-е для нас верующих открытие каждого нового храма было огромной радостью. Мы с сразу поддержали молодого, энергичного настоятеля во всех его начинаниях, но скоро заметили, что его стали окружать «новые русские», говоря простым языком, просто бандиты. Какие дела у него были с нашим настоятелем не знаю, только дыма без огня не бывает и стал народ поговаривать, что батюшка на руку нечист. В молодости из какого-то монастыря иконы украл и перепродал, а сейчас деньги, что на храм собирает пускает на свои нужды. Видно слухи дошли до Владыки и должны были прислать к нам проверку из епархии. Но тут случилась беда – пожар, да не просто, а еще и человек сгорел. Тогда об этом много говорили, писали в газетах, показывали по телевизору. Мы тогда понимали в чем причина – так о. Федор следы своих грязных делишек заметал, но молчали – боялись его, его братков. Ведь сторож-то неслучайно сгорел. Тогда рассказывали, что на о.Федора дело завели, при обыске дома нашли оружие и много ценностей, он даже несколько дней провел в следственном изоляторе. Но, скоро дело на него замяли, а в тюрьму за него сели люди, которые по его же наущению страшное дело и сотворили. Один из них поклялся ему отомстить, но где уж справиться с таким.
После этого много прихожан разошлись по другим храмам, ушел и я. А моя знакомая осталась, но через некоторое время не только ушла из храма, но и уехала в другой город. Перед отъездом она поделилась своим горем. Ее дочка пришла к о. Федору после службы на исповедь, он предложил ей побеседовать у него дома, а затем насильно несколько дней силой удерживал ее там и всячески над ней надругался. Ей чудом удалось сбежать и в тот же день они с матерью переехали сначала из дома, а затем и вовсе из города.
Потом наш о. Федор принял монашество и стал игуменом Серафимом. Отстроил целый шикарный комплекс с парком, конюшней, открыл целый монастырь – красота! Только спрашивается на какие такие деньги все это построено, ведь многие батюшки десятилетиями строят один храм, а тут… Все сомнения рассеиваются, когда видишь его монахов – многие из бывших братков, ездят на иномарках одним своим видом смущают верующих. А в монастыре проходят пьяные оргии и прочие беззакония.
С принятиям монашества о. Федор ничуть не изменился, также продолжает грозить прихожанам и работникам храма, ставшими свидетелями его неблаговидных дел физической расправой.
Меня все эти года мучил вопрос. Почему Владыка закрывал глаза на все его беззакония? Почему после судебного разбирательства не только не отстранил его от службы, но в дальнейшем позволил возглавлять монастырь? Разве может человек, на котором лежит даже подозрение в воровстве, убийстве, насильничестве, разврате, отмывании бандитских денег быть священником? Ведь люди по таким лжесвященникам судят обо всей православной церкви. А теперь еще его и епископом сделают.
Конечно, не один десяток людей в Самаре вздохнет с облегчением, не боясь больше за свою жизнь и жизнь своих близких. Но ведь он теперь будет управлять не просто одним храмом, а вершить судьбы многих людей.
Да, наш о.Федор всегда умел произвести впечатление! Но часто внешность бывает обманчивой, за обходительной манерой и вкрадчивыми словами скрывается настоящее чудовище. Поверьте, это не только мое мнение. Внук рассказал мне, что в интернете про него хорошо пишут, что он уважаемый и образованный, что у него несколько образований и даже кандидатская есть!
Ваше Святейшество! И это все обман. Нет у него и половины того, что про него написано, даже возраст не тот. Его родная сестра многие годы работает в Петропавловском храме, а как известно, у женщин язык очень длинный. Одной из прихожанок она с возмущением как-то рассказывала, что как нынче в церкве все прогнило, мол, за кандидатскую диссертацию ее братцу пришлось такие деньги выложить.
В архиереи он давно рвался, но при старом патриархе он даже архмандритом не мог стать. Видно про него все знали, и несмотря на его подкупы никуда не пускали.
Ваше Святейшество Вас ввели в заблуждение. Все, что я рассказал, можно проверить, ведь наверняка в милиции и дело в архиве осталось и вообще, ведь должна же быть хоть в церкви какая-то справедливость. Ведь такие архиереи слуги не Богу, а дьяволу. За деньги они и Вас продадут и нашу матушку церковь!
Ваше Святейшество простите меня грешного, хотел писать Вам письмо, но побоялся, что о. Федор и Ваших служащих подкупит, и оно до Вас не дойдет и попросил внука послать его через интернет. Пусть люди в его будущей епархии все о нем заранее узнают. А может свершится чудо и Вы передумаете его епископом делать, а все проверите и отстраните его от службы.
Сейчас идет пост, я принес покаяние за то, что стал свидетельствовать против священника, но мой духовник, меня благословил. Наверное, батюшки тоже многое знают, только молчат…
Еще раз простите меня Христа ради, прошу Ваших святых молитв, многогрешный Василий

Отзыв о книге «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»

Рецензия на брошюру «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»

У милых дам, несущих послушание повара в Новоспасском монастыре (Москва), вчера изъята брошюра Ксении Кравченко «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова». — М., 2013 (именно 2013 г., а не 2012 г.).

Предлагаю Вашему вниманию рецензию на эту брошюру.

1. Брошюра не имеет грифа «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви», в связи с чем по принятым правилам не может распространяться через церковную книготорговлю. Тираж брошюры не указан.

2. В краткой аннотации в начале брошюры указывается «разрешено для детей старше 12 лет» (т.е. 12+), однако не называется: от кого конкретно получено такое разрешение. Абсолютно отсутствуют сведения об авторе, хотя заявляется (форзац, обложка), что «практикующий врач» К.П.Кравченко имеет «более чем двадцатилетний положительный опыт лечения больных по данной методике».

3. В брошюре цитируется сам свщмч. Серафим Чичагов, однако нет ни одной ссылки на источник цитирования.

4. Брошюра обильно исполнена стилистическими, грамматическими, пунктуационными и терминологическими ошибками, произвольными выводами (кто дал этой «оздоровительной системе» название «система Серафима Чичагова»? Не сама ли К. Кравченко?) Почему отсутствует хотя бы этимологическое объяснение названий болезней прошлого: «грызть», «лихоманка», «кондрашка» (стр.9)?

Не из-за того ли, что автор сама толком в них не разбирается?

Характерные примеры:

«Понять, что это такое, как это звучит по-современному, достаточно сложно, можно только догадываться» (стр.10).

«Если мы накануне понервничали или во время еды обсуждаем какие-то проблемы, смотрим телевизор, сопереживаем или переживаем, у нас не замкнуты клапаны» (стр.33);

«Пациентка, приходившая ко мне с опухолью матки (пропущена запятая) говорит: «Помогите, мама умерла от рака матки, я не хочу идти по ее пути»! Мы по ходу своим (правильно своих) исследований выяснили такой момент: девочки несут проблемы папы и папиного рода, мальчики несут проблемы мамы и маминого рода» (стр.69-70).

Действительно, «выдающееся» открытие «православного» врача!

На стр. 12 «врачом» Ксенией Кравченко проводится кощунственная метафора – прямая параллель между евхаристической Чашей, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, и медицинской чашей-эмблемой:

«В старом медицинском учебнике символ нашей медицины – змей над чашей. Известно, что человек получает ту или иную проблему, если он согрешил. Далее идёт симптом, а через какое-то время – болезнь. Человек, вспоминая, идёт на исповедь, исповедуется, а затем идёт к Чаше, он причащается, и болезнь уходит. Сейчас вокруг этой Чаши извивается змей. Известно, кто такой змей. Мы видим его на иконе Георгия Победоносца поверженным. Змей – прообраз сатаны, отец лжи» (стр.12, цит. с сокр.).

Вот как, ни больше, ни меньше: змий-сатана извивается сейчас вокруг Евхаристической чаши!

5. Практически полностью отсутствует справочный аппарат (в конце брошюры всего лишь упоминание о 2-х книгах: «Победить болезнь» (издание храма Девяти Кизических мучеников, 2012 г. и Чичагов Л.М. «Медицинские беседы» (репринт 1891 г.); нет ссылок на авторитетные медицинские справочники и пособия;

6. В конце брошюры читателям навязывается «чин чтения Псалтыри митрополита Петра Могилы». «Чин» по существу настолько далёк от молитв за усопших, в том числе и от чтения Псалтыри по усопшим, что комментировать его излишне.

7. Утверждается, что «система Чичагова» помогла многим, однако это и подобные утверждения голословны, в брошюре отсутствуют конкретные примеры помощи и положительного результата, от каких болезней зафиксированы случаи исцеления и т.п.

8) История препарата «Декарис» (стр.66) начинается так:

«Где-то в 1972 г. на базе Первого медицинского института Сеченова в Москве был на кафедре акушерства и гинекологии интересный молодой человек. Он увлёкся этим Декарисом и написал кандидатскую диссертацию. Когда он ее защищал, ему дали сразу докторскую. И сразу во всех клиниках стали использовать этот Декарис. Поступает пациент и его начинают лечить по схеме, которую мы всем и советуем. Эта схема того самого молодого человека».

Всё это напоминает дешёвую беллетристику, сказку «жили-были» и «однажды где-то в тридесятом царстве», «одна бабка сказала». Что за «интересный молодой человек»? Каково название его научного труда, за который сразу дали докторскую степень, что достаточно редкое по тем временам явление?

8а. Ксения Кравченко произвольно толкует медицинскую практику священномученика, которая, по её словам, заключается, в частности, в том, что его, оказывается, не интересовало: с какой болезнью или с заболеванием какого органа обратился к нему за помощью человек:

«Владыка рассматривал болезни независимо от поражаемого органа и, принимая их формы, обращал внимание на общее состояние: на ход и развитие, а главное – на окончание болезни» (стр.8.).

Это что-то уникальное в медицинской практике, только вот не доктора Л. Чичагова, а самой К. Кравченко, вольно интерпретирующей труды архипастыря. Как можно лечить человека «в общем»?

9. В брошюре встречается много очень спорных моментов, бездоказательных обобщений и утверждений, броских сравнений, а то и крайне несуразных высказываний:

«Практика и очень большой опыт показывают, что нет болезни, которая излечивалась бы быстрее всех любых, нежели «рак»» (стр.13, жирным здесь и далее выделено нами, название болезни «рак» Ксения Кравченко почему-то взяла в кавычки. И на какой это большой опыт по быстрому излечению от рака ссылается Ксения Павловна?).

«Эндокринная система вырабатывает гормоны. Гормоны выходят в очень малом количестве, в сотых долях, запуская в работу все органы. Эта система при своей патологии не болит: ни щитовидка, ни гипофиз, ни надпочечники. Они могут вообще не работать, но не болят. Единственный причинный фактор их выхода из строя – это эмоциональный фактор. Любая эмоция – это страсть: раздражительность, гневливость, зависть, обидчивость. Любая страсть – это грех. Таким образом, зародышем всех гормональных нарушений является грех» (стр.14-15, цит. с сокр).

Вот как: «пораздражался» немного – и твоя эндокринная система вышла из строя! Хотя любая страсть – грех, но не каждая эмоция является грехом. Плакать с плачущими и радоваться с радующимися повелел апостол Павел не ради того, чтобы в организме человека при этом что-либо выходило из строя.

«Вырабатывая гормон из четырёх атомов йода, щитовидная железа должна каким-то образом этот йод получить. Для этого необходимо употреблять в пищу продукты, содержащие йод, которые должны перевариться, попасть из кишечника в кровь, а затем щитовидная железа, вырабатывая тироксин, вбрасывает его в печень. Это в норме. Но живя в эндемическом районе, где нет морей, океанов, а, следовательно, и продуктов, содержащих йод, ни у кого щитовидная железа не работает» (стр. 16-17).

Вам, читатель, понятно, что ни у кого, ни у К.П.Кравченко, ни у Вас, ни у кого бы то ни было из Вашего ближайшего и дальнего окружения щитовидная железа не работает?! Ни у кого! Это во-первых. А во-вторых, Россия всё-таки омывается морями и океанами, да и приобрести в магазинах йодосодержащие морские продукты сейчас не является значительной проблемой.

Сейчас у всех очень слабая соляная кислота, так как желудок её не вырабатывает в достаточном количестве и концентрации, отсюда вязкая кровь и тромбофлебит (стр. 33).

Все язвы (большинство язв) не зависят от питания, они зависят от эмоций и стрессов (стр. 33).

В связи с тем, что мы потребляем огромное количество продуктов, богатых калием, сейчас у всех в крови избыточная его концентрация (стр. 37).

Ещё один разрушающий фактор, воздействующий на щитовидную железу,– фактор эмоциональный. Следующий – облучение, подобное чернобыльской катастрофе. На сегодняшний день этот фактор играет значительную роль в связи с возрастающим количеством сотовых телефонов и вышек, обеспечивающих сотовую связь. Таким образом, облучение идёт постоянно и затрагивает всех без исключения. Оттого, что эти излучения не видны, а мы их не ощущаем, они становятся ещё опаснее (стр. 17).

Во-первых, подобной чернобыльской катастрофе может быть только сама чернобыльская катастрофа (или в определённой степени сопоставимая с ней радиоактивная авария на реакторах АЭС в Фукусиме в марте 2011 г.). Отсутствием логики и здравого смысла является сравнение смертельного излучения радиоактивного топлива атомных реакторов с излучением, получаемым пользователями от мобильных телефонов, ноутбуков, плазменных телевизоров и т.д. В таком случае все бы абоненты сотовых операторов умирали в течение 2-3 недель, как мужественные пожарные и ликвидаторы, или становились глубокими инвалидами. Во-вторых, опасность электромагнитного излучения определяется совершенно другими параметрами, например, его интенсивностью, а вовсе не тем, что человек его не ощущает.

Если желудок поддерживать в нормальном рабочем состоянии, то у человека не будет паразитов, ибо они не смогут жить в кишечнике, потому что помимо пищеварительной функции желудок выполняет и барьерную функцию – соляная кислота растворяет любую грязь (можно пить из лужи, вся грязь погибнет на уровне желудка) (стр. 30). Нам страшно (да и другим настоятельно не рекомендуем) идти на приём к врачу К.П. Кравченко, которая советует утолять жажду даже из лужи!

«Когда растительный продукт бродит, а бродит он две недели, процесс брожения превращает обычную капусту в мясо» (стр. 41-42).

«Из десяти литров желудочного сока восемь литров ежесуточно всасываются в кровь» (стр.21).

«Человеку можно обойтись вообще без лечения как такового» (стр.48).

«Лечить все вещи бесполезно. Лечения не существует вообще. Как бы ни хотелось, никогда и никого ни одной системой: ни траволечением, ни гомеопатией, ни иглорефлексотерпией – не вылечить, можно только снять симптомы» (стр.11-12)

Примечание. Фраза в очередной раз обнаруживает низкую образовательную квалификацию Ксении равченко. Грамотный врач напишет «Лечить все болезни бесполезно», но никак не «вещи». Подобная словесная галиматья преследует автора на протяжении всей брошюры.

10. Брошюра Ксении Кравченко содержит противоречия как практического, так и богословского характера, выявляющие некомпетентность автора в православной антропологии. С одной стороны, автор пытается решить проблему питания в посты, с другой, провозглашает лозунг «никаких постов»:

«Диеты не должно быть никакой. У каждого своё состояние крови и необходимость в различных микроэлементах: одному нужен цинк, другому – магний и так далее. Микроэлементы организм начинает «просить» в виде тех или иных продуктов, содержащих необходимый элемент, поэтому нет запрещённых или разрешенных продуктов» (стр.35).

«Люди едят огромное количество продуктов, в посты берут благословение на молочные продукты, но ничего не переваривается из-за отсутствия соляной кислоты. Поэтому состояние человека в пост ещё больше ухудшается» (стр.40).

А вот и антропология. Вдумайтесь в то, что пишет

«Причины большинства болезней – греховные структуры человека. Когда человек «что-то нарушает», он «что-то получает»» (стр.12) – очень похоже на учение о карме да и непонятно: что подразумевает автор под новоявленной терминологией греховные структуры, т.к. далее это словосочетание им не раскрывается, а в православной антропологии не встречается.

«Господь сотворил человека совершенным, система нашего организма способна самовосстанавливаться. Но механизм восстановления часто «ломается», прежде всего, страстями (эмоциями)» (стр. 28).

«Не может быть, чтобы Бог создал людей зависимыми от каких-либо добавок, микроэлементов, чтобы люди себя искусственно чем-то поддерживали. Человеческий организм – само совершенство» (стр. 45-46).

«В таком случае зачем же автор распинается, повествуя о необходимости поддерживания натрие-калиевого и йодного баланса, рекламирует на трёх страницах «Декарис»» (стр.66-68), если человек настолько совершенен, что не нуждается в микроэлементах, добавках, лекарственных препаратах! К чему выдавать свои предубеждения «не может быть» за реальные явления?

«Дети до 7 лет не болеют, а если они болеют, то этим проявляется то, что они несут проблемы своих родителей» (стр.69).

К подобным брошюрам есть определённые требования. Священномученик Серафим Чичагов действительно разработал методику лечения болезней, которая, однако, произвольно и искажённо интерпретируется уважаемой К. Кравченко и не имеет никакого отношения к тому, о чём она пишет. Брошюра имеет ярко выраженный лженаучный и псевдоправославный характер. Если и будет хоть какая-то польза человеку от использования на практике этой схемы или системы, то минимальная.

Приписывая свои домыслы священномученику Серафиму Чичагову, прикрываясь его авторитетом, Ксения Кравченко наносит вред Церкви, а также несёт полную ответственность перед памятью святого за произвольную и антинаучную интерпретацию его медицинской практики.

Прокопий Жамков, иеродиакон

Источник: К истине.ru

Это мирская особенность – чтить юбилейные даты человеческой жизни, среди которых 50-летие – одна из самых важных. У верующих православных, тем паче монашествующих, думается, своя «табель о рангах»: День ангела, время вступления в сан. Но поскольку игумен Спасо-Преображенского мужского монастыря, что в Жабинковском районе, отец Серафим (Петручик) пользуется у мирян огромным авторитетом, любовью и известностью, то знающие его земляки попросили газету публично поздравить с 50-летним юбилеем. Он пришелся на 1 ноября нынешнего года.

Немного истории

В монашескую братию уроженец Жабинковской земли Василий Петручик, воспитанный в глубокой вере и страхе Божием, пришел в 21 год. Как рассказывается в одной из многочисленных публикаций, после прочтения в юности жития преподобного Серафима Саровского, который стал идеалом юноши. Думается, не случайно при пострижении в монахи ему было дано новое имя – Серафим.

Пройдя в монашестве путь до иерея, о.Серафим (Петручик) в качестве наместника Спасо-Преображенской мужской пустыни начал возведение ее вокруг одноименной древней церкви в д.Хмелево Жабинковского района.

Далее он стал игуменом Спасо-Преображенского монастыря, в который была преобразована пустынь. В этот монастырь едут паломники со всей Беларуси, а также из России, Украины, Польши, Франции, Канады, Америки.

Отец Серафим с немногочисленной братией выстроили и непосредственно монастырские постройки, а главное – храм в честь чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери, чей древний список хранится в монастыре, как и образ святителя Николая и другие.

В Хмелево, отдаленной от столиц и городов деревне, Спасо-Преображенский монастырь за небольшое время стал настоящим православным духовным центром.

Некогда, еще в начале возведения обители, газета «БК» была инициатором выдвижения отца Серафима на звание «Человек года» на Брестчине — и он им стал, не отказал мирянам в их простосердечном желании уважить его труды и служение для общей благодати.

И сейчас, в 50-летний юбилей игумена, общество видит зрелые плоды еще больших трудов ревнителя веры, теплого молитвенника, пламенного воина Христова.

Многие и благие лета Вам, отче Серафиме, радости, помощи Божией на пути служения!

Редакция «БК»

Поездка в Хмелево

ОТ АВТОРА. Когда-то, лет пятнадцать назад, я разместил этот небольшой рассказ в своем компьютерном ЖЖ – Живом Журнале. А сейчас это сгодилось – на юбилей батюшки Серафима. Времена перекликаются. Только читая это, не забывайте, что писалось это в прошлом веке…

…Вспомнилось.50

Синий деревянный храм на холме среди сосен. При входе в ограду сосны в полунаклоне создают арку. На одной стороне холма — кладбище. У самого храма захоронены священники и их жены (матушки). Над одним из надгробий возвышается каменный крест, датированный 1915-м годом, под ним покоится матушка Мария Кульчицкая. На кресте выведено: «Эту надпись я делал не долотом, а слезами». С другой стороны храма деревянный крест, датированный 1942-м годом. До Хмелева от храма – около полукилометра.

Темно-бордовый дом о.Серафима с православным крестом на фронтоне. Чистый двор безо всяких надворных построек, только сбоку что-то вроде небольшого сарая с аистиным гнездом на крыше.

Крупный светло-рыжий пес в конуре проводил нас спокойным взглядом, даже не гавкнул.

— Кто там? — в ответ на наш стук отозвался мягкий мужской голос из-за двери.

Представились, отрекомендовались. Дверь открыл невысокий батюшка в рясе, круглое лицо обрамлено густой черной бородой. Добродушно поприветствовал нас, провел в комнату.

Отцу Серафиму нет и сорока. Монашествует. Опрятная комнатка полна икон и иконок.

Разговор сразу же пошел о Спасо-Преображенской пустыни, которую создает о.Серафим. На нее уже получены необходимые благословения, перед новым годом на ее создание подписан указ владыкою Константином. Это будет первая в республике пустынь, наподобие Оптиной. К ноябрю возле храма будет построено невысокое зданьице на четыре кельи (восемь монахов), вырастут служебные пристройки к нему.

Идея пустыни принадлежит о.Серафиму.

— Есть у нас возле церкви колодец. Лет десять назад в нем иссякла вода: из-за мелиорации понизился уровень грунтовых вод. Я решил, что как только появится в нем вода, — так сразу создам здесь пустынь. Ведь все пустыни – и Серафимовская, и Оптина – возникали после того, как там начинали бить живоносные источники. Я со своим колодцем постоянно беседовал, благословлял. А как-то приехал ко мне Гриша из Бреста. Никак, говорит, не могу машину продать. Я ему: «Гришечка, ты свою машину продашь, когда в этом колодце вода появится». И попросил его посмотреть колодец. Он спустился вниз и кричит изглубока: «Батюшка-а-а! Сухо». Потом: «А земелька-то влажная!» Достал ведер двадцать песка — и пошла водичка! Это и стало началом монашеской пустыни…

В Хмелево будет построена небольшая гостиница для паломников. Но в пустынь паломникам нельзя будет входить.

О.Серафим: «У монахов в кельях будет одна-две иконы. Много не нужно — это уже будет ради красоты, а не ради молитвы…»

Уже есть два кандидата в пустынь – Олег и Андрей. Олег сейчас лежит в больнице – лечится. Андрей был пограничником. «Я его направил в Самару к отцу Серафиму, чтобы получил благословение на монашество».

«Священник — это свеча перед Господом. Горит и истаивает до конца…»

Во время беседы пробудился телефон. О.Серафим, ответив на звонок, возвращается к нам и рассказывает: «Позвонил молодой батюшка из-под Борисова, которого я когда-то благословлял на учебу в семинарии. Говорит, матушка от меня только что ушла вместе с ребенком на руках. Что делать? Я говорю: ступай по горячему следу, Бог поможет…»

В Спасо-Преображенском храме. Икона Божией Матери Ченстоховской горела в огне, но осталась цела, хоть и почернела. «Церковь трижды обворовывали. Украдена была и Ченстоховская. А я только что был направлен на приход. Приезжаю в Жабинку — в тот же день звонок из милиции: придите посмотрите, не вашу ли икону мы нашли. Прихожу — наша! Прямо чудо…»

На прощание благословил и, протянув руку для пожатия, негромко молвил: «Все образуется, все будет хорошо. Опирайся на мою слабую руку…»

До принятия священства о.Серафим был художником. И сейчас он иногда занимается иконописью.

О.Серафим похвально упомянул о молодом иконописце из Бреста — Сергее Коркотадзе.

«У меня спрашивают, почему я до сих пор не купил машину. Я отвечаю: если бы я мог въехать на машине в Царство Божие, я бы пешком отправился за иномаркой в Германию…» (смеется).