Чтение подросткам

Что читают современные подростки?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вид работы:исследовательский проект по литературе

Тема работы:Что читают современные подростки?

Выполнили :Гусова Камилла

Толпарова Диана 10 а класс

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы

Кочиева Т.Х.

Введение.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.. Современные социологические исследования в области подросткового чтения

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Отношение подростков к чтению

2. Досуговые предпочтения подростков

3. Соперничество компьютера и книги

3а. Отношение подростков к классике

4. Читательские предпочтения молодого поколения нашей школы :

1а. Жанрово-тематический репертуар.

2б. Круг чтения школьников

5. Мотивы выбора книг для чтения

6. Отношение подростков к библиотеке

7. Подростки и уроки русской литературы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 14

Приложение 1. Анкета

Приложение 2. Отношение подростков к чтению

Приложение 3. Мотивы выбора книг для чтения

Приложение 4. Словарик афоризмов

«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса,— сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике»

Шопенгауэр А.

ВВЕДЕНИЕ

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие подростков напрямую зависит от духовного статуса личности, огромную роль в формировании которой играют средства массовой информации и книга.Классики педагогической мысли уделяли чтению исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека — его интеллекта, воли, характера, психики. Раздумья великого педагога и ученого ХVII века Яна Амоса Каменского отражены в книге «О пользе чтения»: «Во-первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своим собственным, законно полученным достоянием, в-третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…». «Мало читать книги, их надо читать внимательно, выписывая главное».

Читательская культура личности сегодня высоко ценятся мировым сообществом: 2003 — 2012 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности.

На дворе XXI век. Век, когда литература не представляет особой важности для подростков. Мы сталкиваемся с этим в повседневном общении, на уроках в школе. Ограниченный кругозор, неумение высказать свои мысли. При изучении произведений русской классики, мы сталкиваемся с абсолютным незнанием эпохи, описываемой в них, что затрудняет анализ, понимание авторской позиции и общественно-исторического значения произведения. Программа по истории «отстаёт» от литературы, поэтому понятия «крепостное право», «восстание декабристов», «война 1812 года» и др. остаются за гранями подростковой эрудиции.

Подростковое чтение — тема, которая волнует учителей литературы. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Это обусловило выбор темы нашего исследования » Что читают современные подростки?».

Объект исследования: читательские предпочтения подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

Предмет исследования:оценка значимости литературы в жизни молодых людей, проблема чтения среди учащихся-подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

Цель исследования:выяснить, отношение подростков к литературе и чтению, что и как читают современные подростки

Гипотеза: Поколение начала ХХІ века не считает чтение важной составляющей духовного развития личности, поэтому подростки читают мало, не интересуются классической литературой, т.к. отсутствует эмоциональный компонент чтения.

ЗАДАЧИ:

  1. Уточнить место чтения в жизнедеятельности современного подростка:
  • глубже изучить предпочтения учащихся, что влияет на выбор литературы?
  • является ли литература ценностью для учащихся, чем именно привлекает их книга.
  • 2. Описать структуру подросткового чтения .
  • 3. Проанализировать соотношение книга-компьютер в жизни подростков.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ современных исследований в данной области;
  2. анкетирование;
  3. методы информации (наблюдение, анкетирование учащихся);
  4. 4статистические исследования ( подсчёт, вычисление).
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Современные социологические исследования в области подросткового чтения

Электронная энциклопедия «Википедия» даёт такое определение чтения:»Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию». Обратив внимание на прилагательное «важнейший», мы нашли у учёных ещё 49 аргументов в пользу чтения книг, которые говорят не только о личностном развитии читателя, но даже о будущем карьерном росте. Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями на протяжении 20 лет. За это время уже выросло два поколения не читающих граждан: у не читающих родителей подрастают не читающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Социологи пишут: идёт процесс смены моделей чтения. Прежняя модель чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и наши учителя. Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это“любовь к чтению”. Под этим подразумевается высокий статус чтения, престиж в обществе “человека читающего”, сравнительно небольшая доля “чтива” в общем репертуаре чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение общественной, ориентированность круга чтения на лучшие произведения классической литературы, приключенческий жанр, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие “литературных героев”, которые служат примером.

А что же такое новая модель чтения? Меняются основные характеристики чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами; репертуар чтения, читательские предпочтения и пр. Читательские интересы — проявление посредством чтения художественных, научных, учебных и др. текстов в различных формах жизненных интересов и осознанных потребностей. Они формируются на основе духовных интересов и, в свою очередь, влияют на последние. Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое обстановкой в обществе. Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике, в последние годы — к ее разновидности «фэнтези». Развлекательные жанры (детективы, приключения, фантастика) характеризовали в целом структуру читательских интересов молодежи (60%)в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Классической литературой интересовался только каждый третий молодой человек.

В наше время приобретает выраженный характер тенденция обращения подростков к чтению с практической целью-«деловое»или прагматическое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям,- лежит в основе абсолютного большинства читательских запросов. Вместе с тем, в этот период проявляются и другие тенденции. Читательские предпочтения подростков в области «неделового» чтения во многом связаны с переводной литературой: П. Коэльо, Б. Ёсимото, X. Мураками, Джоан Роулинг и др. Настоящим бестселлером стал «Властелин колец». Можно ли безоговорочно сказать, что новое поколение стало меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные наших исследований «подросткового» чтения.

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В основном исследовании приняли участие 77 учащихся 7-11 классов нашей школы, мини-опросы проводились в среде учителей и родителей.

2. Отношение подростков к чтению

Что читают подростки в возрасте от 12 до 17 лет?Для того чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к литературе и чтению вообще, круг интересов наших сверстников, была составлена анкета (Приложение 1).

Вот некоторые факты. Вопрос «Любишь ли ты читать?» мы задали дифференцированно, чтобы иметь возможность оценить проанализировать по возрастному признаку. (Приложение 2)

Из опроса видно, что в целом 65% подростков нравится читать, особенно девушки 10-11 классов – 78%. Интерес к чтению заметно падает у юношей – старшеклассников. 25% читают в интернете краткое содержание программных произведений. 56% респондентов считают- их сверстники читают мало, 28 % ответили, что читают немногие, и только 16% считают наше поколение читающим.Однако в целом позитивное отношение к чтению у школьников сохраняется.

Чем же является чтение для школьников? (Приложение 3). 7,6% подростков 12-15 лет ответили , что это их хобби, 26% называют чтение «времяпровождением». 16 % видят в чтении возможность развиваться, узнать чужие судьбы. Самым частым ответом у 5 8% юношей было «надо». Интересно, что ни один юноша не отметил, что чтение- возможность узнать новое, зато для 8% это способ избежать двойки на уроках литературы. 14 % респондентов просто не знают, зачем читают. При этом никто из школьников не ответил, что читать модно или престижно, нужно для будущего или является средством духовного развития.

Наше исследование показало, что чтение занимает немного времени в жизни подростков: 35 % посвящают этому занятию до 30 минут в день, 44% — от 30 минут до часа, только оставшийся 21% — более 1 часа.

Мы также узнали о том, что в старших классах школьники предпочитают произведения небольшого объёма. Почему это происходит? Школьники аргументируют недостатком времени для знакомства с полным текстом, «поглавное» чтение не даёт целостного представления об идейном содержании произведения, а малое количество учебных часов литературы не позволяет детально обсудить судьбы и взгляды героев и авторов, получить ответы на все вопросы. Старшеклассники должны читать то, что им предписано программой (для обозначения такого рода чтения у социологов появился термин командное чтение). На всё остальное у них уже просто не остаётся времени. Правда ли, что современные школьники вынуждены в рамках школьной программы читать так много, что у них не остается времени читать то, что им интересно? Мы нашли данные , в которых подсчитано, что для прочтения в полном объёме обязательных произведений в 10-11 классе надо в день читать около 11 страниц. Как видно, не так уж и много.

2. Досуговые предпочтения подростков

Так чем же предпочитают заниматься ребята в свободное время, и какое место в ряду досуговых предпочтений занимает чтение. Исследование было проведено отдельно по каждому класс, некоторые указывали несколько любимых занятий.

Таблица 1

Чтение занимает второе место у учащихся 7 класса, первое место у девушек 10-11 классов, последнее место у учащихся 8, 9 классов и юношей 10-11 классов.
В силу своего возраста молодежи более интересно проводить время со своими друзьями, гуляя на улице. Но самым распространённым времяпровождением является «сидение за компьютером».

3. Соперничество компьютера и книги

Психологи о нас пишут: подростки, родившиеся в середине 1990-х, т.е. уже в эпоху интернета, относятся к так называемому «поколению сети» (NetGeneration или I Generation). Вот мы и решили спросить у наших ребят :

  1. Заменил ли тебе компьютер чтение?
  2. Что ты делаешь в интернете?

Утвердительно ответили 56% в возрасте 12-15 лет и 50% в возрасте 16-17 лет. Ещё 22% не задумывались об этом, поэтому не ответили ни да, ни нет. Интересную информацию получили в ответах на второй вопрос. Оказывается, компьютер для подростков не только и не столько игры, но и жизнь в режиме «online». Многие обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и контакте, а телевидение им заменяет YouTube. В интернете ребята обсуждают фильмы, игры, книги. Я знаю ребят, которые пишут стихи и музыку, истории по мотивам компьютерных игр, фильмов или книг. И порой эти рассказы , во-первых, интересные и познавательные, во-вторых, чтобы их написать , надо найти историческую или научную информацию. То есть ребята занимаются в интернете тем, чему их стремятся научить в школе и о чём мечтают родители: они высказывают свою точку зрения, анализируют прочитанное, пробуют силы в творчестве. К сожалению, за пределами «инета», они свои таланты скрывают. Многие читают электронные версии популярных среди молодёжи книг, слушают аудиокниги, делая при этом домашнее задание. Учёные пишут, что современные подростки могут делать несколько дел одновременно, запоминать небольшие фрагменты информации, так называемые клипы, поэтому появился термин «клиповое сознание»- от английского clip (стрижка, нарезка).

Последствия этого отмечают педагоги: обладатели клипового мышления не способны анализировать учебный материал, поскольку образы не задерживается в их головах надолго, школьники стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, и с трудом осиливают литературные произведения прошлого.учителя говорят, что их ученики хорошо воспринимают краткие изложения классических книг, т. е. те же клипы, но оригинальные тексты для них непреодолимо скучны. Учёные считают, что это одна из причин отторжения подростков от классики, т.к. подростковое современное «чтиво» не требует запоминания сюжетных деталей, читать можно с любого места.

.3а. Отношение подростков к классике

В связи с вышесказанным, мы проанализировали отношение наших школьников к классике.78% читают её только в рамках школьной программы. 49% считают классику неактуальной, недостаточно знают, чтобы судить -6%. Читательский прагматизм выражается и в отчуждении от поэзии: 61% опрошенных читают стихи только по программе.

Но , вместе с тем, многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире, т.к. оно предлагает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, которую иным образом человек усвоить не в состоянии, поэтому многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире.

4. Читательские предпочтения молодого поколения нашей школы

И всё-таки главный вопрос нашего исследования: что же вообще читают современные подростки, если они отвергают поэзию и классику? Иначе говоря, каков их круг чтения?

1а. Жанрово-тематический репертуар.

Подросткам в возрасте от 12 до 17 лет было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” всего было предложено 15 вариантов выбора, кроме произведений школьной программы. Мы выяснили, что ребята предпочитают художественную литературу научно-популярной. Первое место занимает в 12-15 лет фантастика (36 %), в 16-17 у девушек детективы (42%), у юношей приключения (56%), читают романтические произведения, сказки, энциклопедии, произведения о животных. 42% предпочитают журналы. Результаты данного опроса представлены в следующей таблице 2 :

2б. Круг чтения школьников

В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?” было названо около 25 имён авторов либо названий книг (автора помнят не всегда). Не трудно догадаться, что в этот список входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все учащиеся определённого возраста.Что же представляет собой сам “заветный” список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей?

Лучшими произведениями русской литературы были названы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», «Дети подземелья», «Ревизор», «Ася», «Мёртвые души». Из зарубежной литературы чаще других упоминается «Ромео и Джульетта».

Среди распространения делового чтения интересно узнать: есть ли книги, которые тронули подростков и герои, на которых они хотели бы быть похожи? 53% отметили, что такие герои есть: Дубровский, Робинзон Крузо, Шерлок Холмс, Маша Миронова, Д,артаньян, Ася, Алиса. 47% таковых героев ещё не нашли.

Среди произведений, которые тронули подростков названы: «Ася» И.С. Тургенева, «Ромео и Джульетта» Шекспира , В.Распутина «Уроки французского», «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Грозовой перевал» , «Когда в доме одиноко» Олдингтона, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Три мушкетёра» А.Дюма, «Дети подземелья» В. Короленко, «После бала» Л.Н. Толстого, «Приключения Тома Сойера и ГеккельбериФина» М.Твена, Ж.Верна «Таинственный остров», С. Кинга «День Триффидов», Коэльо «Валькирии», Г. Уэльса «Человек –невидимка», Д. Дэфо «Робинзон Крузо». Среди перечисленных книг нет ни «Властелина колец», ни «Гарри Потера», ни «Звёздных войн». Можно сделать вывод, что эмоциональное воздействие оказывают произведения, заставляющие сопереживать реальным героям. Парадоксально, что, когда мы попросили ребят назвать произведения, которые произвели на них впечатление, а также любимых писателей, ответы были прямо противоположными утверждению о неактуальности классики. Это свидетельствует о несформированности самого понятия классики, а так же о том, что чтение заключаетсяв рамках школьной программы .Возможно, если бы уроков литературы было бы больше, школьники научились бы глубже понимать и Булгакова, и Есенина, и Бунина, и многих других замечательных русских поэтов и писателей.

Мы обратили внимание на то, что во всех ответах подростков в основном преобладают произведения школьной программы. Зародилось сомнение: читают ли ребята ещё что-нибудь? Был задан вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” Большинство учеников затруднились в ответе.23% ответили, что ничего не читают. Тогда мы решили пойти в городскую и районную библиотеки и взять интервью у библиотекарей. ( см видео – ролик)

5. Мотивы выбора книг для чтения

Следующий блок наших вопросов был направлен на то, чтобы узнать, как подростки выбирают книги для чтения. Больше всего выбор книг делается по совету учителя:

Диаграмма: «По чьей рекомендации выбирают подростки книги для чтения»

Как видим из диаграммы, рекомендации учителя предпочитают юноши 10-11 класса, т.к. ранее мы уже отмечали, что они в основном читают программные произведения.

Обсуждают прочитанное с родителями около 7% подростков, с учителем – 42%, с друзьями- 57% школьников.

6. Отношение подростков к библиотеке

Доступной литературу всегда делали библиотеки: домашние и общественные.

Поддержка мотивации детей к чтению дома — домашнее чтение — нужно рассматривать как обязательное условие развития гармоничной личности. Мы поинтересовались у подростков, есть ли сейчас домашние библиотеки и сколько в них книг. 29% отметили, что книг менее 10, от10 до 33 имеют 39%, от 50 до 60 изданий у 5,5%, а более ста имеют 11 %. Были ответы «много, но я их не читаю», не знаю, нет домашней библиотеки. Вот подтверждение того, что у нечитающих родителей растут нечитающие дети.

Мы также выяснили, как часто и с какой целью ребята посещают школьную библиотеку. Чаще других бывают в школьной библиотеке девушки 10-11 классов- 66%, юношей только 17%, и только 5% берут литературу не по программе.

Среди учащихся 7-9 классов редко бывает 47%, никогда – 15%, часто 24% опрошенных.

Таблица 3

Да

70%

Не всегда

15%

Нет

12%

Предпочитаю интернет

3%

7. Подростки и уроки русской литературы

Целью заключительного блока вопросов анкеты было выяснить отношение к урокам русской литературы.

Интересны ли подросткам произведения школьной программы?

В целом школьникам нравится обсуждать произведения, высказывать своё мнение, слушать комментарии учителя. 85% ответили, что это возможность узнать произведения русских писателей и поэтов. Не любят же школьники писать тесты и рассказывать наизусть. Школьникам хотелось бы больше уроков, изучать произведения о сверстниках, фантастику, чтобы были уроки-презентации современных авторов русской и зарубежной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании нашего исследования можно сделать вывод, что характер чтения и даже его способ изменились. Частично подтверждается гипотеза: подростки читают для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер. Компьютер вытесняет книги из жизни школьников. И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.

Опрос среди родителей учащихся выявил, что высокие цены на книги снижают возможность родителей для покупки интересных и нужных книг. Предпочтение отдаётся учебной литературе, в крайнем случае, энциклопедическим изданиям. Также необходимо задуматься о решении проблемы снижения роли родителей в выборе школьниками книг для прочтения.

Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры и не вошедшие в школьную программу.

Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Пока мы распространили листовку с изложением 49 аргументов в пользу чтения книг, составили словарик афоризмов, в который вошли высказывания великих людей о чтении (Приложение 4). Может быть, это разбудит в некоторых подростках читательский интерес, хотя бы из честолюбия. Предложили делать мини-презентации прочитанных книг на классных часах. Результаты исследования могут использоваться учителями русской литературы при проведении внеклассной работы, привлекаться в качестве дополнительного материала на уроках.

Меняются люди, эпохи, подростки, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.

Закончить свою работу мы хотим словами писателя Альберта Иванова : «Те, кто читают, те будут страной руководить, науку двигать, открытия делать; те, кто не читают, так и останутся недотепами. А жаль…»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1.

Анкета

  1. Сколько часов в день ты посвящаешь чтению?

А. до 30 минут

Б. от 30 минут до 1 часа

В. более 1 часа

  1. Любишь ли ты читать?
  2. «Чтение для тебя- это…»
  3. Как ты считаешь, твои сверстники много читают?
  4. Как ты обычно проводишь свободное время после выполнения домашних заданий?
  5. Заменил ли тебе компьютер книги?

7. Читаешь ли ты стихи?да__________- только по программе_______

8. Читаешь ли ты журналы? Какие?

9. Ты предпочитаешь художественную или научно-популярную литературу?

10. Книги какого жанра тебе нравятся?

11. Читаешь ли ты классику? Актуальна ли она сегодня?

12. Есть ли у тебя любимый писатель?

13.Твой любимый литературный герой

14. Есть ли книги, которые тронули тебя?

15. Есть ли герои, которые стали примером для тебя?

16.“Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?”

17“Какую книгу ты читаешь сейчас?”

18. «Как ты выбираешь книги для чтения?»

А) По совету родителей

Б) По рекомендации учителя

В) По совету друзей

Г) По рекомендации библиотекаря

19.Сколько примерно в вашей домашней библиотеке книг?

20. Как часто ты читаешь книги из домашней библиотеки?

21. Какой, на твой взгляд, должна быть школьная библиотека?

22. Помогает ли школьная библиотека найти интересные книги и пользоваться ими?

23.Тебе интересны произведения школьной программы?

24. «Роль уроков литературы в формировании моего читательского интереса»

  • что нравится на уроках литературы?
  • что не нравится на уроках литературы?
  • что повысило бы твой читательский интерес?

Приложение 2. Отношение подростков к чтению

ЛЮБИШЬ ЛИ ЧИТАТЬ?

7-9 класс

10-11 класс

Девушки

Юноши

Не люблю читать, ничего не читаю

10,6%

22%

33%

Нравится читать, много читаю

43%

78%

42%

Если читаю, то что-нибудь лёгкое, развлекательное

45%

Читаю в интернете краткое содержание программного произведения

8,5%

25%

Читаю в интернете только анализ программного произведения

Приложение 3. Мотивы выбора книг для чтения

Приложение 4. Словарик афоризмов

«Чтение — вот лучшее учение» Пушкин А.

«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить» Вольтер Ф.

«Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли» Лашков М.

«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса,— сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике» Шопенгауэр А.

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» Бэкон Ф.

«Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» Жанлис Ф.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д

Какие книги любят читать подростки

Подростковый возраст – период бунтарства, так или иначе. Поэтому редко встретишь подростка, обожающего читать список литературы на лето. Если верить многочисленным опросам среди школьников, то излюбленной литературой ребят является фэнтези. Самое разное – российское, зарубежное, разных авторов. Уже многие годы фаворитом среди писателей у подростков остается Джон Толкин, соперничать с ним может лишь Джоан Роулинг и ее серия книг о Гарри Поттере. Помимо этого, ребята активно читают «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и «Эрагона» Кристофера Паолини. Из российских авторов ребята предпочитают Сергея Лукьяненко, Ника Перумова и Дмитрия Емца. Кстати, интерес к фантастической литературе братьев Стругацких тоже не ослабевает.
Кстати, стоит отметить интерес подростков к серии книг Стефани Майерс «Сумерки». Юные девушки эти книги обожают.
Интерес подростков к фантастике и фэнтези объясняется желанием уйти в иную реальность от ежедневных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются все подростки без исключения. Впрочем, и интерес взрослых к подобной литературе легко объясняется тем же самым, да и подростки, в общем-то, уже взрослые люди.
Подростки любят мейнстрим, любят то, что модно, именно поэтому они так любят современную публицистику. Сергей Минаев и его «Духless», Оксана Робски и ее «Casual» — молодым людям кажется, что, погружаясь в мир, описанный этими авторами, они соприкасаются с настоящей жизнью, которая совсем рядом, которая ждет их в скором времени.
Детективы и ужасы – вот еще одно обширное пространство, интересующее подростков. Причем, детективы могут быть самыми разными, от Эдгара По и Артура Конана Дойля до многочисленного творчества Дарьи Донцовой. Детективы, как и любые логические загадки, всегда были интересны молодым людям. Что касается ужасов, то первое место в рейтинге стабильно удерживает некоронованный король ужасов Стивен Кинг.
И все же подростки читают классику. Другое дело, что толкает их на это вовсе не список обязательной литературы, а рекомендации друзей и реализующиеся, к великому счастью, программы по популяризации культуры, проходящие в разных городах. Читать классику становится модным. Впервые взяв в руки книги Достоевского, Толстого, Стендаля, Бальзака школьники внезапно для себя вдруг понимают, что классика может быть интересной. Наиболее читаемые классические произведения среди подростков – «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Почему подростки не читают классику

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Любовь Борусяк, доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ.

Ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Подростки подтверждают это в ходе социологических опросов. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

Тем не менее, пока еще половина школьников считает русскую классику актуальной и находит в ней ресурсы для собственного развития, отметила Любовь Борусяк в статье «Классическая школа, неклассические дети». Она опубликована в новой книге «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» (Совпадение, Москва, 20016). В статье описаны результаты опроса 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы.

Как дети «проходят» школьную программу

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

В ходе опросов более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».

При этом подростки не всегда осознают то, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. С одной стороны, в ходе опросов они могут говорить, что не используют их, а с другой, указывают на конкретные произведения, которые освоили каким-то иным образом, чем прочтение оригинального текста. Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, отмечает Любовь Борусяк. Доказательство тому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Самые популярные среди подростков экранизации классики

  • «Война и мир» Сергея Бондарчука
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»)
  • «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»)
  • «Тарас Бульба» Владимира Бортко

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», (Мосфильм, 1967 г.)

Поскольку сегодня экранизированы практически все шедевры русской классики, в число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако все же реже, чем перечисленные выше произведения.

Что раздражает девочек и демотивирует мальчиков

У российских старшеклассников есть любимые произведения. Это «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Они лидируют по числу положительных отзывов, как у девушек, так и у юношей и реже попадают в число освоенных альтернативными способами.

Какие книги подростки назвали любимыми

«Преступление и наказание» «Преступление и наказание»
«Отцы и дети» «Отцы и дети»
«Война и мир» «Мастер и Маргарита»
«Обломов» «Гранатовый браслет»
«Мертвые души» «Война и мир»

Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное»
Правда, когда доходит дело до того, чтобы объяснить, чем именно увлекают эти романы, подростки приходят в затруднение. «Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10-11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей», — отмечает автор исследования.

Некоторое исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Комментарии к нему также не отличаются глубиной и наличием анализа, но при этом полны эмоций. «Необычность сюжета, интересные образы, завораживающие ситуации», «Захватывает с первых строчек» — примерно так комментируют школьники роман Булгакова. Он оказался не на первом месте среди любимых произведений. Но это можно объяснить тем, что десятиклассники его еще не изучали и далеко не все одиннадцатиклассники его «прошли», поясняет Любовь Борусяк.

В ходе исследования выяснились также литературные «антипатии». Роман «Война и мир» лидирует в числе непонравившихся произведений среди девушек, правда занимает третье место в числе понравившихся среди юношей. Также девушек раздражают пьесы «На дне» и «Кому на Руси жить хорошо». Они предлагают убрать их из школьной программы. Юноши, в отличие от девушек, на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали «все не понравилось» или «ничего не понравилось». «Это во многом проявление протеста — многие подростки (почти исключительно юноши) таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях. Это своего рода «Нате!», — комментирует Любовь Борусяк.

Какие книги подростки назвали нелюбимыми

Ничего не понравилось «Война и мир»
«Война и мир» Пьесы А.Н.Островского
Н.С.Лесков «Леди Макбет…» «Обломов»
Пьесы А.Н. Островского Рассказы И.А.Бунина
«Обломов» «На дне»

Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное».

Что делать с «устаревшей» классикой

Несмотря на то, что у школьников не наблюдается особого стремления к чтению обязательной литературы, одну важную задачу школа все-таки решает. А именно, как поясняет автор исследования, она успешно формирует у подростков ценность русской классической литературы. «Во всяком случае на риторическом уровне большинство подростков эту ценность воспроизводят, и, скорее всего, она успешно усваивается основной частью школьников, особенно девочками», — считает исследователь.

При этом половина подростков пока еще считают классические произведения актуальными (современными). Около 57% девушек и 44,4% юношей на вопрос «Как вам кажется, остается ли русская классика современной или уже устарела?» ответили, что классика всегда современна. Однако около 45% российских подростков считают, что классика устарела или частично устарела.

Старшеклассники подтверждают, что читать обязательную литературу нередко скучно, тяжело, неинтересно, и они делают это из необходимости. «150-200-летний разрыв между временем написания произведений, входящих в школьную программу, и жизнью современного школьника не может не сказываться на том, что эта литература сложна для них, во многом не понятна и, как они честно сознаются, не очень интересна», — считает Любовь Борусяк.

Что читают подростки в свободное время

Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц. Более 20% — 3-4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези. Репертуар девочек значительно шире: зарубежная литература XX века, английские писательницы начала XIX (Джейн Остин, сестры Бронте), поэзия, фэнтези.

Возникает вопрос, в какой форме и в каких объемах должна преподноситься классическая литература современным школьникам. С одной стороны, школьная программа включает огромный массив произведений, обязательных к прочтению, а также их анализ. С другой, после одиннадцати лет обучения у школьников отсутствует опыт этого анализа и минимальной рефлексии содержания.

Проведенное исследование помогает увидеть многие болевые точки школьного обучения литературе, говорит Борусяк. Но самым главным остается вопрос, какая часть выпускников захочет после школы прочитать или перечитать классику. Если небольшая, то это серьезный повод задуматься об особенностях образовательной программы.

См. также:

Современный читатель хочет быть соавтором

Активное развитие речи спасет ребенка от бедности

Российские ученики учатся ради школы, а не ради жизни

Родителей и детей разделяет масс-культура

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 10 марта, 2017 г. Подпишись на IQ.HSE