Что говорит мама?

Рассказ Бориса Екимова: «Говори, мама, говори»

По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

– Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость – спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит – и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

– Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.

Но в год нынешний осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром.

Птичий перелет затянулся. Неспешно уходила на юг казарка, вызванивая где-то в туманистом, ненастном небе негромкое онг-онг… онг-онг… Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.

– Кидаю умом, не накину… – жаловалась она соседке. – Ехать, не ехать?.. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло-растепло. Туды-сюды… Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить.

Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.

Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из пазухи еще один довод – мобильный телефон.

– Мобила! – горделиво повторяла она слова городского внука. – Одно слово – мобила. Нажал кнопку, и враз – Мария. Другую нажал – Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? – вопрошала она. – Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…

Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой. Одно дело – возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет?

Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать. Вот и решила ехать на зиму к своим. Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут.

Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети, но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся. Вот и думала: ехать, не ехать?.. А тут еще телефон привезли на подмогу – «мобилу». Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила дочь из города, по утрам.

Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго:

– Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.

Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла.

В первые дни старая Катерина лишь дивилась такому чуду. Прежде на хуторе был телефон в колхозной конторе. Там все привычно: провода, черная большая трубка, долго можно говорить. Но тот телефон уплыл вместе с колхозом. Теперь появился «мобильный». И то слава Богу.

– Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую.

Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.

– Это что за страсть такая… – ворчала старая женщина. – Не телефон, свиристелка. Прокукарекал: будь-будь… Вот тебе и будь. А тут…

А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чем рассказать хотелось.

– Мама, слышишь меня?

– Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские – модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже. А то я ныне сон видала, такой нехороший. К чему бы? Вроде на нашем подворье стоит скотиняка. Живая. Прямо у порога. Хвост у нее лошадиный, на голове – рога, а морда козиная. Это что за страсть? И к чему бы такое?

– Мама, – донеслось из телефона строгое. – Говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф.

– Прости Христа ради, – опомнилась старая женщина. Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном.

Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей… И в самом деле ведь привиделась ночью такая страсть: лошадиный хвост и козья страшенная морда.

Вот и думай, к чему это? Наверное, не к добру.

Снова миновал день, за ним – другой. Старой женщины жизнь катилась привычно: подняться, прибраться, выпустить на волю кур; покормить да напоить свою малую живность да и самой чего поклевать. А потом пойдет цеплять дело за дело. Не зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит.

Просторное подворье, которым когда-то кормилась немалая семья: огород, картофельник, левада. Сараи, закуты, курятник. Летняя кухня-мазанка, погреб с выходом. Плетневая городьба, забор. Земля, которую нужно копать помаленьку, пока тепло. И дровишки пилить, ширкая ручною пилой на забазье. Уголек нынче стал дорогущий, его не укупишь.

Помаленьку да полегоньку тянулся день, пасмурный, теплый. Онг-онг… онг-онг… – слышалось порой. Это казарка уходила на юг, стая за стаей. Улетали, чтобы весной вернуться. А на земле, на хуторе было по-кладбищенски тихо. Уезжая, сюда люди уже не возвращались ни весной, ни летом. И потому редкие дома и подворья словно расползались по-рачьи, чураясь друг друга.

Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке – белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище.

Неловко начался день, да так и пошел не в лад.

Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.

– Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что – живая. Я ныне так вдарилась, – пожаловалась она. – Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… – подосадовала она. – Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины…

– Мама, – раздался в телефоне далекий голос, – конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину.

– А я тебе о чем и толкую. Тама корень из земли вылез, как змеюка. А я шла не глядела. Да тут еще глупомордая кошка под ноги суется. Этот корень… Летось Володю просила до скольких разов: убери его Христа ради. Он на самом ходу. Черномяска…

– Вроде бы не сломала, – все поняла старая женщина. – Прикладаю капустный лист.

На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: «Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…»

И, отгоняя горькие мысли, старая женщина занялась привычными делами во дворе и в доме. Но старалась больше толочься под крышей, чтобы еще не упасть. А потом возле прялки уселась. Пушистая кудель, шерстяная нить, мерное вращенье колеса старинной самопряхи. И мысли, словно нить, тянутся и тянутся. А за окном – день осенний, словно бы сумерки. И вроде зябко. Надо бы протопить, но дровишек – внатяг. Вдруг и впрямь зимовать придется.

В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины:

– Болят ваши косточки?..

Так впору и к месту были эти душевные слова, что ответилось само собой:

– Болят, моя доча…

– Ноют руки и ноги?.. – словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос.

– Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка – никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят…

– Болит ваша спина… – мягко ворковал, словно завораживая, женский голос.

– Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь…

Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа.

Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал, а потом смолк. Старая женщина даже всплакнула, ругая себя: «Овечка глупая… Чего ревешь?..» Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.

И тут совсем неожиданно, в обеденный неурочный час, заиграла музыка и засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась:

– Доча, доча… Чего случилось? Не заболел кто? А я всполохнулась: не к сроку звонишь. Ты на меня, доча, не держи обиду. Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. Но я ведь взаправду чуток не убилась. Тама, возля этой дулинки… – Она опомнилась: – Господи, опять я про эту дулинку, прости, моя доча…

Издалека, через многие километры, донесся голос дочери:

– Говори, мама, говори…

– Вот я и гутарю. Ныне какая-то склизь. А тут еще эта кошка… Да корень этот под ноги лезет, от грушины. Нам, старым, ныне ведь все мешает. Я бы эту грушину навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня?..

В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.

– Говори, мама… – просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь. – Говори, мама, говори…

Рассказ из книги «Екимов Борис. Возвращение. Рассказы о живой жизни»

– М.: Издательский дом «Никея»,

2015. – 304 с.: илл. – (Русская духовная проза).

Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка … Б. Екимов (сочинение)

(1) Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка, никак не могла собраться для отъезда.

(7) Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. (8)Да и о доме душа болела. (9) На кого его оставишь?

(14) Запоёт весёлая музыка, вспыхнет в коробочке свет.

— (15) Мама, здравствуй! (16)Ты в порядке? (17)Молодец. (18)Вопросы есть? (19)Вот и хорошо. (20)Целую. (21)Будь-будь.

(22) Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла

(23) А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чём рассказать хотелось.

— (24) Мама, слышишь меня?

— (25) Слышу!.. (26)Это ты, доча? (27)А голос будто не твой. (28)Ты не хвораешь? (29)Гляди одевайся теплей. (30)Здоровье береги.

— (31) Мама, — донеслось из телефона строгое. — (32)Говорит по делу. (33)Мы же объясняли: тариф.

— (34) Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина. (35)Её ведь предупреждали, когда телефон привезли, то он дорогой и нужно говорить короче — о самом главном.

(36) Но что в жизни главное? (37)Особенно у старых людей.

(43) Неловко начался день, да так и не пошёл на лад.

(44) Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.

Заполни форму
и получи скидку 50% на видеокурс

по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку или математике

от преподавателя, поднявшего результат более 2000 учеников разного уровня знаний до 80-100 баллов

— (59) Вроде бы не сломала, — всё поняла старая женщина. — (60)Приложила капустный лист.

(66)А в обеденный неурочный час, совсем неожиданно, заиграла музыка и засветился мобильный телефон. (67)Старая женщина испугалась:

(73) Издалека, через многие километры, донёсся голос дочери:

— (74) Говори, мама, говори.

— (75) Прости, моя доча. (76)Ты слышишь меня?..

(77)В далёком городе дочь её слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платке. (78)Увидела, но почувствовала вдруг, как всё это зыбко и ненадёжно: телефонная связь, видение.

(По Б. Екимову*)

Хузина Эвелина (группа 2 уровня)

Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Родители дарят нам свою любовь, теплоту, воспитывают и оберегают нас. Но наступает время, когда им самим требуется наша помощь…
Автор поднимает проблему отношения повзрослевших детей к пожилым родителям. Этот вопрос особенно актуален в наше время, так как некоторые люди в погоне за материальными благами и карьерным ростом забывают о том, что родители нуждаются во внимании и заботе.
На примере из жизни главной героини автор показывает отношения старой матери и её дочери. Для старушки звонок дочки был очень важен. Но та говорила лишь по делу, не желая знать подробностей жизни своей мамы, оправдывая это высокой стоимостью сотовой связи.
Позиция автора очевидна. Её можно наблюдать в эпизоде, когда дочка поняла, что в какой-то момент просто может стать поздно, она перезвонила и проявила интерес к жизни своей матери. Автор призывает людей помнить о самых близких людях, заботиться о них, так как жизнь пожилых людей очень хрупка и может оборваться в любой момент.
Я полностью согласна с позицией Б. Екимова. Родители — одни из самых главных людей в жизни человека. Именно они будут любить несмотря ни на что, помогут и поддержат в трудную минуту. Очень важно навещать близких людей, оказывать им внимание и заботиться о них, так как жизнь пожилых родителей не вечна.
Можно привести в пример произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором показано, как страдают родители Базарова, ведь герой почти забыл об их существовании. Он может приехать в гости только на три дня, больше вытерпеть не в силах. Мать тяготит Базарова постоянными заботами, отец – стремлением найти общий язык. Герой обрекает своих родителей на одиночество не потому, что не в состоянии заботиться о них, а потому, что считает это ненужным.
Иногда взаимоотношения родителей и детей заканчиваются трагически.
Примером может послужить произведение К.Г. Паустовского «Телеграмма». Дочь главной героини Настя выросла и уехала в Ленинград. В круговороте неотложных дел она иногда вспоминает о матери, но не может найти времени, чтобы навестить её. Дочка откладывает свою поездку даже после того, как узнает о болезни Катерины Петровны. Но когда Настя всё-таки приехала в деревню, было уже поздно. Старушка покинула мир, так и не дождавшись своей любимой дочки.
Таким образом, мы убедились в том, что родителей нужно любить и уважать, оказывать им должное внимание, заботиться о них, ведь они, как никто, этого заслужили.

Мамаков Владислав, 2 уровень.

Детство – самый яркий и интересный этап в жизни каждого человека, в этот период формируется личность, и огромную роль в этом играют родители. Они дарят свою ласку и любовь, но наступает тот момент, когда помощь требуется им самим.
В данном для анализа тексте автор поднимает проблему одиночества в старости. Эта проблема актуальна всегда, так как вне зависимости от времени проживания люди в преклонном возрасте всегда нуждаются в помощи близких.
Автор показывает отношения старой матери и ее дочери. Для старухи любое проявление внимания было очень важно, она ждала каждого звонка, чтобы услышать голос родной дочери, но та не понимала её чувств, звонила редко и требовала говорить только по делу, пока однажды не осознала, насколько хрупкими являются их взаимоотношения.
Автор считает, что молодое поколение не должно оставлять пожилых людей в одиночестве. Молодежь должна понимать свою ответственность, стараться всячески уделять внимание своим постаревшим родным. По мнению Б.П.Екимова, даже обычный телефонный звонок может поднять настроение маме.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, недопустимо оставлять своих старых родителей одних. Они заботились о своих детях, были с ними в счастье и в горе, теперь это перешло в обязанности младшего поколения. Свою точку зрения могу подтвердить примерами из литературы.
В качестве первого аргумента хочу привести в пример произведение В. Распутина «Последний срок». Дети главной героини Анны разобщены, они позабыли уроки нравственности. В конце повести Анна умирает в одиночестве, дети оставили ее одну, так как торопились по своим делам.
Также я бы хотел привести в пример произведение Л.Н Толстого «Война и мир». В семье Ростовых творится мир и покой. Дети воспитаны и с великим уважением относятся к своим родителям. Здесь бы никогда не случилось такого ужасного события, как одиночество в старости.
Таким образом, ни в коем случае нельзя оставлять своих старых родителей одних. Дети обязаны заботься о них.

Related posts:

  1. Проблема взаимоотношения родителей и детей. По тексту Б. П. Екимова Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка (ЕГЭ по русскому) Советский прозаик и публицист Б. П. Евдокимов поднимает в своей статье проблему семейных взаимоотношений. Тема остается актуальной и сегодня, ведь есть немало детей, неуважительно разговаривающих со взрослыми, не проявляющих должное уважение к поколениям родителей и стариков. Борис Петрович в статье повествует историю о трагедии матери, которая позвонила дочери в далекий город, которая давно ее не …
  2. По тексту Паустовского Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась (ЕГЭ по русскому) Почему мы равнодушны друг к другу? Над этим вопросом размышляет К. Г. Паустовский. Данная проблема раскрывается на примере повествования жизни Катерины Ивановны. Героиня совсем стара, а “на белом свете” она осталась одна. Родная дочь Катерины Ивановны Настя не приезжает вот уже 4 год (предложение 3).К. Г Паустовский обращает наше внимание на то, как Катерина Ивановна,”не …
  3. Рассуждение о доброте по тексту Екимова По пути домой стало думаться о бабушке Человечеством, всегда ценились высокие нравственные качества. Не важно, в какие оно жило времена и эпохи. Эти качества воспитывались в людях, испокон веков, потому что выступали в качестве основных положений религиозных заповедей. В их число входит доброта. Что это такое? Понятие доброты подразумевает проявление нежности и заботы, с которым каждый человек должен относиться ко всему живому …
  4. По тексту Куприна На севере вятской земли, в селе Пестове (ЕГЭ по русскому) Автор раскрывает проблему, рассказывая о старике из маленькой деревни. Он узнал от своих детей, что его дом вскоре снесут, а ему следует перебираться в квартиру. Старик чувствовал, что тогда он предаст все близкое ему и “наотрез отказался” куда-либо ехать. Он не хотел покидать родную деревню. Но дети не понимали его и не стремились понять. Сыновья …
  5. О чем заставляют нас задуматься “Сказки для детей изрядного возраста” М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому) М. Е. Салтыковым-Щедриным за основу для написания своего сатирического цикла был взят жанр, полюбившийся народу, а именно – сказка. В качестве грозного оружия для борьбы с существующим строем Салтыков-Щедрин использовал сатиру. Завершающий этап творчества великого писателя длился на протяжении 1883 – 1886 годов. В этот период он принимает решение, связанное с необходимостью подведения итогов своих …
  6. Проблема недопонимания по тексту Львова (“Нередко в близком человеке…”) (ЕГЭ по русскому) Все чаще и чаще между близкими людьми случаются ссоры из-за несоответствия вкусов и предпочтений. Именно поэтому С. Л. Львов поднимает проблему недопонимания. Автор рассказывает о молодой семье, в которой муж перестал интересоваться увлечениями жены и вскоре обнаружил у нее любовь к серьезной музыке. Но не оценил этого. Муж всячески презирал ее увлечение, отказался пойти с …
  7. По тексту Пирогова Я все чаще думаю о том как трудно быть истинно благодарным (ЕГЭ по русскому) В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему благодарности близким людям. Раскрывая проблему, автор вспоминает свои студенческие годы. Когда умер его отец, воспитание легло на плечи матери и двух старших сестер. Несмотря на встретившиеся трудности и испытания эти женщины поставили на ноги Николая. Пирогов сожалеет о том, что “не был благодарным по отношению к ним”. …
  8. По тексту Чехову Был поздний вечер (ЕГЭ по русскому) Выдающийся русский писатель, классик мировой литературы Антон Павлович Чехов в своем тексте рассматривает очень важную и актуальную проблему: бессердечное отношение к людям. В небольшом, но очень содержательном тексте, автор рассказывает о больном учителе, который пришел в аптеку за лекарствами. Он пытался найти душевную теплоту, поговорив с провизором, пока тот делает лекарства : “решил заговорить…”. Но …
  9. По тексту Тендрякого Щемит сердце, хоть кричи (ЕГЭ по русскому) В. Ф. Тендряков – известный русский писатель, посвятивший свое творчество ответам на множество важных вопросов, касающихся нравственности человека, заставляет нас задуматься о проблеме поколений, ведь “…конфликт отцов и детей родился не вчера”. В настоящее время эта проблема является актуальной, ведь вопрос о непонимании старших и младших в XXI веке стоит остро и противоречиво. Позиция автора …
  10. По тексту Воронковой Ан­то­ни­на Ан­д­ро­нов­на вышла из сто­ло­вой (ЕГЭ по русскому) Именно проблему неправильного воспитания подрастающего поколения поднимает Л. Ф. Воронкова в своем тексте. Автор предлагает к анализу диалог, состоявшийся между учительницей и матерью отстающей в учебе девочки. Педагог просит повлиять на дочь, заставить ее делать уроки. Родительница категорично заявляет: “Мое дело – кормить ребенка, одевать, а уж учить – это ваше дело”. Она не осознает, …
  11. Рассуждение о дружбе по тексту Лубенеца Закрываю глаза и вижу мой переулок (ЕГЭ по русскому) Ценность рассматривается в качестве чего-то важного, значимого, полезного. Жизненные ценности люди расценивают, как нечто важное в своей жизни, определяющее цели и мотивы свершаемых ими поступков. Жизненным ценностям присущ материальный и духовный характер. Каждым человеком принимается решение относительно собственных целей в жизни. Кто-то считает важными материальные ценности: еду, жилье. Кто-то во главу угла ставит духовные ценности, …
  12. По тексту Ермакова По дороге в детский дом наш куратор Вероника (ЕГЭ по русскому) Дети – это цветы жизни, а цветы нуждаются в уходе, заботе и внимании. Но почему же многие дети оказываются брошенными, и кто в этом виноват. В данном тексте автором поднимается проблема, которая не может оставить никого равнодушным, проблема сиротства. А. Г. Ермакова описывает нам случай из детского дома, когда опытные парикмахеры и фотографы приехали провести …
  13. Сочинение по тексту ЕГЭ С. Л. Львова Нередко в близком человеке – сыне, дочери, муже, жене… (ЕГЭ по русскому) Что такое непонимание? Как оно влияет на жизнь друзей, семей, народов? Проблему непонимания между людьми раскрывает С. Л. Львов в своем тексте. Каждый из нас хоть раз ругался с дорогим человеком. Из-за чего это происходило? Чаще всего причиной служини разногласия и непонимания. Поэтому автор пытается раскрыть эту проблему через анализ семейной истории одной из радиослушательниц. …
  14. Катерина Н. С. Лескова в рассказе “Леди Макбет Мценского уезда” и Катерина А. Н. Островского в пьесе “Гроза” 1. Катерина Измайлова и Катерина Кабанова – купеческие жены. 2. Образ Катерины Измайловой. 3. Образ Катерины Кабановой. 4. Сходство и отличия героинь. А. Н. Островский в своих произведениях изображал жизнь русского купечества. Благодаря этим произведениям мы задумываемся о том, насколько трагичной могла быть жизнь женщины в атмосфере патриархальной купеческой среды. Н. С. Лесков в своих …
  15. По тексту Вересаева трамвайный вагон подходил к остановке (ЕГЭ по русскому) Как влияет семья на формирование личности? Именно над этим вопросом размышляет в своем тексте Викентий Викентьевич Вересаев. Пытаясь ответить на этот вопрос, автор приводит в пример женщину которая делала все ради благополучия своего сына и защищала его даже в тех случаях, когда он был неправ. Однажды, в трамвае, ее сын, пробивался к выходу, расталкивая всех …
  16. Что такое любовь? по тексту Алексиевич С. А. (ЕГЭ по русскому) Что такое любовь? Думаю, это слово известно каждому, даже ребенку. О любви можно говорить без устали, она так многогранна и безгранична. Любовь-это сильное чувство, бесценный дар, на котором держится весь мир. В данном тексте автор Затрагивает проблему верной любви. С. А. Алексиевич повествует нам историю любви недавно поженившейся пары. Мужа героини вызвали на обыкновенный пожар, …
  17. Рассуждение о материнской лююбви по тексту Астафьева Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку (ЕГЭ по русскому) Зачастую нам не удается вовремя осознать силу той любви, которую испытывает в наш адрес самый близкий нам человек – наша мама. Подобное отношение не есть показателем черствости и равнодушия. Порой присутствие в нашей жизни мамы становится настолько привычным для ребенка, что он и представить себе не может ее отсутствия. Он думает, что мама будет в …
  18. Что такое настоящая любовь? по тексту Алексиевича (ЕГЭ по русскому) Что такое настоящая любовь? Об это нас заставляет задуматься автор текста Алексиевич. Это проблема, безусловно, нравственная, потому что она рассматривает вопросы взаимоотношений между людьми. Для того, чтобы доказать важность проблемы, автор текста повествует о своей любви, о совместной жизни, но все меняется после того, как ее муж получил острую лучевую болезнь. Она рассказывает о том, …
  19. По тексту Паустовского Когда при Берге произносили слово “родина”, он усмехался (ЕГЭ по русскому) Что же такое любовь к Родине и любовь к природе? Как они взаимосвязаны между собой? Может ли любовь к природе пробудить в душе человека чувство Родины? Не секрет, что для современного общества чувство Родины – это чуждое слово. Ведь у людей пропала эта тесная связь с окружающей природой и Родиной. Человек перестал ценить красоту и …
  20. Рассуждение по тексту Владимирова Вечером молодой пастух Гришка Ефимов (ЕГЭ по русскому) Проблема, которую поднял автор текста Современный писатель-прозаик А. П. Владимиров в своем тексте поднимает проблему взаимоотношений человека с природой. В век научно-технического прогресса по-прежнему актуален вопрос о единстве человека и природы. Невозможно представить жизнь на Земле без животных растений, но проблема состоит в том, что часто человек вредит живой природе, не задумываясь о последствиях. Текст …
  21. Проблема счастья. По тексту А. Алексина Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей (ЕГЭ по русскому) Каждый человек рано или поздно задумывается о счастье: как стать счастливым, что надо сделать для этого? Писатель А. Алексин говорит, что кто-то видит счастье в воле и покое, другие – в вечной борьбе и победах. По мнению Алексина, проблема состоит в том, что настоящее счастье заключается не в собственном ощущении, а радости от того, что …
  22. По тексту Достоевского Елку и танцы в клубе художников я, конечно, не стану подробно описывать (ЕГЭ по русскому) В данном тексте Федора Михайловича Достоевского поднимается множество проблем, однако наиболее детально рассматривается проблема воспитания. Чтобы привлечь, на мой взгляд, к актуальной проблеме Достоевский анализирует поведение детей на празднике. Он восхищается малышами: их искренностью и добротой, что нельзя сказать о подростках, которые весь вечер толкались, ворчали, вели себя как будто им все дозволено. Автор отмечает, …
  23. По тексту Паустовского Любовь к Родине (ЕГЭ по русскому) Родина – это то самое место на Земле, где человек родился, провел свои детские годы, беззаботно играл с друзьями, взрослел. Бесспорно, можно поменять место жительства, переехать в другой город, страну, но изменить место своего рождения никак нельзя. “Родина” – что это такое для человека? В чем истоки любви к ней? Константин Георгиевич Паустовский раскрывает проблему …
  24. По тексту Пескова Суровые, требовательные годы совпали для нас, “военных мальчишек” (ЕГЭ по русскому) Василий Михайлович Песков во фрагменте из книги “Война и люди” поднимает проблему воспитания подростка в военные годы. Что такое война? Война – это горькие слезы, смерть, разлука. Но также война приносит людям огромный жизненный опыт. Военные годы – это требовательные и тяжелые годы. За все подросткам приходилось браться самим. Дети того времени умели косить, подшивать …
  25. Рассуждение по тексту Попова Осенние люди (ЕГЭ по русскому) Любовь – это чувство, которое нужно каждому человеку. Но не только любовь, но также и поддержка близких помогает человеку преодолевать все трудности жизни. Об этом думал и А. Попов, потому одной из проблем его произведения является вечная проблема настоящей любви. Попов является нашим современником и он очень хорошо понимает актуальность этой проблемы. Молодое поколение просто …
  26. По тексту Шагинян Есть такая пословица, знакомая из русской классики (ЕГЭ по русскому) В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему отношения молодых людей ко времени. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте Мариэтта Сергеевна Шагинян говорит, что у молодежи легкое и пустое отношение к времени. Также она рассказывает о том, что молодые люди тратят свое время понапрасну и надеются в будущем наверстать упущенное, но к …
  27. По тексту Долина Любовь – трудная душевная работа, ее не каждый осилит (ЕГЭ по русскому) В предложенном для анализа тексте поднимается проблема истинной любви (1). Автор раскрывает данный вопрос, размышляя о природе любви (2). В своем повествовании о высоком чувстве Н. Долина задается вопросом: “Как же удержать любовь?” и “Как стать такой же единственной, какой была роза для Маленького принца?”(3). Отсылка на повесть Антуана Сент-Экзюпери неслучайна, ведь именно в ней …
  28. Рассуждение по тексту Астафьева о человечности (ЕГЭ по русскому) Я считаю, что человечность это, прежде всего, осмысленное и гуманное отношение к окружающим. Доброта, любовь, забота – качества определяющие настоящего человека. Ведь именно это отличает нас от зверей. Только человек может сочувствовать чужому горю, или наоборот порадоваться успеху другого человека. Для того что бы это доказать приведу пример из текста и из жизни. Так, например, …
  29. По тексту Лиханова Лепестинья смахивает прозрачные слезы (ЕГЭ по русскому) В тяжелые годы войны многие дети остались без своих родителей. Беспощадная война и последовавший за ней голод унесли тясячу жизней. Однако и в мирное, не омраченное ужасами войны время дети по-прежнему остаются сиротами. Почему так происходит? Что теперь заставляет родителей оставлять своих детей? Над этими и другими вопросами рассуждает А. А. Лиханов Проблема сиротства, поднятая …
  30. Что такое жадность по тексту Могилевской Деньги – это средство распределения материальных благ по труду (ЕГЭ по русскому) Что же такое жадность? Откуда это качество появляется у человека? Жадность – это плохое качество, от которого очень трудно избавиться. В данном тексте Могилевская затрагивает проблему детской жадности. Автор утверждает, что дети – не цель существования. И следует правильно донести до детей их истинное значение. Могилевская приводит пример с Аленой. Маленькая девочка не хотела делиться …
  31. Цыбулько 2017 вариант 25 по тексту Лихачева Сейчас много говорят о “бездуховности” нашего общества (ЕГЭ по русскому) Теме культуры многие авторы посвятили свои произведения. Д. С. Лихачев в своем тексте снова стремиться затронуть проблему, связанную с бескультурьем и отсутствием духовности в обществе современного образца. Ученый считает, что причинами этого явления есть общее падение культурного уровня в мире, засилье техники, агрессивное воздействие “популярной культуры”. По мнению Лихачева, истинной культуре свойственно превращать людей в …
  32. По тексту Щербиной о детстве (ЕГЭ по русскому) Т. Щербина – российский поэт, прозаик. В своем творчестве она часто обращается к детству, исследуя те основы, на которые опирается взрослый человек. В небольшом, но емком по содержанию тексте автор ставит проблему привязанности человека к месту, связанному с воспоминаниями детства. Она рассказывает нам о своей даче в Зеленограде. Образ этого места связан у нее с …
  33. Рассуждение о дружбе по тексту Яковлева Прежде чем увидеть Наилю, я услышал ее голос (ЕГЭ по русскому) Любовь подразумевает наличие чувства привязанности, безграничного доверия друг к другу. Такого безоговорочного доверие, которое способно раскрывать в каждом человеке лучшие его стороны. Настоящая любовь представлена непременно в форме дружеских отношений, хотя и не Ограничивается ими. Истинная любовь больше дружбы, ведь только в любви нами признается полное право за другим человеком на его присутствие в нашем …
  34. Проблема семейного воспитания. По тексту М. В. Кравцовой Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу (ЕГЭ по русскому) Текст М. В. Кравцовой дает представление о том, какое воспитание получали дети российских императоров. Одновременно он заставляет задуматься над общей проблемой семейного воспитания. Автор показывает, что монархам удавалось прививать наследникам безграничную любовь к Родине, они чувствовали ответственность за судьбу подданных империи. Сыновья русских царей получали не только блестящее образование, но и постигали основы военного дела, …
  35. Рассуждение о внутреннем мире человека по тексту Алексина Я не любила эту куклу (ЕГЭ по русскому) Внутренний мир человека – его духовность, состоящая из чувств, мыслей, эмоций и представлений о действительности. Для познания внутреннего мира другого человека надо лишь прислушиваться к его словам, и присматриваться к поступкам. Можно конкретными примерами подтвердить правильность такого суждения. В тексте А. Алексина повествование ведется от лица девочки, и судить о внутреннем мире шестилетней героини читатель …
  36. Проблема милосердия и сострадания по тексту Ермаковой По дороге в детский дом наш куратор Вероника (ЕГЭ по русскому) К сожалению, иногда случается так, что дети по разным причинам теряют своих родителей и становятся сиротами. Их очень жалко, ведь они обделены той лаской и заботой, которую получает ребенок, живя в семье. Кто же должен заботиться о них? В данном тексте А. Г. Ермакова поднимает проблему милосердия и сострадания. Автор рассказывает нам историю о волонтерах, …
  37. Проблема взаимоотношения человека и природы по тексту В. А. Солоухина (“Поездка в Олепин подарила мне…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания отрывок из произведения Владимира Алексеевича Солоухина, советского писателя и поэта, в котором описана проблема взаимоотношения человека и природы. Размышляя над этой проблемой, автор обращается к рассказу молодого человека, вспоминающего о своей поездке в Олепин в далеком детстве. Он с любовью описывает тот пейзаж, ту дивную историю, которая крепко засела не только …
  38. Проблема: Роль матери в жизни человека. По тексту И. Ф. Гончарова Начнем с очевидного. Слово “мама” – особое слово. (ЕГЭ по русскому) Российским публицистом Иваном Федоровичем Гончаровым, который выступал еще и в качестве педагога, в тексте была затронута проблема значения материнской опеки в жизни человека. Бесспорно, эта тема актуальна, так как каждый здравомыслящий человек мать рассматривает в роли самого близкого и дорогого человека. Повествуя о матерях, И. Гончаров отзывается о них достаточно тепло. Текст, созданный им, содержит …
  39. По тексту Лосева Оставляя пока в стороне все материальные выго­ды (ЕГЭ по русскому) Автор текста поднимает проблему роли образования в жизни человека. По мнению Л. Ф. Лосева, непрерывное познание действительности является одним из главных факторов в становлении личности. Именно процесс получения новых знаний обогащает духовный мир человека, способствует социализации личности и даже является неким источником наслаждений для нас. Кроме того, наука неотделима от материальной выгоды. С помощью науки …
  40. Цыбулько 2017 Вариант 30 по тексту Шкловского Выражение “гамбургский счет” появилось у меня так (ЕГЭ по русскому) На протяжении жизни каждому из нас приходится общаться с массой людей. К сожалению, не все оказываются порядочными, встречаются среди них алчные, бесчестные, желающие самоутвердиться за счет другого. Виктор Шкловский в своем повествовании поднимает проблему честности и порядочности. Он задается вопросами: насколько важно “играть честно” и можно ли восстановить справедливость? В рассказе автор вспоминает о встрече …

Краткое содержание Говори мама, говори Екимов

Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка. Старушка нажимает на кнопку, слышит голос своей дочери, которая живёт далеко в большом городе.

Каждый день дочь интересуется, жива ли мама. Но, из-за дорогого тарифа и своей занятости, она разговаривает пару минут. Старенькая мама хочет рассказать о своих ежедневных хлопотах своей родной доченьке: о своих курах, кошке и собаке. Но, дочь очень занята, и всегда напоминает, сколько стоит их разговор.

Уже несколько лет женщина уезжала зимовать к дочери в город. В квартире было хорошо, тепло. Но, её всегда тянуло домой в деревню. И, сейчас она советовалась с соседкой, ехать уже или нет. Надеялась, что зима будет не холодной и она сможет сама перезимовать. Разговор был это уже не первый. Не хотелось старушке уезжать и оставлять на соседку собаку, кошку и кур. Привыкла она к спокойной деревенской жизни. Хоть хозяйство уже не большое, но целый день копошилась женщина на огороде и возле живности.

Мама дочери рассказала, что она ей приснилось. Сон был не очень хороший, и старая женщина беспокоилась. Но, дочь, как обычно, спешила и хотела говорить только по существу.

Однажды женщина занималась во дворе хозяйством, зацепилась за корень груши и упала. Она ничего не повредила, просто немного болела нога. Утром начала рассказывать, что дерево не срезает, потому что груши вкусные и дочь их любит кушать. Груши падают на землю и гниют. Она шла, не увидела корень, и упала. Дочь сразу же начинает уточнять, все ли в порядке со здоровьем у мамы. Рассказ о дереве её не интересует. Мама успокоила дочь, сказала, что к ушибам прикладывает капустный лист. Узнав, что все хорошо, она сразу вспоминает о ценах на тариф.

Чтобы успокоиться, пошла старушка в дом и села за прялку. Пряла, и слушала радио. По радио была реклама, где говорилось о болях и средствах лечения. Старушке стало жаль себя, и она расплакалась.

И, неожиданно, в непривычное время, зазвонил телефон. Мать подняла трубку. Говорила её дочь. Она стала не спеша расспрашивать о маминых делах. И, просила, чтобы та не спешила и говорила с ней.

Дочь наконец-то поняла, что мамы может не стать, и не с кем будет даже поговорить по телефону. Необходимо наслаждаться счастливыми моментами общения с родными, пока они живы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Екимов. Все произведения

  • Говори мама, говори
  • Живая душа
  • Как рассказать
  • Мальчик на велосипеде
  • Ночь исцеления

Говори мама, говори. Картинка к рассказу

  • Краткое содержание Гайдар Пусть светит

    Семья собралась за столом к ужину. Отец где-то задерживался. Старший из детей, Ефим, услышал жужжание аэроплана. Вдобавок пропал свет. В эти неспокойные времена, когда шла постоянная борьба между

  • Краткое содержание эпоса Калевала (Карело-финский эпос)

    «Калевала» – карело-финская эпическая поэма, дающая возможность ознакомиться с историей и легендам народов. Книга состоит из 50 рун (или песен). Считается, что сочинил поэму народ

  • Краткое содержание Старшая Эдда

    Однажды после удачной охоты боги захотели устроить грандиозный пир. Но нет у богов такого огромного котла, чтобы хватило всем. Вспомнил Тир, что где-то живет мудрец и великан Хюмир

  • Краткое содержание Носов Весёлая семейка

    Эта книга описывает практические исследования Коли и Миши. Мальчишки делали практические опыты на паровом оборудовании. Эксперимент закончился неудачно.

  • Краткое содержание Носов Лоскутное одеяло

    В сельском доме у бабушки и дедушки гостил внук. Поздно вечером, когда мальчик уже лежал в кровати, его бабушка Варвара Ионовна все ещё хлопотала по хозяйству. Дед работал сторожем. Внук с нетерпением ждал, когда же бабушка всё сделает и придёт к нему.