Что такое иконы?

Для чего христианам нужны иконы

Особенности иконографических изображений

Икона – это зрительный образ или изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, христианского святого или ангела. Часто иконы содержат изображения библейских и евангельских событий или жизнеописаний святых. Перед иконой не ставится обязательной задачи передать детальное и максимально точное изображение, хотя это важно. Суть икон в другом. Они — предметы религиозного культа, перед которыми христиане молятся. Еще в древности было сформулировано очень точное и удивительное выражение этого опыта: взирая на образ (изображение), надо умом обращаться к первообразу, то есть к тому, чей лик изображен на иконе. Икона – прежде всего помощник в молитве. Никто и никогда в христианстве не обращался с молитвой к самой иконе, к изображению.

Из сказанного следует несколько важнейших особенностей икон. Первая в том, что икона исторична. Изображать можно только тех, кто реально существовал, тех кого видели. Изображать можно то, что было на самом деле, что было видимо. К примеру, на практике христиане верят в Троицу, но указанная особенность выражается в отрицательном отношении православного богословия к изображениям Бога Отца, которого порой представляют в виде старца, держащего на коленях отрока Иисуса. Кроме этого икона не приемлет изображения разного рода фантазий. Молитва и религиозная жизнь вообще – в высшей степени серьезны и ответственны. Нельзя обращать молитву к тому, кого не было, или нравственно учиться из того, чего не произошло. Христианство исторично и не совместимо с мифами и выдумками.

Вторая особенность – это надпись, свидетельствующая о том, кто изображен. Если христианин молится перед иконой, то молитва не может быть обращена неизвестно к кому, молитва – всегда конкретное личное обращение. Очень важно знать, кого изобразил иконописец. Дело в том, что фотографические изображения появились недавно и о многих святых, да и о Господе Иисусе Христе, мы можем судить прежде всего по свидетельствам очевидцев (иногда графическим, иногда письменным), которые вполне субъективны. К тому же многие люди похожи между собой. Подходя к иконе и начиная молитву, христианин должен точно знать, на чей лик он взирает.

Третья особенность состоит в том, что на иконах изобразительными средствами стараются засвидетельствовать о святости изображенных. Еще в древности был найден прекрасный метод. Стараются в красках выразить то, что со святостью ассоциируется: свет, чистота, сияние, красота, отсутствие искажений и изъянов, поврежденностей. Всем известны нимбы – это не что иное, как попытка изобразить сияние славы Божьей, истекающей через святых. На иконах стараются изобразить человека так, как он предстает перед Богом, без каких-то увечий и недостатков. В сюжетных иконах изображения более реалистичные, но их задача несколько иная – напомнить христианам о конкретных событиях, помочь задуматься над ними.

Все остальное: стили, техники, соответствие древним образцам, — хоть и важно, но в наше время не может быть определяющим. Сама жизнь тут устранила разного рода притязания кого-либо на истинность. Мне лично гораздо ближе классические иконы византийского или древнерусского образца, но при этом очень многим людям нравятся «художественные» изображения.

О богословском смысле икон

До некоторых пор вопрос о самой возможности икон в христианской культуре не был поставлен в жесткое соответствие с вопросом о реальности воплощении Бога во Христе. Около семи столетий Церковь допускала разное отношение к иконам. Не было запретов использовать образ для проповеди и для молитвы тем, кто так получал духовную пользу, и не было понуждений к этому тех христиан, которые боялись, что языческие предрассудки в народе слишком сильны, чтобы можно было безопасно предлагать художественные изображения святых или священных событий. Однако, как только вопрос встал во всей своей категоричности, он был решен. Пользоваться иконами или нет и какими иконами пользоваться – это дело личное. Но вот отвергать иконы в принципе, отождествлять иконы и с язычеством для православных христиан недопустимо, ибо через это отвергается сама вера во Христа как Богочеловека.

Логика такова. Христиане уверены, что Бог стал человеком. Иисус Христос – истинный Человек и истинный Бог. Понятно, что Бога, как бы сейчас сказали, Самого по Себе никто не видел, ибо это невозможно в принципе. Но апостолы и многие израильтяне Иисуса Христа не только видели, но и жили с ним, путешествовали, принимали из Его рук пищу, даже целовали его (вспомним Иуду). Римские воины били Его, раздели, плевали на Него и даже распяли на кресте. Ученики Христовы похоронили учителя и стали первыми свидетелями Его воскресения из мертвых. Как подтвердить истинность этого, как явить зримо христианскую веру, даже уверенность в богочеловечестве Христа? Очень просто через изображение.

О поклонении и почитании

Что касается «поклонения» иконам, которое может входить в противоречие с заповедью о поклонении Единому Богу, то с древности существует очень точное, впрочем, и вполне очевидное для христиан богословское объяснение. Есть поклонение как всецелое служение — и оно надлежит только Богу. Это для христиан закон! Но есть поклонение как почитание, как уважительное отношение, как воздание чести — и оно вполне возможно по отношению к образам, к иконам. В современной русской богословской традиции принято говорить о почитании икон, а не о поклонении им. Употребление в отношении религиозных изображений термина «поколение» сразу выдает человека стороннего по отношению к православию.

Поясню на примере. Многие люди носят с собой фотографии своих родных, некоторые имеют на работе рамочки с изображениями близких людей. Любому человеку понятно, что наличие фотокарточек, некоторые переживания, воспоминания, с ними связанные, никак не могут предать или заменить личного отношения к тем, кто изображен на фото. Всем также понятно и вполне приемлемо, что изображения эти почитаются, им присваивается некоторая ценность. Никто не разрешит никому растоптать фотографию с изображением своей мамы или брата, хотя все признают, что фото — это не более чем бумага с красками. Примерно то же происходит и с иконами. На них изображены те, кто дорог христианам, в кого они верят, кому они доверяют, к кому обращаются с молитвой. И эти личные отношения определяют почитание икон.

Несколько слов о современности

Так сложилось, что все сказанное выше является азами православного вероучения, в котором разбирается, к сожалению, горстка православных образованных христиан и которое неведомо большинству наших сограждан. В обществе иконы воспринимаются совершенно иначе.

Можно отметить два наиболее распространенных нехристианских восприятия икон. Первое – это восприятие иконы вне религиозного контекста, чисто эстетически, в качестве некоторого элемента оформления. Второе – уверенность, что иконы сами по себе целительны или обладают защитными свойствами. И первое, и второе понимание порождены коммерцией. К примеру, календари с иконами, амулеты на шею с вклеенной иконочкой, заставки на мобильных телефонах и даже «аватары» в блогах всем нам известны.

За 20 постсоветских лет при отсутствии адекватных программ христианского просвещения российский народ воспринял уже в нескольких поколениях нехристианское понимание икон, появилась целая индустрия продукции с иконами. Научившись хранить и защищать богословие, современные православные христиане так и не нашли способов адекватного взаимодействия с обществом, не нашли адекватных форм проповеди, не нашли в себе достаточно сил противостоять всепоглощающей и профанирующей коммерции. Надо констатировать, что именно нецерковное понимание уже порой влияет на церковную жизнь, а не наоборот, как хотелось бы христианам. Что делать в такой ситуации — никто не знает. Думаю, перевоспитывать нравоучениями общество – бессмысленно, надо наводить порядок в «своих» рядах.

Что такое икона?

Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона.

Богословию иконы посвящено немало книг – и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья – попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон – вот ее главная тема.

1. Мост между небом и землей

Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение – ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе – и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть.

Существует два типа религиозно-философского мировосприятия – дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни – как следствие – изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно.

Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс – цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть?

Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали. Согласно античной мифологии, Боги Олимпа – это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать. Но высшего, реального и неведомого Бога – ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали.

Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец – единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл. Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях.

Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца. Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви. Именно эту истину являют нам святые иконы.

Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым. Христос – это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога. Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего.

Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю.

А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила – каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них.

2. Какой должна быть икона?

Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе. Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим – в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким – бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза. Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события. Первое правило иконописи – ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое – этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов.

К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников – на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви. На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения. Сама по себе икона в стиле картины – это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки – сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц. Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили.

Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоброт – выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы . Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту – проникновенность. Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, – это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь.

И третий важный принцип иконописи – иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке. В куполе – Христос или вся Троица, ниже – ангелы, еще ниже апостолы, на столпах – мученики, на сводах – сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме. Точно так же и в иконостасе – ярусы расположены в строгом порядке.

К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто – большого размера, либо – с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной. Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон. Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах.

3. Почитание икон

Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл – духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте – иконам еще и поклоняются. Но почему?

На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию. Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы. Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона.

Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них – будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона – это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы.

Второе грубое нарушение правил почитания икон – использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство. Кощунство потому, что браслеты и кольца – не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство – потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы – тяжкий грех. Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них – от помощи Божьей.

***

Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.

Что такое икона и зачем она нужна?

Всем известно, что при посещении христианского храма верующие ставят свечи и молятся перед иконами.

Людям, не посвященным в религию, иногда кажется, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, но в действительности христиане воспринимают иконы как некое воображаемое окно, помогающее заглянуть в высший мир и обратиться непосредственно к Богу. Что же такое иконы на самом деле?

Что означает слово «икона»?

Термин «икона» связывают с древнегреческим словом εἰκών, означающим «изображение, образ». Самые первые иконы появились в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен.

Уже к IV веку ими украшали стены всех христианских церквей, хотя еще долгое время появлялись отрицательные высказывания в отношении такой практики. В VIII–IX столетиях в Византии даже существовало движение иконоборцев, не приветствовавших иконы, однако в 787 году догмат об иконопочитании был принят и окончательно утвержден на Вселенском соборе.

В широком смысле слова иконой называют изображение Господа, Христа, Богоматери и праведников, обладающее священным характером. Она является культовым предметом и используется в качестве средства познания Всевышнего и пути к объединению с Ним.

Иконы обычно можно увидеть в христианских храмах, причем в католицизме чаще встречаются скульптурные изображения, а в православии – живописные. Есть они и в буддизме, но носят название «танка» и выполняются на хлопчатобумажных или шелковых тканях.

В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.

Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.

Какие бывают иконы?

Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.

Особняком стоят так называемые сводчатые алтари, представляющие собой конструкцию из нескольких образов с различными изображениями. Кроме того, иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.

Так, в России хорошо известны образы Андрея Рублева и его учеников. Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением.

Что такое мироточивая икона?

Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи паломников.

В разные времена такие образы существовали во многих уголках мира. Среди современных можно упомянуть Иверско-Монреальскую икону Божьей Матери. Создана она была в 1981 году на горе Афон и мироточила с 1982 по 1997 год. Ее возили по многим храмам Европы, а верующие собирали миро на ватки и рассказывали о чудесных случаях исцеления. В 1997 году иконописец Иосиф Муньос, возивший образ по храмам, был убит в Греции, сама же икона бесследно исчезла.

Зачем нужна икона?

Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.

В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу.

На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье.