Что такое темпера?

Что такое темперные краски

Что такое темперные краски и их история

Темперная краска, или как ее еще называют темпера, это краска, изготовленная на основе эмульсионного связующего и пигмента. Название происходит от латинского слова «темпере», что переводится как «смешивать».
Темперные краски использовались еще до появления масляных красок и имели широкое распространение. Например, они были совершенно незаменимы в иконописи. Их история насчитывает более 3500 лет.
Связующая эмульсия темперных красок состоит из трех элементов: воды, различных видов клея, который варьируется от вида темперы, и масла. К эмульгирующим веществам относят казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин и мыло. Клеевой раствор при соединении с частицами масла создает эмульсию. В таком состоянии масло делает краски эластичными и не дает им растрескиваться.
По своим свойствам темпера – нечто промежуточное между клеевыми и масляными красками. Ее также можно разводить водой, как и маслом. А работать ей можно и на бумаге, и на холсте. В принципе они применимы для любого вида поверхности, а вот кисти лучше использовать мягкие и эластичные. По форме же рекомендуются плоские кисти или круглые.
К основным преимуществам темперы можно отнести скорость ее высыхания, которая значительно ускоряет процесс создания картины, и ее удивительную стойкость – работы, выполненные темперой, сохраняют свою яркость на протяжении мноих веков.
Сегодня темперные краски изготавливаются промышленно и продаются в наборах.

Виды темперных красок

Исходя из компонента, на основе которого изготавливают эмульсию для разведения темперы, различают яичную, казеиново-масляную и гуммиарабиковую темперу, которую также называют клеевой. Другими словами, название краски получается от связующего, используемого для «затирания» сухого пигмента.
Яичная темпера была особенно распространена в средние века и долгое время применялась даже после появления масляных красок. Краска, приготовленная на яичной основе, легко растворяется, смешивается и практически не изменяет свои цвета при высыхании, не светлея и не темнея. Работы, выполненные яичной темперой, очень долго сохраняют насыщенность и яркость цвета.
Казеиново-масляная темпера – это водорастворимая краска, которая состоит из мельчайших пигментов, смешанных с эмульсией из льняного масла и водного раствора казеина. Этот вид краски подразумевает работу на грунтованном холсте, картоне и дереве. После высыхания она быстро твердеет и прочно пристает к основанию. На сегодняшний день это самый распространенный вид темперы.
Гуммиарабиковая, или клеевая, темпера имеет в своей основе клей, например, ПВА. Ей рекомендуют работать не только на бумаге, картоне и фанере, но и на линолеуме, штукатурке, бетоне, стекле. Однако клеевую темперу не следует смешивать с другими видами красок.

Технология написания иконы

Сначала иконописец разрабатывает рисунок. Рисунок наносится на подготовленный под него грунт – левкас – тонкой кисточкой. На художественном совете мастерской рисунок обсуждается с ведущим художником и после утверждения рисунка можно приступать к золочению иконы.

Золочение иконы трудный и кропотливый процесс. На доску наносятся тонкие слои сусального золота. Затем они шлифуются и укрепляются.

Далее создаются основные цветовые соотношения иконы. После чего мастер приступает к прорисовке одежд и других деталей образа. Детали прорисовываются от более крупных ко все более мелким.

И только после всех предыдущих этапов иконописец приступает к работе над ликами – очень ответственной и требующей наибольшей духовной концентрации задаче.

Результатом работы иконописца является образ, созданный в соответствии с древними традициями и канонами, а также с учетом новых иконографических разработок мастерской.

Для большей сохранности икона может обрамляться окладом, выполненным из дерева, золота, серебра, и помещаться в киот. Киот и оклад могут быть украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.

Каждая икона в иконописной мастерской во имя св. Алипия Печерского создается художниками с молитвой и постом в строгом послушании старшему художнику и духовенству. Иконописцы трудятся по благословению настоятеля храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Его Высокопреосвященства Владыки Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

Значение слова &laquoтемпера»

  • Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера» и вносит путаницу при покупке.
    Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.
    Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.
    В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее — водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая (связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ — поверхностно-активными веществами). При высыхании темпера изменяет тон и цвет — некоторые краски темнеют, другие высветляются. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медлено твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Так сохранилось письмо Дюрера, в котором он предупреждает заказчика не покрывать лаком отправленную к нему только что написанную картину. Он приедет через несколько месяцев, сам покроет её лаком и гарантирует сохранность 300 лет.
    Акриловая темпера (называемая часто просто «акрил»), в зависимости от бренда, может быть матовой, полуматовой или глянцевой. Глянцевая разновидность акрила минимально изменяется по тону и цвету, приближается по своему восприятию к масляным краскам и не требует защитного лака. Воско-масляная темпера (производство «Гамма») разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит). Но Воско-масляная темпера имеет в своем составе достаточно эффективные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на поверхность (палитра, холст, картон и т. п.) после высыхания легко растворяются и смываются водой. Это со одной стороны хорошо (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей — с акрилом это будет достаточно сложно), но ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности. Рисунок, сделанный один-два дня назад, очень легко растворяется водой при нанесении последующих слоев краски. Но после 20-30 дней полимеризуется, становится нерастворимой в воде. При натирании шерстяной тканью поверхность красочного слоя приобретает небольшой блеск за счет мельчайших частиц выделившегося воска.
    Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит». Поэтому она используется для настенных росписей в монументальной живописи, где избыточная влага, оставшаяся в кирпичной или каменной кладке стен после строительства, будет со временем испаряться сквозь роспись. Хотя после высыхания казеина, краска становиться нерастворимой в воде процесс полимеризации масла продолжается длительное время.
    В магазинах предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок. Темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед ис

Источник: Википедия

Что такое темпера? История необычной краски

Темперные краски считаются самыми древними. Где и когда зародился этот древний вид живописи, в каких видах изобразительного искусства получил широкое распространение и как используется в современности. В статье речь пойдет о том, что такое темпера, из чего ее делают и какие виды существуют.

Темпера: определение, история

В изобразительном искусстве существует много видов красок. Что такое темпера? В переводе с латинского слово temperare обозначает «соединять, смешивать». Темпера – это одновременно и вид живописи, и краски, получаемые путем смешения сухого красящего пигмента со связующей эмульсией.

Темперные краски — это самое древнее красящее вещество в истории. Еще более трех тысяч лет назад древнеегипетские художники расписывали ею стены гробниц и саркофаги. Широко применялись темперные краски в иконописи. Известные древнерусские иконописцы XIV-XV веков такие Феофан Грек, Андрей Рублёв писали свои творения в традиционной темперной технике. Лики святых изображались на загрунтованных дощечках, которые затем покрывались слоем лака или олифы. Начиная с XV века в Европе и с XVIII века в России, темперную живопись постепенно вытесняет живопись масляная. Однако в начале XX века этот вид живописи вновь приобретает популярность, ее широко используют как при написании картин, так и в декоративно-прикладном творчестве.

Состав, виды

По большому счету нужно отметить, что темпера – это особый способ создания красящего материала, а не сама краска. Основными компонентами краски являются сухие порошки натуральных либо искусственных пигментов и связующие эмульсионные вещества. В состав связующей эмульсии может входить: казеиновый клей, куриное яйцо, аравийская камедь, декстриновый клей, мыльный раствор. Натуральная темпера — краска, которую изготавливает сам художник, используя для ее разбавления натуральные компоненты: куриный яичный желток, воду или какой-либо другой консервант (например, уксус, вино). Натуральную темперу, в основном, используют в иконописи: благодаря ей получается глубокий, насыщенный цвет, эффект глазури на майолике. Современные художники все больше используют темперу на основе веществ синтетического происхождения (клей, масла, полимеры). В зависимости от того, какое вещество является основным в составе связующей эмульсии, темперные краски делятся на 3 вида:

  • яичные;
  • воско-казеиново-масляные;
  • ПВА.

Яичная темпера

Такой вид темперы широко использовался средневековыми живописцами эпохи Возрождения, а также русскими иконописцами XV-XVI века. В яичную темперу добавляли как цельное куриное яйцо, так и его части: белок или желток. Особую популярность получила краска на основе желтка. Именно его смешивали с водой, лаком, маслом, воском и другими компонентами. Яично-водную и яично-лаковую темперу широко использовали в своем творчестве палехские мастера при росписи миниатюр, икон. Основными компонентами скрепляющего вещества в яичной темпере является куриный желток, живописные и скипидарные лаки. Раньше итальянские живописцы добавляли в яичную темперу перетертые верхушки от веток смоковницы или смесь вина с водой, германские — пиво, русские иконописцы — хлебный квас. В наше время в желтковую темперу современные иконописцы, работающие в старинной технике, в качестве консерванта добавляют яблочный или столовый уксус.

ПВА, воско-масляные и казеиновые темперные краски

Казеиновые краски — водоразбавляемые пигменты, основным компонентом которых является казеин (белок молочного происхождения). Также в состав входят льняное масло и фенольная смола. Этот вид темперы наносится только на специальную основу: грунтованные холсты, дощечки, плотную бумагу.

В воскомасляную темперу кроме пигмента входит воск, растительные масла, смолы и другие добавки. Разбавляют ее любыми промышленными растворителями, такими как уайт-спирит, пинен, скипидар, а также жирными растительными маслами, олифой. При разбавлении её водой можно работать как акварелью.

Недостатки: долго сохнет.

Достоинства: яркая, сочная палитра при нанесении, хорошо смешивается с масляными красками. Многим художникам известно, что такая темпера после высыхания темнеет, но если вместо белил использовать гуашь, то цвет становится светлее.

ПВА-темпера. Что такое? В ее основе находится смесь синтетических смол, стабилизаторов, структурирующих веществ. Она наиболее популярна в работе впоследнее время, так как используется практически во всех техниках нанесения краски и идеально ложится на любую сухую и твердую поверхность.

Основные достоинства темперной краски

Основным плюсом этой краски является быстрая высыхаемость, прочность и долговечность. Высохший слой краски надежно пристает к рабочей поверхности, его невозможно растворить даже водой. Это свойство краски является незаменимым, например, при транспортировке или дальнейшей обработке готового полотна. Она отлично взаимодействует с белилами. Особенностями темперы является то, что ею можно писать в различных техниках: наносить тонким слоем или создавать густое пастозное письмо. Можно заливать на любых поверхностях: деревянных, бумажных, холстяных, используя в работе различные виды и формы кистей. Симбиоз клея и масла, содержащийся в краске, способствует тому, что на рабочем полотне она получается эластичной, блестит и не растрескивается. Цвет темперных красок, в отличие от масляных, изменяется при высыхании, становится более матовым. Для получения глянцевой поверхности используются различного лаки, например, даммаровый, мастичный или олифа. Еще одним отличием темперных красок от масляных является их долговечность и стойкость к внешним воздействиям.

Темпера. История и особенности материала

Что такое темпера?

Темпера (в переводе с латинского «temperare» — смешивать краски) — это водорастворимая краска, состоящая из порошкового пигмента и связующего вещества, которое в свою очередь бывает искусственным (высыхающие масла в водном растворе клея) и натуральным (эмульсия из воды и яичного желтка).

Темперная живопись является одной из древнейших художественных техник, которая появилась более 3 тысяч лет назад, и не утрачивала популярности среди живописцев вплоть до 15 века, пока не появились масляные краски. Темперная живопись развивалась в основном в Византии, когда появилась иконопись, также получила распространение и в России, с приходом христианства, в стенной живописи и народных промыслах. Многие русские соборы Москвы, церкви Ярославля и других городов расписаны темперными красками в 15-17 веках.

Разновидности темперных красок

Выделяют три основных вида темперы:

1. Яичная темпера, где в качестве связующего выступает эмульсия из яйца, масла и скипидарного или масляного лака.

Существует несколько разновидностей яичной темперы: из цельно яйца, белковая, но самая популярная — темпера из желтка. Яичный желток, являясь естественной эмульсией, способен эмульгировать с маслами и лаками, что делает краску очень эластичной. Яичная темпера излишне «жирная», что приближает ее к отрицательному свойству масляных красок — способности со временем приобретать желтизну и темнеть.

2. Масляно-казеиновая темпера — это водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом

Казеино-масляная темпера предназначена для работы на специально грунтованной поверхности. Такая краска при высыхании быстро твердеет и прочно пристает к поверхности. Красочный слой не растрескивается даже при пастозном наложении. После высыхания краски дают бархатистый слой, неразмываемый водой, а также практически не изменяет цвет.

3. Восково-масляная — водная эмульсия на основе поверхностно-активных веществ

Восково-масляная темпера проста в работе своей пастозностью и хорошей разносимостью, обладают прочной адгезией и хорошо ложится только на загрунтованную поверхность. Такая живопись прекрасно подходит для росписи стен, данная краска предназначена не только для станковой живописи, как яичная темпера, но и для монументальной живописи. Данный вид краски является более пластичным и дышащим, что позволяет картинам сохраниться намного дольше, благодаря составу. Отрицательная особенность восково-масляной темперы состоит в том, что при высыхании она темнеет гораздо сильнее, чем остальные темперы, и сохнет более продолжительное время.

4. Поливинилацетатная — водная дисперсия на основе клея ПВА

Главные отличительные особенности темперы ПВА состоят в том, что ее краски эластичны и прозрачны, могут наноситься как пастозно, так и лессировочно. Такая живопись позволяет накладывать новые красочный слой на высохший без угрозы отслаивания. Помимо этого, темперу ПВА можно наносить практически на любую поверхность, что делает ее универсальным материалом для живописных и декоративно-оформительских работ. При высыхании образует бархатистый матовый слой, цвета становятся немного приглушенными, но, чтобы добавить сочности и звучности по завершению, работы покрывают финишным лаком.

Современная темпера

Современные темперные краски бархатистые и матовые, не нуждаются в покрытии лаком. Особенность художественных темперных красок в том, что рисовать ими можно разными приемами – лессировкой, тонким слоем или густо нанося краску. Преимуществами современных темперных красок, безусловно, является долговечность тона. При высыхании объем слоя краски практически не меняется, в отличие от масляных красок, у которых процесс изменения объема может длиться энное количество времени. Однако темпера быстро сохнет и это нужно учитывать при работе с ней.

Одними из лучших темперных красок, продающихся в России является темпера «Мастер-класс», изготавливаемая петербургским Заводом Художественных красок «Невская палитра». Палитра включает в себя все основные цвета и продается как поштучно, так и в наборах.