Что такое церковный собор?

Кратко о церковных Соборах

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Первый Никейский собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

III Вселенский Собор. Дечаны, фрагмент

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

IV Вселенский Собор

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле. Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя.

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание. На Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

Церковь с самой большой Аудиторией в мире.

Искупленная Христианская Церковь Божья (ИХЦБ)(агнл. The Redeemed Christian Church Of God(RCCG)) – это церковь с самой большой аудиторией в мире. Церковь может расположить более чем миллион верующих за раз. Молитвенный павильон, который был открыт старшим пастором Енохом Адебойе, обошелся стоимостью в 60 млн. долларов США. Молитвенный павильон выстлан мрамором и располагается на территории Лагеря Искупления. Этот огромный павильон построен из стали и цементных волокон.

Павильон протяженностью на 40тыс. гектаров земли и растягивается прямо как территория города Шагаму, Огун.

Искупленная Христианская Церковь Божья была основана в 1952 году. Основателем был Иосий Акиндайоми, который чудеснным образом получил название церкви, которые появилось в видении слов, появившихся на письменной доске. Невероятно, Акиндайоми, который не умел читать и писать, сверхъестественным образом смог записать эти слова. С этим визитом, Бог также сказал ему, что эта церковь будет существовать до второго пришествия Иисуса Христа. Затем Господь заключил договор с Акиндайоми, аналогичный договору Авраама в библии. Он сказал, что Господь обеспечил бы все нужды церкви только в том случае, если бы прихожане служили бы Ему верно и были послушны Его слову. Именно на этом завете была построена Искупленная Христианская Церковь Божья.

Однажды в ранние 70-е, Бог сказал ему о его наследнике. Господь сказал ему, что это мужчина который даже не являлся прихожанином церкви тогда, будет молодой и образованный человек. Поэтому когда молодой преподаватель университета присоединился к церкви в 1973 году, Пастор ,познал его в духе, тем о ком Господь говорил ему в прошлом. Этот мужчина – Енох Адебойе, который тогда был преподавателем математики в университете в Лагосе, который в скором времени стал, заинтересован в работе в церкви. Адебойе становится переводчиком проповедей пастора Акиндайоми с языка йоруба на английский. Он был рукоположено и помозено пастором церкви в 1975 году.

Иосии Акиндайоми было 71 год, когда он ушел в вечность. После многочисленных споров, выбор в пастор Адебойе был подтвержден после оглашения завещания Акиндайоми после его погребения.

С 1981 года, началась открытая вспышка с числом прихожан, растущих как на дрожжах. По последним подсчетам, есть, по меньшей мере, 20тыс. по местной церкви ИХЦБ в Нигерии. На международном уровне, церковь существует и трудится в более чем 178 странах в мире.

На сегодняшний день, Бог все еще исполняет невероятные чудеса через Искупленную Христианскую Церковь Божью, по всему миру. Один из самых известных служений церкви является служение «Святой Дух», ночное служение молитва полная чудес, которая проводится каждую первую пятницу каждого месяца в Лагере Искупления,( расположенном на 46км. Автострады Лагос-Ибадан). Средний подсчет, тех кто посещает данную службу это около 1 000 000 человек!. Служение «Святой Дух» на данный момент проводится в разных странах мира которые включают, Соединенное Королевство, Америку, Канаду, Южную Африку, Австралию, Дубай , Гану, Филиппины и др.

За более подробной информацией о служении Искупленной Христианской Церкви Божьей в России пожалуйста посетите наш сайт www.rccgrussia.org

Собор 1503 года

Собор 1503 года, также известный как «собор о вдовых попах» — собор Русской православной церкви, который проходил в Москве в августе — сентябре 1503 года. Задачей собора было решение ряда дисциплинарных вопросов, в отношении которых было вынесено два постановления. Однако более он остался в памяти как собор, на котором решался вопрос о монастырском землевладении. Однако, никаких соборных постановлений на этот счёт неизвестно.

Участники собора

Соборные определения подписали:

  • Митрополит Московский Симон,
  • Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский и Псковский,
  • Нифонт, епископ Суздальский и Торуский,
  • Протасий, епископ Рязанский и Муромский,
  • Вассиан (Стригин-Оболенский), епископ Тверской,
  • Никон, епископ Коломенский,
  • Трифон (Дубина), епископ Сарский и Подонский,
  • Никон, епископ Пермский и Вологодский.

В соборе принимали участие великий князь Иван III, его сыновья Василий, Дмитрий Углицкий.

В соборе приняли участие: преподобный Нил Сорский и преподобный Иосиф Волоцкий, игумен Троице-Сергиева монастыря Серапион, игумены и архимандриты монастырей, другие духовные и светские лица.

Первый этап собора: вопрос о ставленых пошлинах

Собор 1503 года, в отличие от Владимирского собора 1274 года, ограничившего размер ставленых пошлин взимавшихся при выдаче ставленых грамот, решил «не имати отъ ставленiя никому ничего». Нарушившему это правило, грозило низвержение из сана, а хиротония, совершённая за мзду, признавалась недействительной. Решение касалось всех степеней священства.

Соборное определение «О невзимании мзды со священнослужителей за хиротонию» было подписано 1503 года «августом 6-м числом».

Впоследствии Стоглавый собор, восстановив взимание ставленых пошлин, отменил это решение.

Собор так же подтвердил нижний предел для посвящения в священники тридцатью годами, дьякона — 25 годами, иподьякона — 20.

Вопрос «о вдовых попах»

Другая группа вопросов касалась нравственности священнослужителей. Очевидные нарушения, на которые не без основания указывали еретики-жидовствующие, требовали принятия соответствующих мер. Прежде всего, это касалось овдовевших священников. Известно, что по апостольским правилам, основанных непосредственно на Евангелии, священник может быть лишь один раз женат, «муж одной жены» (1 Тим 3.12). Овдовевшие попы, не страшась нарушить церковных установлений, зачастую вступали во второй брак.

Ссылаясь на митрополитов святителей Петра и Фотия, упомянув апостольские правила, однако, не назвав их, собор постановил вдовым попам не служить, те же, что вступили во второй брак, подлежат лишению сана и всех священнических прав. Иные могут служить на клиросе, получая четвёртую часть того, что получает служащий на их месте священник, могут причащаться в алтаре, носить епитрахиль. Можно, приняв постриг, служить в монастырях, но не в мирских церквях.

Другое постановление касалось так называемых «двойных» монастырей, в которых совместно жили монашествующие обоих полов. Собор настаивал на необходимости их расселения. В женских же монастырях служить должно белое духовенство.

Ещё одно постановление запрещало служить Литургию пьяным и с похмелья.

Далеко не все положительно встретили запрет служить вдовым священникам. Вызывало возражение огульность, с которой собор подошёл к этому вопросу. Реакцией на этот запрет стало «Написание о вдовых попах» ростовского священника Георгия Скрипицы. Будучи сам вдовцом, он пишет: «А вы, господа, всех ереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили: которой поп имеет жену — чист, а не имеет жены — нечист, а чернец, не имея жены, чист…» Он пишет о противоречии постановления апостольским и святоотеческим правилам, обвиняет иерархов в небрежении, которые допустили бесчинства в церкви, перепоручив наблюдение мирским властям.

Инициатором этого решения считают преподобного Иосифа, написание которого было включено в текст «Стоглава» (глава 79). В этом кратком документе Иосиф возражает тем, кто ссылается на противоречие постановления апостольским правилам: «Мы же глаголемъ, аще бытии чистым немощно, зло то прелюбодейство искоренити, а мнози святи отцы из правилъ апостольскихъ и отеческихъ оставиша, что есть на вредъ церкве и на соблажненiе христiянству». Иными словами Иосиф ссылается на прецедент ужесточения апостольских правил святыми отцами.

Постановление о вдовых попах по той же причине вызвало недовольство и среди заволжских старцев.

Вопрос о церковном землевладении

Если в отношении соборных постановлениях «О ставленнических пошлинах» и «О вдовых попах» сомнений нет, эти документы сохранены и изданы, то в отношении поземельных споров далеко не всё ясно. Соборного постановления по этому вопросу не обнаружено. Молчат об этом и летописи, нет упоминаний в других документах. Поэтому ряд историков вообще отрицают какие-либо прения по этому поводу на соборе и вообще в это время (А. И. Плигузов, Д. Островский).

Привычная схема, основанная на известном документе середины XVI века «Письмо о нелюбках», утверждает, что в конце собора произошёл спор между преподобными Нилом и Иосифом по вопросу о монастырском землевладении. По этой версии вопрос поднял преподобный Нил, поддержанный Белозерскими старцами. Иосиф Волоцкий смог аргументировано отстоять право монастырей иметь «сёла» и собор поддержал его. Однако другие известные источники противоречат этой версии.

Источники по собору 1503 года

Источников по земельному вопросу на соборе достаточно, но сведения они приводят противоречивые. Понятно, что достоверность приведённых в этих документах сведений оказывается под вопросом. Прежде всего, это:

  • «Соборный ответ 1503 года», известный по рукописи 1562/63 года, найденный в Волоколамском монастыре.
  • Житие преп. Иосифа Волоцкого, составленного Львом Филологом в 40-х годах.
  • «Письмо о нелюбках», относимое разными исследователями к 40-м и даже к 50-м годам.
  • Известна запись Вассиана Патрикеева о соборе.

  • «Слово иное», обнаруженное в 60-х годах XX века Ю. К. Бегуновым датируемое им между 1506—1508 годами и посвященное собору 1503 года и Троицкому игумену Серапиону.

О том, как проходили прения по земельному вопросу

«Письмо о нелюбках» составлено в Иосифо-Волоцком монастыре в середине XVI века. Бросается в глаза хронологические нелепости «Письма». Так в документе сказано о присутствии на соборе Паисия Ярославова, но он умер в конце 1501 года и на соборе присутствовать не мог. Как отмечает А. А. Зимин, аргументы Иосифа Волоцкого изложены тенденциозно и не совпадают с известными его сочинениями. Следует сказать, что сомнение вызывает и приписывание Нилу Сорскому намерение расселить всех монахов по пустыням. Это не соответствует самой практики скитской жизни: в скит самого преподобного принимались только монахи, прошедшие искус в общежительном монастыре. Сам преподобный, как это следует из его творений, монастырского землевладения не отрицал. Документ скорее говорит о плохой осведомлённости и определённой тенденциозности его составителя, который составил его по чьим-то глухим воспоминаниям.

«Соборный ответ» содержит две речи дьяка Леваша Коншина, которые тот должен был произнести перед Иваном III от имени митрополита Симона. Большинство исследователей не доверяют этому источнику, считая его позднейшей компиляцией (А. И. Плигузов, А. А. Зимин). Р. Г. Скрынников считает документ, заслуживающий доверия. Документ не называет имена участников прений и инициатора обсуждения вопроса.

Что касается «Жития преподобного Иосифа» Льва Филолога, то оно излагает версию, по которой преподобный Нил Сорский выступил после окончания собора («паки») по своей инициативе, о срочном возвращении преподобного Иосифа в Москву. Согласно этой версии заволжцы «молиша самодержца, яко имущие дръзновение к нему, ради бо крепкого их жительства и добродетели множества зело от самодержиц приемлеми и почитаеми. И о сём собору събрану, не мало же рассуждения добрых лишиться непщующие отци, аще и Иосифу не сущу с ними. Сего ради и паки понудиша его в град Москву взыти…». Таким образом, по этому документу инициировал спор преподобный Нил, а Иосиф, было уже отъёхавший от столицы, вынужден был срочно возратиться и отстаивать монастырскую собственность перед лицом собора и великого князя.

В записи Вассиана Патрикеева значится: «О еже како в второе („второнадесятое“?) лето князь великий Иван Васильевич всея Руси повелел быти на Москве святителем и Нилу и Осифу, попов ради, иже держаху наложницы, паче же рещи — восхоте отъимати у святых церквей и монастырей». Таким образом, согласно этому документу инициатива собора принадлежит великому князю, а преподобный Нил на собор приезжает по велению Ивана III. В конце речь идёт о намерении секуляризации имущества (вероятно землевладения) не только монастырского, но и вообще церковного.

«Слово иное» не упоминает спора между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким, приписывает великому князю намерение секуляризации всех церковных земель и замену их содержанием за счёт княжеской казны. Имя Иосифа Волоцкого не упоминается вообще, зато против великого князя выступают Троицкий игумен Серапион (ставший вскоре архиепископом Новгородским), митрополит Симон и Геннадий Новгородский, поддержанные другими епископами и настоятелями монастырей. Великого князя поддержали только скитники: преподобный Нил и неизвестный чернец «Денис Каменский» (Бегунов предполагает, что это Дионисий Звенигородский), а также тверской боярин Василий Борисов и дети самого князя Василий и Дмитрий Углицкий да дьяки. Дело закончилось походом Троицких старцев на Москву и инсультом великого князя. После этого он отказался от своих намерений. В целом же «Слово иное» акцентировано на противостоянии Троице-Сергиева монастыря, его игумена Серапиона и великого князя.

Таким образом, согласно последним двум документам, инициатива лишения монастырей земель принадлежит великому князю, но большинство собора, во главе с Троицким игуменом Серапионом, смогло отстоять земельные владения церкви. Очевидно вопрос решался вне рамок собора (при успехе его могли закрепить соборным постановлением), и не ясно когда: исследователи предполагают разные даты.

Уместно предположить, что сведения о противостоянии на соборе двух преподобных оказалось результатом дальнейшей полемики между Вассианом Патрикеевым и сторонниками монастырского землевладения. Преломление этих споров и отразилось на позднейших документов, касающихся полемики о монастырских имениях.

Примечания

  1. … диакон Карп выступал против «поставления на мзде», т. е. против ставленных пошлин, взимавшихся при поставлении священников, диаконов и причетников. За это его лишили сана и предали проклятию. Он переселился в Новгород который не принял его обличений, и в 1376 г. новгородцы бросили Карпа с двумя его приверженцами в реку Волхов. Начав с обличения ставленных пошлин, стригольники пришли к выводу, что не только клирики но и епископы поставлялись «на мзде»; следовательно, их учение и священнодействия недействительны. Так стригольники дошли до полного разрыва с Церковью. Они отвергли церковные предания, иерархию и решили, что лишь апостольская Церковь является истинной христианской Церковью. В апостольских писаниях они искали подтверждение основных положений своего учения и утверждали, что христианские пастыри должны быть неимущими, бедными. Так они оправдывали поставление собственных наставников.

    — Стригольники и жидовствующие Глава четвертая. РАЗДЕЛЕНИЯ И КОНФЛИКТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Исторический очерк Составитель Мстислав Воскресенский при участии диакона Марка Ходжеса, П.М. Бутенева, Л. Кесич и С.С. Куломзиной под редакцией протоиерея Иоанна Свиридова

  2. 20-е правило VII Вселенского собора запрещает существование «двойных» монастырей.
  3. Дьяк Леваш Коншин с 1486 по 1522 год служил московским митрополитам.
  4. В качестве аргументов против подлинности «Соборного ответа» называют несоответствие формы документа документам начала века, система аргументации разработана позже, в 30-х годах, использование редакций «Константинова дара» и Устава Владимира Мономаха также в более поздней редакции. Указывают на близость документа «Ответам» митрополита Макария, документа середины XVI века.

Литература