Чудо Михаила архангела в хонех

Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех

19 сентября Православная Церковь вспоминает чудо, совершенное архистратигом Михаилом в Хонех в IV веке. Это чудо открывает перед нами духовную природу постоянной борьбы добра со злом в этом мире, и имеет для нас глубокий нравственный и назидательный смысл, потому что оно учит нас никогда не отчаиваться, в любых жизненных обстоятельствах, и возлагать надежду и упование на помощь Божию.
Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил. Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.
В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Чудо Архистратига Михаила произошло во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа.
Архистратиг Михаил явился в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, и сказал: «Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, напои ее водой из моего источника, и тогда увидишь славу Божию».
Этот человек поверил видению, исполнил повеление Архангела – от чудесной воды дочь его обрела дар речи, и первыми словами ее были: «Боже христианский, помилуй меня! Святый Михаиле, помоги мне!»
Потрясенный и осчастливленный, отец ее вместе с нею и всей семьей тотчас принял Святое Крещение. В знак благодарности за исцеление дочери и просвещение своей души он выстроил над чудотворным источником храм Господень во имя Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
Почти век спустя в этот храм пришел юный ревнитель благочестия десятилетний мальчик по имени Архипп. Родители воспитали его в святой Христовой вере, и с раннего детства Архипп возгорелся стремлением служить только Богу Всевышнему. Житие преподобного Архиппа — редчайший даже среди житий святых пример того, как прям может быть путь человека в Небесное Царство: сохранивший детскую чистоту Боголюбец уподобляется стреле, летящей в Горняя.
Молитвой преподобного Архиппа было: «Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для Жизни Вечной».
Святой Архипп ничего не хотел в этом мире. Он жаждал оторваться от земли, от смертного праха, уйти в Небеса и потому предался строжайшей и жесточайшей аскезе. Подвижник не ел ни мяса, ни рыбы, даже хлеба не ел – он питался лишь травой, пустынной зеленью. Он спал на острых камнях, а подушкой ему служил мешочек с колючим терновником, так что отдых его был более мучением, чем покоем. Конечно, аскеза не самоцель: смысл аскетического умерщвления плоти в том, что изможденное тело не испытывает греховных похотей, а душа освобождается для чистой молитвы. По слову жития так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться Ангелу Божию, проводящему Небесное житие на земле.
Для большинства людей столь суровая аскеза невозможна, и самонадеянные мечты о таком жестоком житии могут обернуться демонской прелестью. Избранников, подобных святому Архиппу, – в мире единицы, но они – свет миру! Это живые явления ангельской чистоты в немощном человеческом теле.
В храме святого Архистратига Михаила благочестивый Архипп в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение. Ничто не вызывает такой злобы нечестивых, как праведность. Окрестные язычники люто ненавидели святого Архиппа, много раз избивали его и всячески истязали, требуя, чтобы он ушел из этих мест. Однако с твердостью адаманта угодник Божий продолжал свое служение при храме и чудотворном источнике. Не одни чудеса исцелений – еще и сияние высочайшей добродетели преподобного Архиппа влекло сердца людей, обращая их от грехов и заблуждений к Истине Божией. Вокруг пустели языческие капища, лишаясь приверженцев, – и умножались ряды христианских общин.
В своем озлоблении на христиан вообще, и, в первую очередь, на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.
Фанатичные идолопоклонники хотели засыпать чудесный источник, убить служителя храма, но, когда злодеи приблизились к преподобному Архиппу, у них омертвели руки, а из чудотворных вод изшел огонь, опаливший и отогнавший прочь нечестивцев.
Этот урок не вразумил языческих “активистов”. Они измыслили широкомасштабный план, чтобы уничтожить и целебный источник, и храм, и святого Божия. Христианская святыня находилась у подножия горы, с которой стекали два мощных потока: воды этих рек злоумышленники хотели направить так, чтобы они погребли под собою храм Архистратига Михаила. Для осуществления такого “гидромелиоративного проекта” язычникам пришлось копать глубокий и широкий канал: Десять дней трудились нечестивые в этом суетном деле.
Преподобный Архипп видел их смертоносные приготовления и решил: «Не сойду с этого места, не уйду из церкви, но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место».
Наконец злой труд был завершен. Ночной порой богопротивники разрушили перемычки между речными руслами и вырытым ими каналом: вода, устремившись вниз, зашумела, как гром. Услышав этот шум, преподобный Архипп не дрогнул – он стоял в храме и воспевал псалмы.
И над шумом потоков зазвучал таинственный голос, повелевший святому Архиппу выйти из храма. Он повиновался – у входа в храм предстал ему светоносный Архистратиг Михаил, в образе, описанном древними пророками: «тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей (Дан.10,6). Небесные явления страшны для земных глаз, и преподобный Архипп от страха упал на землю.
Но Архангел сказал ему:
— Не бойся, — встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на этих водах.
Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к Воеводе сил небесных, остановился по повелению его на левой стороне; при этом он увидал огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко, архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал:
— Остановитесь там!
И тотчас же воды обратились назад. Так исполнились слова пророческие: «видели тебя воды, и убоялись» (Пс.76,17). Воды стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Вслед за этим архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась и камень разделился на двое, образовав в себе громадное ущелье.
При этом архангел Михаил произнес следующие слова:
— Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верой!
Сказав это, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный перешел туда, то святой Михаил громогласно возгласил водам:
— Войдите в это ущелье!
И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли этим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие увидеть потопление святого храма, от страха окаменели.
Сохранивши от потопления свой храм и преподобного Архиппа, святой архистратиг Михаил восшел на небо, а блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо и прославлял великого хранителя, архистратига Михаила, за его великое заступление.
Тогда все противники устыдились, у верующих же была великая радость, и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу.
Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Преподобный Архипп, усердно работая Богу, скончался в мире, будучи 70-ти лет от рождения своего. Верующие погребли его на том же самом месте, где произошло чудо.
Свидетельством чуда, зримым, явным, осталось ущелье в скале, по которому мчался стекающий с горы поток.
Всевышний Творец создал материальный мир и установил для него законы, которые наука называет естественными. Но и естество природы, и ее законы могут быть преображены волею Творца по молитвам верных Его служителей – именно это называется чудом.
Верность Богу есть непобедимое оружие и Небесных Ангелов, и праведных людей. Верный Господень может не бояться ни козней злых людей, ни буйства стихий, ни демонских полчищ, ни князя тьмы диавола, ибо на его защиту встанет Небесное Воинство, осененное благодатью Всемогущего Господа. Так, чтобы защитить преподобного Архиппа, явился с Небес Архистратиг Михаил, мановением останавливающий воды и рассекающий скалы.
До сих пор Святая Церковь ежегодно вспоминает чудо в Хонех, и прославляет Архистратига Божия Михаила, и прославляет Господа, а нас всех призывает поступать подобно тому, как поступил праведный Архипп: не отчаиваться даже в самых сложных жизненных обстоятельствах, когда, кажется, ничто уже не может спасти. Вот тут нам и надо усиливать наши молитвы и надежду нашу надо возлагать на Господа, вверяя себя в Его святой промысл и зная, что в руках Господних все – мир весь в руках Божиих.
«Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами».
Тропарь Архангелу Михаилу, глас 4
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.
Кондак Архангелу Михаилу, глас 2
Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко Безплотных Архистратиг.
Величание
Величаем тя, святый архангеле Христов Михаиле, и вас святии ангели, архангели, начала, власти, силы, господствия, престоли, херувими, серафими, прославляющих Господа.
Молитва Архангелу Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо!
Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его.
О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва
Господи Боже Великий Царю, Безначальный!
Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил — Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище.
Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою.
О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.
СВЯТЫЙ АРХИСТРАТИЖЕ МИХАИЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Чудо в Хонех, чудо в Орде и Чудов монастырь

«Чудо архангела Михаила в Хонех», византийская икона, первая половина XII века. Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили единый поток на то место, где он стоял. Но пономарь храма Архипп, известный своей благочестивостью, вымолил спасение. Явившийся на его зов архистратиг, полководец всего небесного воинства, ударил жезлом скалу, в ней образовалось огромное отверстие, и поток устремился туда, не причинив никакого вреда храму. Это событие вошло в историю христианства как Чудо архангела Михаила в Хонех. Хоны означает «дыра», «отверстие», «расселина».

Удивительным образом это чудо вплелось в русскую историю!

В августе 1357 года проживавший в Москве митрополит Киевский и всея Руси Алексий получил приглашение в Орду с тем, чтобы своими молитвами исцелить мать властвующего хана Джанибека ханшу Тайдулу, ослепшую от неведомой болезни. Доселе святитель не совершал никаких ярких чудес, и можно представить, как он волновался, отправляясь в столь небезопасное путешествие. Что, если ничего не получится? Каким может оказаться гнев ордынцев!..

Но чудо произошло. По молитвам святителя Алексия Тайдула вновь обрела дар зрения. И произошло это как раз в тот день, когда Церковь отмечает память Чуда архистратига Михаила в Хонех, – 6 сентября (по григорианскому календарю – 19-го). В знак благодарности исцелитель получил перстень Чингисхана и ярлык, согласно которому Русская Церковь освобождалась от дани Орде и попадала под защиту от всякого произвола властей.

Но и это не всё. Святитель Алексий обратился к Тайдуле с просьбой подарить ему участок земли в самом центре Московского Кремля, и прозревшая ханша не отказала. А на этом участке располагалась ханская конюшня. В самом сердце столицы государства Московского! Вернувшись в Москву, святитель вскоре начал работы по строительству нового Кремля. Ордынская конюшня была снесена, а на ее месте митрополит Алексий заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, ставший основанием для будущего Чудова монастыря. Таким образом, Чудов монастырь явился особым знамением того, что власть Орды над Русью будет слабее и слабее год от года.

Святитель Алексий, воспитатель святого и благоверного князя Димитрия Донского, не просто заложил монастырь – символ грядущего избавления. Он стал зачинателем и проводником идеи освобождения от ордынского ига. Современник и друг преподобного Сергия, он вместе с Радонежским чудотворцем благословил грядущие поколения наших соотечественников быть самодержавными, то есть самостоятельными от любой иноземной власти.

Чудов монастырь. Дореволюционная открытка.

Чудов монастырь имел особое мистическое значение для России начиная со дня его основания. После смерти митрополита Алексия он стал усыпальницей святителя, мощи которого с 1483 года покоились в Алексеевской церкви монастыря.

Чудовский игумен Пафнутий был яростным сторонником Романовых, и от него в Смутное время из Чудова бежал монах-расстрига Григорий Отрепьев, будущий Самозванец Лжедимитрий. В 1612 году монастырь оказался местом мученической кончины патриарха Гермогена, уморенного поляками голодом за то, что стал духовным вдохновителем всероссийского сопротивления захватчикам.

В 1812 году в Чудовом монастыре располагался штаб Наполеона, а в алтаре собора маршал Даву разместил свою спальню.

В подклете Алексеевской церкви в 1905 году нашли упокоение останки великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым в самом Кремле. Этого глубоко верующего человека, долгое время занимавшего пост московского генерал-губернатора, революционеры ненавидели за стойкость православно-монархических убеждений, за его борьбу против всякой нечисти.

Степан Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря.

И нечисть с особой лютостью относилась к кремлевской святыне. Внимательное изучение расстрела Кремля из орудий во время октябрьской революции 1917 года красноречиво свидетельствует о том, что большевики целенаправленно более всего стреляли по двум объектам – Успенскому собору, в котором лежат мощи святителя Гермогена, и по Чудову монастырю с мощами святителя Алексия. Ведь и Алексий, и Гермоген являлись в нашей истории главными вдохновителями идеи русской независимости!

С. Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1886 В 1930 году Чудов монастырь был снесен. Погромщики даже не дождались, когда художник Корин закончит демонтаж особо ценных фресок, и уничтожили здание вместе с фресками. Святитель Алексий обрел свое упокоение сначала в Архангельском соборе, а с 1947 года – в Богоявленском Елоховском. Останки великого князя Сергея Александровича лишь в 1985 году были найдены во время раскопок в Кремле и в 1995 году перенесены в Новоспасский монастырь.

Чудов монастырь, вытравленный из сердца столицы Отечества нашего, вопиет о своем воскрешении и восстановлении! Там, где он некогда располагался, сейчас правительственное здание и мостовая перед Успенской звонницей. Место это вполне можно расчистить ради восстановления такой значительнейшей святыни русской государственности. Он стоял на куске земли, который первым был отвоеван святителем Алексием у Орды!

Чудов монастырь – свидетель многих сакральных явлений истории нашей. Известно, что есть проект его восстановления, но до сих пор к осуществлению его не приступили. Что мешает? Сомнения по поводу необходимости воскрешения этого здания? Власти должны осознать значимость Чудова монастыря и отринуть любые сомнения.

Разрушение Чудова монастыря 1920-е.

В восстановленной древней обители может разместиться не только братия, но, возможно, и музей Русской славы. Чудов монастырь способен стать своеобразным памятником российской независимости, верности Православию, которую хранили все великие русские люди, с чьими именами связана уничтоженная, ныне не зримая, но – хочется верить – в будущем воскрешенная святыня.