Чудов монастырь в кремле

Сегодня разрешите предложить вам небольшую экскурсию по Новодевичьему монастырю.

«А давай, проедемся на кораблике по Москва-реке.» — сказал мне как-то муж. Что из этого получилось можно посмотреть .
Однако, простой речной прогулки оказалось мало. С берега реки манил своими золотыми куполами Новодевичий монастырь. Конечно же, мы не могли упустить возможность погулять по нему.

Совершенно случайно, спасибо навигатору, мы оказались на берегу Большого Новодевичего Пруда. Кстати, чуть позже я узнала, что панорама Новодевичьего монастыря с противоположного берега пруда считается одним из самых красивых видов Москвы?

Посмотрели? Теперь зайдем внутрь. В этом моем отчете (рассказе, экскурсии — называйте как хотите) фотографии не всегда будут иллюстрировать текст. Это как у экскурсовода — он говорит, а экскурсанты… Они могут слушать; могут слушать в пол-уха, как, обычно, делаю я; а могут совсем не слушать, как можете сделать вы. ))) Но все смотрят по сторонам. )))
Итак.
Московский Новодевичий монастырь (Богородице-Смоленский Новодевичий женский Монастырь) был основан Василием III Ивановичем в 1524 году в ознаменование присоединения к Московскому государству Смоленска, который находился под властью Литвы более 100 лет. И в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Отсюда его название Богородице-Смоленский.
Существует несколько версии названия Новодевичий.
— Монастырь называется по местоположению. Стоит эта белокаменная крепость в излучине Москва-реки на Девичьем поле. По преданию в этих местах во время татаро-могольского ига отбирали девушек, которых вместе с данью отправляли в Золотую Орду.
— Девичье поле называется так потому, что на нем построен Новодевичий монастырь, а он новый, по сравнению с существовавшими в Москве во время постройки Зачатьевским (Стародевичьим) и Воскресенским монастырями. И, конечно же, девичий, потому что женский.
— Кроме того первой настоятельницей монастыря была Елена Девочкина. И еще одна версия названия — от фамилии первой настоятельницы.

Первоначальные укрепления монастыря были деревянными, а первая каменная ограда была возведена при Борисе Годунове (в конце XVI в.).
Последняя перестройка монастыря проводилась в 80-х годах XVII века. Во время этой перестройки мастера больше внимания уделяли декоративности элементов постройки, поскольку к этому времени монастыри практически утратили свое оборонное значение.

Ограда, как, впрочем, и весь комплекс монастыря, получила оформление в очень популярном тогда архитектурном стиле, представленном только в России и названном Нарышкинское Барокко (сейчас Московское барокко).

Современная ограда Новодевичьего – это 12 башен и почти километр (950 м.) стен 3-х метровой толщины, высота которых колеблется от 5 до 11 метров. При строительстве новых стен частично использовалась кладка древних стен монастыря.

Стены имеют 12 башен: 4 башни угловые (они круглые в плане) и 8 фронтальных (квадратные в плане). Все башни украшены резными венцами — одна из ярких особенностей московского барокко. Сочетание цвета красного кирпича с белым — еще одна особенность этого стиля.
Все башни Новодевичьего монастыря имеют свои имена.
А самой популярной у Москвичей стала в начале нулевых Напрудная или Софьина башня.

Это практически Стена Плача местного разлива ))) В кладку стены стали засовывать записочки с просьбами и желаниями и исписывать ими же стены башни. Но…
Вот что я нашла в интернете:»…По легенде загадывать желания нужно этой башне, а просить — святую Софью. Нужно приложить руку от сердца, левую, соответственно, потом на какое-то время ее убрать — должно пойти тепло. Если почувствуешь тепло, можно загадывать желание. Значит, она, Св. Софья, тебя слышит… » )))
И еще… Желательно загадывать не для себя и не писать на самой башне (зачем портить достояние национальной культуры?!)
Откуда вдруг в начале XXI века взялось это поверье, пожалуй, никто уже и не вспомнит, но попробуйте, а вдруг сработает )))
А пока запомните фразу «…По легенде загадывать желания нужно этой башне, а просить — святую Софью…» . Об этом чуть позже…
Надвратные церкви — одна из характерных примет монастырского зодчества. Расположенные над крепостными воротами, они имели, конечно же, не оборонную функцию, но идеологическую. С помощью надвратной церкви осуществлялась небесная защита монастыря.
В Новодевичьем монастыре две надвратные церкви:
Над северными воротами возвышается Храм Спаса Преображения (Преображенская надвратная церковь). Построенный в1687-1689 гг. и действующий до сих пор. Однако для свободного доступа храм закрыт, т.к. является домовой церковью митрополита Крутицкого и Коломенского.

Балкон-гульбище, опоясывающий храм снаружи, грушевидные купола с главками, более характерные для украинского (казацкого) барокко, окна «в два света» — все это придает храму удивительно праздничный вид.

1683-1688 гг. над южными воротами надстроен храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская надвратная церковь).
Сейчас и ворота, и храм не используются и потому закрыты.
Как я уже упоминала в начале нашей прогулки, Новодевичий монастырь был основан Василием III в честь победы над войском Литовским и присоединения Смоленска к Московскому царству, однако, строительство монастыря совпало и с бракоразводным процессом великого князя московского.
После 20 лет бездетного брака Василий III решает расторгнуть брак с Соломонией Сабуровой (беспрецедентный по тем временам случай), насильственно постричь ее в монахини и жениться на юной дочери литовского князя Елене Глинской (от этого брака родился Иван Грозный).
Многие исследователи считают, что монастырь предназначался для «заточения» великой княгини Соломонии. И хоть ей не суждено было пожить в этой обители, княгиня-инокиня София умерла в Покровском монастыре в Суздале и за праведную жизнь в стенах монастыря была причислена к лику святых (почитается РПЦ как св. София Суздальская), но в память о драме в великокняжеском семействе, Южный придел Смоленского собора Новодевичьего монастыря посвящён мученице Софии.
Почему я все это рассказываю, спросите вы? Да потому, что «…По легенде загадывать желания нужно этой башне, а просить — святую Софью…» Помните? Так вот Софьинская башня не нимеет никакого отношения к св. Софье и тем более св. Софии ))) Названа она так по имени царевны Софьи Алексеевны (сестры Петра I), которая была заточена в башню после стрелецкого бунта и никогда не причислялась РПЦ к лику святых. )))
Ну, а еще потому, что история эта послужила своеобразным прологом ко всей дальнейшей судьбе Новодевичьего монастыря. Долгие годы он служил пристанищем для многих царственных особ. Об этом говорят и названия. Кроме уже названной Софьинской башни, есть в монастыре и Марьинские палаты. В них некоторое время пережидала гонения вторая сестра Петра I — Мария Алексеевна.
Лопухинские палаты. Несмотря на то, что название сохранилось по заточенной сюда по приказу Петра I его первой жены — царицы Евдокии Лопухиной, строились они как дом для самой старшей из сестер Петра — царевны Екатерины Алексеевны. Она не была сослана в монастырь, но предпочитала жить в обители, а не во дворце. И не одна она была добровольной «жительницей» Новодевичьего монастыря. За много лет до нее в Новодевичий уходит царица Ирина Федоровна Годунова (в иночестве Александра) вдова Федора I Иоановича и сестра Бориса Годунова. Будучи единственной наследницей престола, своим уходом в монастырь она фактически отреклась от царства. Однако, еще несколько месяцев к ней в обитель присылали на подпись царские указы и приходили с докладами бояре.
Вместе с царицей Ириной в стенах монастыря укрылся и ее брат Борис. Бояре и народ под предводительством святителя Иова трижды приходили на Девичье поле к стенам монастыря просить Бориса на царство.
«Какого Бориса царя?! … Бориску на царство?! … Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее!!!»
Эммм… ))) Ну да ладно… )))
После получения благословения сестры, Борис Годунов принял избрание на царство в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Случилось это 22 февраля 1598 года. С этого дня началось время подъема и процветания обители.
Царице-инокине Ирине были отстроены новые просторные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Примерно в то же время были выстроены Певческие палаты, в которых гораздо позже по указу Петра I открыли приют для девочек-сирот. Приют был рассчитан на 250 человек. Девочек обучали искусству плетения голландского кружева, для чего Петр специально выписывал мастериц из Барбанта.
Со дня своего основания монастырь служил форпостом на западных подступах к Москве и неоднократно разрушался. Так, например, в 1571 году был сожжён ханом Девлетом I Гераем, а в 1591 году от разорения спасло лишь то, что войско крымских татар во главе с Газы II Гераем удалось остановить у Донского монастыря. Во времена правления Годунова возводят каменные стены вместо существовавших деревянных, в обитель присылают гарнизон стрельцов и к каждой башне пристраивают караульные помещения для их размещения.
Вот Сетуньская стрелецкая караульня, за ней Сетуньская башня. Существует предание, что под ней был прорыт подземный ход с выходом к Сетуньскому броду через Москва-реку.
Пытались взорвать Новодевичий монастырь и французы, отступавшие из Москвы в 1812 году.
Однако, одна из монахинь успела погасить подведённые к пороховым погребам фитили (во всяком случае, так гласит монастырская легенда).
А по информации проекта «Москва, которой нет», и в наше время на территории монастыря продолжается начатый еще в 30-е годы снос некрополя и ведутся несанкционированные постройки гаражей и других строений.
Но вернемся к истории.
В конце XVI — начале XVII века в монастыре проживали 122 старицы, из которых 20 были княгинями и боярынями знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Охлебинины, Беклемищевы, причём всем им выплачивалось содержание из царской казны. Кроме того из казны покрывались расходы монастыря на просфоры, воск, дрова, соленую рыбу и соль.
В XVII — XVIII веках монастырю принадлежало более 150 000 десятин (164 тыс. гектаров) земли и 15 000 душ крепостных в 36 сёлах, подворье в Кремле и 127 ремесленников приписанных к слободе на Пречистенке, для ведения дел монастырь содержал целый штат приказчиков и подъячих.
Однако почти весе имущество обитательниц обители отходило после их смерти во владение монастыря.

Так, например, на средства царевны Софьи Алексеевны были возведены основные постройки Новодевичьего.
Строится Успенская церковь
и пристроенная к ней трапезная.

Уже упомянутые выше надвратные церкви, Покровская и Преображенская. И истинное украшение монастыря, его высотная доменанта — колокольня.
72 метровая колокольня Новодевичьего монастыря является второй по высоте после колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В ней находятся два храма: под колокольней — храм преподобных Варлаама и Иоасафа и храм святого апостола Иоанна Богослова в ее среднем ярусе.

Ну и отдельно хотелось бы остановиться на самой древней постройке Новодевичьего монастыря — Соборном храме Смоленской иконы Божией Матери (Смоленском соборе).
Точное время его возведения не известно. По некоторым источникам он выстроен Алевизом Фрязиным в середине 20-х годов XVI века, по другим источникам — зодчим Нестором в 60-х годах того же века.

Установленный на высоком подклете пятикупольный белокаменный храм выглядит очень величественно.
Да и размеры его внушительны. Высота от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.

В соборе сохранились росписи начала XVI века, которые были обновлены во времена Бориса Годунова, закрашены в 30-х годах ХХ века и отреставрированы в конце 60-х годов.
В подклете храма сохранилась усыпальница XVI — XVIII веков.
Новодевичий монастырь издавна был местом захоронения насельниц, знати, а позже и лиц других сословий. Первые захоронения появились здесь еще в XVI веке. На территории монастырского некрополя есть как обычные могилы с надгробными памятниками, так и семейные усыпальницы.
Например, усыпальница семьи князей Волконских.

Или часовня-усыпальница семьи Прохоровых, построенная в 1911-1914 гг. по заказу Николая Прохорова — последнего владельца знаменитой «Трёхгорной мануфактуры».
Внутри сохранились необычайной красоты мозаики, но вот фотографии ни одной не получилось (
На территории Новодевичьего монастыря похоронены такие личности как
Сергей Петрович Трубецкой — декабрист, участник войны 1812 года,

Матвей Иванович Муравьев-Апостол — декабрист, участник войны 1812 года, участник восстания Черниговского полка,
Денис Васильевич Давыдов — русский поэт, участник войны 1812 года, идеолог и один из командиров партизанского движения войны 1912 года.
И многие-многие другие.
До «реконструкции» 30-х годов ХХ века некрополь Новодевичьего монастыря насчитывал более 2000 захоронений, после уцелело около 100 надгробий.
В 1898 году для расширения места захоронений было выделено два гектара новой земли за южной стеной монастыря. В наше время эта территория — обязательный пункт многих туров по Москве, является объектом культурного наследия и называется Старое Новодевичье кладбище, но это уже совсем другая история…
А сейчас я хотела бы спросить у вас, задавались ли вы вопросом почему купола православных церквей имеют разную форму и разную окраску? Кроме того их бывает разное количество.

Люди глубоко верующие, или высокообразованные конечно же знают ответ на этот вопрос, а вот для таких «неучей» ))) как я — рассказываю.
Ну, для начала, правильнее все-таки не купол, а глава и главка.

Разница между ними в том, что глава — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане, а главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. Зачастую главой называют завершение храма имея ввиду барабан, купол и купольное покрытие.
Главы бывают шлемовидными (их ширина больше высоты) и символизируют они воинство, духовную битву, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы, грушевидными (у них высота больше ширины)
и луковичными (их ширина, как правило, равна высоте) — символизируют они пламя свечи.
Еще есть зонтичные и конусовидные, которые характерны для европейской и закавказской архитектуры и в древнерусском зодчестве практически не использовались.
Цвет купола тоже имеет свой смысл. Золото — символ небесной славы. Золотые купола у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (12 главным церковным праздникам после Пасхи). Купола синие со звездами у храмов посвященных Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, а зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны зелеными или серебряными куполами.



А что же символизирует количество куполов, венчающих храмы? Одна глава — Единый Бог, три купола — Святая Троица, пять глав — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Иисуса.

Вот и пришло время прощаться с Новодевичьим монастырем.
 Его двери открываются для туристов в 10:00 и закрываются в 17:30 каждый день кроме понедельников.
Удивительно как встречается в нашем мире история и современность! В начале нашей прогулки мы смотрели на монастырь с противоположного берега большого Новодевичьего пруда и я говорила, что это один из красивейших видов Москвы, а теперь посмотрим на Москву с берега, на котором стоит монастырь. Насколько красив этот вид решать вам, а я с вами прощаюсь. )))
Мне осталось только заметить, что архитектурный комплекс монастыря включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что вход на территорию монастыря платный и что за фотосъемку нужно будет заплатить отдельно и за видеосъемку тоже отдельно. Во время проведения службы фотографирование и съемка в храмах строго запрещены в остальное время не возбраняются.
Ну вот и все. Всем спасибо за внимание! Мира вам, счастья и добра!

Чудов монастырь в Кремле

В 1357 году хан Джанибек позвал в Орду митрополита Алексия сотворить чудо — вылечить от слепоты мать хана Тайдулу. Алексий смог вернуть ей зрение, и в благодарность ему позволили заложить в Кремле Чудов монастырь.

Что есть что в церкви

Деревянная церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех встала на месте конюшни. Но есть версия, что на этой территории в Кремле размещался Ханский двор. Митрополит Алексий попросил похоронить его в Благовещенском приделе Чудовой церкви. Когда в 1485 году рядом построили храм Святителя Алексия, мощи митрополита перенесли туда. В 1438 на месте обветшавшей церкви Чуда архангела Михаила поставили новую каменную. Но уже 1503 году ее перестроили.

В 1506 в Чудовом монастыре открыли патриаршее училище. Там монахи переписывали и переводили церковные книги. С 1619 по 1633 год в обители работало греко-латинское училище. А в 1653 в монастыре открылась церковная школа.

Смутное время не обошло стороной Чудов монастырь. В 1610 году здесь устроили тюрьму для патриарха Ермогена, так как он призывал к борьбе с поляками и отказался призывать ополченцев отойти от Москвы. В 1612 году патриарх умер в обители от голода. В подклете церкви Чудова монастыря, где скончался Ермоген, освятили храм в его имя.

Чудов монастырь был одним из наиболее богатых: ему принадлежали 18 I600 крестьян и подворья в Москве. Сюда свозили церковные архивы и утварь из закрытых обителей.

В монастыре крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, Петра I, Александра II. На территории обители хоронили монахов, светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских) и известных бояр.

В 1680-х к Чудову монастырю присоединили двор боярина Морозова, и на этой территории поставили новое здание храма Святителя Алексия по чертежам Федора Алексеевича. В церкви были мужская и женская половины с отдельными входами.

Оставил след в истории обители и Чумной бунт 1771 года: тогда народ разгромил монастырь в поисках митрополита Амвросия, который запретил молиться у Боголюбской иконы Богородицы из-за опасности распространения чумы. Обитель разграбили вновь в 1812 году. Тогда на территории Чудова монастыря устроили штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви поставили спальню маршала Даву.

После окончания Отечественной войны обитель восстановили, и в ней разместились Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. После переезда этих заведений на их месте устроили монашеские кельи.

А в 1820 году дом митрополита перестроили в Малый Николаевский дворец. После этого Чудов монастырь стал местом проведения праздников (например, здесь отмечали первую военную победу в Русско-персидской войне) и обязательным пунктом в маршруте церковно-государственных церемоний. Здесь же устроили усыпальницу убитого революционерами великого князя Сергея Александровича.

Во время революционных схваток 1917 года в Чудов монастырь попало 6 снарядов — 2 из них взорвались в покоях митрополита.

После революции монахов изгнали, а кельи заняли различные учреждения. В 1918 году в Чудовом монастыре открыли пулеметные курсы. Затем их преобразовали в Военную школу имени ВЦИК. И хотя обитель признали памятником архитектуры, в 1929-1932 все ее здания разрушили. Петру Барановскому удалось спасти лишь раку святителя Алексия. Сейчас мощи святого находятся в Елоховском соборе.

На месте разрушенного монастыря в 1932-1934 годах построили корпус Военной школы имени ВЦИК по проекту Ивана Рерберга. Затем в здании работал Президиум Верховного Совета СССР и подразделения Администрации Президента.

В 2014 году Владимир Путин предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле. Но так как не сохранилось чертежей и обмеров построек, от этой идеи отказались. На месте снесенного 14-ого корпуса устроили сквер. В планах — открыть здесь музейное пространство.

Говорят, что… …с 1601 по 1602 год в Чудовом монастыре жил Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I.
Кремль: мини-путеводитель по территории А вам есть что добавить к рассказу об истории и архитектуре Чудова монастыря в Кремле?

МОСКОВСКИЙ ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ

Московский Чудов монастырь

Московский монастырь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех (разрушен)

  • Адрес: Россия, г. Москва
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Один из древнейших монастырей Москвы, Чудов, был основан святителем Алексием Московским в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, мать хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле. На месте этого двора митрополит Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве . После своей кончины, святитель Алексий был погребён здесь же, в Чудовом храме. Вероятно уже со времени основания настоятели обители имели сан архимандритов. Вскоре, в 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша.

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в истории России, и известен своими узниками и некрополем. Так, здесь были заключены низложенный митрополит Московский униат-Исидор в 1441 году; выдающийся просветитель и борец с ересями митрополит Новгородский святитель Геннадий в 1504 году; старец Вассиан Косой (Патрикеев) в 1515 году. В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода священномученик патриарх Ермоген, ввергнутый в узилище поляками.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Афанасий и свт. Симон; последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (+ 1565); известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий. Некоторые источники утверждают, что в Чудовом монастыре погребен святитель Феодосий, митр. Московский, однако Е. Е. Голубинский, ссылаясь на опись 1641 года, говорит о покрове, который клался в Серапионовой палатке (Троице-Сергиева лавра) на гробницу святителя Феодосия митр. Московского . В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И. И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В Алексеевском храме обители на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Иоанна Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Пётр I, в 1818 году — император Александр II.

По одной версии, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли «Великой Лаврой». При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище («патриаршая школа»). В 1666 году в Чудовом монастыре состоялся Собор патриархов и епископов, на котором был низложен Московский патриарх Никон. В эти годы в монастыре ведётся строительство новых храмов и иных зданий. В 1686 году мощи святителя Алексия перенесли в специально построенную в монастыре церковь освященную в его честь. В ризнице монастыря хранились богатые вклады царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

В 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, в монастыре была учреждена кафедра Московского архиерея и с тех пор обитель стала называться кафедральной. В 1771 году, во время чумного бунта, монастырь был разграблен москвичами.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. В то время мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены в выгребные ямы, а в алтаре собора была устроена спальня маршала Даву. Впоследствии мощи были вновь обретены и возвращены а прежнее место. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

Чудов монастырь. Фотография. 1883 г.

В эпоху реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского – в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров.

В ноябре 1917 года монастырь был обстрелян снарядами.

Потом еще некоторое время в кремлевской обители оставались иноки – в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Новым кремлевским жильцам это соседство не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви – «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов.

Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм был взорван несколько ранее — в ночь на 17 декабря 1929 года, под предлогом того, что потребовалось место для размещения военной школы, где проходили бы обучение кремлевские курсанты. Сотрудники Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль, явились 17 декабря на работу и «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI века, аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены. Монастырь был разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И.Рерберга. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

Храмы, архитектура

Чудовский собор

Собор в честь Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма.

Алексеевский храм

Каменная церковь во имя святителя Алексия Московского, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время Русско-Персидской войны 1826-1828 года.

В Алексеевской церкви покоились мощи святого митрополита Алексия. Рядом с гробницей святителя хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были обнаружены во время земляных работ в 1985 году, а спустя десять лет перенесены в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

Андреевский храм

Небольшая церковь была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

Благовещенский храм

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкал к Алексеевской церкви. Он был построен в 1501 году и перестроен в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона святителя Николая Чудотворца.

Настоятели

Использованные материалы

  • «Чудов монастырь,» статья из кн. А. Ю. Низовского, Самые знаменитые монастыри и храмы России:

По другим данным этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря был сооружен в 1404 году.

«что касается до могилы митр. Феодосия, то после 1641 года она как-то и почему-то пришла в забвение и бывшее над ней надгробие когда-то исчезло, так что, по Краткому описанию лавры, никакого следа ее в монастыре не осталось» — Е.Е. Голубинский «Преподобный Сергий и созданная им Троицкая Лавра» —

«Очерки об игуменах», официальный сайт монастыря Давидовой пустыни,

«Московские Епархиальные Ведомости», 1871, № 10, стр. 95.

Аарон, наместник Чудова монастыря, Большая биографическая энциклопедия:

Иоанникий (Холуйский), Большая биографическая энциклопедия :

Архимандрит Вениамин (Петухов), сайт Православие.ру:

Вторая дата — день хиротонии во еп. Серпуховского

Монастырь
Алексеевский стародевичий монастырь
Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Тип Женский
Основатель Алексий (Бяконт) (1360-е)
Первое упоминание 1360 год
Дата основания ок. 1360
Дата упразднения 1837 год
Статус Несуществующий монастырь
Состояние существует на другом месте под именем Ново-Алексеевского монастыря

Алексе́евский староде́вичий монасты́рь в Москве — не сохранившийся православный женский монастырь, находившийся на месте Храма Христа Спасителя.

История Править

Первый Алексеевский монастырь в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой основал в 1360-е годы митрополит Киевский и вея Руссии Алексий на митрополичих землях. В обители митрополит построил небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия. Затем был построен собор Зачатия святой Анны, вероятно, тоже деревянный. Соответственно, монастырь стал именоваться Зачатьевским, но осталось и наименование «Алексеевский» — по посвящению первого храма. Тогда же, по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве, он стал именоваться стародевичьим.

Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии.

В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый построил в монастыре каменный собор Алексия человека Божия.

Зачатьевский (Алексеевский) монастырь был уничтожен пожаром в 1547 году и возобновлён ближе к центру города, в Чертолье, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя. На старом месте позднее был устроен Зачатьевский монастырь.

Во время Смуты Алексеевский монастырь был разрушен. В 1625 году царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет восстановили обитель и построили в ней в 1625 году новую теплую каменную церковь преподобного Алексия человека Божия с приделами Тихвинской иконы Божьей Матери и Зачатия св. Анны.

В 1629 году пожар вновь уничтожил все постройки монастыря, но в марте этого же года у царя Михаила Федоровича родился наследник Алексей, названный в честь преподобного Алексия человека Божия, и Михаил Федорович выделил значительные средства на восстановление тезоименитой обители. К 1634 году мастера Онтип Константинов и Трифон Шарутинов построили в монастыре шедевр архитектуры XVII века — двухшатровый храм, один главный престол которого был освящен во имя Преображения Господня с Тихвинским и Зачатьевским приделами, а второй главный престол — во имя Алексия человека Божия. Фактически собор состоял из двух равнозначных храмов. Он оказал значительное влияние на последующее развитие многошатровых храмов и определил дальнейшую популярность композиции парных шатров, получившей распространение в 1640-е годы.

В 1837—1838 годах в связи со строительством Храма Христа Спасителя монастырь был перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу, а все его постройки, в том числе и уникальный двухшатровый храм, были разрушены.

С этого времени история собственно Алексеевского монастыря прекратилась, а в Красном Селе началась история Ново-Алексеевского монастыря.

В память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре сооружена Преображенская церковь нового Храма Христа Спасителя.

  1. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
  2. Выголов В. П.. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. В кн.: Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб, 1997.
  3. Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. М., 2008. Глава 3.
  4. Тарабарина Ю. В. Собор Алексеевского монастыря в Чертолье.
  5. Преображенская церковь

Опечатка в начале статьи: не «Митрополит вея Руссии», а «Митрополит всея Руси»

  • Летопись Алексеевского монастыря