Давид и вирсавия

LiveInternetLiveInternet


«Не возжелай жены ближнего твоего…»
История Давида и Вирсавии рассказывается в Библии ( Ветхий Завет, 2-я Kнига Царств 11)

Жан Жером Леон
Вирсавия. 1889
Однажды вечером, гуляя в саду, на крыше дворца, царь Давид увидел внизу купающуюся красивую женщину и влюбился в неё.
Это было Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, который был тогда далеко, в армии Давида.

О Вирсавии автор библейской истории пишет, что Вирсавия была женщиной редкой красоты. Она происходила из рода умных людей: её дедушка был одним из наиболее мудрых советников Давида. Такими же искрами света и мудрости светился и её ум. Волей случая или по решению сверхъестественных сил она оказалась в поле зрения царя Давида и привлекла к себе внимание.
Имя Вирсавия означает «дочь клятвы». Трудно сказать, почему внучка Ахитофела Гилонянина была названа Вирсавией, какая клятва подтверждалась её рождением. Но факт , что эта «дочь клятвы», эта женщина, по имени Вирсавия, сыграла важную роль в жизни царя Давида.
Вирсавия не была соблазнительницей. Она не принадлежала к категории легкомысленных и коварных женщин. Не вина была Вирсавии и в том, что она была очень красива и что её привлекательность разбудила страсть царя Давида, вызвала лавину его чувств, и он послал слуг взять её. Правда, она могла решительно воспротивиться ему, указать ему на свое замужество , но из-за притягательной личности самого Давида не в силах была отказать ему. Какая из женщин не хотела бы быть рядом с тем, о котором все израильтянки пели: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч?» Он ведь был легендарным героем Израиля, к тому же и царь этого народа.
По возвращении Урии царь Давид отправил его вновь в сраженье, написав армейскому командиру Урии:
» поставьте Урию там, где самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.. «.
Это, действительно, произошло, и Давид, впоследствии, женился на Вирсавии.
Их первый ребёнок прожил только несколько дней. Давид раскаивался и молил о прощения у Бога. Бог достаточно наказал, а затем и простил их.
При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя самым достойным образом. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям(Соломону и Нафану). Во всех книгах Царств мы нигде не видим её в неприглядной ситуации. Став женой Давида, Вирсавия, как видно, старалась вести себя благоразумно и с должным достоинством, оказывая на него положительное влияние.
Вирсавия, умная и смиренная, родила славного наследника престола Давидова(Соломона), равного которому по мудрости на земле больше не было. Сын её, Соломон (что переводится-«царь мира»), почитал свою мать высоко. Когда она входила к нему и он сидел на царском престоле, он почтительно вставал перед нею, кланялся ей и распоряжался, чтобы и ей ставили престол рядом с ним по правую руку от него (3Цар. 2:19-20). Такие почести могли оказывать только достойной матери.

Рубенс Петер Пауль
(1577-1640)
Вирсавия
1635г, дерево, масло, 175 x 126см
Картинная галерея, Дрезден, Германия

К. Брюллов(1794-1881)
Вирсавия
1832г, холст, масло, 173 х 125,5см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Легенда о купающейся молодой Вирсавии, которую увидел прогуливающийся под вечер на кровле своего дворца царь Давид, послужила мотивом для изображения обнаженного тела, освещенного в густой зелени косыми лучами заходящего солнца.
Живая осязаемость сверкающего белизной тела Вирсавии, тончайшая игра светотени, окутывающей ее фигуру, пластическая выразительность форм, при четкой определенности контура — все это было результатом живого наблюдения натуры.
В «Вирсавии» Брюллов воспевал красоту, пропорциии и совершенство человеческого тела, использовав при этом эффектный контраст между светлой кожей Вирсавии и чернотой ее служанки — эфиопки, а также повышенную звонкость цвета брошенных на перила бассейна сандалий и одежд молодой женщины. Около четырех лет работал над своей картиной художник.
Найденное решение не удовлетворило взыскательного мастера. Картина «Вирсавия» осталась неоконченной.

Франческо Хайес

Ян Массейс Давид и Вирсавия 1562 г.

Гверчино Купающаяся Вирсавия с двумя служанками 1640 г.

Джованни Батиста Нальдини Вирсавия 1570е г.
Себастьяно Риччи Вирсавия 1725 г.
Франческо Солимена Купание Вирсавии
Вирсавия, художник не определен
Giuseppe Bartolomeo Chiari, «Bathsheba at her Bath», near 1700
Якопо Зуччи Туалет Вирсавии 1573 г.
Лукас Кранах Старший, «Вирсавия и Давид», 1525 г.
Иветта Позникова Вирсавия 2007 г.
Вирсавия обычно изображается нагой. Более ранние художники Ренессанса показывают её одетой и просто моющей руки или ноги. Иногда её изображают с письмом, хотя Библия не указывает на эту деталь.
50-й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.
источник

Пророк Нафан перед Давидом

Давид любил Господа и старался быть послушным Ему. Но сатана всегда следил за ним, как он следит за всяким человеком, и старался внушить Давиду зло. Однажды Давид совершил большой грех. Как-то вечером он вышел прогуляться на крышу своего дома. Оттуда он увидел женщину по имени Вирсавия, которая с первого взгляда полюбилась ему. Но Давид не мог жениться на ней, потому что у нее был муж. Сатана стал внушать Давиду нехорошие мысли, и Давид поддался на его искушения. Он послал мужа Вирсавии, Урию, на войну, где тот был убит. Тогда Давид взял Вирсавию себе в жены. Через некоторое время Господь послал к Давиду пророка Нафана, который рассказал ему такую историю: «В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота. А у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот не пожелал взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека…». Давид, услышав этот рассказ, воскликнул в гневе: «Достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо: и за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания». Тогда Нафан сказал Давиду: «Ты — тот человек». Пророк сильно обличил злое дело Давида. Давид раскаялся и сказал: «Согрешил я пред Господом». После этого покаяния Нафан сказал ему: «И Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь. Но так как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын». Так грех Давида был прощен, но не остался ненаказанным. Позже Давид сочинил по этому поводу скорбный псалом покаяния, где он пел: «…Омой меня, и буду белее снега… Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня».

Читайте более подробно: Вторая Царств 11:2-17; 12:1-14; Псалтирь 50:9,12.

Нафан обличает Давида

1 Господь послал к Давиду Нафана. Он пришел к нему и сказал:

— В одном городе было два человека, один богатый, а другой бедный. 2 У богача было очень много мелкого и крупного скота, 3 а у бедняка не было ничего, кроме одной маленькой овечки, которую он купил. Он заботился о ней, и она выросла у него вместе с его детьми. Она ела из его тарелки, пила из его чаши и даже спала у него на груди. Она была у него, как дочь.

4 К богачу пришел путник, но богач пожалел взять что-либо из своих мелкого или крупного скота, чтобы приготовить пищу для пришедшего к нему путника. Вместо этого он взял овечку бедняка и приготовил ее для того, кто пришел к нему.

5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану:

— Верно, как и то, что Господь жив, человек, который сделал это, заслуживает смерти! 6 Он должен заплатить за овечку четырехкратно, потому что он сделал это и не имел сострадания.

7 Тогда Нафан сказал Давиду:

— Ты — тот человек! Вот что говорит Господь, Бог Израиля: «Я помазал тебя царем над Израилем и избавил тебя от руки Саула. 8 Я отдал тебе дом твоего господина и жен твоего господина отдал в твои объятия. Я отдал тебе дом Израиля и Иуды. И если бы всего этого было слишком мало, Я дал бы тебе еще больше. 9 Почему ты пренебрег словом Господа, сделав зло в Его глазах? Ты поразил хетта Урию мечом и взял его жену себе в жены. Ты убил его мечом аммонитян. 10 Поэтому меч никогда не отступит от твоего дома, так как ты пренебрег Мной и взял себе в жены жену хетта Урии».

11 Так говорит Господь: «Я наведу на тебя беду из твоего же дома. У тебя на глазах Я возьму твоих жен и отдам их твоему ближнему, и он будет спать с твоими женами так, что все будут об этом знать. 12 Ты сделал это тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем».

13 И Давид сказал Нафану:

— Я согрешил перед Господом.

Нафан ответил:

— Господь снял с тебя твой грех. Ты не умрешь. 14 Но так как, сделав это, ты показал совершенное презрение Господу a, сын, который у тебя родится, умрет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И… ПОКАЯНИЕ. История одной молитвы

Алексей Н., Курск

В Псалтири полторы сотни псалмов, но, пожалуй, самым известным из них является пятидесятый. Его можно найти в любом православном молитвослове. Он ежедневно звучит во всех православных храмах, а верующие каждый день повторяют его дома в своих утренних молитвах. Этот псалом называют “покаянным”. Такая “популярность” пятидесятого псалма объясняется тем, что написан он человеком, который знал, что такое подлинное покаяние.

Два Давида

Как и многим псалмам, пятидесятому предшествует так называемое “надписание” – заглавие, не являющееся частью поэтического текста. Это, если можно так выразиться, краткая справка, поясняющая обстоятельства его появления. Надписание к пятидесятому псалму звучит так: “Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии”. В этой строчке – вся история грехопадения и покаяния могущественного царя древнего Израиля – Давида. Что же произошло 3000 лет назад в Иерусалиме?

Яркая, противоречивая личность Давида, пастуха и помазанника Божиего, ставшего царем, которого боялись даже могущественные египетские фараоны, талантливого военачальника и политика, создателя одной из книг Библии, притягивает к себе внимание вот уже три тысячелетия. Но каждый раз, пытаясь приоткрыть завесу времени и понять, кем же он был на самом деле, мы сталкиваемся как бы с двумя разными людьми – Давидом легенды и Давидом истории. Легенда, рисует его святым. История – хитрым, властным, жестоким, не брезгующим самыми сомнительными средствами для достижения своих целей.

Причем, оба эти взгляда на царя Давида основаны на одном источнике – библейском повествовании, в котором обе эти крайности удивительным образом соединяются. Священное Писание показывает его не застывшей статуей, а живым человеком, противоречивым, и, как и все люди, обреченным на взлеты и падения. Причем Библия сразу же дает ключ к пониманию его образа: с одной стороны, Давид – избранник Божий: через пророка Нафана Господь благословил не только его, но и все его потомство, провозвестив, что именно от него произойдет Христос – смысл и цель существования ветхозаветного Израиля. С другой стороны, и сам Давид усматривал во всех превратностях своей судьбы то, что верующие называют Божиим Промыслом, он постоянно чувствовал присутствие Бога и Его заботу, даже если жизнь складывалась не так, как им планировалось. Эта живая, искренняя и горячая вера в Бога поднимала Давида как над слабостью и греховностью его собственной человеческой природы, так и над самой ветхозаветной эпохой, в которую он жил.

История грехопадения царя Давида интересна тем, что она показывает, как именно грех проникает в душу человека и овладевает ею, как неизбежно и неумолимо один грех тянет за собою другой, показывает последствия греха, и, самое главное – то, как человек может его искупить. Именно поэтому история его грехопадения 3000-летней давности до сих пор актуальна для всех людей.

Искушение, повлекшее за собой целую цепь трагических последствий, настигает Давида, когда он уже взошел на вершину власти. Некогда бесчисленные враги царства Израильского либо разгромлены, либо ищут с ним союза. Его армия так сильна, что Давид уже не считает нужным лично усмирять врагов. В центре его новой столицы, Иерусалима, высится роскошный дворец, отделанный ценными породами дерева. Но особое, чисто восточное величие придает двору быстро разрастающееся семейство царя. Семья в ту эпоху, допускавшую многоженство, представляла собой сложную структуру, включавшую в себя не только жен, но и наложниц, обладавших особыми правами и положением. Священное Писание упоминает имена восьми законных жен Давида, но не исключено, что были и другие, оставшиеся безымянными. Детей же у Давида было более двадцати.

Не только искусный военачальник, но и одаренный правитель, царь лично разбирает многие тяжбы своих подданных и славится как проницательный и справедливый судья. Казалось бы, благословение Божие охраняет сердце Давида от вторжения туда греха, но…

Преступление

“Однажды под вечер…, – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива”. Давид послал слуг разведать, кто она. Оказалось, что это Вирсавия – жена Урии Хеттеянина, храброго воина, находившегося в то время в войске царского военачальника Иоава, осаждавшем аммонитян (соседнее племя, воевавшее с Израилем). Казалось бы, известие о том, что Вирсавия замужем, должно было охладить пыл Давида, но, по-видимому, он уже отвык хоть в чем-нибудь отказывать себе. “Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею”.

Через некоторое время Вирсавия сообщает царю о своей беременности. И вот здесь-то и начинает разворачиваться та самая “цепочка грехов”, когда один нераскаянный грех неизбежно влечет за собою другой. Ребенок, родившийся у женщины, муж которой воевал вдали от дома, стал бы прямым доказательством прелюбодеяния. А по закону Моисея, за это обоих виновников преступления ждала смерть – побиение камнями. Поэтому Давид решается на хитрость: он вызывает Урию в Иерусалим якобы для того, чтобы узнать последние новости о ходе военных действий. Настоящая цель царя проста: после свидания законного мужа с женой рождение ребенка уже не вызвало бы никаких вопросов.

Урия приезжает и проводит в столице двое суток. Но домой, к красавице жене он, как ни странно, даже не заходит – так и ночует у ворот царского дворца вместе с другими войнами. Разгадка такого странного поведения – в его честном и прямом характере: он солдат, в стране идет война, его товарищи воюют и погибают вдали от своих семей. И он считает для себя невозможным и постыдным в такое время идти в свой дом, чтобы там “и есть, и пить, и спать со своею женою”. Поэтому “цепочка греха” продолжает разворачиваться: узнав, что его план провалился, Давид решается на убийство… С ничего не подозревающим Урией он отправляет своему военачальнику Иоаву письмо, в котором просит послать этого воина на самый опасный участок фронта и сделать так, чтобы Урия в какой-то момент остался один на один с многочисленными врагами. Таким образом, расчетливый Давид пытается придать убийству вид случайности, от которой на войне никто не застрахован. Иоав исполняет роковой приказ…

Узнав о гибели мужа, Вирсавия, как сказано в Библии, “плакала о нем”, но, когда закончились обычные семь дней оплакивания, Давид забрал ее к себе и женился на ней. Вскоре Вирсавия родила сына. Казалось бы, если не брать в расчет смерть честного солдата Урии, все, в конце концов, устроилось на редкость удачно. И Давиду даже могло показаться, что он неподсуден, что совершенные им преступления забыты, да, собственно, никто так ни о чем и не узнал. Обычное дело – властьимущие умеют скрывать и не такие вещи. Однако история грехопадения царя Давида заканчивается в Библии чеканной фразой: “И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа”. Пройдет совсем немного времени, и, как гром среди ясного неба, прозвучат слова, которые напомнят царю и о Высшей власти, и о Высшем суде.

Покаяние

Уже следующая глава 2-й Книги Царств начинается с того, что по повелению Господа к царю приходит все тот же пророк Нафан, некогда принесший ему Божие благословение, и рассказывает ему притчу.

“В одном городе жили два человека – богатый и бедный. У богатого было много крупного и мелкого скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил еще маленькою, выкормил ее, и она росла вместе с его детьми, и ела от его хлеба, и пила из его чаши, и на груди у него спала, и была для него как дочь. Однажды к богатому человеку пришел странник, и богатый пожалел взять из своих овец для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил ее…”

По-видимому, Давид, любивший разбирать судебные тяжбы, решил, что это как раз одно из таких дел, которое пророк повергает к его ногам для вынесения справедливого решения. Выслушав Нафана, он пришел в негодование и воскликнул: “Да живет Господь! Смерти достоин такой человек!” И тут же огласил свой приговор: за овечку богач должен заплатить вчетверо – за то, что совершил бесчестный поступок, и за то, что не имел сострадания! И тогда, как гром среди ясного неба, раздались слова пророка: “Ты и есть тот человек, который сделал это!”

Притча – это только форма, которую избрал Бог, чтобы через Своего пророка попытаться разбудить у царя совесть. И это удалось. Перед онемевшим Давидом раскрылась бездна совершенного им преступления, а Нафан продолжал его обличать: “Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом Аммонитян!” И дальше – как приговор: “Так говорит Господь: не отступит меч от дома твоего навеки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, и то, что ты сделал тайно, Я сделаю пред всем Израилем и пред солнцем”.

Надо отдать Давиду должное: при желании царь мог бы заставить обличителя замолчать, но Давид был потрясен, в словах пророка он услышал голос Бога. Он смог увидеть свой грех со стороны, он взглянул на себя “очами Господа”, и, сокрушенный открывшейся перед ним преступной сутью своих поступков, воскликнул: “Согрешил я пред Господом!” И Господь простил Давида. Пророк Нафан тут же возвестил: “Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь”.

Так неужели одной фразы достаточно, чтобы Бог сменил гнев на милость? Ответ находится в строках пятидесятого псалма: “… к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не отвергнешь, Боже” (Пс. 50.18-19).

По Закону Моисея, в жертву за грех необходимо было принести животное. Самой пышной и торжественной жертвой была так называемая “жертва всесожжения”. Ритуал был расписан до мелочей. И в истории ветхозаветного Израиля, да и в истории христианства часто случалось, что за этими внешними ритуалами и обрядами забывалось главное: покаяние должно идти из сердца, только в этом случае внешние действия будут иметь смысл. Именно об этом и говорит Давид в покаянном псалме. Не жертва нужна Богу, а сердце, исполненное искренним покаянием и смирением.

Предсказанные пророком бедствия, которые навлек на себя своим грехом Давид, не заставили ждать: царство потрясли мятежи и восстания, одно из которых возглавил его сын Авессалом. Давиду даже пришлось на время бежать из Иерусалима, да и вообще борьба многочисленных детей Давида между собой едва не погубила государство, поэтому, состарившись, царь по настоянию пророка Нафана провозгласил своим преемником сына от Вирсавии Соломона. Кроме него у Давида и Вирсавии было еще трое сыновей: Шива, Шовава и Нафан, имя которого значится в родословной Спасителя.

Каяться Давид продолжал всю жизнь, как всю жизнь продолжал ощущать последствия своего греха, принесшие несчастья не только ему самому, но и всему государству. Однако, его обращение и покаяние с самого момента пророческого обличения было окончательным и бесповоротным.

Псалтирь – (от греч. глагола “псало” – пою) – одна из ветхозаветных книг Библии и, несмотря на свой 3000-летний возраст, самая употребляемая в богослужении Православной Церкви. Псалтирь состоит из псалмов (молитвословий), автор которых прославляет и восхваляет Бога, просит о прощении грехов, помощи и благословении на будущее. Большинство псалмов принадлежат израильскому царю Давиду (1000 – 961 гг. до Р.Х.).

В Божием благословении Давиду для христиан самое главное то, что оно относится не только к самому Давиду, но и ко всему его потомству. Господь говорит, что несмотря ни на что, в роде Давида появится Человек, который будет царствовать вечно. Эти слова Церковь всегда относила к Христу. Не случайно Евангелие уделяет много места родословию Иисуса, показывая, что по Своей человеческой природе Он был потомком Давида. Через пророка Нафана Бог говорит Давиду:

“…Я взял тебя… чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим… Когда же исполнятся (закончатся – Ред.) дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он (некий потомок Давида – Христос – Ред.) построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки… И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки” (2-я Книга Царств, глава 7, стихи 12-16).

Пророк Нафан обличает Давида

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
Бог знает всё. Он видел с небес
Какой тяжкий грех Давид свершил:
«Он царь земли моей, а не повес».
Господь наказать его всё же решил.
Не побоялся Нафан к Давиду идти,
И объявить наказание Бога, царю.
Чтоб его от плохих деяний спасти,
Исполняет Господь, он волю твою.
Пришёл он к царю, при нём слуга.
«Хочу с тобой поговорить наедине».
«Иди» – Давид слуге кивнул тогда.
Они остались, в мёртвой тишине.
«О беде я буду говорить с тобой:
В одном городе жили два человека.
Один был богатый, бедный другой, –
Царь улыбнулся. – А мне не до смеха.
У богатого было много овец,
Бедный имел, лишь овечку одну.
Экономил, долго купил, наконец,
Любил он её как дочь, как жену.
Гость у богатого. К столу приглашал;
Жаль очень стало, ему овечки своей,
Любимую овцу у бедняка отобрал,
Заколол. Дорого гостя потчевал ей».
«Кто же тот человек? Скажи не тая,
Я строго его наказать прикажу!».
Нафан долго молчал, смотря на царя:
«Ты тот богач! В глаза тебе говорю».
Ты забыл, как у другого отнял жену?
У тебя наложницы есть, жена не одна,
Что тебе не хватало? Ответа я жду,
У Урии ведь только она одна и была.