День единства народа

День народного единства в России: история праздника

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

4 ноября 1612 года — поворотный момент в борьбе с поляками

Краткое описание

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики Опричнины Ивана Грозного. Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601–1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения ( Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Назаров В. 4 ноября. Злоключения одной даты // Вокруг Света. 2005. №11 (2782).

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 2007.

Соколов Б. Почему день 4 ноября стал праздником? // История.ру.

День народного единства

День народного единства

Тип

Государственный, день воинской славы России

Установлен

с 2005 года в честь окончания Смутного времени

Отмечается

гражданами Российской Федерации, жителями ЛНР, Приднестровья.

Дата

4 ноября

Связан с

изгнанием поляков из Московского Кремля

День народного единства на Викискладе

День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.

День народного единства

История праздника

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 ноября 2017 года.

22 октября (1 ноября) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. 23 октября (2 ноября) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день 24 октября гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых.

В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который некоторые историки считают обетным. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне.

В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

Дискуссия вокруг праздника

Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому

После введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в обществе разгорелась бурная дискуссия. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе

Однако высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября.

Также отмечалось, что День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Отношение к празднику

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введение праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно этот праздник характеризовали и как «сплотивший народы».

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8 % собирались праздновать День народного единства, а 5 % — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

Ещё интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?». Более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

В среднем, согласно результатам опросов ВЦИОМ, проводившихся в течение ряда лет, около 43 % жителей России не помнят или не знают названия праздника, отмечаемого 4 ноября. Кроме того, лишь 12 % опрошенных знают его точное название. Мнение россиян относительно наличия в стране народного единства также неоднозначно, 54 % согласны с тем, что оно есть, но 40 % считают, что народного единства в России нет. По мнению завкафедрой политической психологии МГУ Елены Шестопал, праздники «День народного единства», «День России» и «День российского флага» «психологически далеки от людей».

1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.

В то же время во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетённых и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями» .

История празднования в современной России

На странице обсуждения должны быть подробности.

2008

2005 год

Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II.

Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два крестных хода и «Русский марш»; президент страны возложил цветы к московскому памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому), Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и других городах.

Повсеместно прошли крестные ходы, кое-где с участием глав администраций.

Было успешно проведено несколько благотворительных акций, которые в общем можно охарактеризовать словами одного из региональных лидеров: «Мы воспринимаем этот день как праздник добра и любви, заботы о ближних, поддержки нуждающихся». Например, в Туле состоялся районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями; в Калуге угощали ветеранов и детей-сирот продукцией местной кондитерской фабрики.

2006 год

«Русский марш», несмотря на запрет его проведения в Москве и некоторых других городах России, в тех или иных формах состоялся.

В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное визуальное шоу, рассчитанное на 1,5 часа, в котором должны были принять участие более 1000 актёров.

2007 год

Происходит популяризация праздника. Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612». Только в одной Москве было проведено 39 мероприятий. Владимир Путин традиционно возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и традиционно вручил на приёме в Кремле медали имени Пушкина «За сохранение российского духовного наследия» и «популяризацию русского языка». В Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге — тематическую квест-игру «Схватка» под названием «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом».

2008 год

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце. На площади Революции прошёл семитысячный митинг, посвящённый Дню народного единства. Активисты движения «Наши» призвали провести день «под одеялом» — 10 тыс. молодых людей собрались на Васильевском спуске, чтобы сшить из тысяч лоскутов так называемое «Одеяло мира». Прошёл бесплатный рок-фестиваль «Призыв», направленный на борьбу с негативными проявлениями в молодёжной среде, отказ от наркотиков.

2009 год

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце.

4—8 ноября в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства».

2010 год

Выступление Дмитрия Медведева на торжественном приёме по случаю празднования Дня народного единства

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце.

В рамках празднования состоялось освящение отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля Святейшим патриархом московским и всея Руси Кириллом.

2011 год

Дмитрий Медведев и Владимир Путин возложили цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде по случаю празднования Дня народного единства.

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце. Параллельно националистическому «Русскому маршу» в Москве прошла демонстрация под тем же названием «Русский марш», на который уже три года подряд движение «Наши» собирает представителей различных национальностей.

2012 год

Центром праздничных мероприятий по традиции стал Нижний Новгород. На организацию праздника областное Правительство выделило 15 миллионов 200 тысяч рублей. Кроме того, к 4 ноября в Нижнем Новгороде возвели песчаную скульптуру длиной около 30 метров, а высотой около 5. «Есть информация, что скульптура будет тематическая, то есть с изображением воззвания Кузьмы Минина». Полная программа праздничных мероприятий в Нижнем Новгороде стала известна за полторы недели до начала торжеств.

2013 год

По мнению лидера объединения «Русские» — Дмитрия Дёмушкина, одного из организаторов традиционно проходящих в этот день «Русских маршей», в 2013 году мероприятие стало самым многочисленным за девять лет его проведения, собрав более 20 тысяч участников.

Празднование в других странах

Непризнанные государства

ДНР. 4 ноября отмечается День народного единства. 3 ноября 2015 года в Донецком ботаническом саду была заложена Аллея народного единства.

ЛНР. 4 ноября, согласно статье 115 трудового кодекса ЛНР, принятого в конце мая 2015 года, является нерабочим праздничным днём — Днём народного единства.

Приднестровье. 4 ноября, согласно изменениям в трудовой кодекс Приднестровья от 12 ноября 2014 года, является праздничным днём — Днём народного единства.

Частично признанные государства

Южная Осетия. 4 ноября отмечается День народного единства.

  1. В XVII веке разница между юлианским и григорианским календарями составляла не 13, а 10 дней (см. подраздел «История праздника»).

Примечания

День народного единства на Викискладе

День народного единства в Викиновостях

  • День согласия и примирения

Ссылки

  • Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации»
  • Эхо Москвы. Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года? О Смутном времени, хронология событий, путаница с календарями.
  • Известия. Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает. Интервью с Андреем Николаевичем Сахаровым, директором Института российской истории РАН. Подробное обсуждение проблем, связанных с датой праздника и его историей.
  • BBC Russia. Герои, которым при жизни не воздали должного.
  • РИА Новости. День единения России. Справка
  • В. Е. Шматов. Великая дата России
  • В. Е. Шматов. Князь Пожарский — человек высокой веры, чести и долга
  • Владислав Назаров. Что будут праздновать в россии 4 ноября 2005 года?
  • Смирнов И. В. Политика vs наука. Вышла биография Дня народного единства
  • День народного единства
  • День народного единства. История праздника
  • 4 ноября — День народного единства
  • Что мы празднуем 4 ноября?
  • Шествие от Казанского храма на Красной площади Москвы к Центральному выставочному залу «Манеж» 4 ноября, в День народного единства, по благословению Патриарха Кирилла.
  • Патриарх Кирилл открыл XIII выставку-форум «Православная Русь — к Дню народного единства»

Новости

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учреждён в 2004 году в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Этот праздник напрямую связан с историей России, а именно с окончанием Смутного времени в XVII веке. Власть в Москве узурпировала «Семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским. Польские войска намеривались посадить на престол католического королевича Владислава. Началось мощное патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

В 1611 году «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. Во всенародном ополчении против иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В церковный календарь этот день вошёл как праздник Казанской иконы Божией Матери.

Таким образом, День народного единства возвращает нас к событиям более чем четырехсотлетней давности и является данью памяти народным героям. В этот день в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.