День имени Денис

День ангела (именины) Дениса по православному церковному календарю

Если в советскую эпоху праздновали только день рождения человека, то в наши дни стало актуальным отмечать и именины. Эта статья поможет и носителю имени Денис, и его родным, ведь детально расскажет, в честь какого святого был назван этот мальчик, парень, мужчина. Помните: если вы — крестная или крестный мальчика, не забудьте купить для него именную иконку (бумажную или нательную)! Она станет личным талисманом маленького Дена, а к тому же, будет напоминать о вашей заботе.

Но когда же поднимать бокал за его здравие?

Лет сто назад младенца называли в честь святого, которого почитали в день рождения этого ребенка (хотя конечно, это не мешало этому самому ребенку праздновать свои именины несколько раз в году, скажем, не только на «зимнего Николая», но и на «весеннего»).

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

В наше время имя выбирает не батюшка, а сами родители, а святой отец уже нарекает ребенка церковным именем, или полностью совпадающим с мирским, или созвучным с ним. Так когда же праздновать именины? Если батюшка не указал конкретной даты, а дней ангела несколько в году, нужно подобрать дату, первой следующую за днем рождения.

Дни Ангела

Церковное имя: Дионисий

Значение имени: посвященный Дионису, богу веселья (Читать полное значение имени Денис)

Ближайшие именины Дениса: 4 Ноября

Именины Дениса в 2020 по церковному календарю

  • 17 Января Дионисий Ареопагит, священномученик, епископ, Афинский (70 апостолов)
  • 6 Февраля Дионисий Олимпийский, преподобный
  • 5 Марта Дионисий Валаамский, преподобномученик
  • 23 Марта Дионисий Коринфский, мученик
  • 28 Марта Дионисий Кесарийский Палестинский, мученик
  • 29 Марта Дионисий праведный
  • 4 Мая Дионисий Пергийский (Памфилийский), мученик
  • 19 Мая Дионисий Фракийский, мученик
  • 25 Мая Дионисий Радонежский, архимандрит
  • 31 Мая Дионисий Лампсакский, мученик
  • 10 Июня Дионисий Петушков, иеросхимонах, преподобномученик
  • 14 Июня Дионисий Глушицкий, игумен
  • 16 Июня Дионисий Византийский, мученик
  • 8 Июля Дионисий Афонский, преподобный
  • 9 Июля Дионисий Суздальский, архиепископ
  • 13 Августа Дионисий Ватопедский, преподобномученик
  • 17 Августа Дионисий Ефесский
  • 31 Августа Дионисий Требийский, мученик
  • 6 Сентября Дионисий, архиепископ, святитель, Закинфский (Перенесение мощей)
  • 12 Сентября Дионисий Островский, преподобный
  • 19 Сентября Дионисий Александрийский, мученик, чтец
  • 16 Октября Дионисий Печерский, Щепа, затворник, иеромонах
  • 18 Октября Дионисий Александрийский, исповедник, епископ
  • 25 Октября Дионисий Глушицкий, игумен
  • 28 Октября Дионисий Суздальский, архиепископ
  • 4 Ноября Дионисий Ефесский
  • 14 Ноября Дионисий Глушицкий, игумен
  • 23 Ноября Дионисий Щегопев, иерей, священномученик
  • 2 Декабря Дионисий, мученик
  • 3 Декабря Дионисий Доростольский, мученик
  • 12 Декабря Дионисий, священномученик, епископ, Коринфский
  • 30 Декабря Дионисий, архиепископ, святитель, Закинфский

Все даты указаны по новому стилю!

Церковная форма имени и ее происхождение

Дионисий. Это имя породил древнегреческий язык. Еще в дохристианские времена имя означало «посвященный Дионису». Это было божество растительности, а также земледелия (в том числе виноделия, и конечно, вдохновения, благодаря чему его очень чтили многие театральные актеры).

Какими судьбой и характером отличается носитель данного имени?

  1. Ранние годы. В детстве это необычайно общительный, дружелюбный мальчик. Он не просто обожает заводить друзей, он с удовольствием возится со всеми живыми существами, которых видит (кормит голубей, уток в парке, подкармливает дворовых котов и щенков). Будет отлично, если родители подарят ему собаку, или хотя бы хомячка. Пушистый друг научит его заботиться о ком-то, а также ответственности.
  2. Школа. Мальчик приносит неплохие оценки. Впрочем, учителям может не нравиться, что на уроках он не умеет долго сидеть на месте, уже через 15 минут начинает вертеться, отвлекая товарища по парте.
  3. Юность. Со временем парень учится аккуратности и усидчивости, и эти качества очень помогают ему в учебе. Часто оказывается, что Денису бессовестно везет (например, если он купит лотерейный билет, то вдруг выиграет если не главный приз, то крупную сумму — точно).
  4. Зрелые годы. Это усидчивый, очень принципиальный мужчина, не выносящий мнений, расходящихся с его собственным. Он может оказаться коллекционером, собирающим что-то со школьной скамьи и до старости. Деньгами не разбрасывается, так как хорошо знает, где они берутся. Его первый брак может развалиться (и возможно, проблема в том, что супругу он выбирает не сердцем, а кошельком).

Если вы интересуетесь не только датой именин Дионисия (в миру Дениса), но и следом, который оставили его духовные тезки в этом мире в общем и нашей религии в частности, предлагаем посмотреть не слишком длинный фильм о русском иконописце. Лики, созданные Дионисием из Вологодской области, сохранились до наших дней, и они действительно прекрасны. Благодаря этому видео вы ненадолго погрузитесь в благочестивое русское средневековье, вспомнив много исторических фактов и расширив свой кругозор:

Значение имени имеет необычайно важный смысл, ведь с этим словом человек будет идти всю свою жизнь. Выбирая имя ребенку, родители часто обращают внимание на характеристику слова и знаменитых исторических личностей, которые будут малышу тезками. Имя Дионисий – не исключение. Если вы хотите назвать своего сына Денисом, будет полезно знать все о происхождении и значении этого древнего христианского имени.

Происхождение имени Дионисий

Как и многие другие традиционные христианские имена, Дионисий – наследие греческой традиции. Зародилось это имя задолго до христианства, при этом означало принадлежность носителя богу Дионису.

Дионис, известный в греческой мифологии еще в эпоху до Троянской войны, покровительствовал растительному миру, виноградарству, веселью.

Из греческого языка это имя перешло в большинство языков индоевропейской группы.

В России это имя, благодаря православной традиции и святцам, широко распространено, но претерпело некоторые изменения. Дионисий – устаревшая форма. Сейчас так называют младенцев лишь при крещении, а в обычной жизни используют мирскую форму – Денис. По статистике, из десяти тысяч младенцев-мальчиков 172 ребенка – Денисы. Такие данные лишь подтверждают тенденцию возрастания популярности исконных православных имен.

Описание имени Дионисий

Родители часто обращают внимание на характеристику имени, выбирая, как назвать своего ребенка. Существует связь между именем и характером. Так как исторически имя Дениса (Дионисия) произошло от имени божества Диониса, это накладывает некоторый отпечаток на носителя. Считается, что у Денисов обычно более легкий нрав, они не лишены яркого чувства юмора. В народных поверьях Денису приписывают подвижность и энергичность, он гораздо более гиперактивны других детей. Такие люди – носители положительной энергетики, оптимисты.

В школьном возрасте Денис – главный непоседа в классе. Важно направить его неуемную сущность по правильному вектору. Когда Денис занимается тем делом, что ему по душе, у него нет равных среди одноклассников и сверстников. Кроме того, такие дети обычно очень эмоциональные, при этом с творческим, креативным складом ума. Денис, заразившись новой идеей, немедленно торопится претворить ее в жизнь, привлекая сторонников, помощников в ее реализации. Если на его пути появится другая идея, лучше и интереснее прежней, то он может бросить предыдущие начинания, утратив к ним интерес.

Денис – человек-праздник. Согласитесь, это очень похоже на языческое божество, давшее ему такое имя. Он общительный и дружелюбный. Вырастая, с каждым годом обзаводится все большим количеством друзей. Строгие ограничения стесняют широкую натуру Дионисия, но при этом он не нарушает традиций морали. Такой человек всегда умеет правильно вести себя в любом обществе.

Дионисий по натуре очень чувственный и сентиментальный человек. У него большое сердце, поэтому он не лишен чувства сострадания. Делам, которые увлекают его по-настоящему, Дионисий будет отдаваться сполна. Обретя путь к Богу, Денис будет искренне верующим человеком, чтящим Божий Закон. Недаром в православных Святцах упомянуты многие святые Дионисии, заслужившие память своими праведными деяниями.

Когда празднуют православные именины Дионисия

По Святцам, почти в каждом месяце церковного календаря есть упоминание святого Дионисия и день, посвященный памяти его. Мы предлагаем узнать вам о самых известных представителях этого имени, чью память чтят в православии. Так вы сможете выбрать наиболее подходящего покровителя для своего сына согласно Святцам.

17 января, 16 октября. Дионисий Ареопагит

Священномученик. Имя этого святого старца известно православным людям как одного из Апостолов от семидесяти. Родившись и отучившись в Афинах, он много странствовал. В Египетских своих странствиях Дионисий стал свидетелем, как солнце затмилось в момент распятия Иисуса Христа. Позднее, вернувшись в Грецию, он был избран в члены Ареопага – древнейшего совета мудрецов.

Столкнувшись с апостолом Павлом, Дионисий уверовал во Христа, при этом стал верным последователем его, выбрав Павла своим духовным наставником. После казни Павла Дионисий, несмотря на гонения со стороны римлян, продолжал нести свет христианского учения, пока не был схвачен и подвергнут чудовищным пыткам. От него требовали отречься веры и предать Христа, но Дионисий не отказался от своих убеждений. За это римляне обезглавили его.

За свою жизнь Дионисий Ареопагит написал немало богословских текстов, которые дошли стараниями его сподвижников до наших дней. Все они имеют большое значение для христианства, поясняя многие важнейшие моменты канона.

Самое известное его сочинение – «О небесной иерархии», детальная энциклопедия о взгляде христианства на ангельский мир.

25 мая. Дионисий Радонежский, Преподобный

Один из почитаемых в православии святых был настоятелем Свято-Успенского монастыря в городе Старице. До этого Дионисий был священником в одной из церквей, но после того как в начале 17 века его жена и сыновья отдали Богу душу, он принял монашеский постриг.

С его историей связана жизнь первого Московского патриарха Иова, которого царь-самозванец Лжедмитрий Первый сослал в монастырь в вечное заключение. Но Дионисий Радонежский воспротивился воле самозванца, поэтому тепло отнесся к Иову. Он втайне ото всех помогал патриарху, делясь с ним богословскими книгами и пищей, создал для него комфортные условия. Когда Иов умер, Дионисий установил надгробие на его могиле. В нелегкие для России времена Смуты Дионисий Радонежский был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Он сделал все, чтобы сохранить обитель и восстановить ее после осады Лжедмитрия Второго.

Другие даты в православных Святцах, связанные с именинами для Дениса:

4 февраля;

5 и 23 марта;

4, 19, 31 мая;

14, 16 июня;

9 июля;

13, 31 августа;

10 сентября;

18, 25, 28 октября.

Когда празднуют католические именины Дионисия

В католической традиции святых с таким именем почитают не меньше, чем в православии. В том числе есть у них и свои памятные дни, в которые принято поздравлять мальчиков с днем ангела.

Уже упомянутый нами Дионисий Ареопагит имеет значение и для католической церкви. Его память чтут 9 октября. Главная церковь средневековой Франции, Сен-Дени, была названа именем этого святого. По преданиям, построена она на месте его погребения. Также католики отмечают именины Дионисия 26 февраля, 8 апреля, 25 июня, 17 и 29 ноября и 30 декабря.

Формы имени Дионисий

В русском языке Дионисий долгие века имел народные формы: Денис, Денисий. Официальными, а не просторечными, эти имена стали только в начале двадцатого века. Хотя нам известны видные соотечественники, которых называли Денисами, например, драматург Денис Фонвизин и герой войны 1812-го года Денис Давыдов.

Сокращенно Денисов и Дионисиев называют Дениска, Денька, Деша. В последние годы распространено сокращение Дэн.

В большинстве европейских языков распространена такая форма имени, как Деннис (или Дэннис). Но у итальянцев это имя будет звучать как Дьониджи, а у жителей Венгрии – Денеш. Это исконно христианское и древнее имя распространено широко по всем странам, не важно, какую форму христианства там исповедуют.

Священномученики Дионисий Ареопагит

Дни памяти: 4 января (70 ап.), 3 октября
Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным — в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81 — 96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 — 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Собор Небесных Сил бесплотных — 8 ноября.)

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии — восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно — в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга святителя Дионисия «О мистическом Богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога — нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI — VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+ 662).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах — в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (+ 1406) и писанная его рукой.

Значение имени Денис. Толкование имени.

Имя Денис — это одна из форм имени Дионисий получившая в начале 20 века право на самостоятельную жизнь. Значение имени Денис (Дионисий) нужно искать в древнегреческих источниках. Как утверждают специалисты по античной истории имя Дионисий (др.-греч. Διονύσιος) означает «посвященный Дионису». Напомним, что Дионис согласно греческой мифологии — это один из младших олимпийских богов, отвечающий за виноделие и в принципе покровитель земледелия. Так же Дионису приписывается покровительство употреблению вина.

Значение имени Денис для ребенка

Денис приятный в общении малыш. Он приветлив и легко идет на контакт. Общительность Дениса помогает ему легко заводит друзей в новой компании. Денис способен хорошо учится, но есть небольшие проблемы с усидчивостью. Ему лучше разбивать большие задачи на несколько подзадач поменьше. Если давать ему перерывы в занятиях, то учится он будет отлично. Мальчик любознательный, что хорошо в обучении, но будьте аккуратны на прогулках. На улице и иногда даже дома за Денисом нужно внимательно смотреть.

Здоровье у Дениса достаточно хорошее. Бывают проблемы переутомления, на фоне которых он может начать нервничать, капризничать и плохо засыпать. Но это характерно многим детям, так что просто следите за режимом и будет вам счастье.

Сокращенное имя Денис

Дес, Ден, Денчик, Дуся.

Уменьшительно ласкательные имена

Деська, Десик, Дениска.

Отчество детей

Денисович и Денисовна. Иногда сокращается (изменяется) до Денисыч и Динисычна.

Имя Денис на английском языке

В английском языке принято несколько вариантов написания имени Денис. Denis (Дэнис) и Dennis (Дэннис) отличаются только количеством букв N(Н) в имени. Есть и уменьшительные формы — Den (Дэн) популярная и у нас, а так же Denny (Дэнни) редко используемая в русском языке.

Имя Денис для загранпаспорта по последним правилам машинной транслитерации в России пишется как DENIS.

Перевод имени Денис на другие языки

на армянском — Դիոնիսոս — Дионисос.
на белорусском — Дзяніс, читается как Дзяни́с.
на венгерском — Dénes, читается как Де́неш.
на греческом — Διόνυσος, Διώνυσος, Δένις — Дио́нисос, Дэ́нис.
на датском и шведском, читается как Dennis.
на ирландском — Donncha, читается как Донха.
на испанском — Dennis, читается как Денисос.
на итальянском — Dionigi, читается как Диони́сио.
на немецком — Dennis, читается как Дэ́ннис.
на норвежском — Dennis, читается как Де́ннис.
на польском — Dionizy, читается как Дёнизы
на португальском — Dinis, читается как Дини́ш.
на словацком — Denis.
на украинском — Денис, Денiс, Дєніс.
на французском — Denis, читается как Дени́.
на чешском — Denis.

Имя Денис по церковному (в православной вере) — Дионисий.

Характеристика имени Денис

Как и в детстве Денис характеризуется веселым и общительным складом характера. Он склонен к аналитической работе, что вовсе не исключает прекрасное воображение. Он может легко работать как в театре, так и банковским аналитиком. Он может быть ярким и экспрессивным, но только в привычной компании. В компании с ним вам редко будет скучно, он умеет приятно проводить время.

Денис пользуется популярностью у женщин, хотя его и нельзя назвать мачо. Он не скрывает перед слабым полом возникающих чувств и они обычно отвечают ему взаимностью. В делах сердечных он прямолинеен. Правда когда влюбляется понастоящему, то становится аккуратен и его подход может поменяться. За своей женой може ухаживать долго, по сути проводит «осаду» возлюбленной. После официального заключения брака может стать вспыльчивым, так что второй половинке нужно быть аккуратной.

Тайна имени Денис

Наверно главной тайно имени можно назвать корысть Дениса. Денис редко делает хорошие дела просто так. Многие поступки Дениса обусловленные желанием получить конкретную выгоду. Переводи бабушку через дорогу он может думать о том, какое положительное впечатлении произведет это на окружающих. Что уж говорить о поступках более значимых. То есть если Денис вам помог, то точно знайте, теперь вы его должник.

Еще об одной тайне имени Денис попытались забыть в христианское время. На праздниках посвященных Дионису совершались жертвоприношения, а служители культа одевались в козлиные шкуры. После принятия в Византии православной веры, античная история замалчивалась, а в особенности некоторые обычаи теологического характера.

Ангела хранителя имени Денис и его покровителя можно посмотреть в специальной статье. Для этого вам нужно знать дату рождения вашего Дениса. Читайте статью «покровитель имени Денис» у нас на сайте.

Владелец Дамоклова меча

Как писал Диодор Сицилийский, сиракузский тиран Дионисий «улыбкой Фортуны был возведён выше всех других правителей, но боялся за свою жизнь и вынужден был носить железный панцирь под одеждою, и оставил после смерти ненависть о себе в памяти народа для всех грядущих поколений». Однако сейчас мы знаем лишь об одном эпизоде из жизни Дионисия, да и то с ним его не связываем. Кем же был хозяин Дамоклова меча?

Путь к власти

Дионисий родился в Сиракузах в 431 году до н.э. и происходил из незнатной, но уважаемой семьи. В молодости он избрал военную карьеру, которую начал в армии Гермократа, вождя влиятельной олигархической группировки. Будучи изгнанником в родных ему Сиракузах, Гермократ во время войны с карфагенянами собрал несколько тысяч наёмников, с которыми делал набеги на врага, завоевав популярность среди сицилийских греков. После победы карфагенян в Битве при Гимере в 409 году до н. э. Гермократ прибыл на место боя, собрал тела погибших сиракузцев и привёз их в свой родной город. Затем при помощи своих сторонников он попытался силой вернуться в Сиракузы, но горожане дали им отпор и большинство из них убили, в том числе и самого Гермократа. Молодой Дионисий, который также был среди его соратников, получил в ходе этой схватки тяжёлые ранения, однако выжил.

Спустя три года после победы при Гимере карфагенская армия взяла штурмом греческий город Акрагант. Известие о его падении вызвало такой страх среди сицилийских греков, что многие из них переехали в Сиракузы, а другие отправили своих жён, детей и имущество в Италию. На народном собрании Дионисий, которого поддержали влиятельные друзья, подверг жёсткой критике действия сиракузских стратегов. Несмотря на молодость, Дионисий показал себя умелым оратором. Спекулируя на патриотических настроениях демоса и социальных антипатиях низов, шантажируя их угрозами карфагенского нашествия и олигархического переворота, он привлёк на свою сторону большинство народных масс, и при их поддержке добился своего назначения на должность единственного стратега с неограниченными полномочиями (стратег-автократор).

Воспользовавшись своей властью, Дионисий создал себе личную охрану, отобрав в неё свыше 1000 авантюристов, которых сам вооружил и платил им жалованье. Он также привлёк на свою сторону наёмников, удвоив им плату. Кроме этого, он внёс изменения в военных должностях, назначив на командные посты людей, преданных ему лично. В Сиракузах он занял район Большой гавани, действуя, по сути, уже как тиран. Горожане не стали этому противиться, так как опасались репрессий со стороны охраны Дионисия и видели в нём единственную защиту от карфагенян. Желая породниться с влиятельной семьёй, Дионисий женился на дочери Гермократа, а за его шурина Поликсена выдал замуж свою сестру. После этого он созвал народное собрание и приговорил к смерти своих наиболее опасных противников, Дафния и Демарха. Таким образом, Дионисий за короткое время превратился в тирана Сиракуз, самого крупного из греческих городов на Сицилии.

Дионисий на гравюре эпохи Возрождения

С началом лета 405 года до н. э. карфагенский полководец Гимилькон вывел армию из разрушенного им Акраганта и направился в область города Гелы. Завладев территорий гелийцев, он подошёл к городу и начал его осаду. Когда Гела была уже на грани падения, у её стен появился Дионисий с большим войском, состоявшим из сицилийцев, италийских греков и наёмников. Эта армия насчитывала до 50 000 человек. Дионисий разработал очень сложный план атаки карфагенян, однако в ходе битвы не смог скоординировать действия отдельных частей и потерпел поражение.

Ночью после сражения Дионисий приказал своему войску и горожанам скрытно покинуть Гелу. Наутро туда вошли карфагеняне и занялись грабежом, отступавших греков никто не преследовал. Эта неудача резко ослабила позиции Дионисия. Италиоты вернулись на родину, гелийцы осыпали Дионисия упрёками, а сиракузские всадники даже замыслили убить тирана. Однако, увидев, что преданные ему наёмники не собираются его покидать, они двинулись в Сиракузы, ограбили дом Дионисия, обесчестили и убили его жену. Тиран спешно собрал мобильный отряд из наиболее преданных ему воинов, с которым ворвался в Сиракузы и уничтожил бунтовщиков.

Вскоре карфагеняне подступили к Сиракузам и осадили город. Однако внезапно в их лагере вспыхнула эпидемия, и это вынудило Гимилькона начать переговоры о мире. По их итогам под власть пунийцев помимо бывших финикийских колоний, традиционно принадлежавших Карфагену, попадали города Гимера, Селинунт, Акрагант, Гела и Камарина, которые должны были платить ему дань. Мессана, Леонтины и все сикульские земли получали автономию. Сиракузы оставались независимыми и должны были находиться под властью Дионисия, в котором, как это ни парадоксально, карфагеняне теперь видели гаранта нового порядка на Сицилии. Однако дальнейшие события показали, что они крупно просчитались.

Усиление Сиракуз и война с Карфагеном

Создавшаяся ситуация совершенно не устраивала Дионисия, власть которого была весьма непрочной, и он надеялся укрепить её за счёт внешнеполитических успехов. Однако перед тем как начать новую войну против пунийцев, он решил тщательно подготовиться. Для начала он укрепил островную часть города, отгородив её прочной стеной с башнями, а также возвёл большой акрополь. Затем он начал расширять подвластную себе территорию, для чего стал нападать на автономные города, но пока опасался трогать карфагенскую зону.

В 404 году до н. э. он осадил сикульский Гербесс, и только восстание сиракузян вынудило его попытаться вернуться в город, дабы сохранить свою власть. Однако восставшие перекрыли тирану путь в город, а также отправили послов в Мессену и Регий, чтобы заручиться их помощью в борьбе против Дионисия. Тот отчаялся настолько, что собрал своих друзей и сообщил им, что собирается свести счёты с жизнью. Один из них, по имени Гелорид, с иронией отнёсся к этому решению, заявив Дионисию, что «тирания — прекрасный саван». Другой, шурин Дионисия по имени Поликсен, посоветовал ему скакать в область карфагенян и кампанцев, которых Гимилькон оставил для защиты своих завоеваний в Сицилии, и просить у них помощи. Третий друг Дионисия, Филист, сказал, что «не нужно скакать от тирании на коне, но нужно держаться за неё, пока тебя не потащат за ногу». Дионисий внял словам своих друзей и решил бороться дальше. Он привлёк на свою сторону кампанцев, которые прислали ему 1200 всадников, и с их помощью сумел подавить восстание и вернуть себе власть.

Дамоклов меч на гравюре XIX века

В следующем 403 году до н.э. Дионисий захватил сикульский город Генну и халкидские города-колонии Катану, Наксос и Леонтины. Несмотря на явное нарушение договора от 405 года до н.э., Карфаген пока не вмешивался в события. Главной причиной этому была бушевавшая в городе и его окрестностях эпидемия, которую пунийская армия принесла с собой в Северную Африку.

Продолжая подготовку к войне с Карфагеном, Дионисий решил укрепить Эпипол (плато, господствовавшее над Сиракузами), возведя там большую стену. 60 000 рабочих были распределены по участкам и клали камень, который доставляли 6000 воловьих упряжек. Дионисий лично вместе со своей свитой каждый день наблюдал за ходом работ, посещая тот или иной участок, и даже организовывал нечто наподобие соревнования, вознаграждая те бригады, которые закончат свою работу первыми. Стена была построена за 20 дней. Она была длиной в 30 стадиев, вдоль неё были расставлены высокие башни, делая её практически неприступной.

Следующие несколько лет Дионисий посвятил набору войск и строительству флота, в результате чего Сиракузы стали похожи на симбиоз военного лагеря и арсенала. За это время, по словам Диодора, было произведено 140 000 щитов и такое же количество кинжалов и шлемов. В городской гавани базировался флот, насчитывавший более 300 боевых кораблей. Опасаясь, что жившие у пролива регийцы и мессенцы, имевшие сильные отмобилизованные армии, в случае конфликта перейдут на сторону Карфагена, Дионисий подарил мессенцам большой участок территории у их границ. С регийцами же он решил породниться и отправил послов с просьбой заключить брак с девушкой из их города и обещаниями расширить их земли. Однако народное собрание Регия отказалось от этого предложения и ответило Дионисию, что единственная девушка, которой они позволят вступить с ним в брак, — это дочь городского палача. Сиракузский тиран запомнил эти издевательские слова и впоследствии жестоко отомстил за них.

После отказа регийцев Дионисий отправил послов с тем же предложением к жителям Эпизефирских Локр. Те оказались куда более сговорчивыми и выдали замуж за Дионисия Дориду, дочь Ксенета, одного из самых выдающихся граждан Локр. Чуть позже Дионисий заключил ещё один брак с сиракузянкой Аристомахой, дочерью своего соратника Гиппарина. В честь своей двойной женитьбы Дионисий устроил в Сиракузах ряд пышных общественных пиров, после которых созвал собрание сиракузян и выступил с призывом начать войну против карфагенян. Он утверждал, что те являются злейшими врагами всех греков вообще, и сицилийских в особенности.

Поддержка была полной: после собрания горожане, поощряемые Дионисием, устроили резню и погромы, захватывая собственность проживавших в Сиракузах финикийцев и изгоняя их из жилищ. То же самое происходило и в других сицилийских городах, чьи жители, по словам Диодора, «открыто выразили свою ненависть к финикийцам; ибо они не только захватили их собственность как добычу, но и наложили руки на их личности, подвернув всякого рода физическим пыткам и насилиям, припомнив все то, что они сами претерпели во время своего пленения. Так далеко они зашли в мщении, что отомстили финикийцам как на этот раз, так и на будущее…»

Обеспечив себе таким образом поддержку граждан, Дионисий объявил войну карфагенянам, требуя от них отказаться от власти над сицилийскими городами. Обессиленные эпидемией пунийцы начали спешно собирать наёмное войско. Дионисий с сиракузянами, наёмниками и союзниками выступил из Сиракуз и осадил Мотию — главную базу пунийцев на Сицилии. Ряд сицилийских городов из карфагенской зоны перешли на сторону Дионисия. Однако пунические Панорм и Солюс, элимские Эгеста и Галикия, а также кампанийская Энтелла не собирались подчиняться ему и сохранили верность Карфагену. Оставив своего брата Лептина, бывшего адмиралом, продолжать вести блокаду Мотии, Дионисий осадил Эгесту и Энтеллу. Он вполне мог себе это позволить: на тот момент его армия насчитывала 80 000 пехотинцев и 3000 всадников.

Пока в Карфагене пытались набрать новую армию, вновь назначенный полководцем Гимилькон провёл ряд диверсий против войска Дионисия, уничтожив его флот в гавани Сиракуз и даже войдя в гавань Мотии. Однако из-за недостатка сил он был вынужден вскоре покинуть её. Мотия пала, воины Дионисия ворвались в город и устроили повальную резню. Дионисий отдал город на разграбление, а также приказал распять Дайменеса и других греков, которые сражались на стороне карфагенян и были взяты в плен. Немногих уцелевших горожан он продал в рабство. В следующем 396 году до н.э. карфагенское войско было наконец-то набрано и отплыло из Африки на Сицилию. По данным Тимея, оно насчитывало 100 000 человек, к которым затем присоединилось более 30 000 сицилийских союзников. Опасаясь разглашения военной тайны, умудрённый Гимилькон пошёл на хитрость: он не стал сразу объявлять капитанам судов место высадки, а выдал им всем запечатанные приказы с указанием распечатать после выхода в море и следовать инструкциям. В итоге весь флот благополучно прибыл в Панорм, который и был местом назначения в запечатанных приказах.

Развалины крепости Эвриал в Сиракузах, построенной при Дионисии

Высадившись на Сицилии, Гимилькон немедленно двинулся со всем войском к Мотии, осадил и взял её. Дионисий, стоявший возле Сегесты, отступил к Сиракузам, намереваясь дать сражение близ родных стен. Как только он покинул пунийскую зону влияния, все находившиеся там города снова признали над собой власть карфагенян. Желая получить новую базу вместо разрушенной Мотии, Гимилькон захватил Мессану — город, бывший союзником Сиракуз. Дионисий не оказал мессанцам никакой помощи. Разрушив городские укрепления, Гимилькон двинулся на Сиракузы.

Тем временем брат Дионисия адмирал Лептин попытался дать бой карфагенскому флоту под командованием Магона, однако потерпел жестокое поражение, потеряв свыше 100 кораблей и более 20 000 человек. В Сиракузах Дионисий пошёл на крайние меры: он освободил рабов и укомплектовал ими шестьдесят кораблей. Он также направил срочный призыв о помощи к италиотам, лакедемонянам и коринфянам и стал лихорадочно набирать новых наёмников. Но Сиракузы уже находились в одиночестве перед лицом грозного противника, и казалось, что ничто не может спасти последний греческий оплот на Сицилии.

Армия Гимилькона, усиленная поступлением в неё огромного количества добровольцев из числа местного населения, взяла город в осаду. Однако вместо решительного штурма Гимилькон стал опустошать окрестности и строить осадные укрепления. В ходе поиска материала для них карфагеняне разрушили храм богинь Деметры и Коры, а также воспользовались камнями с сиракузских могил. По этой ли причине, а может, потому, что лагерь Гимилькона стоял в нездоровом месте, в его войске вспыхнула эпидемия, которая в очередной раз пришла на помощь на помощь грекам-противникам Карфагена.

Дионисий воспользовался своим шансом и напал на лагерь пунийцев, нанеся им существенный урон. Гимилькон, видя, что на победу больше нет шансов, вступил в тайный сговор с Дионисием и договорился, что тот позволит ему покинуть Сицилию только с карфагенскими гражданами. Взамен Дионисий получил 300 талантов серебром. Оставшись без полководца, карфагенская армия частично разбежалась, а частично перешла на службу к Дионисию. Вернувшись в Карфаген, Гимилькон покончил жизнь самоубийством, уморив себя голодом. Его смерть ознаменовала собой конец династии Магонидов, правившей в Карфагене на протяжении полутора веков.

Вторая война Дионисия с Карфагеном

На Сицилии Дионисий продолжал укреплять свою власть. Он принял участие в восстановлении Мессаны, а также принял участие в основании нового города Тиндарида. После этого Дионисий провёл несколько походов против сикулов, в ходе которых он захватил их города Мененион и Моргантину, а также ряд других сицилийских городов. Однако при попытке захватить Тавромений он потерпел неудачу, причём в одной из схваток был сбит с ног и едва не попал в плен.

В 393 году до н. э. карфагенская армия вновь появилась на Сицилии. Возглавлял её полководец по имени Магон. Он заключил союзы с несколькими сикульскими городами, и после пополнения своей армии предпринял нападение на владения Мессены. После разорения округи и захвата большой добычи, он ушёл в лагерь, находившийся близ союзного ему города Абакены. Вскоре туда прибыл и Дионисий и дал карфагенянам сражение, в котором взял верх. Потеряв восемьсот человек, карфагеняне отступили. После этого Дионисий сделал попытку захватить Регий, но потерпел неудачу и ушёл обратно в Сиракузы.

«Дамоклов меч». Картина французского художника Феликса Овре. Дионисий изображен слева, в красном плаще

На следующий год на Сицилии в распоряжении Магона оказалась уже армия в 80 000 человек, набранная в Африке, на Сардинии и даже в Италии. Карфагенский полководец шёл проверенным путём через земли сикулов, пока не встретил близ Агирия войско Дионисия. Тот сумел привлечь на свою сторону агирийского тирана Агириса, пообещав тому подарить большие участки окрестных земель, если война закончится удачно. Агирис с готовностью снабдил армию Дионисия едой и всем необходимым и объединил своё войско с армией сиракузского тирана. Лишившийся снабжения Магон оказался в тяжёлом положении и был вынужден подписать мирный договор, в результате которого пунийская армия возвращалась обратно в Африку, а над землями сикулов отныне признавалась власть Дионисия. Так были преданы бывшие верные союзники Карфагена. Разочарование, которое охватило Карфаген после возвращения Магона, было очень велико.

Укрепление власти Дионисия

Взяв верх над Магоном и выдворив его из Сицилии, Дионисий продолжил расширение своих владений. В последующие годы он овладел территориями, которые ранее никогда не входили в сферу сиракузского влияния. Собрав более 20 000 пехотинцев и 3000 всадников, он на 300 транспортных судах высадился на побережье Италии и напал на италийских греков. В 390 году до н. э. он заключил союз с луканами, а в следующем 389 году до н.э. разбил италиотов на реке Элепор, практически полностью уничтожив их небольшое войско, предводительствуемое сиракузянином Гелоридом, некогда изгнанным Дионисием из города.

Затем Дионисий принудил к миру город Регий, потребовав уплатить ему 300 талантов и отдать весь флот, состоявший из 70 боевых кораблей. В 388 году до н.э. он захватил Кавлонию. Жителей этого города он переселил в Сиракузы, дав им гражданство и освободив от уплаты налогов сроком на пять лет, после чего сровнял город с землёй, а владения кавлонийцев отдал локрийцам. Он считал себя обязанным отблагодарить их за брак, на который они дали согласие. В то же время он пылал жаждой мести регийцам, помня про дочь городского палача.

Латомия — одна из достопримечательностей современных Сиракуз. Это руины каменоломен, использовавшихся Дионисием в качестве подземных темниц

Заключённый ранее с Регием мир имел целью лишь лишить город морских сил, которые составляли 70 триер. В 386 году до н. э. после долгой одиннадцатимесячной осады, в ходе которой сам Дионисий получил тяжёлое ранение копьём в пах, он взял Регий штурмом. В городе Дионисий обнаружил горы мёртвых тел, изнурённых голодом, а живые, которых он захватил, больше походили на мертвецов и были очень истощены. Всего он захватил более 6000 пленников и отправил их в Сиракузы с приказом, что те, кто сможет заплатить за себя выкуп, должны быть освобождены, а неспособные собрать такую сумму будут проданы в рабство. Стратега регийцев Фитона Дионисий подверг жестоким пыткам, после чего утопил в море вместе с семьёй. Большинство сицилийских греков скорбели о Фитоне, и многие поэты впоследствии оплакивали в своих стихах его несчастную судьбу.

Тогда же Дионисий создал мощную базу для своего флота в Лиссе. Он построил верфь вместимостью 200 триер и обнёс город стеной такого размера, чтобы её окружность была наивеличайшей из всех греческих городов.

После того как Дионисий загнал карфагенян на западную окраину Сицилии, подавляющая часть острова в той или иной степени находилась у него в подчинении. Власть тирана Сиракуз простиралась и на всю юго-западную оконечность Италии, под его контролем также находились стратегические пункты на побережьях Адриатического и Тирренского морей. Таким образом, Дионисий стал основателем новой Сицилийской державы.

Третья война с Карфагеном

Мысль о полном изгнании пунийцев с Сицилии, видимо, никогда не покидала Дионисия. В 384 году до н.э. он напал на гавань этрусского города Агиллы, разграбив расположенный там храм. В качестве трофеев Дионисию досталось не менее 1500 талантов. Диодор пишет:

«Теперь, когда Дионисий был полностью обеспечен деньгами, он нанял множество солдат из разных стран и, объединив их в весьма значительную армию, стал открыто готовиться к войне против карфагенян».

В 383 году до н. э. Дионисий снова атаковал запад Сицилии, напав на пунийские города. Карфагеняне через послов потребовали восстановления прежнего положения и после отрицательного ответа Дионисия объявили ему войну. При этом они заключили союз с италийскими греками, которым была ненавистна власть Дионисия. В результате этого Дионисий был вынужден сражаться на два фронта, однако в первой же битве с пунийцами при Кабале в 382 году до н. э. нанёс им поражение. В этом бою погибло более 10 000 карфагенских солдат, среди которых был и их полководец Магон, и не менее 5000 было взято в плен. Под впечатлением от этого поражения карфагеняне предложили заключить мирный договор. Дионисий ответил, что он готов это сделать, если они сдадут ему все свои сицилийские города и оплатят военные расходы.

Сиракузская декадрахма времён правления Дионисия Старшего

Это были слишком тяжёлые требования для пунийцев, и они, передав командование сыну погибшего Магона по имени Гимилькон, стали готовиться к новой схватке. Битва произошла при Кронии, расположенной неподалёку от пунийского города Панорм. Гимилькон смог полностью отомстить за погибшего отца, одержав блестящую победу. Греки потеряли более 14 000 воинов, среди которых был и брат Дионисия Лептин, командовавший одним из флангов. После сражения карфагенские войска вернулись в Панорм, а затем направили послов к Дионисию, дав ему возможность закончить войну. Хотя было вполне можно поставить Дионисию жёсткие требования, карфагеняне, в отличие от Дионисия, выдвинули вполне умеренные условия: они получают город Селинунт с его территорией, а также владения Акраганта вплоть до реки Галик; плюс к этому Дионисий оплачивал военные расходы в 1000 талантов.

Обрадованный Дионисий тут же согласился с карфагенскими предложениями. Условия этого мира показывают, что цели карфагенян в отношении Сицилии вряд ли были экспансионистскими. Как это часто было в прошлом, они удовлетворились господством над западной частью Сицилии и по отношению к сицилиотам стремились сохранить статус-кво. Очередная антикарфагенская авантюра Дионисия на этот раз закончилась неудачей.

Последняя война Дионисия с Карфагеном

Несмотря на поражение при Кронии, Дионисий сравнительно быстро оправился от его последствий. За несколько лет он сколотил новую армию, насчитывавшую 30 000 пехотинцев, 3000 всадников и 300 триер и в который уже раз снова вторгся во владения карфагенян в Сицилии. Момент был выбран удачно: в Карфагене в это время разразилась очередная чума, к тому же снова восстали ливийские племена. Чтобы как-то оправдать свои действия, Дионисий в качестве предлога использовал пограничные нарушения, которые постоянно совершали обе стороны.

Развалины греческого театра в Сиракузах

Он намеревался вбить клин между пуническими и непуническими городами в карфагенской зоне влияния. Это удалось лишь отчасти: на его сторону перешли только греческий Селинунт и кампанская Энтелла. Затем Дионисий захватил город Эрикс и осадил Лилибей, но там было так много вражеских войск, что он отказался от осады.

По сведениям, поступившим из Карфагена, верфи карфагенян сгорели. Сиракузский тиран поверил этому сообщению и вернул в Сиракузы 170 военных кораблей и только 130 своих лучших триер отправил в гавань Эрикса. Но известие о пожаре оказалось дезинформацией: вскоре в гавань внезапно нагрянул сильный карфагенский флот, насчитывавший 200 кораблей, и пунийцы захватили большинство греческих кораблей. Позже, когда наступила зима, обе стороны заключили мир и разошлись по своим городам. Так закончилась последняя война Дионисия против карфагенян.

Увлечения Дионисия

Помимо жажды власти, у Дионисия была и иная страсть — стихотворчество. По всеобщему мнению, поэзия Дионисий была беспомощной и скучной, но он никогда не бросал увлечение, окружив себя льстивыми почитателями. Однажды он попросил высказаться о своих стихах известного поэта Филоксена. Когда тот весьма откровенно оценил их низкий уровень, Дионисий обиделся и приказал слугам немедленно тащить поэта в каменоломни, однако затем передумал и отменил своё решение.

Спустя некоторое время тиран ещё раз спросил мнение Филоксена о своём творчестве, надеясь на более лестную оценку. Обладавший чувством юмора поэт не сказал в ответ ни слова, а просто позвал слуг тирана и попросил их отвести себя в каменоломни. Дионисий рассмеялся и оставил поэта в покое, но ненадолго. Вскоре он продекламировал Филоксену несколько строк, которые описывали некие печальные события, и спросил, каково его впечатление от этих стихов. Тот назвал их «вызывающими жалость», и ответ оставил у Дионисия впечатление того, что поэт воспринял его стихи как трогательные и достойные похвалы. Так остроумный Филоксен смог, не кривя душой, сказать тирану правду и при этом сохранить себе жизнь.

Платон. Памятник у Национальной академии наук в Афинах

Помимо поэзии, не была чужда Дионису и философия. Он призвал к себе известного философа Платона, ученика Сократа, и дал тому при своём дворе полную свободу слова. Продлилось это недолго. Дальнейшие события описывает Диоген Лаэртский:

«Платон его оскорбил своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не всё то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью. «Ты болтаешь, как старик», — в гневе сказал ему Дионисий; «А ты как тиран», — ответил Платон. Разгневанный тиран хотел поначалу его казнить, но Дион и Аристомен отговорили его, и он выдал Платона спартанцу Поллиду, как раз в это время прибывшему с посольством, чтобы тот продал философа в рабство».

Друзья выкупили Платона и отправили обратно в Грецию, снабдив напоследок философским напутствием: «Мудрый человек должен общаться с тиранами как можно меньше и предельно учтиво». Таков был весьма своеобразный интерес Дионисия к науке и искусству.

Смерть тирана

Смерть пришла к тирану Сиракуз не на поле брани, где он так часто рисковал своей жизнью, а во время праздника. После того как неожиданно для всех трагедия Дионисия одержала победу на Празднике виноделия в Афинах, он так обрадовался, что принёс жертвы богам за благую весть и устроил пышный праздник с обильными возлияниями. Дионисий щедро угощал своих друзей, не забывая и себя, в результате чего, по словам Диодора Сицилийского, его свалила сильная болезнь. Тиран так и не смог оправиться от недуга и вскоре умер. Корнелий Непот приводит иную версию: после того как Дионисий заболел, его наследник Дионисий Младший, сын тирана от Дориды из Локр, стал опасаться, что отец передаст часть своего царства двум другим сыновьям от любимой жены Аристомахи. Обеспокоенный этим, Дионисий Младший приказал дать отцу сильнодействующее снотворное. Приняв его, больной заснул и больше не проснулся.

Если бы не Цицерон, рассказавший историю Дамоклова меча, о Дионисии в наше время вряд ли вспоминали бы вообще. На этой картине Бенджамина Уэста знаменитый оратор и философ запечатлён на могиле другого знаменитого жителя Сиракуз — Архимеда

Умерший в 367 году до н.э. Дионисий Старший правил Сиракузами 38 лет. Он остался в памяти потомков как тиран, готовый ради сохранения власти пойти на любую жестокость. В борьбе за трон он сталкивался с постоянной угрозой своей жизни. Цицерон в «Тускуланских беседах» рассказывает случай, выражение из которого стало крылатым. Однажды один из фаворитов Дионисия, легкомысленный Дамокл стал завистливо говорить о покровителе как о счастливейшем человеке, добившемся всего, чего только можно пожелать. После этих слов Дионисий во время пышного пира посадил Дамокла на своё место. Счастливый Дамокл был на седьмом небе, пока вдруг не обнаружил, что прямо над его головой на конском волоске висит тяжёлый меч, способный в любой момент обрушиться на голову сидящему на троне. Тогда Дионисий назидательно сказал всем приближенным, что Дамокл смог в полной мере ощутить то, что сам тиран и правитель города испытывает постоянно, — страх за свою жизнь…