Детям о Богородице

Открытки с Рождеством Пресвятой Богородицы 2019: картинки, красивые поздравления и пожелания

Рождество Пресвятой Богородицы 2019: как поздравить, что пожелать. Православный мир 21 сентября будет отмечать один из величайших церковных праздников – Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник имеет фиксированную дату и каждый год отмечается именно в этот сентябрьский день.

В этот великий праздник верующие посещают богослужения, где обращаются с молитвами к Пресвятой Богородице – благодарят за помощь и покровительство, адресуют просьбы о мире, здравии и благополучии.

Рождество Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати главных церковных праздников. В этот день верующие избегают любых хозяйственных дел и стараются посвятить время молитве. Важной составляющей праздника являются добрые и искренние поздравления.

Поздравить близких и друзей с великим православным праздником поможет тематическая подборка поздравлений в формате электронных открыток, представленная далее.

Рождество Пресвятой Богородицы 2019: открытки, картинки с поздравлениями и пожеланиями

Церковные праздники

Значение церковных праздников

О значении церковных праздников хорошо написал преподобный Иустин (Попович) (+1978): «Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. 7:18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние — святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей.

Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом — всего Православного.

В Церкви существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних, Богородичных, Ангельских, Апостольских и всех святых.

Все Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение — Рождество, Воскресение — Пасха, вера — праздники святых мучеников, — и все остальные святые добродетели — праздники всем остальным святым. Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3:20; Кол. 3:3)».

Циклы богослужебного календаря

Характерной особенностью православного календаря является сочетание в нем двух годовых циклов – подвижного и неподвижного.

Подвижный годовой цикл

Этот цикл основан на принципах древнееврейского лунно-солнечного календаря, заимствованного из Вавилонии. Он назван так потому, что включает в себя праздники и «покаянные времена» с подвижными, или изменяемыми, датами, закрепленными лишь за определенными днями недели.

Точкой отсчета этого цикла, своего рода «подвижным Новым годом», является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасхи), от которого начинается годовой круг апостольских и евангельских богослужебных чтений.

Подвижный годовой цикл слагается из двух периодов – Пасхального и Пятидесятничного.

Пасхальный цикл

Пасхальный, или Триодный, цикл имеет фиксированную продолжительность в восемнадцать недель (если считать и первую неделю после Троицы – «Всех Святых», службы которой замыкают содержание Триоди).

Все воскресенья этого периода имеют названия, указывающие на темы богослужебных воспоминаний.

Пятидесятничный цикл

Второй период – Пятидесятничный начинается после Дня Святой Троицы, и его недели просто нумеруются в календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая из них имеет определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия.

Этот период охватывает почти две трети года и заканчивается перед «Неделей о мытаре и фарисее» – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла.

Так замыкается «священный круг» христианского «подвижного года», точкой отсчета которого является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).

Неподвижный годовой цикл

Неподвижный календарный годовой цикл основан на древнеримском солнечном календаре. Он дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 году до н. э., а затем папой Григорием XIII в 1582 году. Отсюда понятия «юлианский календарь, или «старый стиль» (ст. ст.), и «григорианский календарь», или «новый стиль» (н. ст.).

Если основу подвижного годового цикла составляет Пасхальный период, то основу неподвижного литургического года – Рождественский цикл.

Также церковный год делится на несколько разных по длительности богослужебных циклов, которые следуют друг за другом от его начала. Можно разделить литургический год на периоды праздников, постов и времени, не входящего ни в один из этих периодов.

Православный церковный год начинается 1/14 сентября. Этот день называется церковным индиктом или новолетием.

Первым великим праздником Православной Церкви в новом церковном году при этом является Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). Завершается православный литургический год празднованием Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Циклы церковного года

✦ Богослужения от начала церковного года до Введения во храм Пресвятой Богородицы;

✦ Рождественский цикл: включает в себя Рождественский пост, Рождество Христово, праздник Обрезания Господня, Богоявление или праздник Крещения Господня, Сретение Господне;

✦ Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы: сюда входят подготовительные недели Великого поста, первая седмица Великого поста и все Воскресенья Великопостного периода, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим;

✦ Пасхальный Цикл: Пасха или светлое Христово Воскресение, Недели по Пасхе, Вознесение Господне, Пятидесятница или день Святой Троицы;

✦ Богослужения от начала Петрова (Апостольского) поста до конца церковного года: праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Таким образом, православный церковный год можно представить в следующем виде: Рядовое время, Рождественский цикл, период Великого поста, Пасхальный цикл, Рядовое время.

Рядовое время в Православной Церкви наступает сразу по завершении Пасхального Цикла, после празднования дня Пятидесятницы. Этот период включает в себя 37 или 38 Недель по Пятидесятнице. Последние четыре являются подготовительными Неделями к Великому посту. Заканчивается период рядового времени с наступлением Великого Поста.

Годовой круг богослужений

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Изучением праздников занимается эортология (от греч. έορτή – праздник – праздниковедение) – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

По времени праздновани праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

По содержанию (посвященности) праздники разделяются на:

а) Господни — посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.);

б) Богородичны — посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы);

в) Святых — посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Выделяют также общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники — в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Например, в Спасо-Парголовском храме особо торжественно празднуется праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники

а) Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения Пасхального Канона cв. Иоанна Дамаскина.

б) За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми праздниками. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Двунадесятые праздники бывают подвижными и неподвижными.

Двунадесятые праздники изображают историю нашего спасения: от Рождества Пресвятой Богородицы (это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов), жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, — до Успения Пресвятой Богородицы — первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминания нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. равноап. Константина, Животворящего Креста Господня — чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, — переход великого множества людей под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу.

Так, от начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.

Особенности празднования великих праздников.

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Предпразднство. Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника.

Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Попразднство. Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника.

Число дней попразднства бывает от 1 до 9, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста:
Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства),
Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня,
Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней,
Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней,
Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней,
Успение Божией Матери — 9 дней,
недвунадесятые великие праздники — 1 день.
Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.

Отдание праздника. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Богослужение великих праздников.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, служится лития («усиленное моление»), где поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

Кроме Великих, существуют средние и малые праздники.

Средние праздники

а) Бденные – имеют Всенощное бдение.
9 октября и 21 мая — Св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова;
26 ноября — Св. Иоанна Златоуста;
19 декабря — Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
15 января — Преп. Серафима Саровского;
12 февраля — Трех Святителей и Вселенских Учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
6 мая — св. Великомученика Георгия и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся.

б) Полиелейные средние праздники. На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие.

Малые праздники

а) Славословные малые праздники. В эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается. Это такие праздники как: Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (26 сентября), Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля) и др.

б) Шестеричные малые праздники. На службе поется 6 стихир и 6 тропарей (в монастырях). К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.

Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать: «не я уже живу, но живет во мне Христос», имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, — научают нас, как правильно веровать и как должно любить Бога.

Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя воедино Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, — из кающихся, спасающихся и достигающих святости.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

День Марии 8 января – что нельзя делать и как поздравлять

День Марии 2020 – поздравления на именины Марии в Собор Пресвятой Богородицы

Поздравления с Днем ангела Мария впервые в 2020 году принимает 8 января – в праздник Собор Пресвятой Богородицы.

Правда, сам День ангела Марии по церковному календарю установлен в этот день в честь преподобной новомученицы Марии Лактионовой, причисленной к лику святых в 2001 году.

А в Собор Пресвятой Богородицы вспоминают не только тезок Богоматери – но и всех, кто близок был Иисусу Христу и его Матери. В этот день молятся о святом Иосифе и сына его Иакове, царе Давиде, который положил начало роду Спаситель, а также обо всех помощниках и радетелях Святого семейства.

Успение Пресвятой Богородицы: о чем просят и когда праздникДень Марии 8 января – праздник семейный, когда женщины бездетные просят Пресвятую Деву Марию о радости материнства, а мамы – о здоровье своих детей. Молодых мам, у которых недавно родился малыш, потчевали в этот день пирогами.

Беременные дамы занимаются приготовлением к рождению малыша. В старину в День Марии принято было сговариваться с повитухами о предстоящих родах – в ответ те угощали клиенток кашей. Отсюда народное название праздника – Бабьи каши.

Заниматься тяжелым грязным трудом не принято не только в праздник Собор Пресвятой Богородицы, но и до самого Крещения Господня 19 января: это время молитв, благотворительности и заботы о своей душе. Милостыня, поданная в праздник, сторицей вернется, верили наши предки.

Также считалось, что взять в руки веревку или что-то подобное в этот праздник – к беде для всей семьи.

Следующие именины Марии в январе 12-го и 31-го числа.

День Марии: как феерично поздравить Маш с именинами в праздник Пресвятой Богородицы

День ангела Марии – поздравления

Поздравления с Днем ангела Марии в прозе:

Поздравляю, Мария. Пусть будет долгим и счастливым твой путь по жизни, пусть рядом всегда будут дорогие сердцу люди и верные друзья. Желаю тебе, Машенька, здоровья, благополучия, ангельской красоты и искренней щедрости души.

***

Поздравления с Днем ангела Марии – стихи:

Любимая Мария, с именинами

Спешу поздравить я скорее Вас!

Вы всех на свете будете счастливее,

Ведь видно свет любви из Ваших глаз!

И пусть скорей невзгоды позабудутся!

Им больше не встречаться на пути!

Пусть в жизни все хорошее лишь сбудется,

Еще счастливее, чтоб были Вы в любви!

***

Поздравления с Днем ангела Марии своими словами:

Не каждый достоин носить имя Мария, а только человек исключительный. Я желаю, что бы это имя приносило тебе всегда удачу, везение и улыбки. Поздравляю тебя и хочу сказать, что всего самого лучшего ты достойна. С праздником!

***

Поздравления с Днем ангела Марии короткие:

Мария, счастья личного,

Настроя гармоничного,

Характера душевного

И взгляда вдохновенного!

***

Мы тебе желаем, Маша,

Только преданных друзей.

Будь прекрасной и счастливой.

И меняться ты не смей!

Покров. День Матери

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим покров Твой святый, Тя бо виде святый Андрей на воздусе за ны Христу молящуюся», — поет Церковь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.


На протяжении веков этой материнской молитвой держится мир. О сущности молитвенного заступничества Пресвятой Богородицы задумывались как богословы, так и светские мыслители.

Протоиерей Сергий Булгаков:

…Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом.

Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство.

И на страшном суде Сына своего Она молит Праведного Судию о прощении.

Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами.

Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали.

Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания.

Протоиерей Георгий Флоровский:

Церковь Торжествующая есть прежде всего Церковь молящаяся, ее бытие — живое участие в служении Христа, в Его заступничестве и искупительной любви.

Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви — да и каждого отдельного христианина — есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству.

И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем — узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине. Вершина материнской любви — самоотождествление с ребенком — проявляется здесь во всей полноте.

Церковь не много говорит в догматах о тайнах своего собственного бытия. А тайна Марии — тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни. И обе они – предстоятельницы.

Протопресвитер Александр Шмеман:

Этот праздник стал сердцевиной именно восприятия Марии как Матери, которой на кресте усыновлено было все человечество, которая как Мать принимает в сердце свое все наши горести, все страдания, всю безудержную боль нашего земного существования. «Тебе оружие пройдет сердце, дабы открылись помышления многих сердец…».

Эти слова праведного старца Симеона, сказанные Ей в день, когда Она принесла Младенца во Храм, чтобы посвятить Его Богу, глубоко проникли в душу верующих. Мать Иисуса Христа, принявшая всю страшную боль сострадания и жалости, когда стояла Она у креста Сына, — стала как бы даром нам, людям, даром материнской любви, материнской жалости, материнского сострадания…

Веками ощущали, духовным взором видели люди этот светлый покров над миром и радовались ему и в нем находили помощь и утешение. «Днесь благовернии людие светло празднуем осеняеми Твоим, Богомати, пришествием…».

Сергей Аверинцев:

Традиционный жест Оранты , восходящий к раннехристианскому искусству, — поднятые до уровня головы руки — есть жест молитвы.

Но сказать так — значит сказать еще не все. Слово «молитва» слишком легко воспринимается после веков новоевропейской культуры в настроенческом, сентиментальном, психологическом, пиетистском духе, как «Andacht»; средневековая архаика понимала молитву иначе и притом более жизненно.

Чтобы понять подлинный смысл жеста Оранты, полезно вспомнить известное место в Библии, где описывается именно такой жест. Согласно повествованию Книги Исхода, во время тяжелой битвы израильтян с амаликитянами Моисей поднял руки в молитве за свой народ — и до тех пор, пока он упорным усилием удерживал руки воздетыми, побеждали израильтяне, а когда руки Моисея невольно опускались, одолевали враги.

Участие Моисея в битве даже по чисто физической своей трудности не уступит труду каждого ратника.

В свете этого эпизода, популярного в средние века и служившего ветхозаветным прообразом позы Оранты, становится понятным, какого рода молитва изображена в знаменитой киевской мозаике. Эта молитва — многотрудное духовное воинствование «за други своя», «духовная брань», воински-непреклонное «дерзание» перед Лицом Бога, напряжение теургической силы, от которого должны расточиться видимые и невидимые, телесные и бесплотные враги города и народа.

Целую вечность не опускающая своих воздетых рук Оранта есть поистине «Воевода» для своих людей, самоотверженно принимающая на себя воинский труд заступничества за них, как Моисей принимал на себя бремя своего народа.

Рождество Богородицы: история, смысл и значение праздника

Может быть, чем-то прогневали они Бога, что такое наказание им послал Господь? Так думала не только поседевшая Анна. Так думали и все окружающие: дети — это Божие благословение, и в Израиле считалось, что если у семьи детей нет, то люди те сильно прогневали Бога своими грехами.

Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии. Иоаким был человеком зажиточным, но и милостивым — часть своего заработка он определял на дела милосердия, многие люди его любили. Но даже в самых добрых сердцах острой иглой сквозила мысль: «Прогневали Бога они».

Однажды, когда Иоаким пришел принести жертву в дар Богу, его резко одернули: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!»

В тот день Иоаким не вернулся домой. Он пошел прочь от родных стен, прочь из города, не разбирая перед собой пути. «Господи, Господи», — только и говорил он. Так пришел он в пустыню, где стал горячо молиться Богу, надеясь на милость Его.

Молва быстро донесла это и до Анны, рассказали ей и как погнали Иоакима из храма, и как в отчаянии он бежал из города. «Я, я виновата в нашем бесчадии, одна я!» повторяла со слезами пожилая женщина. И она стала тоже молиться, и так горячо и слезно, как наверное, не молилась еще никогда.

И вдруг свет ослепительный, свет без теней в комнате! Но не испугалась Анна, этот свет нес покой. Явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь.»

Верила Анна словам пророчества. Стала ждать мужа — вот его обрадует! В то же время Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у золотых ворот ты встретишь свою жену.»

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, и, как и предсказал Ангел, встретил жену свою не дома, а у золотых врат. Бросились они друг ко другу, рассказали все о чудесном видении, вернулись домой.. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года святой Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Этот праздник — великое утешение для бездетных супругов. Это день открывает новый церковный год — вся история Нового завета начинается с появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.

Интересно, что из всех описанных событий на праздничной иконе запечатлен именно момент рождения Пресвятой Девы. Ее мать, праведная Анна, в центре на высоком ложе. Рядом — жены с дарами, повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери. Нередко изображена и Дева Мария в колыбели. Именно в этот момент, интимный и трогательный, для всякого человека познавшего счастье рождения детей, открывает нам тайну великой любви Бога к человеку. Бога, одарившего мир Девой, которая станет Матерью самому Христу.

День праздника Рождества Пресвятой Богородицы, это и день Куликовской битвы, день одной из самых блистательных побед нашего народа над неприятелем. Перед началом битвы св. князь Димитрий Донской сказал воинам: «Отцы и братья мои, Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших». И святой князь Димитрий Донской, одержавший ту удивительную победу, особенно уповал в день великого праздника на помощь Матери Божией, и Она не отвергла его молитвы. Молился в тот день о победе русского воинства преподобный Сергий Радонежских, благословивший двум инокам Троице-Сергиевой Лавры, Пересвету и Ослябе, чьи подвиги надолго останутся в народной памяти, сразиться за Отечество.

Победа на Куликовом поле, одержанная в велики праздник Рождества Пресвятой Богородицы продолжает цепь великих побед над иноземными захватчиками, совершившихся в большие церковные праздники, и связывает пути нашего земного Отечества с Отечеством небесным, с городом золотым над небом голубым.