Дева Мария и иосиф

КАК ПРОИСХОДИЛО ОБРУЧЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ И СТАРЦА ИОСИФА Дева Мария в возрасте 3-х лет была отданна Своими родителями на воспитание в Иерусалимский храм, во исполнение обета, данного ими Богу. С тех пор Она жила при храме, проводя дни в молитве, рукоделии и чтении Священного Писания. Когда Деве Марии исполнилось 14 лет и 11 дней, первосвященники объявили Ей, что по обычаю, Она обязана оставить храм и выйти замуж, переселившись к супругу. Пречистая Дева смиренно, но твердо ответила, что дала обет Богу сохранить навсегда Свое девство и никогда не выходить замуж. Удивился первосвященник такой решимости, смутились и другие священники, поскольку не могли они оставить Ее при храме, но и нарушить данный Ею обет было нельзя. Все они собрались в храм и стали усердно молиться, что Господь проявил Свою волю и вразумил их, как поступить с Пречистой Марией. Первосвященником на тот год был святой Захария — будущий отец Иоанна Крестителя. Он облачился в первосвященнические одежды и с молитвой вошел за завесу, чтобы услышать волю Божию. и услышал он: «Захария! Собери неженатых мужчин из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее». Тогда по всей окрестности иудейской были посланы глашатаи, и были собраны 12 благочестивых и престарелых мужчин из рода Давидова к храму. Первосвященник взял у них жезлы их, вошел в Святилище и всенародно молился, чтобы Господь явил мужа, достойного быть обручником Девы. На ночь жезлы были оставлены в храме, а на другой день первосвященники и все собравшиеся мужчины увидели, что жезл Иосифа расцвел. Когда же первосвященник подал жезл Иосифу, то все увидели, как сверху слетел голубь и сел на его жезл. Иосиф приходился родственником Деве Марии и вел очень праведную жизнь. Он был уже глубоким старцем (ему было за 80 лет), давно уже был вдовцом после смерти своей жены Саломии, и у него было шестеро взрослых детей: четыре сына — Иаков, Иосия, Симеон и Иуда, и две дочери — Мария и Саломия (родные дети св. Иосифа Обручника именуются Церковью братьями и сестрами Господа Иисуса. А сыновья Саломии — апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы — называются племянниками Иисуса Христа). Услышав от первосвященника повеление обручиться с Девой Марией, старец Иосиф пришел в смятение и стал возражать. Он говорил, что он уже очень стар, а Она слишком юна, потому они станут посмешищем в народе. На это первосвященник напомнил Иосифу участь тех, кто начинает противиться воле Божьей — он привел в пример Дафана, Авирона и Корея, под которыми разверзлась земля за непослушание Богу и поглотила их. Старец Иосиф покорился воле Божией и обручился с Девой Марией, став Ее названным мужем (то есть формальным, не фактическим). Она была поручена ему не для брака, а для сохранения Ее чистоты и девства, чтобы не был нарушен Ее обет Богу. По преданию, и Деве Марии Господь явил откровение о том, чтобы не боялась Она идти в дом старца Иосифа, который под именем мужа будет защищать Ее и беречь Ее девство. Жил праведный Иосиф очень просто и бедно, будучи обычным плотником. В свою бедную семью он и привел Деву Марию. Не побоялась Пречистая Дева, выросшая в благолепии и красоте Иерусалимскго храма и привыкшая к вышиванию изящных рукоделий, прийти в бедный дом. Смиренный плотник был лучшим человеком своего народа, стремился к чистоте и святости, и Мария верила, что в нем Бог дает Ей отца, защитника и хранителя Ее девственной жизни.

Иосиф Обручник – названый муж Девы Марии

Автор Юрий Носовский Обновлено: 18.03.2019 22:15 Опубликовано: 19.03.2012 17:40 Религия » Другие » Католичество

19 марта Католическая церковь празднует память святого, которого часто незаслуженно отодвигают в тень. Иосиф, прозванный Обручником, названый муж Девы Марии, отчим Иисуса Христа, в самом деле, занимает не так уж много места в Новом Завете. Но сложно переоценить роль Иосифа в жизни Богородицы и Спасителя, которого даже звали «сыном плотника».

Когда отданная родителями на служение Богу Дева Мария стала достигать совершеннолетия — стал вопрос о ее дальнейшей судьбе. Ведь жить в Иерусалимском Храме позволялось лишь юным девственницам — фактически, детям. После наступления уже подросткового возраста их обычно отдавали замуж — за достойных мужей, устраивая дальнейшую жизнь. Впрочем, у этих девушек был выбор — сохранять свое девство во славу Божью и дальше. Именно так и поступила Дева Мария, когда срок ее служения в Храме истек.

Разумеется, «выбрасывать на улицу», на произвол судьбы, храмовых служительниц было не принято. И священники нашли выход — решившая и дальше соблюдать обет девства отроковица покинула священные стены, но ей нашли названого мужа. Который должен был содержать Марию в дальнейшей жизни — при этом, однако, не прикасаясь к ней, как к жене в полном смысле слова.

Разумеется, найти человека, способного соответствовать такой цели было нелегко. Относительно молодые отпадали сразу — во избежание искушения во время совместной жизни с молодой красивой девушкой. Выбор пал на Иосифа, известного своей праведной жизнью, обладавшего нужной профессией — он был плотником. И, главное, ему на момент супружества с Девой Марией исполнилось 80 лет. В церковную историю этот человек вошел под именем Иосифа Обручника.

Правда, следует отметить, что на преклонном возрасте Иосифа настаивает Православная церковь. Напротив, в католической традиции Обручник — молодой (или средних лет) мужчина (что можно увидеть хотя бы по фильму «Мария, мать Иисуса»). Если в православном предании Иосиф относился к Марии скорее по-отечески, потому что она годилась ему во внучки, то католики уверены, что служение «названого мужа» носило самый настоящий рыцарский характер. Именно подражая святому Иосифу, служили в Средневековье рыцари своим прекрасным дамам.

Женщины: прекрасный пол в Евангелии

Разумеется, выбор жениха зависел отнюдь не только от личных симпатий иудейских архиереев. На самом деле, судьба будущей Божьей Матери находилась под контролем гораздо более высоких инстанций. Необходимость самого замужества, пусть и «фиктивного», Св. Отцами обычно трактуется, как желание обмануть до поры до времени темные силы, чтобы они не обрушились всей своей мощью на Деву, согласно пророчеству Исайи, должной зачать во чреве сына, которому суждено было стать Мессией, спасителем Израиля. Поэтому Богоматерь и была как бы «замаскирована» под обычную замужнюю женщину — на которых демонические сущности обращали гораздо меньшее внимание, чем на дев.

Другим же немаловажным фактором, как это нередко прослеживается и в других моментах биографии Спасителя, было соответствие ее древним пророчествам. Согласно самым важным из них, Мессия должен был быть из рода древнего первого благочестивого царя Израильского — Давида. А именно далеким потомком знаменитого псалмопевца и являлся праведный Иосиф.

Никого не должна смущать бедность и необходимость зарабатывать на жизнь ремеслом «члена царской семьи». Объясняется это тем, что за столетия иудейский народ постигло немало бедствий. Его государство делилось, подвергалось уничтожению иноплеменниками вместе с правящей династией — после восстановления возглавлялось совсем другими, и далеко не всегда достойными людьми… Тем не менее, и в Священном Писании, и в народных чаяниях сохранялось упование на избавление Израиля от всех его скорбей Мессией, потомком древних праведных царей, поставленных самим Богом — «сыном Давидовым».

В отношении «семейного статуса» праведного Иосифа мнения богословов различных христианских конфессий разнятся. Так, католики по преимуществу приписывают ему девство — как после обручения с Девой Марией, так и до него. Однако такой подход не объясняет — откуда же у Иисуса Христа взялись «братья и сестры Его», не раз упоминающиеся в Евангелии. В другую крайность впадает часть протестантов, утверждающих, что Богородица после Рождества своего предвечного Сына стала самой обычной женой Иосифа — и родила вышеупомянутых братьев и сестер Христа.

Пепельная среда — врата покаяния

Православие в этом вопросе занимает наиболее взвешенную позицию. Согласно которой, Иосиф Обручник до замужества Богородицы имел жену Саломию, от которой и имел — не родных, а «сводных» братьев и сестер воплотившегося Господа. Но после обручения с Девой Марией не прикасался к ней ни до, ни после Рождества. В доказательство этому, например, приводятся разные формулировки слов ангела, обращенные к Иосифу в различные моменты евангельской истории.

Например, когда он, сомневаясь в происхождении беременности зачавшей от Духа Святого номинальной жены-девственницы, хотел «тайно отпустить ее», во избежание побиения камнями, как блудницы — посланник Небес обратился к нему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:18-21). В словах «жену твою» толкователи видят именно утверждение, что Дева Мария не нарушила ни свое девство, ни супружеские узы путем прелюбодеяния.

Но уже когда тот же Ангел обращается к названному мужу Богоматери уже после бегства в Египет, он говорит ему: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:20) То есть, о Деве Марии уже не упоминается, как о жене Иосифа — даже формальной. Что лишний раз подчеркивает ее «приснодевство» (вечное девство).

Вообще, сам эпизод с попыткой Иосифа тайно опустить мнимо согрешившую Марию из дома во избежание строго суда первосвященников говорит о многом. Большинство добропорядочных иудеев просто донесли бы «куда следует» о «прелюбодеянии» своей жены — после чего бесстрастно (а, может, и с жестоким удовлетворением) наблюдали бы за побиением камнями виновной. Такие ситуации до сих пор можно наблюдать в ряде исламских стран — где руководствуются средневековыми законами Шариата.

Но потомок Давида не хотел быть виновником гибели юной девушки, предназначенной ему в жены — даже если бы казнь была бы формально справедливой. И в этом уже в суровые времена Ветхого Завета предвосхитил новозаветную этику любви и милосердия.

Пройдут десятилетия, и его названный Сын на коварный вопрос фарисеев: «Что нам делать с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ведь Закон Моисеев велит побивать таких камнями?» отвечает: «Кто сам без греха — пусть первый бросит в нее камень». А когда обличаемые совестью иудеи стали расходиться, так и не совершив справедливого, но немилосердного суда, Господь кротко сказал несчастной женщине: «где твои обвинители? никто не осудил тебя?… и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.» (Ин.8: 3-11)

Канун Великого поста: покаяние без посредников

Церковное предание рассказывает, что после того, как Иосиф, выполняя повеление Божье, оставил у себя беременную Деву Марию, по доносу одного из фарисеев их обоих таки привлекли к суду Синедриона. Но, поскольку названые супруги категорически отрицали и прелюбодеяние на стороне, и растление Иосифом своей жены, священники прибегли к средству, прописанному еще в Законе Моисеевом.

Согласно процедуре, подозреваемым давали выпить «воду обличения» — над которой произносились специальные слова заклятия. И, если человек был виновен в прелюбодеянии — его вина становилась видна всем, «посредством некоторого видимого знамения». Под последним обычно подразумевается резкое ухудшение здоровья, «гинекологические» болезни и т. д. Но выпившие такую воду Иосиф и Мария остались невредимы — и тогда удовлетворенные Божьим Судом иереи сняли с них все обвинения, хотя и не понимали, как же такое могло произойти.

Потом было Рождество Спасителя, поклонение Ему волхвов, бегство в Египет, возвращение оттуда. И везде в эти сложные периоды жизни Девы Марии и ее Божественного Сына с ними рядом находился праведный Иосиф. Который брал на себя все тяжести пути, зарабатывания средств к существованию, любил, защищал своих названых жену и ребенка, воспитывал последнего, учил ремеслу. Многие ли даже современные люди способны поступить так даже в отдаленно сходной ситуации — по отношению к женщине и чужому ребенку, без наличия общих детей?

Иосиф (муж Марии)

Смотреть что такое «Иосиф (муж Марии)» в других словарях:

  • Иосиф, муж Девы Марии — (Матф. I, 18 и сл.) обрученный муж пресвятой Девы Марии. Он по прямой линии происходил из рода Давида царя, но заходился в бедности и, проживая в глухом Назарете, занимался плотничеством. О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иосиф — (евр. Йосеф, Он (Бог) прибавит (еще детей) ). I: 1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Быт 30:22 24). Из сопоставления ст. 25 и Быт 31:41 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ИОСИФ ОБРУЧНИК — Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария) Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария) [греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ μνηστὴρ; лат. Ioseph … Православная энциклопедия

  • Иосиф — 1. Первый, долгожданный сын Иакова и Рахили. Братья завидовали Иосифу и решили убить его, но Рувим убедил их не делать этого. Иуда предложил продать Иосифа в рабство. Иосифа продали в Египет, а отцу сказали, что его растерзали дикие звери. В… … Подробный словарь библейских имен

  • Иосиф Иосеф — 1. Первый, долгожданный сын Иакова и Рахили. Братья завидовали Иосифу и решили убить его, но Рувим убедил их не делать этого. Иуда предложил продать Иосифа в рабство. Иосифа продали в Египет, а отцу сказали, что его растерзали дикие звери. В… … Подробный словарь библейских имен

  • Иосиф — И’осиф (прибавление) а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт.30:23 24). В 17 лет… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иосиф — И’осиф (прибавление) а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт.30:23 24). В 17 лет… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Иосиф — А. Сын Иакова от Рахили 1. Его жизнь в Ханаане его рождение: Быт 30:24 имя значит пусть он добавит : Быт 30:24 любимец Иакова, ненавидимый братьями: Быт 37:3,4 его сны: Быт 37:5 11 продан братьями Измаильтянам: Быт 37:12 36 2. Его жизнь в Египте… … Библия: Тематический словарь

  • Иосиф (имя) — Иосиф (יוֹסֵף) еврейское Пол: муж. Толкование имени: будет добавлен, прибавится Отчество: Иосифович Иосифовна Женская форма: Йосефа Другие формы: Осип … Википедия

  • Иосиф Обручник — Св … Википедия

Дева Мария

Биография

Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала Деметра, в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла Исида. Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Дева Мария

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.

Рождение Девы Марии

Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.

Введение Девы Марии во храм

Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.

Ангел приносит весть Деве Марии

Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения — в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.

Дева Мария и Иосиф

Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.

Дева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен Иисусом. Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.

Иисус Христос и Дева Мария

Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.

Иисус Христос на кресте

Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами Понтия Пилата, Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.

Пояс Богородицы

В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.

Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Интересные факты

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.

Иконы Девы Марии

На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.

Киево-Печерская лавра

После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря — день непорочного зачатия Девы Марии — в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.

Гора Афон

Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Память (в православной традиции)

  • 25 марта — Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 2 июля — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • 15 августа — Успение Пресвятой Богородицы
  • 31 августа — Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии
  • 8 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
  • 9 сентября — Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы
  • 1 октября — Покров Пресвятой Богородицы
  • 21 ноября — Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 9 декабря — Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • 26 декабря — Собор Пресвятой Богородицы