Дева Мария с иисусом

В каком возрасте Мария родила Иисуса?

Возраст Девы Марии, матери Иисуса Христа — довольно удивительный факт для человека нашего времени. Современному человеку этот возраст может показаться находящимся за всеми допустимыми рамками.

Возраст, в котором Богородица родила Иисуса, напрямую в Евангелии не обозначен. Но согласно данным исследователей, ее возраст был на тот момент в диапазоне не младше 12 и не старше 15 лет.

12-летний возраст — это возраст, естественный в те времена для рождения ребенка на Востоке и в Римской Империи. С 12 лет девушек выдавали замуж.

В наше время Богородица является самой почитаемой личностью и величайшей из всех святых.

В самом Евангелии мало сказано о подробностях из жизни Богородицы, поэтому сведения о ней известны в основном из источников, не вошедших в Священное Писание. Они входят в понятие Священного Предания:

Священное Предание – передача жизни и опыта Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. В состав Священного Предания входят: Священное Писание, определения Вселенских Соборов, литургическое предание, творения святых отцов и учителей Церкви, жития святых и пр. Священное Предание есть действие в Церкви Божественной благодати. Именно Дух Святой вдохновляет верных чад Церкви к правильному пониманию Священного Писания, хранению чистоты веры, благодатному опыту жизни церковной. Предание по своему содержанию совпадает с апостольской проповедью и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.

Согласно Преданию, Пресвятая Богородица родилась в одном из пригородов Иерусалима — в Назарете в Галилее. Ее родители — благочестивые иудеи Иоаким и Анна — были людьми обеспеченными, уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Несмотря на свое горячее желание и пожилой возраст, они так и не смогли родить ребенка. В те времена многие в народе считали это признаком Божьего наказания. Доходило до того, что когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека.

Однажды супругам по очереди явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями. В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. По окрестным селениям снова понеслась молва, но на этот раз люди дивились происходящему. Чудо было налицо — уже несколько веков в Израиле не случалось такого. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Девочку, родившуюся при таких необычных обстоятельствах, решено было посвятить служению Богу.

В ее жизни окружающие замечали много необычных фактов и предполагали, что с ней должно произойти нечто важное… Не буду пересказывать многочисленные подробности. Желающие могут почитать, например, .

А мы вернемся к теме нашего поста. Когда Марии исполнилось 12 лет, она уже не могла жить при храме. Ее нужно было выдавать замуж.

Она могла бы занять видное положение в обществе, если бы не одно «но» — еще в раннем детстве Девочка дала Богу обет безбрачия. Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и Ей уже нельзя было жить при Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто и не думал, да и о том, чтобы Марию насильно выдать замуж, тоже не могло быть и речи. Однако и самостоятельно жить в миру Она не могла — закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. Поскольку кроме давно умерших родителей у Марии не было близких родственников, Ее решили обручить одному из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь Ее супругом, был хранителем чистоты и целомудрия своей жены. После долгих дискуссий и молитв священники решили выбрать будущего обручника Марии путем жеребьевки — дабы так проявилась исключительно воля Божья. Среди кандидатов был и Иосиф — строительных дел мастер из провинциального галилейского городка Назарет. Когда мужчины собрались в Храме, первосвященник забрал у них посохи и положил их на жертвенник. После продолжительной молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то явным образом укажет избранника. Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит Предание, произошло чудо — широкий конец палки отделился от нее и превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий.

Как говорится в Предании, вскоре после этого и произошли события, описанные в Евангелии как Благовещение, когда ангел сообщил о том, что Мария родит Сына Божия. Опять же, не буду вдаваться в нюансы и подробности, не всем читателям это интересно. Ответ на вопрос, в каком возрасте Мария родила Иисуса Христа, мы уже получили.

Иллюстрацией к посту пусть послужит скрин-шот из поискового запроса в Яндексе: «Девочка 14 лет». Для наглядного понимания этого возраста.

Материнский обет

Письмо-исповедь нашей читательницы.

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Наша семья — ваши постоянные читатели. Мы не просто любим вашу газету — она стала для нас необходимостью, духовным ориентиром в жизни.
С первым мужем я прожила всего три года, сына воспитывала одна, с помощью матери. Личная жизнь не складывалась, а, конечно, хотелось иметь крепкую, надежную семью. Проводила сына в армию, а перед его приходом моя жизнь устроилась. Сразу две свадьбы, одна за другой. Сын тоже женился, его ждала девушка.
Это предисловие к событиям, о которых я хочу рассказать.
В то время мне было около сорока лет. Муж моложе на пять лет, женат не был и, естественно, хотел иметь ребенка. Тогда я не была еще воцерковлена, но Бога искала всегда. Носила крестик, переписывала молитвы в записную книжечку, в то время еще нельзя было купить что-то из духовной литературы.
И вот через полгода семейной жизни ко мне во сне явилась святая Анна Пророчица и, указав на мой живот, сказала: «Господь за твою верность к Нему ВНЕДРИТ в тебя дочку». Я стала рассказывать ей о своей прошлой жизни со слезами, а она ответила, что давно все знает обо мне. Этот сон я хорошо запомнила, а спала всего несколько минут, днем.
Когда я забеременела, была уже уверена, что родится дочь. Меня поставили на учет и послали на УЗИ в Самару. Выяснилось, что с моим диагнозом (множественная миома матки) иметь ребенка нельзя. Могут лопнуть сосуды, и тогда нужно в течение двадцати минут быть на операционном столе. Выносить ребенка практически невозможно, а если и выношу, то здоровым он никак не будет. И был указан перечень болезней, с которыми ожидается ребенок, — церебральный паралич и др. Затем меня послали в районную поликлинику. Там снова объяснили мне мою ситуацию, удивились моей «халатности» и попросили подписать документы о том, что я предупреждена о возможных негативных последствиях.
И вот на каком-то этапе беременности я совершила поступок, который мне самой трудно объяснить. Я дала обещание Господу, что если с ребенком все будет нормально и сама я останусь жива, то отдам свою дочь в монастырь в десятилетнем возрасте. В то время я ничего не знала и не читала о монашестве, и для меня это было все равно что сделать ее несчастной. Это сейчас я понимаю, что далеко не каждый достоин носить ангельское звание при жизни. Но вот почему я обещала отдать ее в десять лет, а не в двадцать? Какая сила двигала мною?
Операцию мне делали на сорок втором году жизни в Самаре, в областной больнице. Когда в реанимации доктора поздравляли меня с рождением дочери, то сказали, что были большие сложности с извлечением ребенка (голова была зажата между опухолями) и что им непонятно, как же ребенок развивался. Видимо, Господь послал врачей сказать мне это, чтобы я не сомневалась, что произошло настоящее чудо!
Дочь назвали Анной, в годик ее окрестили. К четырем-пяти годам стали чаще приводить ее в церковь ко Святому Причастию, так как стали уже понимать, насколько это серьезно. В семь лет состоялась ее первая исповедь, как и у всех воцерковленных детей. Дома появилась духовная литература, читали «запоем» — душа давно ждала этого.
С третьего класса Аня учится в музыкальной школе на вокальном отделении, с тем чтобы (если Господу будет угодно) поступить в семинарию на регентское отделение. С января этого года она несет послушание в церкви — ухаживает за подсвечниками.
В ноябре прошлого года ей исполнилось десять лет. А накануне этого события, в августе, замироточила бумажная икона Иверской Божией Матери. Сначала появился след на рамке, а затем начали появляться следы от струек на Лике Пресвятой Богородицы и Лике Младенца Спасителя. Я стала наблюдать за остальными иконами. В течение месяца-другого они почти все «откликнулись», и каждая — по-своему. Икона Богоматери «Скоропослушница» покрылась розовыми, а затем светлыми пятнами, а недавно на ней появились колючие точечки. Следы мироточения заметны на двух иконах Казанской Божией Матери. На иконах Божией Матери «Боголюбская», «Неопалимая Купина», а также на иконе святых Кирилла и Мефодия появились пятна, как из парафина. На иконе Спасителя (под стеклом) слабо проявился шестиконечный крест. Я по профессии художник и потому тонко чувствую цвет, форму и линию и просто не могу не заметить малейшие изменения. На иконе «Семистрельная» (под стеклом) появились шесть пузырьков на веке у Пресвятой Богородицы и держатся от прошлогоднего праздника Успения. Маленькие иконки тоже отмечены пятнышками. Несколько месяцев благоухала икона «Иверская», затем «Скоропослушница», и очень сильное благоухание было от маленькой (бумажной) иконки блаженной Ксении Петербургской. Нательный крест мой покрылся тонким слоем, как воском (сначала я подумала, что он потемнел).
А сейчас я хочу вернуться к событиям прошлого года. Перед десятилетием Ани у нас был крупный разговор с супругом о моем обете. Он, как всегда, меня ругал, а я его успокоила тем, что совсем необязательно отдавать Аню в монастырь, можно петь в церковном хоре и тем служить Господу. Но буквально на следующий день я увидела сон, который стал ответом на наш семейный разговор. Во сне я увидела мужа: он ножницами постригал Ане волосы, и в этот момент вошла Пресвятая Богородица (я не сразу ее узнала), Она сошла с нашей иконы Казанской Божией Матери и сказала всего четыре слова: «Я тоже хочу постричься». Она стояла и ждала у порога, склонив голову, как на иконе.
С некоторых пор я не доверяю снам, но незадолго перед этим я прочла в одной Православной книге, что никакая вражья нечисть не имеет силы пользоваться образом Пресвятой Богородицы, которую называют «язвой бесов». Значит, сон этот был от Бога… А в подтверждение этого сна икона Анны Пророчицы полностью покрылась как бы маслом, и это сразу бросилось мне в глаза. А на некоторых других иконах появились поперечные полосы в виде крестов.
Но больше всего меня удивила фотография Анюты. Сначала я подумала, что она просто испачкана (стояла на столе, фото под слюдой). Стала я вытирать ее влажной салфеткой, надела очки. На фотографии под глазами появились кресты. Один крест в виде потеков, а второй как бы тонко начертан. Появились точечки, полосы на шее и так далее. Я стала перебирать другие фото и обнаружила изменения и на некоторых других. Их набралось более десяти: кресты, звезды, полоски, «фотодефекты». А две большие фотографии (под слюдой) внутри были равномерно влажные, появились маленькие крестики… Я из любопытства нажимала пальцем — и получался отпечаток.
Иногда мне кажется, что у меня не все в порядке с головой. Тогда я снова возвращаюсь к своим чудесам, внимательно разглядываю иконы — все вроде бы на месте, но легче от этого не становится, какая-то тяжесть и неопределенность.
Я долго сомневалась, прежде чем написала это письмо. Мои родственники меня не поддерживают и обвиняют в жестокости.

Раба Божия Лидия,

Самарская область.

От редакции.
Известен случай, когда некий монах решил уйти из монастыря и вернуться к мирской жизни. Все у него вроде бы заладилось в миру, он женился, стал жить весело и свободно. Однажды он с супругой пошел на пляж. Случилось так, что мимо них проходил некий старец. Он подошел к счастливым отдыхающим, со скорбью посмотрел на мужчину в плавках и… тяжело вздохнул.
— Что ты так тяжело вздыхаешь? — спросил его пляжник.
— Зачем ты ушел из монастыря и отказался от монашеских обетов? — в свою очередь спросил его старец.
— Откуда ты узнал об этом? — изумился мужчина. — Я ведь уехал далеко из тех мест, и никто, даже жена, не знает о моей тайне…
— Твои обеты я прочел на твоей груди и на твоей спине… — ими исписано все твое тело, — ответил старец.
Мужчина изумился этим словам и горько зарыдал. А потом, как говорит это же предание, он раскаялся и, по согласию с женой, осознавшей вину мужа пред Богом, вновь ушел в монастырь — искупать свой грех попрания данных Богу строгих обетов монашеского жития.
Но то — сознательный, добровольный обет Богу взрослого человека. А в письме речь идет совсем о другом — о невольно вырвавшихся словах матери, причем в особую, трудную минуту… — возразит нам кто-то из читающих эти строки. Пусть это и так. И все же: «за каждое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36), говорит Писание. А тут не просто праздное слово — а клятва Богу, принесенный обет!.. И то, что было сказано «впопыхах», без долгого молитвенного рассуждения, было услышано Богом и, возможно, принято Им как клятва. Да и сама автор письма, хотя и не до конца осознает важность случившегося (так, в неопубликованной части письма она задается вопросом — может быть, вместо монастыря определить дочь в какую-нибудь Православную гимназию и тем самым как бы «умилостивить» Творца, искупить свое как бы невольно вырвавшееся обещание…), все же понимает, что теперь Господь ждет от нее исполнения обещанного… И посылает видимые знаки Своего ожидания.
Как поступить ей, чтобы не повредить дочери, не повредить и своей душе? Наверное, ни у кого из нас нет однозначного и прямого ответа на этот сложнейший вопрос. Но мы знаем, что в любых обстоятельствах Христианин должен искать волю Божию и стараться ее выполнять — как бы ни были трудны те обстоятельства, в которые мы (тоже не без воли Провидения!) поставлены.
Власть родителей над детьми — огромна. Родительская власть простирается не только на земную жизнь, но и отчасти на участь своих чад даже в вечности. Вот почему так страшно Христианину подпасть под родительское проклятие. Так страшно лишиться родительского благословения. Вот почему в Своей заповеди Господь обещает нам долголетие именно за то, что мы будем с любовью и почтением относиться к своим родителям — а не за что-то иное.
Но и родители не должны злоупотреблять той огромной властью, которой они обладают. Ибо эта власть — оружие обоюдоострое!
Известно немало случаев, когда дети появлялись на свет после долгих родительских молитв, после данных Богу строгих обетов — касающихся не только жизни родителей («пешком до Киева», например), но и их детей — их последующей судьбы. Традиция эта идет еще от семьи святых Богоотец Иоакима и Анны, посвятивших Богу Пречистую Деву Марию и выполнивших этот свой обет, отдав свою четырехлетнюю дочь на воспитание в Иерусалимский Храм. На Руси было принято в особых случаях «посвящать» своих еще не рожденных чад Богу. Как правило, это означало одно — последующий путь в монастырь. Да и «вымоленные», «обетные» дети в благочестивых семьях нередко отличались от прочих детей кротостью нрава, устремленностью души к горнему миру… Так что «бояться» такой судьбы для своих детей — недостойно Христианина. Ибо это высший из земных жребиев — служить Богу. И потому воспринимать такую высокую судьбу для своих чад как какое-то подневольное «ярмо», «наказание» — грех.
И тем не менее подлинным Вершителем судеб наших детей является Сам Господь, призвавший и нас, и их из праха земного к вечному бытию… Мы должны только горячо и искренне молиться, чтобы Благой Бог Сам управил судьбу наших чад в угодном Ему направлении — для благополучия их в земной жизни и, главное, спасения их душ в жизни вечной.
Еще один урок из этого письма — это горький урок и напоминание родителям: никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя делать своих детей заложниками наших сиюминутных прихотей и настроений. Не заставлять своих детей расплачиваться за наши ошибки и грехи. Ну а уж если строгие обеты, касающиеся детей, все-таки были даны, нужно стараться их выполнить, при этом все же осторожно вглядываясь в Святой Лик на иконе, молитвенно вопрошая — а угодно ли ЕМУ исполнение данного нами обета?..
В конкретной же ситуации нужно молиться Милосердному Господу, чтобы Он Сам управил судьбу так чудесно появившейся на свет девочки и наставил ее на путь спасения лишь Ему ведомыми путями…
Если кому-то из читателей, и наипаче священнослужителей, захочется поделиться своими размышлениями и советами с автором письма — направляйте свои письма на адрес редакции, а мы их перешлем той, кто так нуждается сейчас в наших советах и, конечно, молитвах.

Рисунок Ирины Евстигнеевой.

Жития святых. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Апостолы Христовы

Предисловие

Вся история человеческой святости – это откровение о тех возможностях, к которым Бог призывает человека. От грехопадения прародителей и до Пришествия Христова эти возможности были недостижимы, человек не был в состоянии исцелить собственную природу, поврежденную грехом. Эта эпоха, противоречивая эпоха Ветхого Завета, явила нам пример святости до Христа, чудо следования за Светом в полной тьме, силу веры в Того, Кто еще не пришел. Святость Ветхого Завета соединяла противоположности, ибо существовала в раздробленном мире, – до тех пор, пока Бог не стал человеком, соединив сильнейшее разделение, которое только может существовать.

Боговоплощение вернуло человеку тот путь, которым он должен был следовать. Высочайшие вершины открыты для нас: мы призваны стать сынами Божиими по благодати. Но осознав до конца силу этого призыва, человек теряется в недоумении: может ли кто исполнить его? Вместе с преподобным Исааком Сириным он может спросить: «Как достигну я этого входа неизреченного?» Мы называем Христа Первенцем нашего спасения – как нового Адама, первого Человека новой Жизни. Но последовал ли кто за Ним, стал ли вторым человеком, «братом» Этого Первенца, братом по усыновлению, по благодати? И здесь нам отзываются слова Спасителя: Кто Матерь Моя и братья Мои? (Мф. 13, 48). Так сказал Христос, отказавшись выйти к Пречистой Деве из дома, где Его слушали ученики. В таком ответе Спасителя часто видели унижение Богоматери, но поистине в этих словах – Ее подлинное величие: вот человек, достойный называться Матерью Его не только по плоти, но и по духу! «Матерь» и «брат» Христу – те, кто исполнил слово Его, но никто не исполнил слово Его так, как Пречистая Дева. Ее святость непостижима, Ее величие выше мысли и слова, но вместе с тем оно не закрыто для нас, ибо Пресвятая Мария – подобный нам человек. Она выше Херувимов и Серафимов; святитель Григорий Палама учит нас, что всякий человек по своей природе совершеннее Ангела, но не может раскрыть это совершенство, оставаясь под грехом. Мы называем Марию «Честнейшей Херувим» не только из-за величайшего чуда Боговоплощения, но и по причине Ее личной святости. Пресвятая Дева достигла того состояния, к которому призван каждый из нас. Она никогда не согрешила – и стала тем Даром, который принесло Богу ветхое человечество, даром, ценнейшим целого мира, даром, за который мы не стыдимся.

Таковы два предела, в которых простирается многообразный опыт человеческой святости: проблески света во тьме и Свет, поглощающий всякую тьму. Между этими гранями есть еще один человек, чье земное служение никогда не будет повторено. Мы часто называем его последним пророком Ветхого Завета, но это и первый пророк – единственный пророк, встретивший Возвещенного им, проповедавший не только о Грядущем, но и о Пришедшем. Это Иоанн, величайший из рожденных женами, единственный в своем служении, пророк, предвозвещенный пророками (ср.: Мал. 3, 1), посланник, предвосхитивший апостолов.

Апостолы продолжили служение Предтечи, можно сказать, в обратной перспективе: Иоанн приготовлял народ к Пришествию Агнца, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), апостолы свидетельствовали о свершившемся Искуплении; Иоанн проповедовал только в пустыне Иудейской и крестил в Еноне, близ Салима (Ин. 3, 23), и по преимуществу только иудеи слышали его, апостолы обошли весь мир, призывая все народы на «пир Царствия».

В святости Пречистой Девы, Предтечи и апостолов явился первый плод евангельской веры, плод с избытком, во сто крат, а не в шестьдесят или тридцать (ср.: Мф. 13, 23). Эта святость – красота обновленного мира, коацос тои коацои, по замечательному выражению одного из учителей Церкви. Это красота Господня (ср.: Пс. 26, 4), в которой мы видим свое спасение, по слову святителя Афанасия Александрийского. И мы надеемся, что предлагаемая книга, повествующая о земной жизни Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и апостолов, донесет отблеск этой красоты.

Источником для данного повествования послужили книги: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных Ее икон, чтимым Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий» Софии Снессоревой, «Святой великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн» протоиерея Симеона Вишнякова и «Жизнь и труды славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых».

Максим Калинин

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Радуйся, высоте неудобовосходимая человеческими помыслы.

Прежде нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в Предвечном Совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого.

Как заря Искупления, воссияла Пречистая Дева в то время, когда наши прародители, преступив заповедь Творца своего, внимали в страхе и трепете грозному приговору Правосудного Судии; уже в этом приговоре просияло благодатное обетование Его благости к падшим созданиям: Семя жены сотрет главу змия (ср.: Быт. 3, 15); и это первое из всех Божественных обетований раскрывалось во всех последующих событиях прообразовательного времени, и всё с большею точностью, по мере приближения предопределенного времени.

Господь повторял это обетование неоднократно, чтобы приготовить людей к принятию обещанного Спасителя мира; не изгладилось оно из памяти людей и после рассеяния их по лицу земли; за далекие горы и моря они уносили с собою эту отрадную, хотя далекую, надежду. Века проходили за веками, исчезали народы, появлялись новые страны, изменялись постановления и обычаи, но вера в Спасителя, грядущего от Пречистой Девы, сохранялась незыблемо. Пять тысячелетий прошло в ожиданиях, и наконец, в определенное судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли тени Ветхого Завета и на горизонте вселенной явилась Путеводная Звезда, чтобы привести погибавшее человечество к спасительной пристани.

Все события Ветхого Завета представляют как бы тень или предызображение новозаветных лиц и событий и имеют предметом своим главным образом Спасителя мира – Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Пресвятой Девы.

Первобытная, девственная земля, не возделанная человеческими трудами, не орошенная дождем, произрастила все разнообразие и великолепие растительной природы и послужила для создания тела первого человека: это является, по мнению святых отцов, первым указанием на Деву Марию, из Которой благоволил воплотиться Бог Слово. Пречистая Дева, как одушевленный Рай, проявила в Себе дивные плоды добродетелей, имела в себе Господа – «древо жизни, насажденное богоначальнейше чревоносящи и рождающи» – и в Нем подала людям избавление от вечной смерти и даровала Жизнь Вечную, как и Сам о Себе Господь Иисус Христос говорил: Ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). От Евы, первой согрешившей жены, произошел на землю весь род человеческий, рожденный в страданиях и для страданий; грехопадением Евы введена смерть в мир и человек изгнан из Рая. Дева Мария принесла миру Жизнь Вечную в рожденном Ею Богочеловеке и возвратила людям вечное блаженство.

Патриарх Ной строил ковчег из негниющего дерева в продолжение ста лет и в этом ковчеге спасся со своим семейством от Всемирного потопа; в этом видно ясное предызображение Пречистой Девы Марии, от Которой рождается Христос, предлагающий верное спасение всем верующим в Него и прибегающим под державный покров Его Пречистой Матери. Послепотопный мир населился от Ноя и его детей; христиане, дети Нового Завета, ведут свое начало от Христа, рожденного от Девы Марии. Голубица, выпущенная Ноем из ковчега и принесшая ему масличную ветвь, предызображает Деву Марию, родившую Спасителя мира от потопа греховного и рождением Его возвестившую окончание гнева Божия и совершенный мир на земле.

Патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором ему показана лестница, основанием утвержденная на земле, вершиною достигавшая Неба; Святая Церковь называет Деву Марию лествицею духовною, рожденную от земли и соединившую землю с Небом; чрез Нее, как чрез лествицу, сошел на землю Бог и открыл вход в Царство Небесное всем верным последователям Своим, прибегающим к покрову Матери Бога Вышнего.

Образ Божией Матери видел Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Предызображаемое пламенем и купиною ясно открылось в тайне Девы: купина горит и не сгорает, Дева рождает Свет и пребывает нетленною. По этой причине Святая Церковь неопалимою купиною именует Богоматерь, и нередко Она изображается окруженною огненным сиянием.

Облачный столп, осенявший днем и озарявший ночью огненным светом израильтян, выведенных Моисеем из Египта, есть указание на Приснодеву Марию как на светоносное облако, носившее Бога, ведущее людей в землю обетования, в Царство Небесное, изливающее на них живоносный источник милости и благодати Божией.

В Чермном море, пропустившем по сухому дну израильтян и потопившем фараона с его полчищами, видим образ Неискусобрачной Невесты, которая, чрез непорочное рождение Иисуса Христа, соделалась морем погибели для мысленного, гордого фараона и водами спасения, необоримою стеною для верных, безропотно несущих крест свой за Ее Божественным Сыном.

Когда израильтяне, странствуя по безводной пустыне, претерпевали жажду от недостатка в воде, Моисей, по повелению Бога, ударил жезлом в каменную гору – и оттуда истекла вода, утолявшая жаждущих; Пресвятая Дева, чрез рождение от Нее Господа нашего Иисуса Христа, явилась источником благодати, утоляющей жажду Жизни Вечной.

Плодоносна была Ханаанская земля, обетованная израильтянам; она «кипела млеком и медом», по выражению Святого Писания. Пресвятая Дева, произрастившая нам хлеб жизни, есть истинная земля обетованная, из которой течет мед и млеко.

У израильтян были, по заповеди Божией, отдельные города, в которых могли иметь безопасное убежище неумышленные убийцы. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», пристанище, ограждение, утверждение и священное прибежище.

Бог питал евреев манною, ниспадавшею с неба; в ковчеге Завета был поставлен золотой сосуд, наполненный этим Небесным хлебом, и в этом видит Святая Церковь образ Матери Божией. «Христа бо носила еси, – воспевает Ей Святая Церковь, – манну разума, одождившего всем чтущим Тя». В Приснодеве Марии вмещалась манна жизни, Христос, пришедший в мир грешных спасти и души верующих насытить хлебом бессмертия.

Скиния Моисеева и храм Соломонов преисполнились славы Господней, как только были освящены: Пресвятая Дева есть пречистый храм Спасов и священное сокровище славы Божией, вместилище Бога невместимого.

Место, где находился ковчег Завета, называлось Святое Святых и было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он входил туда для кропления жертвенною кровью: ясное предызображение Матери Божией как вместилища воплощенного Слова Божия. «Радуйся, Святая Святых большая», – воспевает Ей Церковь. В кивоте Завета, покрытом золотом вне и внутри, вмещались скрижали Закона: из кивота святыни Пречистой Девы, позлащенной Духом Святым, явился Сам Господь-Законодатель.

Сухой жезл Аарона процвел и был положен в ковчеге на память будущим поколениям. Пресвятая Дева произошла от бесплодных родителей и поистине есть таинственный жезл, цвет неувядаемый…

Воскурение пред Господом фимиама означает возношение молитвы к престолу Всевышнего, потому и золотая кадильница, которая находилась за второю завесою скинии, представляет образ Пресвятой Девы. «Радуйся, Кадильнице, золотой сосуд, радуйся, приятное молитвы кадило», – воспевает Ей Святая Церковь, научая нас прибегать к Богородице, как к усердной Заступнице нашей, неусыпаемой Молитвеннице об утолении печалей наших.

Светильник с семью неугасаемыми лампадами, находившийся в скинии, опять образует Пречистую Деву, родившую Истинный Свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир, и освещает вечною жизнью сидящих во тьме и сени смертной.

Трапеза из негниющего дерева, находившаяся в скинии для возложения на нее в жертву Богу двенадцати хлебов, есть предызображение Приснодевы, Которая вмещала в Себе сшедший с Небес хлеб – Христа, питающий нас для Жизни Вечной.

Медная умывальница, устроенная во дворе скинии для омовения священников, прообразует Пречистую Деву, от Которой родился Господь Иисус Христос, открывший всем доступ ко Святому Крещению, в котором верующие омываются от душевной нечистоты. «Радуйся, бане, омывающая совесть», – воспевает Божией Матери Церковь.

Израильтяне, по указанию Моисея, приносили в жертву Богу животных без физических недостатков; Пречистая Дева еще трехлетним младенцем была приведена родителями во храм, как чистейшая и всенепорочная жертва.

Когда Ангел возвестил Гедеону, судье израильскому, волю Божию об избрании его для спасения народа от власти язычников, тогда Гедеон пожелал получить удостоверение, что на то есть благословение Божие, и сам избрал для того знамение: если на руно, положенное им на гумне, ночью сойдет роса, а кругом него земля будет суха, значит его избрание угодно Богу – это исполнилось.

В следующую же ночь, по его же желанию, руно осталось сухим, а земля кругом была покрыта росою. Руно, орошенное росою, прообразует Пречистую Деву, орошенную Небесным и Божественным дождем, сшедшим на Нее. «Пречистое Твое чрево Гедеон виде, Дево Чистая, в неже, якоже дождь, Слово сошед воплотися Божественным Духом», – воспевает Святая Церковь. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою; и Дева Мария по рождестве Господа пребыла Девою, между тем как земля увлажилась росою истинной веры во Христа Спасителя.

Три отрока – Анания, Азария и Мисаил – не устрашились ярости царя Вавилонского и не поклонились твари вместо Творца, за что были ввержены в раскаленную печь и сохранились невредимы силою Всевышнего: это прообразует Деву, зачавшую Зиждителя мира и не опаленную от огня Божества. Как пещь огненная для отроков послужила орудием не истребления, а жизни и обновления, так чрез Пресвятую Деву мир достиг своего обновления.

Слово вселилось в Деву и, приняв плоть, сохранило Ее нетленною, и это предызображается пророком Ионою, сохранившимся в утробе кита невредимо.

Все прикровенное в преобразованиях ветхозаветных с большею ясностью раскрывается в пророчествах. Первое предсказание о Божией Матери заключается в обетовании об Искупителе, данном в Раю, вслед за грехопадением наших прародителей: семя жены сотрет главу змия; это семя – Господь наш Иисус Христос, рожденный от Девы Марии.

По мере приближения времени, в которое должен был явиться на землю Искупитель мира, пророчества об этом явлении произносятся все с большею ясностью. Царственный пророк Давид провозгласил многие точные предсказания. Воспевая славу Мессии, он так пророчествует о Пречистой Деве: Вся слава Дщери Царевы внутрь. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 14, 10). Все ветхозаветные пророки провозглашали о великом событии, грядущем в мир чрез Пречистую Деву. Величайший из пророков Исаия воскликнул о Ней: Се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). В Ветхом Завете ясно указано, что Матерь Божия произойдет из рода Давидова, родит Сына безмужно и по рождестве Его пребудет Девою, что Она будет украшена всеми добродетелями и прославлена.

Душою, глубоко верующею, преклонимся пред величием Пречистой Девы, Матери Господа нашего Иисуса Христа! Призовем Ее на помощь нашим немощам: мы же, по бессилию своему, не находим слов, чтобы достойно прославить Матерь Бога нашего, Заступницу усердную за нас грешных.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней.

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, лежащем на откосе горы, на три дня расстояния от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка, как Назарет; от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1, 46), – говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий пророк Иисус.

Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки царя Давида теряли мало-помалу свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.

Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, – тогда иудеи сознали, что седмицы Данииловы приходят к концу, и с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами.

В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшею дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, Совия и Анна; у Совии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием.

Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним: ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам; остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были счастливы, но бесчадие преисполняло скорбию их сердца: по понятиям того времени, бесчадие считалось бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обещанного Мессии.

Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бездетства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены; но Иоаким, муж праведный, любил и почитал жену свою Анну за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучиться с нею. С сердечною скорбию, но безропотно они несли тяжесть испытания и продолжали вести жизнь свою в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга взаимною любовью и не теряя надежды, что Бог всегда силен помиловать рабов Своих.

В великие праздники они имели обыкновение ходить в Иерусалим. Ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву; но архиерей Иссахар отверг приношение Иоакима и, укорив его бесчадием, сказал: «Господь, ради каких-нибудь тайных грехов твоих, отнял от тебя Свое благословение». Другие из предстоящих единоплеменников тоже поносили его: «Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени во Израиле». Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно, и не возвратился он домой, но ушел в пустыню. Сорок дней и сорок ночей праведный старец плакал, постился и молился, растворяя скорбь свою слезами умиления, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости.

В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном ее мужу, Анна плакала неутешно и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Сидя под лавровым деревом, она не переставала плакать и молиться с непоколебимою верою, что Бог силен и невозможное по-человечески сделать возможным! В это время, подняв глаза к небу, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися еще птенцами – еще сильнее полились из ее глаз слезы, еще жалобнее изливались из ее сердца моления: «Горе мне, одинокой, – вопияла она, – все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня, Господи, и услыши молитву мою!»

Вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру». Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у Золотых ворот.

Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам Ее на служение Богу, и пусть Она служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его». И, произнеся этот обет, она поспешила в Иерусалим воздать хвалу и благодарение Всевышнему.

Ангел Божий явился и праведному Иоакиму, стоявшему на молитве в пустыне, и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там у Золотых ворот найдешь жену твою, которой я возвестил это».

Они встретились; вместе принесли благодарственные жертвы в храме Божием, вместе возвратились домой с твердой верою, что получат по обетованию Господа. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, – для того чтобы рожденное дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены; един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого.

Пресвятая Дева Мария родилась в малоизвестном местечке Назарете от униженного, некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже блеск своего величия. Ни блеск, ни слава мира не окружали Ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира: вечная премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна.

По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении младенца дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит по-еврейски «госпожа», «надежда». Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась госпожою и надеждою всех тварей.

В воспоминание рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная Елена сооружила храм в честь и память рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, установлен на 8 сентября: это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость.

* * *

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

1. Чаще всего история о переходе через Чермное море понимается как прообраз Крещения, в соответствии со словами апостола Павла (1 Кор. 10, 1–2). Толкование, приведенное в «Земной жизни Пресвятой Богородицы», основано на песнопении преподобного Иоанна Дамаскина: «В Чермнем мори, Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, зде же Гавриил, служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде Сый, явлейся яко Человек, Боже, помилуй нас» (догматик 5 гласа). – Ред. 2. История пророка Ионы получила много толкований в церковной традиции. С прообразовательной точки зрения эта история чаще понимается как указание на погребение и воскресение Спасителя, по свидетельству Самого Господа (Мф. 12, 39–40; Лк. 11, 30); гораздо реже эта история связывается с Боговоплощением. С нравственной точки зрения спасение Ионы из моря осмысляется как спасение грешника: слова пророка к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада(Иона 2, 3, 7) могут служить образцом покаяния. Песнь Ионы стала основой для шестой песни каждого канона, чаще всего в нравственном смысле («от тли Боже, мя возведи»), но иногда и в прообразовательном («тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба»). – Ред. 3. Имеется в виду предсказание патриарха Иакова: Не отойдет скипетрот Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10); заметим, что др. – евр. текст здесь неясен и перевод «Примиритель» дан только для связи речи. По Септуагинте в этом месте сказано: «…пока не придет отложенное Ему, и Он есть ожидание народов» – т. е. пока не настанет время Мессии. Когда власть перешла к иноплеменнику Ироду, стало ясно, что приближается время Мессии. – Ред.

Книга «Небесный Цветок. Детям о жизни Пресвятой Богородицы»

Аудио

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором» — с такими словами мы обращаемся к Божией Матери, надеясь на ее помощь и заступничество. Взяты эти строки из акафиста, посвященного одному из самых любимых нашим народом праздников — Покрову Пресвятой Богородицы. Существует много дат, дней памяти святых, но некоторые из них особенно почитаются у нас, в России, как-то особенно близки русскому человеку по своему духу, по своему устроению. К таким праздникам относится и сегодняшнее торжество в честь Благодатного Покрова, который простирает над нами наша Небесная Заступница. И, конечно, в такой день хочется рассказать о Божией Матери, о жизни Которой составлено уже немало книг. Многие из них адресованы к взрослым читателям, мы же предлагаем вашему вниманию эту небольшую книгу, предназначенную для детей младшего возраста. Она вышла в свет в Издательстве Свято-Елисаветинского женского монастыря г. Минска и называется – «Небесный Цветок. Детям о жизни Пресвятой Богородицы». ***

Эта красочная, прекрасно иллюстрированная книга кратко и доступно повествует о жизни Пресвятой Богородицы, поэтому будет очень полезна родителям, воспитателям и преподавателям воскресных школ, занимающихся с детьми дошкольного возраста. И хотя многие из вас уже слышали рассказ о рождении, воспитании Девы Марии, о Рождестве Ее Сына и о Ее Успении, думаю, что не будет лишним, снова вспомнить эти значимые для нас события Священной истории. Откроем книгу и послушаем, как об этом повествует ее автор Виктория Зварич.

«В городе Назарете жили Иоаким и Анна. Они были добрыми, любили Бога, друг друга и помогали людям. Так и состарились. А детей у них всё не было. Иоаким и Анна горячо просили Бога дать им ребёнка. Господь услышал их молитву и послал на землю Ангела. — Радуйтесь! — сказал Ангел Иоакимуи Анне. — Скоро у вас родится Дочь. И, правда, вскоре у Иоакима и Анны родилась Девочка. Её назвали Марией. Родители не могли нарадоваться на свою тихую улыбчивую Дочь. Они были очень благодарны Богу за такое утешение». Когда малышке исполнилось три года, «Иоаким и Анна привели Марию в храм, при котором Она и осталась жить. Их торжественно провожали девочки с зажжёнными свечами. Мария Сама поднялась к храму по большим ступенькам. Навстречу Ей вышел священник Захария».

«Шли годы. Мария молилась, занималась рукоделием и домашним хозяйством. Однажды Ей явился Ангел и вручил прекрасную лилию из райского сада. — Радуйся! — сказал Ангел. — Ты родишь Сына и назовёшь Его Иисус. — Хорошо, — тихо ответила Мария». После этого «о ней стал заботиться добрый старенький Иосиф». А потом «тихой ночью в пещере недалеко от города Вифлеема родился Иисус Христос, наш Спаситель. Богородица нежно спеленала Своего Сына и уложила в ясли. А на небе зажглась чудесная звезда. Пастушки и мудрецы-звездочёты поспешили поклониться маленькому Христу». Прошло еще несколько лет. «Однажды на праздник Пасхи Иосиф, Мария и Иисус Христос отправились в Иерусалим. В город пришло много людей, и родители потеряли своего Сына в толпе. Вскоре Иосиф и Мария нашли Иисуса Христа в храме среди учителей. Он слушал и спрашивал их, а они удивлялись Его мудрости. Иисусу было тогда всего 12 лет».

Когда Спаситель достиг 30-летнего возраста и вышел на проповедь, многие «дети очень хотели увидеть Иисуса Христа. Однажды мамы привели к Нему детей. Господь стал благословлять их: кого-то погладил по голове, кого-то обнял, кого-то посадил к Себе на колени. Он очень любил детей, и они Его полюбили. «Будьте как дети», — сказал Господь родителям и ученикам». А потом, «чтобы спасти людей Он отдал Свою жизнь. Недобрые люди прибили Его гвоздями ко кресту. Рядом с Ним стояли Божия Матерь и любимый ученик Иоанн Богослов. На землю опустилась тьма. На третий день после распятия Божия Матерь и несколько женщин взяли ароматное масло и пошли к пещере, где было погребено тело Спасителя. Когда подошли, увидели яркий свет и Ангела в сияющих одеждах. — Христос воскрес! — радостно сказал он. Вскоре Пресвятой Богородице явился Сам Воскресший Спаситель».

После этого важного для всего человечества события, «Дева Мария прожила ещё много лет. Вместе с апостолами Она рассказывала людям о Христе. Но и Её земная жизнь подошла к концу. Об этом Божией Матери сказал Ангел. Он вручил Ей райскую ветвь — символ славы. Богородица обрадовалась: скоро Она встретится со Своим Сыном. Из разных стран на облаках слетелись апостолы, чтобы проститься с Ней. Божия Матерь уснула, и Её чистую душу принял Сам Господь. После Своего Успения Божия Матерь не оставила людей. Она помогает всем, кто просит Её помощи. Она наша Заступница и молится о нас Богу».

Вот так, вкратце, автор данной книги рассказала детям о самых важных событиях Священной истории. Добавим еще несколько слов, посвященных Божией Матери, которые были написаны духовным писателем 20 века Евгением Поселяниным. «Восемнадцать с лишком веков прошло от того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу и после жизни несказанной скорби, мук и уничижений была коронована на чудное царство небес. И эти 18 веков бессильны были умалить восторг человечества пред тихой святыней Девы Марии». < > Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский, бывший, по преданию, тем самым отроком, которого взял на руки Христос, говорит в письме, к Иоанну Богослову: «Много жен у нас только о том и думают, как бы проехать к вам, чтобы видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо»

«Но, — пишет Поселянин, — разве с тех пор, как Богоматерь призвана была в небо, уменьшилось стремление к Ней сердец человеческих? Только теперь не нужно плыть из Антиохии в Иерусалим, чтобы войти в общение с Ней. Пред успением Своим Богоматерь говорила плакавшим пред Нею христианам, что теперь Ей будет легче помогать людям, всегда видя Сына Своего. Она обещала посещать весь мир и заботиться о нем. И как чудно сбылось это обещание! Тот, кто однажды доверил Ей свою жизнь, прибрел в Ней неизменную Заступницу». < > «Вот и Андрей юродивый, — по словам Поселянина, — молясь в храме, полном народа, возводит глаза к небу и видит как Богоматерь, стоя над народом в воздухе, осеняет Своим омофором народ, молясь за него… И «мы, благоверные люди, радостно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием… Покрой нас честным Твоим омофором!»

*** Завершая данное издание, автор обращается к юному читателю с такими словами: «Если мы попросим тебя рассказать о самом родном человеке, ты, конечно же, расскажешь нам о маме. Ведь мамина любовь согревает, даже в самые грустные деньки! А еще весь мир согревает любовь Пресвятой Богородицы, Мамы Иисуса Христа. Она слышит каждую нашу просьбу и молится о нас Богу. Мы называем Божию Матерь Небесной Царицей. А когда-то давно Она жила на земле и была ребенком, как ты. О Ее жизни тебе и расскажет наша книга».