Деву Марию

Мама всех людей

С Креста Христос весь род человеческий усыновил в лице святого Иоанна Богослова Пресвятой Богородице. Все мы призваны к обожению. И Божия Матерь не оставила нас даже по Своем Успении – вот о чем эти свидетельства.

«Cлава и благодарение Богу за то,
что Пресвятая Богородица не оставляет нас!»

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау), Кипрская Православная Церковь:

– Мой путь в монашество предварило знакомство со старцем Паисием. Я тогда уже был студентом богословского факультета университета Фессалоник. Это произошло в одну из наших первых встреч, именно в тот вечер, когда я впервые остался вместе с ним в его каливе, – тогда он подвизался еще не в Панагуде, а в оставленной ему его русским старцем отцом Тихоном келье Воздвижения Креста Господня монастыря Ставроникит. А дело было как раз накануне праздника Крестовоздвижения, в 1977-м году. Так что это был престольный праздник. Но все равно ничего не предвещало того, что произойдет…

Геронда меня тогда впервые благословил молиться по четкам и показал, как это вообще делается. Мы разошлись по кельям.

– В полночь я позову тебя, и мы пойдем в церковь, – предупредил меня старец и пояснил: – вычитаем там последование ко Святому Причащению.

Богородичная икона в храме келии Воздвижения Креста Господня, где с 1968 по 1979 гг. подвизался старец Пасиий И действительно, около часа ночи старец окликнул меня. Вместе мы отправились в храм. Это была такая маленькая церквушка: всего-то 5 иконочек в иконостасе и одна стасидия.

Оказавшись в храме, я зажег свечу, и мы вместе стали по очереди читать Последование ко Святому Причащению. На Афоне такую совместную молитву полагается совершать так: один произносит тропари, а другой стихи, которые обычно в молитвословах выделяются красным: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» и т. д.

И вот, как сейчас помню, отец Паисий произнес:

– Пресвятая Богородице, спаси нас! – а я принимаюсь усердно читать тропарь «Марие, Мати Божия», – как в храме вдруг внезапно воцаряется почти неслышно, но ощутимо, некое звучание, высокое, но вместе с тем неприметное, словно «глас хлада тонка» (3 Цар. 19, 12). И еще: всю церковь осияло свечение, и лампада перед иконой Пресвятой Богородицы стала сама по себе раскачиваться…

Церковь осияло свечение, и лампада перед иконой стала сама по себе раскачиваться

Я растерянно глазел на все это, понимая, что мне уже не нужна свеча, которую я все еще держал в руке. Стало светло, как днем, и, может, еще светлее. Я оглянулся: лампады перед другими иконами тихо, недвижно мерцали. Лампада же перед образом Божией Матери равномерно, не угашая свой ритм, как это следовало бы ожидать по законам кинетики, раскачивалась себе и раскачивалась… Я посмотрел на старца, а он мне сделал знак: помалкивай. Я замер.

Отец Паисий бесшумно опустился на колени… Это был момент созерцания: словесная молитва была не нужна. Лампада все также следовала своей траектории, как мне потом объяснил старец Паисий, «приветствия». И мы созерцали Свет. Он был какого-то неземного мягкого тепло-голубого цвета.

Я все-таки стал заканчивать чтение, и когда Последование уже подходило к концу, Свет потихонечку стал покидать видимую мне окрестность. Угасал и звук. Мы вновь уже в недвижимой, ничем не расторжимой, тишайшей ночной мгле.

– Геронда… Что это было?

– Ты видел что-то, кроме Света?

– А что произошло?

– Ничего… – улыбнулся отец Паисий, когда я уже вновь зажег свечу. – Ты разве не знаешь, что Богородица по ночам обходит Святую Гору Афон и смотрит, чем это тут занимаются монахи? Вот, Она и увидела тут этих двух полоумных, зашла к ним и раскачала лампадку, чтобы их поприветствовать!

В храме келии Воздвижения Креста Господня, где с 1968 по 1979 гг. подвизался старец Пасиий Потом геронда признался, поскольку я был неотступен в вопрошании, что он-то видел Пресвятую Богородицу, а моя духовная близорукость мне не далее лампадки позволила узреть…

Будучи там, на Афоне, я так прямо и полагал, что Божия Матерь особенно близка именно афонитам. «Она же Игумения Святой Горы Афон!» – думал я. Но когда Промыслом Божиим я был изведен за пределы Ее святогорских владений, то понял, что Ее Покров не сужен до географических широт, а, скорее, определяется географией нашего сердца: куда оно устремлено? Кстати, и лампадка-то в храме келии Воздвижения Честнаго Креста Господня качалась не привычно для здешнего мира: туда-сюда, – а каким-то таинственным образом: вверх и вниз!

Божия Матерь – Мама всех людей.

Она с теми, кому тяжелее. И особенно благоволит тем, кто чтит Жертву Сына Ее. Не теряйте веру в Ее заступление. Что тебе мешает молиться Пресвятой на всякий час?

Помню, как-то раз приехал к нам в Ватопедскую обитель на Афоне один благочестивый мирянин с Халкидики. Это был рабочий крупного металлургического предприятия. Он был занят на добыче стронция. Этот металл залегает достаточно глубоко под землею, так что этому бедняге приходилось спускаться в шахты. Но не это его смущало, а то, что работать ему там надо было с кощунниками, которые, по наущению врага, хулили Пречистую Деву Марию. Как они только не скабрезничали. Слышать верующему человеку это было невыносимо…

И вот он приехал на Святую Гору, бросился в ноги к старцу Иосифу Ватопедскому с одной единственной просьбой: чтобы тот благословил его сменить работу, потому что он уже не мог…

– У тебя же есть семья? – спросил геронда.

– Есть, – подтвердил тот, готовый, однако, на все лишения.

– Тебе сложно менять работу, – сказал, рассудив, старец. – Да и куда бы ты ни устроился, искушения будут везде.

У чудотворной иконы Виматарисса (Алтарница) в Ватопедском монастыре

Отец Иосиф так и не дал ему прямого благословения искать себе другое место работы. Этот человек не смог, как надеялся, решить проблему и весь в слезах, коленопреклоненно молился Пресвятой Богородице у Ее чудотворного образа Виматарисса (Алтарница) в нашей Ватопедской обители.

– Пресвятая Богородица, – шептал он, – я не могу слышать, как Тебя хулят.

И вдруг до него доносятся одно за другим слова:

– Я уже 2000 лет слышу эти хуления и терплю. Ты что, немного потерпеть не можешь? Иди, молись, и Я буду с тобой, – ответила ему Пресвятая.

Божия Матерь действительно с нами – о чем мы зачастую и сами не подозреваем

Божия Матерь действительно с нами – о чем мы зачастую и сами не подозреваем! Преподобному Серафиму Саровскому однажды было видение: Пресвятая Дева Мария пела на клиросе вместе с монахинями. Когда сестры увлекались и начинали голосить слишком громко, Она замолкала. В Раю никто не выделяется. А молчание Божией Матери было знаком того, что Она очень смиренна и имеет тот самый «дух мирен», чуждый всякого тщеславия, гордости, эгоизма, превозношения. Наш старец Иосиф Ватопедский, когда услышал это повествование, заплакал.

Cлава и благодарение Богу за то, что Пресвятая Богородица не оставляет нас!

Когда я уже оказался на Кипре, призванный к епископскому служению, то исповедовал там время от времени маму одного из монахов, которого я знал еще, будучи сам монахом святогорского монастыря. Этот брат был в послушании у геронды Харалампия, а самого его звали Иоанникий. Это был очень ревностный, простой монах, который всего себя посвятил Богу. Подвизался он, как того и требовал Устав его каливы. Вообще, жил по заповедям святых отцов. Мы с ним общались не потому, что родиной у нас обоих был Кипр, а скорее в силу духовного родства и близости. Я не помню, чтобы он покидал Афон, – разве только один-единственный раз, когда его избрали протоэпистатом (управляющим) Святой Горы Афон, и он должен был сопровождать икону «Достойно есть» как раз на Кипр.

Митрополит Лимассольский Афанасий

И вот, когда его матери исполнилось 70 лет, эта благочестивая, исповедующаяся у меня мирянка пришла в один из женских монастырей вверенной мне митрополии с тем, чтобы принять постриг. А в Греции сразу постригают в великую схиму – у нас нет предваряющих ее степеней. Отчетливо помню, как совершался постриг, меня даже посещал помысл: «Да почему же она отвлекается?!» Она кланялась куда-то невпопад, в сторону… Перед нею была икона Спасителя, я с ножницами, а рядом стояла матушка-игумения монастыря. Но постригаемая на нас точно не обращала особого внимания, а даже что-то шептала, отворачиваясь от нас. Я недоумевал: «Неужели она не может сосредоточиться? Это же такой важный момент…».

После совершения пострига и окончания литургии новопостриженная вдруг изъявила желание поговорить со мной!

– Сейчас не время! – строго попытался вразумить ее я.

Тот, кого только что постригли, остается в храме, и душа его должна собеседовать с Богом, – больше ни с кем! Но она настояла, и я согласился выслушать ее.

– А кто была эта Женщина? Она стояла рядом со мною? – спросила тогда она.

– Так это же была игумения! Не понимаю, что за лишние вопросы.

– Нет, другая Женщина, в голубых одеждах… Она стояла рядом! Когда настало время, чтобы ты нарек мне имя, и я подумала о том, какое же имя даст мне мать игумения, эта Женщина мне сказала: «Ты Мне отдала своего сына, а Я тебе отдам Свое имя».

Сама Божия Матерь пришла на ее постриг, чтобы поблагодарить ее

Я оставил новопостриженную в храме, а когда разговаривал с игуменией, открылось, что она собиралась назвать ее Анной, но в момент наречения забыла это имя и произнесла вдруг:

– Мария.

Так посвятившая в монахи сына получила имя Пресвятой Богородицы. И Сама Божия Матерь пришла на ее постриг, чтобы уже здесь, в этой жизни, поблагодарить ее.

Эта старица стала очень усердной монахиней, и Господь засвидетельствовал, что принял ее жертву и подвиги, праведной светлой кончиной. А вскоре, чтобы вместе вкушать плоды подвигов в Царстве Небесном, преставился и ее сын-монах.

Почаще бывайте в храме,
или Об одной встрече в Елоховском

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский:

– Божия Матерь является отнюдь не только монахам. Я даже вот такую историю расскажу. Знаком я с двумя сестрами. Одна из них, Мария, пела у схимитрополита Зиновия (Мажуги) на клиросе в храме святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси. Другая, Шура, жила в Москве, потом, знаю, уехала куда-то в глубинку и стала старчествовать, окормлять народ.

Признавалась, что все только из Священного Писания говорит, – ничего от себя, – и попадает в точку.

Это, конечно, такие две матушки, что просто на лица их посмотришь, сразу понятно: подвижницы!

Однажды, рассказывала Мария, поехала она в Обручевский монастырь, он еще не был закрыт. Игумения ее пригласила:

– Мария, оставайся!

Она не осталась.

Назад в Тбилиси надо было возвращаться через Москву, заехала к своей сестре Шуре. А та еще работала маляром на каком-то производстве. Пообщались, и Шура засобиралась провожать сестру на вокзал. А по дороге условились, что в Елоховский собор заедут на службу. Служил тогда Патриарх Алексий I.

И вот, потом уже Шура рассказывала мне, стоят они посреди храма, а вокруг Марии – мешки-мешки-мешки. Она всюду, где по монастырям ездила, святую воду, маслице, просфорки, камушки какие-то отколупывала, другие святыньки собирала. Мешков пятнадцать, наверно!

Патриарх на кафедре, а тут – такое…

Вдруг выходит Женщина!.. Высокая, в монашеском облачении, с мантией, с жезлом и с панагией

И вот – малый вход с Евангелием. А там же, в Елоховском, далеко идти, они как-то так зашли за иконостас, а оттуда вдруг выходит Женщина!.. Прямо из царских врат! Высокая, в монашеском облачении, с мантией, с жезлом и с панагией. Вышла, проходит мимо Святейшего… А вокруг – иподиаконы снуют, обычные ребята-иподиаконы, да только одежда на них вся искрится… И они выстилают дорожку.

Женщина идет, ударяет жезлом, подошла к сестре:

– Мария, ты почему не осталась в Обруче? Устами игумении Я призывала к монашеской жизни тебя!

А Мария, не зная, как ответить, говорит сама не понимая что:

– У меня же родственники в миру…

– Какие родственники?

– Да вот, сестра… – и показывает на оробевшую Шуру.

Божия Матерь на ту так сверху вниз посмотрела и говорит:

– Сестра ли она тебе?

И дальше, Шура вспоминает, говорят между собою, она весь разговор слышит, а ни одного слова уже понять не может! Только вдруг сестра поворачивается – и уже доходчиво:

– Александра, у тебя есть деньги?

– Есть, – сразу же послушно стала возиться та.

Раньше, знаете, как женщины завязывали скудные средства в носовой платочек и как-то его себе к поясу приноравливали, – стала развязывать, а как глаза подняла, смотрит: а уже нет той Женщины. Только Мария вся сияющая стоит…

– Мария, ну, скажи, о чем вы говорили?!

– Могу сказать только одно слово, Она сказала: «Мария, ты наша».

«Я, – вспоминала потом Шура, – во все время их разговора, который я все равно не понимала, только то и делала, что смотрела, не отводя глаз, на лицо Явившейся, стараясь лик Ее запомнить».

«Потом служба кончилась, надо уже ехать, – рассказывали сестры, – думаем, приложимся сейчас к иконе Пресвятой Богородицы и поедем».

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» в Елоховском соборе

А там, в правом приделе, где сейчас Святейший Алексий II упокоен, икона Божией Матери «Взыскание погибших», – там еще Ее образ без мафория – без головного убора, волосы открыты.

«И мы, – вспоминали, – подходим… И узнаем Ее! Точь-в-точь такой нам Божия Матерь явилась!»

Когда прикладываемся к ручке Пресвятой Богородицы на иконе, мы же у Самой Царицы Неба и земли благословение испрашиваем.

А под окошком, там же, справа (сейчас уже за гробничкой бы Святейшего), сидела тогда еще такая маленькая убогая женщина без рук, без ног. И вот, Мария рассказывала, проходит она мимо нее, а та просит:

– Дочка, возьми меня на руки!

Она взяла ее.

Та говорит:

– Пойди постой на том месте, где вы сейчас стояли.

Отнесла ее туда, постояла там с нею на ручках.

– Отнеси меня на место… – просит спустя некоторое время та, а потом, подумав чуть-чуть, добавляет: – Какая ты счастливая!

Видимо, эта увечная женщина тоже все видела.

«Хочешь быть Моей служанкой и жить в Моем доме?»

В Горненском монастыре

Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского монастыря, Эйн-Карем, Иерусалим:

– Божия Матерь к монашеству призывает. В Пюхтице, когда меня батюшка Серафим Вырицкий туда благословил, я застала старых монахинь – тех, которые первыми пришли туда, на Святую гору, еще по благословению отца Иоанна Кронштадтского.

Одной из первых насельниц была там и мать Ираида, старшая просфорница, она в 14 лет пришла в монастырь и рассказывала, как это ее Сама Матерь Божия избрала и прислала в обитель.

«Однажды с родителями я приехала на всенощную под Успение в Пюхтицкий монастырь, – вспоминала мать Ираида, – мне лет 13–14 было. Вечером всенощная, после всенощной устраивалась общая Исповедь. Владыка из Ревеля приезжал, и утром собирался служить литургию прямо на горе, там, где единственная часовенка стояла на месте явления Божией Матери и обретения Ее чудотворной иконы Успения. И вот, после Исповеди меня уложили спать на телеге, на сене. Вижу сон. Вдруг встает передо мной такая красивая Жена, глаза у Нее необыкновенные. Подходит Она ко мне и так ласково-ласково на меня смотрит:

– Дочь Ирина, ты хочешь быть Моей служанкой и жить в Моем доме?

В миру я Ириной называлась, говорю:

– Хочу.

Игумения Георгия (Щукина) у плащаницы Божией Матери на праздник Успения

Она еще ближе ко мне подошла, ручку мне на голову положила. Я такое блаженство почувствовала, что не могу описать. И вдруг Она стала невидима. Это Матерь Божия была».

Когда я сама услышала от матери Ираиды эти слова: «Хочешь быть Моей служанкой и жить в Моем доме?», – меня и саму, помню, охватило такое радостное, трепетное чувство! Думаю: «Матерь Божия, неужели и я тоже служанка, и мы живем в Твоем доме?»

У нас же Горненский монастырь основан архимандритом Антонином (Капустиным) на месте посещения Пресвятой Богородицей Ее родственницы – праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи. Сюда, «во град Иудин», или Горний, Дева Мария поспешила из Назарета после архангельского благовестия. В память их встречи мы отмечаем в обители праздник Целование, или Встреча Божией Матери и праведной Елисаветы.

Крестный ход с иконой «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Празднование совершаем обычно в шестой день по Благовещении. С этим праздником, верим, к нам приходит Сама Пресвятая. Из Троицкого собора Русской духовной миссии в Иерусалиме к нам крестным ходом приносят чудотворную икону «Благовещение Пресвятой Богородицы». В день праздника мы все, сестры, встречаем Пречистую с букетиками у святого источника, куда Она с праведной Елисаветой ходила за водичкой. От источника мы устилаем дорожку травкой и цветами до Казанского храма.

Вдруг висевшая на стене икона сошла с места и сама обошла храм

Здесь, в Казанском храме, в деревянном резном киоте перед правым клиросом, у нас находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. Известно, что в 1916-м году сестры обители стали умирать от холеры одна за другой, так что в один день несколько монахинь преставилось. Начали читать акафист Казанской иконе один за другим, как 12 прочли, – вдруг висевшая на стене икона сошла с места и сама обошла храм. Сестры услышали голос, пообещавший, что все беды в обители прекратятся, и она будет защищена от эпидемии. Так смертоносная болезнь отступила. У этого чудотворного образа постоянно молимся Пресвятой.

А три месяца после праздника Целование, или Встреча Божией Матери и праведной Елисаветы, – это время особенное для Горненской обители. Именно столько Божия Матерь пробыла здесь, навещая святую сродницу. В эти дни сестры берут благословение у Самой Пресвятой Богородицы.

Чудотворная Казанская икона Горненского монастыря

У всех здесь, особенно в эти три месяца, явственное чувство, что Пресвятая Дева Мария с нами, прямо стоит здесь посреди нас.

– Матерь Божия, помоги! – прошу Ее. – Сестричкам на послушании, тем, кому нездоровится. А кого и вразуми…

Божия Матерь слышит, молитесь Ей.

И чаще причащайтесь. У нас сестры каждое воскресенье, а если праздник какой, то и почаще, к Чаше подходят.

Как Божия Матерь Свои иконы открывает в наши дни

Протоиерей Александр Максимов

Протоиерей Александр Максимов, благочинный Черноярского благочиния Ахтубинско-Енотаевской епархии Астраханской митрополии, настоятель прихода Рождества Пресвятой Богородицы села Никольское:

– Недалеко от нашего села Никольское, в соседнем селении Соленое Займище, жила такая бабушка, Агриппина Яковлевна Веремеева, еще дореволюционного, 1906 года рождения, – в 2001-м году как раз ее 95-летие отмечали. Во сне ей явилась Божия Матерь и, предупредив, что та скоро ослепнет, сказала:

– Молись Моему чудотворному образу «Нерушимая Стена», что в Никольском.

Крестный ход с иконой «Нерушимая стена», что в Никольском

Старушка рассказала мне об этом явлении. Стали мы с митрофорным протоиереем Павлом Рябых (впоследствии он принял схиму с именем Паисий) искать этот образ в храме. Дело в том, что храм у нас огромный, площадью 1200 квадратных метров, – в нем около полусотни икон. Просто когда церкви вокруг закрывались, народ нес святыни сюда.

Председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, ценой своей жизни отстоявший храм Рождества Пресвятой Богородицы в Никольском В Никольском церковь тоже в 1938-м году решили было закрыть, да люди упросили, чтобы службы продолжались хотя бы в подвальном помещении храма. А в самом храме председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, тоже верующий человек, чтобы спасти храм, когда его хотели взорвать, устроил зернохранилище. Потом новые советские власти стали требовать сбросить колокола с нашей высокой 62-метровой колокольни, а он ответил:

– Пока я жив, колокола сбрасывать не будете.

По ложному доносу его расстреляли. Колокола сбросили.

Но вот что поразительно, когда во время Великой Отечественной войны Никольское сильно бомбили, конечно, немецким летчикам отдавался приказ разбомбить и церковь. Но, как рассказали приезжавшие в 1990-х годах сюда бывшие гитлеровцы, во время одного из налетов немецкий летчик вдруг увидел, как он говорил, Мадонну – Божию Матерь, закрывающую Собой храм. Пораженный увиденным, он не смог даже под угрозой собственной смерти выполнить приказ. Также и другие летчики. Село было после бомбежек практически полностью разрушено, а главная его высотная точка – храм – парадоксально для утерявших веру, вопреки всем стратегическим расчетам, осталась невредима.

Крестный ход с иконой «Нерушимая стена», что в Никольском

Сам я с матушкой тоже оказался в этом храме удивительным образом. Воспитывался я на книгах святого праведного Иоанна Кронштадтского, дореволюционные издания которых для меня специально изыскивали знакомые библиотекари в отданных под книжные фонды подвалах Александро-Невского кафедрального собора в Таллине. Я тогда там, в столице Эстонии, жил с родителями. А святой праведный Иоанн Кронштадтский, известно, часто бывал в Эстляндской губернии – служил в этом самом кафедральном соборе, в Пюхтицком монастыре, который основал, и на его Ревельском подворье… На меня его личность такое произвела впечатление, что я в чем-то даже старался, потом уже по благословению духовника, подражать батюшке Иоанну. Наш в то время Таллинский архиерей, впоследствии Святейший Патриарх Алексий II, меня еще тогда благословлял:

– Саша, поступай в семинарию.

– Не могу из-за папы, – помню, ответил я ему.

Крестный ход с иконой «Нерушимая стена», что в Никольском

Владыка знал моего отца, генерал-лейтенанта инженерных войск, и, понимая, что у него действительно будут проблемы, не настаивал. Потом уже, когда идеологический прессинг ослаб, я смог поступить в Московскую духовную семинарию, а по ее окончании был распределен в Астраханскую епархию.

И вот, помню, едем мы с матушкой на место служения, зима, гололед. Трижды машину заносило, а потом и вовсе перевернуло. Слава Богу, мимо калмыки проезжали, поставили нам снова машину на колеса, и мы уже еле-еле зарулили в ближайшее от места нашего сальто село… Там храм огромный – как вы понимаете, как раз Рождества Пресвятой Богородицы в Никольском, – едем к нему, а нам навстречу уже бежит старичок:

– Вас Сама Богородица прислала! – это священник этого храма отец Павел, в схиме потом Паисий, с которым нам и довелось обретать чудотворную икону. – Я уже старый, служить тяжело, – запричитал он, – и регент у меня уже состарилась, совсем слепая стала…

А у меня матушка как раз регент… Батюшка, как узнал, так радости его вообще не было предела. Позвонили владыке Астраханскому и Енотаевскому, тогда еще Филарету (Карагодину), ныне на покое, – он сразу же благословил оставаться служить здесь. Вот уже более четверти века я тут.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Никольском

И вот мы тогда, в 2001-м году, с отцом Павлом после рассказа бабушки Агриппины Яковлевны об очередном явлении в наших краях Пресвятой Богородицы ходим по храму, ко всем образам приглядываемся, вдруг видим: Богородичная икона – сильно потертая, с едва различимым образом, – но вчитываемся в слова стихиры внизу: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству».

Нашли!

Возможно, именно в этом образе Божия Матерь и являлась немцам при налетах.

Образ на иконе был плохо виден, – вероятно, во времена кощунств, когда разоряли церкви, кто-то думал поглумиться: ручки у Богородицы соскоблил… А Она все равно, Заступница, беды этими руками отводила.

Сняли мы икону, отдали на реставрацию. А я принялся ее историю прояснять.

Первое, что стало известно: это список с мозаичного образа XII века «Нерушимая Стена» из главного алтаря Софийского собора Киева. Там Божия Матерь изображена в полный рост, а на нашем образе – Ее поясное изображение.

Потом на обратной стороне иконы прочитали, что сей образ написан для монастыря. А какой монастырь у нас там поблизости? Воскресенско-Мироносицкий, в селе Зубовка. Эту обитель очень любил отец Иоанн Кронштадтский, он даже переписывался с ее игуменией. По его благословению там в свое время был открыт приют для девочек, и сам святой приезжал на освящение храмового придела в честь своего небесного покровителя – преподобного Иоанна Рыльского. Причем, знаете, в каком году это было?! В 1906-м! – это как раз год рождения Агриппины Яковлевны Веремеевой, которой в наши дни и явилась Божия Матерь, открыв людям Свой чудотворный образ! Приезд святого праведного Иоанна Кронштадтского был подробно описан в астраханской газете, там, в частности, говорится, что перед освящением отец Иоанн обошел весь храм и вдруг остановился у иконы Божией Матери «Нерушимая Стена»! Стоял, пристально вглядывался в образ, точно ему что-то было из будущего открыто… Долго молился.

Потом, когда монастырь в 1922-м году стали закрывать, то все иконы рубили на куски и сжигали на берегу речки, а вот образ «Нерушимая Стена», который, вероятно, особо почитался и сестрами обители, одна из монахинь смогла спрятать, закопав в песок. Потом этот образ долгое время хранился у часто ранее паломничавшей в эту обитель жительницы того самого села Соленое Займище, в котором потом и было явление, уже в начале нашего XXI века, Пресвятой Богородицы. Звали хранительницу образа Мария Аньшакова (отчество не знаю), – уже чувствуя приближение кончины, она передала икону нашему храму в Никольском. Более 30 лет этот образ находился в неприметном уголке громадного храма среди прочих икон. И вот, таким чудесным образом явленный в наши дни, буквально после нескольких отслуженных перед ним молебнов стал являть чудеса.

У одной из прихожанок по молитве перед чудотворным образом отыскался сын, пропавший 11 лет назад

За прошедшие годы произошло множество исцелений, в том числе от тяжелейших недугов. Еще в 2006-м году, помню, в храм просто вся в слезах, но, как оказалось, от счастья, пришла женщина: два года она до этого уже лежала парализованной и исцелилась после помазания ее елеем от чудотворной иконы, – после обретения образа мы повесили перед ним неугасимую лампаду и маслице теперь раздаем всем желающим. Также, помню, совсем еще молодой мужчина исцелился от раковой опухоли мозга, сам он был из Красноярска; оказавшись у образа и получив здесь исцеление, после того как оно было подтверждено красноярскими врачами, вернулся благодарить Пресвятую Богородицу. А у одной из наших прихожанок по молитве перед чудотворным образом отыскался сын, пропавший 11 лет назад! Едут к нам и бездетные супруги, – бывает, что много лет не могут зачать и родить ребенка, а помолившись у образа, потом приезжают к нам крестить малышей. Вообще, отмечают, что икона имеет особую силу в ограждении малой Церкви – семьи – как от каких-либо напастей извне, так и от внутренних препирательств.

И наконец – для нас это, пожалуй, самое главное свидетельство Богоматеринского заступничества, – с новым обретением этой иконы в нашем храме Рождества Пресвятой Богородицы в Никольском, точно по благословению батюшки Иоанна, как некогда в любимой им обители, в 2002-м году был создан приют для девочек. Руководит им моя матушка Елена. Все воспитанницы, конечно, молятся перед своей Заступницей – чудотворным Ее образом «Нерушимая стена».

В 2001-м году, по благословению нашего тогда еще правящего архиерея владыки Ионы (Карпухина), ныне на покое, чествование иконы «‟Нерушимая стена” Астраханская, Новая» было определено совершать в день ее обретения – 8 декабря.

В акафисте образу Божией Матери «Нерушимая стена» читаем запев: «Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, заступнице наша и утешение».

Непорочная Дева Мария: житие

Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная — земная мать Иисуса Христа. В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе. В Библии ничто не отвлекает от главного — Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле — это часть стены, окружавшей тот храм.

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена «плодитесь и размножайтесь» воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова. Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Благовещение

Дева Мария. Благая весть

Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.

«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».

Рождество Христово

Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота. Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота. Как гласит Евангелие от Луки, первыми эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.

Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.

Дева Мария и чудо в Кане Галилейской

На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания. Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что «время еще не пришло». Это было первое чудо, совершенное Иисусом.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)

Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: «Се Матерь твоя!». Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.

Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них. Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.

Тайна Марии, матери Иисуса: Святая девственница или жертва ошибки перевода древнего текста



Дева Мария, мать Иисуса, является одним из ключевых символов христианства и женщиной, чей культ изменил мир. Однако до сих пор она является одной из самых загадочных и непонятых библейских личностей. По мнению некоторых исследователей, знаменитая история женщины, которая никогда не имела сексуального контакта с мужчиной, но всё же родила ребёнка, была вызвана ошибкой в переводе древнего текста.

Питер Пауль Рубенс: Непорочное зачатие, 1628 год.

Дева Мария хорошо известна из Библии, но к сожалению, есть не слишком много археологических свидетельств о её жизни. На протяжении веков история этой женщины, чьё настоящее имя было Мириам, изменила мир. Её самым большим достижением, приведшим её к славе, было рождение мальчика по имени Иисус Навин, который стал известен как Иисус. Как Святая Мать в христианстве, она была описана как символ чистоты и смирения.

Разные истории о Марии, Матери Иисуса


Дева Мария.

В известной библейской истории говорится, что Мириам (Мария) была молодой, возможно, одинокой женщиной, которая встретила ангела и обнаружила послание от Бога, что она родит его сына. Однако древняя еврейская книга «Толедот Йешу» представляет совершенно иную версию этой истории.Неизвестные еврейские писатели утверждают, что Мириам была замужем за человеком по имени Иоанн, но встретила римского солдата по имени Тиберий Пантера (иногда пишется Пандера). Она влюбилась и предала Иоанна с римским воином. Когда Иоанн обнаружил любовников, она уже была беременна, и он решил развестись с ней.

«Благовещение» (1489-1490) Сандро Ботичелли. (Всеобщее достояние).

Тиберий взял имя Иосиф Флавий и создал семью с Мириам и их маленьким сыном Иисусом Навином (Иисусом). Мальчик славился совершением всевозможных чудес, которым он научился у старых мастеров. Некоторые из его способностей, как говорили, были: ходить по воде, превращать воду в вино и многое другое. Но скандальная история Мириам и двух мужчин может объяснить, почему некоторые считали, что было бы лучше, если бы её называли «девственницей».

Переводы, раскрывающие истину


Марфа и Мария.

Самое большое недоразумение в истории Девы Марии происходит из-за ошибки в переводе. Обычно переводы основаны на прежних переводах, и значение слов часто расшифровывается специалистами на конкретных языках. Кроме того, многие переводы этой истории были сделаны на основе словарей, созданных специалистами по латыни, что является ключом к тайне слова «девственница».

Ксилография иллюстрации знака зодиака Дева.

Слово «Дева» происходит от латинского «virgo», что означает «дева или сексуально неопытная женщина». Именно это слово и легло в основу рассказов о Марии как о женщине, которая никогда не имела сношений с мужчиной. Однако исторически термин «девственница» означал «одна в себе» т.е. – женщина, которая не нуждалась в мужчине, но при этом он у неё запросто мог быть. Эта интерпретация представляет собой женщину, которая была независимой, финансово свободной, умственно сильной и не слишком зависела от своего любовника или партнёра. В древние времена женщины иногда считались очень сильно привязанными или даже психически зависимыми от своего первого сексуального партнёра. Поэтому, чтобы избежать этой проблемы, древнее общество Средиземноморья (а также других частей Ближнего Востока и Персии) решило создать обычай, который стал частью религиозных церемоний.

Фрагмент каменной мемориальной доски из храма Иштар по прозвищу Инанна — богиня любви, красоты, секса, желания, плодородия 2500 г. до н.

Когда-то женщины в этих местах часто ходили в храмы Иштар или Афродиты, например, чтобы иметь половые сношения со священником. Они никогда больше не могли встретиться, но этот поступок, который, казалось бы, был одобрен богиней храма, позволил женщине избежать слишком сильной привязанности к своему возлюбленному. Посещение храма обычно было предложением её семьи, и это не рассматривалось как предательство или скандал.
Однако исследователи также предполагают, что слово девственница могло быть применено древними обществами к женщинам, которые были независимы в различных областях. Возможно, что Мария могла быть автономной и в других отношениях, но ни Библия, ни другие тексты не вникают в эту идею.

Дева Мария является символом для многих вещей


Святое семейство Иисус, Мария и Иосиф.

Мария стала символом для многих вещей, включая знаменитый ковчег Завета. Как объясняют специалисты с сайта католическая Библия 101:
«Ветхозаветный Ковчег Завета содержал три пункта – Слово Божие в виде каменных скрижалей (десять заповедей), манну (хлеб) с неба и жезл Аарона, который возродился и вернулся к жизни (евреям 9:4). Точно так же чрево Пресвятой Девы Марии содержало Иисуса Христа – живое Слово Божие (Иоанна 1:1), хлеб жизни (Иоанна 6:48) и правителя с железным жезлом, который также вернулся к жизни (Откр.12:5). На Благовещение Марии Гавриил сказал ей, что сила Всевышнего «осенит» (или «омрачит») её (Луки 1:35). Термин «затмение» (или «тень») имеет важное значение, поскольку он также использовался для обозначения херувимов, «осеняющих» («затмевающих») место милости Ковчега Завета (евреям 9:5). Ковчег был сделан из чистого золота (исход 4) и был очень святым, что соответствует католическому учению о том, что Мария также чиста и свята. Ковчег Завета был настолько свят, что ни один обычный человек не мог даже прикоснуться к нему. Оза протянул руку, чтобы удержать его, и был мгновенно убит (2 Царств 6:7)».

Моисей и Иисус Навин в Скинии, кланяясь перед ковчегом (1896-1902). Джеймс Тиссо. (Всеобщее достояние).

Эти предположения подтверждают идею о том, что Мария была изображена как символический святой сосуд, который привёл Иисуса к жизни. Но это также стало началом интересной истории. Возможно, это не имеет ничего общего с неопытностью сексуального любовника. Марию можно было бы назвать девственницей из-за её харизмы, силы и способности поддерживать своего сына. Древние люди, жившие на Ближнем Востоке во время её жизни, не видели девственности так же, как римляне, например.

Гентский алтарь или поклонение Агнцу (1432). Ян ван Эйк. (Всеобщее достояние).

Мария Действительно Святая?


Картина Коронации Девы Марии, XIV век.

На протяжении веков некоторые священники и епископы задавались вопросом, должны ли христиане поклоняться Марии, Матери Иисуса. Возможно, они знали об ошибке, которая появилась в переводах ранних текстов, но чувствовали, что ничего не могут сделать, чтобы изменить эту ошибку.

Пресвятая Дева Мария.

Однако это не меняет позиции Марии в истории. Некоторые утверждают, что библейские истории не могут быть прочитаны как реальные исторические свидетельства, но как символические легенды – запросто. Эта идея вызывает ещё больше споров между религиозными людьми и некоторыми исследователями. Тем не менее, с течением времени новые дискуссии раскрывают больше тайн и версий о ней, соответственно, история Марии становится ещё более увлекательной.
О том, действительно Иисус избежал казни, женился и жил в Японии, можно узнать из следующей статьи, в которой речь пойдёт о музее в деревушке Синго, считающейся последним пристанищем Христа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кто такая Пресвятая Богородица

8 января Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, той, без которой не было бы Рождества Христова и нашего спасения. То, как чтят христиане Божию Матерь, несопоставимо с почитанием ни одного святого. В молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов – Херувимов и Серафимов. Известно более восьмисот икон Богородицы. К Ней обращаются и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Но почему? Ведь Она, хоть и была в земной жизни великой праведницей, все же не была Богом, и в Евангелиях о Ней сказано очень немного… Почему же Ее так прославляют?

Уникальная Мария

Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции: Благовещенье. Ок. 1437-1446 гг.

Начнем издалека. На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Возникает вопрос: почему же Мессия так долго не приходил? Дело в том, что от женщины, которая должна была стать земной Матерью Бога, требовался величайший подвиг самоотречения и любви. Для того чтобы такая женщина появилась на свет, нужны были века подготовки. Богородица Мария – самая чистая и смиренная Дева из всех, рожденных на земле. Такое Дитя – результат усилий и духовной работы десятков поколений. Мария должна была согласиться на зачатие особенного Сына, должна была максимально доверить Богу Свою жизнь. Это сейчас у нас может возникнуть вопрос: что же в этом такого? Подумаешь, подвиг, – скорее, речь идет о великой чести, которую Ей оказали, кто от такого откажется? Но на самом деле все было гораздо сложнее. Во-первых, Дева Мария могла не поверить Архангелу Гавриилу, который рассказал Ей, чего хочет от Нее Бог. Но Она поверила. Во-вторых, Она могла сказать «нет». Достаточно было представить, что могло ждать Ее, совсем юную невинную девушку, выросшую при храме, обрученную с престарелым Иосифом, который обещал по-отцовски о Ней заботиться, когда бы оказалось, что Она беременна, и неизвестно от кого? Сколько сплетен и слухов породило бы такое положение… Так что Она могла испугаться и сказать «нет». Но Она доверилась Богу и согласилась. Наконец, Мария могла возгордиться, что выбор пал на Нее. Пожалуй, немногие устояли бы на Ее месте. Но Она кротко ответила Архангелу, что Она Божия раба, и согласна, чтобы все было по Его воле.

Родители Богородицы

Говорят, что дети – это отражение родителей. И чтобы понять, как появилась на свет такая кроткая Дева, обладающая столь сильной верой, нужно вспомнить, кем были Ее отец и мать. Родители Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна. Господь долго испытывал их, не давая им детей. А надо сказать, что отсутствие потомства в ветхозаветном Израиле было крайне серьезной проблемой. Считалось, что если в семье нет детей, то, значит, это наказание Божие.

Таких людей подвергали насмешкам, пересудам и даже гонениям. Например, есть предание, что отца Марии Иоакима изгнали из Иерусалимского Храма, когда он пришел туда принести жертву. Якобы он великий грешник и чем-то прогневал Бога, раз Он не дает ему потомков. Иоаким удалился в пустыню, стал горячо молиться и именно в тот момент получил от Бога радостную весть, что у них с Анной будет дитя. Оба были в преклонном возрасте, поверить в это было трудно. Все случилось именно так.

Богородица, с одной стороны, действительно была необычной Девой: долгожданный ребенок, вымоленный у Бога, в три года отданный на воспитание в Храм… Но, с другой стороны, Она была самым обычным человеком, которому знакомы тяготы и болезни человеческой природы. Тем более исключительна Ее роль в истории: простая девушка, не искавшая себе славы и подвигов, была возвышена Богом и стала Матерью Христа.

Так говорит Евангелие

Нередко возникает вопрос: почему в Евангелии о Богородице сказано так мало, если Она – Мать Христа, «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»? Действительно, упоминаний о Ней немного, но все они очень содержательны. Например, в Евангелии от Луки есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила – короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). «Благословенна» значит прославлена. Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. Чуть позже Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49).

Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. На основании Ее рассказа он и составил свое Евангелие. Таким образом, Дева Мария фактически была соавтором одного из Евангелий.

Еще важное замечание: Священное Писание прямо указывает на то, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. Так что Ее роль в жизни Сына была очень серьезной, даже несмотря на то, что сказано об этом немного.

Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Потому и чтят Ее так высоко – Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Рождение Христа, а значит, и наше спасение. Каждому христианину Она стала небесной Матерью. Это может почувствовать любой человек, который будет искренне Ей молиться.